Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы реализации Конституции Российской Федерации'

Социально-психологические факторы реализации Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1205
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ / ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTION / THE FACTORS OF THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL NORMS / CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE / CONSTITUTIONAL CULTURE / CONSTITUTIONAL LITERACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лучин Виктор Осипович, Пряхина Татьяна Михайловна

В статье анализируются социально-психологические факторы реализации Конституции РФ как гаранта обеспечения реальности норм Основного Закона страны, построения в России правового конституционного государства. Дается оценка вкладу профессора И.Е. Фарбера в развитие конституционной теории, особенно развитие им концепции правосознания, формирования конституционной культуры, юридического мышления, обоснования им непосредственного действия конституционных норм, определения предмета конституционного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychosocial Factors of Implementation of the Constitution of the Russian Federation

This article analyzes the social and psychological factors of implementation of the Constitution as an important factor in ensuring the reality of the rules of the Basic Law, the legal construction in Russia of a constitutional state. The article highlights the contribution of Professor I.E. Farber in the development of constitutional theory, particularly the development of the concept of justice, the formation of the constitutional culture, legal thinking, justification of their direct application of constitutional norms, definitions of the subject of constitutional regulation.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы реализации Конституции Российской Федерации»

развитии, обеспечивает связь поколений, формирует прогрессивные традиции. Согласимся с В.Т. Кабышевым в том, что «в обозримом будущем нечто лучшее, чем Конституция РФ, не предвидится»17. Изучить конституционное наследие страны позволяет знание ее конституционных ценностей. Через их совершенствование возможно приумножение потенциала Конституции России.

1 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 71.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г., Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 октября 2010 г. «Константин Маркин против России».

3 См.: Ливеровский А.А. Перспективы претворения шариата и адата в современной России. Махачкала, 2012. С. 9.

4 См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 544.

5 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С. 3.

6 Витрук Н.В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека (Санкт-Петербург, 13-14 ноября 2008 г.) / отв. ред. В.Д. Зорькин. М., 2009. С. 270.

7 См.: Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 2.

8 Румянцев О.Г. Новая Конституция для России: наши подходы // Из истории создания Конституции Российской ФЯедерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993): в 6 т. Т. 1: 1990 / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2007. С. 840.

9 См.: Бондарь Н.С. Конституционное право как фундаментальная ценность демократического правового государства (по мотивам научного наследия академика О.Е. Кутафина) // LEX RUSSIA. Научные труды МГЮА. Т. LXIX. 2010. № 2. С. 271.

10 См.: САПП РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

11 См.: Брежнев О.В. Права коренных малочисленных народов как конституционная ценность (рецензия на книгу: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010) // Право и политика. 2010. № 7. С. 1383-1385.

12 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011. С. 163.

13 См.: Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

14 См.: Юсубов Э.С. Российский федерализм как конституционно-правовая ценность // Российское правосудие. 2009. № 8. С. 10-16.

15 См.: Речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности» 28 сентября 2012 г. // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 15.04.2013).

16 См.: Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006. С. 122-302.

17 Кабышев В.Т. Россия — суверенное демократическое государство (к 20-летию Декларации о государственном суверенитете РСФСР) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 13.

В.О. Лучин, Т.М. Пряхина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются социально-психологические факторы реализации Конституции РФ как гаранта обеспечения реальности норм Основного Закона страны, построения в России правового конституционного государства. Дается оценка вкладу профессора И.Е. Фарбера в развитие конституционной теории, особенно развитие им концепции право-

© Лучин Виктор Осипович, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ (в отставке).

© Пряхина Татьяна Михайловна, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического 132 факультета (Московский городской педагогический университет).

сознания, формирования конституционной культуры, юридического мышления, обоснования им непосредственного действия конституционных норм, определения предмета конституционного регулирования.

Ключевые слова: реализация Конституции РФ, факторы реализации конституционных норм, конституционное правосознание, конституционная культура, конституционная грамотность населения.

V.O. Luchin, T.M. Pryakhina

SOCIAL AND PSYCHOSOCIAL FACTORS OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the social and psychological factors of implementation of the Constitution as an important factor in ensuring the reality of the rules of the Basic Law, the legal construction in Russia of a constitutional state. The article highlights the contribution of Professor I.E. Farber in the development of constitutional theory, particularly the development of the concept of justice, the formation of the constitutional culture, legal thinking, justification of their direct application of constitutional norms, definitions of the subject of constitutional regulation.

Keywords: implementation of the Constitution, the factors of the implementation of constitutional norms, constitutional sense of justice, constitutional culture, constitutional literacy.

