Убийство, совершенное в состоянии аффекта Murder committed in a state of passion
Сиразетдинова Айгуль Айратовна
студент 4 курса Набережночелнинского института К(П)ФУ 423812, Россия, Республика Татарстан, Набережные Челны, проспект Мира д. 68/19
Sirazetdinova Aigul Airatovna
4th year student Naberezhnye Chelny Institute K(P)FU 423812, Russia, Republic of Tatarstan, Nab.Chelny, Mir pr., 68/9
Камалиева Лиана Александровна
Кандидат юдидических наук, доцент кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Набережночелнинского института К(П)ФУ 423812, Россия, Республика Татарстан, Набережные Челны, проспект Мира д. 68/19
Kamalieva Liana Alexandrovna
Candidate jf law?associate Professor Departament of criminal law, criminal procedure and criminalistics
Naberezhnye Chelny Institute K(P)FU 423812, Russia, Republic of Tatarstan, Nab.Chelny, Mir pr., 68/9
Аннотация.
В статье рассмотрен признак состава - аффектированное состояние субъекта в момент убийства, определены основания для аффекта.
Annotation.
The article considers the characteristic of the composition-the affected state of the subject at the time of murder, the grounds for affect are determined.
Ключевые слова: убийство, аффект, состояние аффекта, прямой и косвенный умысел, мотивы.
Key words: murder, affect, state of affect, direct and indirect intent, motives.
Эмоциональное состояние определяется в процессе формирования и осуществления преступного умысла. Так, ст. 107 УК РФ определяет форму вины для убийства, которое совершено в состоянии аффекта, поскольку особенностью аффектированного умысла считается его внезапность, который возникает в ответ на провокационные действия потерпевших, что приводит к непредвиденным последствиям. Убийства в состоянии аффекта могут совершаться только с косвенным умыслом - при аффекте умысел возникает внезапно, а человек степени утрачивает контроль над собственным поведением.
Вопросы определения основных правовых аспектов в отношении убийств, совершенных в состоянии аффекта изучали такие специалисты, как В.М. Лебедев, А.В, Наумов и др., особо интересны научные публикации таких авторов, как авторов, как Г.Н. Борзенкова, В.И. Ткаченко, С. Шишкова и др.
До настоящего времени нет однозначного решения в отношении квалификации содеянного, а именно когда в итоге вреда здоровью наступает смерть потерпевших. По А. Б. Мельниченко, виновный должен отвечать лишь за причинение вреда здоровью, совершенного в состоянии аффекта, независимо от того, что впоследствии наступила смерть. А Ю. А. Шель предлагает вменять подсудимым причинение смерти по неосторожности, поскольку повышение опасности содеянного обязано должно быть учтено судом как отягчающее наказание обстоятельство.
Аффектом считается душевное волнение, а именно сильное эмоциональное переживания. Признаками состава убийства, совершенного в состоянии аффекта выступают внезапно возникшее сильное душевное волнение, то есть аффект, под воздействием которого осуществляется убийство, противоправное или аморальное поведение потерпевшего, из-за которого возникает аффект у виновного. Объектом считается - жизнь человека, а объективной стороной - лишение жизни другого человека, в форме действия и в форме бездействия. Субъект убийства, совершенного в состоянии аффекта - вменяемое лицо, которое достигло 16 лет, а субъективная сторона характеризуется внезапно возникшим умыслом на убийство. Обязательный признак состава -аффектированное состояние субъекта в момент убийства [4].
Пример из судебной практики.
Так, придя домой к гражданину М., осужденный гражданин С. увидел там разобранную кровать, рядом с которой находились его супруга, державшая в руках свои плавки, и гражданин М., который был в одних плавках. Увидев это, гражданин Ш. ударом ножа стал наносить удары гражданину М. и своей жене. Комплексная судебно-медицинская экспертиза установила, что увиденное осужденным привело его в состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения. Мотив - ревность лица, которая и послужила поводом к его совершению.
Убийство, совершенное в состоянии аффекта по ст. 107 У РФ совершается в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, которое связано с инстинктивностью. В основном для этого вида убийства свойственны эмоции отчаяния, гнева и ненависти. Состояние аффекта продолжается, в основном, небольшой временной промежуток, а именно определенное количество минут. Сильное душевное волнение возникает как порыв в качестве реакции на непосредственные раздражители [1].
Убийство в состоянии аффекта совершается сразу после воздействия раздражающего фактора. Разрыв во времени отсутствует или он незначительный, к примеру, когда виновный не сразу осознал смысл происшедшего.
В качестве основания для аффекта предусмотрены насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего. У виновного, который находится в обозначенном эмоциональном состоянии, сфера сознания, то есть интеллекта сужается, при этом выражены сложности волевого самоконтроля и критическая оценка соответствующей ситуации. Этот факт сказывается на различных составляющих субъективной стороны убийства, совершенного в состоянии аффекта, и она в свою очередь функционирует в определенном «усеченном» виде.
Поскольку аффект внезапен и имеет высокий уровень интенсивности, виновный может не в полной степени осознавать собственные действия и не понимать их в полной мере, а именно не иметь представления какой ущерб здоровью и даже жизни потерпевшего он имеет намерение причинить. Перед совершением преступления, виновный совершает активные действия: именно хватает бутылку, палку, камень, нож, топор или ружье. Это говорит о том, что он в полной мере осознает общественную опасность собственного деяния, но он не в состоянии предвидеть наступления тяжких последствий, виновный не в полой мере представляет степень их тяжести и весь спектр последствий [3].
Пример из судебной практики.
