Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЬЮТОР / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ СПЕЦКУРС / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Н. И.

Статья посвящена проблеме эффективной организации учебного процесса, базирующегося на использовании дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации работников образования. Автор обосновывает необходимость развития в Нижегородской области системы тьюторской поддержки дистанционных курсов краткосрочного повышения квалификации, предполагающей формирование команды тьюторов - опытных педагогов-консультантов, сопровождающих реализацию дистанционного учебного процесса. Содержательные и методические аспекты тьюторской поддержки дистанционного учебного процесса освещены с позиций здоровьесбережения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

ИЙГ

Информатизация образования

ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,

заведующая лабораторией дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО

Статья посвящена проблеме эффективной организации учебного процесса, базирующегося на использовании дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации работников образования. Автор обосновывает необходимость развития в Нижегородской области системы тьюторской поддержки дистанционных курсов краткосрочного повышения квалификации, предполагающей формирование команды тьюторов — опытных педагогов-консультантов, сопровождающих реализацию дистанционного учебного процесса. Содержательные и методические аспекты тьюторской поддержки дистанционного учебного процесса освещены с позиций здоровьесбережения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, тьютор, программы повышения квалификации, пропедевтический спецкурс, здоровьесберегающие образовательные технологии

Дистанционное обучение является сегодня эффективной инновационной формой повышения квалификации работников системы образования Нижегородской области. Внедрение дистанционных форм повышения квалификации в систему постдипломного образования педагогов ставит перед сотрудниками Нижегородского института развития образования задачу эффективной организации учебного процесса на основе применения дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ).

Недостаточный уровень компетентности педагогов в области использования новейших средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), связанный, как правило, с отсутствием компьютеров как дома, так и на рабочих местах, неактивное применение педагогами стандартного программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов как в классно-урочной, так и в профессиональной деятельности ведут к проблемам использования компьютерных средств и средств телекомму-

никаций в дистанционном учебном процессе.

Следуя основному положению приказа Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому «целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)», мы пытаемся разработать систему комфортных условий для реализации процесса дистанционного повышения квалификации педагогов, находящихся в удаленных районах Нижегородской области. Одним из важнейших условий комфортности обучения наших слушателей мы считаем развитие системы тьюторской поддержки дистанционного учебного процесса, которая успешно реализуется на базе хорошо оснащенных компьютерных классов районных образовательных учреждений — опорных площадок дистанционного обучения.

Тьютором (англ. tutor; от лат. tueor — наблюдаю, забочусь) мы называем специальным образом подготовленного, квалифицированного в сфере ИКТ преподавателя-предметника или методиста, работающего на опорной площадке дистанционного обучения и осуществляющего организационную и методическую помощь обучаемым в ходе конкретного дистанционного курса. В педагогические задачи тьютора также входит пропедевтическая подготовка обучающихся (педагогов, приступающих к обучению по программе дистанционного курса) как в области использования средств ИКТ, так и для достижения базового уровня здоровьесбе-регающей компетентности.

В целях подготовки команды тьюторов дистанционного обучения мы выявили опытных преподавателей информатики, а также квалифицированных в области использования средств ИКТ методи-

стов районных методических служб, прошедших трехуровневую курсовую подготовку по специальным программам повышения квалификации, реализуемым в рамках областной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2001—2006)», а также по программам регионального центра интернет-образования и учебного центра Intel.

Подготовка тьюторов к эффективному сопровождению дистанционных курсов, а также реализации пропедевтического спецкурса для педагогов, приступающих к дистанционному обучению, осуществляется в рамках очного курса повышения квалификации «Дистанционные технологии в системе повышения квалификации работников образования» (36 учебных часов), разработанного сотрудниками лаборатории дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО. Главная цель данной программы — развить профессиональную позицию педагога-тьютора на основе повышения уровня компетентности в области ИКТ, дистанционного обучения, а также здоровьесберегающих технологий.

Курс реализуется на территории Нижегородского института развития образования; курсовую подготовку обеспечивают преподаватели — специалисты в области информационных систем, разработчики курсов дистанционного обучения и администратор системы дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО. Содержательные компоненты курса актуализируют теоретические, практические и организационные вопросы становления и развития системы дистанционного обучения, проблемы и особенности обучения взрослых в условиях активного использования в учебном процессе средств телекоммуникаций, знакомят с информационным контентом данного курса, кратко освещают его предметное содержание и специ-

Одним из важнейших условий комфортности обучения педагогов является развитие системы тьюторской поддержки дистанционного учебного процесса.

Информатизация образования_

фику педагогической деятельности в среде дистанционного обучения.

