Научная статья на тему 'Творцы мира сирени в школе: как могут помочь встрече с ними воображение и игра'

Творцы мира сирени в школе: как могут помочь встрече с ними воображение и игра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сирень / Сиреневый сад / культура / образование / образовательные игры / lilac / Lilac garden / culture / education / educational games

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Олексенко А.И.

Осваивая мир сирени со школьниками младших и средних классов, важно не только познакомить их с сортами этого замечательного растения, сиреневыми садами, но и с выдающимися творцами сирени, например, Леонидом Колесниковым, Виктором Лемуаном, о. Джоном Фиалой и др. Особенно эффективно это получается, если организовывать соответствующие игровые ситуации с опорой на ключевые события из жизни и творчества сиреневодов и стимулировать воображение детей. В статье приведены примеры подобных практик, применяемых в рамках авторской программы «Школьный Сиреневый сад» (школа № 1811 «Восточное Измайлово», г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сreators of the lilac world at school: how imagination and play can help meeting them

When exploring the world of lilacs with primary and secondary school students, it is important not only to introduce them to the varieties of the wonderful plant, lilac gardens, but also to the outstanding creators of lilacs, such as Leonid Kolesnikov, Victor Lemoine, Fr. John Fiala and others. This is especially effective if you organize appropriate game situations based on key events from the life and work of lilac growers and stimulate the imagination of children. The article provides examples of such practices used in the framework of the author's program "School Lilac Garden" (school No. 1811 "Vostochnoye Izmailovo", Moscow).

Текст научной работы на тему «Творцы мира сирени в школе: как могут помочь встрече с ними воображение и игра»

УДК 635.9:582.931.4:371.31

Творцы мира сирени в школе: как могут помочь встрече с ними воображение и игра

Олексенко А.И.

Школа № 1811 «Восточное Измайлово», Москва, Россия, oleksenko@inbox.ru

Аннотация: Осваивая мир сирени со школьниками младших и средних классов, важно не только познакомить их с сортами этого замечательного растения, сиреневыми садами, но и с выдающимися творцами сирени, например, Леонидом Колесниковым, Виктором Лемуаном, о. Джоном Фиалой и др. Особенно эффективно это получается, если организовывать соответствующие игровые ситуации с опорой на ключевые события из жизни и творчества сиреневодов и стимулировать воображение детей. В статье приведены примеры подобных практик, применяемых в рамках авторской программы «Школьный Сиреневый сад» (школа № 1811 «Восточное Измайлово», г. Москва).

Ключевые слова: сирень, Сиреневый сад, культура, образование, образовательные игры

^eators of the lilac world at school: how imagination and play can help meeting them

Oleksenko A.I.

School No. 1811 "Vostochnoye Izmailovo", Moscow, Russia, oleksenko@inbox.ru

Summary: When exploring the world of lilacs with primary and secondary school students, it is important not only to introduce them to the varieties of the wonderful plant, lilac gardens, but also to the outstanding creators of lilacs, such as Leonid Kolesnikov, Victor Lemoine, Fr. John Fiala and others. This is especially effective if you organize appropriate game situations based on key events from the life and work of lilac growers and stimulate the imagination of children. The article provides examples of such practices used in the framework of the author's program "School Lilac Garden" (school No. 1811 "Vostochnoye Izmailovo", Moscow).

Keywords: lilac, Lilac garden, culture, education, educational games

Введение детей в традицию, знакомство их с теми, кто создавал и создает мир сирени, — одна из важнейших целей программы «Школьный Сиреневый сад» школы № 1811 «Восточное Измайлово» [1-3]. Статья посвящена тому, как организовать встречу детей с творцами мира сирени, попутно обращаясь и к другим близким примерам, не связанным с сиренью. Прежде хотелось бы сделать два замечания.

Первое. Нет ничего ценнее в работе с детьми в рамках нашего и других подобных проектов, чем встреча, общение с теми, кто занимается сиренью здесь и сейчас. Нам очень большую помощь в закладке школьного Сиреневого сада оказала и оказывает Наталья Петровна Балмышева, очень многое советует и подсказывает Татьяна Владимировна Полякова. Дети постоянно пользуются книгами, которые они написали и опубликовали [4, 5, 6]. Но в рамках статьи речь пойдет о другом — о том, как устроить встречу детей с теми, кто отделен от нас временем и пространством, в частности с сиреневодами прошлого. Для нас такой важнейшей фигурой является Леонид Алексеевич Колесников, сажавший некогда сирень с детьми прямо в нескольких сотнях метров от корпуса школы, где мы ведем занятия, на бульваре, который так и назвали — Сиреневым.

