Научная статья на тему 'Тюменская область: опыт постиндустриального экономического развития'

Тюменская область: опыт постиндустриального экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ТЕХНОПАРК / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INVESTMENTS / REINDUSTRIALIZATION / INDUSTRIAL PARK / TECHNOPARK / PERSONNEL POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деев Алексей Сергеевич, Черноморченко Светлана Ивановна, Хвощин Алексей Александрович, Вакорин Дмитрий Валерьевич

В статье подробно изучены программы стимулирования промышленного развития, инновационной активности и производственных инноваций, выявлены мероприятия по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности в Тюменском регионе. Проблемы функционирования тюменского технопарка обусловлены размером субсидий инновационным фирмам, масштабом реального спроса в регионе на инновационные разработки, ставкой на инновации в нефтегазовом секторе. Правительство Тюменской области уделило недостаточное внимание изучению подходов к планированию, разработке и реализации деятельности по стимулированию научных и промышленных инноваций. В связи с этим было принят ряд поспешных решений на начальном этапе реализации программ. Необходима активизация работы по трансформации региональной экономической политики, которая решит следующие задачи: (1) реиндустриализация региона; (2) переход от практики точечной поддержки инвесторов к массированным усилиям по перестройке промышленной системы. В результате исследования обосновывается необходимость использования опыта регионов-лидеров инвестиционного роста (Калужская область, Республика Татарстан) по созданию системы индустриальных парков как ядра промышленных кластеров. Выявлено, что механизм создания индустриального парка связан с необходимостью подготовки и повышения квалификации кадров для региональной промышленности, а также с обновлением кадров органов власти и управления на региональном и муниципальном уровнях. Развитие ключевых отраслей региональной промышленности сформирует спрос на инновации и сделает инновационную активность в региональной экономике потенциально рентабельной. Реиндустриализация региона как управленческая задача должна включать комплексные действия органов государственной власти по следующим направлениям: (1) Формирование структур управления индустриальным развитием региона. (2) Разработка и реализация стратегии регионального промышленного развития. (3) Подготовка кадрового резерва для реализации поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tyumen region: experience of post-industrial economic development

The article studies in detail programs to stimulate industrial development, innovation activity and production, and identifies the activities to create of conditions for business activity in Tyumen region. Problems of the Tyumen Technopark functioning are caused by the amount of subsidiaries into innovative companies, the scale of real demand of the region for innovations, the low level of innovation in the oil and gas sector. The government of Tyumen region has paid insufficient attention to the study of successful cases of the planning, development and implementation of activities to promote scientific and industrial innovation. In this regard, a number of mistakes were made at the initial stage of the programs implementation. It is required to intensify the work on the transformation of the regional economic policy, involving the following tasks: (1) reindustrialization of the region; (2) the transition from the practice of targeted investor support to massive efforts to rebuild the industrial system. The study concerns the need to use the experience of the leading regions of investment growth (Kaluga region, Republic of Tatarstan) to create a system of industrial parks as the core of industrial clusters. It is revealed that the mechanism of creation of the industrial Park is connected with the need for advanced training of personnel for the regional industry, as well as with the renewal of the management at the regional and municipal levels. The development of key sectors of the regional industry will form the demand for innovations and make innovation activity in the regional economy potentially profitable. Reindustrialization of the region as a task of state management should include comprehensive actions of public authorities in the following areas: (1) Formation of management structures for industrial development of the region. (2) Development and implementation of regional industrial development strategy. (3) Preparation of personnel reserve for the implementation of tasks.

Текст научной работы на тему «Тюменская область: опыт постиндустриального экономического развития»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/15ECVN518.pdf Статья поступила в редакцию 20.09.2018; опубликована 11.11.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Деев А.С., Черноморченко С.И., Хвощин А.А., Вакорин Д.В. Тюменская область: опыт постиндустриального экономического развития // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/15ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Deev A.S., Chernomorchenko S.I., Khvoshchin A.A., Vakorin D.V. (2018). Tyumen region: experience of postindustrial economic development. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https ://esj. today/PDF/ 15ECVN518.pdf (in Russian)

УДК 332.14 ГРНТИ 06.61

Деев Алексей Сергеевич

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и логистики»

Кандидат философских наук E-mail: alks16@gmail.com

Черноморченко Светлана Ивановна

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и логистики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: chernomorchenko@rambler.ru

Хвощин Алексей Александрович

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры «Государственного и муниципального управления»

Кандидат юридических наук E-mail: kroatoan@mail.ru

Вакорин Дмитрий Валерьевич

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и логистики»

Кандидат экономических наук E-mail: vakorin@inbox.ru

Тюменская область: опыт постиндустриального экономического развития

Аннотация. В статье подробно изучены программы стимулирования промышленного развития, инновационной активности и производственных инноваций, выявлены мероприятия по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности в Тюменском регионе. Проблемы функционирования тюменского технопарка обусловлены размером субсидий инновационным фирмам, масштабом реального спроса в регионе на инновационные разработки, ставкой на инновации в нефтегазовом секторе. Правительство Тюменской области уделило недостаточное внимание изучению подходов к планированию, разработке и реализации деятельности по стимулированию научных и промышленных инноваций. В связи с этим было принят ряд поспешных решений на начальном этапе реализации программ.

