Участие государства в изучении Арктики - мировой опыт
Акчурин Линар Ильдарович
аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Статья посвящена рассмотрению стран, занимающихся исследованиями в Арктике. Всего было рассмотрено семнадцать европейских стран: шесть из них имеют выход на арктический шельф (т.н. арктические страны) и одиннадцать стран не имеют. Страны выбирались исходя из ряда критериев: устоявшиеся традиции проведения научных исследований в арктическом регионе; существование действующих документов по арктической политике и / или стратегии арктических исследований; участие в деятельности Арктического Совета; вступление в Международный арктический научный комитет (МАНК). Также в статье отмечается, что международное научное сотрудничество стимулирует кооперацию стран и в других областях, а исследования предоставляют информацию, которая способствует принятию наиболее своевременных решений. Окружающая среда и изменение климата считаются наиболее важными движущими силами арктических исследований, как это определено в стратегиях арктических государств. Ключевые слова: Арктика, нефтедобыча, шельф, роль государства, исследования на арктическом шельфе.
Арктические исследования имеют большое значение в политической сфере на национальном и международном уровнях. Это сложная и многогранная проблема, в которой существуют различные, зачастую противоречивые, точки зрения. Исследования, касающиеся арктического шельфа, важны и для науки, и для политики, причем данные сферы считаются отдельными и независимыми друг от друга. Наука и политика противостоят друг другу с точки зрения логики их функционирования и действующих аксиологических ценностей [5]. В науке первостепенное место занимают знания, основанные на этически полученных объективных доказательствах (знания, основанные на фактах), в то время как сама наука считается полностью свободной от влияния политики и идеологии. В соответствии с этой точкой зрения, наука -это универсальный язык человечества, и единственную цель ученых составляет понимание природы вещей. Политическая сфера, напротив, характеризуется столкновением различных влияний и интересов, причем принимается во внимание, что причины и принципы, оказывающие воздействие, нестабильны и подвержены изменениям. Политика - это одновременно диалог и конфликт, а дипломатию можно рассматривать только как более яркую сторону политики.
В данной статье рассмотрены семнадцать стран Европы: шесть стран, имеющих выход к Арктике (Россия, Исландия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) и одиннадцать неарктических государств (Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Франция, Чехия, Швейцария). Данные страны были выбраны исходя из соответствия хотя бы одному из следующих критериев: наличие устоявшейся традиции проведения научных исследований в Арктическом регионе; издания документа по арктической политике и/или стратегии арктических исследований; участие в работе Арктического совета; членство в Международном арктическом научном комитете (МАНК). Из этой группы из семнадцати проанализированных стран шесть стран - Австрия, Чехия, Нидерланды, Польша, Португалия, Швейцария - не выпустили никаких общедоступных на английском языке и в полной версии политических документов, касающихся арктической области. Однако все они участвуют в различных рабочих группах МАНК. Кроме того, некоторые из них -Польша, Португалия и Швейцария - задействованы в Арктическом совете в качестве наблюдателей. Таким образом, несмотря на отсутствие официальных документов, они участвуют в арктических исследованиях и вносят определенный вклад. Отсутствие официальных должностей можно объяснить различными факторами, которые потребуют дополнительных уточнений. Однако это может привести к (1) отсутствию политической воли или готовности привлекать адекватные ресурсы для формулирования документов по арктической политике или (2) системным барьерам, мешающим исследовательским сообществам эффективно информировать политиков о политическое значение Арктического региона. Ниже в табл. 1 представлен список стран, отобранных
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о сч о сч
о ш m
X
3
<
m О X X
для анализа, их участие в Арктическом совете и МАНК, а также их документы, касающиеся стратегических и научных арктических исследований.
Можно заметить, что все арктические страны являются участниками МАНК и имеют сформулированные документы о стратегии поведения в Арктике или проводимой в данном регионе политике. Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция являются неарктическими странами, также имеющими сформулированные документы о стратегии поведения в Арктике или проводимой в данном регионе политике. Нидерланды, Польша и Швейцария представляют собой неарктические страны, у которых отсутствует опубликованная в открытых источника политика или стратегия, однако данные страны проводят в Арктике научные исследования. Чехия является страной-участником МАНК, однако исследования в Арктике не проводит и действующей стратегии не имеет.
Таблица 1.
