Научная статья на тему 'Учащиеся детских школ искусств: штрихи к социально-культурному портрету'

Учащиеся детских школ искусств: штрихи к социально-культурному портрету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / УЧАЩИЕСЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CHILDREN SCHOOL OF ARTS / STUDENTS OF CHILDREN SCHOOL OF ARTS / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Юлия Борисовна

Статья посвящена описанию результатов исследования в детских школах искусств г. Челябинска, проведенного специалистами кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS OF CHILDREN SCHOOLS OF ART: TRAITS TO SOCIAL-CULTURAL PORTRAIT

The article is devoted to description of results of research at the children schools of art of Chelyabinsk, conducted by specialists of chair of culturology and sociology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

Текст научной работы на тему «Учащиеся детских школ искусств: штрихи к социально-культурному портрету»

УДК 373

Ю. Б. Тарасова

УЧАЩИЕСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ: ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ ПОРТРЕТУ

Статья посвящена описанию результатов исследования в детских школах искусств г. Челябинска, проведенного специалистами кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Ключевые слова: детская школа искусств, учащиеся, социологическое исследование

The article is devoted to description of results of research at the children schools of art of Chelyabinsk, conducted by specialists of chair of culturology and sociology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

Keywords: children school of arts, students of children school of arts, sociological research

В предыдущем номере Вестника [См.: 1] были представлены результаты социологического исследования, посвященного некоторым аспектам развития детских школ искусств (ДШИ) в г. Челябинске с точки зрения родителей учащихся. Но главная составляющая ДШИ, безусловно, - обучающиеся в ней дети. Ради удовлетворения их художественных потребностей и запросов собственно и создан этот вид дополнительного образования, что дает нам основания считать учащихся в некоторой степени экспертами, способными оценить, в какой мере решаются задачи ДШИ, насколько реализуются в этих образовательных учреждениях ожидания подрастающего поколения.

В рамках исследования был опрошен 181 ученик в семи школах искусств. В основном участниками опроса являлись подростки 10-15 лет (81 %). Установка на получение информации в первую очередь от представителей названной возрастной группы обусловлена определенной сложностью опросного инструмента, с заполнением которого дети младшего возраста вряд ли бы справились. Кроме того, значительный стаж обучения в ДШИ старшеклассников позволял надеяться, что их наблюдения и оценки будут более обстоятельными и объективными. Распределение участников опроса по полу (27,6 % мальчиков и 72,4 % девочек), думается, в определенной мере отражает гендерный состав учащихся ДШИ в целом. В большинстве школ мальчики составляют примерно третью часть всего числа опрошенных (31-37 %). Тем не менее закономерно задаться вопросом, а не является ли малая представленность мальчиков в структуре контингента учащихся ДШИ следствием традиционности направлений обучения, недостаточного числа таких, что были бы интересны юным представителям сильного пола?

Среди опрошенных есть представители всех направлений обучения: хореографического, изобразительного искусства, музыкального. Последнее показано через многообразие специализаций. В опросе участвовали обучающиеся на отделении фортепиано (32 %), народном (17,6 %), вокально-хоровом (16,6 %), струнно-смычковом (9,4 %). Кроме того, в скромных

долях в опросе участвовали учащиеся духового и эстрадного отделений. Очевидно, в состав опрошенных вошли учащиеся не всех профилей обучения. Но и полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что спектр этих профилей достаточно широк, это позволяет надеяться, что мнения и оценки опрошенных отразят главные аспекты функционирования школ искусств.

В контексте исследования важно было выяснить, какова мотивация обучения в ДШИ, выбора вида искусства и конкретной школы, где ребенок получает первичное художественное образование. По данным исследования, ведущими побудителями поступления детей в ДШИ явились желание получить навыки в выбранном виде искусства (42 %), развитие способностей (34 %), советы родителей (28 %). Советы педагогов общеобразовательной школы простимулировали поступление в ДШИ только 5 % участников опроса.

Почти третья часть участников опроса (27,6 %) объясняют свой выбор вида искусства стремлением выступать на сцене, участвовать в конкурсах и выставках. По 13 % опрошенных школьников мотивируют выбор профиля обучения занятиями в соответствующих кружках до поступления в ДШИ и увлечением этим видом искусства членов семьи. Мода и влияние выступлений известных артистов определили выбор лишь 4,4 % опрошенных.

