Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕКИНА В XXI В.: ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕКИНА В XXI В.: ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / КИТАЙ / РОССИЯ / НОРВЕГИЯ / КАНАДА / США / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / МЯГКАЯ СИЛА / НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ARCTIC / CHINA / RUSSIA / NORWAY / CANADA / USA AND THE ARCTIC COUNCIL / NORTHERN SEA ROUTE / CONTINENTAL SHELF / SOFT POWER / SCIENCE DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гутенев Максим Юрьевич

В статье рассматривается возникновение и развитие арктической стратегии Китая. Подчеркиваются попытки Китая воздействовать на страны Арктики посредством ученого сообщества. В ученой среде китайских исследователей уже четко укоренилась концепция, рассматривающая Китай как «почти арктическое», или «приарктическое» государство. Исследователи из КНР в своих научных работах активно обосновывают статус Арктики как объекта международного права, в то время как сам Китай выстраивает двусторонний формат сотрудничества с приарктическими и арктическими странами, а также активно принимает участие в международных арктических организациях. В работе анализируется стратегия Китая по выстраиванию отношений со странами Арктики. Фактически политика Китая разделила арктические и приарктические страны на две группы: страны, которые заинтересованы в присутствии Китая в Арктике, и страны, которые не хотели бы видеть Китай в роли серьезного игрока. Арктическая стратегия Китая до конца еще не сформирована, однако в последнее десятилетие отчетливо вырисовывается общий вектор ее направленности. Главными приоритетами Китая в Арктике в ближайшие десятилетия будут: освоение Северного морского пути, получение доступа к углеводородным запасам Арктики, изучение последствий изменений климата в Арктике для КНР. Посредством расширения инвестиционных проектов в странах Арктики Китай заложил основы своего влияния на регион. Не предъявляя открытых претензий на обладание Арктикой, правительство Китая постепенно наращивает свое экономическое, научно-техническое присутствие в ней. В настоящий момент через ряд крупных проектов КНР имеет возможность осуществлять экономическое давление на регион с целью достижения целей своей арктической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC STRATEGY OF BEIJING IN THE 21ST CENTURY: FORECASTS AND TRENDS

The article deals with the emergence and development of China's arctic strategy. China's attempts to influence the countries of the Arctic through the scientific community are underlined. In the academic environment, Chinese researchers have clearly entrenched the concept, considering China as an “almost Arctic” or an “Arctic” state. Researchers from the PRC in their scientific work actively justify the status of the Arctic as an object of international law, while China itself is building a bilateral format of cooperation with the Arctic and near-Arctic countries, and actively participates in the international Arctic organizations. This paper analyzes China's strategy for building relations with the Arctic countries. In fact, China's policies have divided the Arctic countries into two groups: countries that are interested in the presence of China in the Arctic and countries that would not want to see China in the role of a serious player. The Arctic strategy of China is still not formed, however, the last decade has clearly revealed the General vector of its direction. The main priorities of China in the Arctic in the coming decades will be as follows: development of the Northern sea route and obtaining access to the hydrocarbon reserves of the Arctic, studying the effects of climate changes in the Arctic on China. Through the expansion of investment projects in the Arctic countries, China has laid the foundations of its influence on the region. Without making overt claims to the possession of the Arctic, the government of China is gradually increasing its economic, scientific-technical presence in the region. At the moment, through a number of major projects, China has the ability to exercise economic pressure on the region to achieve the goals of its Arctic policy.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕКИНА В XXI В.: ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 339.9(510:98)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/57-67