Страны, имеющие отношение к исследованиям в Арктике
Государство Арктическая страна Неарктическая страна - наблюдатель Страна-участник МАНК Опубликованы документа стратегии/ политики в Арктике Проводимые научные исследования в Арктике
Российская Федерация
Исландия
Королевство Дания
Норвегия
Финляндия
Швеция 1
Австрия
Великобритания
Германия
Испания
Италия 1
Нидерланды
Польша
Португалия
Франция
Чехия
Швейцария
(серым выделено присутствие данного аспекта) Источник: tuszczuk M., Padrtova B, Szczerbowicz W. Political dimension of Arctic research // Oceanologia - Volume 62, Issue 4, Part B - 2020 - pp. 608-621.
Для всех арктических стран область науки не является приоритетной, однако имеются схожие черты, например, в отношении экономики, безопасности и загрязнения на территории Арктики. В то же время, окружающая среда и изменение климата рассматриваются как наиболее важные движущие силы арктических исследований, определенных в стратегиях арктических государств. Действительно, все заинтересованные стороны в Арктике зависят от научных исследований и международного сотрудничества в области науки из-за изменений климата [7]. Рассмотрим более подробно стратегии арктических стран.
Финляндия. Правительством страны подчеркивается важность научного вклада. В двух стратегиях (2010 и 2013 гг.) определяется ряд тем, в том числе: принятие решений, экономические и социальные цели. В частности, в стратегии 2013 года говорится, что «новые знания,
полученные в результате исследований, необходимо активно распространять для поддержки принятия решений, расширения деловых возможностей и повышения общей осведомленности об Арктике среди широкой общественности» [10, 11]. Кроме того, в документе поясняется, что исследования могут быть использованы для получения и сохранения геополитического влияния в регионе, поскольку «Финляндия сможет укрепить свои позиции и повысить свою привлекательность как ведущего эксперта мирового уровня в Арктике» [11].
Исландия. Для Исландии арктические исследования являются приоритетными, что можно заметить из двух документах, касающихся политики в Арктике [1, 4]. В стратегическом документе 2011 года содержится список тем, которые должны охватывать исследования, включая «изменение климата, исследования ледников, морскую биологию, международную политику и право, безопасность, добычу нефти и газа, историю и культуру, экономическое и социальное развитие, гендерное равенство, здоровье», вопросы заботы и арктического судоходства» [4]. Кроме того, в его стратегическом документе на 2009 год говорится, что исследования должны способствовать формированию политики [8]. Кроме того, Исландия подчеркивает необходимость «содействовать вовлечению исландских ученых и организаций в международное сотрудничество в области арктической науки, такого как Международный комитет по арктической науке, и работы, выполняемой рабочими группами Арктического совета» [4].
Дания. Перспектива проведения арктических исследований также широко представлена в официальных документах Дании. Арктические исследования являются одним из приоритетных направлений. В двух документах Правительства указаны различные движущие силы, способствующие развитию арктической науки. Основным двигателем, по-видимому, является изменение климата и последующие загрязнение [6]. Как и в документах Финляндии, в официальных документах Дании подчеркивается многоцелевой характер арктических исследований, которые могут помочь принять решения, например, при управлении такими ресурсами, как рыбные [6]. Кроме того, исследования могут содействовать заключению климатических соглашений, а также принести пользу экономическому развитию. Важно отметить, что в обоих документах говорится о том, что «проводимые исследования помогут Дании в выдвижении прав на континентальном шельфе» [6].
Норвегия. В норвежских документах по арктической политике исследования имеют большое значение, хотя и не входят в число приоритетов государства. Норвегия также подчеркивает, что исследование также может использоваться для различных целей. Например, оба стратегических документа (2014 и 2017 гг.) предполагают, что исследования и изучение могут помочь улучшить экономику Норвегии, а также способствовать принятию ею экономических решений, в том числе по вопросам устойчивого развития [15, 16]. Стратегия 2017 года напрямую увязывает исследования климата и окружающей среды с развитием бизнеса. В документе говорится, что «больше знаний о взаимодействиях между океанами, льдом, биоразнообразием и экосистемами необходимо для общего управления северными морскими территориями, а также для развития бизнеса и создания стоимости» [16]. Для Норвегии «[также] важно
иметь исследовательский подход при оценке экологических последствий до принятия решений о новой деятельности» [15].
