Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы'

Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР-СТУДЕНТ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ / STUDENT-TUTOR / TUTOR’S SUPPORT / RESEARCH ACTIVITY / PROFILE TRAINING / REPUBLICAN LYCEUM BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Игорь Альбертович, Егорова Римма Игнатьевна

В данной статье поднимается проблема профессионального самоопределения школьника в условиях профильного обучения. Авторами предпринимается попытка выявления целей, принципов и этапов тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника. Описывается опыт работы Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). В рамках исследования выстраивается новая модель тьютора-студента. Применение предлагаемого подхода обосновывается как эффективное средство решения проблемы: научно-исследовательская деятельность, сопровождаемая тьютором-студентом, благоприятно влияет на выбор будущей профессии, развивает научно-исследовательские компетенции школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Игорь Альбертович, Егорова Римма Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR’S SUPPORT OF SCHOOLCHILD’S RESEARCH ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF PROFILE TRAINING: PURPOSES, PRINCIPLES, STAGES

The article raises the problem of the schoolchild’s professional self-determination under the conditions of profile training. The authors identify the purposes, principles and stages of tutor’s support of the schoolchild’s research activity. The experience of the Republican Lyceum Boarding School of the Sakha Republic (Yakutia) is described. A model of a student-tutor is offered. The suggested approach is considered as an efficient means to solve the problem: research activity supported by a student-tutor facilitates career choice, promotes the development of the schoolchild’s research competences.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.4.2

Данилов Игорь Альбертович, Егорова Римма Игнатьевна

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ

В данной статье поднимается проблема профессионального самоопределения школьника в условиях профильного обучения. Авторами предпринимается попытка выявления целей, принципов и этапов тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника. Описывается опыт работы Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). В рамках исследования выстраивается новая модель тьютора-студента. Применение предлагаемого подхода обосновывается как эффективное средство решения проблемы: научно-исследовательская деятельность, сопровождаемая тьютором-студентом, благоприятно влияет на выбор будущей профессии, развивает научно-исследовательские компетенции школьника.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/4/2.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 20-25. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 373.549 Дата поступления рукописи: 14.11.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.2

В данной статье поднимается проблема профессионального самоопределения школьника в условиях профильного обучения. Авторами предпринимается попытка выявления целей, принципов и этапов тьюторско-го сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника. Описывается опыт работы Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). В рамках исследования выстраивается новая модель тьютора-студента. Применение предлагаемого подхода обосновывается как эффективное средство решения проблемы: научно-исследовательская деятельность, сопровождаемая тьютором-студентом, благоприятно влияет на выбор будущей профессии, развивает научно-исследовательские компетенции школьника.

Ключевые слова и фразы: тьютор-студент; тьюторское сопровождение; научно-исследовательская деятельность; профильное обучение; Республиканский лицей-интернат.

Данилов Игорь Альбертович

Егорова Римма Игнатьевна, к. пед. н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск igor_danilov_2000@mail.ru; erimig@mail.ru

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [8] и государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [9] на 2018-2025 годы выделили приоритетной задачей создание современной образовательной среды для школьников, в том числе для детей с особыми потребностями в обучении и индивидуальными возможностями, а также выявление и поддержку одаренных детей и молодежи. В этой связи политика Республики Саха (Якутия) предусматривает создание среды, которая обеспечивала бы раскрытие способностей, возможностей и таланта каждого растущего человека, каждого якутянина. Глава Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Национального проекта актуализирует консолидацию в образовании, объединяющую всех, кто, так или иначе, причастен к данному процессу в целом. Во главу угла ставится принцип персонализации - право обучающегося на поиск своей идентичности путем выбора видов, режима и темпа освоения учебных программ, выстраивания индивидуальных маршрутов развития.

В связи с этим в контексте непрерывного образования применяются принципы дифференцированного обучения, создаются профильные общеобразовательные учреждения, классы с углубленным изучением отдельных предметов, а также внедряются факультативы практической направленности. Несмотря на это, проблема профессионального самоопределения школьника, которая поднималась в статьях многих ученых [1; 3; 13; 20], остается актуальной: требуется поиск новых дополнительных подходов к решению вопроса. Исходя из этого, цель настоящего исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника. На основе этого выдвинута гипотеза: научно-исследовательская деятельность, сопровождаемая тьютором-студентом, будет эффективно способствовать и благоприятно влиять на профессиональное самоопределение школьника в условиях профильного обучения.

