УДК 635.9:582.931.4:371.31
Карта мира сирени
Олексенко А.И.
Школа № 1811 «Восточное Измайлово», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация: В России в XXI веке происходит бурное возрождение интереса к сирени. Растет понимание, что сирень — важнейшее явление, глубокий и многогранный символ русской культуры. Чтобы раскрыть и проанализировать эту ситуацию, полезно ввести представление о мире сирени как явлении культуры и визуализировать его в виде карты. Такая карта включает три основные пространства — «Рождение и жизнь сирени», «Встречи с миром сирени (праздники, фестивали и т.п.)., «Любование сиренью. Образ сирени в культуре» и дополнительное четвертое - «Родня по вдохновенью» (мир сирени в разных странах и культурах). В работе также показано, что на крупнейших форумах по сирени почти не уделено внимания образовательным проектам.
Ключевые слова: сирень, мир сирени, карта мира сирени, культура, образование
Lilac world map
Oleksenko A.I.
School No. 1811 Vostochnoye Izmailovo, Moscow, Russia, [email protected]
Summary: In Russia in the 21st century, there is a rapid revival of interest in lilacs. There is a growing understanding that lilacs are the most important phenomenon, a deep and multifaceted symbol of Russian culture. To reveal and analyze this situation, it is useful to introduce an idea of the lilac world as a cultural phenomenon and visualize it in the form of a map. The map includes three main spaces -"The birth and life of lilacs", "Meetings with the world of lilacs" (holidays, festivals, etc.)., "Admiring the lilacs. The Image of Lilacs in Culture" and an additional fourth space - "Relatives by Inspiration" (the world of lilacs in different countries and cultures). The work also shows that the largest forums on lilacs almost do not pay attention to educational projects.
Keywords: lilac, lilac world, lilac world map, culture, education
В первые два десятилетия XXI века в России происходит бурное возрождение интереса к сирени. Далеко не случайно книга Натальи Балмышевой и Татьяны Поляковой, вышедшая в 2007 году, названа «Время сирени» [1].
Время сирени снова настало... Причем растет понимание того, что сирень — важнейшее явление, глубокий и многогранный символ отечественной культуры [2]. Чтобы охватить полноту того, что скрыто за этим интересом, имеет смысл говорить не о растении как таковом, а именно о мире сирени. Что же включено в этот мир? Попробуем изобразить его с птичьего полета в виде своеобразной карты, различив несколько ключевых областей (рис. 1).
Мы выделили три основных пространства, из которых складывается мир сирени России XXI века, а также четвертое, которое их логически дополняет.
Первое - «Рождение и жизнь сирени». Это пространство, охватывающее сотворчество человека и природы - селекцию, садоводство, ландшафтный дизайн и т.п. К нему относятся выведение новых и поиск исчезнувших сортов; деятельность по созданию, развитию, возрождению сирингариев, садов и парков сирени. Кроме того, это памятование об утраченных сортах и Сиреневых садах, о селекционерах-подвижниках прошлого. В это пространство попадают, например, и плодотворнейшая работа группы «Русская сирень» [3], и масштабная программа в рамках проекта «Белгородская сирень» [4], и память о недошедшем до нас Сиреневом саде на Соколе, счастливой и трагической судьбе его создателя Л.А. Колесникова, поиски и возрождение его сортов [5].
Если в первом из пространств сирень рождается и пестуется, то второе посвящено специально организованной встрече с ней. Здесь в центре внимания - экскурсии, праздники и
другие события, благодаря которым мы приобщаемся к миру сирени. Показательно, что праздники и фестивали сирени стали один за другим появляться в России в 2010-е годы: фестивали «Сиреневый февраль» в Ботаническом саду Петра Великого в Санкт-Петербурге, «Сиреневый променад» в Павловске, «Сиреневый рай» в Липецкой области, праздник «Сиреневый день» и т.п. Благодаря этим событиям мы лучше узнаем сирень, радуемся ей, ее цветение для нас превращается в яркое незабываемое событие на всю жизнь. В это же пространство попадает и осмысление исторического опыта ритуалов и праздников, связанных с этими цветами в России. Формируется вдохновляемая сиренью особая праздничная культура, но для того, чтобы она стала по-настоящему глубокой, важно задать еще и третье пространство.