Россия. В стратегии 2013 года развитие науки и технологий определяется как один из пяти основных приоритетов государства в Арктическом регионе. Однако непосредственно арктические исследования относятся к наименее обсуждаемым темам по сравнению с другими арктическими государствами. В стратегическом документе 2013 года определены несколько движущих сил науки, такие как стихийные бедствия, изменение климата и окружающая среда [2]. В документе говорится, что исследования могут также использоваться для других целей и способствовать лучшему пониманию социальных и экономических условий. Также поясняется, что другие области исследований включают «историю, культуру и экономику региона, правовое регулирование экономической и иной деятельности в Арктике» [2]. Действительно, исследования могут помочь улучшить здоровье и благополучие, а также способствовать расширению международного сотрудничества.
Швеция. Наконец, для Швеции исследования играют весьма важную роль, хотя напрямую не упоминаются среди перечисленных приоритетов [18]. В стратегии признается необходимость междисциплинарных исследований. В частности, в документе говорится, что «Швеция и впредь будет лидером в области исследований климата и окружающей среды, уделяя особое внимание влиянию изменения климата на людей» [18]. Изменение климата и охрана окружающей среды являются ключевыми движущими силами науки и исследований. Кроме того, исследования Арктики служат и другим целям. Например, долгая история Швеции в области арктических исследований может быть использована для обеспечения Швеции места в качестве заинтересованной стороны в Арктике [18]. Швеция также признает важность международного сотрудничества в области исследований. Действительно, «сотрудничество через национальные границы на Севере помогает поддерживать хорошие отношения на Крайнем Севере» [18] .
Таким образом, очевидно, что в большинстве случаев арктические исследования имеют очень прагматический смысл, очень часто они связаны с экономическим развитием и социальными потребностями. Особое внимание уделяется аспекту международного сотрудничества в области исследований. Удивительно, но это никак не связано с устойчивым развитием региона, которого можно было бы ожидать. В целом политическое измерение арктических исследований не рассматривается как ключевой политический вопрос для арктических стран.
Далее более подробно остановимся на арктических стратегиях шести неарктических государств - Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании и Великобритании. Остальные пять неарктических государств, -Австрия, Чехия, Польша, Португалия, Швейцария - исключены, поскольку у них нет никаких официальных политических арктических документов для анализа.
Франция. Научные исследования и сотрудничество включают семь приоритетных направлений «Национальной дорожной карты для Арктики» [12]. Во Франции существует давняя традиция арктических исследований, поскольку «Франция была первой страной, которая в 1963 году создала научно-исследовательскую базу на (...) Шпицбергене, где она делит постоянную базу с Гер-
манией» [12]. В документе также говорится, что «в историческом плане полярные регионы занимали особое место в международном научном сотрудничестве» [12]. Более того, «научная деятельность Франции в отношении Арктики укрепляет ее легитимность в решении арктических вопросов» [12]. Хотя во французском документе очень четко прописано политическое значение арктических исследований для государства, он все еще кажется довольно расплывчатым в этом отношении.
Германия. В стратегии Германии по работе в Арктике нет четко обозначенных приоритетов. Тем не менее, в документе перечислены 11 вопросов, представляющих интерес для федерального правительства, и научные исследования являются одним из них. Хотя движущие силы исследований, как правило, связаны с окружающей средой и изменением климата [13], существуют и другие цели, лежащие в основе исследования. Одной из причин являются экономические аспекты. Федеральное правительство «убеждено, что как партнер, обладающий обширными экспертными знаниями в области исследований, технологий и экологических стандартов, Германия может внести свой вклад в устойчивое экономическое развитие в этом регионе» [13]. Арктические исследования также могут использоваться в качестве инструмента для разработки политики и получения информации для принятия решений. Поэтому федеральное правительство «работает над тем, чтобы гарантировать свободу арктических исследований, основываясь на убеждении, что научные открытия имеют фундаментальное значение для арктической политики» [13].
Италия. В Арктической стратегии Италии упоминаются научные измерения, которые являются одним из ключевых направлений в Арктике. Таким образом, исследования явно являются приоритетом. Экспедиции на Северный полюс отмечены как «первые итальянские научные миссии в арктическом регионе». В документе подчеркивается, что «важную роль должны играть научные и технологические исследования, в которых Италия преуспевает». Стратегия также информирует и обращается к тому, как «итальянское научное сообщество при поддержке национальных исследовательских агентств ... [собирается] усилить итальянское присутствие в Арктике». Наконец, стратегия представляет собой конкретный пример реализации взаимодействия между наукой, политикой и бизнесом, недавно возрожденную Таволо Артико (Арктический стол), как «неформальную консультативную группу открытого состава по Арктике, [включающую] членов из академических кругов, научное и деловое сообщество» [1].
