УДК 28:94(470.6)»600/12»
Н. Н. Великая
О ПУТЯХ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (VII—XVIII вв.)
Исламизация народов Северного Кавказа начинается с арабских походов в регион \Л1-\ЛИ вв. В дальнейшем восточное направление стимулировалось как внешними (Иран, Османская империя и др.), так и внутренними (дагестанские правящие верхи и мусульманское духовенство) акторами. Из Дагестана шла исламизация Чечни и в меньшей степени Ингушетии. С побережья Черного моря (западное направление) ис-
лам распространялся среди адыгских народов в результате деятельности турецких и крымских миссионеров и газиев. Еще одним направлением являлось северное: новое вероучение быстрее утверждалось на плоскости и отсюда шло в горы. Ряд территорий испытали перекрестное влияние нескольких направлений.
Ключевые слова: исламизация, Северный Кавказ, Османская империя, Крым, Иран.
N. N. Velikaya
ON THE WAYS OF ISLAM PENETRATION INTO THE NORTH CAUCASUS
(VII-XVIII CENTURIES)
The Islamization of the peoples in the North Caucasus starts with the Arab campaigns in the region in VII-VIII centuries. Further, the Eastern direction was stimulated by both external (Iran, the Ottoman Empire, etc.) and internal (the ruling upper classes of Dagestan and the Muslim clergy) actors. The Islamization of Chechnya came from Dagestan and to a lesser extent it came to Ingushetia. From the coast of the Black sea (the West direction), Islam
spread among the Adyghe peoples as a result of the activities of the Turkish and Crimean missionaries and gazis. Another direction was the North: the new religion was quickly established on the plain and then moved to the mountains. A number of areas experienced a cross impact of several directions.
Key words: Islamization, the North Caucasus, the Ottoman Empire, the Crimea, Iran.
История распространения ислама среди народов Северного Кавказа насчитывает не одно столетие. Исследователи обратились к ее изучению еще в XVIII в. (Вахушти, Паллас и др.). Ими были зафиксированы сложные синкретические верования у народов региона, среди которых видное место занимали традиционные доисламские воззрения. В советский период практические потребности атеистической пропаганды вызвали к жизни ряд работ, в которых подчёркивалась насильственная составляющая в принятии ислама северокавказ-цами. На современном этапе в связи с изменением методологических подходов, отношение к религиозным воззрениям местных народов изменилось, появились монографические исследования и специальные статьи, в которых затронут широкий спектр проблем, связанных с исламизацией региона (этнизация ислама, его роль в политических событиях в регионе и др.) [подробнее см.: 9, с. 5-11]. Однако далеко не все проблемы в должной степени изучены.
Цель данной работы - определить основные пути проникновения ислама в регион в Х/И-ХУШ вв. (до начала его окончательного утверждения и попыток «очищения» идеологами шариатского движения конца XVIII - первой половины XIX в.).
Зародившись в Аравии, новая монотеистическая религия со своеобразной системой мифологических, этико-правовых и иных представлений и обрядовой практики, распространилась у многих народов в ходе арабских завоеваний. Северный Кавказ не стал исключением. Утверждение ислама в регионе началось с Дагестана, который повергся неоднократным походам арабов в У11-УШ вв. Успехам нового религиозного учения способствовали не только военное и политическое давление, но и экономические факторы, в частности, практика освобождения от джизьи (подушной подати) тех, кто принимал ислам. К началу IX в. ислам утвердился на территории, занимающей примерно пятую часть края [5, с. 185-186].
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Условно назовём это самое раннее по времени возникновения направление исламиза-ции восточным. В дальнейшем его поддерживали сменявшие друг друга внешние факторы (завоевания и политика сельджуков, монголов, Тимура, Сефевидов и др.). С XVI в. мусульманских миссионеров стали поддерживать державы, боровшиеся за обладание Кавказом. При этом Османская империя пыталась насаждать суннитский ислам, Иран - шиизм. Тем самым они приобретали новых подданных и укрепляли границы государств. Во время походов в Дагестан Сефевиды (особенно в правление Надир-шаха в 30-40-е гг. XVIII в.) не только насильственно обращали местное население в шиизм, но и переселяли сюда шиитов из иранского Азербайджана. Таким образом, в южных областях Северо-Восточного Кавказа появились небольшие шиитские общины, крупнейшая из которых была в Дербенте [12, с. 93]. Это не случайно, поскольку военные походы в эту часть Северного Кавказа осуществлялись главным образом через Дербентский проход.
