УДК 94(470)"19/20"
Егоров Вадим Валерьевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства, г. Нижний Новгород
boarin123@yandex.ru
УЧАСТИЕ ЕВРЕЕВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ И ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИЯХ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В статье анализируются особенности участия евреев в экономической и трудовой деятельности в Нижегородской и Иваново-Вознесенской губерниях в конце XIX - начале XX вв. Рассматривается политика властей в отношении допуска евреев в означенные губернии, так как для большинства из них он был ограничен по законодательству о черте оседлости. Автор приходит к выводу о том, что евреи поселялись в Нижегородской губернии в первую очередь для того, чтобы участвовать в экономических и трудовых отношениях, связанных с работой Нижегородской ярмарки, в этом были заинтересованы и местные власти. В то же время власти Иваново-Вознесенской губернии проявляли в данном вопросе меньшую заинтересованность. Несмотря на запреты, некоторые евреи проживали в обеих губерниях, но в основном на законных основаниях. Экономическая и трудовая деятельность евреев приносила значительную пользу коренному населению.
Ключевые слова: евреи, Нижегородская губерния, Иваново-Вознесенская губерния, почётные граждане, право жительства, Нижегородская ярмарка, экономическая деятельность, трудовая деятельность, водворение.
В конце XIX - начале XX вв. евреи приезжали в Нижний Новгород, привлечённые крупнейшей в Европе Нижегородской ярмаркой.
Так, в мае 1896 г. для участия в работе Всероссийской выставки и ярмарки в Нижнем Новгороде были поданы прошения от 241 представителя этой нации. Среди них было: мещан - 133 человека; купцов и членов их семей - 8 купцов 1-й гильдии, 21 купец 2-й гильдии, 3 купца, 4 купеческих сына, 2 купеческих дочери; работников образования и студентов - 12 учителей, 7 студентов; работников администраций и членов их семей - 3 приказчика 1-го класса, 2 приказчика 2-го класса, 2 приказчика 4-го класса, 1 запасной нижний чин, 1 сын коллежского советника; военных и членов их семей - 1 унтер-офицер, 1 отставной унтер-офицер,
1 отставной рядовой, 1 вдова рядового; представителей медицинской сферы - 1 магистр формации,
2 провизора, 2 аптекарских помощника; представителей сферы обслуживания и членов их семей -1 парикмахер, 1 сапожный мастер, 4 часовых мастера, 4 подмастерья, 3 портных, 2 столяра, 1 мастер-шляпник, 1 булочница, 3 кухарки, 2 служанки, 1 дочь продавца; работников заводов - 1 инженер-технолог, 1 красильщик; работников музыкальной сферы - 3 музыканта, 1 музыкальный учитель; также были 2 юриста, 1 житель г. Варшавы, 1 житель г. Лодзи.
География жительства евреев, прибывших в Нижний Новгород в мае 1896 г., была огромна: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Нижегородская губерния, Казань и Казанская губерния, Ковно и Ковенская губерния, Радом, Двинск, Полоцк, Суздаль. Также были жители Варшавы, Киева, Полтавы, Харькова, Гродненской губернии, Курляндской губернии. Кроме них на ярмарку прибыли представители Симбирской губернии, Орловской губернии, Рыбинска, Минска. Были и жители
Риги, Вильно, Томска, Екатеринбурга, Ярославля, Херсона, Симферополя. Также прибыли евреи из Кременчуга, Витебска, Тобольска, Лодзи. Были представители Костромской губернии, Рязанской губернии, Тверской губернии, Курска, Самары и Самарской губернии.
Интересно отметить, что из Санкт-Петербурга приехали на ярмарку учителя И.С. Маркильс и М.С. Кайранский, а из Москвы учитель М.Ю. Якобсон. Студенты приезжали в основном из Казанского и Варшавского университетов [13, л. 3-12].
Вопросами водворения евреев в Нижнем Новгороде и на ярмарке занималась специально созданная для этих целей комиссия по еврейским делам.
Некоторые евреи, прибывшие на ярмарку, остались в Нижнем Новгороде на жительство. Иные поселялись в Арзамасском, Балахнинском и других уездах Нижегородской губернии.
Вообще же по российскому законодательству евреи могли жить только в пределах черты оседлости - границы территории 15 западных губерний. Это были губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, а также Ека-теринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская. Также Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская и Черниговская.