Необходима активизация работы по трансформации региональной экономической политики, которая решит следующие задачи: (1) реиндустриализация региона; (2) переход от практики точечной поддержки инвесторов к массированным усилиям по перестройке промышленной системы.

В результате исследования обосновывается необходимость использования опыта регионов-лидеров инвестиционного роста (Калужская область, Республика Татарстан) по созданию системы индустриальных парков как ядра промышленных кластеров. Выявлено, что механизм создания индустриального парка связан с необходимостью подготовки и повышения квалификации кадров для региональной промышленности, а также с обновлением кадров органов власти и управления на региональном и муниципальном уровнях. Развитие ключевых отраслей региональной промышленности сформирует спрос на инновации и сделает инновационную активность в региональной экономике потенциально рентабельной. Реиндустриализация региона как управленческая задача должна включать комплексные действия органов государственной власти по следующим направлениям: (1) Формирование структур управления индустриальным развитием региона. (2) Разработка и реализация стратегии регионального промышленного развития. (3) Подготовка кадрового резерва для реализации поставленных задач.

Ключевые слова: инновации; инновационная активность; инвестиции; реиндустриализация; индустриальный парк; технопарк; кадровый потенциал региона

Тюменская область сегодня - один из передовых субъектов Российской Федерации по целому ряду характеристик экономического развития (объему инвестиций в основные фонды, среднедушевым доходам, вводу в действие общей площади жилых домов в расчете на 1 тыс. чел. населения и другим). Это, не в последнюю очередь, следствие вхождения в состав области территорий нефтегазовых регионов, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, что непосредственно влияет в лучшую сторону на значения показателей Тюменской области. Но нельзя отрицать, что и без учета их положительного «статистического» влияния область выглядит неплохо на фоне большинства субъектов Федерации.

Вместе с тем, до недавнего времени Тюменская область демонстрировала существенное отставание от лидеров роста по уровню успешности реализации программ стимулирования промышленного развития, инновационной активности и производственных инноваций, созданию условий для осуществления предпринимательской деятельности. И тут ситуацию не спасала даже окружная статистика. Например, по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности 1 среди регионов с высокими базовыми значениями показателей, характеризующих уровень экономического развития2, Тюменская область в итоге занимала 13 место из 22 возможных, несмотря на лидерство по объемам прямых инвестиций.

В интегральном Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2015 году Тюменская область занимала 15 место, по трем из четырех блоков продемонстрировав хорошие показатели (это «институты для бизнеса», «поддержка малого предпринимательства»,

1 Доклад исследовательской группы Минэкономразвития России «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/doc20131003_2 (дата обращения: 04.04.2016).

2 5 показателей: размер реальной заработной платы, количество высокопроизводительных рабочих мест, объём инвестиций в основной капитал, оборот малых предприятий, количество малых и средний предприятий.

«инфраструктура и ресурсы»). По критерию «регуляторной среды» регион оказался далеко не на топовых позициях, что и не позволило области занять более «высокое» положение. Этот факт отмечает губернатор области Владимир Якушев в своем ноябрьском послании в 2015 году, указывая на необходимость продолжения работы по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе органами власти и управления Тюменской области. В 2018 году Тюменская область возглавила тройку лидеров национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ3.

Курс на внедрение институтов инновационного промышленного развития был заявлен в Тюменской области десятилетие назад. Для решения задачи создания на территории области в 2008 году (в г. Тюмени) Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа (технопарка внедренческого типа) было освобождено и реконструировано здание бывшего областного дворца молодежи (дома культуры) «Геолог» с целью размещения в нем бизнес-инкубатора, бизнес-центра, конгресс-холла и бизнес-школы инновационного образования.

Вторая очередь технопарка (центр технологий геологоразведки и изучения недр, центр технологий нефтегазового оборудования и материалов, полигон для открытых испытаний и учебных тренажеров, опытно-производственный центр общего пользования, сертификационный центр, центр телекоммуникационных технологий) должна была быть размещена в районе пос. Алебашево. Однако проект создания второй очереди технопарка в пос. Алебашево потерпел неудачу: результаты отсутствуют, 500 млн рублей, выделенных на его создание из областного бюджета, ушли «в никуда».

Материально-техническая база тюменского технопарка продолжает развиваться, несмотря на имевшие место «сбои». С 2013 года функционирует Тюменский региональный межведомственный центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, с марта 2015 - Центр прототипирования.

