Научная статья на тему 'История тюремного служения христианской церкви в связи с пенитенциарными реформами XVIII-XIX вв'

История тюремного служения христианской церкви в связи с пенитенциарными реформами XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1106
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История тюремного служения христианской церкви в связи с пенитенциарными реформами XVIII-XIX вв»

Скоморох Олег Александрович (протоиерей)

ИСТОРИЯ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В СВЯЗИ С ПЕНИТЕНЦИАРНЫМИ РЕФОРМАМИ ХУІІІ-ХІХ ВВ.

История тюремного служения христианской Церкви с первых веков ее существования показывает, что стремление христиан иметь попечение о заключенных, утешая и облегчая их страдания, независимо от отношения государства и общества к Церкви, зародилось с самого начала1. Это стремление не ослабевало и в последующие исторические периоды2. Однако именно от государственной власти всегда зависело, насколько эффективно Церковь могла совершать свое служение в тюрьмах.

О состоянии русских тюрем после X в. имеется очень мало указаний. Тюрьма древнейшего периода была лишь мерою физического задержания человека. Судя по дошедшим до нас историческим памятникам, в древней России не употреблялось даже слово «тюрьма», ибо в ней не особенно и нуждались: большинство преступников до решения их дел оставалось по господствовавшему тогда твердому обычаю «на поруках» у общества и частных лиц, отвечавших «головой» за исчезновение взятых ими на поруки. А тех, у кого поручителей не было, заключали в тюрьму до тех пор, пока поруки не находилось. Таких преступников помещали в порубы и избы, упоминаемые летописями уже в XII в3. Также для заключения использовались погреба, клетки и ямы под землей.

Как наказание, тюрьма в России стала применяться только с 1550 г. Лишение свободы в Судебнике царя Ивана Васильевича назначается в форме заключения в тюрьму

1 Многочисленные сведения о посещения узников христианами можно найти в житийной литературе: о св. вмц. Анастасии Узорешительнице. свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь. С. 599-600, вмч. Пантелеймоне (Там же. Июль. С. 625-626), св. Клименте Римском (Там же. Ноябрь. С. 780-785), св. Доримедонте (Там же. Сентябрь. С. 352).

2 Начиная с эпохи Константина Великого (306-337), когда Церкви уже не угрожали открытые гонения, служение заключенным осталось неотъемлемой частью миссии Церкви в обществе. Предстоятели Церкви и сами посещали узников, и поручали их заботе диаконов, облегчая участь заключенных пастырскими увещаниями и посильной помощью. Цит. по: Фойницкий И. Я. Учение о наказании.— СПб., 1886.— С. 260.

3 Там же. С. 225.

240

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1

временно «до государева указа», или пожизненно «на смерть»4. С 1560 г. впервые было запрещено устраивать подземные остроги. Но характер содержания наказуемых был лишен всякого понятия о человеколюбии и сострадания к узникам. В то время правительство ни одежды, ни пищи колодникам не отпускало. Их снабжали, как и чем могли, их родственники, а безродные, скованные по два, ходили поочередно, со сторожами, по торгам и дворам за милостыней, и ею довольствовались. Этот патриархальный способ содержания колодников долго считался правильным и успешно практиковался, преимущественно потому, что наши простодушные и религиозные предки, начиная от царей и кончая простолюдинами, охотно подавали колодникам милостыню, в надежде получить за это, на том свете, отпущения части своих грехов5. Такая тяжелая жизнь колодников начала изменяться только в царствование Алексея Михайловича (1645-1676). В Соборном Уложении 1649 г. тюрьма — это уже дополнительное наказание к телесному за различные преступления6. Здесь уже появляется система наказаний: лишение жизни, телесные наказания, лишение свободы, лишение чести, имущественные наказания. Причем лишение свободы до времени Петра Великого является в виде ссылки, тюремного заключения и домового ареста. Как наказание, тюремное заключение было временным. Уложение пожизненного заключения уже не знает7.

