Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ)'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенаторова Ксения Павловна

В современной российской системе образования существует целый ряд противоречий, когда на законодательном уровне признаются права ребенка с ОВЗ на обучение в среде нормативно развивающихся сверстников и необходимость создания для этого специальных условий, но на образовательном уровне учебно-воспитательный процесс остается неизменным, в связи с чем профессиональная деятельность педагогов требует глубокого переосмысления. В центре этого противоречия находится семья ребенка с ОВЗ, которая дезориентирована в социальной ситуации, нравственных категориях и личностных ценностях. Одним из эффективных способов преодоления социальной дезадаптации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, с точки зрения автора, может стать тьюторское сопровождение, целью которого является повышение реабилитационной компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания «особенных» детей. В статье раскрываются трудности, с которыми сталкивается семья ребенка с ОВЗ, осваивая инклюзивное образование; выделяются особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка со слуховой депривацией, на примере работы Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого. Данный центр, в котором принимаются дети с раннего возраста, рассматривается как организация дополнительного образования и особый ресурс помощи семье. Представлены результаты исследования родительской компетенции о детях с нарушениями слуха. Исследование специалистов Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого подтверждает факт того, что родителям, воспитывающим «особых» детей, необходимы специальные знания для эффективного воспитательного воздействия на ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенаторова Ксения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUPPORT OF THE FAMILY BRINGING UP THE CHILD WITH OVZ (THE CASE OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT)

In the modern Russian education system, there are a number of discrepancies, when at the legislative level the rights of a child with disabilities to study in the environment of normatively developing peers are recognized, but at the educational level the educational process remains unchanged, and therefore the professional activity of teachers requires deep rethinking. At the center of this discrepancy is the family of a child with disabilities, which is disoriented in the social situation, moral categories and personal values. One of the most effective ways to overcome social maladjustment of a family raising a child with disabilities, from the author’s point of view, can be tutoring, the purpose of which is to increase the rehabilitation competence of parents (legal representatives) in raising “special” children. The article reveals the difficulties faced by the family of a child with disabilities, mastering inclusive education, highlights the features of accompanying a family raising a child with auditory deprivation, using the example of the work of S. L. Rudnitsky Saratov Center for Hearing and Speech. The author considers this center, which accepts children from an early age, as an organization of additional education and a special resource for helping the family. The article presents the results of a study of parental competence about children with hearing impairments. Research by specialists from S. L. Rudnitsky Saratov Center for Hearing and Speech confirms the fact that parents raising “special” children need special knowledge for effective educational impact on the child.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ)»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 106-110

Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 106-110

Научная статья УДК 37.013.41

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -1 -106-110

Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (на примере детей с нарушенным слухом)

К. П. Сенаторова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Сенаторова Ксения Павловна, аспирант кафедры методологии образования, ksusha64rus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8188-659X

Аннотация. В современной российской системе образования существует целый ряд противоречий, когда на законодательном уровне признаются права ребенка с ОВЗ на обучение в среде нормативно развивающихся сверстников и необходимость создания для этого специальных условий, но на образовательном уровне учебно-воспитательный процесс остается неизменным, в связи с чем профессиональная деятельность педагогов требует глубокого переосмысления. В центре этого противоречия находится семья ребенка с ОВЗ, которая дезориентирована в социальной ситуации, нравственных категориях и личностных ценностях. Одним из эффективных способов преодоления социальной дезадаптации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, с точки зрения автора, может стать тьюторское сопровождение, целью которого является повышение реабилитационной компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания «особенных» детей. В статье раскрываются трудности, с которыми сталкивается семья ребенка с ОВЗ, осваивая инклюзивное образование; выделяются особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка со слуховой депривацией, на примере работы Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого. Данный центр, в котором принимаются дети с раннего возраста, рассматривается как организация дополнительного образования и особый ресурс помощи семье. Представлены результаты исследования родительской компетенции о детях с нарушениями слуха. Исследование специалистов Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого подтверждает факт того, что родителям, воспитывающим «особых» детей, необходимы специальные знания для эффективного воспитательного воздействия на ребенка.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, организации дополнительного образования, дети с ОВЗ, дети с нарушенным слухом, инклюзивное образование

Для цитирования: Сенаторова К. П. Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (на примере детей с нарушенным слухом) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 106-110. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-106-110 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -1 -106-110

Professional support of the family bringing up the child with OVZ (the case of children with hearing impairment)