Нидерланды. Голландская стратегия четко определяет арктические приоритеты в Стратегическом плане. В документе представлены руководящие принципы будущих полярных исследований, поскольку «Нидерланды продолжают играть роль в международных (полярных) вопросах» [19]. Нидерланды в своих исследованиях «сочетают «пространство для науки» и «пространство для политики» [19]. В этом контексте существует четыре ключевых фактора, лежащих в основе научной повестки дня, которая касается как науки, так и политики: 1) «лед, климат и повышение уровня моря», 2) «полярные экосистемы», 3) «устойчивая эксплуатация», 4) «социальная, правовой и экономический ландшафт [19]. Помимо создания знаний, как одной из основных функций исследования, есть еще четыре цели исследования. Одним из них является поддержка политики, поскольку
X X
о
го А
с.
X
го т
о
2 О
м о
о сч о сч
о ш m
X
3
<
m О X X
«результаты голландских исследований полярной климатической системы все чаще находят аудиторию у (международных) национальных политиков» [19].
Испания. В Испании существенное внимание уделяется научным исследованиям в принципе. Полярные исследования, включая образование, определены как «стратегический приоритет испанской научной системы» [9]. Кроме того, «научное сотрудничество является одной из наиболее эффективных форм международного сотрудничества, поскольку оно может быть преобразовано в важный политический капитал, позволяющий эффективно действовать [и] защищать как свои собственные интересы, так и глобальные интересы» [9]. В испанской стратегии «полярные исследования являются стратегическим приоритетом для испанской научной системы, как из-за его научного значения, так и из-за его высокой интернационализации и последствий в областях, представляющих интерес для Испании, как в стратегическом, так и в социально-экономическом плане» [9]. Документ также призывает к созданию собственной испанской научной инфраструктуры в регионе.
Великобритания. Соединенное Королевство изображается как «мировой лидер в полярных делах, где британские взгляды долгое время господствовали в областях полярной науки, разведки, дипломатии, бизнеса и защиты окружающей среды». Более того, «британское исследовательское сообщество имеет большой опыт международного сотрудничества и проведения высокоэффективных арктических исследований... [и] соглашений на высоком уровне с арктическими государствами. [и] обеспечивает прочную основу для совместных исследований» [3]. Как указано в политике, «высоко оцененная британская наука присутствует в большинстве областей арктических исследований, а также помогает поддерживать хорошую политику, стабильное управление и ответственную торговлю» [3]. Действительно, «по своей природе наука напрямую способствует дипломатии, политике и нашему пониманию Арктики» [3], поэтому Великобритания «будет поощрять своевременную обратную связь надежных доказательств в механизмы принятия решений» [3].
Все шесть неарктических государств обращают внимание на важность своего участия в полярных исследованиях. В частности, их присутствие в Арктике благодаря научной деятельности могло бы укрепить их легитимность в решении арктических дел. В то же время исследование может помочь в принятии решений, поддержать политику и способствовать стабильному управлению регионом. Неарктические государства также делают акцент на вкладе исследований в устойчивое развитие Арктики.
Несмотря на тот факт, что между арктическими и неарктическими государствами существуют очевидные различия в способах взаимодействия в арктическом регионе, в этом разделе обсуждаются несколько выводов.
1. Интересно отметить, что с течением времени и формулировании различных версий документов, связанных с исследованиями в Арктике, все чаще речь идет о связи проводимых исследований с другими сферами человеческой деятельности (например, бизнесом, образованием, здравоохранением). Взаимоотношения исследований с другими областями становятся более всеобъемлющими (например, касаются развития, инновации, социальной сферы, инфраструктуры). Для неарктических государств главный политический аспект страте-
гий связывает их исследовательскую деятельность с Европейским союзом и подчеркивает роль наблюдателей Арктического совета. В опубликованных стратегиях исследований три неарктические государства (Нидерланды, Польша, Швейцария) уделяли наибольшее внимание международному сотрудничеству и деятельности, основанной на знаниях. Существует тенденция подчеркивать полезность исследований, проводимых исследователями неарктических государств.
2. Общие исследования оказывают влияние на общие цели политики. Международное научное сотрудничество стимулирует сотрудничество в других областях, что имеет большое значение, особенно в Арктике, поскольку данный регион является экологически уязвимым.