Впервые мысль о полезности исправления колодников получила практическое применение в России в царствование Екатерины II (1762-1796). В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний», которым были учреждены Приказы общественного призрения, как самостоятельные органы, находящиеся в непосредственном подчинении верховной власти и сенату. На обязанности приказов возлагались обязанности по устройству народных школ, сиротских домов, больниц, домов для неизлечимых больных, богаделен, домов для умалишенных, рабочих домов (для тех, кто был виновен в воровстве, мошенничестве, краже и прочих преступлениях) и смирительных домов, мужских и женских. До 1744 г. мужчины содержались вместе с женщинами и детьми, и только в 1839 г. законом Николая I8 впервые было признано неудобство содержания детей вместе с их родителями, поэтому позволялось их размещать (кроме грудных младенцев) в заведениях Приказов Общественного Призрения9.

Образованные Приказы Общественного Призрения были открыты в 40 губерниях и в царствование Александра I (1801-1825), с учреждением Министерств, с 1802 г. были подчинены сначала Министерству Внутренних Дел, затем Министерству Полиции — 1810 г., и после его упразднения в 1819 г., снова Министерству Внутренних Дел. А в соответствии с мыслью об исправлении преступников, Екатерина II сама написала

4 Судебник 1550 г. (Судебник Ивана IV). Стт. 71,52. URL: http://history.tom.ru/docs/137-sudebnik-1550-g.-sudebnik-ivana-iv.html (дата обращения: 10.11.2010).

5 Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка.— СПб., 1880.— С. 5.

6 Соборное Уложение 1649 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (дата обращения:

20.12.2010).

7 Богдановский А. М. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого.— М., 1857.— С. 70, 79.

8 О дозволении помещать в Приказы Общественного Призрения малолетних арестантских детей. Закон 12620 // ПСЗ Российской империи (1825-1881).— Т. 14 (1839).— С. 671. URL: http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 08.11.2010).

9 Никитин В. Покровительство малолетним детям заключенных // Тюремный Вестник. 1895. № 1. С. 31.

в 1787 г. проект устава о тюрьмах, которые предполагала завести в России. Но практически этот проект был оставлен без применения10.

Духовенство Православной Церкви, представители государственной власти и человеколюбивые миряне всегда относились к заключенным по-христиански. Так, например, Макарий, митрополит всея Руси, при бракосочетании царя Иоанна Васильевича с царицей Анастасией (1547) говорил: «к нищим паче милостыню творите, вдовиц, сирот и обидимых заступайте и в темницах заточенных посещайте». Царь Михаил Федорович из собственных средств снабжал всем необходимым ссылаемых в Сибирь преступников. Царь Алексей Михайлович каждый год, накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в простом одеянии посещал темницы, расспрашивая заключенных об их делах: маловажные преступления прощал, и со своего собственного стола посылал к ним пасху. Архимандрит Никон, будучи митрополитом Новгородским, посещал темницы, расспрашивал о вине заключенных, имея приказ Великого Государя освобождал невинных и принесших покаяние преступников. Святитель Тихон Задонский в виде простого монаха приходил в темницы научить добру узников, а во Святую Пасху христосовался с каждым из них. Первая супруга царя Алексея Михайловича, царица Мария Ильинична, большие суммы тратила на выкуп пленных, а царица Наталья Кирилловна посещала больницы и темницы ночью, раздавая неимущим швейные одежды. Воспитатель этой царицы, боярин Артамон Сергеевич Матвеев, в пользу бедных сам переписывал божественные книги, а воспитатель царевича Алексея Алексеевича, боярин Феодор Радищев, посещал темницы, за некоторых из заключенных платил долги, другим облегчал участь11. И именно такое христианское отношение общества в целом к преступникам привело в 1816 г. к образованию Человеколюбивого Общества, основной задачей которого было попечение о заключенных. Но поскольку в XIX в. в России уже велико было влияние Европы, в том числе и в тюремном вопросе, то поэтому уместно рассмотреть развитие тюремного вопроса на Западе.

