Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАВАЛИФИКАЦИИ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Н. И.

Статья посвящена актуальной проблеме становления и развития системы дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области. Рассматриваются различные модели организации процесса дистанционного обучения и перспективы развития спектра дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО. Особое внимание уделяется проблеме интеграции тьюторского сопровождения в учебный процесс, основанный на использовании дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

7. Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 2002. — № 12. — С. 2—6.

8. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М. : Владос, 2000. — 320 с.

9. Шелепаева, А. Х. Поурочные разработки по информатике : универсальное пособие: 8—9 классы / А. Х. Шелепаева. — М. : ВАКО, 2005. — 288 с.

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,

руководитель Центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО

Статья посвящена актуальной проблеме становления и развития системы дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области. Рассматриваются различные модели организации процесса дистанционного обучения и перспективы развития спектра дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО. Особое внимание уделяется проблеме интеграции тьюторского сопровождения в учебный процесс, основанный на использовании дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение кавалификации, тьютор-ское сопровождение, модели организации дистанционного повышения квалификации педагогов

Дистанционное обучение проникает в систему российского образования стремительно и настойчиво, наиболее адекватно соответствуя логике его развития, привлекая своим удобством, доступностью, современными педагогическими средствами и технологиями организации учебного процесса. В условиях развития процессов информатизации и модернизации российского образования, а также в условиях отставания финансирования системы образования от опережающих образовательных потребностей

этой системы, включение в учебную практику учреждений дополнительного профессионального образования дистанционных образовательных технологий не только позволяет снизить затраты на обучение педагогов, но и реформирует сам учебный процесс, делая его гибким, удобным, творческим, практико- и личностно ориентированным.

Становление и развитие современной системы дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области базируются на концептуальных ос-

новах открытого, вариативного и непрерывного образования. Это во многом определяется взаимосвязанным единством различных факторов, обусловливающих социальную востребованность открытых образовательных систем: повышение спроса на дополнительное профессиональное образование в условиях развития информационного общества, соответствие содержания и качества образования современным запросам личности, повышение доступности образования. Открытость образования, в свою очередь, предполагает гармоничную интеграцию различных технологий обучения, способствующую повышению эффективности образовательного процесса, ориентированного на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых.

Проведенные исследования [1] показывают, что если традиционные формы обучения полностью заменяются дистанционными, то конечные результаты остаются примерно одинаковыми, в то время как разумное их сочетание значительно повышает эффективность и результативность образовательного процесса. В условиях постдипломного образования педагогов реализация дистанционного обучения, ориентированного на широкое использование интерактивных средств телекоммуникаций, требует поиска эффективных организационных и педагогических решений, способствующих повышению комфортности при реализации учебного процесса и нейтрализации негативных факторов, снижающих его результативность. При этом немаловажной оказывается проблема разработки теории и практики организации здоровьесберега-ющего процесса дистанционного обучения, базирующегося на всестороннем учете возможных влияний психолого-педагогических воздействий виртуальных коммуникаций на участников дистанционного учебного процесса.

Проанализировав данные проблемы, можно выявить ряд актуальных задач, требующих первоочередного решения на

различных этапах становления системы дистанционного обучения.

На этапе проектирования — это выбор технологической основы (оболочки дистанционного обучения) и соответствующей ей модели дистанционного обучения, включающей отбор и структурирование содержания, определение методов и форм дистанционного взаимодействия и контроля.

На этапе организации и реализации учебного процесса — это разработка эффективных механизмов управления учебной деятельностью обучающихся, ориентированных на решение актуальных проблем мотивации, целеполагания и самообучения, создания психологически благоприятных коммуникативных взаимодействий, а также реализации в учебном процессе здоровье-сберегающих образовательных технологий.

Решение выявленных задач при использовании дистанционных технологий в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров требует выверенных мер методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения деятельности обучающихся. Мы считаем, что единство технологического и содержательного, мотивационно-целевого, коммуникативного и здоровье-сберегающего компонентов при разработке механизмов реализации программ дополнительного профессионального образования является важным условием эффективного функционирования системы дистанционного повышения квалификации педагогов. Разрешение противоречий, возникающих на первых этапах проектирования и реализации учебного процесса, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования, мы видим в разработке и внедрении эффективной модели дистанционного обучения.