В соответствии с целью и сформулированной гипотезой нами решались следующие задачи:

1. Теоретически обосновать педагогические условия тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника.

2. Экспериментально проверить результативность выявленных педагогических условий тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника.

Методом исследования послужил традиционно-педагогический метод в виде изучения опыта отдельно взятого общеобразовательного учреждения, а также применен метод моделирования, проанализирована научная литература. Исследование проводилось на базе Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). Описанный опыт может быть применен и на практике других профильных общеобразовательных организаций.

Обращение к научной разработке проблемы показало отсутствие специальных педагогических исследований, раскрывающих цели, принципы и этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения, способствующего его профессиональному самоопределению. А именно теоретико-методологические основы исследуемой темы определены в научных изысканиях Л. Ю. Кобелевой, Д. Ф. Ильясова [5], Т. М. Ковалевой [6], О. В. Пушкиной [11], Е. А. Челноковой [17; 18], Н. А. Шалимовой [19] и др. Изучение сущностной стороны и условий педагогического содействия учащимся в их профессиональном самоопределении нашли отражение в работах И. С. Арона, М. И. Ильясова, Л. Ю. Кобелевой, Д. Ф. Ильясова, Н. Н. Танькова, Г. Ф. Шафранов-Куцева, Л. В. Гуляевой [1; 3; 5; 13; 20]; основные теоретические аспекты тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения были рассмотрены в статье О. В. Пушкиной [11]; сущность и содержание проанализированы в труде Е. А. Челноковой [17; 18]. Определенный интерес представляет кандидатская

диссертация Н. А. Шалимовой [19], в которой охарактеризованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Кроме того, нет опыта моделирования тьютора, в роли которого выступал бы студент. Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы педагогические условия организации тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника, способствующие созданию индивидуальной образовательной программы по привитию школьника к научно-исследовательской деятельности, к которым относятся: 1) привлечение интереса к разработке научной темы по направлению; 2) выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов; 3) формирование его профессионального самоопределения; 4) приобщение школьника к выбору будущей профессии.

2. Предложены модель, принципы и этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения, обеспечивающие образовательные мотивы, интересы и ответственность школьника.

По мнению профессора Т. М. Ковалевой, с которым мы солидарны, «тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы» [6, с. 8].

Схожим понятием является педагогическое сопровождение. Как пишет Р. И. Егорова в своей диссертации, «педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии - это особая сфера педагогической деятельности, обеспечивающая в школе личностно-ориентированную направленность образования, предусматривающая педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся» [2, с. 9]. Таким образом, в данном сопровождении основным является педагогическая поддержка, которую могут обеспечить все субъекты, так или иначе причастные к образовательному процессу в целом и педагогической деятельности.

Итак, основная роль тьютора в этом процессе заключается в посредничестве между разными субъектами образовательного пространства. Многие исследователи правы, позиционируя его как педагогическую должность, официальным основанием для существования которой служит включение в номенклатуру должностей педагогических работников [4]. Но на практике такая должность не востребована, и в большинстве случаев функции тьютора возлагаются на классных руководителей, учителей-предметников. По нашему мнению, такое решение проблемы неэффективно: учитель (классный руководитель, предметник) в работе с учащимся никак не может совмещать две разные роли, он в основном остается в первом, привычном для него амплуа.

В этой связи нами предлагается новая модель тьютора, в роли которого будет выступать студент, увлеченно занимающийся научно-исследовательской деятельностью. Почему именно занимающийся наукой? К задачам тьютора можно соотнести многое, но мы остановимся на его конкретной миссии - привитие школьнику интереса к научно-исследовательской деятельности, привлечение к разработке научной темы по направлению, в процессе работы над которой должно происходить приобщение школьника к будущей профессии.

Нужно отметить тот момент, что законодательство РФ не допускает к официальной работе с детьми людей, не имеющих профессионального образования [Там же]. Учитывая этот факт, наша тьюторская модель подразумевает собой студентов-энтузиастов, работа которых будет проделана на общественных началах. К тому же в этом плане актуальным видится законопроект «О внесении изменений в статьи 46 и 108 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"», предполагающий допущение студентов к осуществлению образовательной деятельности [7]. Таким образом, можем надеяться, что в скором времени будет создано условие для функционирования нами предлагаемой тьюторской модели.