К сожалению, значимого эффекта добиться к настоящему времени не удалось. Первоначальный энтузиазм потенциальных резидентов инновационного центра сменился недоумением: оказалось, что не так уж и просто стать резидентом технопарка, да и желающих (и способных) заниматься производственными (промышленными) инновациями коллективов оказалось немного. Число дошедших до промышленной реализации инновационных проектов за десять лет (с конца 2008 года) функционирования технопарка невелико, определенно можно сказать о трех разработках: «интеллектуальная скважина», позволяющая проводить работу с трудно извлекаемыми запасами; нефтесорбирующий бон, применяемый для уничтожения загрязнения воды нефтепродуктами; гидроизоляционные материалы - бентонитовые маты. Общее количество резидентов за все годы работы не достигло и сотни (по состоянию на 01.04.2018 г. - 42 малых инновационных фирм).

По информации областного Правительства, обобщенной в середине 2018 года, за период деятельности технопарка резидентами получено более 65 патентов, внедрено более 120 новых технологий, совокупная выручка резидентов - субъектов малого и среднего предпринимательства - составила около 5,7 млрд рублей, объем налоговых отчислений - более 680 млн рублей4. Учитывая расходы на создание и обеспечение функционирования технопарка с момента его создания (более 8 млрд руб.), результат весьма скромный.

3 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. - URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 06.09.2018).

4 Об информации Правительства Тюменской области о реализации государственной программы Тюменской области «Развитие научно-инновационной сферы» до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550125566 (дата обращения: 06.09.2018).

Представляется, что основной причиной ситуации, создавшейся в Тюменской области в сфере стимулирования инновационных проектов и инновационной деятельности, в целом стал недостаточно продуманный подход к планированию, разработке и реализации деятельности по стимулированию научных и производственных инноваций. Следствие -принятие при запуске комплекса мероприятий по поддержке инновационной активности в области ряда непроработанных решений, ставших в итоге первопричиной крайне низкой эффективности региональной инновационной политики. В особенности это касается опыта создания и функционирования тюменского технопарка. Без исправления проявившихся ошибок и перехода к апробированным в других субъектах России способам стимулирования экономического роста и реализации программ инновационного развития вряд ли стоит надеяться на позитивную динамику в этом важном, но сложном деле.

Ключевым фактором успеха, обусловившим качественный скачок производственной и, в том числе, инновационной, активности в отечественных регионах-лидерах стало резкое стимулирование промышленного роста путем создания индустриальных парков.

Поэтому закономерен вывод: одной из главных ошибок последнего десятилетия в управлении инновационным развитием Тюменской области стал фактический отказ от создания индустриального парка, который в перспективе мог бы стать ядром промышленного кластера, в Тюменской городской агломерации (под ней понимается собственно Тюмень и прилегающие территории (поселения) Тюменского района). Во многом именно поэтому нынешний тюменский технопарк, несмотря на наличие финансовой и политической поддержки из федерального центра, в результате превратился в обычное офисное здание со среднего качества ремонтом и демонстрирует совершенно неудовлетворительные показатели по соотношению «затраты на создание и функционирование - отдача от реализованных проектов».

Характерно для тюменской ситуации, что за провал технопарка никто из должностных лиц не понес наказания (не потерял должность), даже за имевшее место неэффективное и нецелевое расходование средств на создание его второй очереди в пос. Алебашево (по этому случаю материалы передавались в областную прокуратуру). Этот провальный с точки зрения достижения поставленных целей проект не подвергался обстоятельному анализу на уровне руководства региона, не было сделано, по-видимому, никаких практических выводов, не предпринято никаких мер по своевременному исправлению допущенных ошибок.

Для преодоления накопленных проблем региональной инновационной политики необходимо твердо понимать, что существующая политика предоставления адресных субсидий инновационным предприятиям не отвечает интересам самих потенциальных инноваторов:

• мизерный размер предоставляемых субсидий не оправдывает требующихся от инновационной фирмы (часто - «новорожденного» малого предприятия) значительных усилий по оформлению документации, а также по предоставлению избыточной отчетности за использование субсидий. Особенно дестимулирующим элементом механизма предоставления субсидий выглядит требование возврата средств в случае неуспеха проекта, что игнорирует фактор инновационных рисков;

• отсутствие в регионе инновационной экономики, которая может предъявлять реальный спрос на инновационные разработки. Тюменское машиностроение (а машиностроение является основным двигателем производственных инноваций) по-прежнему находится в глубоком кризисе, а ГГ-сектор ограничен дочерними подразделениями вузов, которые не в состоянии покупать сторонние разработки и слабо способны внедрять в реальную экономику свои достижения);