В целом, проникновение ислама в Дагестан растянулось на тысячелетие. Укрепившись в Южном и Юго-Восточном Приморском Дагестане и получив сторонников в лице местных правителей и духовенства (пришлые муллы постепенно заменялись выходцами из северокавказских народов), далее ислам стал распространяться с востока на запад региона. Селения-столицы феодальных владений Дагестана (Ахты, Кумух, Хунзах, Уркарах и др.) становились не только административно-экономическими, но и культурно-религиозными центрами. Их правящая верхушка стала активным проводником новой религии в своих и соседних владениях. В Западном Дагестане ислам утвердился в XV-XVII вв. [10, с. 66].
Проникновение ислама в соседнюю с Дагестаном Чечню растянулось на несколько столетий и пало в основном на XVI—XVI11 в. В целом, исламизация Чечни шла с востока, из районов, ближе расположенных к Дагестану, на запад. Во многих преданиях рассказывается, как аварские и кумыкские муллы, нанимаясь пастухами в чеченские селения, распространяли ислам. Позже у чеченцев появились свои муллы, получившие образование в дагестанских селениях Кумух, Акуши, Эндери и др. Принятие ислама в этот период не мешало местным народам налаживать отношения с Россией. В XVI—XVII вв. как вайнахи-мусульма-не, так и правящие круги раннегосударствен-ных образований Дагестана приносили присяги («шерть») на Коране, как Рюриковичам, так и Романовым [13, с. 89-105].
Ингуши были исламизированы значительно позднее жителей Дагестана и Чечни. По словам У. Лаудаева, жители Назрановского общества в конце XVIII в. оставались в язычестве [8, с.19]. Ислам суннитского толка проникал в Ингушетию в основном из Чечни и утвердился здесь уже в XIX в. По мнению Н. Ф. Грабовского, важную роль в исламизации ингушей сыграли «муллы-чеченцы, сами ученики Дагестана» [4, с.17].
На Северо-Западном Кавказе процесс исламизации, наоборот, шёл с запада на восток со стороны Крымского ханства и Османской империи. Исламскими центрами на Черноморском побережье стали османские крепости -Сухум, Гагры, Анапа и др. Замыкавшаяся на них сеть торговых путей вместе с тем становилась сетью миссионерской. Отсюда к предкам современных адыгских народов направлялись муллы-проповедники. Они путешествовали вместе с торговцами или под видом торговцев, обращая в ислам окрестное население. Кроме того, проводниками ислама служили военные отряды гази, в основном из Крыма, которые нередко высаживались на кавказском побережье. Первыми ислам приняли кабардинцы. В первую очередь это были князья и дворяне, ориентированные на Турцию. Впоследствии при их поддержке ислам распространился на весь народ [13, с. 290].
На рубеже XVIII—XIX столетий центром исламизации оставалась Анапа. Ее последние турецкие коменданты всемерно поддерживали распространение ислама среди местных жителей. В прибрежных районах вокруг Анапы группировалась и значительная часть мектебов. Источником их существования были частные пожертвования и субсидии со стороны турок, И среди мулл на Северо-Западном Кавказе сначала было много турок и крымских татар, встречались также кумыки, аварцы и кабардинцы. Постепенно складывалась и местная мусульманская духовная элита. Во главе ее стояли адыги, получившие исламское образование в Стамбуле, Бахчисарае или религиозных центрах Дагестана. Одним из первых известных северокавказских хаджи был бжедугский князь Айтеч, совершивший паломничество в Мекку еще в 1630 г. [12, с. 89-91]. Но, по словам П. Карлгофа, и в первой трети XIX в. «черкесы и убыхи считаются мусульманами, но настоящие мусульмане составляют незначительную часть народонаселения; это преимущественно люди, находящиеся в сношениях с турками по торговым делам и семейным связям; в большей же части народа, особенно в низших сословиях, религиозные верования состо-
ят из смеси остатков христианства и язычества» [см.: 11, с. 56].