М.Ю. Гутенев1

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

E-mail: gutenevmi@susu.ru

АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕКИНА В XXI в.: ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается возникновение и развитие арктической стратегии Китая. Подчеркиваются попытки Китая воздействовать на страны Арктики посредством ученого сообщества. В ученой среде китайских исследователей уже четко укоренилась концепция, рассматривающая Китай как «почти арктическое», или «приарктическое» государство. Исследователи из КНР в своих научных работах активно обосновывают статус Арктики как объекта международного права, в то время как сам Китай выстраивает двусторонний формат сотрудничества с при-арктическими и арктическими странами, а также активно принимает участие в международных арктических организациях. В работе анализируется стратегия Китая по выстраиванию отношений со странами Арктики. Фактически политика Китая разделила арктические и приарктические страны на две группы: страны, которые заинтересованы в присутствии Китая в Арктике, и страны, которые не хотели бы видеть Китай в роли серьезного игрока. Арктическая стратегия Китая до конца еще не сформирована, однако в последнее десятилетие отчетливо вырисовывается общий вектор ее направленности. Главными приоритетами Китая в Арктике в ближайшие десятилетия будут: освоение Северного морского пути, получение доступа к углеводородным запасам Арктики, изучение последствий изменений климата в Арктике для КНР. Посредством расширения инвестиционных проектов в странах Арктики Китай заложил основы своего влияния на регион. Не предъявляя открытых претензий на обладание Арктикой, правительство Китая постепенно наращивает свое экономическое, научно-техническое присутствие в ней. В настоящий момент через ряд крупных проектов КНР имеет возможность осуществлять экономическое давление на регион с целью достижения целей своей арктической стратегии.

1 Максим Юрьевич Гутенев, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Южно-Уральского государственного университета (НИУ), г. Челябинск, Россия.

Для цитирования: Гутенев М.Ю. Арктическая стратегия Пекина в XXI в.: прогнозы и тенденции // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 57-67.

© Гутенев М.Ю., 2017

Ключевые слова: Арктика, Китай, Россия, Норвегия, Канада, США, Арктический совет, Северный морской путь, континентальный шельф, мягкая сила, научная дипломатия.

Maxim Y. Gutenev1

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gutenevmi@susu.ru

ARCTIC STRATEGY OF BEIJING IN THE 21st CENTURY: FORECASTS AND TRENDS

Abstract. The article deals with the emergence and development of China's arctic strategy. China's attempts to influence the countries of the Arctic through the scientific community are underlined. In the academic environment, Chinese researchers have clearly entrenched the concept, considering China as an "almost Arctic" or an "Arctic" state. Researchers from the PRC in their scientific work actively justify the status of the Arctic as an object of international law, while China itself is building a bilateral format of cooperation with the Arctic and near-Arctic countries, and actively participates in the international Arctic organizations. This paper analyzes China's strategy for building relations with the Arctic countries. In fact, China's policies have divided the Arctic countries into two groups: countries that are interested in the presence of China in the Arctic and countries that would not want to see China in the role of a serious player. The Arctic strategy of China is still not formed, however, the last decade has clearly revealed the General vector of its direction. The main priorities of China in the Arctic in the coming decades will be as follows: development of the Northern sea route and obtaining access to the hydrocarbon reserves of the Arctic, studying the effects of climate changes in the Arctic on China. Through the expansion of investment projects in the Arctic countries, China has laid the foundations of its influence on the region. Without making overt claims to the possession of the Arctic, the government of China is gradually increasing its economic, scientific-technical presence in the region. At the moment, through a number of major projects, China has the ability to exercise economic pressure on the region to achieve the goals of its Arctic policy.

'Maxim Y. Gutenev, Candidate of Philosophical Sciences, associate Professor of sociology and political science of the South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia.

For citing: Gutenev, M.Y. Arctic strategy of Beijing in the 21st century: forecasts and trends // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 57-67.

Key words: Arctic, China, Russia, Norway, Canada, USA and the Arctic Council, the Northern sea route, continental shelf, soft power, science diplomacy.

Влияние глобального потепления на таяние арктических льдов широко обсуждается как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. В связи с ожидаемым изменением климата в последнее время резко увеличилось количество государств и коммерческих организаций, заинтересованных в освоении арктических ресурсов, а также путей возможных грузоперевозок по Северному морскому пути.

Наибольшую активность в этом регионе проявляют страны «Арктической пятерки»: Россия, Норвегия, США, Канада, Дания. Согласно конвенции ООН, именно эти пять государств, обладающих территориями в Арктике, имеют право осваивать шельф и использовать богатства северного региона по своему усмотрению. Однако не только арктические и приарктические страны (Исландия, Швеция, Финляндия) проявляют интерес к собственно арктической территории, в последнее время этот регион привлекает внимание стран, находящихся в значительной степени удаленности от Северного полюса (Индия, Китай, Сингапур, Япония). Большинство заинтересованных неарктических государств полагают, что ресурсы Арктики не должны принадлежать исключительно «Арктической пятерке», а должны являться всеобщим мировым достоянием.

