политические науки
Емельянчик Светлана Олеговна ЭКОЛОГИЯ ИЛИ ЭКОНОМИКА ...
УДК 327
ЭКОЛОГИЯ ИЛИ ЭКОНОМИКА: ДИЛЕММА АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НЕАРКТИЧЕСКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ
© 2018
Емельянчик Светлана Олеговна, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет (191060, Россия, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 1/3, подъезд №8, e-mail: sveta881@mail.ru)
Аннотация. Неарктические страны проявляют серьезный интерес к арктическому региону, несмотря на то, что не имеют прямой связи с Арктикой и выхода к Северному Ледовитому океану. Такое положение вещей определяют, в первую очередь, вопросы экологии и экономический потенциал региона. Европейские страны-наблюдатели Арктического Совета, одного из самых влиятельных международных форумов по Арктике, уже сформулировали свои стратегии в регионе. Большинство этих стратегий является неофициальными, так как государства не торопятся ограничивать себя жесткими правовыми рамками, тем не менее, они дают возможность проанализировать приоритеты неарктических европейских государств в Арктике. Основным методом исследования для данной статьи был выбран контент-анализ, представляющий собой количественный анализ текстов с целью выявления числовых закономерностей и их дальнейшей интерпретации. При помощи контент-анализа неофициальных и официальных (при наличии) стратегий по Арктике таких государств, как Великобритания, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша и Франция выявляется основной приоритет этих стран в Арктическом регионе. Это является важным фактором для выстраивания международного диалога и возможности привлечения инвестиций из этих государств в экологическую или экономическую сферу арктических стран.
Ключевые слова: арктическая политика, неарктические европейские государства, страны-наблюдатели Арктического Совета.
ECOLOGY OR ECONOMY: THE DILEMMA OF THE ARCTIC POLICY OF THE NON-ARCTIC EUROPEAN STATES
© 2018
Emelianchik Svetlana Olegovna, post-graduate student
Saint-Petersburg State University (191060, Russia, Saint-Petersburg, Smolnogo st., 1/3, e-mail: sveta881@mail.ru)
Abstract. Non-Arctic countries demonstrate great interest in the Arctic region, despite the fact that they have no direct connection with the Arctic and access to the Arctic Ocean. This state of affairs is determined, first of all, by the ecological issues and the economic potential of the region. European countries that obtain the observer status in the Arctic Council, one of the most influential international forums on the Arctic, have already formulated their strategies in the region. Most of these strategies are unofficial, since states are not in a rush to restrict themselves with legal frameworks; nevertheless, they provide an opportunity to analyze the priorities of non-Arctic European states in the Arctic. The major priority of these countries in the Arctic region has been revealed with the help of content analysis of unofficial and official (if available) Arctic strategies of countries such as Great Britain, Germany, Spain, Italy, Netherlands, Poland and France. This is a significant factor for building an effective international dialogue and the possibility for increasing investments from these states to the Arctic countries' ecological or economic spheres.
Keywords: Arctic policy, non-Arctic European states, Observers of the Arctic Council.
В силу того, что Арктика на сегодняшний день признается регионом, который имеет глобальное значение, все больше стран, даже территориально удаленных, проявляют к ней серьезный интерес. Арктика выходит за рамки области влияния только арктических государств. В игру вступают и другие игроки, у которых есть ресурсы, связи и опыт, чтобы лоббировать свои интересы в северных широтах. Из неарктических государств (государства, чьи территории не пересекают Северный полярный круг) 12 стран имеют статус наблюдателя в Арктическом совете, главном межправительственном форуме по арктическому региону. В рамках Арктического совета его постоянные члены и наблюдатели имеют уникальную возможность согласовывать свои действия и осуществлять совместные проекты по вопросам развития региона и защиты окружающей среды. Из 12 стран-наблюдателей Арктического совета 7 государств находятся на территории Европы.
