Научная статья на тему 'ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ ХIХ — НАЧАЛА ХХ ВВ.'

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ ХIХ — НАЧАЛА ХХ ВВ. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Церковь в тюрьме / белорусские губернии / попечительное общество / church in prison / Belarusian provinces / trusteeship society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протоиерей Сергей Васильевич Захаров

В статье рассматривается роль Православной Церкви в пенитенциарной системе Российской Империи ХIХ — начала ХХ вв. в губерниях СевероЗападного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON MINISTRY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE BELARUSIAN PROVINCES OF THE XIX – EARLY XX CENTURIES

The article examines the role of the Orthodox Church in the penitentiary system of the Russian Empire of the XIX – early XX centuries in the provinces of the NorthWestern region.

Текст научной работы на тему «ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ ХIХ — НАЧАЛА ХХ ВВ.»

УДК 266:343.261(476)

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-123-128

Протоиерей Сергей Васильевич Захаров Республика Беларусь, Минск, Минская духовная академия, магистр богословия e-mail: petrop-bl@mail.ru

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

В статье рассматривается роль Православной Церкви в пенитенциарной системе Российской Империи XIX — начала ХХ вв. в губерниях СевероЗападного края.

Ключевые слова: Церковь в тюрьме, белорусские губернии, попечительное общество.

Цитирование: Захаров С. В., прот. Тюремное служение Русской Православной Церкви в белорусских губернияхXIX- начала ХХ вв. // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 123-128.

После трех разделов Речи Посполитой, когда все исторические земли Белой Руси окончательно вошли в состав Российской Империи, правящие архиереи стали активно направлять в тюрьмы священнослужителей для окормления арестантов. «В мае 1831 г. Комитетом министров была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов1. Каждому арестанту выдавались, по возможности, книги Священного Писания, молитвенники, которые далеко не всегда бережно хранились. Об этом свидетельствует циркуляр № 11 «О мерах к сохранению арестантами книг Св. Писания»: «Убедившись, при личном осмотре мест заключения многих губерний, в крайне небрежном обращении арестантов, особенно в пути, с выдаваемыми им, каждому лично, книгами Священного

О тюремных священниках Х1Х-ХХ вв. [Электронный ресурс].—иН1:Ьи:р://тгетпауа.сегкоу.ги/2013/09/26/о4уигетпух-$ууа$ЬЬепшках-х1х-хх-уу/ (Дата обращения: 2019-10-24).

Протоиерей Сергей Васильевич Захаров

Писания, листки от коих вырываются для делания папирос и для иных, еще менее соответствующих целей, я в устранение сего остановился на желательности принятия следующей меры: получаемые или приобретаемые арестантами книги Нового Завета, молитвенники и т.п., должны вноситься в список принадлежащего ими имущества и, в случае утери, выданные им книги должны быть приобретаемы на их собственный счет, дабы таким образом побудить их более рачительно относиться к сохранности сих духовного издания книжек...»1.

Лучшие представители государства и общества понимали особую роль священника среди людей, лишенных свободы. «Прежде всего нужно сказать, что тюремный священник гораздо более, чем приходские священники, имеет возможность поставить свой пастырский авторитет перед своими пасомыми, и сделать свое религиозно-нравственное влияние на них более сильным и действительными. Во-первых, все заключенные в тюрьме, без сомнения, переживают трудные минуты жизни, находятся в таком душевном состоянии, в котором человек скорее вспомнит Бога и Его закон и прилепится к церкви и ея священнослужителям. Во-вторых, заключенные в тюрьме окружены начальствующими по отношению к ним, лицами, со всеми их строгостями. Один только священник относится к ним исключительно с духом кротости и братской христианской любви, а заменяет для них и родных, и друзей, и знакомых»2.

