Научная статья на тему 'У истоков доктрины «Живого» (реального) отечественного конституционализма'

У истоков доктрины «Живого» (реального) отечественного конституционализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3516
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ВЛАСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTIONAL LAW / POWER / HUMAN RIGHTS / CONSTITUTIONAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарь Николай Семенович

В статье анализируется научно-теоретическое наследие профессора Фарбера; отмечаются принципиально новые методологические подходы ученого к исследованию конституции, предмета государственного (конституционного) права и всей системы отечественного конституционализма на основе ценностно-правовых характеристик фактически сложившихся отношений по поводу свободы, власти, собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the Root of the Doctrine of “Live” (Real) National Constitutionalism

In the article there analyzed the scientific — theoretical heritage of professor Farber (in connection with his100th anniversary), there noted a fundamentally new methodological approaches of the scientist to the research of the Constitution, the subject of the state (constitutional) law and all the system of national constitutionalism on basis of axiological legal characteristics of actually existing relations in regards to freedom, power, property.

Текст научной работы на тему «У истоков доктрины «Живого» (реального) отечественного конституционализма»

Н.С. Бондарь

У ИСТОКОВ ДОКТРИНЫ «ЖИВОГО» (РЕАЛЬНОГО) ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

В статье анализируется научно-теоретическое наследие профессора Фарбера; отмечаются принципиально новые методологические подходы ученого к исследованию конституции, предмета государственного (конституционного) права и всей системы отечественного конституционализма на основе ценностно-правовых характеристик фактически сложившихся отношений по поводу свободы, власти, собственности.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, конституционное право, власть, права человека, конституционное мировоззрение.

N.S. Bondar

AT THE ROOT OF THE DOCTRINE OF "LIVE" (REAL) NATIONAL CONSTITUTIONALISM

In the article there analyzed the scientific — theoretical heritage of professor Farber (in connection with his100th anniversary), there noted a fundamentally new methodological approaches of the scientist to the research of the Constitution, the subject of the state (constitutional) law and all the system of national constitutionalism on basis of axiological legal characteristics of actually existing relations in regards to freedom, power, property.

Keywords: Constitution, constitutionalism, constitutional law, power, human rights, constitutional outlook.

100-летний юбилей... Неумолимо быстро летит время. Тем величественнее воспринимаются те ученые, идеи которых со временем актуализируются самой жизнью. К таким ученым, научным идеям которого уготована счастливая судьба, относится Исаак Ефимович Фарбер.

Мне уже приходилось писать в порядке воспоминаний об этой поистине исторической личности, высказывать некоторые соображения, связанные с оценкой вклада Исаака Ефимовича Фарбера в отечественную юридическую и в особенности конституционно-правовую науку1. Приходится сожалеть, что современное поколение молодых ученых нередко ограничивается достаточно поверхностным знакомством с научными идеями своих предшественников, не утруждает себя изучением трудов, например, советского периода отечественной юридической науки; слишком устойчивым оказался стереотип сплошной политизации, идеологизированного характера этих работ. Да, конечно, научные труды того периода, в т. ч. и работы профессора И.Е. Фарбера, не могли не испытывать влияние господствующей идеологии. Однако тем ценнее подлинно научные, пережившие десятилетия и перешедшие в новую эпоху конституционно-правовые идеи ученого, которые сегодня составляют сокровищницу отечественного конституционализма.

Горжусь тем, что был лично знаком с этим удивительным человеком энциклопедических знаний, блестящим юристом — практиком и ученым. Он стоял у истоков Саратовской школы конституционного права, являлся ее безусловным лидером, а в последующем, после ухода из жизни — духовным отцом, конституционные идеи которого всегда воспринимались как научно-теоретический олимп

© Бондарь Николай Семенович, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, судья Конституционного Суда РФ.

Саратовской школы конституционализма2. Возглавляемая им кафедра государственного права Саратовского юридического института была в свое время ведущей организацией при защите моей кандидатской диссертации в Ленинградском госуниверситете (1979 г.), что, кстати, имеет свою конституционно-генетическую логику: Ленинград, Саратов, а в последующем Ростов-на-Дону (с переездом туда из Саратова в 1968 г. молодого доцента В.А. Ржевского, выпускника Ленинградского госуниверситета) составили в свое время географическую триаду основных точек развития отечественного конституционализма. Вспоминаю об этом еще и потому, что после выхода в 1967 г. их совместной книги3 фамилии И.Е. Фар-бер — В.А. Ржевский стали хрестоматийными в конституционно-правовой науке. В последующем — не частые, но яркие встречи в Саратове, Москве, Ростове. Запомнилось посещение в дни научной конференции, проходившей в Саратове, квартиры Исаака Ефимовича, мои впечатления как молодого аспиранта (1978 г.) от личной библиотеки маститого ученого, теплая непринужденная домашняя обстановка.

