Научная статья на тему 'Особенности действующих национальных стратегий стран «Арктической восьмерки»'

Особенности действующих национальных стратегий стран «Арктической восьмерки» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
783
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны «Арктической восьмерки» / новая Арктика / национальная стратегия / международное сотрудничество.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пешина Э. В., Захаров А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности действующих национальных стратегий стран «Арктической восьмерки»»

Пешина Э.В.,1

Захаров А. С.2

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СТРАН «АРКТИЧЕСКОЙ ВОСЬМЕРКИ»

Ключевые слова: страны «Арктической восьмерки», новая Арктика, национальная стратегия, международное сотрудничество.

Актуальность международного сотрудничества в Арктике подтверждается многочисленными реализуемыми проектами и публикациями ученых. Так, многие специалисты отмечают, что «Арктика это особая, сложная экосистема и одновременно уникальная с точки зрения международных отношений транснациональная среда»3.

Как отмечают современные ученые и практики: «На фоне локальных конфликтов и конфронтации на Ближнем Востоке, в Африке и Азии беспрецедентная скорость и энергия сотрудничества в Арктике в эти годы могут служить позитивным примером и уроком для человечества. Арктические регионы сегодня стали опытной лабораторией меж-

4

дународного сотрудничества» .

«Разворачивающаяся борьба за контроль над Арктикой далеко не случайна. По некоторым оценкам, в регионе находится четверть неразведанных запасов углеводородов мира. В случае дальнейшего освобождения ото льда арктических вод немалые экономические выгоды сулит использование Северного морского пути для круглогодичного транзита грузов кратчайшим путем из Европы в страны Восточной Азии. Для перевозок, осуществляемых в 20 из 24 крупнейших морских портов мира, транспортировка через Северный морской путь даст значительную экономию времени и топлива. Быстрыми темпами растут трансарктические авиаперевозки. Регион имеет важное стратегическое значение для РФ и США. С подводных позиций на северо-востоке Баренцева моря можно поразить большинство важных целей в мире, поскольку здесь пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет в любое полушарие Земли»5.

В международной терминологии выделяют:

«Арктическую пятерку» - страны, имеющие полярные владения в Арктике6. Иногда в зарубежной литературе встречается понятие «пять прибрежных государств» (The five coastal states) на основе Илулиссатской декларации (конференция по Северному Ледовитому океану, Илулиссат, Гренландия, 27-29 мая 2008 г.7). В пределах Арктики расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной;

«Арктическую восьмерку» - «восемь стран имеют свои арктические территории за полярным кругом, морские зоны в Арктике, вполне легитимные границы как на суше, так и на море, входят в Арктический совет»8. «Арктическая восьмерка» состоит из стран «Арктической пятерки», а также Исландии, Финляндии и Швеции.

Первой страной, которая приняла стратегию развития в Арктической зоне, была Норвегия. Первая Стратегия Норвегии была опубликована 01.12.2006 г.9, а в 2009 г. вышла обновленная версия. В Стратегии 2006 года были обозначены следующие «семь политических приоритетов: 1) обладание властью; 2) международные усилия по развитию знаний; 3) управление окружающей средой и природными ресурсами; 4) развитие регионального бизнеса; 5) сохранение традиций и культуры коренных народов Севера; 6) развитие отношений между людьми на Крайнем Севере;

1 Пешина Эвелина Вячеславовна - д.э.н., профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, E-mail: [email protected]

2 Захаров Андрей Сергеевич - первый заместитель директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард. E-mail: [email protected]

3 Коваль В.П., Лыжин Д.Н. Сохранение культурной и природной среды Арктики // Арктика и север. 2016. - № 22. - С. 148.

4 Пилясов А.Н. Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества: доклад № 17/2015 / А.Н. Пилясов, А.В. Котов. Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - С. 8.