История тюремного вопроса показывает, что до конца XVIII в. большинство тюрем в Европе находились в крайне дурном положении. Заключенные содержались в тесных помещениях, без света и свежего воздуха, причем не было никакой системы в их размещении: убийцы, грабители, безумные и несостоятельные должники содержались все вместе, часто не различая пола и возраста. И вот, под влиянием христианского учения, с целью облегчения участи заключенных, а также под влиянием возникших в XVII-XVIII веках философских учений, призывавших к гуманному взгляду на преступника, почти во всех государствах Европы появилось стремление (различных религиозных братств) заменить тяжкие наказания преступников на более человеколюбивые, с целью обратить их на путь добра.

Первая мысль об учреждении пенитенциариев, т. е. тюрем12 принадлежит Жану Мабильону (1632-1707), ученому французскому монаху-бенедектинцу (жил и работал в библиотеке Сен-Жермен-де-Пре в Париже), который предложил одиночное заключение, как наказание для провинившихся духовных лиц. Папа Климент XI

10 Тюрьмы в России. Собственноручный проект императрицы Екатерины II. 1787. URL: http:// www.bibliotekar.ru/reprint-47/ (дата обращения: 25.12.2010).

11 Об учреждении в С-Петербурге Общества Попечительного о тюрьмах.— СПб., 1819.— С. 50-51.

12 По-русски пенитенциарий лучше всего назвать домом покаяния от лат. poenitens — раскаивающийся, покаянный. Отсюда название пенитенциарной системы, как тюремного заключения, не только лишения свободы, но и исправления преступников.

(1700-1721) в 1703 г. воспользовался идеей Мабильона, устроив исправительный дом св. Михаила в Риме для несовершеннолетних, где часть преступников помещалась в кельях, часть содержалась при системе одиночного разъединения ночью и общих работ днем, при обязательном молчании. В 1766 г. была построена тюрьма с отдельными кельями в Милане, в 1772 г. учрежден, по образцу римского, исправительный дом в Генте. Но в высшей степени правильную задачу — нравственного исправления преступников как внутреннего перерождения личности — поставили перед собой американские квакеры в 1776 г. По инициативе частного общества квакеров, в Филадельфии была введена система устройства тюрем, основанная на одиночном заключении преступников, без работ. Как известно, по учению квакеров, задача человека состоит в отрешении от греховного мира и в одиноком, молчаливом самосозерцании. Смотря на преступника, как на павшего человека, и желая его исправить, квакеры считали лучшим для этого средством заключение преступника, без всяких развлечений и занятий, наедине с самим собой, с Богом и Библией, назидательное чтение которой помогло бы направить его на путь истинный. Подобного рода тюрьмы были построены в Питсбурге в 1826 г. и в Шерри-Гилле в 1829 г.

Но пока филадельфийские квакеры применяли на деле свою теорию одиночного заключения, их учение встретило сильную оппозицию среди последователей иных вероисповеданий в других штатах. В Нью-Йорке и Бостоне образовались тюремные общества из кальвинистов, лютеран, англикан, пресвитериан, методистов, указывавших на недостатки слишком идеального квакерского воззрения на человека.

Эти общества, подобно квакерам, признавали необходимым считать целью наказания исправление преступника, но этой цели они предполагали достигнуть другим путем. Видя источник преступлений в праздности, отсутствии привычки к труду, неспособности подчиниться общественному порядку жизни, в склонности к чувственным удовольствиям, эти общества полагали, что преступник должен быть исправлен не заключением наедине без работы, но наоборот, через труд и строгий порядок. По их взглядам, тюрьма должна была стать домом рабочих, а арестантов следовало делить на классы по полу, возрасту, роду деятельности, запирая их на ночь в кельях, а днем выводя на общие работы, причем строго воспрещая безделье, взаимное общение и заставляя их все время молчать. Средствами наказания были: заключение в одиночной келье на день с содержанием на хлебе и воде, а главное, телесные наказания.

Таким образом, в противоположность квакерской системе уединения, явилась другая, осуществляемая в оборнской тюрьме штата Нью-Йорк. Обе эти системы получили названия по именам городов — оборнская и пенсильванская13.