Приближающееся 20-летие Конституции РФ — серьезный повод подвести некоторые итоги, осмыслить конституционную практику, обсудить пути повышения ее эффективности. Конституция сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Однако конституционной практике по ряду позиций пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона. Конституция оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Недостаточно иметь хорошую Конституцию, необходимо создать условия и механизмы, чтобы она была реальным и действенным фактором общественного развития. Важным резервом, обеспечивающим надлежащую реализацию конституционных принципов и норм, являются социально-психологические факторы реализации Основного Закона страны.

Воздействие права связано с «включением» норм поведения в сознание людей, поскольку право всегда обращено к сознательно-волевой деятельности индивидов. Конституционное правосознание выступает как специфическое проявление общественного и, в частности, правового сознания; как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Оно включает знание конституционных норм; отношение к конституционным нормам — признание объективной необходимости Конституции и ее приоритета в правовой системе страны либо отрицание этого; поведенческую позицию (осуществление, игнорирование, нарушение). Конституционное правосознание составляет часть политической и правовой культуры.

В юридической литературе обращается внимание на то, что конституционное правосознание — это особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальных групп, общества в целом о Конституции, ее роли в жизни общества и государства. Конституционное правосознание формируется на стыке правового и политического сознания, соединяет их основные компоненты — идеи о власти, властеотношениях в единое

целое. Именно в конституционном правосознании находятся ключевые идеи гражданского общества, суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина, федерализма, правового, демократического и социального государства.

Весомый вклад в развитие концепции правосознания внес выдающийся ученый-государствовед И.Е. Фарбер. Взгляды Исаака Ефимовича на сущность и структуру правосознания, его неразрывную связь с правом, экономическими отношениями, политическим сознанием, философией, моралью, динамические характеристики как специфической формы общественного сознания были представлены им в фундаментальной монографии «Правосознание как форма общественного сознания»1, вызвавшей большей резонанс в научных кругах. В том же году И.Е. Фарбером была защищена докторская диссертация на тему «Правосознание как форма общественного сознания». Говоря об идеях И.Е. Фарбера, часто приходится использовать термин «впервые». И это поистине так. Новаторский дух, научная смелость, прозорливость, глубина творческой мысли сделали его первопроходцем отечественной государственно-правовой науки. Ю.П. Еременко и В.Т. Кабышев, оценивая по достоинству данную работу, отмечают, что в ней впервые был рассмотрен вопрос о сложной структуре правосознания. Несомненной заслугой И.Е. Фарбера стал вывод о том, что структура правосознания представляет собой неразрывное единство правовой идеологии, правовой психологии, правовых идей и правовых чувств. Такая постановка вопроса была для своего времени не только новой, но и достаточно смелой, подчеркивают авторы. Впервые в советской юридической литературе рассматривался вопрос о функциях правосознания: нормативно-регулирующей, воспитательной, правотворческой. а Впервые в юридической науке И.Е. Фарбер охарактеризовал такие новые для ? теории правосознания понятия, как «правовые чувства», «эмоции» и «пережи-8 вания», «идеи» и «убеждения», «правовая культура» и «правовое воспитание»2. | Субъективные факторы образуют механизм трансформации конституцион-

1 ных предписаний в убеждения и образ действий тех, кто на их основе создает | нормы права, использует их, руководствуется ими в практической деятельности.

го

J В механизме действия Конституции активную роль играют стереотипы поведе-

§ ния, установки, мотивы, цели, интересы и другие социально-психологические

| факторы, т. е. те социальные качества людей, которые обеспечивают перевод

2 конституционных предписаний в общественную практику и предопределяют ° ее социальную эффективность.

« Субъективные факторы оказывают влияние на процесс реализации Консти-

| туции главным образом через интересы и потребности его участников, получив-

е шие соответствующее психологическое опосредование. Психологический аспект

1 нормативного поведения служит соединительным звеном между предписанием

0

° закона и реальным поступком. Убежденность граждан, должностных лиц в це-

(Го

§ лесообразности и результативности предписаний Конституции — важнейшее

1 условие их реализации. Отсутствие мотивационного компонента в механизме | действия отдельных конституционных норм практически блокирует их реализацию, поскольку такие нормы не воспринимаются как всеобщие и обязательные, не перерастают во внутренне осознанный правовой долг участников конституционных правоотношений.