Особое внимание уделяется проблемам внедрения в дистанционный учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий и развитию коммуникативных способностей участников дистанционного учебного взаимодействия на основе активного освоения сервисов среды обучения. Под здоровьесберегаю-щими образовательными технологиями (далее ЗОТ) дистанционного образовательного процесса мы понимаем совокупность всех применяемых приемов, методов и средств, не только оберегающих здоровье участников образовательного процесса от неблагоприятного воздействия факторов телекоммуникационной образовательной среды, но и способствующих воспитанию культуры здоровьесберегающей учебной деятельности при использовании информационно-коммуникационных средств и ресурсов сети Интернет. Комплексное применение в дистанционном образовательном процессе различных видов ЗОТ позволяет:

3 дать обучающимся качественные знания по вопросам здоровьесбережения в условиях учебного взаимодействия в виртуальной среде обучения посредством включения в образовательные программы специальных учебных тем и предоставления соответствующих информационных материалов (информационно-обучающие технологии);

3 ограничить объем учебной нагрузки обучающихся, что предотвратит переутомление, посредством выполнения санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами (защитно-профилактические технологии);

3 нейтрализовать негативные воздействия средств телекоммуникаций посред-

Спецкурс «ИКТ в дистанционном обучении» призван обеспечить равный стартовый уровень знаний и умений в области использования средств телекоммуникаций, познакомить педагогов со средой виртуального взаимодействия, сформировать коммуникативные навыки общения в сети Интернет.

ством включения в дистанционные занятия пауз, обеспечивающих эмоциональную и физиологическую разрядку, а также минут покоя, помогающих преодолеть статичность занятия, снижающих психоэмоциональное напряжение и стрессоген-ные воздействия информационно-коммуникационной среды (компенсаторно-нейтрализующие технологии);

3 активизировать силы организма обучающихся посредством использования коммуникативных приемов снятия депрессии, уныния и апатии (стимулирующие технологии).

Дистанционное обучение педагогов начинается с работы по программе спецкурса «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении» (36 учебных часов), который реализуется на удаленной опорной площадке силами тьютора. Занятия проводятся в очном режиме в комфортных условиях, предусматривающих наличие индивидуального рабочего места и организацию занятий в удобное время. Содержательные компоненты спецкурса подчинены поставленным нами целям: обеспечить равный стартовый уровень знаний и умений в области использования средств телекоммуникаций, познакомить педагогов со средой виртуального взаимодействия, сформировать коммуникативные навыки общения в сети Интернет.

Особое значение мы придаем учебному блоку, посвященному проблемам сохранения и поддержания здоровья в условиях дистанционного учебного процесса, формирования ценностных ориен-таций на здоровьесбережение и внедрения в индивидуальный и коллективный учебный процесс здоровьесберегающих технологий. При разработке структуры и содержания спецкурса мы преследовали главную цель — обеспечить условия реализации эффективной педагогической деятельности в курсе дистанционного обучения, основанной на корректных телекоммуникационных взаимодействиях в здоровьесберегающей среде.

Отметим, что особо важными факторами успешной деятельности тьютора являются хорошее владение средствами ИКТ, высокая коммуникативная компетентность, умение оказать обучающимся своевременную психолого-педагогическую поддержку, что способствует повышению эмоционального настроя. Формируя механизмы обучения тьюторов, мы учитывали также тот факт, что при реализации дистанционного курса с поддержкой тьютора желательно (но, как мы считаем, не обязательно) достижение им определенного уровня знаний в соответствующей предметной области, что также обеспечивает качественную поддержку дистанционного учебного процесса. Заметим, что в становлении профессиональной позиции тьютора развитие коммуникативной активности и ИКТ-компетентности имеет существенное значение, так как именно эти компетенции будут играть ведущую роль в его педагогической деятельности по сопровождению дистанционного учебного процесса.

Таким образом, развитие системы тьюторской поддержки дистанционного обучения в информационно-коммуникационной среде предполагает комплексное решение задач эффективного сопровождения дистанционного обучения педагогов, включающее развитие профессионал ь-ной позиции тьютора как педагога, что и было заложено в основу наших учебных программ, предназначенных для совершенствования профессиональных компетенций тьюторов дистанционного обучения.

Дальнейшее становление системы тью-торской поддержки дистанционного обучения предусматривает организацию в каждом районе Нижегородской области опорной площадки подобного обучения во главе с квалифицированным педагогом — консультантом в области использования средств телекоммуникаций, что позволит создать комфортную образовательную среду дистанционного обучения педагогов и школьников.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

С. Н. ИСАКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ГОУ ДПО НИРО

В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. Автор описывает основные методические принципы обучения английскому языку в рамках использования ИКТ. В статье также перечисляются основные функции ИКТ при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.