Традиционные формы обучения заменяются дистанционными, но конечные результаты остаются примерно одинаковыми, в то время как разумное их сочетание значительно повышает эффективность и результативность образовательного процесса.

Специфической чертой дистанционного обучения является целенаправленная, контролируемая, самостоятельная работа обучающегося. В соответствии с этим, базируясь на ключевых принципах гуманистической педагогики, ведущих принципах развития дистанционного обучения в России и содержательных принципах, заложенных в программу развития ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» на 2009—2011 гг., нами разработана модель региональной системы дистанционного повышения квалификации педагогов, в которой интегративно используются сетевые, кейс-технологии и технологии очного обучения (так называемая смешанная модель дистанционного обучения). При этом основным функциональным механизмом организации учебной деятельности является рефлексивное управление образовательным процессом со стороны преподавателей дистанционных курсов и сопровождение образования и самообразования обучаемых тьюторами системы дистанционного обучения (см. схему на с. 23).

Интеграция тьюторского сопровождения в региональную модель дистанционного повышения квалификации работников образования обусловлена спецификой дистанционного обучения, предполагающего комплексное решение задач самообразования на основе использования в учебном процессе разнообразного спектра информационно-коммуникационных средств, организацию эффективного и комфортного взаимодействия педагогов и обучаемых при условии дистанцирован-ности образовательного учреждения и обучаемых. Структурно модель включает две составляющие, характеризующие специфику организации процесса дистанционного обучения:

3 администрирование учебного процесса;

Специфической чертой дистанционного обучения является целенаправленная, контролируемая, самостоятельная работа обучающегося.

3 управление учебным процессом как педагогическую составляющую, предполагающую собственно реализацию учебного процесса.

Администрирование процесса дистанционного обучения обеспечивает реализацию организационных механизмов инициализации и становления дистанционного повышения квалификации работников образования в условиях нормативно-правового урегулирования административных и финансовых вопросов. Для обеспечения эффективного административного взаимодействия субъектов, отвечающих за организацию курса дистанционного обучения, нами разработан специальный механизм (управленческая технология), позволяющий оптимизировать управляющие процессы, — «портфель организационных документов курса дистанционного обучения», включающий шаблоны административно-финансовых документов, организационную схему взаимодействий всех субъектов, участвующих в процедурах инициализации и реализации дистанционного курса, а также шаблоны учебно-методических документов, позволяющих методом коррекции быстро и эффективно разработать документы для конкретного курса. Мы считаем, что административные механизмы должны органично сочетаться со всеми составляющими процесса дистанционного взаимодействия. Это система, содержащая взаимосвязанные компоненты, функционирующие на основе реализации единых целей и задач.

Педагогическая составляющая нашей модели разработана с позиций формирования условий эффективного педагогического сопровождения учебной деятельности и реализации механизмов управления учебным процессом с учетом трех уровней взаимодействия субъектов образовательной деятельности и с позиций обеспечения комфортности реализации учебного процесса. Педагогическую составляющую региональной модели дистанционного повышения квалификации ра-

Региональная модель дистанционного повышения квалификации работников образования

Условия

Нормативно- Информационно- Возрастно- Содержательно- Организационно-

правовые коммуникативные психологические деятельностные методические

Управленческая технология

Администратор ГОУ ДПО Администратор опорной площадки ДО

Г'

