Научная статья на тему 'Роль органов государственной власти в организации инновационной деятельности в Саратовской области'

Роль органов государственной власти в организации инновационной деятельности в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УНИВЕРСИТЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / INDUSTRY / INVESTMENT CLIMATE / UNIVERSITY / ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев В. В., Гусева А. В.

Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы направления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства промышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев В. В., Гусева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Public Authorities in the Organization of Innovative Activity in the Saratov Region

The tactical objective of the authorities in the field of innovation is the formation of a favorable environment, as «umbrella» over innovation. Theoretical analysis. The article analyzes the activities of executive authorities in the Saratov region, responsible for taking initiatives in innovation, and algorithmic activities of the government of the Saratov region on the creation of favourable innovation climate and innovation infrastructure. Empirical analysis. The mechanisms of influence of the Ministry of industry and energy of the Saratov region, the Ministry of economic development and investment policy, regional Venture Fund and Business incubator for innovative activity in the region analyzed. Discussion of the results. There is support of key state agencies aimed at stimulating innovation activity, commercialization of new inventions, their introduction into production in the Saratov region. Powerful university complex with regional bodies has a direct impact on the development of innovative activities in the region. However, weak industry, the lack of competitive enterprises in a modern technological basis, the bankruptcy of many industrial enterprises, the burden of excessive taxes, high tariffs, lack of investment programs reinforce is negative trends. It requires the review of all innovation, investment and industrial policy in the Saratov region, its adjustment towards the creation of favorable conditions for development of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Роль органов государственной власти в организации инновационной деятельности в Саратовской области»

УДК 330+338(470)

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. Гусев

кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: vladgus2006@yandex.ru

А. В. Гусева

магистрант кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова E-mail: alguse@mail.ru

Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы направления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства промышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в произ-

водство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности. Ключевые слова: инновации, промышленность, инвестиционный климат, университет, организация инновационной деятельности.

Введение

В теории «тройной спирали» («The Triple Helix»), предложенной к реализации в начале XXI столетия, особо подчеркивается роль в ин-

новационных процессах государственных органов. По мнению одного из авторов теории Генри Ицковица, государственная власть, осуществляя регулирующую функцию, зачастую выступает в роли венчурного капиталиста [1, с. 28]. Также государство может выступать в роли регионального организатора инноваций, ярким примером чего служат Силиконовая долина, Научно-исследовательский парк в Северной Каролине (США), а также российский проект «Сколково» [1, с. 22, 141]. Иными словами, роль государства в инновационных процессах неоспорима, а часто является всеобъемлющей и определяющей. В Российской Федерации, с ее тенденцией к абсолютизации государственной власти, очень многое в инновационных процессах зависело от личностей, стоящих во главе государственных структур, а очень часто - от первого лица как носителя высшей, неоспоримой власти. При этом, что особенно важно, необходим масштабный взгляд первого лица на проблему, «не уход» в «частности». На наш взгляд, безусловными инноваторами в российской истории были Петр I, Екатерина II, Александр II, В. И. Ленин и И. В. Сталин, хотя, безусловно, российские инновации часто продвигались авторитарными методами, ценой колоссального напряжения экономики и человеческих жертв. Масштабными же проектами, фундаментальными инновациями в широком смысле слова можно назвать «Окно в Европу» Петра I, «План ГОЭЛРО» Ленина или «Атомный проект» Сталина. В качестве «псевдоинноваций» в историческом контексте сейчас видятся «кукурузизация» страны при Н. С. Хрущеве или же попытки «догоняющей» модернизации при Л. И. Брежневе (популярный лозунг 1970-х - «Догоним и перегоним Америку»). Поэтому, на наш взгляд, стратегическая задача органов государственной власти всех уровней сегодня - обеспечить Российской Федерации подлинный инновационный прорыв, рывок от заимствования технологий к их генерированию и воспроизводству. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями, по выражению Скотта Беркуна, защита «юной и слабой инновации, пока она не научится защитить себя сама» [2, с. 140]. И от того, какова эта защита, какие условия создаются в том или ином регионе для инновационной деятельности, и зависит в конечном счете ее успех.

Деятельность органов исполнительной власти по формированию в Саратовской области благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры заслуживает самого пристального внимания. Подробный анализ этой деятельности позволит сделать вы-

вод о том, насколько она эффективна и насколько благоприятны условия для внедрения инноваций.

