СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
В.Т. Кабышев
ФАРБЕР ИСААК ЕФИМОВИЧ — ВИДНЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕНЫЙ, ЮРИСТ И ПЕДАГОГ (17.09.1913-03.07.1987)*
В статье излагаются основные вехи жизненного пути доктора юридических наук, профессора И.Е. Фарбера, дается краткий анализ его творческого наследия в теории государства и права, конституционного (государственного) права.
Ключевые слова: право, правосознание, конституционные отношения, права человека.
V.T. Kabyshev
FARBER ISAAK EFIMOVICH — PROMINENT RUSSIAN SCIENTIST, LAWYER AND TEACHER (17.09.1913-03.07.1987)
The article presents the main milestones of the life path of Doctor of Legal Sciences, Professor Farber Isaac Yefimovich, a brief analysis of his creative heritage in theory of state and law and constitutional (state) law is given.
Key words: law, legal conscience, constitutional relationships, human rights.
17 сентября 2013 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого-правоведа и педагога, доктора юридических наук, профессора Исаака Ефимовича Фарбера, проработавшего 36 лет в Саратовском юридическом институте им. Д.И. Курского (ныне — Саратовская государственная юридическая академия).
Исаак Ефимович Фарбер родился 17 сентября 1913 г. на Украине в семье учителя. Рано лишившись родителей, в 1928 г. начал трудовую деятельность учеником библиотекаря в г. Ростове-на-Дону. С 1930 г. по 1932 г. был на комсомольской работе. С 1933 г. по 1948 г. жизнь И.Е. Фарбера была связана с деятельностью органов прокуратуры: стажер следователя прокуратуры г. Москвы, затем следователь прокуратуры Калининской (ныне — Тверской) области, старший следователь Хабаровской краевой прокуратуры, заместитель прокурора Камчатской области.
С первых дней Великой Отечественной войны И.Е. Фарбер служит в органах военной прокуратуры действующей армии. В 1943 г. был демобилизован по бо-
© Кабышев Владимир Терентьевич, 2013
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).
* В статье использованы материалы из книги «Саратовская научная школа конституционного права» Вып. 2 / сост. В.Т. Кабышев. М., 2006.
лезни и до 1946 г. работал прокурором г. Кимры Калининской области. С 1946 г. по 1948 г. — прокурор Верхне-Баканского района Краснодарского края.
В 1947 г. И.Е. Фарбер с отличием оканчивает ВЮЗИ и в 1948 г. поступает в очную аспирантуру Академии общественных наук при ЦК ВКП (б), которую успешно заканчивает с защитой кандидатской диссертации на тему: «Проблемы применения советского права». Примечательно, что его научными руководителями были такие видные ученые, как доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР М.С. Строгович, специалист в области теории права и уголовного процесса, цивилист, доктор юридических наук, профессор С.Н. Братусь. С августа 1951 г. жизнь Исаака Ефимовича связана с Саратовским юридическим институтом: с 1951 г. по 1961 г. заведует кафедрой теории государства и права, с 1963 г. по 1981 г. возглавляет кафедру государственного права, с 1981 г. до последних дней жизни — профессор кафедры.
И.Е. Фарбер внес большой вклад в развитие правовой мысли 50-60-х гг. ХХ в. Без преувеличения можно сказать, что в науке он сделал столько, сколько не смогли сделать коллективы вузовских кафедр.
После долгих лет работы в органах прокуратуры И.Е. Фарбер буквально «ворвался» в юридическую науку. Сферой его интересов стали общая теория государства и права, теория конституционного (государственного) права, вузовская правовая педагогика. Каждая статья, книга, выступление поражали смелостью идей, новизной подхода к рассматриваемым проблемам юридической науки и практики.
Первые научные интересы И.Е. Фарбера были связаны с реализацией права, § точнее — его применением. Этому посвящена его кандидатская диссертация. ~ В те годы теории применения права по сути не было. В юридической литерату-
сп
^ рев одних случаях правоприменение отождествлялось с реализацией права;
| в других трактовалось как осуществление государственными органами (глав-
| ным образом судом) принудительных правовых мер к лицам, совершившим
| правонарушение.