/

Информационно-образовательная среда

о о о о о

го

Еа

ск го

I

ср >

I

о о

о

\

V

Преподаватели ГОУ ДПО НИРО

Тьюторы

Опорная площадка ДО

Преподаватель дистанционного

курса ГОУ ДПО НИРО

ГОУ ДПО НИРО

я

5 а

1- н т

О с

О о н

I ч

л и

с л

а) и

1-

к а) я а в

а о

л

с я я

.0 ы а а

1-I м -с н ь л н ь л

а) о- е а

I о н ст т а ж су с

с о р е

н е ^

г н д о

о е о р

ц о п

• • •

л

е р

Тьюторы

Первый уровень

Второй уровень

Обучающиеся

Тьюторы^-

Виртуальная среда ДО

Третий уровень

\

го

Еа

ск го т м с

I-

го ш о со го ср ю О

/

Результаты

■ ■ ■

Профессиональное развитие педагогов

ботников образования мы рассматриваем как трехуровневый конструкт субъект-субъектного учебно-педагогического взаимодействия, каждый уровень которого представляется нами в качестве отдельного встроенного модуля, имеющего свои цели, содержание, механизмы реализации, результаты и критерии эффективности.

Трехуровневый характер организации процесса дистанционного обучения педа-

гогов проектируется с позиций интеграции в учебный процесс идеи тьюторского сопровождения дистанционного обучения педагогов в соответствии с поставленными нами учебными целями:

3 первый уровень — предусматривает подготовку тьюторов дистанционного обучения к сопровождению дистанционных курсов на удаленной опорной площадке, направленную на развитие профессиональ-

ной позиции на основе повышения уровня компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, теории и практики дистанционного обучения и его сопровождения, а также — развитие предметных, коммуникативных и здоро-вьесберегающих компетенций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 второй уровень — предполагает пропедевтическую подготовку обучающихся (педагогов, приступающих к обучению по программе дистанционного курса) как в области использования средств ИКТ, так и в целях достижения базового уровня здоровьесберегающей компетентности;

3 третий уровень — направлен на развитие профессиональной позиции обучающихся на основе реализации учебной деятельности в предметной области курса дистанционного обучения.

Специфика взаимосвязей элементов в рамках нашей модели напрямую зависит от участников дистанционного образовательного процесса, реализующих механизмы управления образовательной деятельностью.

Администратор системы дистанционного обучения — специалист образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, в обязанности которого входит организация процесса дистанционного повышения квалификации работников образования.

Администратор опорной площадки дистанционного обучения — специалист системы районного управления образования, как правило, работник системы информационно-диагностической службы (заведующий информационно-диагностическим кабинетом или методист), выполняющий организационные функции, связанные с решением административно-финансовых вопросов, определением состава учебных групп и предметной направленности дистанционной курсовой подготовки.

Внедрение в процесс дистанционного обучения педагогов механизмов тьюторского сопровождения предполагает комплексное решение задачи комфортной организации и реализации учебного процесса.

Преподаватель (преподаватель дистанционного обучения) — специалист из числа профессорско-преподавательского состава ГОУ ДПО НИРО, осуществляющий управление процессом дистанционного обучения в рамках реализации учебной программы разработанного им дистанционного курса.

Тьютор — специальным образом подготовленный, квалифицированный в области ИКТ-технологий преподаватель-предметник или методист, работающий на опорной площадке дистанционного обучения и осуществляющий организационную и методическую помощь обучаемым (сопровождение) в рамках реализации конкретного дистанционного курса.

Обучаемый — педагог или специалист системы общего образования, дистанционно повышающий квалификацию в конкретной предметной области.

Технический консультант — работник ГОУ ДПО НИРО, осуществляющий программную и техническую поддержку процесса дистанционного обучения.

Сегодня наша модель организации дистанционного учебного процесса функционирует в информационно-насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемый дистанционной средой обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса. Внедрение в процесс дистанционного обучения педагогов механизмов тьюторского сопровождения предполагает комплексное решение задачи комфортной организации и реализации учебного процесса, что во многом зависит от специфики подготовки тьюторского корпуса, способного реализовать не только эффективное сопровождение учебных программ дистанционных курсов повышения квалификации, имею-

щих различную тематическую направленность, но и осуществлять пропедевтическую подготовку команды педагогов, приступающих к дистанционному обучению, в соответствии с целевыми ориентация-ми на развитие соответствующих компетенций. Содержательная компонента разработанной нами модели нашла свое отражение в структуре и содержании учебных программ, вошедших в системно-дидактической комплекс, разработанный сотрудниками Центра дистанционного обучения и успешно применяющийся в региональной системе дистанционного повышения квалификации педагогов. Структура системно-дидактического комплекса разработана в соответствии со спецификой организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в разработанной нами модели дистанционного обучения.

