Научная статья на тему 'Причины водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века'

Причины водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕИ / ТАЛМУД / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВОЕННОПЛЕННЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ МВД / JEWS / TALMUD / KAZAN GOVERNORATE / PRISONERS OF WAR / ECONOMIC INTERESTS / POLICE DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

Настоящая статья посвящена анализу причин водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии. Отмечается, что по российским законам они должны были жить только в специально отведённых для них губерниях черты постоянной еврейской оседлости. Это были западные губернии. Лишь некоторые категории евреев имели право поселяться за пределами черты оседлости во внутренних российских губерниях. К таковым относились, во-первых, евреи, которые крестились в православие, во-вторых, лица, деятельность которых была выгодна империи с экономической точки зрения, а в-третьих, медицинские работники. Евреи же водворялись в центральных губерниях в первую очередь исходя из своих экономических интересов, в основном торговых. Однако они не имели в этой части империи особых экономических интересов, так как здесь не было ни фабрик, ни заводов. В результате они поселялись в северо-западных уездах Казанской губернии не по своей воле, а будучи водворены на жительство властями. Основная причина водворения заключалась в необходимости размещения военнопленных подданных стран Четвертного союза. Западные же губернии империи были охвачены войной. Поэтому военнопленных свозили в центральные губернии. Этих лиц, соответственно, этапировали через территории нескольких губерний. Также на этих территориях вёлся розыск особо опасных лиц. Некоторых из них обвиняли в нарушении правил военного положения, других в шпионаже в пользу врага, третьих в революционной деятельности, четвёртых в покушении на порядок государственного управления, пятых в побеге из-под надзора полиции. Были и такие лица, которым инкриминировалась пропаганда в пользу врага. Разыскивались, как иностранные подданные, так и российские. У властей имелись также подозрения, что некоторые, особо опасные военные преступники, могут сговариваться с теми лицами, которые уже находились на территории Казанской губернии. Поэтому в начале XX в. в северо-западных уездах Казанской губернии жили, в первую очередь, иностранные евреи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егоров Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE JEWS SETTLEMENT IN THE NORTH-WESTERN COUNTIES OF KAZAN GOVERNORATE IN THE SECOND HALF OF THE XIXth - AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY

The present article is devoted to analyzing the reasons for the Jews settlement in the northwestern districts of Kazan governorate. It is noted that, according to the Russian laws, they were supposed to live only in specially designated governorate areas of Jewish settledness. Only certain categories of Jews had the right to settle outside the area of permanent residence for Jews in internal Russian governorates. These included, firstly, Jews who were baptized into Orthodoxy, secondly, persons whose activities were beneficial to the Empire from the economic point of view, and, thirdly, medical workers. The Jews settled in the central governorates, primarily, having regard to their economic interests, mainly trading. However, they had no special economic interests in this part of the Empire, since there were no factories or plants there. As a result, they settled in the north-western counties of Kazan governorate not by their own will, but by decision of authorities. The main reason for settling was the need to place war prisoners subjects of the Quadruple Alliance countries. The western governorates of the Empire were war-troubled. Therefore, enemy prisoners of war were brought to the central governorates. These persons, respectively, were convoyed through the territories of several governorates. In these territories the search of especially dangerous persons was conducted. Some of them were accused of violating martial law, others of espionage in favor of the enemy, the third of revolutionary activities, the fourth of an attempt on the order of state administration, the fifth of escape from the police supervision. There were also such persons who were accused of propaganda in favor of the enemy. Both foreign nationals and the Russian subjects were searched. The authorities also suspected that some especially dangerous war criminals could conspire with those who were already in the territory of Kazan governorate. Therefore, at the beginning of the 20th century, foreign Jews, first of all, lived in the northwestern districts of the Kazan governorate.

Текст научной работы на тему «Причины водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века»

УДК 323.13(091)(470.41)"450"(=411.16) ББК Т3(29=611.215)5-36(28-8Каз)

В.В. ЕГОРОВ

ПРИЧИНЫ ВОДВОРЕНИЯ ЕВРЕЕВ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ УЕЗДАХ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: евреи, Талмуд, Казанская губерния, военнопленные, экономические интересы, департамент полиции МВД.