Однако в соответствии с высочайше утверждённым мнением Государственного совета от 27 ноября 1861 г. [2] в разных частях империи могли жить и трудиться евреи, имевшие степень доктора медицинских наук или какую-либо учёную степень в других областях знаний, а также евреи, имеющие аттестаты об окончании полного курса лицеев и гимназий, и купцы первой и второй гильдий. Кроме указанных выше категорий лиц право проживания за пределами черты оседлости получили инспекторы и учителя еврейских училищ.
Всё же большинство евреев оставалось в пределах черты оседлости. Это мешало реализации их
34
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Егоров В.В., 2019
экономических, политических и социальных интересов.
Очень часто евреи нарушали запрет и селились в центральных губерниях. Местные чиновники зачастую не выселяли их. Дело было в том, что евреи своей деятельностью приносили существенную выгоду коренному населению. Поэтому местным властям было выгодно их постоянное проживание.
В июне 1900 г. в Нижний Новгород прибыло 16 иностранных евреев для ведения торговли на ярмарке. Из них пятеро были австрийскими подданными, четверо - германскими подданными, четверо - бухарскими, два - персидскими и один -прусским [11, л. 5-6, 23-25, 27, 42-44, 63-64, 6670, 84-85].
На Нижегородчине постоянно жили и работали евреи - почётные граждане: О.К. Машкилейсон, Я. А. Гурвич и Г.В. Фрумкин, а также владелец часового магазина Ц.Д. Хейфиц, владелец парикмахерской Я.И. Садкевич. Г.Я. Фридман работал заведующим магазином Ко Зингер.
В Васильском (Васильсурском) уезде жил караим П. Вольфович. Он работал аптекарским помощником [9, л. 132, 134, 156-157, 398, 445-446].
В Лукояновском уезде работал заведующим Больше-Мареевской больницей врач Х.Х. Хейфиц [10, л. 551]. Это было проявлением действия закона 1879 г., который разрешал евреям, получившим высшее образование, селиться в любой части страны [1].
Были известны случаи, когда православные жители из коренного населения просили за то, чтобы евреи оставались на Нижегородской ярмарке. Так, Л.Г. Миронов, Е.К. Трусов, Е.Ф. Филатычев просили у начальника губернии о том, чтобы он позволил покупать товары 5 еврейским купцам и 10 мещанам. Это было связано с экономическими интересами этих православных лиц. Однако это свидетельствовало также и о том, что великороссы и евреи не испытывали друг к другу взаимной неприязни, а, наоборот, были заинтересованы друг в друге. Начальник губернии удовлетворил эту просьбу.
За могилевского мещанина еврея Ш. Менькина разрешение жительства на ярмарке просил директор цирка православного вероисповедания Никитин. Менькину также разрешили жительство [12, л. 11-12, 19, 26, 46-48, 52].
В Нижнем Новгороде на незаконных основаниях жило 129 еврейских семейств. Они занимались торговлей. Обо всём этом было известно полицейским властям и губернатору. Однако из города этих лиц не выселяли [14, л. 3-4]. Если бы эти семьи были выдворены в пределы черты оседлости, то экономика нижегородского края пострадала бы. Однако если учесть, что в Нижнем Новгороде с 1817 г. существовала крупнейшая в Европе ярмарка, то становится ясно, что положение дел достаточно скоро бы восстановилось. Получается,
что нижегородское губернское начальство не выселяло евреев из города, так как сочувствовало им и относилось с симпатией.
Евреи выбирали для жительства Нижний Новгород, так как это был крупнейший экономический центр Поволжья. Он представлял для них существенный интерес. Арзамас Нижегородской губернии привлекал их потому, что был важнейшим транзитным пунктом из Москвы в юго-восточные районы страны. Там были развиты кожевенное, скорняжное, салотопенное, войлочное производства. Там велась торговля луком, гусями и юфью. При этом юфь экспортировали даже в Англию и Францию. В Балахне евреев жило меньше, чем в Балахнинском уезде потому, что большинство солеварен, которые составляли основу экономической жизни балахнинской земли, находилось именно в уезде, и евреи имели к ним экономический интерес.
В Васильском (Васильсурском) и Лукояновском уездах были развиты в большей степени кустарные промыслы. Эти территории привлекали евреев всё же меньше, чем остальные.
В Иваново-Вознесенске евреи работали в отделении Московского международного банка: Л.Н. Лурье, почётный гражданин, окончивший юридический факультет Московского государственного университета с дипломом 1-й степени, проживал на Часовенной улице в д. Матросо-во, А.П. Вейсбург проживал на Троицкой улице в д. Пузырёво [5, л. 22].