На первом уровне реализации модели осуществляется подготовка тьюторов к эффективному сопровождению дистанционных курсов.

Обучение тьюторов проводится в рамках очного курса повышения квалификации «Дистанционные технологии в системе повышения квалификации работников образования». Данный курс реализуется в ГОУ ДПО НИРО. В преподавательский состав, обеспечивающий курсовую подготовку, включаются преподаватели — специалисты в области информационных систем, преподаватели-разработчики курсов дистанционного обучения и администратор системы дистанционного обучения ГОУ ДПО. Содержательные компоненты курса актуализируют теоретические, практические и организационные вопросы становления и развития системы дистанционного обучения, проблемы и особенности обучения взрослых в условиях активного использования в учебном процессе средств телекоммуникаций; знакомят с информационным контентом курсов дистанционного обучения, кратко освещают их предметное содержание и специфику педагогической деятельности

в среде дистанционного обучения. Особое внимание уделяется проблемам внедрения в дистанционный учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий и развитию коммуникативных способностей участников дистанционного учебного взаимодействия на основе активного деятельностного освоения сервисов среды обучения.

На втором уровне педагогических взаимодействий осуществляется пропедевтическая подготовка педагогов, приступающих к дистанционному обучению по программе спецкурса «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении». Территориально спецкурс реализуется на удаленной опорной площадке района силами тьютора. Занятия проводятся в очном режиме и в комфортных условиях: как в смысле организации индивидуального рабочего места, так и в удобных времен-нь'|х рамках проведения занятий. Содержательные компоненты спецкурса подчинены поставленным нами целям:

3 сформировать равный стартовый уровень знаний и умений в области использования средств телекоммуникаций;

3 познакомить педагогов со средой виртуального взаимодействия;

3 сформировать коммуникативные навыки общения в сети Интернет.

Разрабатывая структуру спецкурса, мы преследовали главную цель —заложить основы для создания комфортных условий реализации эффективной педагогической деятельности в курсе дистанционного обучения, основанной на грамотных телекоммуникационных взаимодействиях в здоровьесберегающей среде.

Третий уровень педагогических взаимодействий осуществляется непосредственно в среде дистанционного обучения при активном использовании сервисов телекоммуникаций. Структура и содержание программы собственно дистан-

Содержательная компонента разработанной нами модели нашла свое отражение в структуре и содержании учебных программ, успешно реализуемых в региональной системе дистанционного повышения квалификации педагогов.

ционного курса подчинены конкретной предметной области. Сегодня в системе дистанционного повышения квалификации реализуются 17 курсов дистанционного обучения, 7 из которых имеют сертификаты, свидетельствующие о прохождении процедуры государственной регистрации разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ и Всероссийском научно-техническом центре. Важными конструктивными ориентирами содержательного и деятельностного наполнения учебных программ созданного нами системно-дидактического комплекса послужили такие позиции, как развитие мотивации и рефлексивной мыследеятельности обучаемых, поддержание социальной активности школьников, формирование и развитие коммуникационных способностей на основе сочетания дистанционных и форм непосредственного взаимодействия участников образовательного процесса, развитие деятельностного содержания профессионального развития педагога, основанного на решении ряда дидактических задач — актов педагогической деятельности, структурно включающих мотивацион-ный, целевой, операционально-исполнительный, контрольно-рефлексивный этапы реализации, каждому из которых соответствует предваряющая форма рефлексивного управления учебной деятельностью [3]. Тематика образовательных программ курсов дистанционного обучения определялась нами посредством выявления актуальных образовательных потребностей работников образования на основе анализа образовательных запросов муниципальных органов управления образованием, отражающих индивидуальные запросы педагогов на содержание курсовой подготовки в системе дистанционного повышения квалификации. Это позволило повысить мо-тивационный компонент обучения и уси-

Модель повышения квалификации педагогов в настоящее время является основой организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

лить механизмы системно-деятельностного и компетентностного подхода в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся и прогнозируемого развития региональной системы образования.