5 Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2010. - № 9. - С. 43. - https://elibrary.ru/download/elibrary_15188466_18563516.pdf

6 Лукин Ю.Ф. Население и территория приарктических государств в геополитическом пространстве Арктики // Геополитика и безопасность. 2010. - № 3 (11). - С. 62. - http://narfu.ru/university/library/books/2864.pdf

7 The Ilulissat Declaration. Arctic Ocean Conference, Ilulissat, Greenland, 27-29 May 2008. - 2 р. - http://mipi.nanoq.gl/sitecore/ content/Websites/nanoq/Emner/Landsstyre/Departementer/Departement_for_finans_indenrigs/Nyhedsforside/Nyheder_fra_dep_finans/2008/ 05/~/media/66562304FA464945BB621411BFFB6E12.ashx

8 Лукин Ю.Ф. Население и территория приарктических государств в геополитическом пространстве Арктики // Геополитика и безопасность. 2010. - № 3 (11). - С. 62. - http://narfu.ru/university/library/books/2864.pdf

9 Ministry of Foreign Affairs Norway at the website regjeringen.no. - http://www.regjeringen.no/en/dep/ud/campaign/the-high-north.html

7) укрепление сотрудничества с Россией»1. Основная характеристика стратегий стран «Арктической восьмерки» отражена в табл. 1.

Таблица 1

Действующие арктические стратегии стран «Арктической восьмерки» на 01.01.2018 г.

Страна/ группа стран Название Год принятия, срок действия

Дания Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-20202 2011 г., до 2020 г.

Исландия A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy3 2011 г., период не указан

Канада Canada's Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future4 2009 г., период не указан

Норвегия New Building Blocks in the North The next Step in the Government's High North Strategy5 2009 г., на 10-15 лет

Россия Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу6 2008 г. до 2020 г.

Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.7 2013 г., до 2020 г.

США National Strategy for the Arctic Region8 2013 г., период не указан

Финляндия Finland's Strategy for the Arctic Region9 2013 г.

Швеция Sweden's strategy for the Arctic region10 2011 г., в ред. 2015 г.

В Стратегии Норвегии 2009 г. были обозначены «новые строительные блоки»: 1) климат и окружающая среда; 2) мониторинг, чрезвычайные ситуации, системы безопасности; 3) устойчивое развитие морских ресурсов; 4) развитие бизнеса на суше; 5) развитие инфраструктуры; 6) суверенитет и трансграничное сотрудничество; 7) охрана культуры и жизнедеятельности коренных народов.

Как отмечают многие зарубежные источники, в частности «Стратегия Швеции для Арктического региона», 2011 г.: «Сотрудничество с Россией играет важную роль в норвежской политике Арктики»11.

Вслед за Норвегией, в 2008 г. Россия приняла документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», в котором обозначены мероприятия по развитию Арктики в шести направлениях: 1) социально-экономическом; 2) военном; 3) экологическом; 4) информационных технологий и связи; 5) науки и технологий; 6) международного сотрудничества.

Согласно мнению официальных зарубежных источников: «данный документ подтверждает, что Россия может сохранить свою роль как ведущей силы в Арктике»12.

Документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» был принят 18.09.2008 г., а через два месяца Европейский Союз (ЕС) принял документ «Европейский Союз и Арктический регион», который был переведен на 22 языка мира (русский язык отсутствует). Во введении документа указано, что «...три государства - члена ЕС: Дания (Гренландия), Финляндия и Швеция - имеют территории в Арктике. Два других арктических государства: Исландия и Норвегия - являются членами Европейской экономической зоны, а Канада, Россия и США являются стратегическими партнерами ЕС»13. В документе обозначены три основные цели

1 New Building Blocks in the North The next Step in the Government's High North Strategy. Norwegian Ministry of Foreign Affairs. March 2009. - Р. 7. - https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf

2 Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020 / Ministry of Foreign Affairs; Department of Foreign Affairs Government of Greenland. August 2011. - 58 р.

3 A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy. Approved by Althingi at the 139th legislative session March 28, 2011. - 11 р.

4 Canada's Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future / Minister of Public Works and Government Services Canada. -Ottawa, 2009. - 48 р.

