Научная статья на тему 'У истоков становления научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан'

У истоков становления научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ / КОМПЕТЕНТНЫЙ УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минниханов Р. Н., Ахмадиева Р. Ш.

Освещена роль научной школы академика Г.В.Мухаметзяновой в становлении научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Акцентируется внимание на необходимости целенаправленной подготовки компетентных кадров для решения проблемы недостаточного обучения основам БДД в образовательных учреждениях; научно-исследовательской работы по безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минниханов Р. Н., Ахмадиева Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков становления научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан»

УДК 373

У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН

Р.Н.Минниханов, Р.Ш.Ахмадиева

Освещена роль научной школы академика Г.В.Мухаметзяновой в становлении научного подхода к решению вопросов безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Акцентируется внимание на необходимости целенаправленной подготовки компетентных кадров для решения проблемы недостаточного обучения основам БДД в образовательных учреждениях; научно-исследовательской работы по безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан.

Ключевые слова: детский дорожно-транспортный травматизм, безопасность жизнедеятельности на дорогах, компетентный участник дорожного движения, региональная система обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах.

Гузел Валеевна Мухаметзянова относится к плеяде ученых, обладающих яркими творческими способностями, обширными и глубокими знаниями, богатым практическим опытом, талантом организатора научно-исследовательской работы и отличающихся широтой и многосторонностью научных интересов. Ее труды внесли существенный вклад в разработку проблем теории и методологии профессионального образования, нравственного и эстетического воспитания, социальной педагогики, гуманизации и гуманитаризации различных звеньев системы образования. Она стояла у истоков исследования и решения проблем БДД РТ. В начале 90-х годов группа научных сотрудников по заданию вице-президента РТ В.Н.Лихачева изучила состояние детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Анализ показал, что без серьезной научной проработки данного вопроса республике не справиться с проблемой роста ДДТТ в РТ. Необходим был новый, нетрадиционный подход к решению сложной социально-педагогической проблемы.

Под председательством Г.В.Мухаметзяновой Поволжское отделение Российской Академии образования стало учредителем государственного учреждения «Центр безопасности жизнедеятельности детей», директором которого являлся её ученик, доктор педагогических наук, профессор (в те годы

еще кандидат наук, к сожалению, рано ушедший из жизни) И.А.Халиуллин. С этого периода научная школа академика Гузел Валеевны положила основу и продолжает по сегодняшний день научно-исследовательскую работу по изучению безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан.

Проводимые с этого периода исследования свидетельствуют о том, что огромное количество людей гибнет и получает травмы в результате дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых становятся все категории участников дорожного движения: пешеходы, водители, пассажиры. Одной из причин этого является недостаточное обучение основам БДД в образовательных учреждениях. Для решения данной проблемы необходима целенаправленная подготовка компетентных кадров. В связи с этим были разработаны теоретические основания и научно-методическое обеспечение процесса формирования компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах у будущего педагога на основе модульно-компетентностного подхода. В результате были обоснованы сущность, структура и содержание безопасности жизнедеятельности личности на дорогах.

Сущность безопасности на дорогах состоит в защищенности от опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Структура включает целостное представление о безопасности на дорогах; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; умения и навыки обеспечения безопасного поведения на дорогах с учетом своих возможностей. Содержание безопасности личности на дорогах направлено на усвоение и развитие компетенции будущих специалистов в данной области, отражающей когнитивные, диспозиционные и ассептивные характеристики личности и обуславливающей не только формирование готовности к безопасному поведению на дороге, но и влияющей на их гражданскую, нравственную направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни [1; 2; 3].

