Научная статья на тему 'Участие Герценовского университета в подготовке и проведении Года учителя'

Участие Герценовского университета в подготовке и проведении Года учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД УЧИТЕЛЯ / ПОДГОТОВКА ГОДА УЧИТЕЛЯ / ПРОВЕДЕНИЕ ГОДА УЧИТЕЛЯ / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Сергей Борисович

По предложению президента России Д. А. Медведева 2010 г. объявлен в нашей стране Годом учителя. Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден план основных мероприятий по его проведению. В соответствии с этим планы проведения Года учителя разработаны и во всех субъектах федерации, в том числе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Анализируя план мероприятий, принятых на федеральном уровне, нельзя не обратить внимания на то, что проблемы педагогического образования и подготовки молодого учителя в нем отражения не нашли. По-видимому, это не случайно: ведь и в проекте «Наша новая школа» они также не рассматриваются как ключевые. Очевидно, что те, кто сегодня определяют развитие отечественной системы образования, в полной мере не осознают значения и глубины проблем развития педагогического образования для будущего России. Как представляется, в этих условиях на РГПУ им. А. И. Герцена, как ведущий педагогический университет страны, ложится особая ответственность. Необходимо использовать такой значительный информационный повод, как проведение в стране Года учителя, для привлечения внимания к значению и проблемам педагогического образования, для укрепления авторитета Герценовского университета. Вот почему при подготовке плана работы Ученого совета было принято решение о проведении заседания Ученого совета, посвященного участию РГПУ им. А. И. Герцена в организации и проведении Года учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Герценовского университета в подготовке и проведении Года учителя»

С. Б. Смирнов,

проректор по учебной и воспитательной работе

УЧАСТИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ГОДА УЧИТЕЛЯ

По предложению президента России Д. А. Медведева 2010 г. объявлен в нашей стране Годом учителя. Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден план основных мероприятий по его проведению. В соответствии с этим планы проведения Года учителя разработаны и во всех субъектах федерации, в том числе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Анализируя план мероприятий, принятых на федеральном уровне, нельзя не обратить внимания на то, что проблемы педагогического образования и подготовки молодого учителя в нем отражения не на-

шли. По-видимому, это не случайно: ведь и в проекте «Наша новая школа» они также не рассматриваются как ключевые. Очевидно, что те, кто сегодня определяют развитие отечественной системы образования, в полной мере не осознают значения и глубины проблем развития педагогического образования для будущего России. Как представляется, в этих условиях на РГПУ им. А. И. Герцена, как ведущий педагогический университет страны, ложится особая ответственность. Необходимо использовать такой значительный информационный повод, как проведение в стране Года

учителя, для привлечения внимания к значению и проблемам педагогического образования, для укрепления авторитета Гер-ценовского университета. Вот почему при подготовке плана работы Ученого совета было принято решение о проведении заседания Ученого совета, посвященного участию РГПУ им. А. И. Герцена в организации и проведении Года учителя.

Вниманию членов Ученого совета представлен проект плана основных мероприятий, которые могут быть проведены университетом в рамках Года учителя. В своем выступлении я хочу прокомментировать его основные положения и подходы, использованные при его подготовке. В первую очередь, необходимо выделить мероприятия, которые могли бы иметь значение, выходящее за стены университета и нашего города. Важнейшим из них может стать совещание руководителей высших учебных заведений страны, осуществляющих подготовку школьных педагогов, которое планируется провести в РГПУ им. А. И. Герцена 14-15 января 2010 г. Совещание будет посвящено совершенствованию системы подготовки учителей на современном этапе. Значимость этого мероприятия, работа по подготовке которого уже ведется, состоит не только в том, что в нем предполагается участие руководителей федерального уровня, определяющих пути развития этой системы и десятков ректоров вузов страны, но и в том, что от нас ждут предложений по ее обновлению (по словам руководителя департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки РФ И. М. Ремаренко, педагогическое образование находится в состоянии «системного кризиса»). Одновременно с совещанием планируется провести выставку научных достижений РГПУ им. А. И. Герцена и выставку предназначенных для учителей книг, представленных самыми крупными отечественными издательствами. Говоря о начавшейся в университете подготовке к Году учителя, нельзя не упомянуть об идущем сейчас ремонте помещений студенческого дворца культуры, в результате

чего не только будут отремонтированы интерьеры клуба Герценовского университета, но и проведена реконструкция его колонного зала. В результате мы получим многофункциональный зал с широкими сценическими, мультимедийными и коммуникационными возможностями.

