известия вгпу
А.И. ГАФНЕР (Тюмень)
тьюторскоЕ сопровождение исследовательской деятельности студентов как форма развития интеллектуального потенциала*
Раскрываются подходы к определению понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение», выделяются функции тьюторского сопровождения. Отражены основные идеи зарубежных и отечественных авторов, исследовавших тему тьюторского сопровождения. Проанализирован опыт организации тьюторского сопровождения в Тюменском государственном университете.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность.
Современные реалии динамично меняющегося общества заставляют человека постоянно совершенствоваться, быстро ориентироваться в большом потоке информации, отбирать и использовать необходимые в той или иной области деятельности знания, приобретать новые компетенции, а также принимать взвешенные решения в условиях неопределенности. Так, вопрос развития интеллектуальных и творческих способностей человека, его потенциала, а также наращивания ресурсности и расширения поля его возможностей становится одним из самых актуальных для вхождения личности в современное общество. В этой связи непрерывное образование или образование «через всю жизнь» становится актуальным для нашего времени, ведь образование напрямую влияет как на уровень жизни в стране, так и на социальный статус отдельной личности и тем самым становится важнейшим способом, средством и форматом самореализации.
На протяжении всей жизни образование позволяет человеку успешно решать повседневные и стратегические проблемы, проектировать и реализовывать личные и обществен-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ 19-29-07134 мк «Социально-экономические гарантии реализации интеллектуального потенциала молодежи: сравнительное исследование опыта России и Скандинавских стран».
но значимые цели. Важно понимать, что образование является лишь средством, с помощью которого человек обретает самого себя.
В связи с этим важную роль начинают играть практики, которые помогают человеку определить свое место в обществе, в мире, самореализоваться и осознать свои интенции. Одной из таких практик является тьюторское сопровождение.
Классическое тьюторство возникло в средневековой Англии в рамках университетского образования. В России же тьторство как образовательная практика начало развиваться сравнительно недавно. На протяжении 20 лет исследователи ведут активный поиск его оснований, которые могли бы вывести тьюторство на новый уровень.
Как отмечает В.М. Розин, «тьюторство возникло в связи с новой ситуацией в педагогике и образовании в целом. Особенно важное значение принимает тот факт, что педагогам становится непросто ориентироваться в сложном, неопределенном и вариативном образовательном пространстве [7]. Соответственно, в контексте исследуемой темы необходимо обратиться к трактовке понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение».
Изучением темы тьюторского сопровождения занимались как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Так, по мнению С. Дэвиса, тьютор - это преподаватель (инструктор), который преподает определенный предмет или обучает конкретным навыкам учащегося индивидуально (или в небольшой группе) [10].
А.В. Медведева определяет понятие «тьютор» как позицию наставника, сопровождающего процесс самообразования студента по индивидуальному маршруту обучения [5]. В свою очередь, Ю.Л. Деражне говорит о тьюторе как о преподавателе-консультанте, наставнике, партнере, который обеспечивает сопровождение индивидуальной траектории образования [3].
На основании представленных выше подходов к понятию «тьютор» мы можем говорить о том, что позиция тьютора предполагает систему сотрудничества и подталкивает тью-торанта к самостоятельному добыванию нового знания. Если рассматривать позицию тьютора с точки зрения современной дидактики, то в первую очередь это позиция, осуществляющая сопровождение, поддержание процесса самообразования на продуктивном уровне, разработку и помощь в реализации индивиду-
О Гафнер А.И., 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
альных образовательных траекторий и программ развития. В свою очередь, тьюторское сопровождение приобретает высокую значимость в контексте индивидуализации образования и становится неотъемлемой частью образовательного процесса.
Так, автор первых лекций по тьюторству П.Г. Щедровицкий определяет тьюторское сопровождение как педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для разработки индивидуальной' образовательной программы [8]. Как отмечает Г.М. Беспалова, тьюторское сопровождение - это особый тип педагогического сопровождения, в ходе которого обучающийся выполняет образовательное действие, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления [1]. По Б.Д. Эль-конину, тьюторское сопровождение - это особый вид образовательной деятельности, который заключается в поддержке и сопровождении образовательной траектории студента, в выявлении его индивидуальных особенностей и способностей, а также сопровождение ребенка в тех видах деятельности, в которых он может максимально самореализоваться [9].
Таким образом, проанализировав подходы к понятию «тьюторское сопровождение», мы можем констатировать, что тьюторское сопровождение предполагает:
- помощь в решении актуальных психологических и познавательных проблем;
- организацию профессиональной педагогической поддержки индивидуального развития студента, его познавательного потенциала и готовности к его реализации;
- помощь в разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- помощь в осуществлении жизненного выбора и принятий решений;
- помощь в реализации личностного потенциала;
- удовлетворение потребности субъектов в самоопределении;
- «обеспечение» профессионального будущего личности;
- «запуск» и активизацию механизмов саморазвития;
- становление студентов как осмысленных субъектов профессиональной деятельности;
- динамику самосознания и самоопределения личности;
- оптимизацию связей личности с образовательной средой.
