Научная статья на тему 'Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности'

Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ / СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНЫЙ УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / HEALTH AND SAFETY ON ROADS / TRAINING STEPS / SCIENTIFICALLY-METHODICAL MAINTENANCE / MATERIAL / PERSONNEL MAINTENANCE / THE FUTURE EXPERT / THE COMPETENT PARTICIPANT OF TRAFFIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Р. Ш.

В статье затрагиваются основные вопросы формирования компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности. Рассматривается необходимость единого подхода к вопросам обучения навыкам безопасного поведения на дорогах, семь ступеней обучения, охватывающих все возрастные группы населения. Раскрыт интегративный механизм подготовки компетентного участника дорожного движения, предложена структурно-сетевая модель формирования компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадиева Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETENCE OF LIFE SAFETY ON THE ROAD IN THE PROCESS OF CONTINUOUS EDUCATION

The basic questions of formation of the competence of health and safety on roads on the basis of a continuity principle are mentioned in the article Necessity of the uniform approach to questions of training to skills of safe behavior on the roads, seven steps of the training, covering all age groups of the population is considered. It is opened the mechanism of preparation of the competent participant of traffic, the structurally-network model of formation of the competence is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности»

Р.Ш. Ахмадиева

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА НЕПРЕРЫВНОСТИ

В статье затрагиваются основные вопросы формирования компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности. Рассматривается необходимость единого подхода к вопросам обучения навыкам безопасного поведения на дорогах, семь ступеней обучения, охватывающих все возрастные группы населения. Раскрыт интегративный механизм подготовки компетентного участника дорожного движения, предложена структурно-сетевая модель формирования компетенции.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности на дорогах, ступени обучения, научно-методическое обеспечение, материально-техническое, кадровое обеспечение, будущий специалист, компетентный участник дорожного движения.

R.Sh. Ahmadieva FORMATION OF THE COMPETENCE OF LIFE SAFETY ON THE ROAD IN THE PROCESS OF CONTINUOUS EDUCATION

The basic questions offormation of the competence of health and safety on roads on the basis of a continuity principle are mentioned in the article Necessity of the uniform approach to questions of training to skills of safe behavior on the roads, seven steps of the training, covering all age groups of the population is considered. It is opened the mechanism ofpreparation of the competent participant oftraffic, the structurally-network model of formation of the competence is offered.

Key words: health and safety on roads, training steps, scientifically-methodical maintenance, material, personnel maintenance, the future expert, the competent participant oftraffic.

В подавляющем большинстве случаев причиной трагедий на дорогах является человеческий фактор, отсутствие навыков безопасного поведения в транспортной среде. Очевидно, что существующая в настоящее время система формирования навыков безопасного поведения на дорогах и воспитания законопослушного поведения граждан не соответствует современным реалиям.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях отсутствует единый подход к вопросам обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах. Соответственно, не хватает рекомендованных на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации учебных пособий, как для учащихся, так и для педагогов; их практически нет в образовательных учреждениях.

Безусловно, в продаже имеется огромное количество различных изданий учебной и художественной литературы, дидактических игр и электронных пособий по безопасности дорожного движения. Однако чаще всего они носят бессистемный характер, не соответствуют целям образовательного процесса и зачастую содержат ошибки.

Недостаточность получаемых в школе знаний по основам дорожной безопасности объ-

ясняется также малым количеством часов, отводимых в рамках предметов «Окружающий мир», «ОБЖ» и «Технология». При этом с 5 по 11 классы учебные часы практически не предусмотрены.

Мы знаем, что в настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования, однако до сих пор в школах и дошкольных учреждениях отсутствуют единые программы, учебно-методические комплексы, учебные пособия, аттестационные требования к педагогам, преподающим правила и основы безопасности дорожного движения.

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», на Рособразование, функции которого перешли Министерству образования и науки РФ, были возложены задачи по научному и методическому обеспечению образовательного процесса в учебных учреждениях.

Чтобы не оставаться заложниками ситуации и не упускать бесценное время работы с детьми, в Республике Татарстан по инициативе Управления Госавтоинспекции совместно с Министерством образования и науки в еще в 90-х годах прошлого века был разработан и

внедрен региональный стандарт обучения детей Стандарт основан на четырех последова-

и подростков правилам и навыкам безопасности тельных ступенях обучения, охватывающих

дорожного движения [1]. возрастные группы от трех до семнадцати лет.

1 ступень

«Основы безопасности дорожного движения»

(дошкольные образовательные учреждения и начальная школа)

2 ступень «Юный велосипедист»

(младший и средний школьный возраст)

3 ступень «Картинг — начало пути»

(средний и старший школьный возраст)

4 ступень «Юный автомобилист»

(старший школьный возраст)

Рис. 1. Обучение ПДД по 4 ступеням

Однако процесс подготовки компетентного участника дорожного движения должен охватывать все население, а не только молодежь до 17 лет. Система образования должна строиться на основе принципов организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязи, включать в себя учреждения образования и научно-методические подразделения. Именно образовательная деятельность должна занять особое место в практике формирования компетенции безопасности жизнедеятельности у участников дорожного движения. Образовательная деятельность должна включать соответствующие составляющие: научно-методичес-

кую, кадровую и материально-техническую. Поэтому целесообразно перейти на реализацию интегративного механизма подготовки компетентного участника дорожного движения, который включает семь последовательных ступеней обучения правилам безопасного поведения на дорогах, охватывающих все возрастные группы населения [2; 4]:

Первая ступень - дошкольники (до 7 лет.). Структурообразующие компоненты механизма подготовки - дошкольное образование, дополнительное образование детей, семейное образование, инклюзивное образование, компоненты внешнего воздействия.