Позитивное отношение формируется в единстве с ценностным отношением к Конституции, которое приобретает регулятивное значение в силу того, что

134

оценка перерастает в принципы, правила поведения людей. Ценностная сторона

правосознания, таким образом, выступает как своеобразный целеполагающий ориентир правомерной деятельности. Осознание социальной ценности Конституции, принятие личностью конституционных предписаний в качестве норм собственного поведения — один из основных мотивов соблюдения ее норм, существенный стимул и резерв совершенствования механизма ее реализации, укрепления законности и правопорядка.

Индивидуальное правосознание как система социально-правовых установок конкретной личности включает правовые знания, эмоции, мотивы. Правомерное поведение в зависимости от доминирующих мотивов различается как социально активное, привычное, конформистское, маргинальное. Максимальную реализуемость конституционных норм обеспечивает социально-активное поведение участников конституционных отношений, связанное с осознанием и использованием Конституции как важнейшего инструмента социального управления, средства достижения общезначимых целей и гарантирования основных прав, свобод человека и гражданина.

Правовая культура личности вбирает в себя, помимо правосознания, также сложившиеся стереотипы поведения, социальные и другие компоненты правового значения. Нижний уровень правовой культуры образуется в результате усвоения личностью конвенциональных норм и принципов поведения, что позволяет ей органично включиться в данную систему социальных связей. В процессе социализации личность усваивает необходимый минимум правовых принципов, соблюдение которых обеспечивает ей бесконфликтное существование и удовлетворение элементарных социальных потребностей. В пределах этого уровня личность может достичь высокой степени информированности ш о государственно-правовых институтах, но необходимости в широком знании н права на этом уровне правовой культуры еще не существует. С

а

Верхний уровень правовой культуры личности возникает на определенной т

о

стадии развития общественных отношений, когда социальное управление обще- к

о

ством предполагает принятие гражданином самостоятельных решений правового о' значения на основе знания права, сочетания общественных и личных интересов | граждан, а также осознания внутренней потребности в правомерном поведении в

как единственном и безальтернативном. Со временем, отмечал Ф. Энгельс, когда 1

й

люди овладевают знанием объективных законов общественного развития, их ю идеи (включая политические и правовые представления), основанные на таком и

знании, станут орудием целенаправленного изменения социальной действитель- с

к

ности, будут усиленно использоваться для изменения условий собственного суще- а

ствования3. Раскрытию и формулированию объективных законов общественного Л

развития способствовали научные изыскания профессора И.Е. Фарбера, труды |

которого вошли в золотой фонд отечественной юридической науки. Научные •

идеи, взгляды, концепции Исаака Ефимовича проверены временем и получили 99

подтверждение своей истинности в практике государственного и общественного ^

развития страны. 13

Уровень знания конституционных норм и принципов в целом выше знания других норм права. Однако это не дает оснований для самоуспокоения. Полагаем, необходимо поставить вопрос о формировании конституционного стиля мышления, развития юридического мировоззрения. Юридическое мышление — это мышление доказательственное. Как справедливо отмечал И.Е. Фарбер, каждое

утверждение или отрицание юриста должно опираться на факты, на закон, а не 135

на эмоции4. Знание Конституции РФ является базовым в перечне квалификационных требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственными служащими ряда органов государственной власти и управления5. Однако мало знать Конституцию, необходимо понимать ее, знать критерии конституционности, практику реализации конституционных норм. Профессионал не должен апеллировать к собственному мнению о конституции, он должен принимать решения, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Опыт показывает: необходимы серьезные коррективы в правовом обучении специалистов, их подготовке к использованию новых правовых средств, открывающихся в связи с созданием и функционированием конституционного правосудия в России.

Положение с конституционным всеобучем требует более пристального внимания и энергичных действий как со стороны государственных структур, так и со стороны юридического сообщества. Развитие системы правового воспитания, в т. ч. укрепление системы юридического образования и юридической науки — составная часть государственной политики, оцениваемая в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Среди проблем юридического образования преподавание конституционного права требует особого внимания. Очевидна значимость конституционной культуры для юристов любой специальности, особенно работающих в государственном аппарате, выполняющих представительные функции в органах государственной власти. Полагаем, самым главным в данном направлении является осознание того, что данные лица не должны отождествлять себя с государством, они призваны оказывать публичные услуги, руководствуясь в своей деятельности публичным интересом, § избегая ситуаций, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять ~ на объективное исполнение должностных (публичных) обязанностей.