Ksenya P. Senatorova, ksusha64rus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8188-659X Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Abstract. In the modern Russian education system, there are a number of discrepancies, when at the legislative level the rights of a child with disabilities to study in the environment of normatively developing peers are recognized, but at the educational level the educational process remains unchanged, and therefore the professional activity of teachers requires deep rethinking. At the center of this discrepancy is the family of a child with disabilities, which is disoriented in the social situation, moral categories and personal values. One of the most effective ways to overcome social maladjustment of a family raising a child with disabilities, from the author's point of view, can be tutoring, the purpose of which is to increase the rehabilitation competence of parents (legal representatives) in raising "special" children. The article reveals the difficulties faced by the family of a child with disabilities, mastering inclusive education, highlights the features of accompanying a family raising a child with auditory deprivation, using the example of the work of S. L. Rudnitsky Saratov Center for Hearing and Speech. The author considers this center, which accepts children from an early age, as an organization of additional education and a special resource for helping the family. The article presents the results of a study of parental competence about

© Сенаторова К. П., 2021

К. П. Сенаторова. Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

children with hearing impairments. Research by specialists from S. L. Rudnitsky Saratov Center for Hearing and Speech confirms the fact that parents raising "special" children need special knowledge for effective educational impact on the child. Keywords: children with disabilities, children with hearing impairment, inclusive education, tutor support, organization of additional education

For citation: Senatorova K. P. Professional support of the family bringing up the child with OVZ (the case of children with hearing impairment). Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 106-110 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-1-106-110

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

На современном этапе развития педагогической науки имеется значительное количество исследований, посвященных особенностям становления личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем не менее вопрос организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, остается недостаточно разработанным. Следует обратить внимание на исследования И. Э. Куликовской и Р. М. Чумичевой по вопросам тьюторского сопровождения в преддошкольном образовании и технологии Т. М. Ковалевой, П. Г. Щедровицкого, однако практически отсутствуют методические рекомендации по формированию реабилитационной компетенции родителей и апробированные модели тьюторского сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью теоретического осмысления и моделирования тьюторского сопровождения семьи, имеющей «особенного» ребенка, повышения уровня знаний родителей о детях с особенностями в развитии.

Тьюторское сопровождение - это организованное взаимодействие тьютора или педагога, выполняющего тьюторские функции, и ребенка с ОВЗ и его семьи с целью преодоления трудностей и оказания квалифицированной помощи обучаемому. Ядром программы тьюторского сопровождения является комплексная диагностика, коррекционно-развивающие мероприятия и просвещение родителей.

Одно из ключевых направлений программы тьюторского сопровождения - сопровождение семьи, поскольку уровень развития ребенка и скорость его продвижения по индивидуальной образовательной траектории зависят не только от диагноза, но и от характера детско-родитель-ских отношений, от условий развития. В этом отношении представляют интерес опыт и направления работы Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого. Данная организация принимает детей с раннего возраста с различными особенностями развития для проверки функционирования слухового анализатора. На базе Центра проводятся: консультирование родителей

детей с ОВЗ и родителей, чьи дети получают образование в семье; диагностические и коррек-ционные мероприятия с детьми; медицинское обследование детей и взрослых.

При осуществлении тьюторской программы сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом педагоги Центра выявляют своеобразие отношения родителей к своему ребенку, уровень их знаний о детях с ОВЗ, специфику восприятия ими информации. Педагогические работники устанавливают партнерские отношения с семьей, объясняют специфику взаимодействия с «особенным» ребенком, методику коррекционно-развивающих занятий, проводят консультативную работу по организации занятий в семье и регулярно повышают профессиональную квалификацию. Медицинский персонал осуществляет дифференцированную диагностику состояния слуховой функции ребенка, назначает лечение, при необходимости подбирает индивидуальные слуховые аппараты.

Уникальность центра состоит в комбинировании педагогических мероприятий и мероприятий по медицинскому уходу за детьми разного возраста. При сочетании двух видов сопровождения - клинического и тьюторского - удается создать личностно-ориентированную систему медико-социально-психологической реабилитации ребенка с нарушениями развития и повысить уровень знаний родителей о детях данной категории. Образование и воспитание детей через просвещение родителей - ведущий принцип работы Саратовского центра слуха и речи им. С. Л. Рудницкого.

Педагоги Центра, выполняющие функции тьютора, помогают семьям, имеющим «особого» ребенка, найти пути взаимодействия с ним, адаптироваться к проблеме, осуществлять эффективную взаимосвязь с социальной средой. Педагогический коллектив обучает родителей и консультируется с ними относительно форм образования, чтобы максимально удовлетворить потребности ребенка и оправдать ожидания родителей.