Нельзя не отметить еще одно направление исламизации региона - северное. Археологические материалы показывают, что на северных, плоскостных территориях ислам утвердился значительно раньше, чем в горах, где долгое время сохранялись традиционные языческо-христианские верования. Появление этого направления и утверждение ислама в Предкавказье мы связываем с Золотой Ордой, где в XIV в. ислам стал государственной религией. Мечети строятся во всех крупных золотоордынских городах: Маджарах, Верхнем Джулате, Нижнем Джулате, Азаке и др. [13, с. 289]. При некоторых из них начинают действовать учебные заведения - медресе. Близ указанных городищ появляются мусульманские кладбища. После ослабления и распада Золотой орды, ее преемниками в деле исламизации выступают проживавшие на плоскости крымцы, ногайцы, а также кабардинцы, у которых ислам утвердился в XVI в. [7, с. 235].
Из Кабарды ислам проникает в горные районы Закубанья и Центрального Кавказа. В Осетии он распространяется в XVII—XVI11 в. [7, с. 235]. Дигория первой испытала наиболее сильное его влияние. Ислам принимали, прежде всего, местные верхи, находившиеся в зависимости от кабардинских князей. По словам Вахушти, «главари и знатные - суть магометане, а простые крестьяне - христиане» [1, с. 141], хотя и те, и другие характеризовались им как не сведую-щие в своей религии. Постепенно исламизация охватила более широкие слои населения, проживающего по соседству с кабардинцами.
К балкарцам и карачаевцам ислам проник в XVIII в. По преданиям, проводником ислама в Карачае был кабардинский мулла Исхак-эфенди [13, с. 289]. Ислам из Кабарды проникал и в Ингушетию, которая, как и ряд других территорий, испытала перекрестное влияние ислама («движение» его из Чечни мы уже отмечали). Большое распространение ислам получил среди тех ингушей, которые стремились к переселению на плоскость, контролируемую кабардинскими феодалами. По Вахушти, в начале XVIII в. жители селения Онгушт были «похожи на черкесов, по вере магометане-сунниты» [1, с. 151 ]. В то же время большая часть горных ингушей и в начале XIX в. продолжала сохранять традиционные верования и христианское самосознание. Поданным 1816 г., здесь на 1195 христиан приходилось 74 мусульманина [3, с. 146].
Чеченцы, выходившие на плоскость, также вступали в тесное взаимодействие с народами, исповедовавшими ислам (кабардинцами,
кумыками и др.). В его принятии сыграли свою роль не только зависимость и миссионерство соседних народов, но и оторванность от горной христианско-языческой основы, «разноплеменной» состав переселенцев.
Распространение ислама расширило связи региона со многими государствами (Арабским халифатом, Крымским ханством, Османской империей, Ираном и др.). Мусульманство во многом определяло не только взаимоотношения народов Северного Кавказа между собой, но и с соседними державами.
Усиление позиций России на Северном Кавказе в XVIII в. (особенно в Притеречье и При-кубанье, где были основаны города, крепости, станицы и села) не привело к существенным изменениям в конфессиональной ситуации у местных народов. Примечательно, что присяги на верность России от северокавказцев и в этот период принимались на Коране и считались вполне законными. В Своде законов Российской империи пояснялось, что присяги подданства могут даваться как на кресте и Евангелии, так и «по своей вере и закону» [9, с. 12].
При Петре I веротерпимость в России становится одним из главных принципов конфессиональной политики. Заведование различными конфессиями переходит к светской власти, и в этом смысле положение православной церкви мало чем отличалось от остальных. В правление Петра I (в 1716 г.) появился, получивший широкую известность, Коран, переведенный на русский язык и многократно переиздававшийся. Это относится и к его арабским изданиям, печатавшимся также в России. Для этого была открыта мусульманская типография. Действовали высшие мусульманские учебные заведения. Екатерина II после присоединения Крыма в 1783 г. своим манифестом гарантировала всем мусульманским подданным России свободное вероисповедание. Было разрешено строить мечети и примечетные школы. В конце 80-х гг. XVIII в. под контролем российских властей была создана организация для управления мусульманами Поволжья и Сибири во главе с муфтием (Оренбургское магометанское духовное собрание). Ему стали подчиняться и мусульмане Северного Кавказа. Отметим, что российское правительство пыталось противопоставить радикальным проповедникам лояльных России представителей мусульманской духовной элиты из других регионов империи. В конце XVIII - первой половине XIX в. на Северном Кавказе вели проповедническую деятельность духовные лица из Поволжья, Средней Азии и др., которые находили своих приверженцев [12, с. 104-105; 14, с. 173-175].