Обе системы, в их первоначальном виде, оказались на практике неудовлетворительными и потребовали в будущем серьезных изменений. Однако, при всех изменениях и развитии каждой из систем, они успели, через некоторое время, оказать благотворное влияние на число совершаемых преступлений. В любом случае, в программу занятий арестантов входили: умственное развитие, религиозное и нравственное исправление, мастеровые и другие работы, а после освобождения и на воле им покровительствовали специально создаваемые тюремные комитеты.

Подобный успех пенитенциарных систем в Америке сразу отразился в Европе. Но в Англии, как известно, разработка тюремного вопроса была поднята еще задолго до этого, по идее знаменитого филантропа Джона Говарда (1726-1790). Во время пла-

13 Галкин М. Обозрение состояния тюремного вопроса в Западной Европе.— СПб., 1867.— С. 6-10.

вания на английском корабле в Лиссабон в 1756 г., Говард попал в плен к французам и на собственном опыте узнал страдания заключенных. После освобождения он решил посвятить всю свою жизнь улучшению их участи.

В XVIII в. английские тюрьмы в основном содержали тюремщики, чтобы таким образом зарабатывать деньги. В тюрьмах свирепствовал тиф и очень многие заключенные умирали. Там не было воды, не было свежего воздуха, не было естественного освещения. Процветали пьянство, безнравственность и азартные игры. Кроме того, там были установлены очень жестокие физические наказания и никакой попытки воспитать заключенных не предпринималось. До XVIII в. всех, кто преступал закон или вешали, или отсылали в Америку. Но когда США приняли Декларацию о независимости14, ситуация принципиально изменилась. Для английской тюремной системы американская Декларация о независимости означала то, что в Англии вдруг оказалось очень много преступников, которых некуда было деть. Следствием этого явилось огромное количество переполненных тюрем. И условия там были чудовищны, попасть в тюрьму было равнозначно смертному приговору. Фактически, когда человека посылали в тюрьму, это и был смертный приговор, как в отношении физического здоровья заключенного, так и в отношении его духовного здоровья.

К концу XVIII в. и общественные настроения и ситуация в правительстве, все подталкивало к реформам. И среди многих голосов в пользу реформы тюремного общества выделялся голос Джона Говарда. Он много путешествовал по Англии и Европе, осматривал тюрьмы, был также и в России, умер и похоронен в Херсоне. В 1777 г. он написал книгу о положении тюремной службы «The state of the prisons in England and Wales, with preliminary observations and an account of some foreign prisons», которая легла в основу всех последующих реформ тюремной службы. В этой книге он излагает свои наблюдения и предлагает ряд мер по улучшению содержания арестантов: осуществление девиза голландских тюрем: «сделайте людей прилежными и они станут честными» — тюремный труд, а также строгую, но разумную дисциплину, нравственное и религиозное обучение, гигиеническое устройство помещений, систему одиночного заключения, сокращение сроков судебного приговора. Целью этой книги было создать практическое руководство, помогающее сохранить физическое и возродить духовное здоровье заключенных. Он хотел, чтобы в каждой тюрьме был капелланы, чтобы они занимались вопросом духовного и нравственного воспитания, чтобы они могли привести любого заключенного к покаянию и чтобы эти заключенные могли служить обществу в будущем. И конечно, подобная работа капелланов имела практическое назначение, т. к. помогала увеличить рабочую силу в индустриальном обществе15.

Цель его была достигнута. Мысль об исправительном значении тюрем из круга избранных людей перешла в общество и стала пользоваться вниманием и сочувствием. С 1793 г. начали строиться новые тюремные здания, положено основание религиозному наставлению, возникали частные общества, стремившиеся к улучшению тюрем и воздействовавшие на общественное мнение. Тюремные реформы в том числе повлияли

14 4 июля 1776 г. британские колонии в Северной Америке объявили о независимости от Великобритании республик-штатов.