Теоретический анализ

Направление деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры можно было бы алгоритмизировать следующим образом:

- определение управленческих структур, ответственных за инновационную деятельность в регионе, деятельность этих структур в союзе с вузами, крупными и средними предприятиями;

- разработка программных документов развития инновационной деятельности в регионе;

- создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры;

- продвижение проектов создания новых форм инновационной деятельности в регионе.

В структуре Правительства Саратовской области особо выделяются два министерства, ответственные за принятие тех или иных инициатив в области инноваций. Первое - Министерство промышленности и энергетики Саратовской области, возглавляемое опытным производственником Сергеем Михайловичем Лисовским.

В функциях и задачах данного министерства, в частности, указаны:

- разработка и осуществление мер по сохранению и развитию промышленного и инновационного потенциала области, его рациональному использованию и адаптации к условиям рыночной экономики;

- формирование и реализация механизмов государственной поддержки промышленной и инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг, содействие развитию конкуренции и инновационного предпринимательства;

- содействие созданию, правовой охране и использованию объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности;

- содействие созданию правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование и стимулирующих инновационные и инвестиционные процессы в области промышленного и топливно-энергетического комплексов, связи, трубопроводного транспорта и недропользования [3].

Также ключевым является Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, возглавляемое бывшим депутатом Саратовской областной думы Владимиром Александровичем Пожаровым. В функциях и задачах данного министерства прямо не указывается на инновационную деятельность,

однако есть существенный раздел, касающийся инвестиций и капитальных вложений. На сайте областного Минэкономразвития читаем:

- Министерство разрабатывает проект областной адресной инвестиционной программы на основании предложений отраслевых органов исполнительной власти области;

- осуществляет реализацию мероприятий региональных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, в сфере инноваций;

- осуществляет совместно с органами исполнительной власти области деятельность, направленную на повышение инвестиционной привлекательности области;

- взаимодействует с предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими привлечение инвестиций в экономику области;

- участвует в разработке и реализации инвестиционных программ области по созданию на территории области высокотехнологичных производств;

- разрабатывает и реализует меры по привлечению в экономику области инвестиций;

- обеспечивает подготовку и проведение конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве [4].

Эмпирический анализ

На наш взгляд, Министерство промышленности и энергетики Саратовской области гораздо сильнее влияет на инновационную деятельности в регионе, это вызвано тем, что в данном учреждении собрались в основном производственники, имеющие значительный опыт в сфере именно производственных, технических и технологических инноваций. Второе же министерство, полагаем, представляет собой сбор креативно мыслящих индивидуумов, вместе с тем не имеющих достаточного опыта в производственно-хозяйственной, практической и инновационной деятельности, пришедших в органы власти, областной экономический блок из банковского и страхового бизнеса. Также в данном министерстве, как ни в одном другом, силен непотизм (тема непотизма в Саратовской области требует совершенно отдельного экономико-социологического исследования, при весьма короткой скамейке областных и городских чиновников по региональному ТВ и в СМИ появляются одни и те же лица). В качестве доказательства данных фактов можно привести то обстоятельство, что Министерство экономического развития недавно упрекнули в том, что здесь работает много родственников чиновников и крупных бизнесменов Саратовской области, и министр В. А. Пожаров вынужден был оправдываться в средствах массо-

вой информации, что эти люди также представляют собой компетентных специалистов: «Это хорошие сотрудники, и я горд, что они работают в министерстве. Для меня не принципиально, кто их родственники, для меня принципиально, что это люди профессиональные и относятся к работе очень хорошо. Они работали еще до моего прихода, и я уверен, что они приносят очень большую пользу» [5].

Именно по инициативе Министерства промышленности и энергетики Саратовской области была принята инновационная Научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы» [6], предусматривающая развитие новых производств и кластерный подход в регионе по четырем важнейшим направлениям: нано-, био-, лазерным и 1Т-технологиям. Однако в ответах, полученных из Министерства промышленности и энергетики по проекту «Университет и местное сообщество. Возможности инновационного развития территории» (автор ответов - зам. министра, начальник управления науки и инновационного Ольга Николаевна Лутьянова), в частности, сказано: «В 2009 году принята областная инновационная научно-техническая программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы", программными мероприятиями которой предусмотрено повышение эффективности инновационной деятельности, оказание всесторонней поддержки научного и предпринимательского сектора экономики региона. Хочу подчеркнуть, что разработчиком Программы является Министерство промышленности и энергетики Саратовской области.