Настоящая статья посвящена анализу причин водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии. Отмечается, что по российским законам они должны были жить только в специально отведённых для них губерниях черты постоянной еврейской оседлости. Это были западные губернии. Лишь некоторые категории евреев имели право поселяться за пределами черты оседлости во внутренних российских губерниях. К таковым относились, во-первых, евреи, которые крестились в православие, во-вторых, лица, деятельность которых была выгодна империи с экономической точки зрения, а в-третьих, медицинские работники. Евреи же водворялись в центральных губерниях в первую очередь исходя из своих экономических интересов, в основном торговых. Однако они не имели в этой части империи особых экономических интересов, так как здесь не было ни фабрик, ни заводов. В результате они поселялись в северо-западных уездах Казанской губернии не по своей воле, а будучи водворены на жительство властями. Основная причина водворения заключалась в необходимости размещения военнопленных подданных стран Четвертного союза. Западные же губернии империи были охвачены войной. Поэтому военнопленных свозили в центральные губернии. Этих лиц, соответственно, этапировали через территории нескольких губерний. Также на этих территориях вёлся розыск особо опасных лиц. Некоторых из них обвиняли в нарушении правил военного положения, других - в шпионаже в пользу врага, третьих - в революционной деятельности, четвёртых - в покушении на порядок государственного управления, пятых - в побеге из-под надзора полиции. Были и такие лица, которым инкриминировалась пропаганда в пользу врага. Разыскивались, как иностранные подданные, так и российские. У властей имелись также подозрения, что некоторые, особо опасные военные преступники, могут сговариваться с теми лицами, которые уже находились на территории Казанской губернии. Поэтому в начале XX в. в северо-западных уездах Казанской губернии жили, в первую очередь, иностранные евреи.

Целью статьи является анализ причин водворения евреев в северозападных уездах Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Указанная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать причины, побуждавшие евреев водворяться в северо-западных уездах Казанской губернии;

- проанализировать меры российских властей по принудительному водворению евреев в означенных уездах.

Научная новизна статьи заключается в том, что она является первой работой, посвящённой вопросу водворения евреев в означенных уездах. Впервые вводятся в научный оборот архивные материалы по данному вопросу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы, изложенные в нём, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов водворения евреев в Казанской губернии. А также для преподавания «Истории России», при составлении учебных пособий.

Перспективы исследования заключаются в более подробном изучении вопросов водворения евреев в Казанской губернии во второй половине XIX -начале XX в.

Необходимо отметить, что с начала XIX в. и вплоть до 1866 г. евреи в северо-западных уездах Казанской губернии не жили. Только в означенный год

в Цивильске поселился еврей С. Либидовский. Примечательно, что он стал депутатом Городской Думы [10. Д. 26. Л. 33].

Дело в том, что евреи, исповедовавшие традиционную для них религию - иудаизм, проживали в основном в пределах черты постоянной оседлости. Это была специально отведённая для них территория. В неё входили такие губернии, как Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская. А также Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Моги-левская. Также Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская и Черниговская. Там евреи могли свободно совершать иудейские богослужебные обряды, заниматься торговлей и другими видами не запрещённой законом деятельности. Кстати, торговля была приписываема им самим Талмудом. Выходить за пределы черты оседлости могли евреи, которые крестились в православие. А также те, которые подпадали под действие Высочайше утверждённого мнения Государственного Совета от 27 ноября 1861 г. [2]. Оно предоставляло евреям, имевшим степень доктора медицинских наук или какую-либо учёную степень в других областях знаний; евреям, имеющим аттестаты об окончании полного курса лицеев и гимназий, а также купцам первой и второй гильдий, право жить в любой части страны, свободно выбирать род занятий, поступать на государственную службу. Кроме указанных выше категорий лиц право проживания за пределами черты оседлости получили инспекторы и учителя еврейских училищ.

А в 1879 г. право повсеместного жительства в империи было предоставлено новым категориям евреев: выпускникам высших учебных заведений (в том числе медицинских вузов), аптекарским помощникам, дантистам, лекарям и повивальным бабкам, а также лицам, изучавшим формацию, фельдшерское и повивальное искусство [1].

Что касалось медицинских работников из евреев, то их допустили во внутренние губернии по причине того, что в тот период российским правительством проводились преобразования в медицинской сфере. Тогда, по сути, была создана земская медицина.

Иногда евреи водворялись во внутренних российских губерниях незаконно. За пределы черты оседлости их во многом влекли экономические интересы. Однако до 1866 г. в Цивильском уезде Казанской губернии ни в первом, ни во втором станах не устраивались ярмарки. Не было там ни фабрик, ни заводов [4. Д. 123. Л. 7, 9, 26, 39].