Понимая важность влияния Богослужения и священнослужителя на арестантов, тюремный устав 1857 г. предписывал совершать в тюремной церкви Богослужения во все воскресные и праздничные дни, «и дни высокоторжественные, во все дни 1-й и 7-й недель Великого поста, и в среду и пятницу каждой остальной недели этого поста, во все дни недели Пасхи и, сверх того, в продолжение всего года в два будничных дня еженедельно, одним словом не менее трех служб в неделю, а иногда более»3. Кроме совершения Богослужений, священник обязан был следить за говением всех арестантов один раз в год, также служить молебны о болящих, совершать отпевания, крестить и венчать заключенных. Если отпевать приходилось достаточно часто, то крестины и браки в тюрьмах совершали крайне редко. Затем священник должен, «по крайней мере, два раза в неделю пройти в камеры и побеседовать с арестантами с целью религиозно-нравственного наставления, вразумления и прочее, а по параграфу 159 вменяется ему в обязанность обучение несовершеннолетних арестантов Закону Божиему и другим предметам»4.

Зарплата тюремного священника составляла от 360 до 1000 рублей в год5. Священник Д. Троицкий писал, что редко где в губернских тюрьмах превышала 400 рублей в год6.

1 «О мерах к сохранению арестантами книг Св. Писания» // Тюремный вестник Главного Тюремного Управления. — 1893 — № 2 (приложение) — С. 17.

2 Троицкий. Д. свящ. Священник тюремной церкви // Тюремный вестник. — 1893. — № 4. — С. 138-139.

3 Там же. — С. 139.

4 Там же. — С. 140.

5 Там же. — С. 138.

6 Там же. — С. 144.

Священникам в тюрьмах в непростой деятельности помогали учреждения Общества Попечительного о тюрьмах, отделения которого были открыты во всех губерниях Северо-Западного края, а также в крупных городах. В обязанности этих учреждений было снабжение арестантов книгами Священного Писания и духовно-нравственного содержания, «а засим устройство в местах заключения, по мере возможности, небольших библиотек и выдача книг арестантам для чтения безусловно желательны, и притом не только в целях духовно-нравственного развития арестантов, но и для предупреждения среди них праздности, порождающей неизбежно потребность слушать вредную болтовню старых тюремных волков: хотя бы для ослабления влияния поучений этих последних на более молодых их товарищей.»1.

22 февраля 1895 года император Николай II принял «под Высочайшее Свое покровительство исправительные заведения для несовершеннолетних и приюта арестантских детей»2.

В «примерных правилах устройства и управления исправительных приютов» в параграфе № 6 указано, что «воспитанники приюта должны слушать богослужение, соответствующее их вероисповеданию. В зависимости от средств, какими будут располагать учредители приюта, при последнем может быть устроена своя церковь, а при неимении к тому возможности воспитанники должны посещать церковь ближайшего селения»3.

При императоре Александре II появляются после закона от 5 декабря 1866 г. Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов, «цель коих — основание заведений земледельческого характера для перевоспитания порочных детей. Наиболее активно они стали создаваться в конце 80-х — начале 90-х годов ХКв. Среди них и Могилевское общество4.

Открытие приютов по всей стране избавило от тюрем свыше 1000 несовершеннолетних5.

Не забывали содержащиеся в узах о первых лицах государства. «В память о высокоторжественном дне бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны и в ознаменование милостей, дарованных Всемилостивейшим Манифестом 14 ноября 1894 года, управлением Минской тюрьмы сооружена на ея средства и на пожертвования содержащихся в тюрьме, икона св. Николая Чудотворца и св. Царицы Александры с киотом. Икона поставлена в тюремной церкви и освящение ея с молебствием последовало 2 июля сего года, в присутствии личного состава надзора тюрьмы и заключенных»6.

Императорская семья почиталась особо, поскольку в Царские дни: восшествия на престол, рождение наследника и т.д. — объявлялись разного

1 Практические разъяснения // Тюремный вестник, 1894. — № 2. — С 92-93.

2 Узаконения // Тюремный вестник- 1895. — № 5. — С. 219.

3 Примерные правила устройства и управления исправительных приютов // Тюремный вестник. — 1895. — № 5. — С. 282.

4 Положение исправительный учреждений для несовершеннолетних в России // Тюремный вестник. — 1895. — № 8. — С. 405.

5 Там же. — С. 406.

6 Сообщения // Тюремный вестник. — 1895. — № 10. — С. 503-504.

рода амнистии, сокращение сроков, прощение недоимок и прочие милости.

Вот пример милостей, дарованных в день Священного Коронования Их Императорских Величеств:

«2. Простить всех совершивших присвоение и растрату вверенного на службе имущества на сумму не свыше тысячи рублей, осужденных за сие преступление или отбывающих за оное наказание, если присвоенное и растраченное полностью возвращено ими до дня Коронования Нашего»1.