• одной из главных ошибок стала ставка на инновации в нефтегазовом секторе, практическое внедрение которых требует создания крупной опытно-производственной и испытательной базы, включая экспериментальные месторождения для апробации новых технологий добычи и опытные трубопроводы. Создание такой базы требует значительных затрат с неясной окупаемостью. Это не способствует налаживанию прочных контактов между малыми и средними фирмами-разработчиками, которые намерены получать прибыль от инновационной деятельности, но не могут реализовать опытную эксплуатацию в полевых условиях, и нефтегазовыми компаниями. Руководство последних понимает, что им предлагают приобрести технологии (оборудование, материалы и т. д.), которые, в любом случае, надо будет еще доводить до промышленной эксплуатации (или даже, что еще более вероятно, хотя бы до работающего прототипа) еще долго и за отдельную плату. Нередко предложение о сотрудничестве между такой малой инновационной фирмой и потенциальным потребителем выглядит как предложение профинансировать чье-то исследование, результат которого, может быть, принесет какую-то пользу заказчику спустя длительное время. И его потенциальным конкурентам тоже. Ведь маловероятно, что полученные технологии фирма-инноватор придержит исключительно для одного единственного клиента. Поэтому во всем мире НИОКР в сфере нефти и газа - это, обычно, дело крупных корпораций вроде «Шлюмберже», а не отдельных изобретателей-самородков [1].

У нефтегазового машиностроения, на которое одно время также сильно рассчитывали на локомотив промышленного развития области, есть некоторые особенности: относительная узость рынка сбыта (речь идет не об объемах реализации, а о количестве покупателей), распространенность зависимости нефтегазодобывающих компаний от одного постоянного крупного поставщика, высокая цена вхождения на рынок. В Тюмени есть только одно крупное предприятие нефтяного машиностроения - ОАО «ГМС НЕФТЕМАШ». И при всем при этом работающие на территории области нефтедобывающие предприятия приобретают оборудование у китайских производителей.

Если политическое руководство региона ставит перед собой задачу взрывного и качественного повышения инвестиционной привлекательности региона и инновационной активности, а не намеревается следовать в арьергарде инвестиционной политики нефтегазовых добывающих и сервисных компаний, необходимо принятие целого комплекса политических, организационных и кадровых решений.

В первую очередь, следует уяснить, какой образ региона имеется в виду, когда пропагандируется политика повышения инвестиционной привлекательности. Что должно создаваться с помощью этих инвестиций? Ответ очевиден: промышленные мощности. Какие производства создают наиболее благоприятную среду для роста инновационной активности, занятости населения и повышения уровня благосостояния людей? Ответ также очевиден: машиностроительные производства и приборостроение, производство бытовой техники и промышленных товаров для населения.

Длительное время наблюдаются последствия деградации областной промышленности. Практически все наиболее крупные и известные промышленные предприятия Тюменской области, продукция которых была в высокой степени востребованной и продолжает таковой оставаться, утратили свое значение в отечественной экономико-производственной системе. Так, прекратил свое существование в 2012 году Тюменский судостроительный завод, агонизировавший в течение 20 лет. Попытка перепрофилирования деятельности (на выпуск буровых установок) была неуспешна, результатом стало лишь разрушение изначального производственного потенциала предприятия. При этом сегодня обсуждается перспектива строительства судостроительной верфи в г. Сургуте (инициатива исходит от ОАО «Корпорация развития», участвующей, в том числе, в проектах развития транспортной инфраструктуры

Северного Урала и Сибири, порта Сабетта). В 2013 г. перестал существовать тюменский камвольно-суконный комбинат «КРОСНО», его территории переданы под жилую застройку.

Тюменский завод пластмасс к настоящему времени также прекратил свою деятельность.

Тюменский машиностроительный завод в значительной степени сузил ассортимент продукции, исключив из него целые линейки, существовавшие ранее. Фактически, наибольшие объемы его доходов сегодня - это доходы от ремонта оборудования и сдачи недвижимого имущества в аренду.

Тюменский завод медицинского оборудования после смены собственника в 2005 году свернул часть производств (например, производство одноразовых шприцев, по изготовлению которых в свое время стал одним из лидеров на отечественном рынке), уменьшил масштабы деятельности. Но важно, что по-прежнему существует, и выпускает паровые стерилизаторы, водосборники, стерилизаторы медицинских отходов.

Тюменский станкостроительный завод, являвшийся долгое время одним из отечественных лидеров, в частности, в производстве деревообрабатывающих станков, сегодня полностью утратил эти позиции: согласно данным Росстата, в Тюменской области в последние несколько лет, по крайней мере, с 2008 года, не выпущено ни одного деревообрабатывающего станка.

Что мы имеем взамен?

Пока наибольшие успехи достигнуты в создании производств, нацеленных на добычу, переработку природного сырья, оборудования для нефтедобычи, строительных материалов. Например, нефтедобывающий Уватский проект, Антипинский нефтеперерабатывающий завод, завод нефтепогружного кабеля компании «BakerHughes» (США), завод буровых установок компании «ВеПес» (Германия) (с мизерными объемами производства), Тюменский завод металлоконструкций, Тюменский электрометаллургический завод (основное предполагаемое сырье - лом металлов). Последний после технологического запуска в 2013 году только выходит на полную проектную мощность.

