Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ТРЕНДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ИЗБЫТОЧНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабзина П.Г.

Введение. Быстрые темпы развития современного общества вынуждают рынок труда предъявлять постоянно обновляющиеся требования к выпускникам вузов. Однако программы высшего образования не обладают желаемой динамикой изменений в своем содержании, поскольку составляются на год набора студентов, а не с учетом новых, потенциально возможных условий трудоустройства по окончании четырех лет обучения. Подобная ситуация неопределенности ставит под вопрос долгосрочное планирование профессиональной деятельности выпускников, что заставляет обратиться к такому подходу в образовании, в результате которого выпускник приобрел бы умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Реализация подобной идеи возможна посредством тьюторского сопровождения, имеющего потенциал для организации и развития индивидуальной образовательной траектории.Материалы и методы. Исследование базируется на теоретическом анализе и интерпретации педагогической литературы по рассматриваемой теме, методах синтеза, аналогии, систематизации в целях обобщения и сопоставления данных.Результаты исследования. Необходимость соответствия современным стандартам и требованиям обусловило разработку учебных планов практик с использованием метода проектов в Самарском государственном техническом университете. Тьюторство в данной связи является важной частью университетского процесса преподавания и обучения, призванного улучшить показатели успеваемости студентов и дать им возможность достичь своих профессиональных целей. Опыт тьюторского сопровождения был получен изначально в ходе работы с проектной командой над созданием программы обучения иностранному языку в виртуальной реальности (2016-2019 гг.). Тьюторское сопровождение представлено в качестве педагогического условия, направленного на актуализацию и создание целостности содержания образования через индивидуальную траекторию с учетом личностных особенностей и потребностей обучающегося. Оно рассматривается как базовая стратегия для любой модели обучения, руководства студентами, индивидуализации и контроля. В данный период проектная работа ведется по трем образовательным трекам: «Школа лидера», «Технологическое предпринимательство» и «Высшая научная школа», - ориентированным на формирование проектных и исследовательских компетенций студентов, которые можно фиксировать как собственный компетентностный прирост.Обсуждение и заключения. Раскрыта сущность тьюторства как эффективной практики индивидуализации образовательного процесса. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Сделан вывод о том, что, поскольку задача тьютора - помочь обучающемуся с оптимальным выбором ресурсов для построения собственного образовательного маршрута, практику подобного взаимодействия следует применять в вузах для формирования у тьюторантов гибкого подхода к решению проблем в будущей профессиональной деятельности. Большая доля самостоятельности на протяжении обучения позволяет студенту самому заниматься целеполаганием, самосовершенствованием, рефлексией, поэтому в дальнейшей профессиональной жизни данные составляющие не вызовут у него затруднений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE PROJECT ACTIVITIES IMPLEMENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Introduction. The rapid development of modern society forces the labor market to impose constantly updated requirements on university graduates. However, higher education programs do not have the desired dynamics of change in their content, because they tend to meet the current needs rather than new, potentially possible employment terms at the end of four-year course of university study. This situation of uncertainty questions the long-term planning of graduates’ professional activities, which makes it necessary to set such an approach to educational process that will result in graduates’ developing the ability to define their own values, find resources to implement their goals, organize professional activities and reflect on them. The implementation of such an idea is possible through tutoring, which has the potential to facilitate the creation and development of the individual educational trajectory.Materials and Methods. The study is based on a theoretical analysis and interpretation of the pedagogical literature on the topic under consideration, the methods of synthesis, analogy, systematization in order to summarize and compare the data.Results. The need to meet modern standards and requirements has stimulated the introduction of project work in the curricular practice plans at Samara State Technical University. In this regard, tutoring is an important part of the university teaching and learning process, designed to improve students’ academic performance and enable them to achieve their professional goals. The tutoring experience was initially gained while working with the project team to create a virtual reality program for foreign language learning (2016-2019). Tutor support is considered as a pedagogical condition aimed at updating and creating the integrity of the educational content through an individual trajectory, taking into account the personal characteristics and needs of the learner. It is considered as a basic strategy for any model of learning, student guidance, individualization and control. Currently the project work is carried out on the basis of the following educational tracks - “Leader School”, “Technological Entrepreneurship” and “Higher Scientific School”, focused on the development of students’ project and research competencies, which can be fixed as their own competence growth.Discussion and Conclusions. The essence of tutoring as an effective practice of educational process individualization is revealed. The role of interactive position of a teacher in the implementation of tutoring practice is noted. It is concluded that since the tutor's task is to help the student with the optimal choice of resources for constructing his own educational trajectory, the practice of such interaction should be applied in universities to form a flexible approach for students to solve problems in future professional sphere. A large rate of independence during the learning process allows students to engage in goal-setting, self-improvement, reflection, so these components will not cause difficulties in their further professional life.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-4

