Научная статья на тему '«у нас учатся, чтобы стать дороже»'

«у нас учатся, чтобы стать дороже» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинов Владимир Глебович

Российское бизнес-образование в этом году отмечает юбилей, который не должен пройти незамеченным, - факультету инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ исполняется десять лет. Факультет возник в 1994 году как специализированное подразделение Академии - Центр коммерциализации технологий, созданное для выполнения программы «Международный инкубатор технологий». Программа финансировалась из средств гранта USAID (Агентство международного развития, США). В рамках Программы с 1994 по 1996 гг. Центр получил первый опыт консультирования инновационных проектов и управления ими. По завершению гранта работа не прекратилась: в 1996 г. Центр, превращаясь в первую отечественную школу инновационно-технологического бизнеса, сосредоточил усилия на образовательной и научно-методической деятельности. Была разработана первая в России программа магистерской подготовки «Технологический менеджмент», а вслед за нею появилась программа профессиональной переподготовки «Инновации и риски в бизнесе», которая выиграла государственный конкурс из 86 представленных на него программ по подготовке управленческих кадров. Программа «Инновации и риски в бизнесе» стала уникальной и используется в государственном плане подготовки управленцев уже семь лет. В 2000 г. Центр стал одной из первых бизнес-школ по реализации программ MBA в России, открыв программу «МВА: Инновационный и проектный менеджмент». Наконец, в 2004 г. Центру был присвоен статус факультета инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ). Сегодня факультет является практически единственной отечественной бизнес-школой, которая предлагает весь спектр программ послевузовского образования по направлению «Инновационный и проектный менеджмент» в области управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««у нас учатся, чтобы стать дороже»»

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

«У нас учатся, чтобы стать дороже»

Российское бизнес-образование в этом году отмечает юбилей, который не должен пройти незамеченным, — факультету инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ исполняется десять лет.

Факультет возник в 1994 году как специализированное подразделение Академии — Центр коммерциализации технологий, созданное для выполнения программы «Международный инкубатор технологий». Программа финансировалась из средств гранта USAID (Агентство международного развития, США). В рамках Программы с 1994 по 1996 г. Центр получил первый опыт консультирования инновационных проектов и управления ими. По завершению гранта работа не прекратилась: в 1996 г. Центр, превращаясь в первую отечественную школу инновационно-технологического бизнеса, сосредоточил усилия на образовательной и научно-методической деятельности. Была разработана первая в России программа магистерской подготовки «Технологический менеджмент», а вслед за нею появилась программа профессиональной переподготовки «Инновации и риски в бизнесе», которая выиграла государственный конкурс из 86 представленных на него программ по подготовке управленческих кадров. Программа «Инновации и риски в бизнесе» стала уникальной и используется в государственном плане подготовки управленцев уже семь лет. В 2000 г. Центр стал одной из первых бизнес-школ по реализации программ MBA в России, открыв программу «МВА: Инновационный и проектный менеджмент». Наконец, в 2004 г. Центру был присвоен статус факультета инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ).

Сегодня факультет является практически единственной отечественной бизнес-школой, которая предлагает весь спектр программ послевузовского образования по направлению «Инновационный и проектный менеджмент» в области управления инновационными процессами.

«Инновации» беседует с тем, кто стоял у истоков факультета — его деканом, кандидатом технических наук и доктором экономических наук Владимиром Зиновым

программы МВА. Тогда мы разработали специализированную программу «Инновационный и проектный менеджмент», которая до сих пор остается единственной в России программой обучения менеджеров инновационной деятельности и осуществляется исключительно на коммерческой основе, без всякой бюджетной поддержки.

Первыми нашими слушателями были люди из исследовательских институтов, из инфраструктуры поддержки научно-технической деятельности. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в

— Какие задачи стояли перед Центром коммерциализации технологий при его возникновении?

— Была остро актуальна задача повышения квалификации участников инновационных проектов. В 1996 г. академик Абел Аганбегян предложил создать, помимо кратких курсов, двухлетнюю программу для взрослых. Сначала была лицензирована магистерская программа «Технологический менеджмент», потом АНХ стала одним из первых вузов, кто инициировал

научно-технической сфере оплатил 50% стоимости обучения первых десяти слушателей. Затем в 1997 году Фонд фундаментальных исследований выделил небольшой грант, который мы также использовали для обучения первой группы. К месту заметить — после дефолта эти средства не покрывали и 15% стоимости обучения... Мы учили своих первых слушателей, в общем-то, за свои деньги: выполняли исследовательские разработки, писали и издавали книги. Все, что зарабатывали, вкладывали в развитие программы.

