Научная статья на тему 'Как войти в мир сирени: образовательные игры как эффективное средство присвоения культуры'

Как войти в мир сирени: образовательные игры как эффективное средство присвоения культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сирень / Сиреневый сад / культура / образование / образовательные игры / lilac / lilac garden / culture / education / educational games

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Олексенко А. И.

Статья посвящена развивающим образовательным практикам программы «Школьный Сиреневый сад» (Школа № 1811 «Восточное Измайлово»), в основе которых лежит культурно-антропологический подход. Данный подход позволяет создать условия для освоения и присвоения детьми культурных образцов (выдающихся примеров служения своему делу деятелей науки, культуры, искусства) и возможности для школьников совершить, опираясь на них, собственное творческое действие. Особое внимание уделено образовательным играм как одному из наиболее эффективных средств реализации подобных целей, например, изучению жизни и творчества выдающегося селекционера Леонида Колесникова с последующими проектированием и посадкой детьми школьного Сиреневого сада, включающего 20 выведенных им сортов сирени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to enter the world of lilacs. Educational games as an effective means of cultural appropriation

The article is devoted to the developing educational practices of the "School Lilac Garden" program (School number 1811 "East Izmailovo"), which are based on the cultural-anthropological approach. Thе approach allows you to create conditions for the development and appropriation of cultural samples by children (outstanding examples of how scientists, culture and art workers serve their cause) and the opportunity for schoolchildren to perform, relying on them, their own creative action. Particular attention is paid to educational games as one of the most effective means of realizing such goals. For example, children, having studied the life and work of the outstanding breeder Leonid Kolesnikov, then design and plant a school Lilac Garden, which includes 20 varieties of lilac bred by him.

Текст научной работы на тему «Как войти в мир сирени: образовательные игры как эффективное средство присвоения культуры»

УДК 635.9:582.931.4:371.31

Как войти в мир сирени: образовательные игры как эффективное средство присвоения

культуры Олексенко А.И.

Школа № 1811 «Восточное Измайлово», Центр охраны дикой природы, Москва, Россия,

[email protected]

Статья посвящена развивающим образовательным практикам программы «Школьный Сиреневый сад» (Школа № 1811 «Восточное Измайлово»), в основе которых лежит культурно-антропологический подход. Данный подход позволяет создать условия для освоения и присвоения детьми культурных образцов (выдающихся примеров служения своему делу деятелей науки, культуры, искусства) и возможности для школьников совершить, опираясь на них, собственное творческое действие. Особое внимание уделено образовательным играм как одному из наиболее эффективных средств реализации подобных целей, например, изучению жизни и творчества выдающегося селекционера Леонида Колесникова с последующими проектированием и посадкой детьми школьного Сиреневого сада, включающего 20 выведенных им сортов сирени.

Ключевые слова: сирень, Сиреневый сад, культура, образование, образовательные игры

How to enter the world of lilacs. Educational games as an effective means of cultural appropriation

Oleksenko A.I.

School No. 1811 Vostochnoye Izmailovo, Moscow, Russia [email protected]

The article is devoted to the developing educational practices of the "School Lilac Garden" program (School number 1811 "East Izmailovo"), which are based on the cultural-anthropological approach. Пе approach allows you to create conditions for the development and appropriation of cultural samples by children (outstanding examples of how scientists, culture and art workers serve their cause) and the opportunity for schoolchildren to perform, relying on them, their own creative action. Particular attention is paid to educational games as one of the most effective means of realizing such goals. For example, children, having studied the life and work of the outstanding breeder Leonid Kolesnikov, then design and plant a school Lilac Garden, which includes 20 varieties of lilac bred by him.

Keywords: lilac, lilac garden, culture, education, educational games

Подход, который мы используем в различных исследованиях и проектах, в частности, в программе «Школьный Сиреневый сад» [1] и Программе по анималистике Центра охраны дикой природы, можно назвать культурно-антропологическим (или собственно антропологическим). С опорой на него нами был описан феномен классической анималистики (искусства дикой природы) [2, 3], разработаны и опубликованы оригинальные издания (5 атласов и 2 книги для детей), подготовлены и проведены выставки, детские конкурсы и другие проекты и т.п. (http://wildlifeart.ru). Мы исходим из того, что культурно-антропологический подход может существенно дополнить другие, помочь увидеть то, с чем работаешь, с новой стороны. Далее в статье на примере образовательных игр, составляющих ядро программы «Школьный Сиреневый сад», мы покажем, как он работает и чего позволяет достичь.