Что касалось евреев, незаконно водворившихся на территориях, где проживание им запрещалось, то обычно власти не выселяли их. Чиновники видели, что евреи своей деятельностью приносят пользу местному населению. Кроме того, они быстро и эффективно налаживали экономические связи с местным торговым элементом. Разрывать эти связи не представлялось целесообразным. Евреи платили налоги. Этим они обогащали казну губернии, в которой водворялись. Сами евреи активно поддерживали друг друга. Как национальное и религиозное меньшинство они чувствовали необходимость в сплочении и взаимопомощи.

Хотя бывали случаи, что евреев всё-таки выселяли. Это зависело от политики властей в каждой конкретной губернии. Не могло не влиять и личное мнение некоторых чиновников, которые испытывали к евреям предвзятость по религиозному признаку, так как в наиболее консервативных кругах имели место воззрения, что евреи распяли Христа. А также могли сказываться эко-

номические и политические противоречия, опасения, что евреи могут занять доминирующее положение в российской экономике и политической сфере.

Однако Либидовский и другие евреи, в последующее время поселившиеся в северо-западных уездах Казанской губернии, не были оттуда выселены.

В то время у евреев не было своего государства. Они старались следовать законам той страны, в которой проживали.

В начале XX в. в Цивильск Казанской губернии за два года прибыли всего два еврея. 6 октября 1900 г. там побывал турецкий подданный Илья сын Абрама, а 4 сентября 1901 г. туда прибыл другой подданный Османской империи Давид сын Натана [8. Д. 136. Л. 11].

С 1915 г. в Казанскую губернию власти начали водворять на жительство евреев подданных Австро-Венгрии и Османской империи - стран Четвертного союза. Это в основном были лица, попавшие в плен на фронтах Первой мировой войны.

24 октября 1915 г. по распоряжению Казанского губернатора на жительство под надзором полиции в г. Ядрин был водворён австрийский подданный И.И. Беднарк [7. Д. 156. Л. 1-2].

Вызывает интерес и судьба австрийского подданного Б. Люстике. В сентябре 1915 г. он был переведён в Тульскую тюрьму, где начальником тюрьмы был составлен на него открытый лист, в котором содержались личные сведения о нём. Затем он был доставлен в Уфу. По распоряжению Уфимского губернатора его выслали в Казань под надзор полиции. А 23 октября 1915 г. Казанский губернатор принял решение о водворении его на жительство под надзором полиции в Ядрине [10. Д. 165. Л. 1-2].

В октябре того же года такая же участь постигла австрийских подданных. Это были кузнецы: И. Махоль, С. Лип, столяры: А. Шлятпер, Б. Игель, пекарь Н. Розенберг [7. Д. 161. Л. 1-2; 11. Д. 166. Л. 1-2; 13. Д. 179. Л. 1-2; 14. Д. 182. Л. 1-2; 16. Д. 206. Л. 1-2].

А в ноябре того же года был водворён на жительство столяр Л. Киммель. Интересно отметить, что открытый лист на него был составлен в Горбатов-ском уездном полицейском управлении Нижегородской губернии. Сохранились сведения о том, что он был задержан в местечке Ланцкруне. Он был женат на российской подданной Малке-Лее [7. Д. 170. Л. 1-15].

Чиновникам было достаточно просто отслеживать деятельность любого водворённого в Ядрине лица, так как население этого города было невелико.

Интересно отметить, что еврейские диаспоры разных стран поддерживали тесные связи друг с другом. Их объединяли иудаизм, а также обычаи и традиции, возникшие на его основе.

Если же еврей крестился, то уже не считался другими евреями членом общины. Если он переходил в православие, то считался русским, а если в лютеранство - немцем.

Вообще, в России действовала формула: аккультурация - христианизация - ассимиляция - полная русификация.

Аккультурация предполагала восприятие евреями культуры коренного населения. Важным её элементом являлось получение ими светского образования. Без аккультурации невозможна была христианизация, так как евреи, находившиеся в тесном кругу своей религиозной общины, воспринимали именно еврейскую грамоту, которая была напрямую связана с иудаизмом. Евреи же, получившие светское образование, существенно расширяли свою комму-

никацию. Постепенно часть их христианизировалась. После принятия христианства они зачастую изменяли имена.

Однако эта формула применялась властями только к подданным Российской империи и не распространялась на военнопленных.

15 ноября 1915 г. по распоряжению Казанского губернатора был водворён на жительство турецкий подданный Д.Х. Готлиб [7. Д. 130. Л. 1-3]. На тот момент это был единственный водворённый подданный Османской империи. Позже был водворён австрийский чиновник Н. Файцингер [7. Д. 194. Л. 1-3].

