Научная статья на тему 'Участие чинов сыскных отделений в производстве дознания и предварительного следствия'

Участие чинов сыскных отделений в производстве дознания и предварительного следствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫСКНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / ПОВОДЫ К ДОЗНАНИЮ / ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА / СУДЕБНЫЕ СЛЕДОВАТЕЛИ / CRIMINAL POLICE / THE CAUSE OF INQUIRY / A PRODUCTION ORDER / JUDICIAL INVESTIGATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жилина Ю. А.

Сыскные отделения дореволюционной России являлись органом дознания. Чины сыскных отделений занимались розыском и производством дознаний по всем уголовным делам. На этапе раскрытия преступления они осуществляли оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника. Так же чины сыскных отделений могли действовать на основании поручений судебных следователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF RANKS OF CRIMINAL POLICE IN THE INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION

The criminal police of pre-revolutionary Russia were inquiry body. Ranks of detective branches were engaged in search and production of inquiries on all criminal cases. At a stage of disclosing of a crime they carried out the operatively-search actions directed on an establishment of the criminal. As ranks of detective branches could operate on the basis of investigators.

Текст научной работы на тему «Участие чинов сыскных отделений в производстве дознания и предварительного следствия»

органов государства в кризисных ситуациях процесс совершенствования деятельности

и для решения жизненно важных проблем. данного органа предполагается начать с

Однако все же существует необходимость четкого закрепления статуса и полномочий

усиления функции Совета Безопасности как в Конституции РФ, как это сделано, напри-

консультативного координационного органа мер, в Основном законе Украины (ст. 107)

при Президенте Российской Федерации. [1, с. 508-571], где аналогичный Совету

Таким образом, учитывая важность реша- Безопасности РФ орган называется Совет

емых Советом Безопасности РФ вопросов, национальной безопасности и обороны.

Литература —

1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сб. документов / сост. ЮА. Дмитриев, Н.А. Михалева. - М., 1997. С. 508-571.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (принят ГД ФС РФ 07.12.2010) // Российская газета. 2010. № 295.

3. Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

4. Отчет о заседании «круглого стола» Совета по внешней и оборонной политике // Журнал российского права. 1999. № 12.

References

1. New constitutions of the CIS and Baltic countries: Sent-Petersburg. Documents / JU.A. Dmitry, N.A. Mikhalev. - M., 1997. With. 508-571.

2. About safety: the Federal law from 12/28/2010 № 390-FL (The state duma of Federal meeting of the Russian Federation of 12/7/2010 is accepted) // the Russian newspaper. 2010. № 295.

3. About the statement of positions about Security council of the Russian Federation and the device of Security council of the Russian Federation, and also change and a recognition become invalid for separate certificates of the President of the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation from June, 7th, 2004 № 726 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2004. № 24. Item 2392.

4. The report on session of «a round table» Council about the external and defensive policy // Magazine of the Russian right. 1999. № 12.

УЧАСТИЕ ЧИНОВ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

СЛЕДСТВИЯ

PARTICIPATION OF RANKS OF CRIMINAL POLICE IN THE INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION

УДК 343.123.1+347.934“19”

Ю.А. ЖИЛИНА,

адъюнкт (Белгородский юридический институт МВД России)

J.A. ZHILINA,

Post- graduate student of the Belgorod legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация: Сыскные отделения дореволюционной России являлись органом дознания. Чины сыскных отделений занимались розыском и производством дознаний по всем уголовным делам. На этапе раскрытия преступления они осуществляли оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника. Так же чины сыскных отделений могли действовать на основании поручений судебных следователей.

Ключевые слова: сыскные отделения, поводы к дознанию, порядок производства, судебные следователи.

Abstract: The criminal police of pre-revolutionary Russia were inquiry body. Ranks of detective branches were engaged in search and production of inquiries on all criminal cases. At a stage of disclosing of a crime they carried out the operatively-search actions directed on an establishment of the criminal. As ranks of detective branches could operate on the basis of investigators.

Key words: criminal police, the cause of inquiry, a production order, judicial investigators.

Предотвращением и раскрытием преступлений общеуголовной направленности в начале ХХ века в Российской империи занимались сотрудники сыскных отделений - учреждений, созданных для борьбы с уголовной преступностью Законом от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части» [7]. Положения Общего учреждения губернского устанавливали, что назначением сыскной полиция является «производство розысков и дознаний по делам уголовным», а так же она должна принимать меры предупредительного характера и меры, направленные на пресечение преступлений. Сыскная полиция действует на общих установленных для всех учреждений полиции основаниях и является «исполнительным полицейским учреждением по специальной части» [6].

