УДК 323/324
Тюркский мир в истории народов Северного Кавказа
Борис Харсиев
(Ингушский научно-исследовательский институт имени Чаха Ахриева) Лемка Агиева
(Ингушский научно-исследовательский институт имени Чаха Ахриева)
Аннотация. Значительное влияние Золотой Орды на социальную и культурную истории народов Северного Кавказа обусловлено включенностью этой территории, после разгрома Аланского государства и взятия столицы города Магас, армией Чингисхана в Улус Джучи.
В малочисленных и фрагментарных сведениях по такому важному историческому периоду ничего не сказано о народах Центрального Кавказа, например, об ингушах или чеченцах. Эти народы, автохтоны Кавказа, совершенно проигнорированы и в историографии средних веков. Однако крепости, замки и иные искусно построенные оборонительные сооружения в Горной Ингушетии в ХШ-ХУП вв. на главных магистралях Северного Кавказа, не дают нам основания говорить о незаметной роли ингушей в средневековой истории.
Целью нашего небольшого сообщения является восполнение информации о процессах этногенеза, культурогенеза народов Северного Кавказа, происходивших в этот исторический период.
Золотоордынский период развития государства являлся не самым популярным для российских историков. Недостаточная изученность этой темы приводила во многих случаях к искажениям исторических фактов.
Задачей современных исследователей истории является поиск, выявление и анализ различных источников средневековья, архивных документов и артефактов относящихся к периоду существования Золотой Орды. В том числе сведений о развитии, расцвете и распаде этой составной части, некогда великой Империи Монголов.
Новые исследования, в том числе научные конференции и форумы, восполнят пробел в вопросах влияния тюркского мира на народы южных окраин России. Позволят найти верные подходы в решении социальных и политических проблем.
Ключевые слова: этническая история, тюркский язык, тюркское влияние, народы Северного Кавказа.
После монгольского завоевания в XIII в. Северный Кавказ становится седьмым улусом Золотой Орды [3, с. 117]. Почти трехвековое золотоор-дынское владычество (вплоть до полного распада ханства с XII по XVI вв.) оказало большое влияние на этническую историю Северного Кавказа.
«Золотоордынский этап этнополитической, социальной и культурной истории Северного Кавказа, независимо от связанных с ним ассоциаций, остается объективной реальностью, игнорирование которой искажает подлинную картину исторического прошлого нашего региона и его народов» [1]. Этот период способствовал этническому перекраиванию карты Северного Кавказа, развитию этногенетических процессов, окончательному сложению раннефеодальных тюркских народностей Кавказа - кумыков, балкарцев, карачаевцев и других.
В тюркский период, особенно в годы правления хана Узбека (13121342 гг.), политический вес и влияние адыгов сильно возросли, чему способствовало то обстоятельство, что сам хан Узбек воспитывался у адыгской знати. К XIV веку место полиэтнической Алании окончательно занимают адыги. Основное население, в том числе вайнахи, в это время обитало высоко в горах Центрального Кавказа.
Необходимость товарообмена, вызванная экономическими потребностями ведения хозяйства, постепенно привела еще вчерашних врагов к налаживанию партнерских отношений, а затем к развитию производственных и военных отношений. В целом, к расцвету тюркской культуры.
Постепенно горцы Северного Кавказа (аварцы, лакцы, чеченцы, кабардинцы, ингуши, некоторая часть осетин) восприняли и золотоордынский язык тюрков как официальный язык делопроизводства и переписки. Говорить и писать по-татарски у горцев на долгие века стало признаком образованности. Во владениях золотоордынских ханов на Северном Кавказе, как и во всей Золотой Орде, возникли и существовали города (Таргу, Эндирей, Татар-и Шехир (Джулат), Маджары (Буденовск) и др.), ставшие средоточиями торговли, исламской учености и просвещения. Здесь в школах велось обучение грамоте, развивалась литература, своя летописная традиция. Были каменные крепости, города, мечети, дворцы князей и купцов, караван-сараи. Тюркский язык, как язык торговли и делопроизводства, становится языком межнационального общения.
Значителен вклад Золотой Орды в этнос и культуру вайнахских народов. Об этом свидетельствует наличие солидного пласта тюркизмов в языке и топонимике Чечни и Ингушетии [4, с. 32], одинаковые тамги и даже такой немаловажный факт, как становление тюркского тотемного животного - волка - тотемным животным чеченцев и ингушей и т.п. [2, с. 52]. Предания чеченцев упоминают о присылке к ним «татарским шамхалом» особых проповедников, «которые вывели у них из употребления последние остатки смешанных с язычеством христианских обрядов и способствовали распространению и утверждению среди них исламской религии».
С окончательным распадом Золотой Орды в XVI-XVП вв. начинается очередной этап борьбы между Османской империей и Ираном за влияние
над народами Северного Кавказа. Османская империя с XV до середины XVIII вв. являлась могущественным государством и покровительствовала Крымскому ханству. До вторжения на территорию Центрального Кавказа объединенной орды Идара Темрюка, кабардинского князя, тестя и вассала русского царя Ивана Грозного, ингушские и чеченские народы тяготели в пользу союза с крымским ханом и Османской империей.