1 В кандидатской диссертации И.Е. Фарбера содержался принципиально но-
0
| вый взгляд на правореализацию. Во-первых, речь шла о признании различных | форм реализации права. Во-вторых, применение есть факультативная форма >§ осуществления права. Во многих случаях полная реализация правовой нор-| мы невозможна без соответствующей деятельности компетентного субъекта | (например, государства, его органов, должностных лиц). В конечном счете эта | деятельность выражается во властном разрешении юридического дела путем вынесения индивидуально-правового акта, в результате которого конкретные § субъекты правовых отношений становятся носителями вполне определенных § юридических прав, свобод или обязанностей. Происходит персонификация,
1 индивидуализация правовой нормы, носящей, как известно, общий характер. | Эти идеи И.Е. Фарбера были поддержаны участниками проходившей в 1954 г.
на страницах журнала «Советское государство и право» научной дискуссии.
Научная мысль не стоит на месте. В современной литературе многие авторы в применении права склонны видеть не форму, а средство или способ его реализации. Однако при этом важно подчеркнуть, что содержательная сторона данного явления в принципе понимается так, как в свое время предложил И.Е. Фарбер. 12 Ему же принадлежит заслуга в разработке теории актов применения права.
Во второй половине 1950-х гг. внимание Исаака Ефимовича сосредоточивается на методологических проблемах права. В частности, в работе «О сущности права» (1959 г.), научных статьях, опубликованных в центральной печати, он активно отстаивает нормативную трактовку права, полагая, что именно такой подход в наибольшей степени способствует укреплению законности в деятельности правоприменительных органов.
В 1963 г. выходит монография И.Е. Фарбера «Правосознание как форма общественного сознания», которая явилась по существу первой фундаментальной работой, посвященной советскому периоду развития нашего государства. В ней рассмотрены вопросы о сущности правосознания, о взаимоотношении данной формы отражения объективной реальности с общественными отношениями и юридической надстройкой. Впервые была выдвинута идея о сложной структуре правосознания. Несомненной заслугой И.Е. Фарбера явился вывод о том, что правосознание не должно сводиться только к правовой психологии или только к правовой идеологии. Структура правосознания представляет собой неразрывное единство правовой идеологии, правовой психологии, правовых идей и правовых чувств. Такая постановка вопроса была для того времени не только новой, но и достаточно смелой. В отечественной юридической науке категория «правовые чувства» рассматривалась только в качестве важнейшей стержневой идеи буржуазной психологической теории права, а сама правовая психология — только как прислужница буржуазной юридической науки.
Анализируя правосознание как специфическую форму общественного сознания, автор раскрывает ее неразрывную связь с правом, экономическими отношениями, деятельностью государства, политическим сознанием, филосо- ш фией и моралью. И.Е. Фарбер пришел к важному и интересному выводу о том, н что предметом правосознания являются различные общественные отношения С
а
(правовые, политические, моральные и т. д.), причем только с одной стороны, со т
о
стороны поведения их участников. к
о
Развивая идею о динамичности правосознания, ученый делает вывод о том, о что правосознание представляет собой знание правовых норм и явлений, со- | знательное к ним отношение и соответствующее поведение. По сути он вычле- в няет три структурных уровня правосознания, которые в конце 1970 - начале 1
о
1980-х гг. стали называться в юридической науке познавательным, оценочным Ю и поведенческим (регулятивным) уровнями. Современное звучание имеет вывод и
И.Е. Фарбера о том, что правосознание, обладая нормативной и регулирующей с
к
силой, представляет собой знание и оценку правовых явлений с позиции спра- а
ведливости. Л
е
Впервые в советской юридической литературе И.Е. Фарбер рассмотрел во- | прос о функциях правосознания: нормативно-регулирующей, воспитательной, • правотворческой. Несомненной его заслугой является то, что он дал характери- 99 стику многим новым для теории правосознания понятиям (например, «правовые ^ чувства», «эмоции и переживания», «идеи и убеждения», «правовая культура» 33 и «правовое воспитание»).
Именно теории правосознания была посвящена докторская диссертация Исаака Ефимовича.
В конце 1963 г. профессор И.Е. Фарбер возглавил кафедру государственного права. Следует заметить, это было время оживления юридической науки, в т. ч. и науки государственного (конституционного) права. Исаак Ефимович приложил 13
много сил для создания творческого коллектива. Имея удивительное чутье на новые идеи и дар истинного педагога, И.Е. Фарбер обладал притягательной силой: он «заряжал» собеседника своей внутренней энергией, любовью к постижению закономерностей жизни, к праву. Он верил в истинную СУЩНОСТЬ ПРАВА. Вокруг него собирались ученики, ставшие впоследствии видными учеными-конституционалистами. Под его руководством на кафедре были подготовлены 17 кандидатов наук, четверо из которых (Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышев О.О. Миронов, Б.С. Эбзеев) впоследствии защитили докторские диссертации.
