ративнои компетенции в процессе изучения ИЯ способствует формированию таких личностных качеств, как умение работать в команде, устанавливать межличностную коммуникацию, проявлять инициативу, творчество, гибкость в решении проблем, способность защищать имидж компании, участвовать в создании уникальной предпринимательской структуры и привлекать максимальное число клиентов.
Это научно обоснованный ответ на потребности общества и личности, на глобальные изменения как в современной экономике, так и в методике обучения иностранным языкам.
Литература
1. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Генезис и принципы профессиональной лингводи-дактики. М.: АПКиППРО, 2011. 140 с.
KRUPCHENKO A., ANZINA T. DEVELOPMENT OF CORPORATIVE CULTURE FOR SPECIALISTS THROUGH FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The article dwells upon the development of corporative culture for specialists in the sphere of hospitality and tourism through foreign language teaching at tertiary level. The research of “corporative culture” notion and the study of methodology of games and game-like activities provide conditions for the basic formation of corporative culture for target specialists through professional linguadidactics.
Key words: corporative culture, specialists in the sphere ofhospitality and tourism, process of foreign language teaching, games and game-like activities, professional linguadidactics.
А.А. КАЗАНЦЕВА, доцент Московский автомобильнодорожный государственный технический университет
Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе
В статье рассматриваются особенности и виды адаптации иностранных студентов в системе высшего профессионального образования. Раскрываются возможности тьюторского сопровождения как механизма, повышающего эффективность адаптации иностранных студентов к условиям образовательной среды.
Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, тьюторское сопровождение, образовательная среда.
Расширение масштабов интернационализации высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к реальностям образовательного пространства незнакомой страны. В научной литературе эта проблема рассматривается в контексте трудностей включения иностранных граждан в отечественную студенческую жизнь и выявления путей пси-холого-педагогической и дидактической оптимизации на основе системного изучения контингента. Большинство исследователей сходятся во мнении, что адаптация представляет собой многоуровневый, дина-
мичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли [1—5].Так, И.В. Ширяева определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы» [4].
В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокуль-
158 Высшее образование в России • № 10, 2012
турной и учебной среде таковы: 1) вхождение в студенческую среду; 2) усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения; 3) формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление языкового барьера, усиление чувства академического равноправия.
Факторы, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, относятся к трем категориям:
• объективные, детерминированные условиями учебной деятельности и жизни в отрыве от семьи и родины (новые формы обучения и контроля занятий, новый коллектив, новая обстановка и т.п.);
• объективно-субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и самоконтроля и т.д.);
• субъективные (нежелание учиться, застенчивость и т.п.) [1].
Совокупность социальных проблем иностранных студентов можно разделить на следующие подгруппы: социокультурная адаптация, социально-психологическая адаптация, педагогическая адаптация.
Под социокультурной адаптацией подразумевается активный процесс взаимодействия представителя иной культуры и среды его настоящего обитания, активного приобретения необходимых для жизни навыков и знаний, усвоения им основных норм, образцов и ценностей окружающей действительности («вхождение» в культуру).
Социально-психологическая адаптация понимается как включение иностранного студента в систему межличностных отношений, приспособление личности к группе, к взаимоотношениям в ней, а также как появление собственного стиля поведения.
Педагогический аспект адаптации связан в первую очередь с усвоением иностранцами стандартов профессиональной среды, приспособлением к характеру, содержанию и условиям организации учебного процесса,
формированием у студентов навыков самостоятельной учебной и научной работы. Его рассматривают как совокупность особенностей, определяющих возможность приспособления студента к незнакомой системе обучения, усвоению большого объема знаний, к анализунаучного материала. Педагогическая адаптация предусматривает поиск такого содержания, таких форм и методов учебно-воспитательной работы, с помощью которых преподаватели вузов могли бы предупреждать, смягчать и устранять отрицательные последствия дезадаптации.
Академическая успеваемость, общественная и научная активность являются свидетельством успешной адаптации студентов, в то время как безразличие, равнодушие, неуспеваемость, отсутствие интереса со стороны учащегося говорят о трудностях адаптационного периода.
Одна из важнейших задач педагога, работающего с иностранными студентами, заключается в том, чтобы приобщить их к русским национально-культурным традициям средствами внеучебной деятельности, обеспечить усвоение элементов русской культуры посредством социокультурной деятельности. Это может достигаться посредством совместной подготовки и проведения праздников, посещения различных исторических мест и др. Приобщение студентов к национальной самобытной культуре российского народа, чтение и обсуждение классической литературы, исторической художественной прозы и т.д. также весьма эффективны при формировании коммуникативных умений. Отметим, что этот процесс может быть более успешным, если обучение осуществляется не только на уровне педагогической коммуникации в рамках аудиторных занятий, но и на уровне межкультурной коммуникации с целью более легкого вхождения в русскоязычную культуру. Необходим индивидуальный подход, учитывающий национальные и этнокультурные особенности.