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

П. Г. Лабзина1

1 Самарский государственный технический университет, Самара, Российская Федерация АННОТАЦИЯ

Введение. Быстрые темпы развития современного общества вынуждают рынок труда предъявлять постоянно обновляющиеся требования к выпускникам вузов. Однако программы высшего образования не обладают желаемой динамикой изменений в своем содержании, поскольку составляются на год набора студентов, а не с учетом новых, потенциально возможных условий трудоустройства по окончании четырех лет обучения. Подобная ситуация неопределенности ставит под вопрос долгосрочное планирование профессиональной деятельности выпускников, что заставляет обратиться к такому подходу в образовании, в результате которого выпускник приобрел бы умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Реализация подобной идеи возможна посредством тьюторского сопровождения, имеющего потенциал для организации и развития индивидуальной образовательной траектории.

Материалы и методы. Исследование базируется на теоретическом анализе и интерпретации педагогической литературы по рассматриваемой теме, методах синтеза, аналогии, систематизации в целях обобщения и сопоставления данных.

Результаты исследования. Необходимость соответствия современным стандартам и требованиям обусловило разработку учебных планов практик с использованием метода проектов в Самарском государственном техническом университете. Тьюторство в данной связи является важной частью университетского процесса преподавания и обучения, призванного улучшить показатели успеваемости студентов и дать им возможность достичь своих профессиональных целей. Опыт тьюторского сопровождения был получен изначально в ходе работы с проектной командой над созданием программы обучения иностранному языку в виртуальной реальности (2016-2019 гг.). Тьюторское сопровождение представлено в качестве педагогического условия, направленного на актуализацию и создание целостности содержания образования через индивидуальную траекторию с учетом личностных особенностей и потребностей обучающегося. Оно рассматривается как базовая стратегия для любой модели обучения, руководства студентами, индивидуализации и контроля. В данный период проектная работа ведется по трем образовательным трекам: «Школа лидера», «Технологическое предпринимательство» и «Высшая научная школа», - ориентированным на формирование проектных и исследовательских компетенций студентов, которые можно фиксировать как собственный компетентностный прирост.

Обсуждение и заключения. Раскрыта сущность тьюторства как эффективной практики индивидуализации образовательного процесса. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Сделан вывод о том, что, поскольку задача

тьютора - помочь обучающемуся с оптимальным выбором ресурсов для построения собственного образовательного маршрута, практику подобного взаимодействия следует применять в вузах для формирования у тьюторантов гибкого подхода к решению проблем в будущей профессиональной деятельности. Большая доля самостоятельности на протяжении обучения позволяет студенту самому заниматься целеполаганием, самосовершенствованием, рефлексией, поэтому в дальнейшей профессиональной жизни данные составляющие не вызовут у него затруднений.

Ключевые слова: тьютор, проектная работа, индивидуализация образования, образовательная траектория, тренды в образовании, избыточная среда вуза.

Для цитирования: Лабзина П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 4.

TUTOR SUPPORT AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE PROJECT ACTIVITIES IMPLEMENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

P. G. Labzina1

1Samara State Technical University, Samara, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The rapid development of modern society forces the labor market to impose constantly updated requirements on university graduates. However, higher education programs do not have the desired dynamics of change in their content, because they tend to meet the current needs rather than new, potentially possible employment terms at the end of four-year course of university study. This situation of uncertainty questions the long-term planning of graduates' professional activities, which makes it necessary to set such an approach to educational process that will result in graduates' developing the ability to define their own values, find resources to implement their goals, organize professional activities and reflect on them. The implementation of such an idea is possible through tutoring, which has the potential to facilitate the creation and development of the individual educational trajectory.

Materials and Methods. The study is based on a theoretical analysis and interpretation of the pedagogical literature on the topic under consideration, the methods of synthesis, analogy, systematization in order to summarize and compare the data.

Results. The need to meet modern standards and requirements has stimulated the introduction of project work in the curricular practice plans at Samara State Technical University. In this regard, tutoring is an important part of the university teaching and learning process, designed to improve students' academic performance and enable them to achieve their professional goals. The tutoring experience was initially gained while working with the project team to create a virtual reality program for foreign language learning (2016-2019). Tutor support is considered as a pedagogical condition aimed at updating and creating the integrity of the educational content through an individual trajectory, taking into account the personal characteristics and needs of the learner. It is considered as a basic strategy for any model of learning, student guidance, individualization and

control. Currently the project work is carried out on the basis of the following educational tracks -"Leader School", "Technological Entrepreneurship" and "Higher Scientific School", focused on the development of students' project and research competencies, which can be fixed as their own competence growth.