Так, Юрий Петрович Еременко (к сожалению, безвременно ушедший) стал начальником Ростовской высшей школы МВД России, генерал-майором милиции; Олег Орестович Миронов был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а впоследствии — Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; Борис Сафарович Эбзеев в 1991 г. был избран на Съезде народных депутатов РСФСР судьей Конституционного Суда РФ, а с 5 августа 2008 г по 25 февраля 2011 г. — являлся Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
Научное направление кафедры — теория конституции — предложенное в середине 1960-х гг. И.Е. Фарбером и после его смерти продолжает определять творческие интересы ее сотрудников. Многие научные идеи, разработанные профессором И.Е. Фарбером, прочно вошли в арсенал отечественного конституционализма. Его научные конструкции — конституционные отношения, прямое действие Конституции, конституционное регулирование, права человека — прочно вошли в конституционное сознание и сегодня мало у кого вызывают а сомнения. Это ли не свидетельство научной смелости, прозорливости ученого?! ? Свежий ветер перемен, подувший во времена «оттепели», не мог не затронуть и а. юридическую науку, вт. ч. и государственное (конституционное) право. | В 1940-1950-е гг. в советских общественных науках господствовал дух
I комментаторства, догматизма. Не обошел он стороной и юридическую науку.
1 Конечно, комментирование — одна из ее функций, но она не может быть глав-| ной, определяющей. В науке государственного (конституционного) права на это § обстоятельство одним из первых обратил внимание И.Е. Фарбер. Познание сущ-| ности явлений, формулировка принципов законодательства и его применения,
2 разработка научных понятий, теоретических конструкций — вот что, по его ° мнению, составляет существо науки конституционного права1.
I Занявшись изучением теоретических проблем, профессор И.Е. Фарбер обра-
о
| тился к выяснению предмета регулирования соответствующей отрасли права.
е Такое обращение не было случайным. Дело в том, что еще с 1959 г. по данному
1 вопросу в науке шла полемика, которая так и не привела ученых к единому
0
° мнению. В ходе дискуссии выявились две противоположные позиции. ¿5 «Широкое» (В.Ф. Коток) и «узкое» (А.И. Лепешкин) толкование предмета
1 регулирования не давало четкого ответа на вопрос: как искать этот «неулови-| мый» для теоретической мысли предмет? Профессор И.Е. Фарбер предложил
принципиально иной подход к его решению: «Не статьи Конституции должны стать меркой общественных отношений, а сами общественные отношения, их объективное содержание — меркой для конституционного учреждения юридических норм»2.
Исходя из этого методологического постулата и была предложена конструкция 14 конституционных отношений как фактических отношений между классами,
нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности. Они, по мнению ученого, и составляют предмет конституционного регулирования3.
И.Е. Фарбер внес свою лепту и в разработку проблемы реализации норм конституционного права. Он активно защищал и доказывал социальную необходимость и значимость прямого действия конституционных норм, особенно в деятельности судебных органов. Нынешняя практика судебных органов, Конституционного Суда России широко использует эту аксиому мирового конституционализма.
В 1960-х гг. наблюдается оживленный интерес конституционалистов к исследованию проблем власти и суверенитета. Пытливая мысль ученого не могла пройти мимо этих важнейших вопросов науки. Им были сделаны интересные выводы о социологическом понятии власти, конституционном механизме народовластия, конституционном обеспечении суверенитета в Советском государстве. Понятие власти как функции руководства обществом, предложенное И.Е. Фарбером, впоследствии было поддержано и развито рядом ученых. Суждения о «первичной» и «вторичной» власти класса, народа, об основных свойствах государственной власти стимулировали многих исследователей к научному поиску. Эти и другие интересные теоретические новеллы были разработаны И.Е. Фарбером совместно с В.А. Ржевским в монографии «Вопросы теории советского конституционного права», которая вызвала большой резонанс в науке. В тот период плеяда государствоведов-фундаменталистов не воспринимала и не желала принимать как новое наименование отрасли права, науки и учебного курса — конституционное право, так и ряд теоретических новелл, предлагаемых И.Е. Фарбером. в Прошло много лет, и жизнь подтвердила правоту его идей. н
Однако нам, ученикам профессора И.Е. Фарбера , бывшим тогда свидетелями С
а
острых споров по дискуссионным проблемам науки, памятны та атмосфера и т
ов
скептицизм тех, кто не желал видеть научную смелость, логичность и убеди- к
й
тельность ярких выступлений Исаака Ефимовича. А, может быть, все обстояло о проще: они просто не сумели преодолеть догматизм господствовавшей тогда | правовой мысли. в
И.Е. Фарберу была присуща глубокая преданность юридической науке. Она 1
о
выражалась в том, что подлинная наука составляла смысл, суть его научно- ю педагогической деятельности. Исаак Ефимович был острым полемистом, но всег- и
да уважительно относился к своим оппонентам. Он искренне радовался каждой с
к
научной удаче своих учеников и коллег и в то же время не терпел халтурщиков, а
бездарей-пустышек от науки, приспособленцев. Впрочем, за это «серость науки» Л
е
не терпела его и часто ему мстила. Видимо, таков удел истинного ученого. |
Значительное место среди научных интересов И.Е. Фарбера занимала про- • блема прав человека. Сам термин «права человека» существовал в науке более 99 200 лет, был известен нормам международного права, но в текстах советских конституций не употреблялся. Обычно в него вкладывалось лишь социальное 13 содержание. В 1967 г. И.Е. Фарбер предложил критерии разграничения понятий «права человека», «права гражданина» и «права лица».