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
То есть с утверждением России в Предкавказье северное направление видоизменяется, но не перестает существовать. С течением времени ослабевает религиозное тяготение региона к Ближнему Востоку и происходит встраивание его в российское конфессиональное пространство [9, с. 50-67].
Распространение ислама на Северном Кавказе растянулось на многие столетия. В рассматриваемый период шел медленный процесс переработки и включения прежних обычаев и традиций в новую конфессиональную систему [2, с. 39-48; 6, с. 291; 10, с. 68-74]. Постепенно ислам проникал во все сферы духовной жизни горцев, содействовал общему культурному подъему. Северокавказцы приобщались к арабской грамоте и системе образования, теологии и мусульманской мифологии, создавали собственные оригинальные исторические, литературные и религиозные
сочинения. Утверждавшаяся религиозная система примиряла общество со сложившимися социальными отношениями, с существующими государственными порядками. Ислам сыграл свою роль в формировании новых нравственных критериев у народов региона, в преодолении «ущельно-общинной» раздробленности, в формировании более крупных народностей на Северном Кавказе. Однако в целом в регионе интегративные функции ислама как мировой религии так и не были полностью реализованы. Более того, стечением времени заявила о себе тенденция противопоставления мусульман (затем «истинных мусульман») остальным жителям региона.
Исламизация народов региона была длительным процессом, который в разное время охватил восточные и западные части региона, плоскостные и высокогорные районы.
Источники и литература
1. Вахушти. География Грузии //Записки Кавказского отделения Русского географического общества. Кн. XXIV. Вып. 5. Тифлис: Типография К. П. Козловского, 1904. С. 1-155.
2. Великая H. Н., Виноградов В, Б. Доисламский религиозный синкретизм у вайнахов // Советская этнография. 1989. №3. С. 39-48.
3. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в. М.: Наука, 1974. 276 с.
4. Грабовский Н. Ф. Ингуши // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 9. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1876. С.1-25.
5. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М.: Наука, 2004. 627 с.
6. Кавказ: история, народы, культура, религии. М.: Восточная литература, 2007. 391 с.
7. Лавров Л. И. Домусульманские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Наука, 1959. С. 231-240.
8. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1872. С. 1-67.
9. Матвеев В. А. Российская идентичность мусульман Северного Кавказа: исторические особенности формирования и проявления в кризисных условиях на рубеже XIX - начала XX вв. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2015. 158 с.
10. Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. 588 с.
11. Панеш А. Д. Мюридизм и борьба адыгов Северо-Западного Кавказа за независимость (1829-1864 гг.). Майкоп: ОАО «Полиграфиздат «Адыгея», 2008. 128 с.
12. Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.
13. Северный Кавказ с древних времён до начала XX столетия (историко-этнографические очерки). Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 318 с.
14. Скорик А. П., отец Андрей (Немыкин). Православие и ислам: диалог культур и эстафета ценностей // Православие в исторических судьбах Юга России. - Южнороссийское обозрение. № 16. Ростов н/Д.: СКНЦ Blil, 2003. С.157-179.
References
1. Vahushti. Geografija Gruzii (Geography of Georgia) // Zapiski Kavkazskogo otdelenija Russkogo geograficheskogo obshhestva (Notes of the Caucasian division of the Russian geographical society). Issue XXIV. Vol. 5. Tiflis, 1904. P. 1-155. (In Russian).
2. Velikaja N. N.. Vinogradov V. B. Doislamskij religioznyj sinkretizm u vajnahov (The pre-lslamic religious syncretism of the Vainakh) // Sovetskaja jetnografija. 1989. No. 3. P. 39-48. (In Russian).
3. Volkova N. G. Jetnicheskij sostav naselenija Severnogo Kavkaza v XVIII - nachale XX v. (The ethnic composition of the population of the North Caucasusin the XVIII - beginning ofXX century). Moscow: Nauka, 1974. 276 p. (In Russian).
4. Grabovskij N. F. Ingushi // Sbornik svedenij o kavkazskih gorcah (the Ingush // A Collection of information about the Caucasian highlanders). Vol. 9. Tiflis, 1876. P. 1-25. (In Russian).
5. Istorija Dagestana s drevnejshih vremen do nashih dnej (History of Dagestan from ancienttimes to the present day). Vol. 1. Moscow: Nauka, 2004. 627 p. (In Russian).
6. Kavkaz: istorija, narody, kul'tura, religii (The Caucasus: history, peoples, culture, religion). Moscow: Vostochnaja literatura 2007. 391 p. (In Russian).