Discussion and Conclusions. The essence of tutoring as an effective practice of educational process individualization is revealed. The role of interactive position of a teacher in the implementation of tutoring practice is noted. It is concluded that since the tutor's task is to help the student with the optimal choice of resources for constructing his own educational trajectory, the practice of such interaction should be applied in universities to form a flexible approach for students to solve problems in future professional sphere. A large rate of independence during the learning process allows students to engage in goal-setting, self-improvement, reflection, so these components will not cause difficulties in their further professional life.

Keywords: tutor, project work, individualization of education, educational trajectory, trends in education, excess university environment.

For citation: Labzina P.G. Tutor support as a pedagogical condition for the project activities implementation of university students // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 3. P. 4.

Введение

Динамика развития современного общества заставляет выпускников вузов соответствовать новым стандартам жизни, акцентируя и профессиональную востребованность, которая обеспечивается гарантией того, что образование окажется адекватным требованиям не только настоящего, но и будущего социума. Кроме того, современные процессы мирового масштаба, несомненно, вызывают обеспокоенность и неуверенность студентов относительно будущих перспектив в профессиональной сфере. Как никогда становятся необходимыми поддержка со стороны преподавателей и оптимизация самого образовательного процесса.

Реформа образования в Российской Федерации предоставляет студентам новые права и возможности для самореализации. Эффективная система воспроизводства научных, инженерных и предпринимательских кадров является ключевым инструментом Стратегии научно-технологического развития России. Например, образовательная политика СамГТУ, согласно программе развития вуза, ориентирована на отказ от модели «конвейерного» образования, переход к экономике знаний, использование кастомизированного контента с целью создания среды развития личностных компетенций и «мягких» (транспрофессиональных) навыков обучающихся на основе принципа политехничности, обеспечивающих успешную самореализацию в широких сферах личной и социальной (включая профессиональную) деятельности. В приоритете - обеспечение привлекательности образовательной среды, образовательного контента и образовательных технологий университета для талантливых обучающихся и профессионалов в сфере образования [12].

Новые образовательные стандарты и концепция непрерывного образовательного процесса требуют изменений в организации условий реализации обучения высших учебных заведений, в том числе и во взаимоотношениях преподавателей и студентов. В некоторых вузах уже существует тенденция предоставлять студентам возможность самим формировать

свою программу обучения на основе консультации по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки при формировании студенческой образовательной траектории. Такой подход к обучению позволяет быстрее реагировать на изменения социально-экономической обстановки в мире, быстрее обновлять обучающие программы, своевременно внедрять новые инновационные технологии и методы обучения.

Заданное направление в развитии сферы образования побуждает современного педагога к изменениям в профессиональной деятельности, а именно создавать условия для получения знаний самим студентом, а не передавать ему знания в готовом виде. Подобные действия могут быть реализованы в лице тьюторов, выступающих фасилитаторами процесса конструирования того направления (траектории) образования, которое позволит обучающемуся правильно оценить свои силы и возможности для дальнейшей самореализации в различных сферах жизни. Однако следует отметить, что, несмотря на возрастающие потребности общества в подобной индивидуализации обучения, в высших учебных заведениях до сих пор не осуществлен переход к персонализации обучения на широкой и постоянной основе [15, 16].

На самом деле ощущается нехватка специалистов по построению индивидуального образовательного маршрута, под которым понимается конкретное направление развития личности с индивидуальными чертами в процессе образования. Тьюторское сопровождение, выражающееся в педагогической и психологической помощи студентам в их самореализации, выступает в качестве средства обеспечения формирования данной траектории.

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» и утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216). Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к реализации, и, как следствие, жизнеспособные современные модели индивидуализации высшего образования в российских вузах практически отсутствуют. Основными препятствиями выступают сложившийся порядок освоения образовательных программ, закреплённый в нормативной базе высшей школы, наряду с существующей системой финансирования вузов, ориентированной на нормативы для обучения групп с определённым количеством студентов [2, 10].

Концептуальное развитие тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузах является перспективным в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов различного профиля за счет конструктивного взаимодействия в образовательном пространстве, следствием чего является становление самодостаточной личности субъекта образовательного процесса, готовой к дальнейшей самореализации и саморазвитию.

Материалы и методы

В ходе исследования реализовывались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: контент-анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ технологий взаимодействия тьютора и обучающихся; анализ и сравнение отечественного и зарубежного опыта по проблеме статьи; педагогическое наблюдение за образовательным процессом; изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Обзор литературы

Тьюторство изучалось и продолжает изучаться многими исследователями, что нашло отражение в достаточном количестве определений «тьютора», таких как: педагог-наставник, преподаватель-консультант [11]; наставник, куратор студенческой группы [9]; индивидуальный научный руководитель обучающихся, воспитатель в учебном заведении [4]; индивидуальный научный консультант студента [8].

Основная идея приведенных определений заключается в понимании тьюторской деятельности как поддержки и помощи в самоопределении обучающихся; в создании условий для поиска, пробы себя в разных сферах; в планировании и организации учебной деятельности и самостоятельной работы обучающихся; а также как содействия при освоении и использовании знаний обучающимися для решения образовательных и жизненных проблем [13].