Отвечая на вопрос о юридической природе конституционных прав, объясняя механизм превращения социальных возможностей человека в конституционные субъективные права (а общая теория права долгие годы отрицала наличие качества субъективности у конституционных прав), Исаак Ефимович раскрыл 15
социальную значимость категории «права человека» для механизма конституционного обеспечения прав гражданина и прав лица в обществе, раскрыл их природу как социальных благ. Ему же принадлежит мысль о том, что с учетом практической потребности реализации конституции основные права и обязанности гражданина имеют три главные юридические особенности: во-первых, это подлинно субъективные права; во-вторых, по своему содержанию они состоят из более конкретных правомочий; в-третьих, граждане обладают конституционной правоспособностью4.
Особое внимание И.Е. Фарбер уделил группе личных прав человека, реализуемых в сфере личной свободы. Личные конституционные права, полагал он, есть абсолютные субъективные права, их невозможно отнять у личности, да и сама личность не может отказаться от этих прав, передать их кому-либо. Иными словами, личные конституционные права неотторжимы, неотчуждаемы5.
В действующей Конституции России уделяется значительное внимание как правам человека, так и личным конституционным правам. Человек, его права и свободы, честь и достоинство признаются незыблемой основой конституционного строя России. Этот конституционный принцип становится доминантой российского правового сознания, российской конституционной мысли, с трудом, но все-таки начинает воплощаться в жизнь. У истоков становления и развития этих конституционных идеалов демократии, справедливости стоял И.Е. Фарбер.
Уместно, на наш взгляд, привести несколько строк из статьи судьи Конституционного Суда РФ доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, заслуженного деятеля науки РФ Н.С. Бондаря: «Если бы И.Е. Фара бер не опубликовал ничего другого, кроме совместной с В.А. Ржевским работы ? («Вопросы теории советского конституционного права»), и тогда он вошел бы К в историю отечественной конституционно-правовой науки...Многогранность | научного таланта И.Е. Фарбера простиралась в различных сферах и направ-I лениях юриспруденции. Все работы И.Е. Фарбера в области конституционного
1 права — результат нового научно-методологического подхода к исследованию | как самой конституции в единстве ее фактических и формально-юридических § характеристик, так и к исследованию конституционных проблем власти, су-| веренитета, свободы личности в обществе.в буквальном материализованном
2 выражении представляют собой научно-теоретические истоки нового для того ° времени конституционного мировоззрения»6.
« В рецензии на книгу: «Личность и власть (Конституционные вопросы)» (отв.
| ред. Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышев. Ростов-н/Д, 1995) профессор Ф.М. Рудинский е писал: «Эта книга — сборник статей научных работников и преподавателей 1 вузов Москвы, Саратова, Волгограда и Минска, посвященный памяти видного
0
° отечественного ученого-правоведа и педагога, профессора И.Е. Фарбера, со дня ¿5 смерти которого прошло уже почти 10 лет. Авторы книги — ученики и коллеги
1 ученого. Многие из них приобрели достаточную известность в науке и давно I сложились как творческие личности, однако проблемы, которые в 60-80-е гг.
