Научная статья на тему 'У истоков бюргерской культуры: моралистические еженедельники И. К. Готшеда'

У истоков бюргерской культуры: моралистические еженедельники И. К. Готшеда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСВЕЩЕНИЕ / ПУБЛИЦИСТИКА / МОРАЛИСТИЧЕСКИЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКИ / MORALISTIC WEEKLIES / ГОТШЕД / БЮРГЕРСКАЯ КУЛЬТУРА / BURGHER CULTURE / ENLIGHTENMENT / GOTTSCHED JOURNALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Ольга Юрьевна, Cкворцова Мария Львовна, Харитонова Светлана Викторовна

Просвещение совпало со становлением и расцветом периодической печати. Самым эффективным каналом для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию стали журналы. Одним из наиболее успешных издателей моралистических еженедельников в Германии был И. К. Готшед. Основанные им еженедельные журналы очертили круг проблем, волновавших современников, способствовали консолидации культурных сил и формированию зарождающейся бюргерской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articles deals with theAge of Enlightenment coincided with the formation and flourishing of the periodical press. Magazines became the most effective channel for dissemination of enlightenment ideas to a broad readership. One of the most successful publishers of moralizing weeklies in Germany was I. K. Gottsched. He was the founder of weekly magazines, identified a number of problems and contributed to the consolidation of cultural forces and burgher culture emerging.

Текст научной работы на тему «У истоков бюргерской культуры: моралистические еженедельники И. К. Готшеда»

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №4, с. 248-253

О. Ю. Колесникова, М. Л. Скворцова, С. В. Харитонова

У ИСТОКОВ БЮРГЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ: МОРАЛИСТИЧЕСКИЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКИ И. К. ГОТШЕДА

Просвещение совпало со становлением и расцветом периодической печати. Самым эффективным каналом для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию стали журналы. Одним из наиболее успешных издателей моралистических еженедельников в Германии был И. К. Готшед. Основанные им еженедельные журналы очертили круг проблем, волновавших современников, способствовали консолидации культурных сил и формированию зарождающейся бюргерской культуры

Ключевые слова: Просвещение, публицистика, моралистические еженедельники, Готшед, бюргерская культура

На рубеже XVII-XVIII веков духовная жизнь большинства европейских стран наполняется новым мировоззренческим смыслом — идеологией Просвещения. Огромное культурное наследие, которое оставило нам эпоха Просвещения, изучено очень подробно и с разных точек зрения. Однако нельзя не согласиться с одним из исследователей немецкой литературы Ф. Шнайдером, который призывал изучать культуру эпохи Просвещения для того, чтобы понять, «как из взаимодействия растущей религиозной терпимости с политическими и экономическими изменениями, с революционными открытиями и мощным расцветом естественных наук появился на свет новый дух времени, который привнес в мировоззрение людей интеллектуальное освобождение, являющееся и сегодня основой современной жизни»1.

Уже на этапе становления просветительская идеология активно утверждается в культурном пространстве Европы. Одним из самых значительных завоеваний зарождающегося просветительского движения стал возросший интерес к литературному творчеству во всех его проявлениях, которым были ознаменованы первые десятилетия XVIII века.

При этом происходят существенные изменения в восприятии текста. В XVIII веке он все больше секуляризируется и становится по-настоящему информативным. Происходят принципиальные изменения и в содержании печатной продук-

Колесникова Ольга Юрьевна — доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: 373foxy@mail.ru

Скворцова Мария Львовна- доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: mskvor@mail.ru

Харитонова Светлана Викторовна- доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: kirhel73@yandex.ru 1 Schneider 1927, 54.

ции, которая теряет свое сакральное наполнение и опирается на опыт как способ разумного постижения действительности. Писать, как и читать, становится модным. Практически все ученые, философы, да и просто образованные люди пытались не просто изложить свои идеи на бумаге, но и донести их до широкой читательской аудитории. Именно поэтому просветители активно стали использовать возможности печатного слова для распространения своих взглядов.

Не случайно в эпоху Просвещения беспримерного расцвета достигли периодическая печать и, в частности, различного рода еженедельники, сыгравшие важную роль в создании общественного мнения и оказавшиеся очень действенным способом распространения просветительского мировоззрения. Характерной особенностью такого рода публицистики являлась личностная окраска всех публикуемых материалов. «Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма — практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику»2.