Обращаясь к современным просветительским и образовательным практикам ботанических садов, хотелось бы отметить, что при несомненном приоритете собственно «ботанического», естественнонаучного взгляда на коллекции живых растений — главных героев экскурсий, фестивалей, праздников нередко уделяется внимание и месту растений в культуре: в связанных с ними древних мифах, традициях разных стран и т.п. [4, 5]. Изредка можно встретить и обращение к тем деятелям науки и культуры, кто посвятил миру растений свою жизнь и творчество, но таких примеров не так много [6]. Между тем это очень важный потенциальный ресурс, назовем его культурно-антропологическим, особенно ценный для воспитания. С этой точки зрения ботанический сад выступает как сад тех, кого объединил/объединяет интерес/влечение/любовь к миру растений, и шире — всех живых существ, природы в целом, чьи образ жизни, деятельность, достижения, дарования могут быть образцом, ярким примером, ориентиром для открытия в себе схожего интереса, склонности. Это могут быть те, кто непосредственно связан с прошлым и настоящим данного ботанического сада, коллекцией его растений, либо опосредованно: знаменитые

естествоиспытатели прошлого — первооткрыватели тех или иных растений, селекционеры, создавшие культивируемые в ботаническом саду сорта и т.п. Причем важно не просто получить информацию об этих людях благодаря стендам или рассказу экскурсовода, но вникнуть в суть их поиска, открытий, дарований, а для этого нужны специальные формы работы с юными посетителями. Вряд ли стоит доказывать, сколь важны такие примеры для воспитания.

Именно такого типа работа ведется нами уже достаточно давно, хотя опыта сотрудничества с ботаническими садами пока не было. Объем статьи не дает возможности детально раскрыть особенности применяемого нами подхода. Главное, что центр внимания переносится с растений и животных, биологических явлений и т.п. на жизнь и творчество тех, кто их изучает, с ними работает. Важно выделить такие ключевые черты человека, события его жизни, благодаря которым можно зацепить детей, передать им самое главное и существенное. Вот примерный круг вопросов, которыми мы руководствуемся: 1) ценности человека — что он любит, к чему его влечет, что им движет; как это связано с его позицией, делом жизни — чему он служит, что отстаивает, за что борется, о чем мечтает; 2) как это проявляется в его образе жизни, деятельности; в чем и как проявляются его достижения, его дарование, как он этого достигает; 3) как он делится создаваемым с другими, передает другим [3].

В нашей практике культурно-антропологический подход позволяет формировать развивающую образовательную среду для школьников. Значительный эффект достигается тогда, когда в рамках общей достаточно сложной и многоплановой объединяющей задачи, тематики школьники, одновременно открывают для себя образ жизни, творчество выдающихся деятелей науки, культуры, искусства и при этом сами сообразно своим возможностям осуществляют творческое действие различного масштаба.

Для этого необходимо сконструировать для детей двойную развивающую ситуацию. Для удобства ее лучше рассматривать как две сопряженные ситуации, замкнутые друг на друга.

Первая из них — это ситуация освоения/присвоения выдающегося культурного образца. Под культурным образцом мы в данном случае понимаем тех деятелей, те традиции, явления в культуре, которые представляют для нас особую ценность, значимость как ориентир для получения новых знаний, формирования актуальных для нас способностей, личного отношения, для нашего самоопределения. Это прежде всего ориентиры, воплощающиеся в той или иной личности, ее деятельности, образе жизни, творчестве, достижениях. В рамках программы «Школьный Сиреневый сад» такой личностью является прежде всего Леонид Алексеевич Колесников, созданные им сорта сирени и Сиреневые сады.

Вторая ситуация выстраивается таким образом, чтобы подтолкнуть детей на основе знакомства с культурным образцом к собственному творческому действию, это обычно сложные задания «на вырост». Такое действие может быть разным: осуществить личное открытие; сделать художественную поделку; придумать и провести мастер-класс, конкурс и т.п.; разработать замысел, идею проекта; сделать первые шаги в рамках игры в осуществлении исследования или проекта и продолжить работу над ним позже. Причем важно, чтобы открытым, сделанным, разработанным они могли бы поделиться с другими: представить на выставке, в выступлении с презентацией; поиграть в сделанную игру с младшими товарищами; посадить сад, который будет радовать многих и т.д.