разрабатывал в своих трудах И.Е. Фарбер, актуальны и сегодня. Достаточно назвать такие темы, как вопросы правоприменения и правосознания, теория конституционализма, права человека, проблемы педагогики в юридическом вузе. Ученики называли его генератором идей. И это правда. Автору этой рецензии не раз приходилось встречаться с Исааком Ефимовичем Фарбером. Это 16 был крупный ученый, широко эрудированный человек. Все его творчество про-
низано идеями гуманизма, уважением к достоинству личности. Помню, как в 1977 г., когда проходила большая научная конференция, посвященная принятию новой Конституции СССР, он мне сказал: "Обратите внимание на преамбулу Конституции. Она начинается с провозглашения идеи власти. А надо бы начать с человека..."»7. Это говорилось в условиях общественной эйфории, связанной с надеждами, которые возлагались на новую Конституцию. И.Е. Фарбер более взвешенно и объективно оценивал этот документ.
Исааку Ефимовичу принадлежит приоритет в выдвижении гипотезы о необходимости выделения в конституционном (государственном) праве общей и особенной частей. Такое деление ранее не было известно учебной литературе по государственному праву. Все согласны с тем, что конституционное право — ведущая отрасль права, а в науке о ней до сих пор нет общей части. Между тем конституционная практика последних лет (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) свидетельствует о росте массива конституционных норм. Они регулируют разные по степени обобщенности конституционные отношения. Думается, давно назрела потребность решения вопроса о выделении в конституционном праве общей и особенной части.
Круг научных интересов И.Е. Фарбера не ограничивался вопросами юридической науки. Как педагога его постоянно интересовали проблемы юридического образования. Опираясь на достижения педагогической науки, собственный многолетний опыт, И.Е. Фарбер написал солидную монографию «Очерки вузовской педагогики» (Саратов, 1984), поучительную не только для молодых, но и для опытных преподавателей юридических вузов.
В современном мире, когда происходит бурное наращивание знаний, важную ш роль играет педагогика. Чему и как учить подрастающее поколение — этот во- н
прос постоянно встает перед каждым поколением педагогов высшей и средней С
а
школы. Что такое педагогика? Что является ее предметом? — эти непростые о
вопросы решались неоднозначно. И.Е. Фарбером было предложено определение к
ой
вузовской педагогики как науки, изучающей общественные отношения в области о воспитания, образования и обучения в высшей школе. И сегодня с интересом | читаются страницы монографии, посвященные дидактике учебного процесса, в
методам обучения и методике преподавания в юридическом вузе, особенностям нн
о
чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий. ю
На современном этапе развития общества особое значение приобретает про- и
фессия юриста. И сейчас актуальны слова Исаака Ефимовича о модели юриста. с
к
Его непременная черта — уважение к правам человека, его свободе, чести и а
достоинству. Для юриста главным «орудием производства» является закон. |
В качестве главных автор определял следующие задачи юриста, где бы он ни |
работал: знать и уважать закон, уметь правильно его толковать и применять. •
Отсюда еще одно необходимое качество юриста — законопослушание, чувство 99
законности и ответственности. К идеям Исаака Ефимовича Фарбера, которым ^
он был верен всю сознательную жизнь, трудно что-либо добавить. 13
Глубокие знания, широта кругозора давали возможность И.Е. Фарберу успешно выступать на всесоюзных и международных научных форумах, публиковать статьи и рецензии по теории государства и права, по советскому государственному праву. Им написано свыше 110 работ, среди которых особо следует выделить монографии: «О сущности права» (1959), «Правосознание как
форма общественного сознания» (1963), «Свобода и права человека в Советском 17
государстве» (1974), разделы в книгах — «Вопросы теории советского конституционного права» (1967), «Советское государственное право» (1979).
Нам — питомцам «гнезда Исаака» (так мы его называли в своем аспирантском кругу) — исключительно повезло. Это настоящее счастье, что на нашем пути встретился такой щедрой души, удивительного обаяния, искрометного ума человек, давший нам путевку в жизнь.
Прошло около трех десятилетий с тех пор, как ушел из жизни этот чрезвычайно талантливый человек, но мне, проработавшему с ним более 20 лет, включая и годы учебы в очной аспирантуре, так его не хватает. Каждый раз, заходя в кабинет заведующего кафедрой (уже 32 года являюсь заведующим кафедрой конституционного и международного права СГЮА), смотрю на портрет Исаака Ефимовича, мысленно возвращаюсь к беседам с ним и по вопросам науки, конституционной практики, и по проблемам преподавания конституционного права, и так не достает его мудрых советов.
Профессор И.Е. Фарбер был и остается Учителем, Ученым, Гражданином, Патриотом.