Первыми, кто в полной мере оценил плодотворность этого начинания, были представители английского Просвещения Р. Аддисон и Дж. Стил, которые еще на заре XVIII столетия выпускали журналы «Болтун» («Tatler», 1709-1711), «Зритель» («Spectator», 1711-1712) и «Опекун» («Guardian», 1713 -1714). Журналы имели феноменальный успех: их переиздавали, переводили на другие языки, они нашли своих почитателей и, более того, подражателей практически во всех странах Европы.

В Германии идея просветительской журналистики была воплощена в еженедельных журналах «Der Vernunfter» («Разумник», 1713-1714), «Dielustige Fama» («Веселая молва», 1718), «Discoursedes Mahlern» («Беседы живописцев», 17211723). Аддисон и Стил нашли своих последователей в лицешвейцарских просветителей Бодмера и Брейтингера, «Патриот» (1724-1726), гамбургских издателей М. Рихея, Б. Х. Брокеса, К. Ф. Вайхмана и И. А. Хофмана и множество других. В немецком языке такого рода журналы получили название «моралистические еженедельники». Одним из наиболее успешных издателей нравоучительных еженедельников в Германии был И. К. Готшед.

Готшед основал и всю жизнь редактировал еженедельные журналы «Der Biedermann» («Честный человек», 1728-1729) и «Разумные порицательницы» («Die Vernünftige Tadlerinnen», 1725-1726). Роль этих еженедельников трудно переоценить: вокруг них концентрировались культурные силы Германии, они стали своеобразной «испытательной площадкой» для многих идей Готшеда и его последователей. Кроме того, Готшед не разделял убеждения многих современных ему писателей в элитарности собственного творчества. Он стремился сделать свои журналы доступными и интересными для широкого круга «просвещаемых».

Деятельность и личность Готшеда уже у своих современников вызывала бурные споры. Его противники, выражавшие идеи позднего и зрелого Просвещения (Лессинг и штюрмеры), так исказили его портрет, что очень трудно восстановить его доброе имя и дать справедливую оценку его просветительской деятельности. Но, несмотря на все крайности в восприятии личности и творчества Готшеда, нельзя не признать, что он один из первых просветителей Германии, который не

2 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/01.php

только широко пропагандировал свои взгляды, но и в определенной степени смог преодолеть местечковый характер своей деятельности.

Если подробнее познакомиться с просветительской практикой Готшеда, то обвинения в сервилизме, педантизме, рабском подражании французской классицистической эстетике, непримиримости с мнением оппонента окажутся преувели-ченными3. Немецкой литературе и культуре в начале XVIII века необходима была авторитетная личность, которая смогла бы вырваться за рамки псевдобарочной эстетики. Этой личностью и оказался И. К. Готшед.

Он предпринял наступление на ортодоксальную теологию и схоластику, вооружившись идеями Томазиуса, философией Лейбница и Вольфа. Его убеждения строились на вере в силу человеческого разума как гарантии будущего счастья индивидуума и общества в целом. В интересах такой человеческой и социальной гармонии Готшед призывал к толерантности и свободе совести, преодолению всех форм суеверия и фанатизма, всестороннему воспитанию и образованию, комплексной реформе теологии, педагогики, риторики, языка и искусства. Таким образом, взгляды Готшеда, особенно в начале его творческого пути, были, безусловно, прогрессивными и во многом предвосхитившими идеалы бюргерской культуры.

Идеи, высказанные в еженедельниках Готшеда, подхватили представители образованной части зарождающегося бюргерства: университетские преподаватели, литераторы и руководители (принципалы) театров и даже проповедники. Особой своей задачей Готшед считал вовлечение в просветительство дворянства и монархов4.

Публицистическое наследие Готшеда включает в себя пять журналов, последний выпуск «Новейшего в изящной учености» («NeuestenausderanmutigenGelehrsa mkeit») вышел 1763 году. И в каждом издании просветитель старался говорить на самые актуальные темы своего времени.