5 New Building Blocks in the North The next Step in the Government's High North Strategy / Norwegian Ministry of Foreign Affairs. March 2009. - 94 р.

6 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ от 18.09.2008 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». - http://www. consultant.ru

7 Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». - http://www.consultant.ru

8 National Strategy for the Arctic Region / White House. United States. May 10, 2013. - 13 р.

9 Finland's Strategy for the Arctic Region 2013.Government resolution on 23 August 2013 / Prime Minister's Office Publications 16/2013. - 70 р.

10 Sweden's strategy for the Arctic region / Ministry for Foreign Affairs Department for Eastern Europe and Central Asia Arctic Secretariat. - 52 р.

11 Sweden's strategy for the Arctic region / Ministry for Foreign Affairs; Department for Eastern Europe and Central Asia Arctic Secretariat. - Р. 8. - http://www.government.se/49b746/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region

12 Ibid., p. 10.

13 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: The European Union and the arctic region (COM 2008). - Brussels, 20.11.2008 C0M(2008) 763 final. - Р.2. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 52008DC0763&from=EN

политики ЕС в Арктическом регионе: «1) защита и сохранение Арктики в гармонии с ее населением; 2) содействие устойчивому использованию ресурсов; 3) содействие расширенному многостороннему управлению Арктикой»1.

Данный документ ЕС 2008 г. был обновлен в 2012 г. и 2016 г. В 2012 г. документ вышел под названием «Политика Европейского союза в Арктическом регионе: прогресс с 2008 года и последующие шаги»2. Ключевыми параметрами документа 2012 г. стали: «знания, ответственность и участие (knowledge, responsibility and engagement)»3, а именно:

« - Поддержка научных исследований и знаний как канала для решения проблем, связанных с окружающей средой и изменения климата в Арктике;

- ответственные действия в обеспечении экономического развития в Арктике, основанные на устойчивом использовании ресурсов и экологической экспертизы;

- активизация конструктивного взаимодействия и диалога с арктическими государствами, коренными народами

4

и другими партнерами» .

В 2016 г. данный документ ЕС вышел под названием «Комплексная политика ЕС в Арктике», в котором отмечалось, что «в последние годы в нескольких государствах-членах были приняты национальные документы по политике в Арктике: Королевство Дания, Финляндия, Германия, Италия, Польша, Швеция и Великобритания. В 2016 г. Нидерланды, Франция и Испания выпускают арктические или полярные политические документы. К странам, не являющимся членами ЕС и опубликовавшим стратегию или стратегический документ об Арктике относятся: Канада, Исландия, Индия, Япония, Норвегия, Российская Федерация и США. Поэтому в ответ на это предлагается комплексная политика ЕС в Арктике в трех приоритетных областях: 1) изменение климата и защита окружающей среды Арктики; 2) устойчивое развитие в Арктике и вокруг нее; 3) международное сотрудничество по проблемам Арктики»5.

Список государств, имеющих намерения по политике в Арктике можно дополнить: «Китай, у которого нет официальной стратегии по Арктике, но имеются инициативы в области научного развития и сотрудничества, торговые соглашения и «ресурсная дипломатия» для разведки и добычи нефти, газа и полезных ископаемых»6, Корея с обозначенными приоритетами, Сингапур, который «формируют новый политический ландшафт в Арктике»7.

Перечисленные в документе ЕС 2016 г. неарктические страны на самом деле как таковых официальных документов по Арктике не имеют. Так, например: «Франция определила перспективные полярные исследования, Германия заявила о своих экономических возможностях в исследовании Арктики, Нидерланды выступают за защиту арктической среды, Польша обозначила приоритетные направления политики в Арктике, Испания преследует научные интересы посредством Испанского полярного комитета, Англия ратует за систему безопасности в Арктике, Япония опубликовала планы научного сотрудничества в Арктике на японском языке, Индия преследует исключительно научные цели в Арктике»8.