Анализ публикаций зарубежных и отечественных ученых (М. Бэйнтона, Ч. Ведемейера, Э. Гордон, С.И. Змеева, Е.Б. Колосовой, Н.В. Рыбалкина, У. Уэвелл, П.Г. Щедровицкий и др.), посвященных тьюторскому сопровождению, позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи выделяют несколько аспектов тьюторства в образовательном пространстве [5]:

- тьютор осуществляет «компенсаторную деятельность, направленную на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий». В таком аспекте деятельность тьютора направлена на преодоление разрыва между требованиями учебной программы и результатами ее освоения обучающимся. Системная работа тьютора фасилитирует процесс профессионально-личностного самоопределения обучающегося, делая его более продуктивным и менее напряженным [1];

- тьютор является неотъемлемым звеном в инклюзивном процессе в рамках активного внедрения в практику доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По мнению российских педагогов-психологов, в данной ситуации тьютор обеспечивает студентам с особыми образовательными потребностями условия для успешной социальной адаптации, а педагогам - уверенность в контролируемости образовательного процесса [14];

- тьютор способствует определению образовательного ориентира в общем списке дисциплин учебного плана, определению сферы научных интересов, организации эффективной самостоятельной деятельности обучающихся, необходимой для их дальнейшего личностно-профессионального становления, решения социальных и профессиональных задач

[17];

- позиция тьютора как наставника в процессе достижения метапредметных результатов образовательной деятельности прослеживается при стимулировании самостоятельного целеполагания обучающихся, выбора их собственной образовательной траектории, средств и методов для достижения желаемого результата [17].

В настоящее время наиболее оформленный подход к пониманию тьюторства в высшей школе представлен в исследованиях Т.М. Ковалевой на базе кафедры индивидуализации и тьюторства МИГУ. По ее определению, «тьютор - это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы» [7]. Также Т.М. Ковалева выделяет роль

тьютора как помощника обучающегося в выборе соответствующих ему направлений среди множества предложений в современном образовательном пространстве. Владение культурой выбора индивидуальной траектории согласно своим способностям и интересам фасилитирует дальнейшее личностное развитие, а образовательное пространство станет востребованным ресурсом для самообразования обучающегося. Работа тьютора и заключается в том, чтобы привить культуру выбора обучающемуся [6].

Опираясь на данное определение, можно заключить, что в качестве тьютора может выступать именно педагог, обладающий соответствующими компетенциями, определяющими специфичность тьюторской позиции в высшей школе. Под тьюторской компетенцией можно понимать «интегративное качество личности педагога, обладающего знаниями психологии и педагогики, владеющего навыками субъект-субъектного взаимодействия в социуме и реализующего на практике способность к выстраиванию траектории личностного развития подопечного» [3].

Особое внимание исследователи уделяют открытому образовательному пространству, которое является необходимым условием тьюторской деятельности. В задачи образовательной политики вузов, СамГТУ в частности, входит обеспечение роли образовательной среды как агрегатора исследовательской, инновационной, предпринимательской деятельности. Данные условия, адекватные сегодняшним вызовам, должны формироваться на основе объединенного интеллектуального ресурса университета (образовательного, исследовательского, инновационного и др.) и его академических и индустриальных партнеров [12]. Важно научить ориентироваться в избыточной среде, которая может быть представлена не только вузом, но и всей окружающей реальностью, научить выделять приоритеты и отбирать ресурсы, способные удовлетворить потребность в знаниях и приобретении опыта. В этом ключе образовательная среда вуза должна иметь следующие потенциальные характеристики:

- вариативность, проявляющуюся в возможностях выбора образовательного содержания и способов его освоения; совместная работа тьютора позволяет определить оптимальные для обучающегося «варианты»;

- открытость, позволяющую тьюторанту влиять на образовательное содержание, выражая свой актуальный запрос и предлагая свой вариант сценария;

- избыточность, выражающуюся в большем количестве ресурсов и маршрутов для освоения тьюторантом, чем он может потенциально освоить;

- неструктурированность, подразумевающую принципиально открытую, избыточную среду, лишенную готовых инструкций и правил, определяющих нормы образовательного движения тьюторанта;

- провокативность среды заложена в эффективном воздействии на эмоциональную сферу обучающегося с целью вызвать интеллектуальный отклик, инициировать обратную связь, но при этом не упускать из внимания индивидуальные особенности тьюторанта и соответствовать его культурному и социальному опыту, когнитивному стилю. В этой связи Т.М. Ковалева выделяет три вектора в работе тьютора: социальный вектор, ориентированный на анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор, определяющий изменение границ предметного знания и корректировку индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор, направленный на выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию

ресурсов. При данном подходе к рассмотрению тьюторской деятельности её можно определить как совместную работу тьютора и обучающегося, активирующую понимание студентами возможностей самоопределения в контексте личностного и профессионального развития и построения индивидуальной траектории при помощи ресурсов образовательного пространства вуза [6].