Очень сложно и чрезвычайно ответственно давать оценки крупным ученым, в особенности с точки зрения того, что явилось главным, самым важным итогом их творчества. Многогранность научных интересов И.Е. Фарбера простиралась в различные сферы и направления юриспруденции. Ни в коей мере не умаляя его вклад в развитие теории и методологии права, правовой педагогики, других направлений юриспруденции, для меня особенно важно в научных трудах И.Е. Фарбера все то, что составляет своего рода научно-теоретическую мозаику конституционализма, причем не формально-юридического, а реального, «живого» отечественного4. ш

с

В конечном счете это означает не просто вклад в развитие теории конституции. н Его подходами были заложены основы конституционализации отечественного С

а

государственного права и государственно-правовой науки. Обозначить основной т

о

вектор эволюционного развития советского государственного права как отрасли к

о

(и, соответственно, науки) конституционного права — пожалуй, то главное, что о' удалось сделать профессору И.Е. Фарберу как ученому-конституционалисту. Его | конституционная (научно-доктринальная) мозаика охватывает практически все в

основополагающие компоненты конституционализма, которые характеризуют нн

о

данное явление в единстве нормативно-правовых, социально-политических, Ю экономических, мировоззренческих характеристик. Это находит свое под- и тверждение, прежде всего, в предложенном И.Е. Фарбером понимании природы с

к

следующих сущностных характеристик самой Конституции как нормативной а основы системы конституционализма. Л

1. Конституция — нормативная основа конституционализма, свод | ценностно-правовых характеристик фактически сложившихся отношений по • поводу свободы, власти, собственности. Особое значение имеет вытекающий из 99 трудов И.Е. Фарбера вывод о том, что социальная ценность Конституции опреде- ^ ляется, прежде всего, тем, что она является основным нормативно-правовым 3 средством обеспечения свободы, инструментом упорядочения взаимоотношений человека, общества и государства.

Само возникновение конституции как основного закона государства в историческом плане во многом было связано с необходимостью провозглашения и закрепления на высшем правовом уровне идеи индивидуальной свободы, равенства всех граждан перед законом и обеспечения на этой основе принципиально новых 43

взаимоотношений личности и государственной власти. Не случайно первыми документами конституционного характера, которые в последующем заложили краеугольные камни современного конституционализма, явились такие акты, как английский Билль о правах 1689 г., Декларация независимости США 1776 г. вместе с американской Конституцией 1787 г. и, конечно, Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Не случайно параллельно с разработкой фундаментальных проблем общей теории конституционного права (имеется в виду, прежде всего, указанная совместная работа с В.А. Ржевским) И.Е. Фарбер активно занимался проблемой свободы личности, прав человека и гражданина в их соотношении с политической властью и собственностью как властью экономической. Символично, что в том же 1967 г. в журнале «Правоведение» была опубликована статья И.Е. Фарбера «Права человека, гражданина и лица». С ее выходом, пожалуй, и начинается в нашей стране активное исследование прав человека и гражданина в качестве важнейшей проблемы отечественного (а не буржуазного, как до этого принято было считать) конституционализма. В дальнейшем эти идеи получили обоснование и развитие в специальной монографии ученого5.

Свобода, собственность, государственная власть — это органически взаимосвязанные явления: как свобода личности, положение человека в обществе предопределяют природу власти, определяют ее глубинные характеристики с точки зрения достигнутого уровня демократизма и гуманистических начал в механизме властвования, так и государственная власть в единстве с собственностью самым непосредственным образом влияет на положение личности, придает юридически 13 обязательные качества фактическим отношениям власти-подчинения, свободы? ответственности в государственно-организованном обществе. Начала власти, К собственности и свободы в их взаимодействии определяют, таким образом, саму | суть конституционной ткани демократического общества, базирующегося на I принципах современного конституционализма.

1 Однако такой подход к пониманию социальной роли, сущности конституции,

го

| основанный на ее характеристике как меры свободы, господствовал далеко

| не всегда.

| 2. Методология исследования конституции: от формально-юридического к

2 социологическому подходу. Из истории известно, что первым в попытке познать ° природу конституции, проникнуть в ее сущностные начала явился формально-« юридический подход, основанный на философии юридического позитивизма. Он | был характерен для классического направления развития раннего буржуазного I конституционализма — с момента его зарождения вплоть до второй половины | XIX в.