28 сентября 1901 г. в Иваново-Вознесенске было разрешено жительство мещанину г. Берёзи-но Черниговской губернии М.А. Хацкелевичу. Оно разрешалось в течение года (по сроку паспорта, выданного ему Берёзинским городским головой) [6, л. 2]. А 13 марта 1903 г. шкловскому мещанину У Шинкарёву разрешили поселиться в Иваново-Вознесенске с тем условием, чтобы он занимался только ремесленной деятельностью с выданным ему в Шклове свидетельством [7, л. 1].
Если еврей занимался какой-то иной деятельностью, отличавшейся от той, которую он указывал по приезде на новое место жительства из черты оседлости, то подлежал выселению. Так, в 1903 г. Иваново-Вознесенский полицмейстер обращался к приставу этого города и сообщал о том, что неудовлетворён отчётом, полученным от него. Дело в том, что в отчёте пристав указывал, что все евреи, которые проживали в Иваново-Вознесенске, занимались ремесленной деятельностью и имели ремесленные свидетельства. Полицмейстер сетовал, что в городе живёт еврей З. Нейдмингер, который никаким ремеслом не занимается, поэтому права жительства в городе не имеет.
В 1903 г. в Иваново-Вознесенске жило 403 еврея. Это были торговцы, провизоры, парикмахеры, кузнецы, а также красильщики и маляры [3,
Вестник КГУ^ № 1. 2019
35
л. 1-43]. Такая численность евреев, живших в этих городах, по сравнению с Нижегородской губернией была невелика. Дело в том, что местные власти принимали евреев неохотно, в отличие от Нижегородской губернии, где ввиду наличия ярмарки, власти желали приезда большего количества евреев. А евреи зачастую сами оставались на жительство. Однако стоит обратить внимание на то, что учёту подвергались только лица иудейского вероисповедания, и местные власти всё же не изгоняли их, несмотря на общеимперский запрет иудеям жить за пределами черты оседлости.
Евреи выбирали для жительства не только Ива-ново-Вознесенск, но и близлежащие сёла. В 1906 г. чаусский мещанин Р. Пташкин поселился в деревне Пески, на улице Георгиевской [8, л. 1-3]. В том же году оршанский мещанин, мастер золотых и серебряных дел М.Ш. Войцингер, также предпочёл эту деревню [4, л. 1].
Особенно большой приток рабочей силы произошёл в означенные губернии в период Первой мировой войны.
Весной - летом 1913 г. имела место следующая статистика: в Ардатове и в Ардатовском уезде жили 7 евреев, в Арзамасе и в Арзамасском уезде -52 человека, в Балахне и в Балахнинском уезде - 99, в Василе и Васильском уезде - 5, в Лукоянове и Лу-кояновском уезде - 5, в Макарьеве и Макарьевском уезде - 6, в Нижегородском уезде - 9, в самом Нижнем Новгороде - 891, в Семёнове и в Семёновском уезде - 8, в Сергаче и Сергачском уезде - 3, в Кня-гинине и Княгиниском уезде - 2 [9, л. 3-6, 38-57, 131-162, 396-400, 532-534, 536-538а, 616-619, 629-633, 657-660, 675-676, 683-1009]; итого -1087 человек. В несколько раз увеличилось еврейское население и Иваново-Вознесенской губернии.
В основном евреи были переселенцами из Белорусских губерний. Много было уроженцев центральных регионов России. Меньшее количество евреев прибыло из Прибалтийских, Малороссийских и Новороссийских губерний.
Евреи занимались торговлей, но было и большое количество врачей, часовых дел мастеров, портных, аптекарей, приказчиков, парикмахеров, учеников. Также были юристы, техники, чулочницы и др.
До периода Первой Мировой войны евреи приезжали в Нижегородскую губернию, привлечённые ярмаркой. Некоторые из них оставались на жительство в нижегородском крае на законных основаниях. Однако были и те, кто поселялся в нарушение закона. В период Первой Мировой войны многие евреи были вынуждены иммигрировать в Нижегородскую и Иваново-Вознесенскую губернии.
Трудовая и экономическая деятельность евреев была выгодна государству и обществу. Участвуя в ней, евреи платили налоги государству. Коренные жители пользовались услугами, которые оказывали им евреи. Имевшийся запрет на житель-
ство евреев в центральных губерниях был связан, с одной стороны, с религиозными предрассудками некоторых чиновников, которые считали их религию, иудаизм, противницей христианства, а с другой стороны, с их нежеланием допустить усиление конкуренции со стороны евреев коренному населению за пределами черты оседлости. Однако всё же многие власть имущие лица сочувствовали евреям и испытывали к ним симпатию. Евреи своей трудовой деятельностью приносили пользу, и их не выселяли из губерний, в которых они водворились, пусть даже и на незаконных основаниях.