В контексте определения базовых моментов индивидуализации высшего образования таковыми выступают субъективные факторы, связанные с наличием провоцирующей ситуации, мотивирующей студента к освоению ряда компетенций и выбору своей траектории. Важную роль играют условия для формирования творческого взгляда обучающегося на образовательный процесс, дающего возможность воплощать в вузе зоны личностного развития и компетентностного роста. Вышесказанное дает основание полагать, что одним из продуктивных и субъектно-ориентированных способов индивидуализации образовательного процесса в вузе является проектный подход, предполагающий оптимизацию образовательных программ вуза за счет проектной деятельности [2].

Результаты исследования

Сопровождающая деятельность тьютора имеет свои этапы. При первой встрече возникает необходимость диагностики того этапа, на котором находится команда или отдельный человек для определения дальнейшей траектории развития. Диагностика может быть вербальной, когда в процессе разговора достаются необходимые данные, визуальной -информация подкрепляется картинками, стикерами и т.д. Тесты на данном этапе можно использовать как основу для вопросов, а не для «диагноза» (так как тьютор не психолог), для определения формата взаимодействия или базы для построения их собственной стратегии взаимодействия (например, если в команде есть интроверты, то с ними общение может быть на языке ТЗ). Игры более безопасны, так как часто тесты воспринимаются как инструмент для изучения личности. Чат-бот позволяет сделать диагностическую выжимку. Полезны тренинговые ситуации. На проектном этапе сопровождения осуществляется построение индивидуального или командного образовательного маршрута. Это делает сам тьюторант, но провоцировать (уровень, объем, темп) его и сопровождать - это задача тьютора. Необходимо спрогнозировать риски, осознание которых поможет справится с расстройством и разочарованием в ходе реализации проекта при возникновении сложностей. Образовательный маршрут не висит в вакууме, он привязан к определенной деятельности: проектная деятельность, практическая деятельность, деятельность по профессиональному самоопределению, деятельность по углубленному изучению предмета, деятельность по восполнению дефицитов в предмете. На этапе реализации - это действия самой команды или тьюторанта относительно достижения цели, которая у команды и отдельного участника может отличаться. Неотъемлемая часть реализации - это проблематизация, подразумевающая провоцирующие вопросы, которые обращают тьюторанта или команду к размышлению о том, как они двигаются в своей работе. Вопрос «А что, если...?» чаще всего приводит к дополнительным эффектам и интересным решениям. Потребность в решении проблемы и заставляет обратиться к дополнительным ресурсам (интернет-ресурсы, консультации экспертов). Сопоставление с исходной целью: используя вопросы, тьютор может навести на размышление, насколько правильными были изменения этой цели. Если что-то демотивирует участников команды, можно спросить, что мешает изменить цель и помочь отрефлексировать шаги по достижению цели. Рефлексия подразумевает не только

продукт проектной деятельности, к которому они пришли (прототип, решение кейса), но и компетенции команды, которые составят компетентностный профиль, то есть то, насколько они продвинулись в своем образовательном содержании. Здесь же происходит и диагностика изменений - сравнение того, что было, с тем, что получилось. Осмысление этой динамики помогает подумать в целом о пройденном пути, предположить перспективы дальнейшего роста.

Развитие современных технологий и социально-экономических отношений находят все большее отражение в изменении концепций структуры работы в организациях. В последние десятилетия в производственной и организационной сфере возрастает потребность в кооперации и сотрудничестве на рабочем месте, стала актуальной интеграция социальных, управленческих и технологических процессов, а обмен информацией приобрел глобальный характер. Все это требует пересмотра образовательного процесса как ресурсной основы для будущих выпускников вузов.

Чем больше ускоряется и усложняется мир и производство нового знания, тем сложнее станет выстраивать прогнозируемую траекторию обучения для вузов. Новая парадигма проектирования образования включает ориентацию на цели и способности обучающегося; активное вовлечение на всех стадиях проектирования образовательной программы; рефлексию (осмысление) обучающимся изменений в своей личной траектории обучения. Главное место отводится субъектности обучающихся, их способности «взять все в свои руки» так, чтобы результаты были оправданы и весомы и позволили бы брать ответственность за свои действия без боязни осуждения. Здесь уместно привести цитату Мишеля Фуко из его работы «Герменевтика субъекта»: «То, к чему он должен стремиться, -это не некоторое знание, которое займет место его незнания. То, к чему он должен стремиться, - это некий статус субъекта, которого у него никогда в жизни не было» [18].