Интересно отметить, что в том же году на жительство в Ядрин самостоятельно попросился еврей Г.Н. Лисснере. Ещё 30 марта 1915 г. его выслали из Варшавы в Ригу по распоряжению Варшавского генерал-губернатора по подозрению в том, что он восхвалял германские войска и негативно отзывался о российской армии. Сначала его водворили на жительство в Ядрине, но позже Ци-вильский уездный исправник просил водворить его во вверенный ему город Ци-вильск. Губернское начальство удовлетворило его просьбу [5. Д. 107. Л. 1-32]. Почему его решили перевести? Дело в том, что в Ядрине уже находились пленные евреи - подданные стран Четвертного союза. Поэтому российские полицейские чины опасались, что Лисснере, которого считали особо опасным, может вступить с ними в сговор.

В 1916 г. департамент полиции МВД разыскивал евреев, которых подозревали в нарушении правил военного положения: Я.Ш. Виницкого, П.В. Волка, А.И. Войцеховича, Ш.И. Гриншпана, И.Р. Фрайденберга; в революционной деятельности - А.З. Гольцмана; в шпионаже в пользу Германии - Ш. Ицкова; в нарушении ст. 102 Уголовного уложения [3] (в части ответственности для лиц, посягавших на порядок государственного управления) - Г.А. Ваксберга; в побеге из-под надзора полиции - А. Рейза, Х.А. Кибартского, Я.Г. Пузаневского. Полицейские чины полагали, что кто-то из этих людей вполне мог скрываться на территории Чебоксарского уезда Казанской губернии [6. Д. 3. Л. 1-8].

Что касается революционной деятельности, то некоторые евреи действительно принимали в ней участие. Это было вызвано распространением в Европе коммунистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Также евреи были не согласны с застарелыми имперскими ограничениями, связанными с существованием черты оседлости и ограничениями свободы иудаизма. Хотя евреи не были движущей силой революции.

Также в еврейской среде были распространены анархические и националистические идеи.

Однако далеко не все евреи придерживались коммунистических и других революционных воззрений. Часть их была верна самодержавной власти. Некоторые разделяли буржуазные и прочие идеи. А некоторые были аполитичны.

Однако зачастую именно несогласие с действующим режимом подвигало евреев сотрудничать с зарубежными государствами. У некоторых были личные причины.

В том же году в Казанской губернии полицейскими властями разыскивались евреи, которых подозревали в шпионаже. Розыск осуществлялся в Казанском, Лаишевском, Чистопольском, Мамадышском и Цивильском уездах. Разыскивались: подданный Российской империи Я. Богданчиков, штабс-капитан австрийской армии Ш. Гарецкий, военнопленный германский унтер-офицер И. Дрозд, военнопленный Я. Штерн. А также российский подданный доктор М.А. Овзеров [9. Д. 5. Л. 1, 55, 70, 105, 147].

Очень многие евреи служили в российской армии. В тот период они принимали участие в боевых действиях на фронтах Первой мировой воны.

Вообще, коренное население относилось к евреям нормально. Местные жители повсюду сотрудничали с ними. Вступали с ними в экономические отношения. Имели место и межнациональные браки. Хотя следует учесть, что не все евреи, находившиеся в северо-западных уездах Казанской губернии, могли быть участниками таких отношений. Этому препятствовало то, что они в основном находились под надзором полиции. Зато не имели места еврейские погромы, в которых участвовали некоторые коренные жители в других частях империи.

Можно сделать вывод о том, что евреи в северо-западных уездах Казанской губернии водворялись редко. Скорее водворение их осуществлялось туда властями, помимо их воли. В результате в означенных уездах проживали в основном иностранные евреи.

Литература

1. Высочайше утверждённый всеподданнейший доклад Управляющего Министерством Внутренних Дел. О предоставлении Евреям, окончившим курс в высших учебных заведениях, права дальнейшего пребывания в местностях, не определённых для постоянной их оседлости от 19 января 1879 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1881. Собр. 2. Т. НУ. № 59236.

2. Высочайше утверждённое мнение Государственнаго Совета. О преимуществах Евреев, получивших высшее образование, а равно служащих при Еврейских учебных заведениях от 27 ноября 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1861. Собр. 2. Т. XXXVI. № 37684.

3. Высочайше утверждённое 22 марта 1903 г. Уголовное уложение. СПб., 1903. № 102.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 4.

