Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием региона'

Управление инновационным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION / INNOVATIVE POTENTIAL / INDUSTRIAL PARK / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены основные проблемы инновационного развития региона, проанализированы основные виды инноваций, такие как: технологические инновации, нацеленные на создание и развитие в производстве новых продуктов, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, внедрения мер, чтобы защитить окружающую среду; индустриальные инновации, сосредоточенные на полном расширении, разнообразии производственных действий; экономическое новшество, которое изменяет воздействие производственных действий; коммерческие инновации, разработанные для изменений в деятельности по продаже; социальные инновации, направленные на улучшение условий труда, штата социального обеспечения. Дано определение таким понятиям, как инновации и инновационное развитие региона. Изложена необходимость и условия создания программы сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности региона за счет передачи ряда полномочий региональным органам власти, что повысит самоорганизацию регионов. Предложены условия создания данной программы взаимодействия: обмен знаниями между участниками инновационной деятельности; создание системы обратной связи между субъектами инновационной деятельности; стимулирование инновационной активности; формирование инновационной инфраструктуры. Рассматривается проблема поддержки инновационного предпринимательства в России за последние годы. Проанализированы основные сдерживающие факторы развития инновационного предпринимательства в России. Рассмотрена роль индустриальных парков и особенности их функционирования. Анализируется их количество, распределение по регионам, место нахождения, функции, показатели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article considers the main problems of innovative development of the region are considered, analyzes the main types of innovations such as the technological innovations aimed at creation and development in production of new products, technologies, equipment modernization, reconstruction of buildings, introductions of measures to protect environment; the industrial innovations concentrated on full expansion, variety of production actions; economic innovation which changes impact of production actions; commercial innovations developed, for changes in activity on sale; social innovations directed on improvement of working conditions, staff of social security. The definition is given to such concepts as innovations and innovative development of the region. The need and conditions of creation of the program of cooperation of all subjects of innovative activity of the region at the expense of transfer of a number of powers to regional authorities that will increase self-organization of regions is stated. Conditions of creation of this program of interaction are offered: exchange of knowledge between participants of innovative activity; creation of system of feedback between subjects of innovative activity; stimulation of innovative activity; formation of innovative infrastructure. The problem of support of innovative business in Russia in recent years is considered. The main limiting factors of development of innovative business in Russia are analyzed. The role of industrial parks and feature of their functioning is considered. Their quantity, distribution on regions, the location, functions, and development indicators is analyzed.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием региона»

УДК 330.341.1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

© Екатерина Александровна ВЕТРОВА

Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и государственного и муниципального управления, e-mail: EAVetrova@yandex.ru

В статье рассмотрены основные проблемы инновационного развития региона, проанализированы основные виды инноваций, такие как: технологические инновации, нацеленные на создание и развитие в производстве новых продуктов, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, внедрения мер, чтобы защитить окружающую среду; индустриальные инновации, сосредоточенные на полном расширении, разнообразии производственных действий; экономическое новшество, которое изменяет воздействие производственных действий; коммерческие инновации, разработанные для изменений в деятельности по продаже; социальные инновации, направленные на улучшение условий труда, штата социального обеспечения.

Дано определение таким понятиям, как инновации и инновационное развитие региона.

Изложена необходимость и условия создания программы сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности региона за счет передачи ряда полномочий региональным органам власти, что повысит самоорганизацию регионов. Предложены условия создания данной программы взаимодействия: обмен знаниями между участниками инновационной деятельности; создание системы обратной связи между субъектами инновационной деятельности; стимулирование инновационной активности; формирование инновационной инфраструктуры.

Рассматривается проблема поддержки инновационного предпринимательства в России за последние годы. Проанализированы основные сдерживающие факторы развития инновационного предпринимательства в России. Рассмотрена роль индустриальных парков и особенности их функционирования. Анализируется их количество, распределение по регионам, место нахождения, функции, показатели развития.