Идея субъектности заключается в следующем:

- становится и быть автором собственной жизни, то есть избегать алгоритмов деятельности и готового сценария, выбирать свой вариант и объяснить, почему мы его выбираем, исходя из приоритетов на данный момент;

- управление своими действиями, то есть знать, почему ты действуешь именно так и почему ты можешь изменить свои действия;

- планирование способов своих действий, что выражается в способности предусмотреть разные варианты действия и их последствия; всё это позволяет избегать ситуаций, когда человек ищет виновного в своих ошибках, чтобы снять с себя ответственность;

- реализация намеченных программ;

- контроль ходов и оценивание.

Низкий уровень субъектности характеризуется потребительским уровнем знаний, то есть что ему рассказали, то он и принимает без сомнений; у индивида возникают проблемы с коммуникацией из-за отсутствия автономности действий и своего мнения. Приведенные идеи можно отобразить на следующей схеме (рисунок 1).

С тех пор, как СамГТУ принял стратегию образования в соответствии с современными стандартами и требованиями, в университете были разработаны учебные планы практик с использованием метода проектов. Тьюторство в данной связи является важной частью университетского процесса преподавания и обучения, призванного улучшить показатели успеваемости студентов и дать им возможность достичь своих

профессиональных целей. Оно рассматривается как базовая стратегия для любой модели обучения, руководства студентами, индивидуализации и контроля.

Образовательная деятельность СамГТУ

Избыточная образовательная среда

Сопровождающая деятельность

Диагностический этап Проектный этап Реализация Рефлексия

С1

Слбъсктность обучающегося

Рисунок 1

Educational activities of Samara State Technical University

Redundant educational environment

Accompanying activities

Diagnostic stage

Design stage Implementation Reflection

Subjectivity of the student

CI

Figure 1

В этой связи актуализируется потребность общества в становлении человека, обладающего навыками нестандартного, гибкого, творческого мышления, которое позволит ему активизировать свою деятельность и максимально реализовать потенциальные возможности. Опираясь на имеющийся опыт, считаем, что подготовка творческих инженеров возможна при организации образовательного процесса в рамках междисциплинарной проектной команды как потенциального условия для развития профессиональных компетенций студентов.

Поиск идей для улучшения качества и повышения эффективности обучения заставляет обращаться к проектно-командным формам образовательного процесса и вдумчиво подходить к выбору тематики работы. Опыт тьюторского сопровождения был получен изначально в ходе работы с проектной командой над созданием программы обучения иностранному языку в виртуальной реальности (2016-2019 гг.). Тьюторское сопровождение представлено в качестве педагогического условия, которое, во-первых, изменяет содержание образования, делает его более насыщенным и целостным, во-вторых, предполагает внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, в-третьих, активизирует познавательную деятельность обучаемых, формирует интегрированное профессиональное мышление. Подобная интеграция, включающая иностранный язык, специальность, компьютерные технологии, экономическое планирование, обеспечивает соответствие уровня подготовки выпускников вуза требованиям рынка профессий.

Идея заключалась в том, что членам команды было необходимо работать над созданием бизнес-идеи и составлением бизнес-плана. Студенты технической специальности занимались проектом с технической и эксплуатационной точки зрения, в то время как студенты, обучающиеся по экономическому направлению, предлагают видение и осмысление продукта, поддержку в исследовании рынка и, прежде всего, финансово-экономический анализ.

Целью реализации междисциплинарного взаимодействия является развитие у обучающихся профессиональной креативности, что позволит им самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; адаптировать и пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретать коммуникативные умения при работе в группе; развить исследовательские умения и нестандартное мышление.

В наши задачи как тьюторов входила работа по четкому распределению ролей внутри команды для уяснения задач, полномочий и ответственностей каждого обучающегося; по постановке общей цели для увеличения мотивации и продуктивности членов команды (при этом члены команды должны осознавать и быть готовыми выполнять порученные им задачи для достижения общей цели, чему помогала периодическая оценка достижений и обсуждение промежуточных результатов, мозговые штурмы и т.д.); по поддержанию стабильных рабочих отношений для открытой коммуникации, принятия ответственности за свои ошибки и эффективного разрешения конфликтов.

В Самарском государственном техническом университете в настоящее время проектная деятельность внедряется в виде рассредоточенной учебной практики и охватывает студентов с 1 по 3 курс, осваивающих уровень бакалавриата. Работа ведется по трем

образовательным трекам: «Школа лидера», «Технологическое предпринимательство» и «Высшая научная школа». Продукты деятельности у каждого направления различны, но имеют ряд общих черт. В большинстве треков подразумевается командная работа. Команда состоит в среднем из 5-10 человек. Сотрудники кафедры иностранных языков задействованы в работе трека «Школа лидера», проекты которого направлены на достижение результатов в области устойчивого развития и формирование лидерского потенциала.