Вместе с этим, раскрывая сущность и потенциал тьюторского сопровождения как одной из ведущих образовательных практик в современном образовательном пространстве, необходимо сказать о его функциях.
Существуют разные подходы к классификации функций тьюторского сопровождения, но более полное их описание представлено Е.В. Гаймановой, И.Б. Храпковым. Так, они выделяют следующие функции тьютор-ского сопровождения:
1) информационно-содержательную (данная функция предполагает демонстрацию тьютором способов и методов работы с новой информацией);
2) контрольно-диагностическую (заключается в диагностике, анализе, коррекции и контроле деятельности тьюторанта);
3) организационно-деятельностную (тьютор организует образовательное пространство для тьюторантов, в том числе для личных и групповых консультаций, в онлайн- и офлайн-форматах);
4) проективную (тьютор разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию с учетом целей, возможностей и пожеланий тьюторанта);
5) рефлексивную (заключается в том, что тьютор организует рефлексивную деятельность тьюторанта на каждом этапе обучения);
6) технологическую (тьютор интегрирует технологии в образовательные стратегии);
7) мотивационную (тьютор создает условия и содействует осознанию собственных интенций тьюторната, его потенциала и возможностей, связанных с удовлетворением его образовательных потребностей);
8) консультативную (сопровождение студента во всех контекстах освоения навыков обучения, индивидуальное и групповое консультирование) [9].
Обобщая, можно сказать, что сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании педагогом-наставником ситуации осмысления своим подопечным собственных образовательных выборов и действий. Тьютор помогает своему подопечному выстроить самостоятельные шаги для решения своего образовательного вопроса, обсуждает результаты его действий, корректирует его образовательный маршрут. В процессе своей деятельности тьютор выполняет множество функций и может выступать с позиции разных ролей по отношению к обучающемуся.
Тьюторское сопровождение находит свое отражение не только в развитии и актуализации личностных ресурсов, но и в развитии по-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
знавательных процессов, в том числе исследовательского потенциала обучающегося. В свою очередь, развитие интеллектуального потенциала является первостепенной задачей современного вуза. Процесс профессиональной подготовки должен быть соотнесен с новыми требованиями к мыслительным способностям выпускника [4].
Т.М. Ковалёва утверждает, что тьютор-ское сопровождение - это педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, раскрытие его интеллектуального потенциала путем вовлечения в различные виды деятельности (практику, учебную и исследовательскую деятельность), а также формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося в условиях индивидуальных образовательных траекторий [6]. Вместе с этим сложность, неопределенность и вариативность образовательного пространства, необходимость выбора своего пути в этом пространстве, проектирования индивидуальной образовательной траектории как своего рода маршрута прохождения этого пути предполагает ориентировку студента в этом пространстве, сознательное выстраивание своих жизненных, профессиональных, образовательных перспектив и проектирование соответствующих траекторий, субъектную активность и целенаправленное следование выбранному пути.
Наряду с индивидуализацией образования у студентов возникают некоторые сложности в образовательном процессе. Так в большом потоке информации и многообразии научных практик студенту становится сложно ориентироваться в информационном пространстве научно-исследовательской деятельности, а также без профессионального сопровождения тяжело дается качественная подготовка исследовательского продукта.
В этом ключе особую важность приобретает тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студентов. Здесь тьютор выступает в роли проводника в мир науки. В контексте свой деятельности тьютор помогает раскрыть исследовательский потенциал студента, создавая ресурсное поле для его возможностей, информируя учащихся об актуальных исследовательских проектах, поддерживая инициативы студентов, а также сопровождая научно-исследовательские проекты и отслеживая динамику их результативности.
Нужно сказать, что сегодня тьюторство как образовательная практика (в том числе в контексте исследовательской деятельности) широко внедряется в университеты на-
шей страны. Так, можно отметить позитивный опыт Тюменского государственного университета. В контексте индивидуализации образования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в ТюмГУ создан Центр тьюторского сопровождения, цель которого - навигация студентов в образовательном пространстве.
Тьютор помогает студенту осознать свои интересы и склонности, оказывает поддержку в совершении выбора образовательных курсов, тем самым способствует выстраиванию индивидуального образовательного маршрута студента, а также при необходимости оказывает помощь в его коррекции.
Данная практика применяется в ТюмГУ с 2017 г., и за это время тьюторское сопровождение зарекомендовало себя как эффективная образовательная практика. Студенты отмечают, что тьютор помогает им справиться с выбором в образовании и сориентироваться в поле университетских возможностей,
Изучив и проанализировав потенциал тьюторского сопровождения, мы можем констатировать, что возможности тьюторского сопровождения в целом могут положительно влиять на развитие личностных качеств обучающегося, а также на раскрытие его интеллектуального потенциала, поскольку тьютор в контексте тьюторского сопровождения создает ресурсное поле как для актуализации самопроцессов личности, так и для раскрытия интеллектуального потенциала обучающегося; содействует проектированию и реализации индивидуальных маршрутов в образовательном пространстве университета; сопровождает индивидуальные проекты обучающегося; способствует развитию рефлексивной позиции в отношении приобретаемого личностного и исследовательского опыта.