15 См. Слиозберг Г. Б. Д. Говард. Его жизнь и общественно-филантропическая деятельность. Биографический очерк.— СПб., 1891.— С. 21-54. См. также Казалет Э. А. О значении Джона Говарда в истории тюремной реформы.— М., 1892.— С. 48-75.

на развитие собственно капелланской системы в Великобритании. Такая практика существует в Британской Империи с 1779 г.

В трех актах парламента Англии была изложена тюремная реформа. Акт 1779 г. ввел положение тюремного священника и определил обязанности капелланов, но только для некоторых тюрем. Акты 1823 и 1825 гг. расширили их обязанности и четко изложили стандарты их работы. По актам парламента, требовалось, чтобы в каждой тюрьме был капеллан наравне с доктором и начальником тюрьмы. Только при наличии этих должностей тюрьма могла быть открыта. И по этим же актам, капеллан должен был принадлежать к англиканской Церкви16. Обязанности капелланов в XIX в. были следующие: вести религиозную службу два раза в день, заниматься религиозным воспитанием и образованием, обеспечить заключенных Библией и религиозной литературой, посещать больных заключенных и хоронить умерших, посещать преступников, которые находятся в штрафном изоляторе, и вести наблюдение за характером преступников. До 1865 г. в Англии существовали все типы тюрем. Там были государственные тюрьмы, которые содержали местные власти, и частные тюрьмы. В 1865 г. парламент установил единую тюремную систему, а в 1877 г. полностью вся тюремная система перешла под власть правительства. Причем, еще со времени первых актов Парламента был введен принцип одиночного камерного содержания, сохранившийся до настоящего времени17. Важно отметить, что с 1863 г. в тюрьмы разрешили принимать на работу католических священников. Это решение правительства принимать на работу в тюрьмы католических священников встретило яростное сопротивление со стороны Англиканской Церкви и со стороны англиканских капелланов, служащих в тюрьмах. Но возражения англиканских капелланов, причины, по которым они противостояли присутствию католиков, в основном касались управления тюрьмой и привилегий занимать в тюрьме первенствующее положение, а не богословских вопросов и не богословских различий между конфессиями. В каком-то отношении англиканские капелланы были правы в своем возражении против присутствия католиков. Потому что действительно теперь у заключенных был выбор. И в этом отношении влияние Англиканской Церкви в тюрьме действительно было сокращено.

Несмотря на серьезные тюремные реформы, действительное улучшение тюремного дела подвигалось медленно, хотя даже некоторые коронованные особы существенно помогали совершающейся в Европе тюремной реформе — Екатерина II, Леопольд II, Фридрих Прусский и Иосиф Австрийский готовят соответствующие изменения за-

16 Тюремный Закон 1823 г. (Gaols Act 1823), был Актом Парламента Великобритании (4 Geo IV с. 64), который предусматривал улучшение содержания заключенных в Великобритании. Идея тюремной реформы была предложена в начале 1800-ых Элизабет Фрай (1780-1845, реформатор тюремной системы Великобритании и первая английская феминистка) и ее братом Джозефом Джоном Гарни. Этот акт был поддержан Министром внутренних дел Робертом Пилом. Акт предписывал регулярные посещения заключенных священниками. Также было запрещено использование кандалов и наручников. Для женских тюрем был введен женский персонал. Акт был достаточно неэффективен, потому что до 1835 г. не была предусмотрена система инспекций, для проверки исполнения закона. См. Gaols Act 1823. Academic dictionaries and encyclopedias. URL: http://en.academic. ru/dic.nsf/enwiki/1175562 (дата обращения: 08.10.2010).

17 Исторический обзор капелланской системы Великобритании подготовлен по аудиоматериалам семинара «Prison chaplaincy itinerary», 16-27 November 2009, St. Michael’s College, Cardiff, UK. The Revd. Peter Phillips. Prison chaplaincy in the UK.

конодательств своих государств. В России результатом появления новых принципов является отмена смертной казни и смягчение наказаний вообще18.