Особенно большой интерес к Арктике из неарктичестких государств проявляет Китай. Арктика интересна Китаю по определенным причинам: доступ к ресурсному потенциалу региона, возможность использования Северного морского пути и возможность осуществления научно-исследовательских мероприятий в Арктике. Важной составляющей комплекса целей Китая в Арктике являются и эколого-климатические интересы. Растущая экономика Китая и его политическая мощь уязвимы перед изменением климата, что может иметь негативные последствия для китайской продовольственной безопасности. Во многом от погодных условий в Арктике зависит формирование климата и погоды в Китае, а подъем уровня морей вследствие таяния льдов в Арктике является значительной угрозой для развитых промышленных и сельскохозяйственных центров на побережье страны.

Если выстроить иерархию интересов Китая в Арктике, то несомненным приоритетом будут обладать экономические цели. От реализации экономических планов Китая во многом будет зависеть его статус одной из ведущих мировых держав в XXI веке. В настоящее время основным поставщиком энергоносителей в Китай являются страны Ближнего Востока, однако ближневосточный регион не является политически и экономически стабильным и уже в ближайшее время не сможет

полностью перекрывать все потребности Китая в энергоресурсах. Для достижения своих геополитических и экономических целей в Арктике руководство Китая планомерно формирует и реализует собственную арктическую стратегию. В настоящий момент она еще не сформирована в окончательном виде, но ее общее направление развития представляется очевидным.

Попытки теоретического изучения Арктики были предприняты Китаем еще в 80-е годы прошлого века. В 1994 г. китайцы впервые отправили в Арктику свое научно-исследовательское судно ледового класса Xue Long (Снежный дракон). С 2000-х годов начинается принципиально новый этап освоения и изучения Арктики - от научно-исследовательских проектов Китай активно переходит к практической деятельности по реализации своих экономических и политических целей в регионе. Так, для того, чтобы более точно осуществлять метеорологические исследования, изучать процессы таяния ледников, проводить мониторинг ледников в Арктике, в 2004 г. на острове Шпицберген «Полярным научно-исследовательским институтом Китая» была открыта научно-исследовательская станция «Хуанхэ».

В 2009 г. китайцы окончательно убедились в необходимости продолжения освоения Арктики - профессор Ли Чжэфу в журнале Китайской ассоциации науки и технологии назвал Северный морской путь «осевым морским путем»: «Тот, кто контролирует арктический путь, будет контролировать новый коридор в мировой экономике и международной стратегии» [8]. В 2012 г. на съезде Коммунистической партии Китая была озвучена идея превращения Китая в великую морскую державу, следствием чего стала реализация крупных проектов по освоению новых морских акваторий и путей. В 2013 г. китайцы успешно запустили первый пробный коммерческий рейс через Северный морской путь из города Дялань в Роттердам [7].

Сегодня Китай ведет довольно неоднозначную политику в Арктике. На переговорах с неарктическими странами Китай активно продвигает идею об интернационализации региона и его ресурсного потенциала, в переговорах со странами «арктической пятерки» активно ищет точки для экономического и политического диалога с целью создания каких-либо совместных проектов. Китай признает конвенцию ООН по морскому праву [3] и права арктических держав на территории морского шельфа, но вместе с тем руководство КНР полагает, что международные нормы гарантируют и неарктическим странам определенные права в Арктике. Китайские геополитики полагают, что контроль над арктическим регионом позволит получить их стране ряд преимуществ: «Разработка стратегически важных сырьевых ресурсов, как и развитие новых морских путей в Арктике, безусловно, могут иметь для Китая не только торгово-экономическое, но и геополитическое и - особенно в перспективе - военно-стратегическое значение» [1, с. 237].

КНР наряду с другими неарктическими государствами относится к той группе стран, которая стремится к интернационализации Арктики по образцу Антарктики.

60

При этом Китай частично учитывает интересы стран арктического клуба по суверенизации этого региона. В ученой среде китайских исследователей уже четко укоренилась концепция, рассматривающая Китай как «почти арктическое», или «при-арктическое» государство. Исследователи из КНР в своих научных работах активно обосновывают статус Арктики как объекта международного права, в то время как сам Китай выстраивает двухсторонний формат сотрудничества с приарктическими и арктическими странами, а также активно принимает участие в международных арктических организациях.