Заметим, что до настоящего времени это единственная инновационная программа в Саратовской области. Однако средства на реализацию программы из областного бюджета не выделялись. В связи с этим принято решение о закрытии Программы» [7, с. 53]. Таким образом, зам. министра косвенно признала провал реализации данной Программы на территории региона.

Однако разработкой программных документов инновационная деятельность Министерства промышленности и энергетики не ограничивается. Например, в начале марта 2014 г. по инициативе министерства совместно с Саратовским государственным техническим университетом им. Гагарина Ю. А. при университете был создан Совет по инженерному образованию. В его состав вошли руководители, ученые, преподаватели СГТУ, представители научно-исследовательских и образовательных учреждений, руководители и специалисты промышленных и инновационных предприятий, технопарков и других организаций, заинтересованных в развитии и совершенство-

вании инновационного развития Саратовского региона. На сегодняшний день выразили желание работать в новой структуре ОАО НПП «Алмаз», ООО «Газпром трансгаз Саратов», Балаковская АЭС, ООО ЭПО «Сигнал», ООО «Саратоворг-синтез», ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», ОАО «Автокомбинат № 2», ОАО «НИТИ-Тесар», Министерство занятости, труда и миграции, Министерство образования Саратовской области и многие другие. Деятельность новой организации не ограничится лишь дискуссиями и заседаниями - запланированы научно-методические и научно-практические конференции, симпозиумы, семинары, академические чтения по проблемам инженерной деятельности, а также конкурсы, смотры, выставки. Для поощрения талантливых и активных изобретателей и студентов Совет учредит премии и стипендии [8].

27 февраля 2014 г. в областном правительстве под председательством губернатора В. В. Радаева прошло заседание по развитию в регионе инноваций и инновационной деятельности. С докладом выступил министр промышленности и энергетики С. М. Лисовский. В качестве предисловия к своему докладу он отметил, что эта «тема сложная». Министр также привел два рейтинга, согласно которым регион является «средним инноватором», занимает 15-е и 24-е места в России по инновациям, «хотя в предыдущие годы мы занимали и более высокие места» [9]. Отметим, что в данном случае министр ссылается на рейтинги Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) [10] и Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), которая в начале 2014 г. выпустила обновленную версию регионального рейтинга по уровню инновационного развития. Согласно рейтингу Ассоциации инновационных регионов России, субъекты Федерации ранжируются по показателям «Научные исследования и разработки», «Инновационная деятельность», «Социально-экономические условия инновационной деятельности». В рейтинге участвовало 83 региона, среди регионов ПФО в лидерах оказались Республика Татарстан (3-е место в итоговой таблице после Санкт-Петербурга и Москвы), Нижегородская область (4-е место), Самарская область (8-е место). Также в почетную первую десятку попал Пермский край (9-е место). Все они вошли в категорию «сильные инноваторы». Основная масса соседей по ПФО располагается в номинации «средне-сильные инноваторы», здесь на 15-й ступени пьедестала стоит Башкортостан, на 16-й - Ульяновская область, на 18-й -Чувашская Республика. На 19-м и 20-м местах стоят соответственно Республика Мордовия и

Пензенская область. Саратовский регион занял только 24-е место в этой категории, хуже места в рейтинге у Удмуртии (30-е место), Кировской области (42-е), Оренбургской области (51-е) и Республики Марий Эл (53-е место). Анализ рейтинга показывает, что не лучшую позицию Саратовской области обеспечил такой показатель, как «Социально-экономические условия инновационной деятельности». Здесь рассматриваются такие параметры, как удельный вес бюджетных средств регионов и муниципалитетов в общих затратах на технологические инновации, валовой региональный продукт в расчете на одного занятого в экономике региона (без учета добывающих производств), удельный вес занятых в высоко- и среднетехнологичных видах деятельности по отношению к общей занятости в экономике, доля высоко- и среднетехнологичной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг [11]. Мы в целом солидарны с позицией Министерства промышленности и энергетики региона, что, видимо, значительная закредитованность бюджета Саратовской области снижает ее инновационнный потенциал и место в различных инновационных рейтингах.

Также С. М. Лисовский в своем докладе отметил сильные стороны региона: «Спецификой Саратова является наличие абсолютно всех звеньев в цепочке "исследования - разработки -технологии - производство - рыночная реализация": это научные организации научного центра РАН и вузы, которые ведут фундаментальные исследования, в тесной интеграции с ними находится отраслевая наука, ведется подготовка кадров, начиная от студентов до докторов наук, действуют промышленные инновационные предприятия, которые не только внедряют в производства разработки ученых, но и сами ведут разработки. По количеству инновационных изобретений на 100 ученых наш показатель в два раза выше, чем по России» [9].