Целью деятельности чинов сыскной полиции является «производство дознаний» [5, с. 1], следовательно, данные полицейские учреждения являются органом дознания. В инструкции прокурора Московской Судебной Палаты Степанова от 15 октября 1909 г. дано определение понятия «дознание» - под данным видом деятельности понимается «исследование уголовного дела по горячим следам в розыскном порядке, направленное к обнаружению обвиняемого и собиранию доказательств его виновности». Цель полицейского дознания состоит в сборе и представлении судебной власти (в том числе и через следователей) необходимых для рассмотрения уголовного дела документов. Путем дознания необходимо выяснить: действительно ли, какое и при каких обстоятельствах совершено преступление; кто и почему именно в совершении такового подозревается, причем не допускать, чтобы подозреваемый скрылся, а следы преступления изгладились [8, с. 117].

Чины сыскных отделений проводили дознание по всем уголовно наказуемым деяниям. При получении сведений о совершенном преступлении они обязаны немедленно проинформировать судебного следователя и

прокурора или его товарища [9, с. 409]. Уведомление допускалось в течение 24 часов с того момента, когда о совершенном деянии стало известно сыскной полиции. При отсутствии судебного следователя и прокурора чины сыскной полиции самостоятельно начинали проводить дознание [9, с. 410]. То есть начинают сбор сведений об обстоятельствах готовящегося, совершенного преступления «по горячим следам», и занимаются этим до прибытия судебного следователя или прокурора, которые лично будут давать дальнейшие указания. С их прибытием чины сыскных отделений перестают действовать самостоятельно, передают все производство и исполняют только возложенные на них поручения. То есть полиция «прекращает свои действия по следствию до получения особых о том поручений». «Действия полиции по следствию» - это не только следственные действия, производимые чинами сыскных отделений при замене следователя, но и любые действия по делу.

Содействие чинов сыскных отделений судебным следователям строится на основе положений Устава уголовного судопроизводства. Все статьи данного закона требуют от полиции содействия следователям путем производства дознаний, розыска виновных, предметов преступления и доказательств виновности обвиняемых, сбора справок и сведений, имеющих значение для дела, охраны следов преступления, исполнения распоряжений и поручений следователя. Чины сыскных отделений должны ясно и однообразно понимать обязанности, возложенные на них законом в отношении взаимодействия со следственной властью. В связи с изложенным, они должны подробнейшим образом учитывать в своей деятельности разъяснения Правительствующего Сената, юристов, использовать существующую практику, но и самое главное - знать все требования, предъявляемые по вопросам взаимодействия Уставом уголовного судопроизводства.

Согласно Уставу уголовного судопроиз-

водства предварительное расследование подразделялось на две основные стадии - дознание и предварительное следствие. Дознание включало в себя собирание сведений, необходимых для удостоверения того, что происшествие действительно было и что оно соединено с проступком или преступлением. Производство дознаний оставалось в ведении полиции. О целях дознания сказано в п. 15 инструкции прокурора Степанова: «По обязанности обнаруживать преступления чины полиции, получив заявления или сведения о совершении преступления, производят дознание для выяснения, совершено ли преступление и, если совершено, то какое, когда, кем и при каких обстоятельствах».

Поводами к производству дознания чинами сыскных отделений являлись: поступившие непосредственно в сыскное отделение заявления или жалобы, в том числе явка с повинной виновного, поступившие из городского полицейского управления сведения о преступлениях, указания прокурора местного окружного суда, поручения судебных следователей, «непосредственное личное удостоверение в наличности преступления или его следов». «Имея налицо один из вышеуказанных поводов, чины полиции приступают к расследованию дела - дознанию» [8, с. 117].

В специальной норме Устава уголовного судопроизводства оговорено начало и инициация дознания: «Дознания начинаются... чинами полиции, как по предложению подлежащего лица прокурорского надзора, так и по непосредственному их усмотрению» [9, с. 469].

Не составляют законного повода к началу следствия анонимные сообщения и письма, но, «если они заключают в себе указания на важное злоумышление или преступное деяние, угрожающее общественному спокойствию, то служат поводом к полицейскому розыску или дознанию» [9, с. 414]. Исходя из положений ст.ст. 250-253 Устава Уголовного судопроизводства чины сыскных отделений обязаны проводить дознание в следующих случаях:

1. В случаях отсутствия на месте судебного следователя или лица прокурорского надзора.

2. В случаях, если признаки преступления или источники, из которых получены сведения о преступлении, сомнительны. Полиция должна удостовериться через дознание, действительно ли происшествие имело место и имеет ли оно признаки преступления.