Вспоминая профессора И.Е. Фарбера, следует отметить, что это была колоритная, яркая натура во всех отношениях. Высокий, статный, красивый, в очках с внимательным, пытливым, умным взглядом, Исаак Ефимович буквально приковывал к себе любую аудиторию: студенческую, педагогов, работников государственного аппарата. Каждое его выступление было как мощная зазубрина на огромной горе. В его взгляде сквозила живая мысль.
Думал ли Исаак Ефимович, что наступят перемены в нашей жизни? Да! Меча тал! Но он, бывший беспризорник, постоянно учившийся жизни, 15 лет прора-? ботавший в органах советской прокуратуры, отчетливо понимал, в какую эпоху К он жил. Он был дитя своего времени — ХХ в., века трагического, героического, | противоречивого.
I Он понимал, что такое свобода и права человека.
1 Мы, его ученики, безмерно благодарны Исааку Ефимовичу за те уроки, со-| веты, мысли, которые он нам подарил, за то, что воспитал в нас преданность § науке Права, уважение к студенту и творчеству.
| С особым трепетом и волнением открываю его монографию «Свобода и права
2 человека в Советском государстве» и читаю его дарственную надпись.
0
1
« Дорогому Владимиру Терентьевичу Кабышеву —
| ученик должен сделать больше, чем его учитель
е И. Фарбер
1 25.Х.74
о ш
0 го
¿5 Видимо, не случайно я не уехал из Саратова и продолжаю трудиться на кафе-
1 дре, которую возглавлял профессор И.Е. Фарбер. Справедливости ради следует I заметить, что мне неоднократно делались предложения работать в юридических
вузах других городов, в т. ч. и в родных краях — г. Краснодаре, но я каждый раз возвращался к мысли: именно в альма-матер СЮИ я встретил своего Учителя, оказавшего на меня огромное влияние.
Заканчивая это краткое эссе о профессоре И.Е. Фарбере, хочу отметить: без прошлого нет будущего. Критически оценивая далекое и недалекое прошлое
18
нашей Родины, юридическая наука берет все то ценное, что ею было выработано
ранее, но, к сожалению, не нашло своего воплощения в настоящее время. Сегодня очень важно осмыслить правовые идеи видных российских юристов прошлого, одним из которых был профессор И.Е. Фарбер.
1 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 6.
2 Там же. С. 15-16.
3 См.: Там же. С. 5.
4 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 159.
5 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.
6 Бондарь Н.С. Научно-теоретические истоки конституционного мировоззрения (в контексте творческого наследия профессора И.Е. Фарбера) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2008. Вып. 9. С. 47-48.
7 Государство и право. 1996. № 9. С. 136-138.
Н.И. Матузов
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Статья посвящена памяти видного отечественного ученого-правоведа И.Е. Фарбера, проработавшего много лет в Саратовской государственной юридической академии. В ней рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой правового идеализма как явления, противоположного правовому нигилизму — сущность, основные черты, особенности, причины, деструктивная роль в развитии общества, его политико-правовой системы, законотворчества, юридической действительности в целом.
Ключевые слова: право, правовой идеализм, правовой нигилизм, менталитет, законотворчество, правосознание, политико-правовая культура, традиции, реформы.
N.I. Matuzov
LEGAL IDEALISM AS A SPECIFIC FORM
OF THE DEFORMATION SOCIAL CONSCIOUSNESS
This article discusses issues related to the characteristic problems of legal idealism as a phenomenon, the opposite legal nihilism — the essence, the main features, characteristics, causes, destructive role in the development of society and its political and legal system, law, the validity of the whole. The article is dedicated to the memory of a prominent Russian scientist and lawyer I.E. Farber, who worked for many years in the Saratov State Academy of Law.
Keywords: law, legal idealism, legal nihilism, mentality, law, legal awareness, political and legal culture, tradition, reform.
Исаак Ефимович Фарбер был разносторонним ученым, но наибольший вклад он внес в развитие теории права, правосознания и прав человека. В 1959 г. была опубликована его работа «О сущности права», в которой он в острополемической форме (в литературе как раз шла жаркая дискуссия по данному вопросу) твердо отстаивал нормативное понимание феномена права, доказывая, что только при этом условии можно обеспечить эффективное правовое регулирование общественной жизни и должный правопорядок в стране. Докторскую диссертацию он защитил по проблеме правосознания, на основе которой выпустил монографию1.
© Матузов Николай Игнатьевич, 2013
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: alnikol@yandex.ru 19