Идеология, заложенная в основу предлагаемого плана, состоит в следующем: с одной стороны, необходимо провести целый ряд мероприятий, позволяющих повысить авторитет педагогической профессии и педагогического университета, усилить взаимодействие педагогической науки и школы, привлечь к профессии учителя внимание абитуриентов и их родителей, поддержать устремления тех студентов и молодых преподавателей, которые уже сделали свой выбор; с другой стороны, нужно по-новому, с точки зрения задач, которые предполагается решить в ходе Года учителя, взглянуть на те мероприятия, которые входят в традиционный круг герценовских событий, переосмыслить их содержание и включить в общую систему его проведения в университете. Так, в этот план прекрасно вписываются такие значительные не только для РГПУ им. А. И. Герцена, но и для всей системы педагогического образования, события, как, например, международный конкурс «Педагог-музыкант в контексте современной культуры» или межвузовский «Покровский форум». Говоря о принципах построения предлагаемого проекта плана проведения Года учителя в Герценовском университете, нельзя не сослаться и на то, что проведение разного рода конкурсов заложено в основу плана, принятого на федеральном уровне.

При подготовке плана было важно определить целевые группы, для которых будут предназначены включенные в него мероприятия. Несомненно, что Год учителя дает хорошие возможности для того, чтобы педагогическое образование в целом и РГПУ им. А. И. Герцена в частности находились в фокусе общественного внимания, а следовательно, и в центре внимания потенциальных абитуриентов и их родителей. Поэтому каждое проводимое в универ-

ситете мероприятие необходимо использовать как информационный повод, чтобы рассказать им о достижениях и возможностях университета, привлечь внимание средств массовой информации. Для освещения того, как в университете реализуется план проведения Года учителя, нужно активно использовать сайт университета, дружественные ему интернет-ресурсы, периодические университетские издания («Вестник Герценовского университета», «Педагогические вести»). В то же время очень важно запланировать работу непосредственно с абитуриентами и их родителями, которая должна проводиться под эгидой Года учителя. Этому, в частности, должны быть посвящены герценовские предметные олимпиады. Особое внимание нужно уделить педагогической олимпиаде «Первый успех», популяризация и повышение статуса которой поможет университету найти и профессионально ориентировать абитуриента, для которого педагогическая работа сможет стать делом жизни. Активнее следует использовать для работы с абитуриентами и такие события, как празднование дня рождения университета, Международного дня учителя. Нельзя забывать и о том, что профориентация должна начинаться задолго до окончания школы, и в этом контексте представляется разумным предложение факультета изобразительного искусства провести конкурс детского рисунка «Мой любимый учитель». Факультетам университета стоит задуматься о том, какую работу могут они организовать в школах не только с абитуриентами, но и школьниками меньших возрастов. На работу в контексте Года учителя предстоит ориентировать свою работу и ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», которой предстоит найти новые пути взаимодействия с входящими в нее школами.

Второй важнейшей целевой группой, на которую должна быть ориентирована работа университета по реализации плана проведения Года учителя, должны быть студенты, обучающиеся по педагогиче-

ским специальностям, направлениям подготовки, и молодые преподаватели, уже выбравшие свой путь. Не секрет, что определенная часть студентов, поступивших в университет для того, чтобы стать педагогом, отказывается от этих планов уже в ходе учебы. Не все здесь зависит от нас, но, как представляется, Год учителя нужно использовать для того, чтобы способствовать укреплению студентов в правильности их выбора. В частности, многие из хорошо успевающих студентов, в том числе и уже работающие в школе, заслуживают большего внимания, поэтому было бы целесообразно расширить практику проведения конкурсов для студентов, таких как, например, приобретший всероссийский статус конкурс «Моя инициатива в образовании», педагогические олимпиады для бакалавров, магистрантов и аспирантов, больше пропагандировать эти конкурсы, отмечать победителей. Открытие олимпиад, проведение церемоний награждения могут служить достойным информационным поводом для привлечения внимания к будущим педагогам. Представляется необходимым и более широкое привлечение к мероприятиям, проводимых в университете, студентов из других вузов, особенно обучающихся по педагогическим направлениям, которые в дальнейшем могут стать нашими магистрантами. От факультетов поступили предложения организовать такие конкурсы и для молодых преподавателей. Думается, что к этим предложениям стоит прислушаться. Важно также пробудить инициативу самих студентов, и в этом мы рассчитываем на активность студенческих советов, студенческих научных обществ и других самодеятельных студенческих объединений. В этом отношении интересным представляется предложение факультета безопасности жизнедеятельности осуществить социало-гический проект «Учитель будущего — каков он?», который бы позволил понять, какой образ идеального учителя существует в сознании как студентов и школьников, так и различных слоев петербургского общества.

Если обратиться к плану проведения Года учителя, принятому Правительством Российской Федерации, то очевидно, что в его центре — ныне действующий учитель. А авторитет нашего университета как раз и зиждется на том, что его закончили тысячи и тысячи учителей, которыми заслуженно гордятся наш город и наша страна. С точки зрения планирования работы университета в Год учителя, очевидно, что ориентация на взаимодействие с учительством и помощь ему должны быть ее центром. Представляется, что пришло время и здесь выстраивать современную систему отношений. Нужно вернуться к идее формирования ассоциации выпускников, и было бы целесообразно ее первое собрание приурочить к Дню учителя в октябре 2010 г. Но если идею такой ассоциации мы обсуждаем уже много лет, то инновационной могла бы стать идея создания ассоциаций учителей-предметников, которые могли бы объединять и учителей, закончивших другие вузы. Оба эти замысла могут быть реализованы только силами факультетов и учебных институтов университета. Через эти ассоциации преподаватели университета могли бы оказывать учителям методическую помощь, а учителя приобрели бы необходимую им среду общения. В свою очередь университет приобретет дополнительные каналы влияния на учительство и школы. Стоит (хотя бы в порядке эксперимента) организовать и профессиональные конкурсы среди учителей под эгидой Герценов-ского университета. В отличие от аналогичного всероссийского конкурса, его можно было бы организовать среди учителей-предметников.