Для Готшедаоказались принципиально важными идеиСтила, которые он сформулировал в одном из номеров журнала «Зритель». На страницах этого издания английский просветитель призывал «перенести философию из шкафов, библиотек, школ и колледжей в клубы и собрания, за чайные столы и в кофейни»5. Готшед увидел в моралистической публицистике возможность, опираясь на пишущую интеллигенцию, повысить общую образованность граждан, улучшить читательский вкус публики и пропагандировать разум как мерило человеческого существования. Именно эти рассуждения побудили Готшеда основать свой первый журнал «Разумные порицательницы» («Die Vernünftige Tadlerinnen»).Бро-сается в глаза созвучие в названиях журналов «Die Vernünftige Tadlerinnen» Гот-шедаи «Tatler» Аддисона и Стила. Это созвучие может свидетельствовать о том, что Готшед перенял название уже «раскрученного журнала». С другой стороны, общий тон публикуемых материалов и стремление дать критическую оценку всем

3 Подробнее о личности и деятельности Готшеда см: Скворцова 2009, 308-315.

4 Готшед был сторонником просвещенного абсолютизма. Идеальным правителем он считал Петра!, которого видел еще в юношеские годы в Кенигсберге и написал в его честь оду, где сравнивал российского царя с Прометеем.

5 Цит. по: Addison's Spectator 1858, 4.

наиболее важным явлениям жизни Германии того времени говорят о том, что название в полной мере отражает суть издания.

Целевой аудиторией «Разумных порицательниц» стали представительницы прекрасной половины бюргерства. Несмотря на недолгую по современным меркам жизнь — журнал выходил в Галле в 1725 и 1726 годах, — этот проект был очень успешным. Настолько, что в XIX столетии его дважды переиздавали — в 1838 и в 1848 годах! В последнем номере журнала от 27 декабря 1725 года Готшед предлагает расширить в круг задач моралистической публицистики и включить не только рассказ о «необычных событиях и необыкновенных изобретениях», но и «обсуждение обычных вещей новым и, насколько это возможно, приятным способом»6.

Интересной особенностью такого рода журналов было то, что авторами в них выступали некие собирательные персонажи, которые являлись носителями той или иной просветительской идеи, при этом «корреспонденты» наделялись говорящими фамилиями: Глаубснихьт (01аиЬ8шсЫ—неверящий), Геданкенштадт (Gedankenstadt), Зауэртопф (8аиеГ:ор£- брюзга), Патриот, Юноша. Стоит заметить, что высказывались они строго в соответствии с отведенной им ролью. Под именами фиктивных «сотрудниц» и «сотрудников» скрывались сам Готшед и его друзья, И. Г. Гаман и И. Ф. Май, которые, впрочем, скоро потеряли интерес к публицистической деятельности.

Корреспонденты вели активную переписку со своими читательницами, хотя оригинальность многих писем вызывает большие сомнения, давали советы и рекомендации. Часто в качестве образца для подражания на страницах журнала появлялись поучительные истории из жизни «разумных» женщин. Каждый номер предварялся стихотворным эпиграфом преимущественно из Фридриха фон Ка-ница, Мартина Опица, Вениамина Нейкирха и других. В журнале также давались рекомендации по формированию немецкоязычной женской библиотеки, куда под рубриками «Религия», «История и философия» и «Поэзия» включались книги, полезные для «разумных» читательниц. Нередко на страницах «Разумных порицательниц» велись разговоры об искусстве. «Корреспондентки» рассуждали об упадке немецкой поэзии, о вычурности и поэтических излишествах, об игре стихотворной формой. В качестве альтернативы формалистическим изыскам в выпуске от 21 марта 1725 года предлагалась идея понятного и доступного каждому искусства.

Общий оптимистический тон журнала, свободный и развлекательный характер публикаций способствовал не только популярности издания, но и эмансипации женщин, особенно в вопросах образования.

Еще один журнал, «Честный человек», выходивший в 1727-1729 годах, был более суров и требователен к своим читателям. На его страницах Готшед рассуждал о самых серьезных и важных для него вещах. Жестче становится его позиция в выборе литературных ориентиров. Но наряду с французскими классицистами и древнегреческими идиллиями, например, о Дафнисе и Хлое, на страницах некоторых выпусков появляются упоминания о произведениях английских романистов начала века, например, «Путешествиях Гулливера», «Сказке бочки» Свифта. Но

6 Gottsched 1975, 45.

все-таки основой для формирования собственного мировоззрения и воспитания читателей были идеи французских просветителей Бейля и Фонтенеля.

На страницах моралистических журналов Готшеда (как, собственно, и других авторов) нельзя было встретить критики политических и общественных устоев, острых дебатов и резкого осуждения действительности. Главной их целью было примирить читателя с существующими обстоятельствами жизни, преподать урок, предложить образец для подражания как в духовной, так и в бытовой сфере в соответствии с формирующейся бюргерской моралью.