С учетом вышеизложенного оптималь-
ным механизмом, обеспечивающим успешность адаптации иностранных студентов к условиям образовательной среды российских вузов, может стать тьюторское сопровождение.
Термин тьюторство пришел к нам из английского образования. Тьютор выполняет функции поддержки процесса постоянного самоопределения, передавая свой опыт самообразования, сопровождая студента во всех сферах его жизни. Пропаганду тьюторства в России мы связываем с именем П.Г. Щедровицкого, который рассматривает тьюторство как альтернативу организации учебного процесса в формальной системе образования [6]. По мнению методолога, учащемуся нужно давать не какую-то последовательность знаний, а план-карту, «дорожную карту знания». При этом необходимо объяснять, как это знание устроено: какие в нем бывают разделы, элементы, какая у них специфика и т.д. Возникает специфическая социальная позиция, которая помогает обучающемуся индивидуализировать процесс освоения знания. При этом само знание рассматривается не как некая совокупность упорядоченной информации, а как способ деятельности, способ мышления. Знать - значит уметь мыслить и действовать определенным образом. Именно такую позицию Щедровицкий и называет “тьютором”, т.е. сопровождающим, наставником.
В 1990 г. в Москве под руководством Т.М. Ковалевой начала работу Школа культурной политики, где велась идеологическая разработка методологии тьюторства в России. Благодаря деятельности школы в 1992 г. в Томске была создана первая тью-торская группа в школе «Эврика-развитие » [6]. К настоящему времени состоялось уже 13 всероссийских научно-практических тьюторских конференций, где проводилась реконструкция исторических оснований тьюторства и прорабатывалось концептуальное содержание тьюторских технологий в условиях российского образования. В ре-
зультате тьюторство введено в дошкольное и школьное образование, во многих регионах России в школах появилась ставка тьютора, создана МОО «Тьюторская Ассоциация», куда вошли представители 17 регионов РФ. Сегодня под руководством Л.В. Кобзевой ведутся активные исследования по проблемам проектирования тьюторства в высшей школе, в частности, в техническом вузе [7-9].
Учитывая, что в вузах уже есть должность куратора, следует рассмотреть особенности, характеризующие эти две педагогические позиции. В сложившейся образовательной практике основная задача куратора заключается в формировании студенческой группы и обеспечении соответствия учебной деятельности каждого студента формальным требованиям вуза. Тьюторство как особая педагогическая позиция связано с иным взглядом на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не конкретные усвоенные знания, а те изменения в отношении к учению, которые появляются у обучаемого, значимы не сформированные навыки и умения, а овладение обобщенными способами познавательной деятельности.
Если рассматривать деятельность тьютора в контексте образовательного процесса с иностранными студентами, то главным является ориентация на компенсаторную функцию, акцент на проблемах успеваемости, дисциплины, на адекватных формах досуга. Именно здесь возникает представление об индивидуальном подходе как средстве преодоления несоответствия между необходимым уровнем учебной деятельности для освоения программы высшей школы и реальными возможностями ее освоения. При этом нужно учитывать особенности иностранных студентов на каждом этапе обучения: при восприятии цели, формировании мотивации учения, при решении учебныхзадач, определении способов действий и пр.
С учетом перехода высшего образова-
160 Высшее образование в России • № 10, 2012
Таблица 1
Функции тьютора и куратора
Тьютор Куратор
Социализирующая Содействие в социально-культурной адаптации иностранных учащихся к условиям новой социокультурной среды и обучения, формирование ценностей здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения, пропаганда культуры и традиций народов России. Организационно-управленческая Помощь в планировании и координации учебной, познавательной, трудовой и эстетической деятельности студентов, их досуга; содействие в академической адаптации, выработке индивидуальной образовательной стратегии, овладении знаниями, усвоении иностранными студентами норм и понятий профессиональной среды, приспособлении к характеру, содержанию и условиям организации учебного процесса, формировании у студентов навыков самостоятельной учебной и научной работы Коммуникационная Обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы между студентами, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера, помощь в решении индивидуальных проблем студентов в деятельности, общении, отношениях с другими людьми; содействие в психологической адаптации. Контрольно-диагностическая Изучение и анализ данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях, о социально-психологическом климате в студенческой группе; учет учебных и вне-учебных достижений студентов. Воспитательная Профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное и эстетическое воспитание студентов, пропаганда здорового образа жизни. Организаторская функция Работа по сплочению студенческой группы, организация деятельности студенческого актива группы, информирование студентов об уставе вуза, правилах внутреннего распорядка, учебных и внеучебных мероприятиях. Контролирующая Анализ профессионального и социального развития личности студента, контроль учебной и внеучебной деятельности, выявление недостатков и их причин. Контроль над посещаемостью и успеваемостью студентов, за соблюдением правил внутреннего распорядка, за деятельностью актива группы. Анализ итогов экзаменационных сессий и контроль текущей успеваемости студентов, работа с отстающими студентами и внесение предложений о поощрении студентов за хорошие результаты.