Саратовская область также продолжает активно развивать инновационную инфраструктуру. В рамках принятого Закона области от 25 ноября 2013 г. № 203-ЗСО «О государственной поддержке промышленных (индустриальных) парков в области» министерством прорабатывается вопрос о возможности создания промышленного парка на производственной площадке завода «Рефлектор». Основными направлениями его деятельности станет развитие нанотехнологий, оптоэлектроники, изделий машиностроения, медтехники и изделий для медицины [9].

Говоря о развитии инновационной инфраструктуры, С. М. Лисовский поручил своему ведомству разработать систему льгот, чтобы

инвесторы смогли зайти на авиационный завод и другие пустующие промышленные площадки: «В настоящий момент девять наших предприятий являются резидентами "Сколково", три из них получили гранты, еще 15 являются соисполнителями проектов резидентов. Работа в этом направлении будет продолжена». Также необходимо снизить отток специалистов в другие регионы: « У нас доля специалистов моложе 35 лет - 32%, в то время как по России этот показатель составляет 18%» [12]. В настоящее время тревожным для региональной экономики является тот факт, что креативно настроенные студенты, молодые специалисты и ученые покидают Саратовскую область, ищут применение себе в других регионах России или даже за границей.

В отличие от областного минпрома, Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области в настоящее время ориентировано на экстенсивное развитие региона. Например, среднесрочная Программа развития области до 2015 г., принятая в июне 2012 г. по инициативе Министерства экономики, направлена на реализацию ресурсно-инвестиционного сценария, который определен в качестве целевого. «Этот сценарий предусматривает наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов, а также смену технологической платформы и расширение уже действующих производств», - пояснил министр экономического развития и торговли области Владимир Пожаров [13]. Он подчеркнул, что после долгого обсуждения Программы ее разработчики пришли к выводу: вероятность успешной реализации инновационной модели развития региона невысока. Потому для Саратовской области выбрали ресурсно-инвестиционный сценарий, основанный на экстенсивном развитии за счет уже имеющихся ресурсов. В ближайшие три года региональная власть ожидает повышения уровня доходов населения, роста инвестиций в регион, качественного обновления производственной инфраструктуры, формирования условий для развития конкурентоспособного агробизнеса, улучшения условий жизни на селе [14]. Иными словами, в настоящее время даже в программные документы развития области заранее закладываются сценарии, неблагоприятные для осуществления инноваций.

Министерству экономического развития и инвестиционной политики области подчиняются две инновационнные площадки: областной Венчурный фонд (Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области)

и бизнес-инкубатор, чья инновационная деятельность заслуживает отдельного внимания.

Венчурный фонд в регионе создавался следующим образом. Распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации и распоряжением Министерства экономического развития и торговли Саратовской области Фонду были переданы 140 млн руб., из которых 70 млн руб. перечислило федеральное, а 70 млн руб. -региональное министерство экономического развития. По результатам конкурсного отбора в 2007 г. эти средства были переданы в доверительное управление Управляющей компании «ВТБ - Управление активами», которое добавило еще 140 млн руб., сформировав таким образом Закрытый паевой инвестиционный фонд, который стал инструментом государственно-частного партнерства поддержки и развития инновационной сферы. В 2011 г. областным Фондом получен статус венчурного партнера Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании (РВК), что дает ему возможность привлечения в область дополнительных финансовых средств для стимулирования создания малых предприятий и финансирования инновационных проектов на посевной стадии с суммой инвестиций до 33 млн руб. Фонд посевных инвестиций РВК предоставляет на конкурсной основе не более 75% от объема инвестиционной потребности инновационной компании на первом раунде инвестирования и в сумме, не превышающей 25 млн руб. [15].

В процессе работы по проекту «Университет и местное сообщество. Возможности инновационного развития территории» (проект выполнялся в 2012-2013 гг., заказчик - Томский межрегиональный институт общественных наук при Томском государственном университете) интервью дал исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области, который функционирует совместно с Министерством экономического развития Саратовской области, Инновационным центром СГТУ, Межрегиональным фондом содействия инновациям (Нижний Новгород), Российской ассоциацией бизнес-ангелов, Российской венчурной компанией. В целом деятельность Фонда характеризуется недостаточным количеством заявок от предпринимателей, неубедительностью бизнес-планов, отсутствием финансовых средств в достаточном для коммерциализации изобретения количестве, поэтому на практике дело не доходит даже до выпуска пробных партий продукции. Из интервью исполнительного директора Фонда А. А. Сытник (на момент проведения интервью):

«Интервьюер: Если можно, расскажите о проектах, которые вы финансируете в настоящее время, наиболее значимые проекты, либо, может быть, наиболее памятные в вашей деятельности.