Такая аполитичность нравоучительных еженедельников, которая была следствием жесточайшей цензуры, простота изложения и доступность для понимания предлагаемых к обсуждению тем придавала им антураж «легкого чтива». Кроме того, журналы были доступны по цене, что тоже способствовало широкому их распространению. Безусловно, привлекательными делала журналы и открытая форма повествования. Обращения к читателю, призывы принять участие в дискуссии, приглашения опубликовать свои литературные опыты расширяли коммуникативные возможности текста и побуждали читателей к более активной его рецепции.

Вплоть до середины XVIII века моралистическая публицистика в Германии в определенной степени приняла на себя роль художественной литературы. Постепенно нравоучительная журналистика начала изживать себя. Качество публикаций падало, а количество изданий росло. Но по мере того как немецкоязычное писательство набирало силы, пустеющую нишу в формировании мировоззрения немецких читателей заняла литературная продукция совсем другого уровня.

Во второй половине XVIII века моралистические еженедельники, как и их издатель И. К. Готшед, подверглись язвительной критике со стороны нового поколения литераторов. Их обвиняли в излишней назидательности и поверхностности, узости взглядов и категоричности заявлений. Тем не менее, значение этих журналов трудно переоценить, они блестяще выполнили свою функцию, восполнив явный недостаток на рынке литературной продукции. Кроме того, на страницах моралистических еженедельников свои первые шаги сделала литературная критика того времени, был очерчен круг морально-нравственных проблем, волновавших молодое немецкое бюргерство, что послужило основой для формирования бюргерской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Лучинский Ю. Очерки по истории зарубежной журналистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bib1iotek_Buks/Gurn/1uch/01.php

Назарычева А.И. 2015: Проблема свободы и творчества в изменяющихся культурных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 5 (55), 126-129.

Скворцова М.Л. 2009: «Опыт критической поэтики» И. К. Готшеда: традиции и новаторство // ПИФК. 1, 308-315.

Харитонова С.В. 2014: Культурологический аспект в о взаимодействии языка и культуры // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 256-259.

Вечер в языковой картине мира А. П. Чехова

253

Addison's Spectator. 1858. George Washington Green (ed.). Vol. 1. New York. Gottsched J. Ch. 1975: Der Biedermann. Faksimilendruck der Original — Ausgabe Leipzig 1727-1729. Stuttgart.

Schneider F. J. 1927: Die deutsche Dichtung vom Ausgang des Barocks bis zum Beginn des Klassizismus. 1700-1755. Stuttgart.

AT THE ORIGINS OF THE BURGHER CULTURE MORALISTIC WEEKLIES

OF I. K. GOTTSHED

O.Yu. Kolesnikova, M. L. Skvortsova, S. V. Kharitonova

The articles deals with the Age of Enlightenment coincided with the formation and flourishing of the periodical press. Magazines became the most effective channel for dissemination of enlightenment ideas to a broad readership. One of the most successful publishers of moralizing weeklies in Germany was I. K. Gottsched. He was the founder of weekly magazines, identified a number of problems and contributed to the consolidation of cultural forces and burgher culture emerging.

Key words: Enlightenment, Gottsched journalism, moralistic weeklies, burgher culture

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №4, с. 253-257

К. А. Кочнова

ВЕЧЕР В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА А. П. ЧЕХОВА

В статье исследуется языковая картина мира А. П. Чехова, выявляется специфика индивидуального мировосприятия, реализованного в языке писателя. Изучение лексико-семантической системы языка проводится с помощью полевой методики. Ядерная лексема вечер отличается высокой частотой употребления, по своим содержательным характеристикам полисемантична, сочетает в своей семантической структуре общеязыковое, традиционно-поэтическое и индивидуально-авторское значения, связана с основными категориями мироощущения писателя (жизнь и смерть, красота, тоска, одиночество).

Ключевые слова: языковая картина мира писателя, лексико-семантическое поле, лексема, сема, А. П. Чехов

Проблема изучения языковой картины мира личности, в частности выявление специфики индивидуального мировосприятия, реализованного в языке писателя, в настоящее время в центре внимания многих исследователей художественного

Кочнова Ксения Александровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культуры Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. E-mail: kochnova08@ list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.