Второе замечание — методологическое. Обращаясь к ученым, художникам, деятелям культуры прошлого, мы можем занять две разные, хотя и дополняющие друг друга позиции, использовать две разные установки. Первую можно назвать исторической. Время линейно, необратимо. В истории люди смертны, мы изучаем их наследие, труд их жизни завершен. Вторая позиция прямо противоположна первой и связана с пребыванием, действием и творчеством в культуре. Назовем ее культуротворческой. В культуре смерти нет, хотя возможно забвение. Поэтому мы можем встретиться, беседовать с теми, кто жил десятки, сотни, а то и тысячи лет до нас. Они — рядом с нами, если есть что-то, что нас объединяет, — творчество, общие ценности, интересы, общее дело. Мы соприсутствуем с ними в пространстве культуры. Конечно, чтобы полнокровно исходить из этой позиции, нам нужно прибавить чуточку воображения, включиться

порой в игру, но подобное погружение принесет свои плоды, особенно для детей, которые этому более открыты, чем взрослые.

В такой ситуации творчество длится, жизнь и ее события открыты и не завершены, можно задать вопросы тем, кто нам близок, и попробовать выслушать их ответы, поучиться у них, даже поспорить порой с ними. В подобных случаях мы говорим о тех или иных деятелях как о своего рода культурных героях. Этот тезис проще проиллюстрировать на примерах, посвященных изучению мира животных, воплощению его в искусстве, поскольку с ним связан широкий круг проектов автора статьи, ведущего программу по анималистике Центра охраны дикой природы с 2000 года.

Несколько поколений в ХХ веке воспитывались в раннем детстве на примере Маугли — сказочного культурного героя из книги, придуманной Ватагиным. Василий Алексеевич собрал рассказы о нем Р. Киплинга и нарисовал к ним рисунки. Подростая, дети раскрывали книги Э. Сетона-Томпсона и Александра Формозова — блестящих писателей и художников-натуралистов, ученых. Прошло некоторое время, и нашими культурными героями — проводниками в дикую природу стали Джеральд Даррелл, Джой Адамсон, Джейн Гудолл, Жак-Ив Кусто. Можно назвать и автора фильмов о животных Юрия Ледина, с семьей которого — с ним самим, его женой и маленькой Вероникой мы погружались в мир обитателей морских побережий.

К культурным героям рубежа ХХ-ХХ1 веков можно отнести, например, такого удивительного человека, как Валентин Сергеевич Пажетнов, — выдающегося ученого, исследователя медведей, вернувшего в природу множество медвежат-сирот, чьи матери были убиты, замечательного писателя, рассказчика, сказочника, трагически погибшего в 2021 году.

Этот список легко продолжить, но, как нам кажется, таких примеров сейчас очень не хватает. Точнее, при обилии раскрученных медийных фигур подлинных культурных героев, соразмерных упомянутым, известных детям и их родителям, весьма немного.

В рамках программы «Школьный Сиреневый сад» мы отдаем должное исторической установке, поскольку важно быть верным и точным тому, что мы знаем о деятелях культуры, творцах сирени, но при этом особое внимание уделяем именно установке на встречу с культурным героем, культуротворческой позиции.

Представим ряд методических и организационных решений и покажем, как они применяются при реализации программы «Школьный Сиреневый сад».

Решение первое. Ввести в событие / создать условия для нового события. Единица содержания — событие. Более точно — специально выстроенная ситуация, в которую нужно ввести в детей, чтобы с ними могло произойти событие встречи с культурным героем. Эти ситуации и возможные события могут быть следующими:

1) события, связанные с пониманием смысла того, что произошло с культурным героем, его действий, примеров из его практики; того, как он действует, как добивается результатов.

2) события, связанные с формированием личного отношения к герою, его творчеству, к тому, что он создал;

3) события, связанные с действием школьников в ситуации, специально смоделированной по образцу практики данного героя.