Таким образом, можно предположить, что поступление в ДШИ и выбор профиля художественного образования чаще мотивируются факторами личностного характера: способностями, интересами, желаниями; побудители внешнего порядка играют решающую роль гораздо реже. Исключение составляет влияние родителей, членов семьи, их ориентация на общение с искусством.

Мотивы выбора конкретной школы искусств также заслуживают внимания. Для 40 % опрошенных главным аргументом при выборе школы явилось наличие хорошего педагогического состава. Как и следовало ожидать, близость школы к месту жительства - весьма значимое условие ее выбора для 34,8 % респондентов. Высокий авторитет учреждения

83

в городе отметили 17,7 % учащихся. Есть основания полагать, что выбор этих вариантов ответов во многом отражает уже сложившуюся во время обучения позицию либо обусловлен мнением родителей. Зависимость от последних в любом случае значительна. Превалирующее большинство детей поступают в ДШИ в младшем возрасте, поэтому выбор школы осуществляли их родители, о чем сообщили 33,7 % участников опроса. Как свидетельствуют респонденты, в ряде случаев позиция родителей определяется тем, что они сами или другие члены семьи учились в этой школе.

Старшеклассники ДШИ, принявшие участие в исследовании, имеют уже солидный опыт обучения в школе искусств. Это дает основания предположить, что у них сформировались определенные мнения оценочного характера относительно различных аспектов деятельности своей школы. Так, высокую квалификацию преподавателей отмечает большинство опрошенных учащихся (69 %). Для более чем половины школьников важно формирование дружеских отношений между учащимися (53 %). Это весьма отрадный факт. Известно, что в общеобразовательной школе дети нередко не находят друзей, единомышленников. Обучение в ДШИ компенсирует дефицит общения, нивелирует угрозу нежелательных уличных знакомств.

Как бы ни разнились условия и ситуации, сложившиеся в отдельных школах, все ДШИ, судя по ответам респондентов, активно участвуют в общественной жизни города (44 %), а это, безусловно, формирует и общественную активность обучающихся в них детей.

В целом степень удовлетворенности учащихся качеством получаемых знаний, организацией учебного процесса, взаимоотношениями с педагогами и товарищами по ДШИ весьма высока. Такую оценку дали от 93,9 % до 98,3 % опрошенных. В определе-ной мере удовлетворены и материально-технической базой 85,6 %.

Обучение в школе искусств - особый мир ребенка, значительно отличающий его от окружающих, что может вызвать у последних как положительную, так и отрицательную реакцию. А это в свою очередь сказывается на его собственном отношении к учебе. Ситуация в данном плане, насколько можно судить по результатам опроса, вполне благополучная. Проявление негативного отношения со стороны окружающих отметили только 2,2-5,5 % опрошенных. Это в основном реакция друзей, одноклассников и, как ни странно, учителей общеобразовательной школы. Преобладает тем не менее одобрительное отношение, особенно со стороны родителей и родственников. Проявляют индифферентность в этом вопросе 30-50 % одноклассников. В любом случае окружающая атмосфера не формирует у учащихся нега-

тивное отношение к занятиям искусством, а атмосфера самих школ искусств, очевидно, воздействует на них весьма благоприятно: 47,5 % опрошенных сообщили, что им очень нравится учиться в ДШИ;

48,1 % - скорее нравится; 5 % - скорее не нравится и лишь 1,1 % - совсем не нравится.

Общее отношение к учебе определяется совокупностью различных факторов: успеваемость,

удовлетворенность преподаванием отдельных дисциплин, взаимоотношение с педагогами и товарищами по учебе, организация учебного процесса и т. п.

Уровень успеваемости, по свидетельству респондентов, достаточно высокий: 41 % учащихся получает в основном хорошие и отличные оценки. При этом у определенного числа участников опроса есть основания быть не вполне довольными своими успехами (22 % получают удовлетворительные оценки). Объясняя причины этой ситуации, опрошенные в качестве главной называют нехватку времени для подготовки (50 %).