Ключевые слова: инновационная модель развития; инновационное развитие региона; инновационный потенциал; индустриальный парк; региональная экономика; социально-экономическое развитие.

Целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Чтобы достигнуть этой целевой точки отсчета, страна переходит на инновационную экономику, главная цель которой состоит в том, чтобы улучшить качество жизни граждан России. Чтобы достигнуть необходимого уровня экономического и социального развития России, необходимо уделить особое внимание инфраструктурному расположению областей и управлению процессом.

Инновации не просто присуща необходимость сегодняшней экономики, она становится способом ее существования и ее опре-

деленного результата. Экономический кризис, который поражает мир так же, как и российскую экономику, показал насущную необходимость использовать множество путей, способов избежать глубокого экономического спада, роста безработицы и инфляции, уменьшения уровня и качества жизни. Ключевую роль в решении этих проблем играют инновационные стратегии, осуществляющиеся на разных уровнях социально-экономической действительности [1; 2].

Главное в процессе инновации - производственные организации, осуществляющие новую бизнес-идею, удовлетворяющую требования на определенные типы продуктов, технологий и услуг, предметы потребления. Достигнуть этой цели предлагается за счет различных инноваций, которые могут быть классифицированы следующим образом:

- технологические инновации, нацеленные на создание и развитие в производстве новых продуктов, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий,

внедрения мер, чтобы защитить окружающую среду;

- индустриальные инновации, сосредоточенные на полном расширении, разнообразии производственных действий;

- экономическое новшество, которое изменяет воздействие производственных действий;

- коммерческие инновации, разработанные для изменений в деятельности по продаже;

- социальные инновации, направленные на улучшение условий труда, штата социального обеспечения.

Таким образом, инновация - процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Управление инновациями нацелилось на принятие таких решений, которые гарантировали бы создание конкурентоспособных продуктов, достигая эффективных результатов инновации. Методология принятия решения в системе управления инновацией основана на научных знаниях управленческих методов, инновационных стратегий управления. В настоящее время отечественными и зарубежными исследователями предлагаются различные направления инновационной стратегии:

- технологический прорыв на основе собственных открытий и изобретений (иногда ее называют стратегией «наращивания»);

- технологические заимствования (по примеру Японии, стран Юго-Восточной Азии), когда собственные научно-технологические разработки, новые технологии и выпуск новой продукции основываются на использовании приобретенных за рубежом патентов (иногда такую стратегию называют «догоняющей» или стратегией «заимствования»);

- участие в изготовлении новой продукции (сборочные и т. п. производства, называемые стратегией «переноса») [3].

Проблема модернизации нынешней экономической системы или создания совершенно новой - инновационной - в современном мире носит глобальный характер. В Европе после 10 лет замедления роста производительности труда наблюдается медленное формирование экономики знаний: т. е. низкий уровень инвестиций в информационные технологии, протекционистские меры сдерживания конкуренции и улучшения бизнес-

климата, а также неэффективное реформирование рынка труда [4]. Согласно Стратегии трансформации Европы в «самой конкурентоспособной и динамично развивающейся экономике знаний в мире», планируется провести институциональную модернизацию по следующим направлениям:

1) знания и квалификация. Несмотря на недостаток специалистов с необходимым уровнем образования для масштабного внедрения новых технологий, вполне очевиден прогресс европейских стран в увеличении доли населения с высшим образованием;

2) регулирование рынка труда. В европейских странах из-за жесткого регулирования рынка труда процедура увольнения становится достаточно затратной. В докризисный период во многих государствах политика была направлена на либерализацию рынка труда, однако вследствие резкого падения экономики реформирование приостановилось. Для обеспечения дальнейшего стабильного роста экономики потребуется большая гибкость рынка труда;

3) конкуренция. В США компании функционируют в условиях жесткой конкуренции и низкого уровня протекционизма, тогда как в ЕС только сейчас в секторе услуг (телекоммуникации и авиаперевозка) создаются условия для формирования открытого рынка;

4) государственный сектор. Производительность в государственном секторе значительно отстает от аналогичного показателя в частном. Так, за период с 2000 г. значительно сократилась производительность государственных организаций в Италии и Великобритании. Если данная тенденция продолжится, то расходы на оказание государственных услуг могут резко подскочить [5].