Для первых двух случаев можно выстроить ситуацию на основе ярких, важных событий жизни самого героя, представив ее поначалу как открытую, требующую действия или осмысления, что поможет включить детей в обсуждение, и лишь затем познакомив школьников с тем, как разрешилась данная ситуация в судьбе героя. Тем самым мы даем детям возможность разобраться в ситуации, понять, что произошло, проявить к этому личное отношение.

Указанные ситуации можно выстраивать при показе фильма или презентации и их обсуждении; в виде викторины, квеста; как элемента более сложно устроенных образовательных игр или крупных событий.

Как это сделать? Например, мы смотрим фильм «Сиреневый сад» (1952), посвященный Л.А. Колесникову [7]. Можно показать небольшой фрагмент, задав вопросы классу: Что это за белые мешочки и зачем их использует селекционер? Что за инструменты и для чего он придумал? Нарисуйте! Кто и в чем ему помогает? Можно даже выйти за пределы самого фильма: Что на одном из кадров предвещает непростую судьбу Сиреневого сада на Соколе, что ему угрожает в будущем? И дети заметят выросшие на заднем плане подъемные краны и поделятся своими опасениями. Вот тогда можно рассказать и о случившейся драме.

Множество важных сведений о Л.А. Колесникове есть в книге Татьяны Поляковой «Мастер сиреневой кисти» [5]. Как-то ему удалось вывести уникальную желтую сирень, но ее нет среди известных нам сортов. Почему? У детей появятся версии, их важно обсудить. Что же случилось, что, когда и почему произошло? Не торопитесь предъявлять ответ, важно, чтобы дети прочувствовали безвозвратность утраченного, сообразили, почему было так непросто ухаживать Колесникову за своим садом.

Для третьего случая нужно игровым образом упрощенно представить образец практики героя. Для нас удачным примером оказалась ситуация выведения сорта при гибридизации. Мы не раз с успехом предлагали детям следующее задание: подборку перемешанных фотографий родительских сортов сиреней нужно было разложить так, чтобы каждому из нескольких выведенных сортов подобрать пару именно тех, из которых он выведен, и обосновать свое решение. Чуть изменив это задание, мы получили другое, с открытым финалом, которое школьники очень любят. Они должны выбрать в качестве родительских те сорта, которые им понравились, «вывести» их них собственный воображаемый сорт, нарисовать его цветки и описать их признаки. А затем придумать название этому сорту и объяснить, почему именно такое выбрали. В одной из недавних образовательных игр в качестве исходных мы использовали сорта, выведенные не только Л.А. Колесниковым [5], но и селекционной творческой группой «Русская сирень» [6].

зап.

Рис. 1. Группа «Творцы сирени» (вверху) и «выведенные» ими сорта (внизу): «Доктор Лиза» («Мечта» Л.А, Колесникова + «Бесконечность» СТГ «Русская сирень»); «Пикачу» («Журавлик оригами» СТГ «Русская сирень» + «Примроуз» Г. Маарсе), «Мама» («Леонид Леонов» Л.А. Колесникова + «Ольга Берггольц» СТГ «Русская сирень»). 2021 г.

Вот сорта, придуманные семиклассниками (рис. 1): «Мама», «Доктор Лиза», посвященный Елизавете Глинка, «Темный вечер», «Пикачу» (самый известный из покемонов). Таких названий даже в достаточно полном каталоге Натальи Савенко [8] нет. В соцсети «В контакте» мы нашли

информацию от Александра Горелова, что он дал название «Доктор Лиза» одному из выведенных им сортов и этот сорт похож на «Красавицу Москвы» Л.А. Колесникова (https://vk.com/wall571119401_135). А вот сорт с простым и трогательным названием «Мама», похоже, еще не создали!

Решение второе. Поучиться у культурного героя на его мастер-классе. Моделирование для школьников развивающей ситуации по образцу фрагмента практики данного героя, в которой особое внимание уделяется его яркому дарованию, особому мастерству, приводит нас к более сложной форме встречи с культурным героем. Воображаемый мастер-класс от его имени мы выстраиваем как серию ситуаций из его практики, объединенных единым замыслом, с выходом к выполнению детьми творческих заданий. Школьники должны тем самым приобщиться в игре к практике данного мастера, его подходу.