0

° Предложив методологию преодоления формально-юридического подхода

го

¿5 к пониманию природы конституции, И.Е. Фарбер внес неоценимый вклад

1 в утверждение научных основ конституционализма. Речь идет о разработке | идей социальной природы конституции как выражения реальных общественных отношений, в т. ч. с использованием исторического наследия Ф. Лассаля, К. Маркса и др. В этом плане конституция по своей социальной сущности является выражением действительного соотношения сил в стране, несущих в себе определенные ценностные установки, выражающие ожидания, устремления и цели соответствующих социальных групп, а сами общественные отношения, за-

44 ключающие в себе это соотношение сил, составляют фактическую конституцию.

Писаная же конституция как основной закон страны является юридической конституцией, которая призвана закреплять и отражать на правовом уровне конституцию фактическую6.

В наиболее полном виде соответствующие сущностные свойства конституции могут быть представлены в следующих ее триединых характеристиках: а) конституция как порождение и своего рода нормативно-правовой результат социальных противоречий современного общества; б) конституция — юридизиро-ванная форма отражения социальных противоречий, их зеркальное (адекватно-зеркальное или искаженное, в оптической системе «кривых зеркал») отражение; в) конституция — институционная, нормативно-правовая основа разрешения противоречий современного общества.

В разграничении фактической и юридической конституций состоит основной смысл предложенного И.Е. Фарбером подхода к анализу природы этого сложного общественно-политического явления, а на этой основе — и понимания одного из наиболее дискуссионных на тот период вопросов о конституционной природе государственного права, его (конституционного права) предмете как ведущей отрасли правовой системы. Под редакцией именно профессора И.Е. Фарбера был подготовлен и издан один из первых отечественных учебников советского конституционного (а не государственного) права1. Данный подход позволил выявить глубинные конституционные истоки, коренящиеся в реальных общественных отношениях, выявить сферу (пределы) и закрепить на высшем правовом уровне систему важнейших общественных отношений в их ценностном измерении.

Социально-правовые ценности, отражающие глубинные, сущностные характеристики конституции, представляют собой сформированные на основе исторического развития обобщенные представления о наиболее рациональных формах и институтах демократической организации социальной жизни, об общественном благе, нуждающемся во всеобщем признании и защите. При этом важно учитывать, что новая система социально-правовых ценностей, характерная для Конституции 1993 г., как и сущностные характеристики последней, является результатом социального компромисса, итогом сложных противоречивых процессов согласования несовпадающих (а порой и противоположных) интересов различных социальных групп и слоев общества постсоциалистического периода развития. Именно в этом виде — как итог социального компромисса — данная система социальных ценностей составляет основополагающие характеристики не только нормативного содержания, но и глубинных, сущностных начал конституции как основного закона общества и государства.

Конституционализируясь, соответствующие социальные ценности упорядочиваются, встраиваются в определенную иерархическую систему многоуровневых связей и корреляций, основанную на объективно существующем в государственно-организованном обществе социальном порядке в его социокультурном контексте, поскольку правовой социальный порядок, будучи системой связей прав и обязанностей, свободы и ответственности, выступает одновременно и действительным масштабом социальных ценностей.

Это позволяет воспринимать саму конституцию как некий свод социально-правовых ценностей, который определяет общую стратегию официальной правовой идеологии, отражает на основе признания верховенства права и народного суверенитета основополагающие принципы институционализации государствен-

ной власти, непреложность основных прав и свобод человека и гражданина, их государственное гарантирование.

Соответственно и конституционное правосудие имеет высокий потенциал ценностного измерения не только проверяемых на соответствие конституции отдельных положений нормативных правовых актов, но и самих по себе общественных отношений, явлений реальной социальной действительности, что выражается в выявлении конституционного содержания сталкивающихся в рамках возникающих конституционных противоречий (конфликтов) социальных ценностей и поиске их надлежащего баланса. Это находит свое подтверждение и в конкретных решениях Конституционного Суда РФ. Получающие обоснование в решениях органов конституционного правосудия социально-правовые ценности становятся как бы продолжением аксиологических характеристик самой по себе конституции, отражением ее глубинных начал как свода получивших всеобщее признание социально-правовых ценностей демократии и свободы.

3. О конституционном мировоззрении как компоненте отечественного конституционализма. Ярким подтверждением того, что новаторские идеи И.Е. Фарбера, опередившие время, пронизывают всю систему отечественного конституционализма, является его авторская концепция конституционного мировоззрения, новые научные подходы к формированию общественного правосознания и конституционной культуры в обществе и государстве.

Истоки доктринального оформления соответствующих идей хронологически совпали, во-первых, с научным прорывом в исследовании проблем правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии как структурных 013 элементов не только собственно правосознания, но и правового мировоззрения, ~ что впервые получило обоснование в трудах И.Е. Фарбера как теоретика права.