Те изменения, которые происходят в мире, выдвигают на первый план проблемы климата и экологии в Арктическом регионе. Глобальное потепление сильнее всего проявляется в Арктике, оно приводит к отступлению ледников, вечной мерзлоты и морских льдов. Температура слоя вечной мерзлоты в Арктике за 50 лет повысилась с -10 до -5 градусов. Сокращение площади морского льда в Арктике приводит к уменьшению отражаемой обратно в космос солнечной энергии, тем самым, ускоряя процессы потепления на Земле. Вследствие своей географической близости европейские страны одними из первых ощутят на себе последствия климатических изменений в Арктике (например, затопление прибрежных районов), что, безусловно, отразится на их экономической и социальной сфере.
Еще одной причиной большого интереса к Арктике - ее еще неосвоенные ресурсы и транспортные возможности. Предполагается, что общий объем неразведанных нефтегазовых ресурсов в Арктике относительно мировых запасов составляет порядка 22%, а именно 90 миллиардов баррелей нефти, 1,669 триллионов кубических футов природного газа и 44 миллиарда баррелей газоконденсатных жидкостей. [1] В Арктике также сосредоточены большие запасы редких и редкоземельных металлов, минералов, руд, имеющих стратегическое значение.
У европейских неарктических государств есть опыт в добыче углеводородов (например у BP, Royal Dutch Shell, Total, ENI), который может быть применим в Арктике. Большинство стран Европы являются импортерами газа и нефти, а также рыбы и других минеральных и природных богатств региона, а значит и потенциальными потребителями ресурсов, которые будут осваиваться в Арктике.
Европейские страны также заинтересованы в новых морских маршрутах, которые может предложить Арктика. Они позволят ускорить доставку товаров в Азию и из Азии и сократить издержки. Многие европейские города претендуют на статус опорных морских узлов для судов, следующих по Северному морскому пути и Северо-Западному проходу.
Несмотря на то, что европейские неарктические страны не отрицают своей заинтересованности в экономическом освоении Арктики, в публичных документах и заявлениях часто делается акцент на то, что в первую очередь, государства обеспокоены именно экологической ситуацией в регионе и природоохранными инициативами. В рамках данной статьи было решено проанализиро-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)
311
Emelianchik Svetlana Olegovna
ECOLOGY OR ECONOMY ...
political sciences
вать неофициальные стратегии по Арктике европейских неарктических государств на предмет частоты упоминания тем экологии и экономики. Несмотря на то, что это публичные документы, которые, в том числе, призваны создавать определенный имидж государств, с помощью метода контент-анализа будет сделана попытка ответить на вопрос о том, что же важнее для государств: экология или экономика.
В общем виде, контент-анализ - это стандартная методика исследования в области общественных наук. В рамках этого метода будет произведен количественный анализ текстов стратегии, направлений политики, дорожной карты, и статьи с целью выявления числовых закономерностей и их дальнейшей интерпретации.
Для контент-анализа были выбраны: арктическая стратегия Полярного департамента МИДа Великобритании «Adapting To Change: UK policy towards the Arctic» («Адаптация к изменениям: политика Великобритании в отношении Арктики») [2], официальная полярная стратегия Нидерландов на 2016-2020 годы «Nederlandse Polaire Strategie 2016-2020. Samen voor duurzaam» [3], директивы Германии по политике в Арктическом регионе «Guidelines of the Germany Arctic policy» [4], Испании - «Guidelines for a Spanish Polar Strategy» [5], французская дорожная карта «The Great Challenge of the Arctic: National Roadmap for the Arctic» («Большой вызов Арктики: национальная дорожная карта для Арктики»)[6], английский перевод стратегии итальянского МИД «Towards an Italian strategy for the Arctic» («На пути к итальянской стратегии в отношении Арктики»)[7] и статья Польского института международных дел («PISM») «Poland's Policy towards the Arctic: Key Areas and Priority Actions» («Политика Польши в отношении Арктики: ключевые области и приоритетные действия»)[8], на которую оформлена ссылка на официальном сайте МИДа Республики Польши[9].