Подобный опыт работы позволяет выделить критерии активной вовлеченности студента в командную работу:

- у студента есть осознание того, что результат деятельности будет зависеть от его действий;

- студент выражает свое мнение по поводу проекта, образовательного содержания;

- студент ориентирован на самостоятельное выполнение задач проекта;

- студент ищет возможности самосовершенствования за пределами программы;

- студент делает самостоятельный запрос на образовательное содержание.

В ходе взаимодействия с обучающимися в ходе проектной работы были реализованы следующие функции тьютора:

- методическая, обеспечивающая учебно-методическое сопровождение проектной работы;

- контрольно-диагностическая, охватывающая мониторинг планов обучающихся, их интересов и мотивов, а также выявление и анализ проблем и разработку способов их разрешения в ходе проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учебная, реализующаяся при организации проектной деятельности;

- проектировочная, заключающаяся в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, оптимизирующих достижение цели в заданных условиях проекта, выявлении возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем;

- консультационная, фасилитирующая решение возникающих затруднений и проблем обучающихся и актуализирующая их понимание своих образовательных и профессиональных перспектив;

- организаторская, ориентированная на вовлечение обучающихся в проектную деятельность, их сотрудничество и достижение ими цели;

- аналитическая, подразумевающая анализ и коррекцию процесса и результатов проектной работы, организацию системы педагогической помощи и поддержки;

- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;

- мотивационная, реализующаяся через стимулирование потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;

- рефлексивная, направленная на осознание самообразовательной деятельности в процессе проектной деятельности.

Обсуждение и заключения

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что тьютор объединяет различные аспекты развития навыков студентов и обеспечивает их согласованность и последовательность. Тьюторское сопровождение помогает обучающимся самим

выделять учебные приоритеты и видеть свои цели в образовании и основания собственного выбора, самостоятельно выстраивать стратегию достижения своих целей, используя для этого необходимые ресурсы.

Однако в качестве предполагаемых рисков внедрения индивидуальной образовательной траектории в вузе следует отметить возможное отсутствие мотивации со стороны обучающихся к индивидуализации образовательного процесса, слабый эффект проектной деятельности при заочной форме обучения, неготовность некоторых студентов к осознанному выбору траектории. В этих случаях требуется более детальная проработка тьюторских практик, направленных на становление учебного и раннего профессионального самоопределения (я специалист в узкой области или в широкой); развитие умения делать простой и сложный выбор (как определенная компетенция); оформление собственных интересов обучающегося и понимание, как это может влиять на качество жизни; формирование понимания и сознательного подчинения норме (в определенной среде существуют свои нормы, которые могут вызвать внутреннее сопротивление человека, что влияет на качество жизни и эффективность его деятельности. Непонимание, откуда эти нормы возникли, может быть травмирующим, вследствие чего человек как специалист работает не в полную силу; если человек понимает, что нормы устаревшие или требуют поправок, то он может стать инициатором/драйвером качественных изменений. Таким образом, опыт взаимодействия и осознания этих норм - очень качественный результат тьюторского сопровождения образовательного процесса); развитие опыта строительства и реализации новых норм; опыта работы с ресурсами различного типа (образовательная организация предлагает типовой набор ресурсов, но его можно расширить за счет внешних источников; подобный опыт обращения к более широкому спектру ресурсов поможет обучающемуся более гибко реагировать на внештатные ситуации и справляться с поставленными задачами); приобретение опыта самопрезентации для того, чтобы соответствовать уровню восприятия определенной аудитории, причем акцент должен быть именно на осознанной самопрезентации; практику работы в команде как результат осознанного командного взаимодействия; умение анализировать и корректировать собственную деятельность; опыт самооценки не только по определённым ситуациям, но и по определенным критериям, которые обучающийся сам для себя фиксирует; приобретение опыта строительства собственной индивидуальной образовательной траектории; формирование проектных и исследовательских компетенций, которые можно фиксировать как собственный компетентностный прирост.

Список использованных источников

1. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 24 с.

2. Данейкин Ю.В., Калинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, №8/9. С. 104-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116.

3. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №7(182). С. 98-104.

4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 01.12.2021).

5. Зыкова Н.Ю., Мазкина О.Б. Опыт организации тьюторского сопровождения в системе высшего образования // Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1.

6. Ковалева Т.М. Основные тенденции тьюторства в России // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: матер. науч.-практ. конф. Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 3-8.

7. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. №2. С. 163-180. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-2-163-180.

8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-komlev/index.htm (дата обращения: 01.12.2021).

9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2000. 856 с.

10. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, №3. С. 92-99. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.041.

11. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А. Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.

12. Программа развития Самарского государственного технического университета до 2025 года. URL: https://su.samgtu.ru/files (дата обращения: 03.12.2021).

13. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: «Принт», 2005.