Между освоением и присвоением культурного образца в первой из ситуаций есть важное различие. Освоить — значит узнать, понять, разобраться. Присвоить — прочувствовать, пронести через себя, оценить, полюбить; другими словами, не просто узнать, но стать неравнодушным, выработать личное отношение. В идеале первое и второе должны дополнить друг друга.

Остановимся подробнее на программе «Школьный Сиреневый сад». Измайлово, где расположена школа № 1811, — один из самых зеленых уголков Москвы. Здесь расположен обширный Измайловский лесопарк. И здесь же можно пройтись по Сиреневому бульвару и зайти в парк «Сиреневый сад». История создателя Сиреневого сада и Сиреневого бульвара знаменитого селекционера Леонида Алексеевича Колесникова счастлива и трагична. Он вывел сотни сортов сирени, из которых сохранились лишь десятки. И среди этих сортов знаменитая «Красавица Москвы», которую международные эксперты считают самой красивой сиренью в мире. Он создал два Сиреневых сада (на Соколе и в Измайлове), но из них сохранился лишь один. Л.А. Колесникову была присуждена Сталинская премия в 1952 году, а в 1968 году он умер от инфаркта, не пережив того, что многое им созданное было утрачено [7].

В последнее десятилетие исследователям удалось разыскать ряд сортов, которые, казалось, были безвозвратно утрачены. Многое сделано для восстановления Сиреневого сада в Измайлове, где находится маточный сад с кустами сирени, высаженными еще Л.А. Колесниковым. Знатоки

подчеркивают, что его сорта сирени неповторимы, имеют свое лицо. Особое внимание при их выведении селекционер уделял цветовой палитре и форме цветков. Не случайно Л.А. Колесникова называют скульптором сирени [8].

Программа «Школьный Сиреневый сад» осуществляется нами в школе № 1811 «Восточное Измайлово» с 2017 года [1], причем ключевую роль в ней играет такая форма работы как образовательная игра. Подчеркивая те или иные особенности, эту форму работы в школе называют также интенсивной образовательной сессией (достаточно сложные образовательные задачи выполняются в сжатые сроки) или метапредметным погружением (направленность на достижение метапредметных результатов). Эта форма работы направлена прежде всего на развитие учащихся (см. подробнее в [9]). Как правило, игры посвящены моделированию, пониманию текстов, формированию коммуникативных, организационных и других способностей. Мы же решили применить их для освоения и присвоения культуры и творчества ее деятелей, в данном конкретном случае — для вхождения в мир сирени. В итоге образовательные игры стали главной движущей силой программы «Школьный Сиреневый сад».

Разработка и проведение этих игр осуществлялись ее руководителем А.И. Олексенко совместно с Т.М. Губановой, многие годы проводящей образовательные игры и ведущей в школе проект «Мыследеятельностная педагогика». Сессии длились обычно 2-3 дня. В них принимали участие одновременно около 20-60 школьников. Ребята разбивались на три-пять групп, работающих над различными задачами в рамках единой темы игры. Каждая игра начиналась со вступления, в котором шла речь о теме, целях игры, задачах, стоящих перед каждой из групп. Затем происходило чередование работы в группах и общих обсуждений, в ходе которых важно было построить коммуникацию таким образом, чтобы дети слушали и понимали друг друга, соотносили сделанное своей и другими группами для решения общей задачи. Уже прошло восемь таких игр (две из них — в апреле 2021 года), на двух из них мы остановимся подробнее.

Образовательная игра «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее».

Суть игры состояла в том, чтобы дети, познакомившись с судьбой Л.А. Колесникова, с плодами его творчества — сортами сирени и Сиреневыми садами, предложили свои подходы и решения для создания Сиреневого сада будущего.

Игра длилась три дня. Участвовали учащиеся пятых и шестых классов. В первый день четыре группы осваивали наследие знаменитого селекционера: две группы — выведенные им сорта сирени, две — Сиреневые сады на Соколе и в Измайлове (рис. 1).

Чтобы дети научились различать сорта, первым двум группам были даны задания зашифровать друг для друга сорт из данной подборки с помощью только цветовой палитры или только формы, а также по желанию — иным (собственным) способом, чтобы отгадывающие могли «расшифровать» этот сорт и аргументировать сделанный выбор. Второй тип заданий для этих групп был посвящен созданию сортов путем гибридизации. В первом задании нужно было из подборки сортов найти два родительских, из которых был выведен новый сорт сирени, и обосновать свой выбор, показав, какие признаки родителей и как в нем проявились. Во втором — самостоятельно подобрать пару родительских сортов, а затем описать и обосновать возможные признаки «выведенного» при их воображаемом скрещивании сорта.