Потом появилась Президентская программа, в которую мы прошли по конкурсу с единственным предложением по управлению инновациями. Победа очень помогла, потому что Президентская программа бюджетная, и мы в ней смогли «обкатать» наши курсы МВА. Безусловно, помог также брэнд АНХ как бизнес-школы № 1, привлекавший слушателей, и, конечно же, наше собственное упорство в развитии специализации. В итоге мы создали пользующийся спросом образовательный продукт.

— Кто сегодня приходит учиться на ваш факультет?

— Те, кто у нас учатся, — уже опытные в бизнесе люди. Они приходят для того, чтобы научиться отвечать на вызовы рынка, минимизировать затраты, просчитывать риски и финансовый план при внедрении новшеств. Ведь практически весь бизнес в России в силу нестабильной ситуации — инновационный, и каждый менеджер должен уметь управлять инновациями.

— В какие функциональные управленческие ниши попадают ваши выпускники?

— Мы «куем» главным образом директоров по развитию — эта должность достаточно популярна, хотя в разных компаниях так называются люди с различающимися должностными инструкциями. Наш выпускник — это специалист, который создает что-то новое в бизнесе. Предлагаемая программа полезна и проектным менеджерам, которые часто работают как антикризисные управляющие. Вторая категория, которая нуждается в этой программе, — наемные менеджеры, ориентированные на собственный бизнес. Сегодня они создают свою компетенцию, а завтра с ее помощью начнут свое дело. Наша программа МВА дает целостный инструментарий, который позволяет стать не только хорошим наемным профессионалом, но и научит оценивать риски нового предприятия, находить выгодные идеи, вкладываться в них, успешно выходить на рынок.

— То есть программа вашего факультета предназначена не для первых лиц в компании?

— Она ближе руководителям стратегических отделов, отделов маркетинга и производства, которые занимаются взаимодействием с НИОКР. Впрочем, среди нашей аудитории могут быть и первые лица — если это руководители предприятий, где происходят быстрые перемены. Часто это руководители телеком-

муникационных и 1Т-компаний. Их продукты имеют короткий жизненный цикл, и этим руководителям чаще необходимо искать новые решения. Но большинство наших слушателей — это люди, которые хотят грамотнее работать с новшествами в рамках своего собственного бизнеса, либо параллельно с управлением чужим бизнесом создать свой. Многие хотят быть «бизнес-ангелами», грамотно отбирать новые перспективные проекты в любой области и финансировать их частными высокорисковыми инвестициями, которые требуют участия в оперативном управлении. Появление «бизнес-ангелов» становится массовым, но о нем мало говорят, потому что в России по многим причинам не так-то просто сказать, откуда у тебя деньги.

Когда я спрашиваю у наших выпускников об их собственных проектах, часто слышу, что они уже продали свой бизнес. Сначала это меня поражало — ведь иногда они занимались очень доходным делом! Но теперь я считаю такой ответ хорошим признаком — значит, мы научили их, как довести бизнес до требуемого уровня, правильно оценить его и выгодно продать. Когда ты дорастил бизнес до определенного уровня, но сам в достаточной степени не вырос, — бизнес нужно передать в другие руки.

— Кого вы считаете своими конкурентами на рынке образования?

— Конкурентов у нас, казалось бы, много, но программы, подобной нашей, ни у кого нет. Мы продаем услугу — а это продажа ожидания пользы, и мы это ожидание выстроили. Мы можем существенно больше, чем преподаватели стандартного МВА, поскольку имеем свой Инкубатор технологий.

Кроме того, непосредственно как эксперты участвуем в ответственных конкурсах инновационных программ и проектов. Когда с нами пытаются конкурировать «технари», например Бауманский университет или питерский Политех, — у них получается не так, как у нас, потому что слишком велик крен в сторону техники. Мы нашли золотую середину между бизнес-консалтингом, экономическим образованием и техникой, и наша образовательная модель оказалась высококонкурентной. Мы уже пользуемся определенным авторитетом, но это не повод, чтобы расслабиться. Наша задача — мобилизация еще не использованных резервов. И вопрос номер один — пре-

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

доставление дополнительных услуг нашим слушателям. Сам учебный процесс идет на хорошем уровне, а полезное слушателям международного сотрудничества требует развития.