7. Lavrov L. I. Domusul'manskie verovanija adygejcev i kabardincev (Pre-lslamic beliefs of Adyghe and Kabardians) II Issledovanija i materialy po voprosam pervobytnyh religioznyh verovanij. Moscow: Nauka, 1959. P. 231-240. (In Russian).
8. Laudaev U. Chechenskoe plemja (Chechen tribe) // Sbornik svedenij o kavkazskih gorcah. Vol. 6. Tiflis, 1872. P.1-67, (In Russian).
9. Matveev V. A. Rossijskaja identichnost' musul'man Severnogo Kavkaza: istoricheskie osoberinosti formirovanija i projavlenija v krizisnyh uslovijah ria rubezhe XIX - nachala XX vv. (Russian identity of the Muslims of the Northern Caucasus: historical features of formation and manifestation in the crisis conditions at the turn of XIX- beginning of XX century). Rostov-on-Don: SFU publ., 2015. 158 p. (In Russian).
10. Narody Dagestana (The Peoples Of Dagestan). Moscow: Nauka, 2002. 588 p. (In Russian).
11. Panesh A. D. Mjuridizm i bor'ba adygov Severo-Zapadnogo Kavkaza za nezavisimost' (1829-1864 gg.) (Muridism and the fight of the Adyghe people in the Northwest Caucasus for independence (1829-1864). Majkop: OAO «Poligrafizdat «Adygeja», 2008. 128 p. (In Russian).
12. Severnyj Kavkaz v sostave Rossijskoj imperii (The North Caucasus in the Russian Empire). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2007. 460 p. (In Russian).
13. Severnyj Kavkaz s drevnih vremjon do nachala XX stoletija (istoriko-jetnograficheskie ocherki). (The North Caucasus from ancient times till the beginning of the twentieth century (historical-ethnographic essays). Pjatigorsk: PSLU publ., 2010. 318 p. (In Russian).
14. Skorik A. P., otec Andrej (Nemykin). Pravoslavie i islam: dialog kul'tur i jestafeta cennostej (Orthodoxy and Islam: a dialogue of cultures and a relay of values) // Pravoslavie v istoricheskih sud'bah Juga Rossii (Orthodoxy in the historical destinies of the South of Russia). Juzhnorossijskoe obozrenie. No 16. Rostov-on-Don: North-Caucasus Scientific Center of Higher School publ., 2003. P. 157-179. (In Russian).
УДК 94(73):284
E. В. Галкина
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА (30-е гг. XVII-XVIII вв.)
Статья посвящена особенностям протестантизма в Америке, начиная с заселения северо-восточных колоний переселенцами из Англии. Проведен анализ особенностей религиозной доктрины американского проте-стантизма и его различных деноминаций. В ней определены, как исключительно новые характеристики, приобретенные из опыта жизни колонистов в Новом Свете, так и привезенные из метрополии. Значи-
тельное место в статье занимает вопрос о первом евангелическом движении в Северной Америке «Великом Пробуждении» 1720-1760-х гг., связанном с религиозным обновлением в обществе и церкви.
Ключевые слова: протестантизм, доктрина, Северная Америка, Новый Свет, «Великое Пробуждение», церковь, государственная власть.
Е. V. Са1к1па
DISTINCTIVE FEATURES OF AMERICAN PROTESTANTISM (30s OF THE XVII-XVIII CENTURIES)
The article is devoted to the peculiarities of Protestantism in America since settlement of north-eastern colonies settlers from England. The analysis of characteristics typical of religious doctrine of American Protestantism and its various denominations is represented. It specifies both new features acquired from the experience of the life of the colonists in the New World and the ones brought
from the mother country. The study focuses on the «Great Awakening», the first evangelical movement in North America in 1720-1760 related to religious renewal in society and the church.
Key words: Protestantism, the doctrine, North America, the New World, «The Great Awakening», church, state power.
Актуальная и в прошлом, и в настоящее время концепция «американской исключительности» возникла из особенностей американской прозы XVII в. Поэтому, современными историками не случайно уделяется определенное внимание истокам этой «американской исклю-
чительности» (American uniqueness), которые лежат в основе американского протестантизма, отличавшегося от традиционного пуританизма.
Среди источников американских протестантов в отдельную группу мы относим сочинения пуритан, включающие в себя их речи, литера-