Симптоматично, что в целом учащиеся не склонны относить свои неудачи в учебе на счет качества обучения в ДШИ, поскольку, как мы отмечали, качеством полученных знаний удовлетворены 98,3 % опрошенных. В числе любимых предметов 79 % назвали специальные дисциплины и 33,7 % - теоретические. Можно было бы ожидать, что учащиеся будут сетовать на большую нагрузку и по специальным, и по теоретическим дисциплинам. Однако, по данным исследования, это далеко не так. Лишь 6,6 % респондентов считают необходимым уменьшить нагрузку.

Как отмечалось выше, почти все опрошенные удовлетворены взаимоотношениями с педагогами. Специальные вопросы в анкете в основном подтверждают позитивную ситуацию в этом плане. Полное взаимопонимание между школьниками и преподавателями отметили 45,3 % респондентов. Казалось бы, взаимоотношения педагогов и учащихся почти идеальные. Но на вопрос о причинах возможных конфликтов между ними 37 % респондентов все-таки дали ответ: 21 % указали, что это в основном успеваемость; 16 % - эмоциональное состояние той или другой стороны.

И, наконец, извечным камнем преткновения всех учебных заведений является справедливость выставленных педагогами оценок. Хотя лишь 1,7 % участников опроса считают, что оценки часто выставляются несправедливо; 69,6 % - всегда справедливо. Третья часть (28,7 %) отметили позицию «иногда несправедливо».

Ранее мы уже выяснили - 53 % опрошенных считают, что в школе формируется дружеская атмосфера. Можно было бы ожидать, что отношения учащихся ДШИ характеризуются известной корпоративностью, взаимопомощью, взаимоподдержкой, поскольку там собрались люди, объединенные общ-

84

ностью интересов, принимающие участие в коллективных творческих мероприятиях. У нас нет достаточной информации на этот счет, но определенные наблюдения, сделанные в процессе исследования, дают основания предположить и известный индивидуализм в этих отношениях. Так, например, на вопрос «Помогают ли твои товарищи по ДШИ с выполнением заданий?» 48 % респондентов ответили отрицательно. Косвенным подтверждением этому выводу стали и ответы на следующие вопросы.

В ДШИ помимо урочной формы организации занятий функционируют и различного рода творческие объединения и коллективы. В целом 57,5 % опрошенных сообщили, что такие объединения действительно имеются. Вызывает недоумение тот факт, что 60 % респондентов в целом затруднились ответить на вопрос о функционировании в школе творческих коллективов, а 4,4 % считают, что в школе их вообще нет. Это свидетельствует не об отсутствии в школах подобного рода объединений, а о плохой информированности учащихся о жизни школы, известной изолированности конкретных отделений.

Степень участия попавших в выборку учеников ДШИ в творческих объединениях чрезвычайно низка: в среднем 15 % школьников участвуют в ансамблях, хорах, оркестрах. Мы понимаем, что выборка по учащимся была мала для категорических выводов, и все-таки, видимо, возможности коллективных форм организации образовательного процесса используются в ДШИ не в полной мере. При этом потребность в сотрудничестве с другими учащимися, судя по всему, у школьников достаточно высока.

В публичных мероприятиях (концертах, выставках, показах и т. п.) приходилось принимать участие практически всем участникам опроса (92,4 %). Подобного рода демонстрация успехов нравится 85 % респондентов. Кроме того, учащиеся имели возможность быть участниками конкурсных и выставочных мероприятий городского масштаба.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что учащиеся ДШИ имеют возможность не только получить добротные, систематизированные знания об искусстве, сформировать практические навыки овладения одним из его видов, но и удовлетворить другие, обусловленные возрастными, психологическими и личностными особенностями потребности: в общении, общественном признании способностей, достижений, самоутверждении и самореализации. Так, на вопрос, что даст учащимся обучение в ДШИ, получены следующие ответы:

- повышение общего культурного уровня -

65,2 %;

- получение знаний, умений, навыков в определенной области искусства - 60,2 %;

- возможность получения дальнейшего образования - 49,7 %;

- возможность общения с близкими по интересам людьми - 31,5 %.

В опросе приняли участие старшеклассники, следовательно, они могли не только охарактеризовать различные стороны процесса обучения, но и в определенной мере его результаты. В частности, можно предположить, что в респондентах под влиянием учебы в ДШИ произошли некоторые изменения. Данные исследования это подтверждают.