В 2013-2018 гг. резко активизировалась деятельность Правительства Тюменской области по содействию развитию промышленных предприятий. Особенностью Тюменского региона сегодня стал широкий отраслевой разброс производств и небольшое количество создаваемых рабочих мест. Для примера достаточно посмотреть на перечень основных «крупных» производственных предприятий, открытых в 2014 - начале 2016 года, в том числе, при содействии областных органов государственной власти:

• завод по производству энергоэффективных теплоизоляционных материалов в Тюмени ООО «КнауфИнсулейшн», объем инвестиций - 3 млрд рублей, количество рабочих мест - 200;

• цех по производству пеллет (топливные гранулы) ООО «Лесопромышленное предприятие «Варвара» в д. Варвара Ярковского района, объем инвестиций -45 млн рублей, 11 новых рабочих мест;

• творожный цех завода группы компаний «Данон» «Ялуторовский молочный комбинат», объем инвестиций составил около - 2,8 млрд рублей, количество рабочих мест - 70;

• завод по производству сухих строительных смесей и добавок в бетоны концерна ООО «Эм-Си Баухеми», объем инвестиций - 564 млн рублей, количество рабочих мест - 70;

завод по производству керамического кирпича ООО «Дорстрой-Инвест», объем инвестиций 544 млн рублей, количество рабочих мест - 96;

выпуск овощной сетки из полиэтилена на территории Заводоуковского городского округа ООО «КТС-Сервис», объем инвестиций - 100 млн рублей, рабочие места - 50;

завод ЖБИ на производственной базе территориальной фирмы «Мостоотряд-36» ОАО «Мостострой-11», объем инвестиций - 705 млн рублей, количество рабочих мест (с учетом цеха металлоконструкций) - 210;

завод по производству меламиновой пленки для мебели компании «Шаттдекор», объем инвестиций - 1 млрд рублей, количество вновь создаваемых рабочих мест - 100 человек;

завод по изготовлению перфорационных систем и кумулятивных зарядов «Динаэнерджетикс Сибирь» в Нижнетавдинском районе, объем инвестиций в проект уже составил 720 млн рублей, проектная мощность - 24 тыс. перфораторов и 1,5 млн кумулятивных зарядов, заявленное количество рабочих мест - 120 (от 60 при односменной работе до 100 и более при двухсменной);

третья очередь Антипинского нефтеперерабатывающего завода, объем инвестиций в 3 очередь проекта составил 72 млрд 155 млн рублей, в 2015 году на заводе создано 390 рабочих мест;

завод нефтепогружного кабеля компании «Бэйкер Хьюз», объем инвестиций -2 млрд рублей, количество рабочих мест - 150;

рыбоперерабатывающее производство ООО «ЭРА-98», объем инвестиций -800 млн рублей, рабочих мест - 192. Представляет собой производства первой очереди рыбного технопарка в п. Молодежный, в планах до 2020 года -завершение проекта рыбного технопарка и выход на полную проектную мощность;

линия полимерного окрашивания стальных оцинкованных рулонов на Ялуторовском автомобильном заводе, общий объем инвестиций - 410 млн рублей, количество новых рабочих мест - 50;

производство полиуретана и продукции из полиуретана ООО ТД «Промтехснаб», при расширении производства можно получить до 30 новых рабочих мест;

компания ООО «ПолимерПласт» в течение 2014-2015 гг. провела полную реконструкцию производственных помещений, в 2015 году начат выпуск новых видов продукции: формованный пенополистирол (пеноформ), который подходит для эффективного утепления зданий под штукатурку («мокрый фасад»). Объем инвестиций - 20 млн руб., количество вновь созданных рабочих мест - 15;

новый производственный комплекс по переработке рыбы в Ишиме, мощностью до 5 тонн готовой продукции в месяц, создано 20 рабочих мест;

предприятие по изготовлению красок «Битекс-Сибирь» (г. Заводоуковск) вошло в первую десятку российских предприятий по уникальности оборудования и в двадцатку - по возможным объемам производства, объем инвестиций - 350 млн рублей, количество рабочих мест - 17.

Несложно посчитать: количество новых рабочих мест, появившихся в результате создания этих производств, не дотягивает и до двух тысяч. И далеко не все из них заняты жителями Тюменской области.

Интенсификация открытия новых производств в Тюменской области внушает некоторый оптимизм. Но утверждать, что происходит значительный прорыв в развитии региональной промышленности и в повышении уровня жизни населения области, по-прежнему сложно.

В Российской Федерации опыт Калужской области [2, 3] и Татарстана [1, 4] показывает, что ключевой фактор успеха инновационной политики субъекта федерации - запуск процессов реиндустриализации региона путем создания системы индустриальных парков [5], способных стать ядрами географических промышленных кластеров (за период с 2013 по 2017 гг. количество индустриальных парков в России выросло более чем в два раза, с 80 до 1665).