Таким образом, обоснование актуальности тьюторского сопровождения интеллектуального потенциала студентов открывает широкие перспективы для дальнейших исследований: дает возможность для осмысления места тьюторского сопровождения в объектном поле современной педагогики.
Список литературы
1. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию [Электронный ресурс]. URL: http://lerner.edu3000. ru/bespalova.htm (дата обращения: 25.03.2021).
2. Гайманова Е.В., Храпков И.Б. Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа. М., 2009.
педагогические науки
3. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: науч.-метод. пособие. М., 1997.
4. Емельянова И.Н. Развитие интеллектуального потенциала студентов в образовательной среде вуза // Инженерное образование. 2020. № 27. С. 55-63.
5. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства». Владивосток, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_ center/index.php?p=epubHcations (дата обращения: 30.03.2021).
6. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.]. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012.
7. Розин В.М. Развитие и воспитание человека в пространстве индивидуальной и социальной жизни. М.; Тверь, 2016.
8. Степанов С.А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации. Из опыта, полученного при работе в разновозрастном классе «Свой Путь» (г. Бердск Новосибирской области) // Человек^И. 2015. № 10. С. 133-140.
9. Степанов С.Д. Б. Эльконин (1904-1984) // Его же. Психология в лицах. М., 2001. С. 325-330.
10. Davies S. School Choice by Default? Understanding the Growing Demand for Private Tutoring in Canada // American Journal of Education. 2004. № 110(3). P. 233-255.
1. Bespalova G.M. T'yutorskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti k samoobrazovaniyu [Elek-tronnyi resurs]. URL: http://lerner.edu3000.ru/bes palova.htm (data obrashcheniya: 25.03.2021).
2. Gaimanova E.V., Hrapkov I.B. T'yutorskoe soprovozhdenie studentov Instituta psihoanaliza. M., 2009.
3. Derazhne Yu.L. Pedagogicheskie osnovy otkrytogo obucheniya: nauch.-metod. posobie. M., 1997.
4. Emel'yanova I.N. Razvitie intellektual'nogo potenciala studentov v obrazovatel'noj srede vuza // Inzhenernoe obrazovanie. 2020. № 27. S. 55-63.
5. Istoricheskie istoki i teoreticheskie osnovy t'yutorstva: hrestomatiinyi uchebnik po discipline «Istoricheskie istoki i teoreticheskie osnovy t'yutorstva». Vladivostok, 2014 [Elektronnyi resurs]. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p= epublications (data obrashcheniya: 30.03.2021).
6. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.Yu. [i dr.]. Professiya «t'yutor». M.; Tver', 2012.
7. Rozin V.M. Razvitie i vospitanie cheloveka v prostranstve individual'noi i social'noi zhizni. M.; Tver', 2016.
8. Stepanov S.A. Antropologiya t'yutorstva. K voprosu o samonavigacii. Iz opyta, poluchennogo pri
rabote v raznovozrastnom klasse «Svoj Put'» (g. Berdsk Novosibirskoj oblasti) // Chelovek.RU. 2015. № 10. S. 133-140.
9. Stepanov S.D. B. El'konin (1904-1984) // Ego zhe. Psihologiya v licah. M., 2001. S. 325-330.
Tutor support of students research activities as the form of the development of intellectual potential
The article deals with the approaches to the definition of the concepts of "tutor" and "tutor support". There are revealed the functions of tutor support. There are described the main ideas of foreign and domestic authors who have studied the topic of tutor support. The author analyzes the experience of organizing tutor support at Tyumen State University.
Key words: tutor, tutor support, intellectual potential, research activities.
(Статья поступила в редакцию 12.04.2021)
Е.А. рудЕнко, н.н. руБцовА (волгоград)
диагностика гибких навыков студентов педагогического вуза*
Обосновывается отбор диагностического материала для оценки гибких навыков (soft skills) при исследовании профессиональных дефицитов будущих педагогов. Представлены результаты наблюдения за проявлением у студентов педагогического вуза гибких навыков социального типа.
Ключевые слова: гибкие навыки (soft skills), жесткие навыки, классификация гибких навыков, диагностика профессиональных дефици-
В настоящее время перед нашей страной стоит задача разработки образовательной политики, адекватной новым реалиям. В условиях перехода к информационной стадии разви-
* Статья публикуется в рамках внутривузовского гранта «Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций в процессе подготовки будущего педагога».
О Руденко Е.А., Рубцова Н.Н., 2021
* *
*