Китайский фактор в последнее десятилетие стал особенно актуален. Фактически политика Китая разделила арктические и приарктические страны на две группы: страны, которые заинтересованы в присутствии Китая в Арктике. и страны, которые не хотели бы видеть Китай в роли серьезного игрока на «арктической шахматной доске».

К странам, которые больше всего обеспокоены растущими амбициями Китая, относятся США и Канада. Руководство США высказывает недовольство стратегической линией Китая по выстраиванию двусторонних отношений с арктическими странами. Темпы развития КНР настораживают США и оказывают негативное воздействие на международное сотрудничество в Арктике в целом. Будучи второй экономикой мира, Китай, благодаря ресурсам Арктики, может вырваться на первое место и потеснить США. В связи с этим, на наш взгляд, США являются наиболее недружелюбной к Китаю страной в Арктическом совете.

Канада в первую очередь обеспокоена претензиями Китая на ресурсы канадской Арктики, а также проявлением интереса к канадскому Северо-Западному проходу. В связи с заинтересованностью в китайских инвестициях канадское правительство официально не заявляет о своем отрицательном отношении к политике КНР в Арктике, однако на законодательном уровне предпринимает попытки ограничить присутствие Китая в Арктике. Вместе с тем Канада понимает, что присутствие Китая в Арктике неизбежно, поэтому в последнее время наметилась тенденция по сближению этих двух стран. В частности, о таком сближении свидетельствует заявление премьера Госсовета КНР Ли Кэцян от 18 апреля 2017 г. о продолжении совместной работы с Канадой по расширению двусторонней торговли и инвестиций [10].

Россия и Китай заинтересованы во взаимном сотрудничестве, особенно в энергетическом комплексе. Именно Арктика имеет важное экономическое и политическое значение для обоих государств. Быстрый экономический рост Китая и, как следствие, увеличение спроса на поставки нефти стали главной причиной, по которой КНР стремится участвовать в проектах по освоению арктического шельфа нашей страны. Для России экономическое сотрудничество с Китаем вышло на новый уровень после событий на Украине в 2014 году. В этом же году Президентом нашей страны В.В. Путиным был заключен ряд соглашений с КНР по вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфе-

ре. Крупнейшая китайская нефтегазовая компания СКРС взяла на себя главную роль в реализации газовых проектов в Арктике, обязуясь покупать ежегодно 3 миллиона тонн сжиженного природного газа на Ямале. Уже в 2020 году планируется начать поставки СПГ в Китай через трубопровод «Сила Сибири» [9].

Помимо энергетического фактора, в настоящее время основными линиями развития партнерских отношений России и Китая являются геополитические факторы, а также вопросы логистического характера, связанные с освоением Северного морского пути (СМП). Китай заинтересован в развитии и освоении СМП, в первую очередь из-за того, что перевозки грузов через этот морской путь могут стать более экономически выгодными, чем через Суэцкий канал, который в настоящее время практически достиг своего предела пропускной способности. Расстояние из Шанхая до Гамбурга по СМП примерно на 40% короче, чем через Суэцкий канал, что позволяет на неделю сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу. Транспортировки углеводородного сырья с арктического шельфа могут стать более выгодными по сравнению с транспортировками посредством газо- и нефтепроводов.

Россия обладает необходимым количеством атомных ледоколов, а также производственной, технической и научной базой в Арктике, однако состояние портов, аэродромов и других объектов инфраструктуры находится не на самом лучшем уровне. Китайские инвестиции помогли бы оживить инфраструктуру арктического региона и открыть новые возможности для роста российской экономики. Укрепление российско-китайских отношений в области энергетики способствовало бы росту производства внутри нашей страны, а также развитию торговли между странами в целом.

На четвертом международном форуме «Арктика - территория диалога», который проходил в Архангельске с 28 по 30 марта 2017 г., Президент РФ В.В. Путин отметил, что все государства мира имеют право работать в Арктике. Россия заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в этот регион, а также в сотрудничестве с другими нерегиональными государствами по решению проблем устойчивого развития Арктики. Несколько раз в ходе выступления на форуме В.В. Путин упомянул о готовности к сотрудничеству с КНР «Те же китайские партнёры намерены участвовать и говорят о своей готовности участвовать в строительстве железных дорог на российском севере, которые будут вести к новым глубоководным портам. Вы знаете, мы не только не собираемся препятствовать работе нерегиональных стран по освоению Арктики, а, наоборот, заинтересованы в привлечении их ресурсов и возможностей для освоения этого региона, но, разумеется, на принципах соблюдения норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность, безопасность биоресурсов, обеспечение интересов коренных народов, проживающих на этих территориях» [4].