Основная информация по проведению анализа с помощью этого метода была взята из трудов основных теоретиков контент-анализа Клауса Крипендорффа (Klaus Krippendorff) «Content Analysis: An Introduction to Its Methodology» («Контент-анализ: введение в методологию») 1980 г.[10] и Роберта Вебера «Basic Content Analysis» 1990 г. [11], а также статьи Стива Стимлера из Иельского университета «An Overview of Content Analysis» («Обзор контент-анализа»).[12] Контент-анализ был произведен в четыре этапа.
Первый этап - подготовительный. Все тексты на английском языке (исключение - Полярная стратегия Нидерландов, которая представлена исключительно на нидерландском языке) были приведены к общему виду при помощи программы Microsoft Word. Был скопирован текстовый массив, изменен шрифт на Times New Roman и 12 кегль. В стратегии Испании в оригинале было представлено два текста - на испанском и на английском. Они являются точным переводом друг друга, поэтому для анализа был взят только текст на английском языке.
Стратегия Нидерландов также была к общему виду с шрифтом Times New Roman и 12 кеглем, однако было решено оставить текст на нидерландском языке, чтобы избежать искажения смысла, так как автор не является специалистом в данном языке. Для более точного анализа, из исследования был исключен раздел посвященный Антарктике и приложения.
Второй этап - выделение единиц анализа и единиц счета. Единица анализа - это тема (предмет/совокупность проблем, образующих основу изложения материала). Единица счета - это ключевое слово или словосочетание, которые соотносятся с рассматриваемой темой. На этом этапе происходит формирование списка ключевых слов, по которым будет осуществляться поиск по материалам. Так как основной интерес представляют темы экологии и экономики, были выбраны следующие единицы счета - ключевые слова:
1) Environment (al) (окружающая среда), Climate change (изменение климата), Ecosystem (экосистема), Biodiversity (биоразнообразие), Pollut (-ion, -ants) (загрязнение, загрязнители), Emissions (выбросы).
2) Economic (экономический), Commercial (activity) (коммерческая деятельность), Business (бизнес), Companies (компании), Oil (нефть), (Natural) Gas (природный газ), Resources (ресурсы), Mining (добыча), Fish-ing, -ries (рыболовный, рыболовство), Transport+Shipping+Navigation (транспорт+перевозка+н авигация), Energy (энергия), Tourism (туризм).
Для стратегии Нидерландов ключевые слова на голландском языке:
1) Milieu (окружающая среда), Klimaatverandering (изменение климата), Ecosysteem (экосистема), Biodiversiteit (биоразнообразие), Vervuiling (загрязнение), Emissies (выбросы).
2) Economisch (экономический), Commerciële activiteit (коммерческая деятельность), Bedrijf (бизнес), Bedrijven(компании), Olie(нефть), Gas (природный газ), Middelen (ресурсы), Mijnbouw (добыча), Visvangst + Visserij (рыболовный, рыболовство), Vervoer+Transport+Navigatie (транспорт+перевозка+нав игация), Energie (энергия), Toerisme (туризм).
Третий этап - процедура подсчета. Количественный подсчет ключевых слов с помощью сервиса поиска по документу в программе Microsoft Office Word.
Таблица 1 - Ключевые слова по теме экологии и охраны окружающей среды.