Инновационное развитие региона может быть определено как развитие новой качественной структуры, что ведет к изменению пропорций между секторами и внутри секторов между отдельными отраслями, которое основано на использовании результатов научно-технического прогресса в виде новой продукции, использовании новых технологий, знаний и т. д. [6].

Управление региональным инновационным развитием может осуществляться как в рамках общих целей системы управления регионом в целом и в качестве специальных

систем управления, которые имеют все необходимые атрибуты: элемент структуры, принципы функционирования, структура, информационное, экономическое, кадровое, юридическое и организационное обеспечение.

Из-за различных социально-экономических условий развитие инновационной системы управления региона не может быть стандартизировано для всех одинаково. Инновационная программа развития должна принимать во внимание особенности каждой области отдельно. Создание наукоемких производств и увеличение выпуска товаров потребуют создания местных союзов, ученых, предпринимателей и правительства -одних из наиболее важных факторов успеха. Для этого необходимо создать программу сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности региона, государственное регулирование инновационной деятельности должно учитывать особенности социальноэкономического развития региона. Это возможно лишь за счет передачи ряда полномочий региональным органам власти, что повысит самоорганизацию регионов.

Следовательно, необходимо создать такую модель управления, которая способствовала бы реализации следующих условий:

- обмен знаниями между участниками инновационной деятельности;

- создание системы обратной связи между субъектами инновационной деятельности;

- стимулирование инновационной активности;

- формирование инновационной инфраструктуры.

Меры управления должны быть осуществлены всесторонне, потому что нехватка работы ограничивает развитие региональных систем инноваций. Механизм инновационного развития региона - это определенный набор единиц, гарантирующих фирмам достижение ожидаемых результатов развития. Поскольку мировая практика показывает, что создание хорошей функционирующей системы инновационного управления требует всесторонней интеграции государственных и деловых структур, необходимо построить национальную систему инновационного развития региона, которая будет базироваться на системе отношений между элементами социально-экономического комплекса и ин-

новациями. Согласно этому, инновационные процессы должны быть объединены между развитием экономики и общества [5].

В России поддержке инновационного предпринимательства в последние годы уделяется недостаточное внимание. Сдерживающими факторами, препятствующими развитию инноваций в российских компаниях, являются, прежде всего, нестабильный деловой климат и внутренняя бюрократизация бизнес-процессов. Основным инструментом реализации инновационного развития, научно-технического потенциала выступают научно-технологические парки. Технопарки решают проблемы регионального развития. Создание научно-технологических парков в регионах способствует:

- развитию наукоемкого сектора экономики;

- коммерциализации научно-технологических идей и развитию высокотехнологичного производства;

- распространению новых технологий;

- сокращению инновационного цикла;

- повышению активности ученых и исследователей;

- росту занятости населения;

- формированию социальной инфраструктуры.

С помощью технопарка решаются такие задачи, как поддержка на начальной стадии предпринимателей в сфере науки и техники; появление новых видов производств, создание новых рабочих мест, особенно в районах с большой безработицей. Технопарк региона должен принимать активное действие в экономическом и технологическом развитии региона.

В настоящее время одной из приоритетных задач государства является улучшение инвестиционного климата на федеральном, региональном и местном уровнях. Следовательно, меняется отношение к объекту, и выстраивается абсолютно новая система поддержки индустриальных парков, которая включает в себя содействие в прохождении административных и согласовательных процедур и все элементы создания необходимой инфраструктуры. Приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2012 г. № 223 субъекты РФ получали на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета на фи-

нансирование мероприятий по созданию промышленных парков.