Позицию «никак не изменился» отметили только 7,2 % опрошенных. Остальные ответы распределились следующим образом:

- стал более общительным - 42,0 %;

- стал более самостоятельным - 44,2 %;

- стал проявлять интерес к предметам - 26,5 %;

- стал более организованным - 23,0 %;

- стал лучше учиться - 22,1 %.

Кроме того, обнаружены некоторые неожиданные сведения: только 1,7 % опрошенных стали интересоваться искусством. Объяснить эту ситуацию трудно, ведь, как мы отмечали, большинству респондентов нравится учиться в ДШИ.

Весомым показателем успешности работы ДШИ являются ответы опрошенных относительно того, поступили бы они сейчас вновь в ДШИ, если бы у них был выбор. Почти половина респондентов (46 %) не ответили на данный вопрос. Каждый четвертый (27 %) готов вновь повторить свой творческий путь в школе. Выявленные мнения не вызывают особого оптимизма. Доля тех, кто, скорее всего, поступил бы вновь в ДШИ, на наш взгляд, невелика. Следовательно, при всей позитивности оценок, данных участниками опроса различным сторонам деятельности ДШИ, они не в полной мере удовлетворены обучением, не реализовали свои ожидания и не сориентировались относительно своего профессионального будущего.

Тем не менее твердую ориентацию на продолжение художественного образования имеет треть участников опроса. Конечно же, совсем не обязательно, чтобы все учащиеся ДШИ в перспективе связали свою профессиональную судьбу с искусством, и все-таки сформировавшиеся под влиянием школы искусств намерения продолжать художественное образование -показатель эффективной деятельности ДШИ.

Итак, подводя итоги исследования, можно утверждать, что одним из основных мотивов поступления детей в ДШИ, по их собственным оценкам, сегодня является желание приобрести навыки в выбранном виде искусства. При этом дети часто стремятся к презентации собственных достижений (участие в концертах, выставках, конкурсах и т. д.), к активному включению в систему социальных взаимодействий (установлению дружеских контактов с соучениками, участие в общественной жизни района или города). Однако возможности коллективных форм

85

организации образовательного процесса используются сегодня в ДШИ не в полной мере.

Преобладание в контингенте детских школ искусств девочек свидетельствует о том, что юные представители мужского пола не всегда могут найти в ДШИ интересное занятие для себя. Учитывая это, в маркетинговой стратегии школ искусств возможно сделать акцент на те направления, которые могут привлечь и большее количество мальчиков (например, развитие эстрадного отделения, открытие классов гитары и т. д.). При этом традиционные направления подготовки, в силу их востребованности, несомненно, должны сохраняться.

Перспективы своего обучения дети часто связывают не только с получением знаний, умений и навыков в определенной области искусства, но и с повышением общего культурного уровня. Таким образом, сами дети рассматривают школу искусств как стартовую площадку для своего культурного развития. В связи с этим имеет смысл разработать программы дополнительного обучения и воспитания для детей разных возрастов. Например, предусмотреть возможность открытия студии эстетического воспитания для детей 2-5 лет, которая не только удовлетворит потребности родителей, но и при целенаправ-

ленной работе сформирует у детей желание обучаться в ДШИ. Для детей более старшего возраста могут быть предложены курсы по изучению истории искусства, истории культуры, этикета и т. п. Причем базой в этом случае может быть не только сама школа искусств, но и общеобразовательные школы, находящиеся в зоне ее влияния.

Очевидно, что разовое социологическое исследование не позволяет определить устойчивость существующих в школах искусств противоречий, проанализировать тенденции и зафиксировать возможные изменения. В связи с этим возникает необходимость в систематическом проведении исследований мониторингового характера, обеспечивающих педагогический состав необходимыми сведениями о структуре запросов и ориентаций учащихся, мнении родителей по поводу различных аспектов деятельности школы и т. д. Учет представленной информации в деятельности детских школ искусств, а также других учреждений, работающих в сфере эстетического воспитания подрастающего поколения, позволит принимать выверенные управленческие решения. Их главной целью является не только сохранение института дополнительного образования, но в первую очередь формирование культуры новой генерации россиян.

1. Тарасова, Ю. Б. Детские школы искусств как пространство формирования и сохранения культуры: ожидания родителей / Ю. Б. Тарасова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 29. - С. 68-71.

Сдано 19.03.2012

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.