Environment (al) (окружающ ая среда) Climate change Ecosystem {экосистем Ю Biodiversity оразие) Polhit {-ion, - (загрязнение, загрязнители) Emissions ) P
Великооритан 53 23 13 5 10 11
Германия 54 5 3 3 б 6
Франция 62 20 12 3 13 1
Нидерланды 32 (Milieu) 19 (Klimaatveranderi «S) 15 (Ecosystee m) S (Bio dir erat eit) 0 (Vervuiüng) 1 (Emilies)
Испания 31 9 2 2 2 5
Италия 42 24 10 S 11 10
Польша 17 6 1 0 б 1
Таблица 2 - Ключевые слова по теме экономики и хозяйственного освоения
Есоп Comm Bus Com Oil (Natu Reso Mini Fish- Transport—Shi Ene Tour
о лис ercial me pañi {не ral) urce ng pping+Naviga ЧУ ism
(экон (activi ss es fr Gas s feo ó nes) tion. {зне (ТУР
ОМИЧ ty) (ои (ком ъ) (при {pec ыча) {paoo (транспорт, рги изм)
ескин (комм зне пани рода ype ЛОВСТ перевозка, Я)
) ерчес «У и) ыи ы) во) навигация)
кал газ)
Беликоб 9 20 4 7 13 15 9 3 17 3+21+5 11 S
ритания
Г ер манн 25 0 0 7 7 4 20 0 9 6+14+2 S 2
Франция 30 9 б S 25 11 34 13 29 8+24+12 IS 4
Нцаерла 40 0 7 10 29 4 7 5 1 3 (Vervoer) + 3 14
нды (есоп (Com (Be (Bed (Ol (Gas) (№d (Mil (Visv 3 (Transport) (En (Toe
omise mer cíe drij njve к) dele nbou angst) + 1 ergi nsm
h) le i) n) w) +23 (Navigatie) e) e)
activit {Visse
eit) Ч)
Испания 5 5 0 1 0 0 16 1 21 7+1+10 2 2
Италия 11 1 б 9 15 13 12 1 5 3+1+2 14 2
Польша IS 1 4 S 1 1 5 4 9 4+0+4 5 0
Стоит так же учесть объем рассматриваемых текстов. Это необходимо для того, чтобы соотносить частоту упоминания ключевых слов в одном документе в сравнении с другим, который может оказаться в два раза меньше по объему. Полученные данные занесены в таблицу 3.
Самый большой из рассматриваемых документов по объему - это Полярная стратегия Королевства Нидерландов [3], самый меленький - статья Польского Института по международным делам «Poland's Policy towards the Arctic: Key Areas and Priority Actions» («Политика Польши в отношении Арктики: ключевые области и приоритетные действия») [8]._
312
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
политические науки
Емельянчик Светлана Олеговна ЭКОЛОГИЯ ИЛИ ЭКОНОМИКА ...
Четвертый этап - интерпретация полученных результатов.
Таблица 3 - Объем используемых текстов
Знаков с пробелами Формат А4„ шрифт ТЖ., 12 пг. Примечания
Великобритания 56,6 тысяч 18 страниц Текст на английском языке.
Германия 40 тысяч 11страннц Текст на английском языке.
Франция 71 тысяча 26 страниц Текст на английском языке.
Нидерланды 91,5 тысяча 43 страницы Текст на голландском языке без раздела посвященному Антарктиде, без ссылок, перечня сокращений, оглавления и приложений
Испания 33,7 тысяч 11 страниц Только текст на английском языке.
Италия 4 5,7 тысяч 16 страниц Перевод на английский «Towards an Italian strategy for the Arctic» [7] на официальном сайте итальянского МИДа, собранный в один документ MS Office Word.
Польша 24,5 тысяч 5 страниц В качестве стратегического документа Республики Польша взята статья Польского Института по международным делам «Poland's Policy towards the Arctic: Key Areas and Priority Actions» авторов M. Luszczuk, P. Graczyk, AStepien, M. S-mieszek no причине того, что на официальном сайге Министерства иностранных дел Республики Польша в разделе, посвященном Арктике, пользователю предлагается с ней ознакомиться. [8]
Основная задача для контент-анализа в рамках этой статьи - определить, что важнее в рамках арктических политик рассматриваемых государств: экология или экономика. Для анализа будет применена следующая формула:
Коэффициент интереса государства по теме (экология или экономика) = (Сумма количеств упоминаний по ключевым словам этой темы)/количество страниц текста.