Родителей привлекают к активному участию в реализации индивидуального образовательного

маршрута детей с разной степенью снижения слуха. А. Р. Маллер, специалист в области образования и социализации детей с ОВЗ, подчеркивал, что эффективность коррекционной работы значительно снизится, если родители не будут иметь специальных знаний по воспитанию детей с ОВЗ. По этой причине много времени специалист должен потратить на перевоспитание родителей из пассивных наблюдателей в активных участников в образовании своих «особенных» детей [1, с. 69].

В теории А. Адлера семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором развития личности, т. е. в семье ребенок формирует свои идеалы, жизненные цели, систему ценностей и учится жить [2, с. 146].

Согласно Федеральному закону «Об образовании» родители являются участниками образовательных отношений (п. 31 ст. 2) и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей (ст. 44), а специалисты образовательных организаций корректируют нарушения и помогают в развитии индивидуальных способностей.

Результатом тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушенным слухом, должны стать высокие образовательные результаты и устойчивая социальная интеграция детей с ОВЗ. Этим обусловлена важность повышения уровня реабилитационной компетенции родителей детей с ОВЗ в вопросах воспитания и развития своих детей.

Нами было проведено анкетирование родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом, с целью сбора анамнестических данных о ребенке с нарушенным слухом, пришедшем на консультацию в Саратовский центр слуха и речи им. С. Л. Рудницкого; оценки запаса знаний родителей о плохослышащих детях; уточнения этапа слухопротезирования и направления кор-рекционно-развивающей работы.

В опросе участвовали 20 семей, имеющих детей дошкольного возраста с нарушенным слухом, из них большинство родителей имеют высшее образование (45%), остальная часть родителей имеет среднее профессиональное (40%) и среднее образование (15%). Значительное количество опрошенных семей (85%) не имеют нарушений слуховой функции, 5% обратившихся - родители, которые сами страдают нарушением слуха и у 10% семей уже есть дети с нарушением слуха.

Большое значение имеет предварительная информированность родителей о проблеме нарушений слуха: больше половины опрошенных

(65%) не владели информацией по данной проблеме; 15% семей встречались с этой проблемой ранее - те, кто имеет нарушение слуха в семейном анамнезе; 20% слышали о нарушениях слуха (в женской консультации, Интернете, от знакомых).

Мы выяснили, каков был возраст ребенка, родители которого первично обратились за специализированной помощью с подозрением на наличие нарушения слуха. Лишь 15% родителей, у которых был риск рождения ребенка с нарушенным слухом, обратились за консультацией к сурдологу в течение первого года жизни ребенка; 80% родителей обратились к специалисту после достижения ребенком 3-х лет с жалобами «при разговоре смотрит на губы», «громко смотрит мультики», «не с первого раза выполняет мои просьбы», «не говорит», «только я понимаю, что он говорит»; 5% родителей обратись за помощью в Центр перед поступлением ребенка в школу с жалобой на невнятную речь.

Результаты нашего опроса показали, что 30% родителей изучали нормы раннего развития, интересовались приобретаемыми ребенком навыками в разные возрастные периоды и проводили диагностику своих детей самостоятельно, опираясь на полученные знания. 45% родителей интересовались нормами раннего развития детей, но на практике знания не применяли. 25% родителей не изучали нормы развития детей. Большинство родителей, которые актуализировали информацию по раннему нормативному развитию, но не диагностировали своего ребенка, обратились за специализированной помощью после достижения им 3-х лет. Родители, изучающие и проводящие диагностику раннего развития ребенка, раньше заметили особенности его развития и обратились за специализированной помощью до достижения им 3-х лет.

В связи с полученными результатами был задан следующий вопрос: «В какой форме вы бы хотели получать информацию о детях с нарушениями слуха?» Потребность в очных групповых встречах назвали 85% опрошенных родителей, 65% отметили индивидуальные встречи, сетевое общение необходимо 75% родителей; очные встречи с семьями, научившимися жить с этой проблемой, и в которых дети достигли высоких результатов в учебе, спорте, музыке, желали бы получить все родители; на необходимость размещения информации на печатных буклетах, стойках, в социальных сетях указали 65% родителей.

В анкетах просили указать использование детьми индивидуальных слуховых аппаратов (СА): в 75% семей дети пользуются ими разное

К. П. Сенаторова. Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

время; 20% родителей отметили, что ребенок негативно относится к СА и по этой причине мало их носит; 5% родителей указали, что СА не были подобраны.