На этой основе создана целостная концепция формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах базирующаяся на следующих принципах:

- партисипативности - предусматривающего вариативные формы социального партнерства образовательных учреждений с ГИБДД и другими ведомствами;

- непрерывности - обуславливающего системную целостность специальных акций и образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности;

- кластерности - направленного на интеграцию целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов педагогического процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста;

- продуктивности - обеспечивающего формирование у будущего специалиста готовности к безопасному поведению на дороге посредством участия в разработке и реализации научно-образовательных и научно-производственных проектов по безопасности жизнедеятельности на дорогах;

- персонификации - обуславливающего интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъектности; формирование устойчивого, осознанного и позитивного отношения к безопасности дорожного движения;

- превентивности - заключающегося в предупреждении опасного поведения участников дорожного движения; разработке профилактических программ и организации информационно-пропагандистской работы [1; 3].

На совокупности данных принципов разработана и обоснована модель региональной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах. Данная модель включает различные блоки деятельности, охватывает все социально-возрастные группы населения, направлена на создание в регионе единого информационно-технологического пространства по формированию компетенции безопасности на дорогах и предполагает взаимодействие

Госавтоинспекции, заинтересованных министерств и ведомств с образовательными учреждениями Республики Татарстан.

Успешность функционирования данного механизма невозможна без педагогических кадров, компетентных в вопросах безопасного поведения на дорогах. В тесном взаимодействии с возглавляемым Г.В.Мухаметзяновой институтом в Республике Татарстан еще в 90-х годах был разработан и внедрен региональный стандарт обучения детей и подростков правилам и навыкам безопасности дорожного движения, на основании которого были разработаны примерные программы [5; 6]. Стандарт был основан на четырех последовательных ступенях обучения, охватывающих возрастные группы от трех до семнадцати лет. Однако применение данного подхода к проблеме безопасности на дорогах, обучению правилам дорожного движения показало, что этой работой должны быть охвачены все возрастные группы.

Была принята Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах до 2020 года, в которую вошли семь ступеней формирования компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах. Первая ступень -подготовка участников дорожного движения в возрасте до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования детей; вторая ступень - подготовка продолжается в возрасте от 7 до 11 лет; третья ступень - обучение детей 11-14 лет; четвертая ступень - подготовка компетентного участника дорожного движения осуществляется в возрасте 15-17 лет; пятая ступень - возраст 18-25 лет; шестая ступень - возраст 25 лет и старше; седьмая ступень - возраст 60 лет и старше. При этом основной упор при подготовке компетентного участника дорожного движения делается на образование, так как оно затрагивает все возрастные категории населения, а также учтено семейное образование и такая категория участников дорожного движения, как люди с ограниченными возможностями, которые требуют подготовки с учетом их специфики. Для подготовки участников дорожного движения, не включенных в систему образования, используется компонент воздействия [4; 5; 6].

Но для реализации Концепции необходимо наличие компетентных специалистов. И роль Гузел Валеевны, как ведущего специалиста в области образования, нельзя здесь переоценить. Именно на основе ее научной школы проведены исследования и установлена взаимосвязь компетенций профессиональных, общих, безопасности жизнедеятельности на дорогах и нравственных качеств будущего специалиста, необходимых для осуществления подготовки компетентного участника дорожного движения.

Кроме того, выявлены уровни сформированности компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основании таких критериев, как когнитивность, аксиологичность, конативность [3]. В частности, нигилистский уровень характерен тем, что игнорируется как соблюдение правил дорожного движения, так и усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; преобладает безразличие к собственной безопасности и безопасности других людей; не осознана необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге.

На знаниевом уровне сформировано целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; имеет место ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; приобретены способности и опыт как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге. Однако не осознаны приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы в необходимом объеме психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге.

А на компетентностном уровне уже сформировано целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного

движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; осознана приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Критерии (когнитивность, аксиологичность, конативность) и уровни (нигилистский, знаниевый, компетентностный) сформированности у будущих специалистов компетенции безопасности на дорогах отражают как когнитивные, диспозиционные и ассептивные характеристики личности, так и готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности по формированию у участников дорожного движения навыков безопасного поведения на дороге. Теоретические основы процесса формирования безопасности жизнедеятельности, которые до настоящего времени оставались наименее изученными, требуют дальнейших специальных исследований. Обширная работа по изучению актуальных проблем формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах в течение ряда лет ведется в ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности».