Рис. 1. Образовательная игра «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее», 2018 г. Примеры «шифровки» разных сортов сирени, выведенных Л.А. Колесниковым (слева). Такой школьники представили планировку утраченного Сиреневого сада на Соколе. Исторической реконструкции в данном случае не требовалось (справа)

Рис. 2. Образовательная игра «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее», 18 мая 2018 г. Школьники выполняют придуманные самостоятельно задания в парке «Сиреневый сад»: подготовка квеста, посвященного Л.А. Колесникову (слева вверху, справа внизу), рассказ в интервью о планировке парка «Сиреневый сад» и решениях, придуманных для Сиреневого сада будущего

(слева внизу)

Третьей и четвертой группам надо было проанализировать устройство садов на Соколе и в Измайлове, соответственно, и предложить свои версии их планировки. Они могли использовать фильм «Сиреневый сад» 1952 года и подборку текстов, посвященных этим садам. Пятая группа готовила то, что должно было потребоваться для общей работы в последующие дни игры: разрабатывала идеи для Сиреневого сада будущего, пользуясь материалами о современных парках, праздниках, связанных с садами (например, о парке «Зарядье» в Москве, о празднике сакуры в Японии) и т.п.

Ничто не может заменить непосредственных наблюдений и впечатлений от сада Л.А. Колесникова. Поэтому во второй день игры мы все отправились в парк «Сиреневый сад»,

причем перед походом в каждой из групп школьники с педагогом, который ее курировал, обсудили, что именно они будут делать в саду, какое задание (свое собственное) выполнять.

Удивительным образом получилось так, что в сад мы попали в особый день: 18 мая 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения Леонида Алексеевича Колесникова. Работа в первый день и посещение сада принесли свои плоды. Школьники узнавали сорта его сирени, которые ранее видели на фотографиях, говорили об особой атмосфере сада. Был придуман и тут же проведен квест, посвященный дню рождения знаменитого селекционера, проанализированы особенности парка, его планировки, нарисованы эскизы костюмов и других предметов для оформления праздничного фестиваля сирени и т.д. Ребята были очень увлечены (рис. 2).

В третий заключительный день игры надо было доработать и представить на общем обсуждении свои идеи и проектные решения для Сиреневого сада будущего. У одних участников игры такие предложения были очень конкретны и практичны, других увлекали новые горизонты и необычные масштабные решения, связанные с планировкой Сиреневого сада будущего, созданием фонтана, окруженного необычными специально выведенными сортами сирени, проведением экскурсий с дополненной реальностью, и т.п. (рис. 3).

В начале следующего учебного года ряд школьников стал работать над индивидуальными проектами на основе родившихся на игре замыслов (проект декоративного фонтана «Красавица Москвы»; интерактивная 3Д версия Музея сирени Леонида Колесникова и масштабный проект парка будущего «Сиреневая долина»). Важным итогом этой образовательной игры стало общее желание создать свой собственный школьный Сиреневый сад.

Рис. 3. Образовательная игра «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее», 2018 г. Идея и проектные замыслы учащихся: футуристический образ музея сирени будущего в виде дерева (слева вверху); беседка (слева внизу); схема городского парка «Сиреневая долина», в парке специально предусмотрены зоны с сортами сирени разных цветов — активная, энергичная и спокойная, умиротворяющая — в левой части схемы вверху и внизу, соответственно (справа). Образовательные игры по проектированию школьного Сиреневого сада. В следующем учебном году мы провели по одной и той же схеме две образовательные игры для двух возрастов — 5-х и 2-го классов (рис. 4, 5).

Главной целью этих двух игр было, познакомившись с жизнью и творчеством Л.А. Колесникова, сортами его сирени, парком «Сиреневый сад», спроектировать школьный сад сиреней знаменитого селекционера, включая разработку планировки, состава и расположения кустов

сирени, дизайна сада и связанной с ним программы событий. Обе образовательные игры длились по два дня, в один из которых мы посещали парк «Сиреневый сад».

Первой состоялась игра с пятиклассниками. Была придумана планировка сада как поляны в окружении куртин сирени, к которой ведут дорожки, выбрано благодаря консультациям с администрацией школы оптимальное место на пришкольном участке для будущего сада. Эти решения были учтены затем в игре с второклассниками, ход которой мы и рассмотрим.