В случае получения отрицательного ответа на данные вопросы, чины сыскной полиции представляют произведенное дознание прокурору окружного суда для дальнейших его распоряжений. В вышеуказанном случае полиция проводит дознание даже, если судебный следователь или представители прокурорской власти находятся на месте происшествия.

«Причем в случаях первого рода полиция производит дознание одновременно с сообщением о том следователю и прокурору, а в случаях второго рода, то есть при сомнительности преступления - предварительно такого сообщения» [1, с. 188].

В случае личного обращения потерпевшего в сыскное отделение, при получении объявления или жалобы чины сыскных отделений расспрашивают заявителя подробно обо всех обстоятельствах готовящегося или совершенного преступления. При приеме словесного заявления необходимо «расспросить и удостовериться, насколько заслуживает доверия сам заявитель». Выяснить мотивы подачи заявления - нет ли личной выгоды заявителю или в силу незнания закона «помочь разобраться во всех кажущихся ему уголовно-наказуемыми, а в действительности подлежащих гражданскому суду правонарушениях» [5, с. 28]; способен ли заявитель в силу своего возраста и физического состояния (не является ли психически больным человеком, алкоголиком) адекватно оценивать события. Заявителя предупреждают об ответственности за «лживые доносы» [9, с. 415], если он указывает на конкретное лицо, совершившее преступление.

При производстве расследований на месте происшествия чинам сыскной полиции запрещалось составление протоколов. Все проведенное дознание полиция облекает в форму сообщений, и только в случаях замены судебного следователя чины сыскных отделений обязаны составлять протоколы.

Чины сыскных отделений при производстве следственных действий обязаны соблюдать правила их выполнения, установленные для следователей: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки производить с участием понятых. Все следственные действия производить днем, кроме случаев, не терпящих отлагательств. Приглашать «сведущих людей», в случаях, когда «для точного уразумения встречающихся в деле обстоятельств необходимы специальные сведения или опытность в науке, искусстве,

ремесле, промысле» [9, с. 416].

Все материалы по дознанию, составленные протоколы обысков, осмотров, допросов приобщались к докладам и передавались судебному следователю. Причем следователь, являясь главным действующим лицом, при производстве предварительного следствия наделен правом «дополнять или отменять действия полиции по произведённому ею первоначальному исследованию» [9, с. 442]. Прокурор подлежал уведомлению по вопросам о передаче материалов по принадлежности. Полученные дополнительные в ходе розыска сведения так же передавались следователю. При необходимости дальнейшего проведения розыска по дополнительным сведениям с документов снимались копии. «При отсутствии же оснований к такой передаче бумаги подшиваются к особым нарядам по делам об однородных преступлениях» [5, с. 11], например, кражах со взломом, убийствах и т.д.

Отчет Курского сыскного отделения наглядно показывает деятельность чинов сыскной полиции по составлению и передаче по подследственности и подведомственности протоколов: «В декабре 1909 года в Курском сыскном отделении составлено протоколов и произведено разных дознаний как гласных, так и не гласных 40.

Протоколы направлены:

1. Судебным следователям - 2.

2. Уездным членам - 0.

3. Городским судьям - 8.

4. В Курское городское полицейское управление - 22.

5. В Курское уездное полицейское управление - 2.

6. Приставу 1 части гор. Курска - 2.

7. Приставу 2 части гор. Курска - 2.

8. Приставу 3 части гор. Курска - 3.

9. Приставу 4 части гор. Курска - 1.

10. В Московскую сыскную полицию - 2.

11. Орловскому уездному Полицейскому управлению - 1.

12. Управляющими Акцизными сборами Курской губернии - 2» [2].

В течение года протоколы так же направлялись Курскому уездному воинскому начальнику, в Управление Московско-Курского Жандармского Отделения железной дороги.

Прибыв на место происшествия, чины сыскной полиции должны заниматься негласным розыском и не повторять выполнение тех мероприятий, которые уже выполнены судебным следователем, прокурором или чинами общей полиции. Сыскная полиция должна

функционировать в таких условиях, «что чем меньше она будет выступать официально, тем лучше для дела» [4]. Негласный розыск заключался в сборе сведений способом негласного наблюдения, «расспросами, справками, без допросов в официальном тоне и без записывания необходимых сведений на виду у посторонних» [5, с. 25].