а т-> -

* В связи с вышесказанным представляется актуальной и социально значимой

? инициатива Ассоциации юристов России объявить 2013 г. Годом российской 1 Конституции, провести Всероссийский урок Конституции в День знаний 1 сен-| тября, образовать Национальный центр конституционного законодательства и | публичного права, создать интернет-ресурс «Электронный музей истории Кон-й ституции Российской Федерации». Ввести в традицию обязательное вручение 5 текста Конституции всем гражданам, достигшим избирательного возраста, а ® также всем лицам, впервые получающим паспорт гражданина России6. § Повышение правовой, и в частности конституционной грамотности, как граж-

£ дан, так и должностных лиц, особенно значимо в связи с признанием и юридиче-| ским закреплением прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ ё 1993 г.). И.Е. Фарбер был активным сторонником признания конституционных § норм непосредственно действующим правом. Видный ученый на много десятиле-? тий опередил конституционную практику по данному вопросу, что лишний раз и доказывает его прозорливость. Прямое действие Конституции означает отсутствие 1 посредника между нормой Основного Закона и субъектом, который должен данную I норму применять либо воспользоваться закрепленным в ней правом. Теоретически абсолютизация непосредственного действия Конституции объясняется признанием юридически обязательного характера за всеми положениями Основного Закона. На практике сфера прямого действия конституционных норм будет сужаться, ограничиваясь конституционными отношениями7.

Российское общество демонстрирует множественность нравственных стан-136 дартов. Подобная коллизия характеризует одно из важнейших проявлений

морального кризиса в российском обществе, когда такие внутренне актуальные моральные качества, как честность, порядочность и законопослушание, не востребованы в реальной жизни и поведение в рамках закона не является единственно одобряемым. Однако данные социологических исследований свидетельствуют о ситуативности и во многом вынужденном характере терпимости россиян к существующему плюрализму нравственных стандартов, выявляют их подспудное желание к восстановлению моральных устоев общества. Терпимость к нарушению закона и моральных норм сочетается в их сознании со стремлением обрести сильное государство, способное «навести порядок».

Одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей — свобода. Однако она не абсолютна. Свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Осудив практику тоталитаризма, мы с горечью убедились в том, что под видом демократии можно, оказывается, распоряжаться судьбами людей, обеспечить себе власть, уйти от ответственности. А это не что иное, как своеволие. Своевольный индивид отказывается признать право, если оно не выражает его вожделений. Он отвергает все, что не соответствует его собственным жизненным установкам. Иначе говоря, любой (государственный, корпоративный, личностный) деспотизм вырастает как логическое продолжение безбрежной свободы. Свобода — нравственный императив. Она предлагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой других. Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться в зоне дефицита свободы. Понимать необходимость самоограничения правом, связанность конституционными рамками коллективной и личной свободы и следовать данному императиву — ш веление времени, жизненная необходимость, создающая реальные предпосылки н построения в Россия правового конституционного государства. 28 апреля 2011 г. С

а

были приняты Основы государственной политики Российской Федерации в сфере т

о

развития правовой грамотности и правосознания граждан8, в которых подчерки- к

о

вается, что они направлены на формирование высокого уровня правовой культу- о' ры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, | добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального В

поведения, преодоление правового нигилизма в обществе, препятствующего раз- нн

о

витию России как современного цивилизованного государства (п. 4). Ю

Российское государство и общество пытаются бороться с правовым и, в част- и ности, конституционным нигилизмом, тормозящим формирование высокого с

к

правосознания граждан. Даже при обилии законов их нормы еще не стали в а полной мере ценностным элементом, основанием поведения. С одной стороны — Л признание полезности, высокого назначения закона в обеспечении порядка, | охраны прав, интересов и безопасности граждан; с другой — девальвация за- • кона, непризнание права и законности в качестве высшей ценности. Подобной 99 двойственности в немалой степени способствует смешение частных и публичных ^ начал в области государственно-правового регулирования. И.Е. Фарбер справед- к ливо акцентировал внимание на том, что теоретически несостоятельно и практически вредно смешение общественных и личных отношений. Для правового регулирования важны деятельность и поведение индивидов и организации, но не в их личностной, психологической характеристике, а как участников общественных отношений, социальная значимость этого поведения. Само понятие «общественные отношения» имеет два аспекта: а) исходная устойчивая связь 137

больших групп людей, классов, наций, социальных групп; б) развитие этой взаимосвязи в ходе практической деятельности. Практическая деятельность людей в ее волевой форме и регулируется правом. Поэтому общественные отношения как предмет правового регулирования — это не целиком все стороны экономических, политических, семейных и других отношений, ибо право — это не зеркальное отражение общественных отношений, констатировал И.Е. Фарбера9. В ходе строительства правового государства в России произошла явная переоценка регулирующей роли закона. Право не может и не должно охватывать все стороны общественной и личной жизни, повторим мы вслед за И.Е. Фарбером, оно имеет свой предмет регулирования. Право как лекарство исцелит общество от социальных недугов только тогда, когда будет соблюдаться, образно говоря, дозировка. Право — один из самых мощных и эффективных регуляторов общественных отношений, который, однако, чтобы быть эффективным, должен обеспечиваться экономическими, политическими, социально-классовыми, идеологическими, социально-психологическими факторами его реализации.