Например, в игре «Lilac design / Сиреневый дизайн» мы предлагали ребятам «пройти мастер-класс» замечательного французского художника и дизайнера Мориса Пияра Вернея 1869-1942). По его наследию «Академией акварели и изящных искусств» Сергея Андрияки опубликованы три замечательных пособия [9-11]. Верней, насколько нам известно, не работал с сиренью, мы же предложили ребятам, используя его подход, взять за основу один из сортов сирени.

Подход Мориса Пияра Вернея показался нам очень привлекательным и близким задаче увидеть в сирени стимул для широкого круга художественных идей и решений. По работам художника хорошо видно, что он очень любил природу и растения, бережно и тщательно зарисовывал их. Уникальность же его подхода состояла в том, что он воспринимал природу как великого дизайнера. Морис Пияр Верней анализировал форму бутонов, цветов, стеблей, листьев таким образом, чтобы представить своеобразный чертеж растения, подчеркивая его неповторимость, красоту, гармоничность (рис. 2, слева). Затем делал следующий шаг: создавал с использованием этих форм, палитр различные орнаменты, вазы, броши, витражи и т.п.

Удачный пример того, как сработал предлагаемый подход, — небольшой проект ученицы 3 класса. Она выбрала сорт «Маршал Василевский» Л.А. Колесникова, проанализировала его «по Вернею» и создала затем затем «Шляпу Сиреневого сада», использовав в ее украшении формы и краски выбранного сорта (рис. 2, справа).

Рис. 2. Морис Пияр Верней и его рисунок глауциума, или желтого мачка (слева). Проект ученицы 3 класса Таисии Аникиной: рисунок сорта «Маршал Василевский» Л.А. Колесникова и сделанная на его основе Шляпа Сиреневого сада (справа). 2020 г.

Решение третье. Приобщиться к «родне по вдохновению»: открыть мечту / дело жизни культурных героев. Более глубокая встреча с тем или иным культурным героем возможна тогда, когда ряд событий из его жизни мы рассматриваем в их взаимосвязи как реализацию его мечты, дела жизни. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная, — писал А.С. Пушкин. И, добавим, следовать за его судьбой.

Первый шаг к разработке такой формы мы сделали, готовя и проводя с восьмыми классами игру «Планета Сирени: лица, судьбы, сады, цветы» и квест на ту же тему для пятиклассников. Мы обратились сразу к трем ключевым фигурам — Виктору Лемуану (Франция), Леониду

Колесникову (Россия) и отцу Джону Фиале (США). Эта задача увлекла школьников, но в ходе игры, выстраивая линию жизни своего героя, они порой тонули в обилии фактов и не могли выделить главное. Мы предложили им следующую простую схему: попробовать сформулировать предельно кратко, в чем состояла мечта и/или дело жизни данного деятеля, развернуть ее/его осуществление в нескольких основных (до пяти) этапах или событиях и выделить ряд факторов, помогавших и препятствовавших этому. Эта схема очень хорошо сработала и помогла ребятам выполнить задание.

Затем для 5-х классов по материалам игры был организован и проведен квест, который вели восьмиклассники. Он прошел довольно успешно. Пятиклассникам особенно понравилось придуманное их старшими товарищами задание, посвященное событиям жизни отца Джона Фиалы, подготовленное в виде пазла (рис. 3).

Рис. 3. Квест «Планета сирени». Пятиклассники собирают пазл по событиям жизни отца Джона Фиалы, придуманный и подготовленный восьмиклассниками. 2021 г.

Решение четвертое. Найти наставников для проекта и объединить их в команду.

Перспективной представляется образовательная игра, в которую мы включаем сразу нескольких культурных героев прошлого и настоящего как своего рода команду наставников, «ответственных» за различные направления такой игры, дополняющих друг друга. Так мы поступили, разрабатывая с семиклассниками весной 2021 года программу Сиреневого карнавала. Такую игру мы провели и с четвероклассниками, но, к сожалению, в итоге из-за пандемии смогли провести Сиреневый карнавал только для четвертых классов.