Описанная модель повышения квалификации педагогов в настоящее время является основой организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования педагогов Нижегородской области. Внедрение данной модели дистанционного повышения квалификации в региональную систему повышения квалификации работников образования позволило создать сеть опорных площадок дистанционного обучения в 20 районах Нижегородской области и сформировать тьюторский корпус в составе 28 тьюторов, успешно работающих в системе дистанционного обучения (см. рис.).

Сеть опорных площадок дистанционного обучения в Нижегородской области

Однако концепция открытого, вариативного, непрерывного образования, положенная нами в основу проектирования, организации и реализации дистанционного учебного процесса, в настоящее

время диктует разработку сетевой модели повышения квалификации, предполагающей использование чисто сетевой технологии —технологии обучения в сети Интернет.

Наряду с функционирующей сегодня моделью тьюторского сопровождения дистанционного обучения с 1 сентября 2009 года сотрудниками ГОУ ДПО НИРО начала внедряться сетевая модель дистанционного повышения квалификации педагогов, в основу которой положена организация учебной деятельности непосредственно в информационно-образовательной среде, что предполагает наличие у слушателя дистанционного курса компьютера с подключением к сети Интернет, обладание высокой компетентностью в области использования информационно-коммуникационных средств и интернет-технологий. Процедура формирования учебных групп заключается в регистрации работников системы образования на курсах дистанционного обучения через сайт ГОУ ДПО НИРО (www.niro.nnov.ru; раздел «Образовательная деятельность») посредством пересылки индивидуальной заявки в Центр дистанционного обучения. Реализация данной модели позволит достичь основной цели применения дистанционных форм обучения в системе постдипломного образования педагогов — повышения квалификации, развития профессиональной позиции на основе получения качественного дополнительного образования при активном использовании информационно-коммуникационных средств и технологий.

Сфера образовательных услуг Центра дистанционного обучения постоянно расширяется. Актуальные проблемы развития региональной системы образования инициируют новые задачи, связанные с необходимостью разработки и внедрения современных инновационных моделей организации учебной деятельности. В связи с подготовкой к реализации в Нижегородской области дистанционно-

го обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сотрудниками центра в рамках реализации проекта «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в форме дистанционного обучения» была разработана и реализована модель очно-дистанционного обучения педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, функционирующая на основе технологии тьюторского сопровождения. Содержательная компонента данной модели основывалась на апробации экспериментальной учебной программы повышения квалификации педагогов «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий», в рамках которой были реализованы два учебных модуля: «Основы работы преподавателя в среде обучения Moodle», «Практика работы в среде обучения Moodle», организованных сотрудниками центра в поддержку дистанционного обучения 13 педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната III—IV вида Нижнего Новгорода и сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ДПО НИРО. Реализация модели тьюторского сопровождения очно-дистанционного обучения педагогов, приступающих к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, позволила оказать своевременную информационно-методическую поддержку педагогам-новаторам в организации и реализации процесса дистанционного обучения детей; приобрести опыт работы в информационно-образовательной среде Центра образования «Технологии обучения» (Москва), спроектировать полноценный учебный процесс, обеспечивающий сопровождение дистанционной образовательной деятельности пе-

Актуальные проблемы развития региональной системы образования инициируют новые задачи, связанные с необходимостью разработки и внедрения современных инновационных моделей организации учебной деятельности.

дагогов, впервые повышающих квалификацию с использованием дистанционных форм обучения. Приобретенный сотрудниками центра опыт сопровождения дистанционного обучения специалистов, работающих в сфере коррекционной педагогики, позволил выявить проблемное поле в области подготовки педагогов специальных (коррекционных) учреждений к учебной деятельности в информационно-образовательной среде, что нашло отражение в программе повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной (коррекционной) школы (класса)», разработанной совместно с заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, доктором педагогических наук, профессором Л. С. Секо-вец.