— Но ведь факультет создавался с помощью американских коллег?

— Да, мы начинали с помощью Техасского университета, и эти связи сохранились. Но сегодня мы ищем партнера, через которого можно проводить зарубежные стажировки для наших слушателей, причем не в бизнес-школах, а в хороших инновационных компаниях, венчурных фондах. Себестоимость таких стажировок высока, и нам придется включиться в какую-то систему поддержки — хотя мы не из тех, кто стоит в очередях за грантами. Это принципиальный подход — мы всегда ориентировались на рынок и живем по рыночным законам. Было бы нечестно учить бизнесу и жить на деньги грантов. Надо заметить, что все, кто начинал аналогичные программы с грантов, теряли качество сразу, как только грант заканчивался.

Кроме того, мы еще не научились по-настоящему использовать для наших слушателей потенциал тех инновационных проектов, к экспертизе которых сотрудники факультета имеют непосредственное отношение.

— Факультет использует западные методики и содержание курсов?

— Мы переняли форму, организационные подходы (например, три семестра), методику, идеологию. Американцы делают командные проекты и дают им приоритет — мы взяли это на вооружение. А вот содержание обучения заимствовано в небольшой степени. Вообще содержание бизнес-образования в каждой стране свое — оно опирается на национальную практику, нормативную базу, культуру, психологию... Мы работаем с теми, кто делает и будет делать деньги здесь, в России.

— С вашей точки зрения, создается ли сегодня в России почва для сближения науки и бизнеса?

— Ученые-изобретатели и бизнес — разные сферы. Как их соединить? Для этого во всех странах, как правило, за государственные деньги создается инфраструктура поддержки новых технологий. У всех стран она разная, хотя алгоритм инновационной деятельности везде одинаков. С глубоким удовлетворением можно видеть, что в последние два-три года наше правительство стало многое делать в этой сфере и тратить огромные деньги на развитие инфраструктуры инновационной деятельности. Появились особые экономические зоны, выбраны шесть приоритетных стратегических направлений научно-технического развития. Создаются специализированные инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий. Премьер-министр М. Фрадков подписал документы, в которых предусмотрено появление центров по под-

готовке кадров для управления в сфере инновационной деятельности.

Но все же нельзя забывать, что в основе инновационной деятельности лежит предпринимательская инициатива — кто-то должен брать риски лично на себя. И в этом смысле весь мир повторяет американский подход, где сильно личностное предпринимательское начало. Когда государство берет риски на себя, как часто происходит в Европе или Азии, то определенный результат достигается, однако его конкурентоспособность часто недостаточна. Необходимо, чтобы в инновационные проекты был вложен личный актив, предпринимательская инициатива. И в этом американцы преуспели. Здесь должна быть четкая ориентация на государственно-частное партнерство в создании новых продуктов — тогда получается быстрее и эффективнее. Очень рад, что в нашей стране появилась, наконец, современная стратегия правительства по созданию национальной инновационной системы.

— Кто вы по базовому и дополнительному образованию?

— Я оканчивал физико-технический факультет Харьковского университета, в Инженерно-экономическом институте проходил переподготовку. Потом обучался в Российском институте интеллектуальной собственности и получил диплом патентоведа. Кажется, это обеспечило широкий кругозор, отвечающий нынешним задачам.

— Какими еще качествами и навыками, кроме предпринимательского начала, должен обладать менеджер инновационной деятельности?

— С одной стороны, каждый менеджер должен быть восприимчив к новшествам. Но требования резко возрастают, когда ваша компания создает принципиально новый продукт, осваивает новую технологию. Согласно профессиональному стандарту, который мы разработали и который в 2004 году был утвержден Министерством труда и занятости, существуют три категории менеджеров инновационной деятельности:

1) идеологи инновационных проектов и программ;

2) организаторы их выполнения;

3) конкретные исполнители, которые обеспечивают

выполнение инновационных проектов.

Мы написали базовые учебно-методические планы профессиональной переподготовки менеджеров этих трех квалификационных уровней. Все материалы опубликованы и могут помочь тем, кто готов заняться переподготовкой и повышением квалификации менеджеров инновационной деятельности. У каждой категории есть набор профессиональных навыков, все они описаны и структурированы в этом стандарте, разработанном, кстати, исключительно на основе мнения работодателей.