Предпочтительным местом их размещения является пространство вдоль Транссибирской магистрали и в окрестностях Тюмени, прежде всего, для максимального использования кадрового инновационного потенциала областного центра и преимуществ географического положения.

Воссоздание ключевых отраслей региональной промышленности сформирует реальный спрос на инновации и сделает инновационную активность в региональной экономике потенциально рентабельной. Технопарк как исследовательская и инновационная площадка [6, 7, 8] сможет заработать только через три - пять лет после запуска индустриальных парков. При этом следует учитывать, что инновационные предприятия создают меньше рабочих мест чем, например, «классическое» машиностроение. Таким образом, без возрождения полноценного промышленного сектора достижение стратегических целей регионального развития невозможно.

Механизм создания индустриального парка предполагает формирование земельного участка площадью не менее 300 га со всеми подведенными коммуникациями, на котором инвесторам будут предлагаться земельные участки под строительство предприятий за символическую арендную плату, с переходом права собственности на участок после ввода в эксплуатацию размещенного на нем промышленного предприятия.

Создание индустриальных парков позволит решить системную проблему, блокирующую сегодня инвестиции в развитие производственного потенциала региона, а именно - проблему получения (предоставления) и освоения земельных участков, реализации прав и обязанностей их владельцев и пользователей. В настоящее время, например, инвесторы, даже купившие в собственность земельные участки на территории Тюменского муниципального района, не могут строить на них предприятия. Все участки на районном земельном рынке относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а перевод их в категорию земель промышленности настолько затруднен (при отсутствии гласных и прозрачных административных регламентов), что ни одна юридическая фирма за него даже и не берется. Отсутствие возможности получения земли под строительство промышленных (читай - машиностроительных) предприятий, в свою очередь, блокирует получение кредитов потенциальными инвесторами.

5 Индустриальные парки России. Отраслевой обзор [Электронный ресурс]. Выпуск 5. 2017. - URL: http://www.indparks.ru/063op%202017%20for%20site.pdf (дата обращения: 06.09.2018).

Страница 8 из 13

15ECVN518

Справедливости ради, следует отметить, что в последние годы руководство Тюменской области явно пришло к пониманию необходимости формирования на территории региона индустриальных центров.

В 2015 году был принят областной закон «О зонах экономического развития в Тюменской области». Самое, пожалуй, интересное, для потенциальных инвесторов в нем - это, конечно, предусмотренный для резидентов зон экономического развития льготный порядок налогообложения, а также возможность предоставления им государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности. Например, субсидирование за счет средств областного бюджета части затрат на оплату процентов по договорам кредита, информационно-организационное и консультационное содействие.

Сегодня в Тюменской области реализуются проекты по созданию двух зон экономического развития в форме индустриальных парков: «Боровский» (28 га) и «Богандинский» (268 га) на территории Тюменского района. Индустриальный парк «Боровский» начал работу в 2016 году. Эти территории определены для следующих видов деятельности: промышленное производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. Все резиденты индустриальных парков получают льготную ставку по налогу на прибыль (снижение региональной части на 4 %) в течение первых трех лет с момента реализации проекта, в течение 2016-2018 годов они освобождены от налога на имущество.

Парк «Боровский» ориентирован на работу с малым и средним бизнесом, занимающимся самыми различными видами переработки сырья. Заявленная специализация парка «Богандинский» - биотехнологии, фармацевтическая промышленность, производство лекарственных препаратов, эта площадка предназначена для крупных производств.

После формирования индустриального парка необходимо незамедлительно перейти к мерам в сфере организации управления и кадровой политики [9, 10]. По опыту Калужской области необходимо создание двух параллельных структур, решающих задачи привлечении инвестиций и регионального развития в рамках реализации единой стратегии регионального развития. Этими структурами могут стать Департамент стратегического развития и инвестиций (инвестиции и управление развитием «идут рука об руку», поэтому практиковавшееся в Тюменской области разделение функций стратегического планирования и стимулирования инвестиций в структуре областного правительства привело к весьма скромным результатам), с одной стороны, и Агентство регионального развития - с другой. Каждая структура должна иметь, как минимум, один индустриальный парк в своем подчинении. Известный параллелизм в работе с избытком окупится появлением конкурентных начал в государственном управлении. Руководство региона будет оценивать деятельность руководителей по числу запущенных предприятий и созданных рабочих мест. Критически важным является предоставление создаваемым структурам надлежащих полномочий в сфере земельных отношений и согласований по инфраструктуре.

Давно назревшей мерой является разработка и принятие реалистичной и ориентированной на практическое применение Стратегии развития Тюменской области.