Чины сыскных отделений на основании ст. 256 Устава Уголовного судопроизводства должны заботиться, чтобы следы преступления или доказательства виновности подозреваемых сохранились до прибытия следователя. С этой целью они должны принимать все возможные меры. Например, «предохранение трупа обыкновенно состоит в приставлении к нему стражи; помещение, в котором находятся добытые преступлением вещи, может быть охранено или приставлением стражи или опечатанием». Охрана свидетеля от подкупа или дачи ложных показаний может быть сделана «или удалением ненасильственным свидетеля под каким-нибудь предлогом на некоторое время из того места, где грозит опасность» [1, с. 261], или установлением надзора за ним или за лицами, со стороны которых возможна угроза подкупа.

Дознание по общему правилу производится на месте совершения преступления. Чаще всего именно на месте совершения преступления находятся потерпевшие, свидетели, следы преступления, вещественные доказательства, все то, что касается преступления, иногда и лицо, его совершившее. В случаях, если достоверно не установлено место совершения преступления, дознание производится по месту обнаружения преступления или по месту задержания виновного. «Чины полиции не должны при производстве дознания причинять напрасного беспокойства тем частным лицам, к которым они обращаются за получением сведений» [8, с. 118].

Взаимодействие судебных следователей с чинами сыскных отделений не было в достаточной степени согласовано с реальными условиями производства следствия: на самом важном первоначальном этапе расследования возникала несогласованность в разграничении участия в расследовании преступлений полиции и судебных следователей. Не был законодательно определен срок передачи материалов следователю, кроме случаев, связанных с задержанием подозреваемого. Полиция могла ограничить свое участие при получении сведений о совершенном преступном деянии только

уведомлением следователя и прокурора. Уровень имеющегося профессионального образования чинов сыскной полиции не соответствовал возложенным на них обязанностям Уставом уголовного судопроизводства: при получении сведений о преступном деянии чинам сыскных отделений приходилось решать сложные квалификационные вопросы, не обладая в своем большинстве юридической подготовкой. Эти пробелы в законодательстве так и не были устранены во время всего функционирования сыскных отделений.

Инструкция также закрепляет положение о взаимодействии со следственной властью путем выполнения поручений: «чины сыскных отделений исполняют поручения судебных следователей по делам общеуголовным» [5, с. 1]. Поручения могли касаться как действий, выполняемых только сотрудниками сыскных отделений (например, поручение следователя о фотографировании задержанных, о составлении полных регистрационных карт на «шайки разбойников») [3], проведения дознаний и розысков, так и в случае крайней необходимости производства следственных действий. Например, при необходимости проведения обысков одновременно в нескольких местах.

Законные требования следователя должны исполняться чинами сыскных отделений без замедления. Закон не определяет форму поручения, то есть поручения могут быть

как письменные, так и устные. Чин сыскной полиции, в случае получения устного поручения от следователя, может потребовать письменного поручения, «так как словесное поручение не оставляет по себе никакого следа, который в данном случае полицейский чиновник считает необходимым для своего ограждения» [1, с. 310]. Следователь адресует свое поручение не конкретному чиновнику, а начальнику полицейского управления, в обязанности которых входит передать для исполнения поручения полицейским чиновникам.

Таким образом, взаимодействие органов сыскной полиции и судебных следователей заключается в их совместной деятельности, направленной на достижение общей цели: «разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера» [5, с. 1]. Взаимодействие осуществляется как на этапе раскрытия преступления, так и после обнаружения преступника. В первом случае чины сыскных отделений проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника по делу, которое находится в производстве судебного следователя. Во втором случае они действуют на основании поручений судебных следователей. При этом и чины сыскных отделений, и судебные следователи сохраняют формы и методы деятельности, характерные для каждого из данных институтов в отдельности.

Литература —

1. Вадко. Участие полиции в производстве предварительного следствия // Вестник полиции: еженед. журнал с илл.: Изд. М-ва вн. дел. - СПб., 1910.

2. Государственный архив Курской области. Ф.1 Оп.1. Д.10288. Л.25.

3. Государственный архив Харьковской области. Ф.3. Оп.285. Д.531. Л.417.

4. Инструкция сыскным отделениям // Вестник полиции: еженед. журнал с илл.: Изд. М-ва вн. дел. - СПб., 1914. № 49. С. 884.

5. Инструкция чинам сыскных отделений. - СПб., 1910.

6. Общее учреждение губернское // Свод Законов Российской Империи. - СПб., 1912. Т.2. С.118.

7. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 3. Т. 28. № 30672.

8. Сборник и руководство к составлению полицейских протоколов. Издание Юридического книжного магазина И.И. Зубкова, под фирмою «Законоведение». - СПб., 1911.

9. Устав уголовного судопроизводства // Свод Законов Российской Империи. - СПб., 1912. Т. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.