14. Сергеева М.Г. Тьюторство в зарубежной и российской педагогической практике // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. С. 255-258.

15. Солодова Е.А., Ефимов П.П. Об актуальности тьюторства в современном образовании // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-tyutorstva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 19.12.2021).

16. Сысоева Е.В. Роль тьютора в образовательном пространстве высшей школы // Наука и современность. 2016. №44. URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/rol -tyutora-v-obrazovatelnom-prostranstve-vysshey-shkoly (дата обращения: 01.12.2021).

17. Файн Т.А. Тьюторство как технология социальной работы в образовательном пространстве общего образования // Технологии социальной работы в образовательной практике: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2016. С. 5-18.

18. Фуко М. Герменевтика субъекта. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 2007. 680 с.

References

1. Belickaya E.V. Tutor's system of education in modern education in England: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Volgograd, 2012. 24 p. (In Russ.)

2. Danejkin YU.V., Kalinskaya O.E., Fedotova N.G. Project approach to the implementation of an individual educational trajectory in a modern university. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 104-116, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116. (In Russ.)

3. Erofeeva N.E., Melekesov G.A., CHikova I.V. Experience in the implementation of tutor support of the educational process at the university. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 7 (182), pp. 98-104. (In Russ.)

4. Efremova T.F. Dictionary. Available at: https://www.efremova.info/ (accessed: 01.12.2021). (In Russ.)

5. Zykova N.YU., Mazkina O.B. Experience in organizing tutor support in the system of higher education. Pedagogicheskie issledovaniya, 2021, issue 1. (In Russ.)

6. Kovaleva T.M. The main tendencies of tutoring in Russia. T'yutorskoe soprovozhdenie individual'nyh obrazovatel'nyh programm na raznyh stupenyah obucheniya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm: PGGPU Publ., 2012. Pp. 3-8. (In Russ.)

7. Kovaleva T.M. Formation of a new profession of a tutor in Russian education. Voprosy obrazovaniya, 2011, no. 2, pp. 163-180, doi: 10.17323/1814-9545-2011-2-163-180. (In Russ.)

8. Komlev N.G. Dictionary of foreign words. Available at: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-komlev/index.htm (accessed: 01.12.2021). (In Russ.)

9. Krysin L.P. Explanatory dictionary of foreign words. Moscow, Russkij yazyk Publ., 2000. 856 p. (In Russ.)

10. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N., Aksenova N.M. Multidimensional space of student-centered learning. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 3, pp. 92-99, doi: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.041. (In Russ.)

11. Open distance education: glossary of terms / comp. A.A. Verbitsky, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya, S.A. Shchennikov. Zhukovsky, MIM LINK Publ., 2005. (In Russ.)

12. Samara State Technical University Development Program until 2025. Available at: https://su.samgtu.ru/files (accessed: 03.12.2021). (In Russ.)

13. Rybalkina N.V. On the history of tutoring. T'yutorstvo: koncepcii, tekhnologii, opyt. YUbilejnyj sbornik, posvyashchyonnyj 10-letiyu t'yutorskih konferencij. 1996-2005. Tomsk, Print Publ., 2005. (In Russ.)

14. Sergeeva M.G. Tutoring in foreign and Russian pedagogical practice. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 65-4, pp. 255-258. (In Russ.)

15. Solodova E.A., Efimov P.P. On the relevance of tutoring in modern education. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki, 2013, no. 30-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-tyutorstva-v-sovremennom-obrazovanii (accessed: 19.12.2021). (In Russ.)

16. Sysoeva E.V. The role of a tutor in the educational space of higher education. Nauka i sovremennost', 2016, no. 44. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tyutora-v-obrazovatelnom-prostranstve-vysshey-shkoly (accessed: 01.12.2021). (In Russ.)

17. Fajn T.A. Tutoring as a technology of social work in the educational space of general education. Tekhnologii social'noj raboty v obrazovatel'noj praktike: kollektivnaya monografiya /otvetstvennyj redaktor A.YU. Nagornova. Ulyanovsk, ZebraPubl., 2016. Pp. 5-18. (In Russ.)

18. Fuko M. Hermeneutics of the subject. Leningrad, Nauka. Leningradskoe otdelenie, 2007. 680 p. (In Russ.)

© Лабзина П.Г., 2022

Информация об авторах

Лабзина Полина Глебовна - кандидат педагогический наук, доцент кафедры иностранных

языков, Самарский государственный технический университет, Самара, Российская

Федерация, ORCID ID 0000-0002-1470-0143, e-mail: Labzinapg@mail.ru.

Information about the authors Labzina Polina G. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department, Samara State Technical University, Samara, Russian Federation, ORCID ID 0000-0002-1470-0143, e-mail: Labzinapg@mail.ru.

Поступила в редакцию: 10.04.2022 Принята к публикации: 09.08.2022 Опубликована: 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.