Под влиянием и контролем Османской империи находилось не только Крымское ханство, но и Большая Ногайская Орда и Тарковское шамхаль-ство в Дагестане.
В этот период русское государство было слишком слабым для соперничества даже с Крымским ханством. Но русское правительство принимало эффективные меры для того, чтобы исправить такое положение и твердой ногой стать на Черном и Каспийском морях. Разгром Казанского и Астраханского ханств при Иване Грозном явилось решительной заявкой Русского государства на гегемонию в этом регионе, но показательно, что вслед за этим в 1571 году последовал поход крымского хана Девлет-Гирея, в результате которого Москва была взята и сожжена.
В этих непростых условиях царское правительство Московской Руси переходит к более осторожной и действенной тактике, которая на многие годы обеспечит политический успех для расширения государственного пространства. Царский двор стал использовать и раздувать противоречия между теми народами и их правителями, которые находились под протекторатом или под сильным влиянием Османской империи и Крыма - ногайцами, украинцами, поляками, адыгами. Из-за Волги, на условиях службы русскому царю, переселили калмыков, обещая всяческие выгоды перетянули на свою сторону вольных донских и запорожских казаков. Продвижение на юг было медленным, но верно рассчитанным.
Со второй половины XVI века на политической арене Северного Кавказа появилась еще одна сила - Московское царство.
Взятие Астрахани в 1554 г. и строительство нескольких крепостей вскоре позволили Московской Руси считать своими степи и предгорья на востоке и в центре Северного Кавказа. Теперь южная граница русского государства стала проходить по Северному Кавказу. Уже в 1556 году хан Большой Ногайской Орды Исмаил принял русское подданство вместе с большинством ногайцев.
Часть ногайцев, не пожелавших оказаться под русским владычеством, ушли в Приазовье с ханом Казыем, образовав Малую Ногайскую Орду, но в конце XVIII в. и они присоединились к России.
Русское правительство, всячески поддерживая политическую нестабильность во владениях Крымского ханства на Кавказе, то скрыто, то явно заигрывало с обиженными князьями, которые занимали антикрымскую позицию.
В 1557 году через своего посла князь Темрюк Идаров просил Ивана Грозного помочь ему против кумыкского владетеля шамхала Тарковского. В 1562-1563 гг. Темрюк Идаров, заручившись поддержкой и существенной помощью от ногайского князя Тенехмата и русского царя Ивана Грозного, совершает походы против вайнахов. Тенехмат был женат на дочери князя Темрюка и считал русского царя своим свояком, потому что в качестве жены русского царя Ивана Грозного в кремле находилась дочь князя Темрюка, непризнанная царевна Мария (Гошаней) Темрюковна. Тенехмат снабдил Темрюка ногайской конницей, а Иван Грозный - русскими стрельцами. Огромная орда под командованием Темрюка разграбила и смела с лица земли ингушские поселения. «Только по предварительным данным уничтожили «164 кабака», то есть 164 населенных пункта, почти все население было уничтожено, мало кому удалось спастись, гласит предание. Земли плоскостной Ингушетии до самого Дарьяльского ущелья попали под контроль новых захватчиков» [5, с. 34].
Вплоть до начала XVII века кабардинцы обретаются в низовьях Терека, в Прикаспии, гранича с кумыками и чеченцами, под защитой русской крепости Терки, построенной в устье реки Сунжи. Утвердиться кабардинцам на новых землях не удалось, и они возвращаются на запад, к низовьям Тамани (где и погиб князь Темрюк). Стараясь уйти из-под покровительства крымского хана, кабардинцы поселились в районе г. Пятигорска, а оттуда перешли в Прикумские степи. А в начале XVII в. обосновались в равнинной части современной Кабардино-Балкарии. Но их пребывание и на этой территории оказалось кратким. Поход крымских войск вернул кабардинцев на территорию, подконтрольную Крыму - на реке Уруп.
Несмотря на эти обстоятельства, многие кабардинские князья не прекращали тайных сношений с русскими властями. Намного позже, по приказу Петра ^в начале XVIII-го века калмыцкий хан Аюка вновь вернул их в район Пятигорска, а оттуда - на р. Баксан, на территорию, занимаемую ими ныне.
Западные черкесы присягнули России в 1614-1615 гг., абазины - в 16431645 гг. В том же 1645 г. Малая и Большая Кабарда принесли русскому царю присягу. По имеющимся сведениям, в 1747 г. русское правительство разрешило принять в подданство ингушей и осетин. Походы объединенного войска способствовали обеспечению беспрепятственных связей Северного Кавказа с царской Россией, а затем и с Закавказьем через перевалы Центрального Кавказа.
С расширением Российского государства на Кавказ власти начали всё чаще использовать терское и гребенское казачьи войска как иррегулярное войско для закрепления южных границ. Казаки также использовались во всех войнах с горцами.