В России история тюремного попечительства начинается со времени правления императора Александра I. В 1816 г. было учреждено «Человеколюбивое Общество», по инициативе прибывших в Россию членов Лондонского тюремного общества и министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына (1733-1844). До начала XIX в. тюремной проблематикой на государственном уровне никто не занимался, и поэтому ко времени образования общества перед властями стояли проблемы нехватки и переполненности тюремных помещений, антисанитарных условий содержания заключенных, отсутствия школ и прочее. В этом отношении интересен документ, относящийся к 1767 г. Князь Вяземский доносил о тюрьмах Московского Магистрата и розыскной экспедиции: «В некоторых казармах теснота превеликая, крыши ветхи и грозят обрушиться, и продовольствие арестантов не обеспечено. Тюремные сидельцы умирали без исповеди и причастия; настояние правительства перед духовенством о посещении их оставались без последствий, так как духовенство, поддерживаемое синодом, требовало жалованья, а дать его было не из чего»19. В учрежденном обществе сразу появилось множество членов, жаждавших бескорыстной деятельности для блага ближних, кто бы они ни были. Руководствуясь изречением Спасителя «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25,36), Александр Павлович предоставил членам этого общества право посещать заключенных, по примеру обществ, действующих за границей.

В 1817 г. один из членов Английского тюремного общества, Вальтер Венинг, изучив быт петербургских мест заключения, составил «Доношение о состоянии тюрем и прочих мест заключения в Петербурге» и «Записку, содержавшую в себе общие замечания о лучшем содержании тюрем». Эти документы были переданы князю А. Н. Голицыну, министру Духовных дел и Просвещения, президенту Библейского и Человеколюбивого обществ. В этих документах Вальтер Венинг изложил тот опыт, который собрался у Английского тюремного общества в деле попечения над заключенными преступниками и их исправления. «Записка о лучшем содержании тюрем» послужила фундаментом к разработке для Общества правил, которые Александр Павлович утвердил в 1819 г. как «Правила для Попечительного Общества о тюрьмах»:

«Правило I. В Санкт-Петербурге учреждается Общество, под названием Общество попечительное о тюрьмах. Предметом оного будет нравственное исправление содержащихся преступников, улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей, на основании, изъясненном в прилагаемой у него записке.

Правило II. Обязанностью Общества сего будет, стараться о том, чтобы в тюрьмах и местах заключения вводимы были по удобности пять следующих средств исправления, которые изъяснены пространнее в приложенной записке, а именно: 1) ближайший и постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений, или обвинений; 3) наставление их в правилах Христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основании; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся, или буйствующих из них в уединенное место. <...>

Правило XI. Снабжение книгами Священного Писания и другими духовного содержания книгами предоставляется попечению Комитета. Наставление и поучение

18 Воскобойников Н. Я. О приютах для несовершеннолетних в связи с кратким очерком мест заключения вообще.— Саратов, 1873.— С. 14.

19 Фридман Е. Ф. Материалы к изучению тюремного вопроса.— СПб., 1894.— С. 5.

священника, когда и где возможно такового иметь, весьма нужны и содействуют благотворной цели попечения о тюрьмах. Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся. Провождение воскресных и праздничных дней в благочестивых чтениях, беседах и молитве, поставляется в обязанность для Начальства тюремного, вводить между заключенными, общими стараниями с Комитетом попечительным»20.

Сразу после открытия Общества Попечительного о тюрьмах в Петербурге, подобные общества начали появляться в разных городах России. И хотя их возглавляли официальные лица, членами были совершенно разные представители общества: это и предприниматели, и писатели, и священнослужители, и общественные деятели. Одними из первых членов Общества были митрополит Санкт-Петербургский Михаил и архиепископ Тверской Филарет (впоследствии свт. митрополит Московский, 1782-1867).

Стремление представителей Комитета влиять на заключенных религиозностью и нравственностью было так велико, что после открытия Общества Комитет стал устраивать на свои средства тюремные церкви: в 1820-х гг. — православные; в 1835 г. — католическую и лютеранскую. Содержание причта производилось также на суммы Комитета. В 1836 г. князь Трубецкой испросил Высочайшего разрешения на повсеместное сооружение церквей в тюрьмах, и с того времени церкви открывались во всех городах, где существовали Комитеты. Устроив Церкви и причты, персонал Петербургского Комитета внимательно следил за своевременным отправлением богослужения, за религиозным назиданием и утешением арестованных, особенно подлежавших, по судебным приговорам, телесному наказанию, чтобы хоть до некоторой степени примирить их с суровостью тогдашних законов.