В образовательной игре воображаемыми наставниками разных групп были уже упоминавшиеся Леонид Колесников, селекционеры группы «Русская сирень», художник Морис Пияр Верней. А вот наставником группы Творцов волшебных событий стал знаменитый клоун, актер, режиссер, «художественный провокатор и вдохновитель», как он сам себя называет, Слава Полунин [12]. Ребята изучали, как устроен его Белый карнавал [13], можно ли и что именно учесть из его опыта при разработке нашего собственного Сиреневого карнавала, а главное — как создать иное, фантастическое пространство, в которое нужно войти и ввести туда других. Не вдаваясь в детали, отметим, что это замечательное превращение случилось с нами уже на игре, а потом и на карнавале. Позже, сравнив Сиреневый карнавал с карнавалами Славы Полунина, мы поняли, что вышли на свой собственный тип этого яркого праздника, в котором участниками фантастических событий являются все и каждый может превратиться и в творца сирени, и в дизайнера волшебных сиреневых предметов, и в поэта, сочиняющего посвященные цветам хокку, и даже построить с другими самую настоящую Лестницу в небо из 41 ступеньки. Т.е. карнавал оказался не только увлекательным, ярким, но и развивающим событием [14].

Пока мы говорили о людях — культурных героях, но бывают и особые случаи, когда в ходе проекта, его событий возникают уже наши собственные волшебные герои. На играх по проектированию Сиреневого карнавала ребята придумали Сиреника — родившегося из цветка сирени птенчика на тонких ножках. И он стал символом и нашего карнавала, и всей программы «Школьный Сиреневый сад» (рис. 4).

Рис. 4. Сиреник — символ Сиреневого карнавала и программы «Школьный Сиреневый сад в целом, придуманный школьниками. 2021 г.

Итак, заняв культуротворческую позицию, можно встретиться в игре с культурными героями и поучиться у них. Ряд решений уже хорошо нами освоен, другие скорее намечены и еще требуют дальнейшей проработки. Главное, для нас очевидно, что выбранный путь увлекателен и плодотворен, эффективен в работе со школьниками. И множество встреч с теми, кто создавал и создает мир сирени, у нас еще впереди.

Список литературы:

1. Олексенко А.И. Карта мира сирени // Syringa L.: коллекции, выращивание, использование. Вып. 2. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. С. 7578. DOI: 10.24412/cl-36596-2021-2-75-78.

2. Олексенко А.И. Программа «Школьный Сиреневый сад» (2017-2021), или Как приобщить школьников к миру сирени // Syringa L.: коллекции, выращивание, использование. Вып. 2. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. С. 79-85. DOI: 10.24412/cl-36596-2021-2-79-85.

3. Олексенко А.И. Как войти в мир сирени: образовательные игры как эффективное средство присвоения культуры // Ботанические сады в современном мире. Вып. 1. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. C. 83-90. DOI: 10.24412/cl-36595-2021-1-83-90.

4. Время сирени. М.: Пента, 2007. 232 с.

5. Полякова Татьяна. Мастер сиреневой кисти. Памяти Леонида Колесникова. М.: Пента, 2018. 160 с.

6. Аладина О.Н., Аладина А.С., Полякова Т.В. Сирень памяти. 100 сортов «Русской сирени». М.: Фитон XXI, 2020. 162 с.

7. Сиреневый сад. Документальный фильм. Московская ордена Красной звезды киностудия научно-популярных фильмов. 1952. URL: https://www.youtube.com/wateh?reload=9&v= mWQNzuAnh6w.

8. Савенко Наталья. Сирень. Каталог сортов. М., 2019. 592 с.

9. Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d'art»). Часть I. Композиция ленточных орнаментов (бордюров): Учебно-метод. пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Академия акварели и изящных искусств, 2014. 68 с.

10. Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d'art»). Часть II. Орнаментальные модули и их сочленения: Учебно-метод. пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Академия акварели и изящных искусств, 2015. 60 с.

11. Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d'art»). Часть III. Стилизация рисунков с натуры: Учебно-метод. пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Академия акварели и изящных искусств, 2017. 76 с.

12. Полунин Слава, Табачникова Наташа. Алхимия снежности. Москва-Лондон: Академия дураков, 2014. 184 с.

13. Лестница в небо. Проект Славы Полунина. М.: Академия дураков, 2011. 104 с.

14. Олексенко А.И. Сиреневый карнавал /^уй^а L.: коллекции, выращивание, использование. Вып. 3. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. (см. настоящий сборник).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.