ния к компетентностной модели обучения, где результат образования определяется в терминах «способности» и «готовности», существенную роль приобретает учет субъектного опыта обучаемых. Последнее обстоятельство предполагает необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в процессе освоения программ профессиональной подготовки. Функционала куратора для реализации этих целей явно недостаточно, а если рассматривать данный процесс в отношении иностранного контингента студентов, то актуальность введения тьюторского сопровождения возрастает многократно.
Проанализировав возможности нарождающегося института тьюторства, мы постарались выделить основные функции, которые характеризуют деятельность кураторов и тьюторов в высшей школе (табл. 1).
Разработка технологии тьюторского
сопровождения какресурса успешной адаптации иностранных студентов пока находится на начальном этапе. Еще предстоит наработать нормативно-правовую базу, определить источники финансирования, методологические подходы и методику работы. Однако идеология современного образования, его ориентация на субъектность и максимальную самореализацию ресурсных возможностей каждой личности открывают широкие перспективы для внедрения института тьюторства в образовательный процесс высшей школы.
Литература
1. Виттенберг Е.В. Социально-психологичес-
кие факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб., 1994. С. 74.
2. Зинковский А.В. Адаптация иностранных
студентов к обучению в университетах России // Обучение иностранных студен-
тов: состояние и перспективы. СПб., 1997. С. 37-43.
3. Иванова М.А., Шаглина Н.Д., Смелкова И.Ю. Академическая адаптация китайских студентов к высшей школе России // Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. СПб., 2005.
4. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. Л., 1980. С. 9.
5. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокуль-
турные аспекты адаптации иностранных студентов в российских втузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 10-14.
6. Щедровицкий П.Г., Ковалева Т.М., Рыбал-
кина Н.В. и др. Тьюторство: идея и идеология // Материалы Первой Межрегиональной тьюторской конференции. Томск, 1996.
7. Кобзева Л.В. Инженерное образование в
России: новые задачи тьюторства // Ма-
териалы Всероссийской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы» (13-14 ноября 2008 г.). М., 2008.
8. Кобзева Л.В., Крымчук Е.А., Грибов Е.Н. и
др. // Круглый стол «Концептуальные основания деятельности тьютора». Выступления участников инициативного образовательного движения «Нужное действие» на XI тьюторской конференции (февраль 2007 г.). URL: http://www.tusur.ru/ru/ сенеге/ скг/ рго]ес^ Шк-уо/ рареге/ 06.html
9. Кобзева Л.В., Крымчук Е.А., Пономаренко
В.В. и др. Результаты внеинституциональ-ных образовательных практик и возможность их вклада в содержание формальных образовательных программ // Материалы XV Всероссийской конференции «Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка» (2123 апреля 2008 г., Красноярск). Красноярск, 2008.
KAZANTSEVA A. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FOREIGN STUDENTS ADAPTATION AT RUSSIAN UNIVERSITIES This article examines the characteristics and peculiarities of foreign students’ adaptation to the educational process at Russian universities. It also reviews the tutor support as a mechanism that increases the effectiveness of adaptation of foreign students to the conditions of the educational environment.
Key words: foreign students, adaptation, tutor support, educational environment.
ю.в. Кириллина, доцент Социальный портрет
Московский государственный гогиляпггренипго и
1 у и ^ 1 О С ПП V1 V ял
университет приборостроения ^ г
и информатики негосударственного вузов
В статье представлен результат статистического анализа показателей системы высшего профессионального образования, на основе которого сформирован социальный портрет государственного и негосударственного вузов.
Ключевые слова: социальный портрет, государственный вуз, негосударственный вуз, динамика показателей, темп роста, темп снижения.
В системе российского высшего образо- Основываясь на статистике образования
вания функционируют государственные и [1-3], можно с уверенностью сказать, что в
муниципальные образовательные учрежде- каждом государственном вузе в 2011/12
ния (по тексту - государственные вузы), а учебном году в среднем обучалось по 8603
также негосударственные вузы; анализ ста- студента всех форм обучения, в негосудар-
тистических данных позволяет сформиро- ственном вузе -2323 студента. При этом еще
вать их социальные портреты. пять лет назад, в 2007/08 учебном году, на