Респондент: Фонд посевных инвестиций у нас только создается. Он проходит сейчас регистрацию, то есть ни о какой его деятельности мы не можем говорить. А вот из средств областного Венчурного фонда было профинансировано два проекта, достаточно больших. Первое - это создание нефтеперерабатывающего завода. Инновационность проекта была заключена в том, что это мини-НПЗ, то есть в рамках такого небольшого предприятия производится светлое топливо, под стандарт «Евро-3», под «Евро-4» пока не стали делать, не хватает ресурсов. Соответственно, это и перегонка, и обработка мазута, и так далее, то есть низкие фракции, высокие фракции, все это в рамках этого заводика делается. И второй проект - это сельское хозяйство. Это строительство установки по переработке куриного помета. То есть получаем на выходе как биогаз, так и минеральное удобрение. То есть совершенно разные направленности. Плюс у нас есть наработки для Фонда посевных инвестиций. Много проектов по фильтрам, то есть это, наверное, энергосберегающие технологии, это космические технологии. У нас есть проект с аппаратным комплексом для подкрылок самолетов гражданской авиации (внедрение в гражданскую авиацию лазерной системы посадки самолетов. — Авт.). Проекты очень разнообразные, то есть нет у нас отраслевой принадлежности, мы работаем со всеми проектами.

Интервьюер: А кто разработчиками выступает - саратовские ученые или ученые из других регионов?

Респондент: У нас главным критерием для рассмотрения является принадлежность к территории Саратовской области. Пока мы работаем с саратовскими проектами, не хотим привлекать из других регионов, мы считаем, что пока что у нас достаточно своих разработок и работаем, прежде всего, с вузами. То есть именно там пока имеются такие очаги разработок и коммерциализации технологий» [4, с. 58-59].

Возникает закономерный вопрос - зачем финансировать разработки вновь создаваемого мини-НПЗ, когда в Саратовской области имеется промышленный гигант - Саратовский нефтеперерабатывающий завод, выпускающий весь ассортимент нефтяного топлива и масел? Реализацию второго проекта - «Биогаз» - по производству установки по утилизации отходов птицефабрик и животноводческих комплексов (переработка помета) и их преобразованию в

энергию тепла (инициатор - ООО «Биокон», г. Вольск) можно признать удачной, на реализацию проекта инноваторы получили в 2011 г.

45 млн рублей [15]. Также можно покритиковать практику передачи средств Фонда в доверительное управление дочерней компании Банка ВТБ, в этом случае возникает закономерный вопрос -участвует ли в отборе и оценке инновационных проектов сам областной Венчурный фонд или просто выполняет роль статиста при Управляющей компании?

Также в Саратовской области под эгидой Министерства экономического развития функционирует областной бизнес-инкубатор. Он был открыт в 2007 г. на средства федерального бюджета, привлеченные Правительством Саратовской области в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы». В сентябре 2012 г. была запущена вторая очередь областного бизнес-инкубатора - второй и третий корпуса, в которых располагаются офисные и производственные помещения. Всего в настоящий момент в областном бизнес-инкубаторе находится

46 офисных и 6 производственных помещений, которые предоставляются в аренду по льготным ставкам начинающим предпринимателям. Открытие бизнес-инкубатора позволило создать благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства и создания новых рабочих мест. Специалисты бизнес-инкубатора оказывают консультационную поддержку при подготовке пакета документов для получения финансовой поддержки в виде грантов и субсидий Правительства Саратовской области, помогают написать бизнес-план. Гранты и субсидии выделяются не только Министерством экономического развития (до 500 тыс. рублей по программе «Грант-инновации»), но также Министерством сельского хозяйства (до 1,5 млн рублей по программе «Начинающий фермер») и Министерством занятости, труда и миграции региона (58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела). На начало 2013 г. более 300 предпринимателей (цифра, на наш взгляд, абсолютно незначительная) получили средства государственной поддержки с помощью специалистов областного бизнес-инкубатора [16]. Были попытки создать современный бизнес-инкубатор и во втором по значимости городе региона - Балаково. Вот что по поводу создания и функционирования региональных бизнес-инкубаторов сказал в своем интервью бывший министр экономического развития Саратовской области (2007-2012 гг.), заслуженный экономист РФ (2003 г.), профессор Саратовско-

го социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Александрович Ульянов:

«Интервьюер: Про бизнес-инкубатор хотелось бы поподробнее: на сколько мест бизнес-инкубаторы в Саратове и Балаково? Как эффективно они используются, на сколько процентов их заполняют малые инновационные предприятия?