Оп. 2.

5. ГИА ЧР. Ф. 59. Оп. 2.

6. ГИА ЧР. Ф. 355. Оп. 1.

7. ГИА ЧР. Ф. 359. Оп. 2.

8. ГИА ЧР. Ф. 373. Оп. 2.

9. ГИА ЧР. Ф. 375. Оп. 1.

10. ГИА ЧР. Ф. 529. Оп. 1.

ЕГОРОВ ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ - преподаватель, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород (boarin123@yandex.ru).

V. EGOROV

REASONS FOR THE JEWS SETTLEMENT IN THE NORTH-WESTERN COUNTIES OF KAZAN GOVERNORATE IN THE SECOND HALF OF THE XIXth - AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY

Key words: the Jews, Talmud, Kazan governorate, prisoners of war, economic interests, police department of the Ministry of Internal Affairs.

The present article is devoted to analyzing the reasons for the Jews settlement in the northwestern districts of Kazan governorate. It is noted that, according to the Russian laws, they were supposed to live only in specially designated governorate areas of Jewish settledness. Only certain categories of Jews had the right to settle outside the area of permanent residence for Jews in internal Russian governorates. These included, firstly, Jews who were baptized into Orthodoxy, secondly, persons whose activities were beneficial to the Empire from the economic point of view, and, thirdly, medical workers. The Jews settled in the central gover-

norates, primarily, having regard to their economic interests, mainly trading. However, they had no special economic interests in this part of the Empire, since there were no factories or plants there. As a result, they settled in the north-western counties of Kazan governorate not by their own will, but by decision of authorities. The main reason for settling was the need to place war prisoners - subjects of the Quadruple Alliance countries. The western governorates of the Empire were war-troubled. Therefore, enemy prisoners of war were brought to the central governorates. These persons, respectively, were convoyed through the territories of several governorates. In these territories the search of especially dangerous persons was conducted. Some of them were accused of violating martial law, others - of espionage in favor of the enemy, the third - of revolutionary activities, the fourth - of an attempt on the order of state administration, the fifth - of escape from the police supervision. There were also such persons who were accused of propaganda in favor of the enemy. Both foreign nationals and the Russian subjects were searched. The authorities also suspected that some especially dangerous war criminals could conspire with those who were already in the territory of Kazan governorate. Therefore, at the beginning of the 20th century, foreign Jews, first of all, lived in the northwestern districts of the Kazan governorate.

References

1. Vysochaishe utverzhdennyi vsepoddanneishii doklad Upravlyayushchego Ministerstvom Vnutrennikh Del. O predostavlenii Evreyam, okonchivshim kurs v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh, prava dal'neishego prebyvaniya v mestnostyakh, ne opredelennykh dlya postoyannoi ikh osedlosti ot 19 yanvarya 1879 goda [Highest approved all-acclaimed report by the Ministry of the Interior. On granting to Jews who have completed a course in higher educational institutions the right to continue their stay in areas not defined for their permanent settlement from January 19, 1879]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [The complete collection of the laws of the Russian Empire], 1881, Coll. 2, vol. LIV, no. 59236.

2. Vysochaishe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennago Soveta. O preimushchestvakh Evreev, poluchivshikh vysshee obrazovanie, a ravno sluzhashchikh pri Evreiskikh uchebnykh zavedeniyakh ot 27 noyabrya 1861 goda [The highest approved opinion of the State Council. On the advantages of Jews who have received higher education, as well as those serving at Jewish educational institutions of November 27, 1861 ]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [The complete collection of the laws of the Russian Empire], 1861, coll. 2, vol. XXXVI, no. 37684.

3. Vysochaishe utverzhdennoe 22 marta 1903 goda. Ugolovnoe ulozhenie [Highest approved March 22, 1903 Criminal Code]. St. Petersburg, 1903, no. 102.

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 4. Opis 2 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 59. Anagraph 2].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 59. Opis 2 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 59. Anagraph 2].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 355. Opis 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 355. Anagraph 1].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 359. Opis 2 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 359. Anagraph 2].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 373. Opis 2 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 359. Anagraph 2].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 375. Opis 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 375. Anagraph 1].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 529. Opis 1 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 529. Anagraph 1].

EGOROV VADIM - Lecturer, Nizhny Novgorod Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Aspirant Candidate of Candidate Historical Sciences, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod (boarin123@yandex.ru).

Формат цитирования: Егоров В.В. Причины водворения евреев в северо-западных уездах Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 4. - С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.