Пример: Коэффициент заинтересованности Великобритании в экономическом освоении Арктики = (Economic (экономический) + Commercial (activity) (коммерческая деятельность) + Business (бизнес) + Companies (компании) + Oil (нефть) + (Natural) Gas (природный газ) + Resources (ресурсы) + Mining (добыча) + Fish-ing, -ries (рыболовный, рыболовство) + Transport+Shipping+Navigation (транспорт+перевозка+ навигация) + Energy (энергия) + Tourism (туризм)) / 18 страниц формата A4 = 8,05.
Так как есть сильные расхождения по объему текста (самый большой из рассматриваемых документов по объему - это Полярная стратегия Королевства Нидерландов (43 страницы A4), самый меленький - статья Польского Института по международным делам «Poland's Policy towards the Arctic: Key Areas and Priority Actions» («Политика Польши в отношении Арктики: ключевые области и приоритетные действия») (5 страниц A4), то есть возможность получить слишком завышенные или слишком заниженные результаты расчетов по указанной формуле. Тем не менее, такая погрешность не сильно повлияет на общие результаты контент-анализа.
Результаты расчетов.
Вопросы экологии, глобального потепления и охраны окружающей среды вреднее значение = 5,26):
Рисунок 1 - Вопросы экологии и охраны окружающей среды.
Здесь можно увидеть, что Коэффициент интереса стран по этой теме равнозначен и очень близок к среднему значению 5,26. Значения в среднем колеблются от 4,64 до 7 (за исключением Нидерландов). Вопросы экологии, глобального потепления и охраны окружающей среды одинаково важны для всех рассматриваемых стран. Несмотря на то, что коэффициент Нидерландов занижен из-за большого объем текста, тема экологии освещена в Стратегии государства [3]. Возможно, низкие значения объясняются еще и тем, что, упомянув о важности защиты экосистемы Арктики, Нидерланды решили сосредоточиться на других аспектах освоения региона.
Экономические аспекты и хозяйственное освоение региона (Среднее значение = 7,86):
Рисунок 2 - Экономические аспекты и хозяйственное освоение региона.
Коэффициент заинтересованности в экономическом освоении региона высок для всех рассматриваемых стран. Среднее значение коэффициента 7,86. В этом показателе заключен интерес государств и к доступу национальных компаний к освоению месторождений в Арктике, и к рыбным ресурсам северных морей, и к эксплуатации арктических морских путей, и к сфере арктического туризма.
Выводы исследования
Полученные в ходе контент-анализа данные по ключевым словам по теме экономики выше данных по ключевым словам по теме экологии. Это подтверждает, что хозяйственное освоение региона и желание обеспечить себя преимуществами в области добычи ресурсов, эксплуатации Северного морского пути и Северо-западного прохода и выгодных контрактов для своих национальных компаний является основным аспектом, подогревающим интерес к Арктическому региону. Несмотря на то, что были рассмотрены публичные документы, которые можно найти на официальных веб-сайтах внешнеполитических ведомств государств, и важной целью которых является формирование имиджа государства на международной арене, при их детальном рассмотрении теме экономики уделено больше внимание, чем проблемам экологии и защите уникальной арктической экосистемы.