Одна из важнейших функций университета — это развитие педагогической науки, методическая работа. И в плане участия РГПУ им. А. И. Герцена в проведении Года учителя представляется необходимым предусмотреть целый ряд конференций, семинаров и других научных мероприятий под девизом: «Наука — школе». Тем более, что и на уровне Российской Федерации в плане проведения Года учителя этому направлению отведена одна из ведущих ро-

лей. Конечно, мы проводим их много и каждый год, но сейчас, планируя их организацию, необходимо задуматься о том, чтобы результаты научной работы ученых стали достоянием учительства и нашли применение в практике преподавания. Из предложений, поступивших в комиссию по подготовке Ученого совета, следует, что наиболее масштабные научные мероприятия предлагается приурочить к празднованиям дня рождения университета и Международного дня учителя. Эти мероприятия должны также способствовать обмену мнениями между учеными из различных, в том числе и педагогических, вузов. Выработке общих решений по внедрению стандартов третьего поколения в области педагогического образования могло бы способствовать проведение семинара-совещания руководителей вузов, являющихся членами Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования, активизация научно-методических советов, действующих в рамках УМО. В связи с тем, что подготовкой плана научных мероприятий (и это совершенно оправданно) занимается управление научных исследований, то в проекте решения Ученого совета предлагается именно ему поручить подготовить в качестве приложения к сегодняшнему решению план конференций и семинаров в рамках проведения Года учителя, а в общем плане указать только ключевые мероприятия. При этом нужно отметить, что в предложениях факультетов содержится значительное число конференций и семинаров различного уровня, которые они готовы подготовить и провести. Эти предложения могут лечь в основу плана научной работы университета в Год учителя и способствовать достижению его целей.

Как представляется, важной составной частью плана проведения Года учителя в нашем университете должна стать издательская программа, задачей которой было бы издание научно-методической литературы для учителей. Но для того, чтобы редакционно-издательский совет университета мог отобрать рукописи, достойные публикации и нужные школе, большую

работу должны провести кафедры и факультеты, чтобы реализовать через эти публикации накопленный преподавателями научно-методический потенциал. В то же время возможна и организация университетского заказа для того, чтобы обеспечить создание учебных и методических пособий, необходимых школе.

РГПУ им. А. И. Герцена является важной составной частью как системы образования страны в целом, так и ее отдельных регионов — в первую очередь Санкт-Петербурга, а также Ленинградской области и Республики Дагестан. Поэтому для университета очень важно координировать свою работу по проведению Года учителя с Комитетом по образованию Правительства Петербурга, соответствующими органами управления образованием в Ленинградской области и в Дагестане. Университет готов принять самое активное участие в тех мероприятиях, которые планируется провести в Петербурге и в других регионах, где действуют структурные подразделения университета. В свою очередь его филиалы должны выступить в качестве региональных центров по организации мероприятий, включенных в планы проведения Года учителя на местном уровне, и стать инициаторами мероприятий, в проведении которых филиал мог бы играть ведущую роль.

В процессе подготовки к этому заседанию Ученого совета факультетам и учебным институтам было предложено высказать предложения по тем мероприятиям, которые, по их мнению, достойны включения в общеуниверситетский план проведе-

ния Года учителя. Кроме того, факультеты должны были определить мероприятия, проводящиеся на факультетском уровне. Анализ этих предложений показал, что большинство факультетов серьезно отнеслось к этой проблеме и высказало много интересных идей. Некоторые, опережая решения Ученого совета, подготовили собственные планы работы. Здесь нет возможности приводить примеры, но нельзя не отметить предложение факультета коррекционной педагогики включить в план работы факультета научно-практическую конференцию «Отечественная дефектология — социальной реабилитации инвалидов войны». Данная конференция соединяет в себе два важнейших вектора 2010 года — 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год учителя.

Конечно, все мы понимаем, что Год учителя призван скорее повысить социальный статус учителя, помочь обществу глубже осознать проблемы современной школы, чем решить их. Но наш университет не может не принять в его проведении самое активное участие, что позволит ему усилить влияние на развитие общего образования и российского образования в целом. Кроме того, эта работа поможет и нам самим лучше осознать, каковы наши задачи и возможности. В заключение хочется выразить надежду, что 2010 г., с его неизбежно повышенным вниманием к проблемам школы, позволит создать предпосылки для того, чтобы наше государство и общество действительно повернулись лицом к проблемам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.