Тьютору необходимо объяснить родителям, что СА или КИ - необходимое условие, но этого недостаточно. Обязательно должна быть тренировка остатков слуха в рамках коррекционно-развивающих мероприятий, и чем раньше она начнется, тем лучше будут результаты.

Большая часть родителей (85%) не знала, что после подборки слухового аппарата необходима слухоречевая реабилитация, и лишь 15% знали о следующем этапе - развитии слухового восприятия и речи.

Данные анкетирования свидетельствуют, что, несмотря на уровень образования, родители оказываются беспомощными, столкнувшись с проблемой нарушения слуха у ребенка. Тьютор должен помочь родителям, которые готовы повышать компетенцию для эффективного и продуктивного воспитания своего плохослышащего ребенка.

Результаты анкетирования родителей легли в основу разработки модели тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, «Родитель в курсе». Модель предполагает повышение реабилитационной компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации детей с нарушенным слухом, привлечение родителей к совместной с ребенком деятельности для эффективной включенности семьи в социальное пространство в условиях организации дополнительного образования и состоит из трех этапов.

I этап - организационный (диагностический) - проводится диагностика детей с ОВЗ, выявляются особенности семейного воспитания и характера детско-родительских отношений;

II этап - основной (практический) - включает очные и дистанционные консультации; коррекционно-развивающие мероприятия с активным участием родителей; дистанционные информационные встречи; детско-родительские встречи тех, кто впервые столкнулся с проблемой нарушения слуха, с теми, кто смог реализовать свои права и добиться успеха;

III этап - итоговый (аналитический) - повторная диагностика уровня развития детей, анкетирование родителей, определение путей дальнейшего развития.

Разнообразные формы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в организации дополнительного образования позволяют родителям пополнить свои знания о детях с ОВЗ

и овладеть приемами общения с ними. Тьютор оказывает специализированную помощь не только ребенку с нарушенным слухом как объекту тьюторского сопровождения, но и его семье, ближайшему окружению как микросоциальной среде с позиции компетентностного подхода.

Ребенок со слуховой депривацией сможет достичь максимально возможного уровня развития при создании следующих условий:

- организации профессионального сопровождения семьи ребенка с ОВЗ для повышения уровня знаний родителей об «особенных» детях;

- обеспечении продуктивного сотрудничества семьи с образовательными организациями;

- раннем начале коррекционной работы;

- осуществлении тьюторского сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями до уверенной социальной интеграции;

- обеспечении медицинского сопровождения с применением высокотехнологичных, современных достижений медицины, смежных наук и вспомогательных технических средств реабилитации.

Для последующей рефлексии у «особенного» ребенка указанные условия должны реали-зовываться во взаимосвязи, поскольку это будет способствовать максимально возможной ком -пенсации психофизических нарушений у детей с недостатками слуха и их успешной социализации в слышащее общество. Реализация рассматриваемой модели в организации дополнительного образования позволит создать организационные и профессиональные условия для системной работы с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ, с учетом психологических педагогических и личностных факторов семьи «особенного» ребенка.

Участие организаций дополнительного образования в инклюзивной практике необходимо уже для первых этапов развития детей через реализацию программ раннего вмешательства. Предупредить появление или сгладить «социальный вывих» в отношениях ребенка с окружающим миром можно только за счет скоординированной работы всех участников коррекционно-развиваю-щего процесса. Основные компоненты процесса сопровождения в практической деятельности тьютора в условиях организаций дополнительного образования: комплексная диагностика, раннее начало коррекционно-развивающей работы, включение медицинского сопровождения в программу профессионального сопровождения семьи, работа с ребенком при активном участии родителей, сотрудничество с другими образовательными организациями.

Таким образом, на современном этапе развития общества активно продвигается идея профессионального сопровождения всех субъектов образовательного процесса в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной помощи родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

Список литературы

1. Маллер А. Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология : научно-методический журнал. 1991. № 5. С. 69-74.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 448 с.

References

1. Mailer A. R. For parents about children with profound mental retardation. Defektologiya: nauchno-metodicheskij zhurnal [Defectology: Scientific-Methodical Journal], 1991, no. 5, pp. 69-74 (in Russian).

2. Adler A. The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978. 412 p. (Russ. ed.: Adler A. Vospitanie detej. Vzaimodejstviepolov. Rostov on Don, Feniks Publ., 1998. 448 p.).

Поступила в редакцию 30.06.2020, после рецензирования 08.07.2020, принята к публикации 11.12.2020 Received 30.06.2020, revised 08.07.2020, accepted 11.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.