Принятые «Стратегия развития Тюменской области до 2020 года», а затем «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года» носят, в основном, декларативный характер, констатируя сложившееся положение вещей. Требуется четко структурированная Стратегия как план преобразования экономико-производственной и социальной системы региона, увязанная с бюджетированием, ориентированным на результат, с зафиксированными в ней конкретными целями и путями их достижения, которая станет основой для разработки последующих программ действий. Нельзя останавливаться на разработке и утверждении Стратегии

регионального развития, изолированной от всего остального массива решений и документов. Она должна стать главным рабочим документом для органов государственной власти области, а это означает приспособление системы управлении регионом для ее реализации, создание пригодного организационно-экономического механизма, разработку полного комплекта рабочих документов по региональному развитию.

Политика формирования кадрового потенциала региона и привлечения квалифицированной рабочей силы [9, 10] при создании индустриальных парков также требует изменений. Именно в решении этого вопроса Тюменская область значительно проигрывает субъектам Российской Федерации - лидерам инновационного роста.

Она должна решать две проблемы, которые сегодня не решаются даже формально.

Необходимо обновление кадров органов власти и управления как на региональном (с возможным приглашением специалистов из других регионов, из вузовской и научной среды), так и на муниципальном уровнях. Причем это до некоторой степени признается и самими органами государственной власти, и должностными лицами Тюменской области (применительно к муниципалитетам, по крайней мере). Необходимы люди, владеющие методологией оценки наличных сил и средств, методами исследования социальной ситуации в регионе (и не просто путем обзора отчетности Росстата). Нужны те, кто знаком с технологиями стратегического анализа и проектного управления, кто может проводить аудит организационных структур и конструировать их сообразно стратегическим задачам. Нужны специалисты, которые не говорят о том, что действующее законодательство не позволяет адекватно решать проблемы региона, а которые способны провести анализ организационно-экономических основ и правового массива и предложить пути адаптации существующих управленческих механизмов для достижения поставленных целей быстро, экономично и качественно.

В настоящее время наиболее чувствительной территорией с точки зрения качества управления является Тюменский муниципальный район, в котором приоритетно надо будет запускать развитие новых кластеров. Развитие кластера только в Тобольске, как сейчас, приводит к нерациональному игнорированию кадрового, инновационного и логистического потенциала Тюмени. Для этого нужно преодолеть затянувшийся кризис управления на этой территории и прекратить стимулировать конфликты с инвесторами, которые грозят выплеснуться на федеральный уровень, что крайне негативно скажется на инвестиционном имидже региона в целом.

Необходимо решать проблему подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для региональной промышленности с учетом приоритетов ее развития в соответствии с политикой формирования региональных промышленных кластеров (ядер региональных кластеров).

Сегодня в Тюменской области отсутствует внятная политика формирования человеческого потенциала и, в частности, формирования трудовых ресурсов для нужд промышленного развития (а в дальнейшем - и развития инновационного). Видимо потому, что нет ясности со стратегическими приоритетами самого этого промышленного развития. Потребуется большая работа для того, чтобы разработать и воплотить в жизнь комплекс региональных мероприятий в сфере регулирования труда и занятости, профессионального образования и повышения квалификации (переподготовки).

Важно будет изучить потребности существующих предприятий в рабочей силе, в том числе, с учетом квалификации, и, вместе с тем, выявить перспективные потребности в квалифицированной рабочей силе с учетом проводимой региональной промышленной политики. Это потребует также выяснения причин недостатка квалифицированных рабочих (и

инженерных) кадров, их «вымывания» из региональной промышленности, профессиональной деградации. Отдельный вопрос о том, какие меры могут поспособствовать возрождению кадрового потенциала в региональной промышленности.

Масштабы работы можно представить хотя бы отталкиваясь от того факта, что в Тюменской области давно не проводилось никаких исследований состояния и потенциала развития системы профессионального образования. В результате, единственным предложением по существу решения проблемы можно считать, разве что, общую идею о необходимости возрождения среднего профессионального образования в регионе (подготовка специалистов по «рабочим» специальностям).

Работу по трансформации региональной экономической политики с учетом необходимости реиндустриализации области нужно активизировать именно сейчас, перейдя от практики точечной поддержки инвесторов к массированным усилиям по перестройке промышленной системы. Задержка смены стратегической парадигмы регионального экономического развития, учитывая современную ситуацию внутри страны и за ее пределами, в будущем может обойтись Тюменской области очень дорого. Следует отметить, что необходимость смены стратегической парадигмы была осознана областными властями. Одной из основных тем послания губернатора парламенту в ноябре 2015 года стала необходимость создания региональных индустриальных парков - площадок, обеспеченных всей инфраструктурой для быстрого строительства новых производств и особыми условиями льготной арендной ставки, льгот по региональным налогам и права получения резидентами форм государственной поддержки. «Это не только обязательный элемент инвестиционной среды, но и инструмент, позволяющий задать нужное направление ее эволюции», - сказал бывший губернатор области Владимир Якушев6. За пять месяцев в чистом поле возведен первый в Тюменской области индустриальный парк - Боровский, площадью 28 га. На его торжественном открытии 18 августа 2016 года статус резидента получили три крупных инвестора и приступили к возведению своих заводов. Однако, как показывает опыт других регионов с интенсивными процессами реиндустриализации, площадь индустриальных парков в 28 га является абсолютно недостаточной для достижения синергетического эффекта. Оптимальным для Тюменской области представляется сценарий создания двух-трех индустриальных парков площадью от 300 га с расположением вдоль Транссибирской магистрали. Будущее покажет - удастся ли властям региона справиться с данной задачей.