В первый день после вступления руководителя игры состоялся просмотр и обсуждение фильма «Сиреневый сад» 1952 года о Леониде Колесникове. Буквально после каждой фразы, каждого краткого эпизода фильма мы спрашивали детей, что там происходит, почему, как именно, например: Кто помогал селекционеру? Какие инструменты он изобрел для ухода за садом и как они устроены? И т.п. Это помогало удерживать внимание всего класса. Дети отвечали активно и с интересом.

Затем мы отправились в парк «Сиреневый сад». Пяти группам школьников были вручены пакеты с заданиями. Дети должны были научится опознавать сорта, а для этого самостоятельно предложить признаки для сравнения. Первые два сорта предлагалось найти в саду по выданным фотографиям, а третий выбрать самостоятельно и, пользуясь книгой «Мастер сиреневой кисти» с фото всех сортов сирени Л.А. Колесникова, сохранившихся в настоящее время [8], попробовать его определить. Затем занести результаты в табличку и при желании зарисовать цветки сортов сирени.

Рис. 4. Образовательная игра по проектированию школьного Сиреневого сада, 2 класс, 2019 г. Изучаем сорта сирени Л.А. Колесникова в парке «Сиреневый сад» (слева вверху). Знакомимся с ними по книге «Мастер сиреневой кисти» (справа вверху). Размечаем участок для будущего сада на пришкольном участке (слева внизу). План сада с указанием сортов по версии второклассников

(справа внизу)

Большинство групп с заданием справились. Было выделено от 4 до 6 признаков для различения цветков разных сортов: окраска бутонов, цветков, их форма, простые или махровые, форма лепестков (заостренные или округлые), запах. Дети проявили наблюдательность, описывая детали: более компактные цветки, запах с горчинкой, цветы, похожие на звездочки, на белую лилию и т.п., лепестки закрученные. Любопытно, что некоторые из них стали, используя книгу «Мастер сиреневой кисти», разыскивать те сорта, которые не были указаны на табличках. Наиболее интересными находками были сорт со светлыми каемками лепестков (этот сорт, похожий на «Джамбул» Л.А. Колесникова, оказался в результате сортом «Сенсация» голландского селекционера D. Maarse); сорт «Алексей Маресьев» с лепестками, закрученными, как у лопастей винта самолета; сорт «Маршал Жуков» (предположительно).

Второй день был посвящен собственно проектированию школьного Сиреневого сада, которым занимались группы садоводов, художников и карнавала. Группе садоводов удалось сделать промеры выбранного участка и подготовить при поддержке родителя - куратора группы схему планировки, предложить свое решение расположения кустов сирени. Группа художников предложила схемы размещения кустов сирени конкретных сортов с учетом окраски их цветков, представив это на схемах. Группа карнавала придумала программу этого события, нарисовала красочный плакат, сделала маски и эскизы костюмов.

Хотя второклассники впервые принимали участие в образовательной игре, а родители впервые оказались в роли кураторов групп, помогавших детям, и взрослые, и большинство школьников с интересом участвовали в образовательной сессии, выполняли задания, выступали с собственными инициативами, в большинстве случаев согласовавшимися с тематикой и задачами игры. Особо стоит отметить активное участие родителей.

Из-за пандемии реализовать задуманное удалось не сразу. Школьный Сиреневый сад был посажен 25 сентября 2021 года. Он пока небольшой — 20 кустов, зато включает 20 специально подобранных лучших сортов сиреней Л.А. Колесникова. Часть кустов в возрасте пяти и более лет, поэтому уже в свою первую весну должен зацвести (рис. 5).

Рис. 5. Шестиклассник готовит 3Д-визуализацию школьного Сиреневого сада, апрель 2020 г. (слева вверху). Образовательная сессия по планированию сада, 5-е классы, 2019 г. (слева внизу).

Посадка школьного Сиреневого сада, 25 сентября 2020 г. (справа)

Программа «Школьный Сиреневый сад» включает не только образовательные игры. Были подготовлены и проведены школьниками квест «Сиреневый коктейль» для других классов, необычное выступление «гостей с планеты Сирениус», придуманной третьекласниками, на новогоднем празднике. Учащиеся осуществили ряд индивидуальных и групповых проектов. Программой заинтересовались в Сербии, и в настоящее время у нас началось сотрудничество с молодежным центром «Школа мира» (руководитель Петар Стефанович, г. Крагуевац).