В качестве примера можно рассмотреть Апелляционное определение № 22-4576/2014 от 3 октября 2014 г. по делу № 22-4576/2014. А.М. Фаерман признан виновным в совершении убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, который был вызван длительной психотравмирующей ситуацией.
А.М. Фаерман при очередной ссоре с дочерью на почве личных неприязненных отношений, в условиях длительной психотравмирующих ситуациях.
А.М. Фаерман продолжил преступные действия, поскольку умышленно, с целью убить, взял провод и накинул на шею дочери. С силой затянув петлю на шее дочери, удерживал жертву до наступления ее смерти. А.М. Фаерман утверждал, что совершил преступление в состоянии аффекта, который был вызван длительной психотравмирующей ситуацией, которая возникла из-за систематического аморального поведения дочери. Но следствием установлено, что дочь поведение дочери не было аморальным, поэтому установлено, что у А.М. Фаермана был умысел на убийство и его переквалифицировали по ст. 105 УК РФ.
Судебное заключение о состоянии А.М. Фаермана в момент совершения убийства, а именно состояние аффекта основаны только на заключении психолого-психиатрической экспертизы. Их было поведено несколько, но объективность их, кроме первой экспертизы, которая была проведена после убийства, вызывает определенные сомнения, а выводы суда, которые были изложены в приговоре, не соответствуют обстоятельствам уголовного разбирательства. Судом первой инстанции было неправильно переквалифицированы действия А.М. Фаермана с ч.1 ст.105 УК РФ на ч.1 ст.107 УК РФ, что дало возможность получить убийце чрезмерно мягкое наказание, не соответствующее тяжести содеянного преступления. На основании всего, поведя проверку материалов данного дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции заключил, что приговор суда первой инстанции стоит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения [2].
Проблемы квалификации убийства, которое совершено в состоянии аффекта, а именно аффектированных составов преступлений заключены как в практическом аспекте применения
аффектированных составов преступлений, так и в недостаточном совершенстве уголовного законодательства в области убийства, которое совершено в состоянии аффекта. В итоге данного обстоятельства, определенные в уголовных законодательных актах норма, а именно статьями 107 и 113 УК РФ, определены в судебной практике неоднозначно. Потребности юридического теоретического аспекта, а также судебной и следственной практики привели к необходимомизучению как уголовно-правовых, так и философско-психологических сторон аффективного состояния, при совершении убийства. Незначительный повод может вызвать аффект, а именно кратковременную неистовую эмоциональную реакцию как «последнюю каплю», который по своему происхождению может быть физиологическим аффектом или патологическим аффектом. Разница между данными видами аффектов заключена в том, что патологический аффект исключает состояние вменяемости, а также уголовной ответственности, а физиологический, наоборот
Пример из судебной практики.
В итоге мошеннических действий и воздействия на психическое состояние супруги обвиняемого, гражданин Ф. убил гадалку, к которой обратился несколькими годами ранее. Гадалка постоянно требовала денег и вмешивалась в семейные дела подсудимого Ф. В течение длительного периода гражданин Ф. подвергался шантажу и давлению со стороны убитой гадалки. Данный случай показывает ситуацию проявления негативного воздействия в течении продолжительного времени.
К основной проблеме правовой оценки убийства, которое совершено в состоянии аффекта, можно отнести неравнозначные понятия «аффект» и «сильное душевное волнение», которые в статьях 107 и 113 УК РФ уравнены. Это приводит к неточной квалификации преступлений, поскольку аффект представляет сужение сознания и зацикленность на обстоятельствах, то есть это «аварийное» реагирование на стресс, что может привести в свою очередь, к потере сознания и полной амнезии, при сильном душевном волнении это не случится. Следовательно, необходимо в правовом плане четко разграничить данные определения.
В настоящее время целесообразно внедрить определенную реконструкцию статьи 113 УК РФ о причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта как это сделано со статьей 111 УК РФ по умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, а именно выделить повышение ответственности за деяния с неосторожным причинением смерти и установить наказание в виде 3 лет лишения свободы.
Основные проблемы правовой оценки убийства, совершенного в состоянии аффекта включают несовершенство современной системы наказаний, что решается дифференциацией ответственности по признаку последствий содеянного и заложив разные по суровости санкции, также до сих пор не определена квалификация содеянного, когда в итоге вреда здоровью наступает смерть потерпевшего. Следовательно, приходится заключить, что для достижения адекватности правовой регламентации аффектированных преступлений необходимо разработать изменения и дополнения действующего уголовного законодательства
Таким образом, убийством, совершенным в состоянии аффекта, считается причинение смерти под воздействием сильных неконтролируемых эмоций, которые связаны с аморальными поступками или поведением потерпевшего. Выделяя это преступление, имеющее в своем составе смягчающее обстоятельство, в отдельную статью, законодатель отмечает наличие в его диспозиции двух взаимосвязанных признаков: убийство совершено в состоянии сильного эмоционального всплеска; такое состояние вызвано действиями жертвы. Для привлечения человека к ответственности по данной статье должны присутствовать оба эти фактора.
Список используемой литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - ст. 2954.
2. Апелляционное определение № 22-4576/2014 от 3 октября 2014 г. по делу № 22-4576/2014 // Самарский областной суд.
3. Мельниченко А. Б. Мотивы преступлений, совершаемых в состоянии аффекта // Проблемы уголовно -правовой борьбы с преступностью. - 2017. - №11. - С. 45 - 46.
4. Шель Ю. А. Убийство в состоянии аффекта // Законность. - 2015. - №2. - С.11 - 12.