«17. Осужденным к каторжным работам уменьшать назначенные судом сроки каторги на одну треть, безсрочную же каторгу заменить срочною на двадцать лет. Милость эта распространяется также на лиц, которыя будут приговорены к ссылке в каторгу за преступления, учиненныя до дня Коронования Нашего»2.

И таких позиций насчитывается двадцать семь.

Во многих тюрьмах преподавался Закон Божий и священниками велись еженедельно религиозно-нравственные беседы. В местах заключения Вилен-ской губернии школы «заведены в Дисне, Вилейке, Ошмянах... Арестанты, посещая очень охотно нравственные собеседования священников, сперва неохотно ходили в школу, в особенности те из них, которым больше 30-ти лет, Они относились недоверчиво к ней, уверяя, что грамоты никогда не поймут. Быстрые успехи более сговорчивых убедили других в пользе, приносимой школою. Для поощрения их к учению комитет выдавал лучшим ученикам по У фунта говядины в воскресные дни. Нравственные собеседования, которые ведут священники в некоторых тюрьмах, привлекают почти весь состав арестантов, без различия исповедания, даже евреев. Собеседования эти развили у арестантов охоту к чтению. Более грамотным раздаются книги, которые они читают в слух в камерах. Польза нравственного воздействия на арестантов религиозных поучений и школы несомненна и желательна как дополнение к обязательному труду.»3.

То, что дети как в колониях, так и в приютах регулярно посещали церковные службы и вольно или невольно приобщались к духовным истокам, показывает распорядок воскресного (праздничного) дня в одной из колоний:

«от 7 ч. до 7ч.45 мин.» — вставанье, умыванье, одеванье, уборка и метение спальни;

от 7ч.45 мин. до 8 ч. 15 мин. — утренняя молитва, завтрак, мытье посуды; от 8 ч. 15 мин. до 9 ч. 40 мин. — обедня и проповедь; от 9 ч. 40 мин. до 9 ч. 50 мин. — поверка, другой завтрак; от 9 ч. 50 мин. до 11 ч. — еженедельное заседание, присуждение наград и наказаний, объявление денежных наград за работы и отметок за успехи и поведение, раздача марок, а в праздничные и табельные дни — гимнастика;

от 11 ч. До 12 ч. 30 мин. — урок пения для участвующих в хоре, а для прочих — упражнения с пожарными инструментами;

от 12 ч. 30 мин. До 2 ч. — обед, мытье посуды, отдых, беседа;

1 О дарованных в Священного Коронования их императорских Величеств милостях // Тюремный вестник. — 1896. — № 6. — С. 322

2 Там же. — С. 326.

3 Церкви и школы // Тюремный вестник. — 1896. — № 12. — С. 683. 126

от 2 ч. До 3 ч. 30 мин. — прогулка, общия игры в мяч и т.п., маневры с пожарными инструментами или гимнастика;

от 3 ч. 30 мин. до 4 ч. 15 мин. — вечерня, поверка, полдник;

от 4 ч. 15 мин. до 6 ч. 15 мин. — беседы о полезных предметах;

от 6 ч. 15 мин. до 7 ч. 30 мин. - хоровое пение, а для непоющих—осмотры вещей;

7 ч. 30 мин. до 9 ч. — поверка, ужин, мытье посуды, молитва и сон.

Революционная вакханалия не обошла в Российской империи и пенитенциарную систему западных губерний. Вспыхивали бунты в Минской и Мозыр-ской тюрьмах, об этом упоминается в Тюремных вестниках № 4, 6 за 1907 год. Убийства и теракты преследовали лучших представителей Отечества по всей России. 15 октября 1907 года в Санкт-Петербурге был убит начальник Главного Тюремного Управления, генерал от инфантерии Алексей Максимович Максимовский. Также во время революции были убиты начальник Минской тюрьмы П. П. Славинский и начальник Брестской тюрьмы Дружиловский. Смертельно отравлен младший надзиратель Брестской тюрьмы Л. Халецкий. В фонд А. М. Максимовского, образованный 31 октября 1907 года со всех концов Белоруссии стали поступать пожертвования в пользу семей служителей тюрем—жертв революционного террора. В годовщину смерти А. М. Максимовского в тюремных церквах был произведен кружечный сбор в пользу фонда, об этом указано в Тюремном вестнике № 4 за 1909 год. Фонд затем высылал пособия вдовам и сиротам погибших служителей, в частности, семье надзирателя Леонтия Халецкого.