В то же время авторы «Доклада о жизнеспособности в Арктике», 2015 г. отмечают: ««Теневые цели» (Shadow objectives) очевидны во многих неарктических государственных стратегиях: например, наука предлагает правопреемникам законную причину физического и инфраструктурного присутствия в регионе, в то время как явное стремление к экономическому или геополитическому присутствию было бы политически неприемлемым».

В 2013 г. Президентом РФ была утверждена «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.».

В 2009 г. Канада и США приняли свои стратегические документы по развитию Арктической зоны.

В 2007 г. правительство Канады «объявило о «Северной стратегии Канады: «Наш Север», «Наше наследие», «Наше будущее»» (Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future), в которой представляется всеобъемлющее видение Севера»9. Официально Стратегия была принята в 2009 г. После России Канада имеет самую большую земельную и морскую площадь территорий в Арктике и придает большое значение аспекту суверенитета.

«Канадская стратегия подчеркивает, что Арктика является ключевой частью идентичности Канады. Современная Арктическая стратегия Канады построена на четырех основных принципах: осуществление канадского суверенитета, содействие экономическому и социальному развитию, защиты окружающей среды Арктики и совершенствова-

1 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: The European Union and the arctic region (COM 2008). - Brussels, 20.11.2008 COM(2008) 763 final. - P. 4. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 52008DC0763&from=EN

2 Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps / The European Union. - Brussels, 26.6.2012 JOIN(2012) 19 final. - 18 p. - http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf

3 Ibid., p. 6.

4 Ibid., p. 10.

5 An integrated European Union policy for the Arctic. European Union. Brussels, 27.4.2016. JOIN (2016) 21 final. - P. 4. -http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52016JC0021&from=EN

6 Arctic Resilience Report / Ed. by M. Carson, G. Peterson; Arctic Council. Stockholm Environment Institute and Stockholm Resilience Centre, - Stockholm, 2016. - P. 215. - https://www.sei-international.org/mediamanager/documents/Publications/ArcticResilience Report-2016.pdf

7 Ibid., p. 215.

8 Ibid., p. 215-216.

9 Aglukkaq, Hon. Leona. Realizing the North's economic potential // Northern Public Affairs. Fall 2012. - P. 31. - http://www. northernpublicaffairs.ca/index/wp-content/uploads/2016/01/Aglukkaq.pdf

ние и передача управления канадским северянам»1. «В Стратегии подчеркивается, что, наряду с экономическими, политическими и правовыми механизмами, для защиты своего суверенитета в Арктике Канада может использовать и военные инструменты. Так, планируется наращивание военного присутствия для усиления контроля над сухопутными территориями, морским и воздушным пространствами Арктики»2.

В 1967 г. в США была организована Федерация Коренных народов Аляски (Alaska Federation of Natives), которая стала представлять интересы этой группы населения штата. В 1993 г. Совет директоров Федерации коренных народов Аляски принял политическую директиву, которая включала в себя набор принципов исследования для использования в практической работе ученых, планирующим проводить исследования на Аляске. Данная политическая директива была положена в основу Президентской Директивы по национальной безопасности от 09.01.2009 г., предмет которой был обозначен как: «Политика в Арктическом регионе». В данном документе в частности было обозначено: «Соединенные Штаты - это арктическая нация с различными интересами в этом регионе. Эта директива учитывает несколько событий, в том числе, среди прочего: 1) изменение национальной политики в области национальной безопасности и обороны; 2) последствия изменения климата и повышения активности человека в Арктическом регионе; 3) создание на постоянно функционирующей основе Арктического совета; 4) растущее осознание того, что арктический регион является одновременно и хрупким и богатым ресурсами»3. Позднее, в 2013 г. была принята действующая национальная Стратегия для Арктического региона.

Как отмечают российские ученые в области международных отношений: «Несмотря на то, что в обоих документах (Стратегии США 2009 и 2013 гг.) интересы США в области безопасности в Арктике стоят на первом месте, конкретное наполнение этих интересов сильно отличается друг от друга. Если в Директиве 2009 г. основное внимание уделялось военно-стратегическим аспектам безопасности, то в Стратегии-2013 на авансцене прежде всего находятся вопросы «мягкой безопасности»: угрозы возможных природных и техногенных катастроф, уязвимость арктической экологии, энергетическая безопасность и пр.»4.