Как показывает практика, у многих выпускников школ выбор профессии происходит на интуитивном уровне, нередко под влиянием разных факторов и имеющихся стереотипов. Нами наблюдается, что такой пример встречается и в профильных общеобразовательных организациях. По нашему видению, помимо образовательной деятельности в любых типах учебных заведений должно осуществляться «погружение» школьника в специальность/направление, которое может быть достигнуто занятием научно-исследовательской деятельностью. К тому же в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта у школьника должны быть развиты умения и навыки научно-исследовательской работы [14].

Что представляет собой эта деятельность? Научно-исследовательская деятельность школьника - «это работа учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере» [15]. В системе школьного образования данный термин широко не употребляется: стараются применять такие, как «учебно-исследовательская», «проектно-исследовательская», полагая, что все они являются аналогичными. Между этими понятиями имеется сходство, которое предполагается как формирование исследовательской компетентности школьника, которая, по А. В. Хуторскому, включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии» [16, с. 137]. Но, несмотря на это, обобщение разных понятий в одно целое приводит к искажению специфики каждой из этих деятель-ностей. Границы между ними были обозначены в статьях О. В. Петунина [10], М. И. Старовикова [12]. Итак, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что ценным в профильном обучении является именно научно-исследовательская деятельность ввиду своей научности, объективности, логичности.

Таким образом, посредством популяризации определенного научного направления индивидуально для каждого школьника и привлечения к работе над конкретной научной темой возможным становится расширение

его знаний в области будущей профессии, предварительное ознакомление с теоретической базой. Здесь основная цель сводится к получению им сведений о возможных путях продолжения обучения, осмыслению профессиональных интересов и склонностей, оценке возможностей, на основе которых должно быть принято ответственное решение.

Практика системы образования Республики Саха (Якутия) по вовлечению школьников в научно-исследовательскую деятельность является весьма ценным опытом. Создание Малой академии наук РС (Я), проведение ежегодных научно-практических конференций «Шаг в будущее», «Шаг в будущую профессию», научных форумов и симпозиумов благоприятно способствуют развитию школьной науки. Одной из передовых общеобразовательных организаций, активно вовлекающих учащихся в эту деятельность, является ГБНОУ РС (Я) «Республиканский лицей-интернат» (далее - лицей). За 47 лет своего существования данное учебное заведение выпустило известных деятелей науки Якутии: 10 докторов, более 100 кандидатов наук.

Лицей заметно отличается от типовых общеобразовательных учреждений, основное отличие отражается в организации образовательного процесса. В лицее функционируют 6 профилей: гуманитарный, биолого-химический, технический, политехнический, инженерный и физико-математический. Поиском детей для набора в профильные классы лицей совместно занимается с якутской республиканской общественной организацией поиска и развития одаренных детей «Дьо^ур». Одаренные дети из разных улусов-районов республики, включая школьников отдаленных, труднодоступных поселений, в лицей поступают после окончания основной школы. Благодаря уникальной системе отбора возможность поступить в данное престижное учебное заведение становится реальной для каждого ребенка.

С первых дней обучения в лицее школьники знакомятся с научными направлениями, погружаются в научно-исследовательскую деятельность. Популяризация науки проводится через различные формы:

- демонстрацию актуальных направлений научных исследований;

- организацию встреч школьников с учеными;

- проведение ежегодной научно-практической конференции «Шаг в науку»;

- участие школьников в иных научно-практических конференциях;

- экскурсии в научные лаборатории, институты и технопарки.

Но, несмотря на отработанную систему, научную тему для изучения лицеисты выбирают случайно, при работе в основном консультируются только с учителями-предметниками. Такая непривычная, весьма сложная и непонятная с первого раза для школьника деятельность требует постоянного тьюторского сопровождения. Как показывает исследование, выбранные темы чаще всего никак не перекликаются с будущей профессией школьника, а иногда даже не совпадают с его интересами. Как известно, процесс выбора научной темы, ее разработки не является стихийным процессом. Он должен происходить под педагогической организацией. В этом отношении предлагаемый нами подход, обусловленный применением модели тьютора-студента, отлично впишется в имеющуюся систему, улучшит результаты и повысит эффективность работы.

В 2018-2019 учебном году на базе гуманитарного профиля лицея применена описываемая модель -тьюторское сопровождение студентом очной формы обучения. В 10 гуманитарный класс ежегодно набирают 24 школьника, профиль имеет два отделения - филологическое и историческое, количество учащихся в которых равны. В работе со школьниками-филологами по научно-исследовательской деятельности был привлечен выпускник данного профиля, активно занимающийся непосредственно филологией уже в период обучения в вузе. Основными требованиями для тьютора выступали наличие достижений и научных публикаций по филологии. Кроме того, он на достаточно хорошем уровне разбирался в специфике и областях филологической науки: в языкознании, литературоведении, фольклористике.