Для желающих обучаться, попечением Комитета в тюрьмах были заведены школы и приобретены все необходимые учебные пособия. В этих школах преподавали местные священники и особые учителя. Во время содержания в заключении, почти каждому арестанту выдавался Новый Завет, чтобы чтением его удалить вредные помышления. Так же для чтения выдавались и другие книги духовного и гражданского содержания, для чего при тюремных церквях были образованы особые библиотеки.

Также существовал Дамский Комитет Общества Попечительного о тюрьмах. Он открылся, как и мужской, в 1819 г. и с тех пор занимался исключительно арестованными женщинами совершенно самостоятельно. Совместно же с мужским Комитетом, дамский участвовал только в «генеральных собраниях» для обсуждения общих важнейших вопросов, годовых отчетов общества, для выслушивания «Высочайших благоволений за труды» и проч.

Тюремные Общества просуществовали до 1893 г. С того времени их преобразовали в тюремно-благотворительные комитеты, лишив при этом большинства полномочий. С этого времени Тюремно-благотворительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным.

Устроение церквей в тюрьмах Петербурга было настолько успешно, что до 1826 г. вход в церкви был открыт для всех людей. Но из-за недостатка надзора за общением «вольных» и арестованных, а также потому, что среди арестантов усиливалась тоска по воле, служившая и источником проступков, необходимо было, для устранения соблазнов, запретить вход посторонних людей в церкви. В дальнейшем, деятельность Церкви в тюрьмах определялась не только церковными правилами и постановлениями,

20 Правила для Попечительного Общества о тюрьмах. С. 40-45.

но и определениями Комитета Общества Попечительного о тюрьмах, и непосредственно тюремными ведомствами. Так, например, Устав о содержащихся под стражей содержит в себе следующие определения о тюремных церквах:

«ст. 226. Исправление нравственности заключенных есть один из главных предметов попечительства и занятий тюремных комитетов и отделений.

ст. 227. Для споспешествования означенной в предшедшей статье цели, Тюремные Комитеты и Отделения должны заботиться о сооружении церквей при тех тюрьмах, где оных не имеется. <...>

ст. 307. В праздничные дни арестанты посылаются в церковь для слушания Божественной Литургии»21.

Циркуляром 24 января 1891 г. разъяснено, что при неимении в тюрьмах особых молитвенных помещений местные арестанты могут быть выводимы в приходские и приписные церкви при условии лишь, конечно, достаточного надзора, обособленности их помещения в церкви и предварительного согласия на то местного причта. Как на единственное затруднение к распространению этой меры на всех арестантов указано на применение ее к следственным, подсудимым и вообще более серьезным арестантам, например политическим, каторжным и проч.22

Архипастыри Русской Православной Церкви активно участвовали в работе Комитетов Общества Попечительного о тюрьмах, и церкви тюремные успешно устраивались в тех городах, где вели свою деятельность Комитеты и Отделения Общества. В Санкт-Петербурге церкви были во всех тюрьмах и прочих местах заключения. После революции 1917 г. они были закрыты для богослужений и стали появляться снова только начиная с 1990 г.

Священник в тюрьме должен был стать очень многим для заключенных. Практически дело обстояло так: за простым человеческим участием и помощью заключенные могли обратиться только к двум людям в тюрьме — врачу и священнику. Ведь религия — это «предмет» сердца, совести человека. И когда заключенные духовно отрезвляются, «приходят в себя» от предыдущей, полной грехов жизни, то они именно в религии часто находят утешение в своих скорбях. И их религиозным чувством надо дорожить, развивать и очищать от невежественных всевозможных предрассудков и заблуждений, вселяя в них ясные, светлые понятия о религии, создающие нравственность, дающие надежду на новую жизнь, укрепляющие доверие к Богу и ближним.