Кроме того, нами предложена система кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов, включая методику оценки потребности в

управленческих кадрах для инновационной сферы. Надеемся, что эти наработки будут востребованы при непрерывной подготовке специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Планы развертывания этой деятельности содержатся в «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года», недавно утвержденных правительством.

— Насколько бизнес в России готов к использованию инноваций?

— Вся проблема в том, что понимать под высокими технологиям и инновациями. Высокие технологии — это не экономический термин, это скорее образное выражение. По большому счету, высокими технологиями называется наукоемкий бизнес, где имеют место относительно большие инвестиции в НИОКР. Но я уверен, что в условиях переходной экономики каждый менеджер должен уметь работать с инновациями. Потому что инновации — это не только новый продукт, это и новые отношения. Изначально ни один менеджер не хочет работать с инновациями, потому что они всегда несут с собой затраты и повышенные риски. И никакого особенного счастья от новшеств люди обычно не испытывают — очень мало таких, кто «ведется» на новшество само по себе, покупает новый товар только потому, что он новый. Но в переходный период инновациями приходится заниматься всем участникам рынка.

Например, ваша компания растет, у нее меняются отношения с потребителями и поставщиками, а это означает, что ей нужны новые формы взаимодействия с ними. Завтра для персонала будет нужна новая форма мотивации. Послезавтра поменяются налоговые и прочие регуляторы, и нужно будет адекватно ответить на вызов окружающей среды. А еще через некоторое время чиновники придумают какие-нибудь новые требования к вашему продукту, и он станет неконкурентоспособным. Поэтому новые решения технического, технологического, управленческого, организационного характера нужны менеджеру постоянно.

Кроме того, Россия обладает одной удивительной особенностью: нереализованным запасом передовых технологических разработок и склонностью

людей к изобретательству. Можно сказать, что это своего рода национальный природный ресурс... Да, пока мы не имеем отработанной практики доведения научных разработок до хозяйственного использования, но современные менеджеры должны научиться рачительно использовать эти активы. Отметим, что в инновационной технологической сфере нет дефицита в исполнителях — если российскому специалисту дать задачу, он ее решит. Проблема заключается в квалификации тех, кто ставит задачи. Главный спрос сегодня — именно на управленцев, которые могут спроектировать инновационный процесс.

— Во взаимоотношениях бизнеса и науки есть большая сложность — отсутствие общего языка, который помогал бы достичь взаимопонимания и синергии. Каковы, на ваш взгляд, перспективы решения этой проблемы?

— В частности, она решается через подготовку менеджеров соответствующей квалификации. Многие наши выпускники хотят стать именно такими медиаторами — уметь создавать и просчитывать бизнес-процессы и переводить их на язык технического задания исследователю, инженеру, программисту... Ведь любая АСУ-система в первую очередь требует внимательного изучения бизнес-процесса, и в каждой компании она специфична. Мы учим тому, как работать с проектом освоения новшества. Такое знание необходимо и для постановщиков задач, и для тех, кто занимается выявлением наиболее перспективных проектов. Суть нашего обучения в том, что человек работает над каким-либо конкретным проектом и защищает его как итог освоенного курса. Учебный план для нас важен, но не он является главным показателем. Мы требуем от слушателей, чтобы все их проекты были на уровне серьезного консалтингового отчета, настоящего рабочего документа — ведь только то, что ты сделаешь своими руками, превращается в освоенный профессиональный навык. Люди у нас учатся не ради диплома, а для того, чтобы стать дороже на рынке труда.

(Интервью провел Виктор Глебов)

Федеральным агентством по науке и инновациям факультету инновационно-технологического бизнеса АНХ поставлена задача разработать научно-методическое обеспечение создания Национального информационноаналитического центра мониторинга подготовки кадров для научно-инновационной сферы и обеспечения их мобильности. Основные цели деятельности Центра — мониторинг субъектов образовательной деятельности инновационной инфраструктуры, оценка потребности в специалистах по управлению в инновационной сфере и оказание информационно-аналитических услуг для органов управления всех уровней и организаций.

Факультет разработал ряд предложений, как построить систему кадрового обеспечения инновационной деятельности и планирует обсудить их 24 марта нынешнего года на всероссийской конференции «Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение». Тематика конференции охватывает широкий круг проблем, связанных с совершенствованием форм и методов кадрового обеспечения инновационной сферы и формированием инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах, органах исполнительной власти федерального и регионального уровня.

Приглашаются все те, для кого названные проблемы актуальны.

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.