3. Очевидно, что политическое измерение арктических исследований по-разному воспринимается и рассматривается в этих двух категориях государств (арктические и неарктические). Хотя арктические государства занимают уважительную законную позицию в арктическом международном сотрудничестве, они не рассматривают исследования как какой-либо вид внешнеполитической деятельности, даже когда они участвуют в более или менее широком международном научном сотрудничестве. Более того, их научная направленность больше определяется региональными или даже местными потребностями, чем более общими или глобальными проблемами. В своих арктических стратегиях эти государства гораздо более охотно рассматривают изменение климата как фактор, определяющий социально-экономическое развитие, чем как исключительный предмет научных исследований. Они не игнорируют ценность научных знаний в этом отношении, однако в целом они реже обращают внимание на политические аспекты. В случае неарктических государств научная деятельность гораздо более акцентирована и приоритетна, что в контексте политического характера изучаемых документов также можно понимать как политизацию их арктических исследований.
Литература
1. Лантень М. (Marc Lanteigne). Арктическая дипломатия Италии. [Электронный ресурс] URL: http://arcticjournal.com/ opinion/2069/pastprologue (Дата обращения: 20.11.2020).
2. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года - 2013 - [Электронный ресурс] http://government.ru/info/18360/ (Дата обращения: 20.11.2020).
3. Adapting to change. UK policy towards the Arctic. -Polar Regions Department, Foreign and Commonwealth Office, UK, 2013. - p. 8-9, p. 17.
4. A parliamentary resolution on Iceland's Arctic policy. - Althingi, 139th Legislative Session, - 28 March 2011, - p. 1, p. 11.
5. Copeland D., Constantinou C.M., Kerr P., Sharp P. (Eds.), - The SAGE Handbook of Diplomacy, SAGE Publ. Ltd, London, - Boston (2016), -pp. 628-641.
6. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020, Ministry of Foreign Affairs of Denmark, Department of Foreign Affairs of Government of Greenland, Ministry of Foreign Affairs of Government of the Faroes - [Электронный ресурс] https://um.dk/~/media/um/english-site/documents/politics-and-diplomacy/greenland-and-the-
faroe-islands/arctic%20strategy.pdf?la=en. - (Дата обращения: 20.11.2020).
7. Heininen L., Everett K., Padrtova B., Reissell A., -2019. Arctic Policies and Strategies - Analysis, Synthesis, and Trends - IIASA, Laxenburg, - p. 15, p. 121, 263 pp., https://doi.org/10.22022/AFI/11-2019.16175.
8. Iceland's position in the Arctic. Rep. Sustainable Development in the Arctic Ministry of Foreign Affairs, -Iceland (2009), - pp. 1-2.
9. Guidelines for a Spanish polar strategy [Электронный ресурс] http://www.idi.mineco.gob.es/stfls/MICINN/Investigacion/FI cHEROS/Comite_Polar_definitivo/Directrices_estrategia_p olar_espanola.pdf (Дата обращения: 20.11.2020).
10. Finland's strategy for the Arctic region 2013 - 23 August 2013, Prime Minister's Office Publications, 16/2013
- Gov. Resol., 13 (2013), - pp. 23-24.
11. Finland's strategy for the Arctic region, - Prime Minister's Office Publications 8/2010. - p. 13, p. 20.
12. France 2016. The great challenge of the Arctic. National roadmap for the Arctic - Ministry for Europe and Foreign Affairs, - p. 12, 17-19, p. 57, p. 60.
13. Germany's Arctic policy guidelines. Assume responsibility, seize opportunities. - Federal Foreign Office, 2013 - p. 1, p. 4, 9-10, p. 18.
14. tuszczuk M., Padrtova B., Szczerbowicz W. Political dimension of Arctic research // Oceanologia - Volume 62, Issue 4, Part B - 2020 - pp. 608-621.
15. Norway's Arctic policy. Norwegian Ministry of Foreign Affairs, - Norway, 2014.- p.44.
16. Norway's Arctic Strategy - between geopolitics and social development. Norwegian Ministries, - Norway, 2017.
- p. 9, p. 24, 27-28.
17. Padrtova B., Frozen narratives: How media present security in the Arctic // Polar Sci., - 21, 2019, - pp. 37-46. http://doi.org/10.1016/j.polar.2019.05.006
18. Sweden's strategy for the Arctic region.- Sweden, 2011. - Gvt. Offices, Sweden, UD11.041, p. 6, p. 12, 23-24, p. 26, p. 30, 39-40.
19. The Netherlands, 2014. Pole Position - NL 2.0. -Strategy for the Netherlands Polar Programme 2016-2020,
- Netherlands Organisation for Scientific Research, - p. 5, 7, 11, 14-1.
State participation in the study of the Arctic - world experience Akchurin L.I.