В настоящее время индустриальные парки преобладают в европейской части России, т. к. в этой части сосредоточены рынки сбыта продукции, рабочая сила, основные промышленные площадки и транспортная составляющая.

В 2013 г. в РФ по количеству действующих технопарков лидируют Москва и Московская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Калужская область.

В настоящее время в Москве действует несколько десятков технопарков, такие как:

- Центр коллективного пользования «Сколково»;

- технопарк «Зеленоград»;

- технопарк «Строгино»;

- технопарк «Слава»;

- Зеленоградский инновационно-технологический центр;

- Научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова;

- «Научный парк» на базе Московского энергетического института (МЭИ) и т. д.

Все они выполняют следующие функции:

- развитие инновационных и технологичных производств;

- поддержка динамично развивающихся средних и начинающих малых компаний;

- развитие кадрового потенциала высокотехнологичных предприятий и организаций.

Один из таких технопарков способен создать от 5 до 10 тыс. рабочих мест, что способствует решению проблемы трудоустройства экономически активного населения региона. Необходимо также сформировать четко отлаженную систему привлечения резидентов, что будет способствовать успешному функционированию и развитию технопарка, а также расширению его сферы деятельности. Для привлечения, стимулирования промышленных, логистических, инновационных предприятий-резидентов предлага-

ется государственная поддержка в виде субсидий из бюджета на погашение затрат в связи с производством товаров, услуг и льготного режима налогообложения по налогу на прибыль.

Таким образом, отбор инновационных стратегий в рамках региона или субъекта организует свою деятельность в инновационном развитии и позволяет решать многие вопросы, связанные с их устойчивым развитием, повышением эффективности производства и конкурентоспособности.

1. Комарова О.М. Развитие государственного управления инновационной деятельностью региональных экономических систем: авто-реф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2010.

2. Лукьянов О.А. Технологии интегральных оценок исполнения инновационных проектов в сфере гольф-индустрии: автореф. дис. . канд. эконом. наук. М., 2011.

3. Комарова О.М. Стратегии управления инновационным развитием региона и предприятия // Проблемы современной экономики. 2010. № 3.

4. Крюкова Е.М., Пахомов А.С. Развитие рынка наукоемкой продукции в России и за рубежом // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 110-119.

5. Гришин В.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В., Юрьев В.М. Государственная инновационная политика России: ее особенности // XXI век: новые процессы и явления в экономике мира и России. Кн. 1: Хозяйственное переустройство современного мира и России. Институциональные преобразования в трансформируемых экономиках: монография. Москва; Тамбов, 2011.

6. Гусаков М.А. Модернизация научно-инновационного процесса // Экономика и управление. 2009. № 10.

Поступила в редакцию 2.09.2013 г.

UDC 330.341.1

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Management of Personnel and State and Municipal Management Department, e-mail: EAVetrova@yandex.ru

The article considers the main problems of innovative development of the region are considered, analyzes the main types of innovations such as the technological innovations aimed at creation and development in production of new products, technologies, equipment modernization, reconstruction of buildings, introductions of measures to protect environment; the industrial innovations concentrated on full expansion, variety of production actions; economic innovation which changes impact of production actions; commercial innovations developed, for changes in activity on sale; social innovations directed on improvement of working conditions, staff of social security.

The definition is given to such concepts as innovations and innovative development of the region.

The need and conditions of creation of the program of cooperation of all subjects of innovative activity of the region at the expense of transfer of a number of powers to regional authorities that will increase self-organization of regions is stated. Conditions of creation of this program of interaction are offered: exchange of knowledge between participants of innovative activity; creation of system of feedback between subjects of innovative activity; stimulation of innovative activity; formation of innovative infrastructure.

The problem of support of innovative business in Russia in recent years is considered. The main limiting factors of development of innovative business in Russia are analyzed. The role of industrial parks and feature of their functioning is considered. Their quantity, distribution on regions, the location, functions, and development indicators is analyzed.

Key words: innovative model of development; innovative development of region; innovative potential; industrial park; regional economy; social and economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.