Именно Г.В.Мухаметзянова положила начало научной школе Центра, она является членом межведомственного Ученого совета Научного центра безопасности жизнедеятельности. Вот уже 16 лет она тесно сотрудничает с Научным центром, оказывая поддержку и помощь в его развитии. Совместно с центром издаются книги, проводятся научно-практические конференции по проблемам безопасности жизнедеятельности.

Сочетая в себе дар ученого-теоретика и педагога-практика, Гузел Валеевна вырастила плеяду достойных учеников, за что мы ей очень благодарны. И надеемся не останавливаться на достигнутом и продолжать дальше внедрять инновационные подходы обучения по безопасности жизнедеятельности на дорогах.

Уважаемая Гузел Валеевна, поздравляем Вас со славным юбилеем!!!

Источники:

1. Ахмадиева Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний: Учебно-метод. пособие / Науч. ред. Г.В.Мухаметзянова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. 110 с.

2. Ахмадиева Р.Ш. Подготовка специалиста к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах в педагогическом образовании: Учебно-методическое пособие / Науч. редакторы Р.Н.Минниханов, Г.В.Мухаметзянова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 90 с.

3. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний: Учебно-метод. пособие / Науч. ред. Г.В.Мухаметзянова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. 110 с.

4. Использование результатов мониторирования общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения в совместной деятельности министерств и ведомств с Госавтоинспекцией / Р.Ш.Ахмадиева, Р.Н.Минниханов, А.Н.Сахаров, И.А.Халиуллин / Под общ. ред. Р.Н.Минниханова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 153 с.

5. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: Учеб. пособие / Р.Ш.Ахмадиева, Е.Е.Воронина, Р.Н.Минниханов и др. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.

6. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Р.Ш.Ахмадиева, С.А.Бикчантаева и др.; Под общей ред. Р.Н.Минниханова, Д.М.Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. 464 с.

References:

1. Ahmadieva R.SH. Bezopasnost' jiznedeyatel'nosti na dorogah kak napravlenie sovremenny'h psihologo-pedagogicheskih znaniy: Uchebno-metod. posobie / Nauch. red. G.V.Muhametzyanova. Kazan': GU «NC BJD», 2010. 110 s.

2. Ahmadieva R.SH. Podgotovka specialista k obespecheniyu bezopasnosti jiznedeyatel'nosti detey na dorogah v pedagogicheskom obrazovanii: Uchebno-metodicheskoe posobie / Nauch. redaktory' R.N.Minnihanov, G.V.Muhametzyanova. Kazan': GU «NC BJD», 2008. 90 s.

3. Bezopasnost' jiznedeyatel'nosti na dorogah kak napravlenie sovremenny'h psihologo-pedagogicheskih znaniy: Uchebno-metod. posobie / Nauch. red. G.V.Muhametzyanova. Kazan': GU «NC BJD», 2010. 11 0 s.

4. Ispol'zovanie rezul'tatov monitorirovaniya obsch'estvennogo mneniya po problemam bezopasnosti dorojnogo dvijeniya v sovmestnoy deyatel'nosti ministerstv i vedomstv s Gosavtoinspekciey / R.SH.Ahmadieva, R.N.Minnihanov, A.N.Saharov, I.A.Haliullin / Pod obsch'. red. R.N.Minnihanova. Kazan': GU «NC BJD», 2008. 153 s.

5. Obuchenie detey doshkol'nogo vozrasta pravilam bezopasnogo povedeniya na dorogah: Ucheb. posobie / R.SH.Ahmadieva, E.E.Voronina, R.N.Minnihanov i dr. Kazan': GU «NC BJD», 2008. 324 s.

6. Obuchenie mladshih shkol'nikov pravilam bezopasnogo povedeniya na doroge / R.SH.Ahmadieva, S.A.Bikchantaeva i dr.; Pod obsch'ey red. R.N.Minnihanova, D.M.Mustafina. Kazan': GU «NC BJD», 2009. 464 s.

Зарегистрирована: 02.08.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.