Подводя итог, мы не можем еще раз не обратиться к теоретическому наследию великого ученого, с высоты научной мысли видевшего всю глубину и сложность проблем реализации Конституции. И.Е. Фарбер писал: «Разработка, принятие и реализация юридической конституции, зависят не только от реальных политических отношений, но и от культуры, нравственного сознания, состояния науки конституционного права, прочности режима законности и других обстоятельств... Так что отражение конституции в юридических актах не гладкий, зеркальный и простой процесс, а сложный и противоречивый»10.

Несмотря на всю сложность и драматичность конституционного развития России, мы не теряем исторического оптимизма и верим, что в российском обществе есть силы, способные обеспечить процветание страны, которая может и должна жить по Конституции, выражающей подлинную волю и интересы народа. Признание Конституции общезначимой ценностью, утверждение ее авторитета и верховенства в общественном сознании и общественной практике — веление времени, важное условие формирования демократического социального правового государства, в котором права и свободы человека и гражданина будут надежно защищены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

2 См.: Еременко Ю.П., Кабышев В.Т. Фарбер Исаак Ефимович — видный ученый и педагог // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995. С. 7-8.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 639.

4 См.: Фарбер И.Е. Конституционные основы модели юриста // Проблемы конституционного права: межвузовский научный сборник. Саратов, 1979. Вып. 3. С. 8.

5 См., например: Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации: утверждены Приказом Министерства юстиции РФ от 30 марта 2012 г. № 42 // Российская газета. 2012. 20 апр.; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства здравоохранения Российской Федерации: утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2012 г. № 156н // Российская газета. 2012. 21 дек.; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными и государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы: утверждены Приказом Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 16 июля 2012 г. № ММВ-7-4/500@ // Российская газета. 2012. 28 сент.; Квалификационные требования к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: утверждены Приказом Министерства внутренних дел РФ от 18 мая 2012 г. № 521 // Российская газета. 2012. 18 июля и др.

6 См.: Степашин С. Берем в расчет // Российская газета. 2013. 11 янв.

7 См.: ФарберИ.Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1 (2). Саратов, 1974. С. 10.

8 См.: Российская газета. 2011. 14 июля.

9 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 30.

10 Фарбер И.Е. Конституционное регулирование собственности в советском обществе // Проблемы конституционного права / отв. ред. И.Е. Фарбер. Саратов, 1969. С. 7; Советское государственное право / под ред. И.Е.Фарбера. Саратов, 1979. С. 70.

В.И. Гавриленко

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье исследуются закономерности взаимодействия институтов гражданского общества и государства, являющихся определяющими для обеспечения свободы личности, реальности прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой гарантированности его достойного существования.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, права человека.

V.I. Gavrilenko

TO A QUESTION OF CONCEPT AND ESSENCE

OF CIVIL SOCIETY: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

The article is devoted to the study of patterns of interaction institutes of civil society and the state institutes which are crucial for the freedom of the individual, the reality and the rights and freedoms of man and citizen, social and legal guarantee its dignity.

Keywords: civil society, constitutional state, human rights.

Гражданское общество как феномен современной цивилизации изучается многими науками: философией, политологией, социологией, юридической наукой и др. Каждая из перечисленных наук рассматривает гражданское общество под своим углом зрения, непосредственно определяемым ее предметом.

Специфический конституционно-правовой аспект изучения гражданского общества — установление закономерностей взаимодействия власти и общества, институтов гражданского общества и государства, являющихся определяющими для обеспечения свободы личности, реальности прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой гарантированности его достойного существования. По И. Канту, гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства1. Традиционно считается, что гражданским обществом может быть только такое общество, в котором признается и обеспечивается высшая ценность человека, его право на достойную жизнь и безопасность. В гражданском обществе нет места насилию и нарушениям прав человека, уважаются закон, обеспечивается социальная справедливость. Следует согласиться с выводом о том, что гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, общественное устройство, при котором человеку

© Гавриленко Валентина Ивановна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: valentinagavrilenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.