Респондент: Отбор ведется в бизнес-инкубатор на конкурсной основе. Здесь как раз под инновацией понимается, насколько эффективен будет бизнес, потому что бизнес-инкубатор до сегодняшнего времени только предоставлял помещение под административную деятельность, не более того. Сейчас третий корпус позволит сформировать какую-то площадку, может быть, поставить станки, швейные машины или еще что-то, поэтому говорить, что бизнес-инкубатор только инновациями занимается, - это не совсем правильно, они занимаются развитием бизнеса, создают рабочие места, в перспективе через три года они, предприятия, должны выходить, если удачно развиваются, на вольные хлеба, расти дальше. В Саратове, я считаю, все нормально, бизнес-инкубатор выполняет свои функции, а в Балаково дело с самого начала не заладилось. Он муниципальный, не областной, поэтому там муниципальная власть не очень заинтересована в его функционировании. Она была заинтересована в его создании, а дальше доходило дело до банкротства, но и сейчас сильно ситуация не поменялась. Здесь, в Саратове, в областном бизнес-инкубаторе может быть до 250 мест, но это зависит от компании, может быть, компания состоит из трех человек, а может, из десяти. Я говорю, что появился производственный участок, но он пока не оснащен, пока только корпус сдан, но оснащать его - тут тоже вопрос. Есть фирмы, которые имеют уже оборудование и могут его туда привезти и эти годы работать. Но не факт, что через три года кто-то другой придет, и ему понадобится это же оборудование. Тут вопросы уже оперативного планиров ания.

Интервьюер: А в Балаково бизнес-инкубатор на сколько мест?

Респондент: Я сейчас точно не скажу, потому что там прошла реорганизация. Там пытались на базе этого бизнес-инкубатора сделать центр, принцип "единого окна", в результате там присутствуют и государственные структуры, прием заявлений на выдачу иностранных паспортов и т. д., поэтому там моментально меняется численность» [7, с. 61-62].

23 января 2014 г. при поддержке Правительства Саратовской области в Саратове со-

стоялся региональный этап Russian StartUp Tour - самого масштабного в России проекта по поиску перспективных инновационных разработок и развитию компетенций начинающих инновационных команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий. Организаторами мероприятия выступили Фонд «Сколково», Федеральное агентство по делам молодежи (Зворыкинский проект), ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО» (Фонд инфраструктурных и образовательных программ), партнерами Тура являются Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), Центр интеллектуальной собственности «Сколково», Агентство стратегических инициатив (АСИ ), Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», ведущий бизнес-акселератор Финляндии StartupSauna, Фонд «Открытые инновации». Тур прошел по 26 крупным городам России, и Саратов был одним из первых. По словам одного из организаторов мероприятия, приоритет отдается направлениям IT, биомедицинским и экологическим технологиям. В каждом регионе рассматривается около 15 проектов. Специалисты отберут наиболее успешные проекты и порекомендуют авторам, как можно их выгодно реализовать. Победители получат шанс на финансирование из федеральных венчурных фондов [17]. Всего на саратовский Форум Russian StartUp Tour было подано 67 заявок от региональных инноваторов.

В результате победителями инновационного форума стали 7 саратовских проектов, в том числе проект создания эндопротеза тазобедренного сустава (стартап « СарОртоМед», Дмитрий Алексеевич Фокин), проект создания дисплея HolDi, воспроизводящего материально проницаемое, управляемое вручную трехмерное интерактивное изображение (стартап «СГТУ HolDi», Максим Александрович Железов), проект создания аппаратно-программного комплекса (диагностического браслета) оценки состояния здоровья человека (стартап «Карс Лайн», Александр Александрович Халилов). В целом организаторы мероприятия высоко оценили потенциал инновационной деятельности Саратовской области, да и России в целом. Инициаторами Russian StartUp Tour поставлена амбициозная задача - организацией подобного масштабного форума, который охватывает значительную часть территории России, спустя три года планируется вовлечь в инновационное сообщество до 1 млн участников [18].