сл

* Во-вторых, тот период совпал с погружением признанного специалиста в об-

| ласти общей теории права в конституционно-правовую проблематику, научно-

| теоретическим обоснованием основополагающих конституционных ценностей

| (прав человека и суверенитета государства, власти и собственности, политиче-

° ской и экономической демократии в их конституционном выражении и т. д.) и,

0

| соответственно, становлением саратовской школы конституционного права во | главе с профессором И.Е. Фарбером8.

>§ Конечно, сама по себе проблема конституционного мировоззрения может

| рассматриваться с различных позиций. В данном случае важно подчеркнуть, | что речь не идет о неком конкретном наборе догматических положений, со-| держащихся в работах И.Е. Фарбера, которые могли бы быть представлены '§ в качестве научно-теоретических истоков конституционного мировоззрения. § Все работы И.Е. Фарбера в области конституционного права — это, во-первых, § результат нового научно-методологического подхода к исследованию как самой

1 конституции в единстве ее фактических и формально-юридических характери-| стик, так и к исследованию конституционных проблем власти, суверенитета,

свободы личности в обществе и государстве; во-вторых, сами по себе научные идеи, выдвинутые в трудах И.Е. Фарбера, в буквальном, материализованном выражении представляют собой научно-теоретические истоки нового для того времени конституционного мировоззрения.

Для уяснения этих вопросов важно учитывать, что конституционное миро-46 воззрение представляет собой сложное явление социальной действительности,

отражающее не только правовые, но и политико-идеологические, эмоционально-волевые, психологические, национально-культурные начала, действие которых, с одной стороны, непосредственно проявляется в общественных отношениях, составляющих предмет конституционного права, а с другой, предопределяется общественной практикой, которая по существу и выступает основой появления, развития, столкновения и преобразования социальных ценностей, воплощающих в себе основные характеристики конституционного мировоззрения и имеющих тенденцию к нормативному формализованному выражению. В концептуальном, теоретически обобщенном виде подходы к научному пониманию конституционного мировоззрения были предложены уже в одном из первых монографических исследований И.Е. Фарбера9, в котором были рассмотрены вопросы о сущности правосознания, о взаимоотношениях данной формы отражения объективной реальности с общественными отношениями и юридической надстройкой, выявлена структура правосознания, отражающая единство правовой психологии и правовой идеологии, и т. д.

В этой связи вполне логичным может выглядеть понимание и самой Конституции не только в качестве Основного Закона государства, но и как нормативной основы, политико-правового ядра высшей формы правового сознания, имея при этом в виду понимание самой конституции не только в ее формально-юридическом, но и в мировоззренческом, политико-идеологическом выражении. Учитывая это, можно выделить основные формы воздействия Конституции на мировоззрение человека, представляющие собой механизм формирования конституционного правосознания личности: ценностно-идеологическое, информационное, эмоционально-психологическое, нормативное воздействие. В процессе формирования конституционного мировоззрения необходимо сочетание всех этих форм влияния Конституции на сознание человека, что обеспечивает в конечном счете всеобщность мировоззренческих конституционных установок и идеологических положений в общественном сознании.

Во всех этих подходах к проблемам формирования конституционного мировоззрения и развития отечественного конституционализма явственно просматриваются выдвинутые несколько десятилетий назад и шагнувшие в новое столетие идеи выдающегося отечественного конституционалиста профессора Исаака Ефимовича Фарбера.

1 См.: Бондарь Н.С. Научно-теоретические истоки конституционного мировоззрения (в контексте творческого наследия профессора И.Е. Фарбера) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2008. Вып. 9. С. 47-58.

2 Достойным преемником, продолжателем дела И.Е. Фарбера как руководителя Саратовской школы конституционного права стал в последующем один из его ярких учеников профессор В.Т. Кабышев. Трудно переоценить его роль в увековечении памяти своего Учителя, в популяризации его научных идей среди новых поколений молодых ученых, студентов юридических вузов. См., например: Кабышев В.Т. Саратовская научная школа конституционного права // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2008. Вып. 9. С. 6-30. Подтверждением этого является и настоящее издание, посвященное 100-летнему юбилею И.Е. Фарбера.

3 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.

4 Осмелюсь сослаться на работу, в которой на основе фарберовских идей фактической конституции, особенностей предмета и объектов конституционно-правового регулирования (в единстве свободы, власти, собственности) обосновывается концепция «живого» (судебного) конституционализма. См.: Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.

5 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

6 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Указ. соч.

7 См.: Советское конституционное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979.

8 См.: Саратовская научная школа конституционного права. Вып. 2 / сост. В.Т. Кабышев. М., 2006.

9 См.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. Саратов, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.