Lomonosov Moscow State University
The article is devoted to an overview of the states engaged in research in the Arctic. In total, seventeen European countries were considered: six of them have access to the Arctic shelf (the so-called Arctic countries) and eleven countries do not. The countries were selected based on a number of criteria: established traditions of scientific research in the Arctic region; existence of valid documents on Arctic policy and / or strategy for Arctic research; participation in the activities of the Arctic Council; joining the International Arctic Science Committee (IASC).
The article also notes that international scientific cooperation stimulates cooperation in other areas, and research provides information that contributes to making the most timely decisions. The environment and climate change are considered the most important driving forces of Arctic research, as identified in the strategies of the Arctic states.
Key words: Arctic, oil production, shelf, role of the state, research
on the Arctic shelf. References
1. Lanteigne M. Arctic diplomacy of Italy. URL:
http://arcticjournal.com/ opinion/2069/pastprologue (Appeal date: 20/11/2020).
2. On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the
Russian Federation and Ensuring National Security for the Period up to 2020 - 2013 -URL: http://government.ru/info/18360/ (Appeal date: 20/11/2020).
3. Adapting to change. UK policy towards the Arctic. - Polar
Regions Department, Foreign and Commonwealth Office, UK, 2013. - p. 8-9, p. 17.
4. A parliamentary resolution on Iceland's Arctic policy. - Althingi,
139th Legislative Session, - 28 March 2011, - p. 1, p. 11.
5. Copeland D., Constantinou C.M., Kerr P., Sharp P. (Eds.), - The
SAGE Handbook of Diplomacy, SAGE Publ. Ltd, London, -Boston (2016), -pp. 628-641.
6. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of
Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020, Ministry of Foreign Affairs of Denmark, Department of Foreign Affairs of Government of Greenland, Ministry of Foreign Affairs of Government of the Faroes - URL: https://um.dk/~/media/um/english-site/documents/politics-and-diplomacy/greenland-and-the-faroe-
islands/arctic%20strategy.pdf?la=en. - (appeal date 20/11/2020).
7. Heininen L., Everett K., Padrtova B., Reissell A., - 2019. Arctic
Policies and Strategies - Analysis, Synthesis, and Trends -IIASA, Laxenburg, - p. 15, p. 121, 263 pp., https://doi.org/10.22022/AFIZ11-2019.16175.
8. Iceland's position in the Arctic. Rep. Sustainable Development in the Arctic Ministry of Foreign Affairs, - Iceland (2009), - pp. 1 -2.
9. Guidelines for a Spanish polar strategy / URL:
http://www.idi.mineco.gob.es/stfls/MICINN/Investigacion/FICH EROS/Comite_Polar_definitivo/Directrices_estrategia_polar_e spanola.pdf (appeal date 20/11/2020).
10. Finland's strategy for the Arctic region 2013 - 23 August 2013, Prime Minister's Office Publications, 16/2013 - Gov. Resol., 13 (2013), - pp. 23-24.
11. Finland's strategy for the Arctic region, - Prime Minister's Office Publications 8/2010. - p. 13, p. 20.
12. France 2016. The great challenge of the Arctic. National roadmap for the Arctic - Ministry for Europe and Foreign Affairs,
- p. 12, 17-19, p. 57, p. 60.
13. Germany's Arctic policy guidelines. Assume responsibility, seize opportunities. - Federal Foreign Office, 2013 - p. 1, p. 4, 9-10, p. 18.
14. tuszczuk M., Padrtova B., Szczerbowicz W. Political dimension of Arctic research // Oceanologia - Volume 62, Issue 4, Part B
- 2020 - pp. 608-621.
15. Norway's Arctic policy. Norwegian Ministry of Foreign Affairs, -Norway, 2014.- p.44.
16. Norway's Arctic Strategy - between geopolitics and social development. Norwegian Ministries, - Norway, 2017. - p. 9, p. 24, 27-28.
17. Padrtova B., Frozen narratives: How media present security in the Arctic // Polar Sci., - 21, 2019, - pp. 37-46. http://doi.org/10.1016/j.polar.2019.05.006
18. Sweden's strategy for the Arctic region.- Sweden, 2011. - Gvt. Offices, Sweden, UD11.041, p. 6, p. 12, 23-24, p. 26, p. 30, 3940.
19. The Netherlands, 2014. Pole Position - NL 2.0. - Strategy for the Netherlands Polar Programme 2016-2020, - Netherlands Organisation for Scientific Research, - p. 5, 7, 11, 14-1.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о