Обсуждение результатов

Как следует из существующей административной практики и приведенных примеров, в Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности и скорейшую коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс, представленный ведущими вузами Саратова, их материально-технической базой и инновационными разработками, наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако, на наш взгляд, «хромает» именно саратовская промышленность. Некогда славные «оборонка», станкостроение, авиационная промышленность, электроника были во многом уничтожены в 1990-е гг. Также неблагоприятный фон образуется благодаря непоследовательным действиям федерального центра в отношении многих регионов, в том числе и Саратовской области (чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ и т.д.), и объясняется отсутствием конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротством многих промышленных предприятий (Саратовский авиационный завод, машиностроение, предприятия химической и электронной промышленности), ликвидация которых просто недопустима [7, с. 77]. В значительной степени «не-инновационным» является муниципальный уровень: кроме нескольких промышленно развитых районов вдоль Волги в муниципалитетах Саратовской области промышленность и, соответственно, инновационная деятельность во многом «умерли». Подобная ситуация требует пересмотра всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировки в сторону создания благоприятных условий для развития новых технологий и раскрытия творческого потенциала наиболее креативных, инновационно настроенных сотрудников вузов, промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса.

Список литературы

1. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. Томск : Изд-во ТУСУР, 2010. 238 с.

2. Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации. СПб. : Питер, 2011. 208 с.

3. Основные функции и задачи Министерства промышленности и энергетики Саратовской области. URL: http://saratov.gov.ru/government/structure/minprom/ zadfun.php (дата обращения: 05.07.2014).

4. Основные функции и задачи Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. URL: http://saratov.gov.ru/ government/structure/mineconom/Funkc_zadachi.php (дата обращения: 05.07.2014).

5. Жемчужины Пожарова. URL: http://www.vzsar.ru/ special/2014/02/14/jemchyjiny-pojarova.html (дата обращения: 05.07.2014).

6. Программа развития высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы. URL: http://protown. ru/russia/obl/articles/7351.html (дата обращения: 17.07.2014).

7. Малый В. И, Гусев В. В., Гусева А. В. Университет и местное сообщество : инновационное развитие региона. Саратов : ИЦ «Наука», 2014. 300 с.

8. В СГТУ имени Гагарина создан Совет по инженерному образованию. URL: http://www.4vsar.ru/ news/46063.html (дата обращения: 07.08.2014).

9. Министр промышленности недоволен развитием инноваций в области. URL: http: // www.vzsar.ru/ news/2014/02/27/ministr-promyshlennosti-nedovolen-razvitiem-innovacii-v-oblasti.html (дата обращения: 10.08.2014).

10. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов - 2012. Инновационная активность регионов растет. URL: http://www.nair-it.ru/ news/04.07.2013/405 (дата обращения: 17.08.2014).

11. Саратовская область - средний инноватор. URL: http://www.business-vector.info/?p=8700 (дата обращения: 10.08.2014).

12. Министр Лисовский предложил отдать бывший авиационный завод инновационным предприятиям. URL: http://fn-volga.ru/news/view/id/16196 (дата обращения: 10.08.2014).

13. ВРП Саратовской области к 2016 году вырастет в 1,5 раза - до более 665 млрд рублей. URL: http://volga. ria.ru/economy/20120627/82095054.html (дата обращения: 11.08.2014).

14. Программа до 2015 года. URL: http://www.nvsaratov. ru/nvrubr/?ELEMENT_ID=10705 (дата обращения: 11.08.2014).

15. Бизнес-инкубатор Саратовской области. URL: http:// www.saratov-bi.ru/podderzhka-msb (дата обращения: 12.08.2014).

16. Пять лет в мечтах и без результатов. В Саратове поняли главную ошибку венчурного инвестирования. URL: http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=2916 (дата обращения: 12.08.2014).

17. «Сколково» привлекли саратовские проекты. URL: http://www.sarinform.ru/news/2014/01/22/119121 (дата обращения: 15.08.2014).

18. А есть ли толк в Сколково?.. Вот в чем вопрос! Russian StartUp Tour в Саратове. URL: http://ma-zaika.ru/ post309564013/ (дата обращения: 16.08.2014).