6 Послание губернатора Тюменской области В.В. Якушева Тюменской областной думе «О положении дел в области и перспективах ее развития» 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт губернатора Тюменской области. URL:

https://gubernator.admtyumen.ru/governor_to/ru/interviews/more.htm?id=11343640@cmsArticle (дата обращения: 06.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Севастьянова, А.Е. Формирование условий для инновационного развития регионов ресурсного типа / А.Е. Севастьянова // Регион: Экономика и Социология. - 2016. - № 1 (89). - С. 209-232.

2. Осипов, В.А. Инновационное развитие Калужской области: проблемы и перспективы / В.А. Осипов // Российский экономический интернет-журнал. -2017. - № 1. - С. 29.

3. Романишина, Т.С. Современные методы и принципы регулирования развития инновационных предприятий с учетом опыта Калужской области / Т.С. Романишина // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 4 (41). - С. 173-180.

4. Макарова, Е.С. Оценка инновационного развития Республики Татарстан / Е.С. Макарова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - № 3. - С. 47-50.

5. Митрофанова, И.В. Индустриальные парки - новый формат организации промышленного комплекса региона / И.В. Митрофанова, Е.В. Родионова, М.Г. Майорникова // Экономика устойчивого развития. - 2013. - № 2 (14). - С. 129135.

6. Головко, А.С. Основные проблемы технопарков и технопарковых зон в России / А.С. Головко // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. -

2016. - № 1 (17). - С. 8-10.

7. Мингалева, Ж.А. Взаимодействие государственных и местных органов власти при создании и развитии технопарков / Ж.А. Мингалева, Н.С. Шайдурова // Аге Administrandi. Искусство управления. - 2017. - Т. 9. № 2. - С. 176-194.

8. Фомина, М.С. Анализ современных проблем развития технопарков в РФ / М.С. Фомина, Н.Н. Куликова // Современные научные исследования и инновации. -

2017. - № 12 (80). - С. 36.

9. Надреева, Л.Л. Инновационные комплексы Татарстана как объекты кадрового обеспечения на основе репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки персонала / Л.Л. Надреева, Л.Л. // Научное обозрение. -2016. - № 12. - С. 140-149.

10. Рудской, А.И. Инноватика: вопросы теории и кадрового обеспечения инновационной деятельности / А.И. Рудской, И.Л. Туккель // Инновации. - 2015. - № 11 (205). - С. 3-11.

Deev Alexey Sergeevich

University of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: alks16@gmail.com

Chernomorchenko Svetlana Ivanovna

University of Tyumen, Tyumen, Russia

E-mail: chernomorchenko@rambler.ru

Khvoshchin Alexey Alexandrovich

University of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: kroatoan@mail.ru

Vakorin Dmitrii Valerievich

University of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: vakorin@inbox.ru

Tyumen region: experience of post-industrial economic development

Abstract. The article studies in detail programs to stimulate industrial development, innovation activity and production, and identifies the activities to create of conditions for business activity in Tyumen region. Problems of the Tyumen Technopark functioning are caused by the amount of subsidiaries into innovative companies, the scale of real demand of the region for innovations, the low level of innovation in the oil and gas sector. The government of Tyumen region has paid insufficient attention to the study of successful cases of the planning, development and implementation of activities to promote scientific and industrial innovation. In this regard, a number of mistakes were made at the initial stage of the programs implementation. It is required to intensify the work on the transformation of the regional economic policy, involving the following tasks: (1) reindustrialization of the region; (2) the transition from the practice of targeted investor support to massive efforts to rebuild the industrial system.

The study concerns the need to use the experience of the leading regions of investment growth (Kaluga region, Republic of Tatarstan) to create a system of industrial parks as the core of industrial clusters. It is revealed that the mechanism of creation of the industrial Park is connected with the need for advanced training of personnel for the regional industry, as well as with the renewal of the management at the regional and municipal levels. The development of key sectors of the regional industry will form the demand for innovations and make innovation activity in the regional economy potentially profitable. Reindustrialization of the region as a task of state management should include comprehensive actions of public authorities in the following areas: (1) Formation of management structures for industrial development of the region. (2) Development and implementation of regional industrial development strategy. (3) Preparation of personnel reserve for the implementation of tasks.

Keywords: innovation; innovative activity; investments; reindustrialization; industrial park; technopark; personnel potential of the region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.