Мотивация педагогов на новый вид деятельности, связанный с использованием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, подготовка педагогических кадров для работы в системе дистанционного обучения, обобщение существующего опыта и постановка собственных актуальных задач, изучение новых методик и технологий работы в информационно-образовательной среде, освоение современного программно-методического обеспечения дистанционного учебного процесса и средств эффективного телекоммуникационного взаимодействия, развитие спектра дистанционных образовательных услуг на основе реализации модульной технологии обучения, внедрение сетевой модели повышения квалификации педагогов — все это только краткий перечень задач, которые предстоит решить сотрудникам Центра дистанционного обучения в целях качественного развития сферы дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО. Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования, безусловно, способствует повышению профес-

сиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования [2].

В условиях совершенствования региональной системы повышения квалификации педагогов приоритетным направлением развития сферы дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО является разработка и внедрение модели информационного и дистанционного сопровождения реализации модульных образовательных программ. Богатый спектр предметных и метапредметных модулей позволит создать условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с актуальными запросами специалистов системы образования. Разработка и размещение в среде дистанционного обучения информационного контента надпредметного инвариантного модуля «Общепрофессиональные дисциплины» позволит унифицировать учебно-методический комплекс, созданный коллективом специалистов Нижегородского института развития образования, и представить систему требований, предъявляемых к профессиональному уровню современного педагога. Специально разработанный экспериментальный комплекс модульных программ повышения квалификации позволит расширить контингент специалистов, использующих дистанционные образовательные технологии в учебной деятельности. Учебные модули: «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении», «Дистанционные образовательные технологии в работе с одаренными детьми», «Организация курсов дистанционного обучения: технология подготовки учебных материалов, специфика реализации», «Интернет-технологии в работе с детьми в семье» — будут интересны широкому кругу специалистов-новаторов системы образования.

Аккумуляция инновационного опыта, приобретенного в сфере дистанционного повышения квалификации педагогов, по-

зволит вплотную подойти к проектированию, формированию и развитию системы педагогической деятельности с детьми с использованием дистанционных форм обучения, что даст возможность реали-

зовать ключевой принцип непрерывного образования: непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бочков, В. Е. Отраслевые особенности экономики открытого дистанционного образования: эволюционное формирование, основные характеристики и перспективы / В. Е. Бочков // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения : сборник трудов международной научно-практической конференции. — М. : МГИУ. 2003. — С. 46—61.

2. Городецкая, Н. И. Дистанционые технологии в процессе повышения квалификации педагогов /

Н. И. Городецкая, Е. Г. Калинкина // Материалы шестой Открытой Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в Российской Федерации». — Н. Новгород, 2008. — С. 16—20.

3. Игнатьева, Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : монография / Г. А. Игнатьева. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 344 с.

Г \

В 2009 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет книги:

Стародубцева Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда: Программно-методическое пособие «Филиппок»

Общая цель данного пособия — содействие подготовке детей к школе и развитию их личности. В нем раскрывается определенная система обучения старших дошкольников умению планировать свою работу в процессе ручного труда для формирования предпосылок учебной деятельности, необходимых при адаптации в школе.

Приложения разработаны совместно с педагогическим коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 47» г. Заволжье.

Пособие адресовано воспитателям для работы в группах полного и кратковременного пребывания детей, а также родителям.

Лещинская-Гурова О. В. Игра и психологическая готовность детей к школе: Программно-методическое пособие «Филиппок»

В пособии рассматриваются проблемы психологической готовности детей к школе. Раскрываются современные подходы ученых — педагогов и психологов — к пониманию сущности игровой и учебной деятельности ребенка, места и роли игры в процессе формирования личности дошкольника, развития произвольных форм общения с окружающими. Особое внимание уделяется описанию методов диагностики, формирования и коррекции психологической готовности детей к школе.

Пособие адресовано широкому кругу читателей: педагогам детских садов, учителям школ, родителям, студентам, преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Ч___у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.