Анализируя императорский период в пенитенциарной системе, можно сделать вывод, что государство, церковь и общество старались облегчить и улучшить участь заключенных, заботились как о физическом, так и духовно-нравственном состоянии преступников, добиваясь значительных успехов в сокращении случаев рецидива, детской и подростковой преступности и общего количества осужденных.

Во всех крупных городах Белорусских Губерний действовали отделения Общества Попечительного о тюрьмах, создавались Общества пособия лицам, освобожденным из мест заключения, также Общества Патроната. Во многих тюрьмах действовали воскресные школы, а главное — проводились регулярные Богослужения, что в целом благоприятно воздействовало на преступников.

ЛИТЕРАТУРА

1. О тюремных священниках ХК-ХХ вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://turemnaya.cerkov.ru/2013/09/26/o-tyuremnyx-svyashhennikax-х1х-хх^/ (Дата обращения: 2019-10-24).

2. О дарованных в Священного Коронования их императорских Величеств милостях // Тюремный вестник. — 1896. — № 6. — С. 321-333.

3. «О мерах к сохранению арестантами книг Св. Писания» // Тюремный вестник Главного Тюремного Управления. — 1893 — № 2 (приложение) — С. 17.

4. Положение исправительный учреждений для несовершеннолетних в России // Тюремный вестник. — 1895. — № 8. — С. 403-410.

5. Практические разъяснения // Тюремный вестник, 1894. — № 2. — С 92-97.

6. Примерные правила устройства и управления исправительных приютов // Тюремный вестник. — 1895. — № 5. — С. 280-290.

7. Сообщения // Тюремный вестник. — 1895. — № 10. — С. 503-504.

8. Троицкий. Д. свящ. Священник тюремной церкви // Тюремный вестник. — 1893. — № 4. — С. 138-144.

9. Узаконения // Тюремный вестник. - 1895. — № 5. — С. 219.

10. Церкви и школы // Тюремный вестник. — 1896. — № 12. — С. 672-686.

Archpriest Sergey Vasilyevich Zakharov Republic of Belarus, Minsk, Minsk Theological Academy, Master of Theology e-mail: petrop-bl@mail.ru

PRISON MINISTRY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE BELARUSIAN PROVINCES OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article examines the role of the Orthodox Church in the penitentiary system of the Russian Empire of the XIX - early XX centuries in the provinces of the

North-Western region.

Keywords: church in prison, Belarusian provinces, trusteeship society. Citation: Zakharov S. V., prot. Prison ministry of the Russian Orthodox Church in the Belarusian provinces of the XIX- early XX centuries // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 123-128.

REFERENCES

1. About prison priests of the XIX-XX centuries. [electronic resource]. — Access mode: http://turemnaya.cerkov.ru/2013/09/26/o-tyuremnyx-svyashhennikax-xix-xx-vv / (Date of address: 2019-10-24).

2. About the favours granted in the Sacred Coronation of their Imperial Majesties // Prison Bulletin. — 1896. — No. 6. — pp. 321-333.

3. «On measures to preserve the books of Holy Scripture by prisoners» // Prison Bulletin of the Main Prison Administration. — 1893 — No. 2 (appendix) — p. 17.

4. The situation of correctional institutions for minors in Russia // Prison Bulletin. — 1895. — No. 8. — pp. 403-410.

5. Practical explanations // Prison Bulletin, 1894. — No. 2. — From 92-97.

6. Approximate rules for the organization and management of correctional shelters // Prison Bulletin. — 1895. — No. 5. — pp. 280-290.

7. Messages // Prison Bulletin. — 1895. — No. 10. — pp. 503-504.

8. Troitsky. D. sacred. Priest of the prison church // Prison Bulletin. — 1893. — No. 4. — pp. 138-144.

9. Legalizations // Prison Bulletin. — 1895. — No. 5. — p. 219.

10. Churches and schools // Prison Bulletin. — 1896. — No. 12. — pp. 672-686.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.