Стоит отметить, что в вопросах освоения Арктики у России и Китая есть ряд определенных разногласий. Так, например, у России вызывает опасение тот факт,

62

что у китайской стороны отсутствует опыт в сфере добычи полезных ископаемых с применением современных экологических стандартов. Для хрупкой арктической среды российской Арктики такой подход к добыче ресурсов недопустим. Определенная угроза для России заключается и в том, что Китай может монополизировать Северный морской путь и не допустить другие страны АТР в этот регион.

В арктической политике КНР очень хорошо прослеживается стратегическая линия по укреплению и развитию отношений со странами Северной Европы. Для этого 19 декабря 2010 г. в Шанхае был основан Китайско-нордический научно-исследовательский центр (СКЛЯС). В состав данного центра в настоящий момент входят 7 организаций от стран Северной Европы (Норвежский полярный институт, Арктический центр университета Лапландии и др.) и 6 научных организаций от КНР (Полярный научно-исследовательский институт Китая, Научно-исследовательский институт полярного права и политики и др.). С 2013 г. СКЛЯС ежегодно организует «Китайско-нордический симпозиум арктического сотрудничества», на котором встречаются ученые из стран Северной Европы и КНР; Россия в данном мероприятии не участвует.

Официальной целью деятельности данного центра является создание площадки для научного сотрудничества, повышения осведомлённости и понимания проблем Арктического региона, содействие сотрудничеству в интересах устойчивого развития стран Северной Европы и Китая в глобальном контексте. Исследовательские темы СКЛЯС включают проведение совместных научно-исследовательских проектов, развитие арктических научно-исследовательских сообществ, проведение регулярных симпозиумов и семинаров, содействие информационному и культурному обмену между Китаем и странами Северной Европы в контексте Арктики. Кроме того, СКЛЯС предлагает стипендии и стажировки для студентов скандинавских стран для проведения исследований в данном центре [13].

Для усиления своих позиций в Арктике Китай на практике реализует стратегию сближения с некоторыми из арктических государств. Государства Северной Европы, как правило, заинтересованы видеть Китай сильным арктическим игроком. С большой охотой идут на сближение с КНР Исландия и Дания. Норвегия занимает более умеренную позицию в отношении Китая, однако также не остается в стороне - на норвежском Шпицбергене (Свальбард) находится китайская полярная научно-исследовательская станция «Хуанхэ». В поселении Ню-Олесунн на том же архипелаге китайцы открыли свою исследовательскую арктическую станцию. Интерес названных стран в сотрудничестве с Пекином связан с тем, что за счет Китая они могут усилить свое влияние в Арктическом совете, а также получить необходимые инвестиции для развития своей экономики.

В 2010 г. Китай выделил 500 миллионов долларов на поддержку переживающей кризис банковской системы Исландии. Также в 2010 г. Дания подписала кон-

тракты с Китаем на сумму 740 млн долларов в областях энергетики, зеленой экономики, сельского хозяйства и продовольственной безопасности. В 2011 г. посол Дании в Китае выступил с заявлением в поддержку китайской заявки на постоянное членство в Арктическом Совете. Такая же позиция была и у лидеров Гренландии и Исландии. В январе 2013 г. шведские и норвежские представители на заседании Арктического совета в Тромсё заявили о желании начать процесс обсуждения участия Китая в Арктическом совете.

Особое внимание в своей северной политике КНР уделяет Исландии. Поддерживая внешнюю политику Исландии, КНР стремится укрепить свои позиции в Арктическом совете и получить доступ к энергоресурсам острова. Привлекательна Исландия для Китая также своим географическим положением: в результате таяния льдов уже в ближайшей перспективе самые экономически выгодные транспортные пути будут проходить рядом с Исландией.

Исландия является приарктической страной, которая не владеет какими-то арктическими территориями. В 2009 г. Исландия подала заявление на вступление в Евросоюз, но не смогла стать его членом. Одним из последствий отказа Исландии от заявки членства в ЕС стало сближение Китая и Исландии. При помощи КНР Исландия стремится укрепить свой статус среди арктических государств, а также увеличить долю экспорта энергоресурсов и рыбной продукции на азиатские рынки. В период дипломатического кризиса в отношениях между Китаем и Норвегией из-за вручения китайскому диссиденту Лю Сяобо Нобелевской премии мира именно Исландия активно поддерживала идею вступления Китая в качестве наблюдателя в Арктический совет [5].