Вторая ступень - младшие школьники (1-4

класс, 7-11 лет). Структурообразующие компоненты механизма подготовки - начальное школьное образование; дополнительное образование детей; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия; самообразование.

Третья ступень - средний школьный возраст (5-9 класс, 11-14 лет). Структурообразующие компоненты механизма подготовки - основное школьное образование; дополни-тель-ное образование детей и подростков; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия, самообразование.

Четвертая ступень - старший школьный возраст (10-11 класс, 15-17 лет). Структурообразующие компоненты механизма подготовки

- основное (полное) школьное образование; профессиональное образование; дополнительное образование подростков; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия; самообразование.

Пятая ступень - 17-25 лет. Структурообразующие компоненты механизма подготовки - профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование; дополнительное образование молодежи; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия; самообразование.

Шестая ступень - 25-60 лет. Структурообразующие компоненты механизма подготовки

- профессиональное образование; дополните-

осуществлять обучение основам безопасности жизнедеятельности на дорогах. При этом в концепции учтена такая категория участников дорожного движения как люди с отклонениями в развитии, которые тоже требуют подготовки с учетом их специфики. Для подготовки участников дорожного движения, не включенных в систему образования используются также дополнительные компоненты, заключающие в себе в основном информационно-пропагандистскую деятельность, а также семейное образование и самообразование.

Интегративный механизм подготовки компетентного участника дорожного движения позволяет четко определить границы предметной области, задачи каждого уровня образования; согласовать образовательные программы и обеспечить их преемственность (таблица 1.)

ТАБЛИЦА 1.

СТУПЕНИ ПОДГОТОВКИ н Е н С 2 го О В СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЕ КОМПОНЕНТЫ ЗВОДЕЙСТВИЯ

ДОШК. ОБР. ОБЩЕЕ ОБР. ПРОФ. ОБР. ПОСЛЕВУЗ. ПРОФ. ОБР. ДОП. ПРОФ. ОБР. ДОП. ОБР. СЕМЕЙНОЕ ОБР. ИНКЛЮЗИВН. ОБР. О Г А • ^ ^ — — Оы® РВ Ен

СРЕДН. СРЕДН. (ПОЛН.) НПО СПО О П И К П СТАЖИР. ППК И Т Е .Р З Р0

I г- О Д

II 7-11 ■

III

IV 15-17

V •Л X

VI © -5

VII СТАРШЕ 60

РИС. 4. СТРУКТУРНО-СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ

льное профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование взрослых; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия; самообразование.

Седьмая ступень - от 60 лет и старше. Структурообразующие компоненты механизма подготовки - профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование; допол-нительное образование «третьего возраста»; семейное образование; инклюзивное образование; компоненты воздействия; самообразование.

Основной упор при подготовке компетентного участника дорожного движения делается на дополнительном образовании, так как он затрагивает все возрастные категории участников до-рожного движения и является наиболее эффективной ячейкой, позволяющей

По инициативе и при поддержке Управления ГИБДД кадровое обеспечение регионального стандарта осуществляется Институтом повышения квалификации специалистов начального профессионального образования. Научно-методическое обеспечение представляет собой систему специально организованного взаимодействия субъектов педагогического процесса, определяющую задачи, этапы, формы, методы и критерии подготовки будущих специалистов к решению задач, связанных с проявлением данной компетенции в области безопасности дорожного движения. Оно осуществляется Научным центром безопасности жизнедеятельности детей, а материально-техническое обеспечение - Дирекцией финансирования научных и образовательных программ БДД.

Задача координации усилий министерств и ведомств, ответственных за обеспечение безопасности населения, в вопросах методического сопровождения возложена на Ученый совет, созданный на базе государственного учреждения «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» в 2009 году.

Построение системы профессиональной подготовки на интегративной основе, формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности обуславливает формирование у будущих специалистов целостного представления о безопасности жизнедеятельности на дорогах, осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения, устойчивую направленность личности на безопасное поведение на дороге, формирование готовности к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз.

Литература

1. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан / Под общей ред. И.А. Халиуллина, Р.Н. Минниханова. - Казань: НЦ БЖД 2003. - 160 с.

2. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / сост.: Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е Воронина и др. / под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. - 466 с

3. Девисилов В.А. Концепция образовательной политики в области безопасности жизнедеятельности и особенности ее реализации в школе // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения: тезисы докладов Междунар. конф. (Казань, 26 февраля 2010 г.) - Казань, 2010. -С.644-652.

4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб.

Пособие / авт.-сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др. / под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.