В 1654 г. войска Запорожского и часть подконтрольной ему территории (Гетманщины) переходят на службу к русскому царю, согласно поданному прощению.
В XVI-XVIII вв. казачье население на левобережье Сунжи и правобережье Терека резко возросло за счет прибывающих сюда из внутренних регионов России новых семей.
В соответствии с условиями Кючук-Кайнарджийского договора с Османской империей, Российская империя получила правобережную Кубань. Уже в 1777 г. был утвержден проект соединения всех русских форпостов на Северном Кавказе в одну укрепленную линию - Азово-Моздокскую, от устья Дона до Терека. В 1783 г. Крымское ханство было упразднено, а в 1784 г. произошло присоединение Крыма к России.
Тюркское влияние на народы Северного Кавказа закончилось с победой русского оружия в XIX в. и присоединением кавказских земель к Российской империи. В новых условиях востребованными стали иные отношения: другой язык, другая религия, другой порядок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Камиль. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kumukia.ru/article-9429.html
2. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000. 64 с.
3. Плано Карпини. Путешествия в восточные страны. М., 1957. 172 с.
4. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, 1997. 341 с.
5. Харсиев Б.М.-Г. Кавказский излом. Назрань, 2010. 159 с.
Сведения об авторах:
Борис Магомет-Гиреевич Харсиев - кандидат филосовских наук, старший преподаватель Ингушского научно-исследовательского института имени Чаха Ах-риева (386001, ул. Д. Мальсагова, 11, Магас, Республика Ингушетия, Российская Федерация); [email protected]
Лемка Тугановна Агиева - кандидат филосовских наук, старший преподаватель Ингушского научно-исследовательского института имени Чаха Ахриева (386001, ул. Д. Мальсагова, 11, Магас, Республика Ингушетия, Российская Федерация); [email protected]
The Turkic world in the history of the peoples of the North Caucasus
Boris Kharsiev
(Ingush Research Institute of Humanities named after Chakha Ahriev) Lemka Agieva
(Ingush Research Institute of Humanities named after Chakha Ahriev)
Abstract. A significant influence of the Golden Horde in the social and cultural history of the peoples of the North Caucasusdue toinclusion of this territory, after the defeat of Alania State and taking the city of Magas, the capital of Genghis Khan's army in the Jochi Ulus.
The small and fragmented data, on such an important historical period says nothing about the peoples of the Central Caucasus, for example, about the Ingush or Chechens. These peoples, autochthonous Caucasian are completely ignored in the historiography of the Middle Ages. However, castles and other artfully constructed fortifications in the Mountain Ingushetia of the XIII-XVII centuries, on the main highways of the North Caucasus, do not give us grounds to speak about the invisible role of the Ingush in medieval history.
The aim of our report is to fill in the small amount of information about the processes of ethno genesis, cultural genesis of the peoples of the North Caucasus, which took place in this historical period.
The Golden Horde period of state development is not the most popular topic for Russian historians. Because of insufficient knowledge of this theme led, in many cases, to distortion of historical facts.
The aim of modern history researchers is to find, identify and analyze the various sources of the Middle Ages archival documents and artifacts, relating to the period of the Golden Horde existence. Including also information about the development, bloom and decay of this, once great Empire of the Mongols.
New researches, including scientific conferences and forums should be held to fill in the gaps in the impact of the Turkic peoples of the world on the southern outskirts of Russia. It will help you find the right approach to solving social and political problems.
Keywords: Ethnic History, the Turkic language, Turkic influence, North Caucasus.
REFERENCES
1. Aliev Kamil'. Vliyanie Zolotoy Ordy na etnos i kul'turu Kavkaza [Influence of the Golden Horde on the ethnicity and culture of the Caucasus]. Available at: http://kumukia. ru/article-9429.html
2. Laypanov K.T. Etnogeneticheskie vzaimosvyazi karachaevo-balkartsev s drugimi narodami [Ethno genetic relationship of Karachai-Balkars with other nations.]. Cher-kessk, 2000. 64 p.
3. Plano Karpini. Puteshestviya v vostochnye strany [Travels to the East]. Moscow, 1957. 172 p.
4. Suleymanov A. Toponimiya Chechni [Chechnya toponymy]. Nal'chik, 1997. 341 p.
5. Kharsiev B.M-G. Kavkazskiy izlom [ The Caucasian kink]. Nazran', 2010. 159 p.
About the author:
Boris Magomet-Gireevich Kharsiev - Cand. Sci. (Philosophy), Head of Department of Ethnology, Ingush Research Institute of Humanities named after Chakha Ahriev (386001, D. Malsagov st.,11, Magas, Republic of Ingushetiya, Russian Federation); [email protected]
Lemka Tuganovna Agieva - Cand. Sci. (Philosophy), Scientific Secretary, Ingush Research Institute of Humanities named after Chakha Ahriev (386001, D.Malsagov st.,11, Magas, Republic of Ingushetiya, Russian Federation); [email protected]