Относительно теплыми можно назвать отношения КНР с Датским королевством. Дания является одним из членов Арктического совета благодаря тому, что ей принадлежит самый крупный остров на планете - Гренландия. Несмотря на то, что в последнее время внутри самой Гренландии все чаще звучат идеи об отделении и провозглашении независимости, Дания все еще является полноправным арктическим государством. Более того, арктические амбиции Дании постоянно растут и, наряду с Россией и Канадой, она является третьей страной, которая претендует на континентальный шельф на Северном полюсе. Дания заинтересована в Китае и считает, что «Китай имеет в Арктике законные экономические и научные интересы» [1, с. 236].

Китай намерен укреплять отношения с Данией главным образом за счет построения прочных экономических связей с Гренландией, создания новых производств и развития транспортной инфраструктуры Гренландии. В связи с этим Дания в ближайшее время будет оставаться для Китая значимым действующим лицом в его арктической политике.

Пекин с 2008 г. пытался получить статус наблюдателя в Арктическом совете. Вступление в него в 2013 г. в качестве наблюдателя открыло перед Китаем новые

64

перспективы. После включения КНР в совет Арктическим странам стало затруднительно не учитывать официальную позицию Пекина. КНР в качестве наблюд а-теля совета может участвовать на его слушаниях на уровне рабочих групп, участвовать в дискуссиях и выражать свое мнение на заседании совета по поводу обсуждаемых проблем. С другой стороны, членство в этой организации для Китая имеет больше имиджевое значение. Став наблюдателем Арктического совета, КНР де-факто признал суверенные права арктических государств в регионе. Арктический совет, несмотря на свой статус, является организацией, решающей в первую очередь экологические проблемы региона, а не политические и геоэкономические. В связи с этим Китаю, возможно, будет сложнее проводить стратегию интернационализации региона.

Не предъявляя открытых претензий на обладание Арктикой, правительство Китая постепенно наращивает свое экономическое, научно-техническое присутствие в ней. Именно акцент на сотрудничестве с малыми странами в Арктике является последним трендом во внешней политике Китая. КНР использует все допустимые экономические средства для того, чтобы посредством сотрудничества с небольшими приарктическими странами получить возможность стать полноценным арктическим игроком. В свою очередь, такие небольшие государства, как Исландия или Дания, рады возможности сотрудничества с Китаем, т.к. это позволяет им эффективней защищать свои интересы и увеличивать свой политический вес в Арктике.

Арктическая стратегия Китая до конца ещё не сформирована, однако в последнее десятилетие отчетливо вырисовывается общий вектор её направленности. Главными приоритетами Китая в Арктике в ближайшие десятилетия будут: освоение Северного морского пути, получение доступа к углеводородным запасам Арктики, изучение последствий изменений климата в Арктике для КНР.

Появление Китая на «арктической шахматной доске» вносит неопределенность в будущие сценарии арктической геополитической игры. Китай довольно эффективно использует противоречия внутри арктических и приарктических стран, постепенно укрепляя свой статус арктической державы. При этом руководство КНР действует, по крайней мере, пока, с оглядкой на главных «тяжеловесов» Арктического совета - Россию, Норвегию, США, Канаду.

Посредством расширения инвестиционных проектов в странах Арктики Китай заложил основы своего влияния на регион. В настоящий момент через ряд крупных проектов КНР имеет возможность осуществлять экономическое давление на регион с целью достижения целей своей арктической стратегии. Возможно, что в ближайшем будущем вслед за Китаем о своих претензиях на богатства Арктики заявят и другие неарктические страны. Возможно и то, что возглавлять коалицию неарктических государств, стремящихся к интернационализации Арктики, будет Китай.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества : хрестоматия. Т. 1 / Рос. совет по междунар. делам ; [под общ. ред. И. С. Иванова]. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 360 с.

2. Ван Цзюньтао. Формы участия Китая в международной деятельности в Арктике : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 / Ван Цзюньтао ; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2016. - 153 с.

3. Конвенция Организации Объединенных наций по морскому праву [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf.

4. Международный форум «Арктика - территория диалога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54149.