Главной же задачей священника в тюрьме во все времена является приведение людей к Богу. И если исполнить эту задачу, то все остальные задачи тоже исполнятся по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33).

Положение священника при тюрьме особенное: он вместе со своими пасомыми томится в тюрьме телесно и душевно, и, по крайней мере, на половину заключен с ними, на половину переносит их страдания. Во все времена заключенные в тюрьмы переживают трудные минуты своей жизни и находятся в таком состоянии духа, когда сердце человека скорее всего либо ожесточается против всего мира, либо наоборот,

21 Свод Учреждений и Уставов о содержащихся под стражею. 1890 г. // Собр. Зак. Российской Империи. Т. XIV. иЯЬ: http://www.rus-sky.eom/history/library/vol.14/vol.14.4.htm (дата обращения:

20.12.2010).

22 Коковцев В. Н., Рухлов С. В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части.— СПб., 1894.— С. 324-329.

наиболее открыто для Бога, покаяния и молитвы. Священник же, относясь к ним с духом кротости и братской любви, может стать часто единственным источником радостного, светлого, духовного общения заключенных с миром. Тяжело идти в тюремные камеры к заключенным, но священник должен напомнить этим людям, что есть Бог, Которого надо бояться и Которому надо помолиться, что есть добрые люди, которых надо устыдиться, — есть у каждого свои родные, которых надо пожалеть. И труд этот нескончаем, потому что на смену освободившихся заключенных приходят новые. Тюрьма не бывает пуста и трудам тюремного священника не бывает конца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gaols Act 1823. Academic dictionaries and encyclopedias. URL: http://en.academic.ru/dic. nsf/enwiki/1175562 (дата обращения: 08.10.2010).

2. The Revd. Peter Phillips. Prison Chaplaincy in the UK. Аудиоматериалы семинара «Prison chaplaincy itinerary».— Cardiff. UK, 2009.

3. Богдановский А. М. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого.— М., 1857.

4. Воскобойников Н. Я. О приютах для несовершеннолетних в связи с кратким историческим очерком мест заключения вообще.— Саратов, 1873.

5. Галкин М. Обозрение состояния тюремного вопроса в Западной Европе.— СПб., 1867.

6. Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

7. Казалет Э. А. О значении Джона Говарда в истории тюремной реформы.— М., 1892.

8. Коковцев В. Н., Рухлов С. В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части.— СПб., 1894.

9. Никитин В. Н. Покровительство малолетним детям заключенных // Тюремный Вестник 1895. № 1.

10. Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка.— СПб., 1880.

11. О дозволении помещать в Приказы Общественного Призрения малолетних арестантских детей. Закон 12620 // Полное собрание законов Российской империи (1825-1881). Т. XIV (1839). URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 08.11.2010).

12. Об учреждении в С-Петербурге Общества Попечительного о тюрьмах.— СПб., 1819.

13. Свод Учреждений и Уставов о содержащихся под стражею. 1890 г. // Собрание Законов Российской Империи. Т. XIV. URL: http://www.rus-sky.eom/history/library/vol.14/vol.14.4.htm (дата обращения: 20.12.2010).

14. Слиозберг Г. Б. Д. Говард. Его жизнь и общественно-филантропическая деятельность. Биографический очерк.— СПб., 1891

15. Соборное Уложение 1649 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (дата обращения: 20.12.2010).

16. Судебник 1550 г. (Судебник Ивана IV). URL: http://history.tom.ru/docs/137-sudebnik-1550-g.-sudebnik-ivana-iv.html (дата обращения: 10.11.2010).

17. Тюрьмы в России. Собственноручный проект императрицы Екатерины II. 1787. URL: http://www.bibliotekar.ru/reprint-47/ (дата обращения: 25.12.2010).

18. Фойницкий И. Я. Учение о наказании.— СПб., 1886.

19. Фридман Е. Ф. Материалы к изучению тюремного вопроса.— СПб., 1894.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.