Для эксперимента были выбраны три школьника из числа 10 гуманитарного класса. Исходя из их желаний и интересов, студент ознакомил с основными методами научного исследования, предложил актуальные темы для исследования, определил каждому из них компетентных в этом вопросе ведущих ученых республики, согласовав с ними возможность их научного руководства. Интересно отметить тот факт, что двое из научных руководителей являются также выпускниками гуманитарного профиля данного лицея. Тем самым все три школьника под руководством ученых находятся в процессе изучения темы, первые результаты исследования апробированы в научно-практической конференции «Шаг в науку». Весь процесс по сей день полностью сопровождается тьютором-студентом.

Важно одно - в ходе работы у школьников появился стойкий профессиональный интерес. Они выбрали подходящий для них университет, нацеленно готовятся к поступлению, точно знают, по каким предметам нужно сдать единые государственные экзамены. Остальные учащиеся, оставшиеся вне эксперимента, не имеют конкретного представления о своей будущей профессии.

В 2019-2020 учебном году ввиду положительных результатов эксперимента данный студент привлечен уже как тьютор, который будет сопровождать научно-исследовательскую деятельность всех учащихся филологического направления гуманитарного профиля, поступивших в десятый класс. Опыт прошлого года послужил хорошей базой для формирования системы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника, на основе которой запланирована работа с лицеистами первого года обучения. Необходимо отметить, что, работая с новыми тьюторантами, тьютор параллельно сопровождает деятельность первой экспериментальной группы. Таким образом, тьюторское сопровождение рассчитано на два года, т.е. до окончания школьниками лицея или даже до их поступления в университет, и имеет следующие этапы:

1. Мотивационный этап. Тьютор-студент на встрече со школьниками говорит о науке в целом, что она собой представляет; какие возможности могут появиться у школьников при занятии научно-исследовательской

деятельностью; делится своим собственным опытом, результатами своего исследования. На этом этапе тьютор взывает у школьников интерес к данной деятельности, мотивирует их к научно-исследовательской деятельности. Форма работы - групповая.

2. Диагностический этап. Данный этап предполагает выявление интересов и склонностей школьника, которое может быть достигнуто путем индивидуальных бесед, тестирования и/или анкетирования. Задача тьютора - помочь школьнику выстроить образ будущего.

3. Проектировочный этап. Проектирование предстоящей работы основывается на ранее полученных данных: тьютор совместно с тьюторантом подбирают подходящее научное направление в рамках профиля, в котором школьник обучается, при возможности определяются с темой исследования. Студент как человек, разбирающийся в деле, занимающийся исследованием в этом направлении, знакомит школьника с основными научными методами, примерным объемом работы, может посоветовать подходящую научную литературу, этим самым подготавливает своего подопечного к предстоящей работе.

4. Поисковый этап. На данном этапе работает только тьютор. Согласно выбранной теме, направлению исследования, он должен найти для школьника компетентного в этом вопросе научного руководителя, желательно из числа профессорско-преподавательского состава университета или научных сотрудников институтов и лабораторий. Лучшими вариантами могут быть выпускники данного образовательного заведения, работающие в вышеназванных организациях. Они чаще всего с радостью соглашаются руководить научно-исследовательской деятельностью школьника.

5. Ознакомительный этап - тьютор лично знакомит школьника с научным руководителем. Важно дать понять школьнику, что во всех начинаниях будет непосредственная поддержка тьютора. Поэтому в первой установочной встрече с научным руководителем должны присутствовать все участники процесса: школьник, тьютор-студент, научный руководитель. Они должны обсудить выбранную тему для исследования (руководитель может вносить корректировки), выстроить план совместной работы. С этого этапа должны начаться творческие контакты, возникающие при ходе общения школьника с ученым. Это значительный аспект в данной деятельности и немаловажный при выборе школьником будущей профессии.

6. Реализационный этап. Если первые четыре этапа должны быть реализованы в течение двух недель (если больше двух недель, то работа замедлится) со дня совместной деятельности, то данный этап не имеет четких сроков. Школьник проводит исследование под руководством назначенного ученого, с результатами выступает на научно-практических конференциях, публикует статьи в научных журналах. Роль тьютора на этом этапе заключается в помощи при проведении исследования. Он курирует организационные вопросы, создает условия для апробации результатов: находит конференции, журналы, помогает в оформлении работы. Важно учесть тот факт, что одним из показателей сформированности навыков научно-исследовательской деятельности школьника является успешное выступление на конференции. Помимо этого, тьютор должен постоянно находиться на связи со школьником, следить за соблюдением им сроков выполнения работы, установленных научным руководителем, помогать в решении возникших проблем.