5. Николаев, Н. Н. Сотрудничество Китая и Исландии в Арктике // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2016. - № 2 (8). - С. 57-66.

6. Норвегия и Китай восстановили дипломатические отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/12/19/reveal_ties/.

7. Первое судно на Севморпути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pixanews.com/kompanii-i-rynki/pervoe-sudno-na-sevmorputi.html.

8. Политика Китая в Арктике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voprosik.net/politika-kitaya-v-arktike/.

9. Поставки газа по «Силе Сибири» начнут в 2020-2021 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/70092.

10. Премьеры Китая и Канады обсудили экономическое сотрудничество двух стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/ economy/2264959.html.

11. Barannikova, A. O. The Development of Chinese-Russian Relations and Strengthening China's Position in the Arctic / A. O. Barannikova, Dou Bo // Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education. - 2015. - Vol. 5, iss. 2. - P. 10-20.

12. Bennet, Mia. How China Sees the Arctic: Reading Between Extraregional and Intraregional Narratives // Geopolitics. - 2015, Jul.-Sept. - Vol. 20, iss. 3. - P. 645-668.

13. China-Nordic Arctic Research Center [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cnarc.info/organization.

14 Interest of Asian shipping companies in navigating the Arctic / L. Beveridge, M. Fournier, F. Lasserre, Linyan Huang, P. L. Tetu // Polar Science. - 2016. - No. 10. -P. 404-414.

15. Bertelsen, R. G. The return of China, post-Cold War Russia, and the Arctic: Changes on land and at sea / R. G. Bertelsen, V. Galucci // Marine Policy. - 2016. -No 72. - P. 240-245.

REFERENCES

1. Arkticheskii region: problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva : khrestomatiya. Vol. 1 / Ros. sovet po mezhdunar. delam [Arctic region: problems of international cooperation]. - Moscow: Aspekt Press Publ., 2013. 360 p.

2. Van Tszyun'tao. Formy uchastiya Kitaya v mezhdunarodnoi deyatel'nosti v Ark-tike [Forms of China's participation in international activities in the Arctic]. Cand. diss. (Political Sci.). St. Petersburg, 2016. 153 p.

3. United Nations Convention on the Law of the Sea. Available at: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (accessed 30 May 2017). (In Russian).

4. International Forum «Arctic - Territory of Dialogue». Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/54149 (accessed 30 May 2017). (In Russian).

5. Nikolaev N.N. Sotrudnichestvo Kitaya i Islandii v Arktike [Cooperation of China and Iceland in the Arctic]. Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki, 2016, no. 2 (8), pp. 57-66.

6. Norway and China restored diplomatic relations. Available at: https://lenta.ru/ news/2016/12/19/reveal_ties/ (accessed 30 May 2017). (In Russian).

7. The first ship on the Northern Sea Route: Available at: http://pixanews.com/kompanii-i-rynki/pervoe-sudno-na-sevmorputi.html (accessed 30 May 2017). (In Russian).

8. China's policy in the Arctic. Available at: http://voprosik.net/politika-kitaya-v-arktike/ (accessed 30 May 2017). (In Russian).

9. Deliveries of gas on the «Force of Siberia» will begin in 2020-2021. Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/70092 (accessed 30 May 2017). (In Russian).

10. Premiers of China and Canada discussed economic cooperation between the two countries. Available at: https://regnum.ru/news/economy/2264959.html (accessed 30 May 2017). (In Russian).

11. Barannikova A.O., Dou Bo. The Development of Chinese-Russian Relations and Strengthening China's Position in the Arctic. Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education, 2015, vol. 5, iss. 2, pp. 10-20.

12. Bennet Mia. How China Sees the Arctic: Reading Between Extraregional and Intraregional Narratives. Geopolitics, 2015, Jul.-Sept., vol. 20, iss. 3, pp. 645-668.

13. China-Nordic Arctic Research Center. Available at: http://www.cnarc.info /organization (accessed 30 May 2017).

14 Beveridge L., Fournier M., Lasserre F., Linyan Huang, Tetu P.L. Interest of Asian shipping companies in navigating the Arctic. Polar Science, 2016, no. 10, pp. 404-414.

15. Bertelsen R.G., Galucci V. The return of China, post-Cold War Russia, and the Arctic: Changes on land and at sea. Marine Policy, 2016, no. 72, pp. 240-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.