В рассматриваемых материалах экономические интересы указаны достаточно конкретно. Кроме того, в большинстве документов проведен анализ привлекательности региона с точки зрения его хозяйственного освоения. Во всех рассматриваемых материалах экономические аспекты выделены в отдельный раздел, или как в случае Нидерландов, Великобритании, Франции интересы разделены по категориям: добыча, рыболовство, транспорт и т.д. Каждой категории посвящен отдельный раздел в стратегии. Страны также приводят примеры своих экономических проектов, которые уже осуществляются в Арктике. Например, Италия говорит
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)
313
Emelianchik Svetlana Olegovna political
ECOLOGY OR ECONOMY ... sciences
о своей нефтегазовой компании Eni, ее деятельности и интересах, Франция - об интересах своих компаний Total, Engie, Technip, Thalès, Великобритания упоминает об англо-американском добывающем проекте в Сакатти в Финляндии, и о поддержке строительства новой инфраструктуры, которая соединит новые газовые месторождения Норвегии с существующей сетью газопроводов в Северном море (the North Sea pipeline network). В стратегиях Великобритании, Нидерландов, Испании говорится о трудностях в освоении северных маршрутов в настоящее время из-за того, что ими можно пользоваться только краткосрочный период времени года. Страны также отмечают отсутствие необходимой инфраструктуры, достаточного количества портов и судов для удачного прохождения северного маршрута. Великобритания и Нидерланды видят себя важными торговыми узлами при активном освоении Северного морского пути и СевероЗападного прохода. Германия и Польша также отмечают, что очень заинтересованы в активной эксплуатации морских путей через Арктику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle // The U.S. Geological Survey (USGS) / USGS Official Web-page URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf (дата обращения: 05.04.2017)
2. Adapting To Change. Uk policy towards the Arctic // Polar Regions Department. FCO. - 2013. URL: https:// www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/251216/Adapting_To_Change_UK_policy_ towards_the_Arctic.pdf (дата обращения: 03.01.2017)
3. Nederlandse Polaire Strategie 2016-2020. Samen voor duurzaam // Rijksoverheid, 05.04.2016 URL:https:// www.rijksoverheid.nl/documenten/rapporten/2016/04/05/ nederlandse-polaire-strategie-2016-2020-samen-voor-duur-zaam (дата обращения: 03.01.2017)
4. Guidelines of the Germany Arctic policy // Federal Foreign Office. - 2013. URL:http://www.bmel. de/SharedDocs/Downloads/EN/International/Leitlinien-
Arktispolitik.pdf?_blob=publicationFile (дата обращения:
03.01.2017)
5. Guidelines for a Spanish Polar Strategy // Gobierno de Espana. URL:http://www.idi.mineco.gob.es/stfls/ MICINN/Investigacion/FICHEROS/Comite_Polar_defini-tivo/Directrices_estrategia_polar_espanola.pdf (дата обращения: 03.01.2017)
6. The Great Challenge of the Arctic: National Roadmap for the Arctic // Ministère des Affaires étrangères de la France. - 2016. URL:http://www.diplomatie.gouv.fr/ IMG/pdf/frna_-_eng_-interne_-_prepa_-_17-06-pm-bd-pdf_cle02695b.pdf (дата обращения: 03.01.2017)
7. Towards an Italian strategy for the Arctic // Ministero degli Affari Esteri d'Italia // URL:http://www.esteri.it/mae/ en/politica_estera/aree_geografiche/europa/artico (дата обращения: 03.01.2017)
8. Poland's Policy towards the Arctic: Key Areas and Priority Actions // PISM Policy Papers, 5.05.2015. - № 11 (113). URL: http://www.msz.gov.pl/resource/abfa22cc-d964-4f87-b9ac-65c14af46a7d:JCR (дата обращения: 03.01.2017)
9. Polska w regionie Arktyki. // Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP. URL:http://www.msz.gov.pl/pl/ polityka_zagraniczna/baltyk/arktyka/polska_w_arktyce/ (дата обращения: 03.01.2017)
10. Krippendorff, K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. / K. Krippendorff // Newbury Park, CA: Sage. -1980 URL:https://www.ocac.cl/wp-content/ uploads/2015/01/Klaus-Krippendorff-Content-analysis.-An-introduction-to-its-methodology.pdf (дата обращения: 05.04.2017)
11. Weber, R. P. Basic Content Analysis / R. Weber // 2nd ed. Newbury Park, CA. - 2008 // URL:https://wrt303sp08. files.wordpress.com/2008/01/weber_content-analysis.pdf (дата обращения: 05.04.2017) 314
12. Stemler S. An Overview of Content Analysis / S. Stemler // Practical Assessment, Research & Evaluation. - 2001. - Vol. 7, № 17 URL: http://pareonline.net/getvn. asp?v=7&n=17 (дата обращения: 05.04.2017)
Статья поступила в редакцию 21.01.2018 Статья принята к публикации 24.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)