Особенностью Дании является вхождение в состав государства Фарерских островов и Гренландии5. Дания акцентируется на продвижении долгосрочных проектов регионального развития в рамках как арктического сотрудничества, так и деятельности Совета министров Северных стран.

Следующие три страны: Исландия, Финляндия и Швеция, входят в состав «Арктической восьмерки».

Целью арктической политики Исландии является обеспечение статуса страны как прибрежного государства в Арктическом регионе и защита данного статуса на основе правовых, экономических, экологических и географических аргументов.

Позиция Финляндии в качестве арктической страны в северном регионе очень похожа на позицию Швеции: ни одна из стран не граничит с Северным Ледовитым океаном, обе страны являются членами ЕС и имеют коренное население саами.

Первая арктическая стратегия Финляндии была принята в 2010 г. и касалась безопасности региона, окружающей среды, экономики, инфраструктуры, коренных народов, международных институтов и арктической политики Европейского союза. В 2013 г. была принята обновленная стратегия Финляндии в Арктическом регионе.

В отличие от всех арктических стратегий рассмотренных стран, Стратегия Швеции представляет комплексный документ, раскрывающих особенности арктической политики всех стран «арктической восьмерки» и перспективности планов: «Арктического совета, Европейского Союза, Северного сотрудничества, Баренцева сотрудничества, Организации объединенных наций, «пяти прибрежных государств» и саамского сотрудничества»6.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Во-первых, в начале XXI века арктические страны придали своим интересам и планам в Арктике «юридическое закрепление, что позволило говорить о целом «параде Арктических стратегий»»7. Национальные приоритеты, в которых присутствуют «теневые цели» (Shadow objectives) на начало 2018 г. имеют 12 государств: Германия, Италия, Польша, Великобритания, Нидерланды, Франция, Испания, Индия, Япония, Китай, Корея и Сингапур.

1 Sweden's strategy for the Arctic region / Ministry for Foreign Affairs; Department for Eastern Europe and Central Asia Arctic Secretariat. - Р. 10. - http://www.government.se/49b746/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region

2 Конышев В.Н., Сергунин А.А. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? // Арктика и Север. 2012. - № 8. - С. 7. - https://elibrary.ru/download/elibrary_17963211_12766854.pdf

3 National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive. NSPD-66 / HSPD-25. January 9, 2009. Source: The White House. - https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm

4 Конышев В.Н, Сергунин А.А. Арктические амбиции Вашингтона // Обозреватель - Observer. - М., 2013. № 9 (284). -С. 61. - https://elibrary.ru/download/elibrary_20297327_41165139.pdf

5 Дания сама находится на юге Европы, но из-за того, что в ее состав входит островная Гренландия и Фарерские острова, она получила место в Арктическом совете.

6 Sweden's strategy for the Arctic region / Ministry for Foreign Affairs; Department for Eastern Europe and Central Asia Arctic Secretariat. - Р. 3. - http://www.government.se/49b746/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region

7 Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Международное сотрудничество как предпосылка эффективного хозяйственного освоения российского сектора Арктики // Экономика и управление. 2013. - № 4 (90). - С. 20.

Во-вторых, каждая страна формирует свою арктическую стратегию, исходя из особенностей национальной истории и традиций, а также «специфики освоения ею Арктики с учетом места арктической экономики в своей внутренней и внешней политике»1.

В-третьих, все страны в стратегических документах в числе приоритетов заявляют необходимость международного сотрудничества в контексте глобальной нестабильности, рисков и угроз.

1 Пилясов А.Н., Кулешов В.В., Селиверстов для России // Регион: экономика и социология. 2013

В.Е. Арктическая политика в эпоху глобальной нестабильности: опыт и уроки .. - № 4 (80). - С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.