The Role of Public Authorities in the Organization of Innovative Activity in the Saratov Region V. V. Gusev

Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., 410031, Russia E-mail: vladgus2006@yandex.ru

A. V. Guseva

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, 89, Radischeva str., Saratov, 410003, Russia E-mail: alguse@mail.ru

Introduction. The tactical objective of the authorities in the field of innovation is the formation of a favorable environment, as «umbrella» over innovation. Theoretical analysis. The article analyzes the activities of executive authorities in the Saratov region, responsible for taking initiatives in innovation, and algorithmic activities of the government of the Saratov region on the creation of favourable innovation climate and innovation infrastructure. Empirical analysis. The mechanisms of influence of the Ministry of industry and energy of the Saratov region, the Ministry of economic development and investment policy, regional Venture Fund and Business incubator for innovative activity in the region analyzed. Discussion of the results. There is support of key state agencies aimed at stimulating innovation activity, commercialization of new inventions, their introduction into production in the Saratov region. Powerful university complex with regional bodies has a direct impact on the development of innovative activities in the region. However, weak industry, the lack of competitive enterprises in a modern technological basis, the bankruptcy of many industrial enterprises, the burden of excessive taxes, high tariffs, lack of investment programs reinforce is negative trends. It requires the review of all innovation, investment and industrial policy in the Saratov region, its adjustment towards the creation of favorable conditions for development of innovative activity. Key words: innovation, industry, investment climate, university, organization of innovative activity.

References

1. Etzkowitz H. Triple Helix. Universities - Business -State. Innovation in action. Translated from English. Ed. by A. F. Uvarov. Tomsk, Publishing TUSUR, 2010. 238 p. (in Russian).

2. Berkun S. Where are the brilliant ideas? 10 myths about innovation. St. Petersburg, Peter, 2011. 208 p. (in Russian).

3. The main functions and tasks of the Ministry of Industry and Energy of the Saratov region. Available at: http:// saratov.gov.ru/government/structure/minprom/zadfun. php (accessed 5 Jule 2014) (in Russian).

4. The main functions and tasks of the Ministry of Economic Development and Investment Policy of the Saratov region. Available at: http://saratov.gov.ru/government/ structure/mineconom/Funkc_zadachi.php (accessed 5 July 2014) (in Russian).

5. Pearls Pozharova. Available at: http://www.vzsar.ru/ special/2014/02/14/jemchyjiny-pojarova.html (accessed 5 July 2014) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The program of development of high technologies in the Saratov region in 2010-2014. Available at: http:// protown.ru/russia/obl/articles/7351.html (accessed 17 July 2014) (in Russian).

7. Maliy V. I., Gusev V. V., Guseva A. V. University and the local community: innovative development of the region. Saratov, IC «Science», 2014. 300 p. (in Russian).

8. SGTU Gagarin established the Council for Engineering Education. Available at: http://www.4vsar.ru/ news/46063.html (accessed 7 August 2014) (in Russian).

9. Minister of Industry unhappy development of innovations in the field. Available at: http:// www.vzsar.ru/ news/2014/02/27/ministr-promyshlennosti-nedovolen-

razvitiem-innovacii-v-oblasti.html (accessed 10 August 2014) (in Russian).

10. NAIR summarizes Rating innovative activity of regions - 2012. Innovative activity of regions growing. Available at: http://www.nair-it.ru/news/04.07.2013/405 (accessed 17 August 2014) (in Russian).

11. Saratov region - the average innovator. Available at: http://www.business-vector.info/?p=8700 (accessed 10 August 2014) (in Russian).

12. The Minister Lisowski offered to give a former aircraft factory innovative enterprises. Available at: http:// fn-volga.ru/news/view/id/16196 (accessed 10 August 2014) (in Russian).

13. GRP Saratov region in 2016 will grow by 1.5 times - up to more than 665 billion rubles. Available at: http://volga. ria.ru/economy/20120627/82095054.html (accessed 11 August 2014) (in Russian).

14. The program until 2015. Available at: http://www. nvsaratov.ru/nvrubr/?ELEMENT_ID=10705 (accessed 11 August 2014) (in Russian).

15. Business Incubator Saratov region. Available at: http:// www.saratov-bi.ru/podderzhka-msb (accessed 12 August 2014) (in Russian).

16. Five years in dreams and no results. In Saratov understand the main mistake of venture investment. Available at: http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=2916 (accessed 12 August 2014) (in Russian).

17. «Skolkovo» attracted Saratov projects. Available at: http://www.sarinform.ru/news/2014/01/22/119121 (accessed 15 August 2014) (in Russian).

18. Is there any sense in Skolkovo?.. That is the question! Russian StartUp Tour Saratov. Available at: http://ma-zaika.ru/post309564013/ (accessed 16 August 2014). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.