Ранее было подчеркнуто, что важно различать освоение и присвоение культурных образцов. Приведем примеры такого присвоения. У некоторых школьников появились любимые сорта, дети заинтересовались сиренью, непростая судьба Л.А. Колесникова вызывает у них эмоциональный отклик. Готовя проект через полтора года после описанной выше игры, одна из учениц назвала его «Как я полюбила сирень...». Может быть, не очень академично, но зато точно и от души. В день посадки теперь уже семиклассники вспоминали в интервью, как они спорили, выдвигая на игре разные версии планировки сада. Значит, это для них стало настоящим событием, запомнившимся надолго. Их волнует, хорошо ли кусты пережили зиму.

Предлагаемый нами подход и инструментарий могут помочь обратить специальное внимание на культурно-антропологические ресурсы ботанических садов, более целенаправленно их осваивать. Здесь целое раздолье возможных тем, персоналий. Надо только найти нужный материал и выстроить развивающие ситуации, которые привлекут детей и позволят им осуществить собственное творческое действие.

В нашей практике особенно полнокровно такая ситуация может быть развернута в двух-трехдневной образовательной игре. Вероятно, для ботанических садов это возможно в том случае, если на их базе или при их активном участии проводится, например, летний лагерь. Возможно, имеет смысл разработать однодневную блиц-игру, тогда это станет доступным для наиболее мотивированных подростков или семей. Конечно, в этом случае сама программа игры будет более краткой.

Особенно заманчиво детей, как в наших играх, объединить вокруг общей задачи. С учетом того, что вокруг ботанических садов начинают выстраиваться сообщества [6, 10], такие задачи могут предложены самим ботаническим садом, а еще лучше — сформулированы в подобной игре вместе с ее участниками. Это может быть и создание виртуального музея, и новый формат экскурсий, разработанный детско-взрослой командой, и проектирование вместе с детьми необычных фестивалей, и даже проектирование нового раздела экспозиции — перед детьми надо ставить задачи на вырост!

Список литературы

1. Олексенко А.И. Программа «Школьный Сиреневый сад» (2017-2021), или Как приобщить школьников к миру сирени // Syringa L.: коллекции, выращивание, использование (Сборник научных статей). Санкт-Петербург, Ботанический институт им. В.Л. Комарова, Ботанический сад Петра Великого, 2021 (готовится к публикации).

2. Олексенко А.И. Классика, без которой выросло несколько поколений. В чем ценность отечественной анималистической традиции? // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. М.: Экспресс 24, 2010. С. 84-95. Переработанная версия статьи: Олексенко А.И. Натуралист-художник // Искусство в школе, 2015, № 5. С. 8-14, URL: http://art-inschool.ru/catalog/2015-5.

3. Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Искусство в школе, 2016, № 5. С. 13-17, URL: http://art-inschool.ru/catalog/2016-5.

4. Новикова М.А. Ботанические праздники как средство общения и познания // Hortus bot. 2018. Т. 1, 2018, стр. 717 - 721, URL: http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5524.

5. Тимургалиева Л.А., Мухаметова С.В. Культурно-просветительская деятельность Ботанического сада-института Поволжского государственного технологического университета // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент. М-лы Первой Международной научно-практической конференции 22 - 26 июня 2016 г., СПб, 2016. С. 98-102.

6. Мусинова Л.П., Волчанская А.В. Сообщество «Ботанический сад - детям» как инструмент информационно-образовательной среды // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент. М-лы Первой Международной научно-практической конференции 22 - 26 июня 2016 г., СПб, 2016. С 52-56.

7. Полякова Татьяна. История русской сирени. Памяти Колесникова. М.: Пента, 2010.

200 с.

8. Полякова Татьяна. Мастер сиреневой кисти. Памяти Леонида Колесникова. М.: Пента, 2018. 160 с.

9. Рывкин А.А., Губанов А.Ю. Игровые метапредметные погружения как технология деятельностной игровой педагогики [] // Университетский округ НИУ ВШЭ: сайт. - Режим доступа: URL: https://perm.hse.ru/okrug/materailPl.

10. Гончаренко Н.В. Экопросвещение сегодня: потребность общества и возможности ботанических садов (из опыта Ботанического сада ИГУ) // Hortus bot. 2018. Т. 1, 2018, стр. 620 - 628, URL:http://hb.karelia.ru/journal/atricle.php?id=5684.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.