Библиографический список
1. О предоставлении Евреям, окончившим курс в высших учебных заведениях, права дальнейшего пребывания в местностях, не определённых для постоянной их оседлости: Высочайше утверждённый всеподданнейший доклад Управляющего Министерством Внутренних Дел: (от 19 января 1879 г.) // Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1881. - Собр. 2. - Т. 54. - № 59236.
2. О преимуществах Евреев, получивших высшее образование, а равно служащих при Еврейских учебных заведениях: Высочайше утверждённое мнение Государственнаго Совета: (от 27 ноября 1861 г.) // Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1863. - Собр. 2. - Т. 36. - № 37684.
3. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 1562. - Л. 1-43.
4. ГАИО. - Ф. 46. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 1.
5. ГАИО. - Ф. 339. - Оп. 2. - Д. 51. - Л. 22.
6. ГАИО. - Ф. 339. - Оп. 2. - Д. 83. - Л. 2.
7. ГАИО. - Ф. 339. - Оп. 2. - Д. 96. - Л. 1.
8. ГАИО. - Ф. 339. - Оп. 2. - Д. 106. - Л. 1-3.
9. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). - Ф. 2. - Оп. - 1. - Д. 1400. - Л. 3-6, 38-57, 131-162, 396-400, 532-534, 536-538а, 616619, 629-633, 657-660, 675-676, 683-1009.
10. ЦАНО. - Ф. 2. - Оп. 5. - Д. 1400. - Л. 551.
11. ЦАНО. - Ф. 342. - Оп. 1. - Д. 2560. - Л. 5-6, 23-25, 27, 42-44, 63-64, 66-70, 84-85.
12. ЦАНО. - Ф. 624. - Оп. 1 - Д. 1. - Л. 11-12, 19, 26, 46-48, 52.
13. ЦАНО. - Ф. 624. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 3-12.
14. ЦАНО. - Ф. 624. - Оп. 5. - Д. 448. - Л. 3-4.
References
1. O predostavlenii Evreyam, okonchivshim kurs v vysshih uchebnyh zavedeniyah, prava dal'nejshego prebyvaniya v mestnostyah, ne opredelyonnyh dlya postoyannoj ih osedlosti: Vysochajshe utverzhdyonnyj vsepoddannejshij doklad Upravlyayushchego Ministerstvom Vnutrennih Del: (ot 19 yanvarya 1879 g.) // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. -SPb., 1881. - Sobr. 2. - T. 54. - № 59236.
2. O preimushchestvah Evreev, poluchivshih vysshee obrazovanie, a ravno sluzhashchih pri
36
Вестник КГУ № 1. 2019
Evrejskih uchebnyh zavedeniyah: Vysochajshe utverzhdyonnoe mnenie Gosudarstvennago Soveta: (ot 27 noyabrya 1861 g.) // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1863. - Sobr. 2. - T. 36. -№ 37684.
3. Gosudarstvennyj arhiv Ivanovskoj oblasti (GAIO). - F. 4. - Op. 1. - D. 1562. - L. 1-43.
4. GAIO. - F. 46. - Op. 1. - D. 11. - L. 1.
5. GAIO. - F. 339. - Op. 2. - D. 51. - L. 22.
6. GAIO. - F. 339. - Op. 2. - D. 83. - L. 2.
7. GAIO. - F. 339. - Op. 2. - D. 96. - L. 1.
8. GAIO. - F. 339. - Op. 2. - D. 106. - L. 1-3.
9. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). - F. 2. - Op. - 1. - D. 1400. - L. 3-6, 38-57, 131-162, 396-400, 532-534, 536-538a, 616-619, 629-633, 657-660, 675-676, 683-1009.
10. CANO. - F. 2. - Op. 5. - D. 1400. - L. 551.
11. CANO. - F. 342. - Op. 1. - D. 2560. - L. 5-6, 23-25, 27, 42-44, 63-64, 66-70, 84-85.
12. CANO. - F. 624. - Op. 1 - D. 1. - L. 11-12, 19, 26, 46-48, 52.
13. CANO. - F. 624. - Op. 1. - D. 7. - L. 3-12.
14. CANO. - F. 624. - Op. 5. - D. 448. - L. 3-4.
Вестник КГУ № 1. 2019
37