7. Обобщающий этап. Обобщение результатов происходит с целью помочь школьнику в осознанном выборе будущей профессии, оказания поддержи в разработке и реализации дальнейших путей развития. Также при необходимости тьютор может содействовать при выборе университета и конкретного профиля подготовки. Исходя из этого, должна начаться подготовка к сдаче единых государственных экзаменов.

Стоить отметить, что в данном процессе школьники, включившись в исследовательскую деятельность, считают важным ее продолжение в университете. Это решение выступает главным мотивом продолжения образования по специальности. Такого исхода можно добиться с привитием интереса, путем педагогически организованной, целенаправленной научно-исследовательской работы, которая описана в данной статье.

В связи с этим в этапы тьюторского сопровождения не включили завершающий этап, так как подразумевается дальнейшее сотрудничество школьника и студента-тьютора, возможно, уже в студенческом сообществе. Это обусловлено особенностями позиции тьютора-студента: у него со школьником должны сложиться дружеские отношения, что немаловажно для совместной деятельности. Весь процесс сопровождается тем, что у них общение, работа строятся на принципе равенства, системы оценивания нет, школьник студентом должен быть принят таким, какой он есть на самом деле. Такой метод работы должен быть применен и в последующем. Таким образом, можем констатировать, что тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника основывается на таких принципах, как:

1. Принцип индивидуализации - предполагает собой педагогически организованную работу, основанную на индивидуальных способностях и интересах школьника.

2. Принцип открытости - обеспечивает свободное взаимодействие школьника с тьютором-студентом независимо от формы сотрудничества.

3. Принцип вариативности - наличие реального выбора построения индивидуальной траектории развития школьника по научно-исследовательской деятельности.

4. Принцип триединства - представляет активное взаимоотношение всех участников процесса: школьника, тьютора-студента, научного руководителя.

5. Стратегический принцип - основывается на решении вопроса выбора будущей профессии школьника и обеспечивает условие для подготовки к нему.

Вышеназванные принципы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника подчинены принципу гуманизма, обеспечивающему развитие и проявление индивидуальных способностей личности.

Таким образом, по итогам изучения теоретических основ, анализа и обобщения научных трудов ряда авторов, ученых-исследователей, педагогической практики в Республики Саха (Якутия) по вовлечению школьников в научно-исследовательскую деятельность обоснованы педагогические условия тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника, и авторами экспериментально проверены и обозначены результативность выявленных педагогических условий тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника:

- профильное обучение дает школьникам более полные, основательные знания о выбираемой профессии, обеспечивает высокий уровень формирования профессионального самоопределения, раскрывает их творческий потенциал;

- апробация предлагаемой модели тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности способствует индивидуализации образования путем выстраивания индивидуальной траектории школьника совместно с тьютором;

- персонализация в образовании направлена на создание индивидуальной образовательной программы по привитию школьника к научно-исследовательской деятельности посредством обновления содержания и технологий преподавания.

Результаты апробации предлагаемой модели тьютора-студента, проведенной на базе Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия), подтверждают ранее поставленную гипотезу.

Список источников

1. Арон И. С. Развитие личностных компетенций как психологической основы успешного профессионального самоопределения учащихся школы-интерната // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 40-46.

2. Егорова Р. И. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррек-ционной школы: дисс. ... к. пед. н. Якутск, 2007. 194 с.

3. Ильясов М. И. Организация учебно-воспитательной деятельности в системе «Средняя школа и учреждения профессионального образования» как условие профессионального самоопределения учащихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2: в 6-ти ч. Ч. 4. С. 127-134.

4. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/ (дата обращения: 15.10.2019).

5. Кобелева Л. Ю., Ильясов Д. Ф. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 177-183.

6. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

7. О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: законопроект № 701078-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/701078-7 (дата обращения: 02.10.2019).

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.11.2019).

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 27.11.2019).

10. Петунин О. В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии // Инновации в образовании. 2006. № 2. С. 58-68.

11. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 29-32.

12. Старовиков М. И. Учебная исследовательская деятельность школьника: определение, место и значение в учебном процессе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». 2006. № 2. С. 95-115.

13. Таньков Н. Н. Мониторинг сформированности профессионального самоопределения и профессиональной направленности старшеклассников (на примере сельских школ) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 892-896.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 413. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 24.10.2019).

15. Хайруллина А. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://urok. 1sept.ru/статьи/619991/ (дата обращения: 02.10.2019).

16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.

17. Челнокова Е. А. Сущность и содержание тьюторской деятельности в условиях профильного обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2009. № 4. С. 16-18.

18. Челнокова Е. А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 160 с.

19. Шалимова Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2012. 28 с.

20. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкуренто-ориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. № 1 (94). С. 100-118.

TUTOR'S SUPPORT OF SCHOOLCHILD'S RESEARCH ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF PROFILE TRAINING: PURPOSES, PRINCIPLES, STAGES

Danilov Igor' Al'bertovich Egorova Rimma Ignat'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk igor_danilov_2000@mail.ru; erimig@mail.ru

The article raises the problem of the schoolchild's professional self-determination under the conditions of profile training. The authors identify the purposes, principles and stages of tutor's support of the schoolchild's research activity. The experience of the Republican Lyceum - Boarding School of the Sakha Republic (Yakutia) is described. A model of a student-tutor is offered. The suggested approach is considered as an efficient means to solve the problem: research activity supported by a student-tutor facilitates career choice, promotes the development of the schoolchild's research competences.

Key words and phrases: student-tutor; tutor's support; research activity; profile training; Republican Lyceum - Boarding School.

УДК 3 7 Дата поступления рукописи: 15.11.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется понятие «педагогический дизайн» в отечественных и зарубежных исследованиях, а также предлагается его авторская интерпретация. Особое внимание уделяется средствам педагогического дизайна, условно названным визуальными, аудиальными, аудиовизуальными и предметно-пространственными. Они рассматриваются как соединение педагогических средств и средств дизайна на основе совокупности принципов (эффективное целеполагание, индивидуализация и нелинейность, комплексное воздействие на репрезентативные системы, рефлексивность и обратная связь, эстетизация). Автор описывает процесс создания одного из таких средств и эмпирически доказывает эффективность его использования в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Ключевые слова и фразы: педагогический дизайн; средства педагогического дизайна; принципы педагогического дизайна; образовательная среда; средства обучения; средства воспитания; формирование ценностных ориен-таций старшеклассников.

Демидова Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет demidova. i@unecon.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЕГО СРЕДСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Новый мир XXI века характеризуется неумолимо возрастающим объемом информации и обновлением знаний, появлением и внедрением новых технологий, расширением коммуникативного пространства (включая интернет-пространство и электронный текст, напоминающий бесконечный свиток), переоценкой ценностей и особенностями современного поколения обучающихся (фрагментарность мышления, мультизадачность, мобильность, снижение способности к эмпатии и др.). Все вышеперечисленное, а также требования федеральных образовательных стандартов стимулируют модернизацию системы образования и активизируют поиск новых подходов к обучению и воспитанию. Ответом на вызовы современности может стать педагогический дизайн, занимающийся вопросами создания эффективной образовательной среды, где на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов обеспечивается психологически комфортное развитие субъекта образования. Изучению педагогического дизайна посвящены работы как отечественных (А. П. Грецова [5], А. Г. Клепикова [7], М. Н. Краснянский и И. М. Радченко [9], К. Г. Кречетников [10], Е. Д. Патаракин [16], А. Ю. Уваров [20] и др.), так и зарубежных ученых (Л. Бриггс, У. Вэгер, Р. М. Ганье [24], В. Герлах и Д. Эли [25], У. Дик, Л. Кэри и Дж. Кэри [22], С. Рейгулут [30], Т. Рэган и П. Смит [34] и др.): в них разрабатываются определение, теоретические основы, принципы и модели. Однако следует отметить, что недостаточно внимания уделяется средствам педагогического дизайна, а также отсутствует достаточное количество экспериментальных данных, которые бы демонстрировали успешность применения таких средств в педагогической практике, что и обусловливает актуальность темы исследования. Целью исследования является раскрытие эффективности использования средств педагогического дизайна в педагогической практике. Основными задачами выступают уточнение понятия «педагогический дизайн», определение и верификация средств педагогического дизайна, а также оценка эффективности их применения. Научная новизна работы заключается в авторском определении терминов «педагогический дизайн» и «средства педагогического дизайна», эмпирическом подтверждении целесообразности внедрения средств педагогического дизайна в учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.