The birth and Не of а Нас
Creation о' new. search tor cfeappearad vanr lies Hoc gardens, symgario. porta, etc revtvaL care, creation.
Memory of the lost varieties. I lac gardens, the» creatorvdevotees
Development and hddng of ttcfcjcjys and other events:
Im'JvcAliac f obrxxyy", Hoc
Promonodo". etc-hotday Hoc Day*, еясипюгв. ele.
1 J,
Lilac world map of Russia. XXI century
Preliminary sketch
w
Matang sense of the historical
//
Admiring the Шас. i - щ lite Imoge of Hoc*In culture
ТфЧТ^Т On the way to 'Mac khanamT.
A conlitxihonsfrom poetry, visuafarts. ' design, perfumery, etc j Г Wr4 cultural hetoryresearch
telaNves by Inspiration'
lAwjanoci PtanMry
Ihe wortd of Iocs r different countries, csitures Cooperation interna ionai projec Is
Рис. 1. Карта мира сирени России XXI века. Предварительный эскиз. Fig. 1. Lilac world map of Russia. XXI century. Preliminary sketch
Это пространство любования сиренью, формирование и развитие ее образа в культуре, в котором участвуют поэзия, изобразительное искусство, дизайн, парфюмерия и т.п., а также история культуры, осмысляющая динамику и изменения этого многогранного образа в разные эпохи [2]. Сюда попадают посвященные сирени, вдохновленные ею произведения поэтов, художников, дизайнеров, парфюмеров и т.п. Но важнее, с нашей точки зрения, при освоении
этого пространства мира сирени движение не вширь, а вглубь - к любованию сиренью, ее созерцанию, уже затем воплощаемому в тех или иных произведениях. Неслучайно, выдающийся мыслитель, священник Павел Флоренский как-то заметил в письме своей дочери Ольге, что «высшая степень поэтичности - это непосредственное созерцание образа в его полноте: медитация над розой, напр[имер]», это поэзия для себя, еще не облеченная в слово (Соловки, 29 ноября 1935 года) [6]. Очень интересен в этом отношении опыт Японии, в особенности ритуал ханами (любования цветами), который формировался на протяжении многих веков и без которого нельзя представить культуру этой страны. Не случайно, в японских школах есть даже специальный предмет - любование природой! Если продвижение в первых двух пространствах карты в России XXI века очевидно, то это направление в большей степени является еще белым пятном.
Все три пространства карты взаимодействуют друг с другом и ведут к центру, раскрывая сирень как уникальное и многогранное явление и символ нашей культуры. При этом сирень, говоря языком А.С. Пушкина, объединяет нас и с «родней по вдохновению» - ее поклонниками, сиреневодами всего мира, чему может быть посвящено отдельное четвертое пространство карты. Конечно, это первая версия карты мира сирени России XXI века, причем третье из выделенных нами пространств лишь указано, оно еще требует проработки.
Таким образом, сирень играет важную роль в нашей культуре, по сути это один из ключевых символов культурной идентификации, объединяющих нас культурных кодов [2, 3, 5]. В ней мы интуитивно чувствуем что-то родное, близкое. Поэтому мир сирени - благодатная тема для работы с детьми. Какова же в тематике крупнейших форумов по сирени доля работ, посвященных проектам в области просвещения и образования?
Анализ основного содержания статей в сборниках Международной конференции «Syringa 2018» (всего 53 публикации) [7] и конференции «Syringa L.: коллекции, выращивание, использование» 2019 года (всего 50 публикаций) [8], показал, что доля статей по просвещению достаточно незначительна - по 7 работ в каждом из сборников (статьи, посвященные персоналиям, истории сирингариев, садов и парков мы в эту подборку не включали). Что же касается собственно образовательных проектов, то о них речь идет лишь в одной статье (в сборнике «Syringa 2018»), причем в описанном в ней образовательном проекте для школьников Ботанического сада МГУ собственно сирени было посвящено только одно из занятий [9].
Таким образом, наблюдается явный недостаток внимания к образовательным формам и проектам, помогающим приобщить детей к миру сирени. Программа «Школьный Сиреневый сад» Школы № 1811 «Восточное Измайлово» для учащихся начальных и средних классов помогает в некоторой степени заполнить этот пробел [10].
Список литературы
1. Время сирени. М.: Пента, 2007. 232 с.
2. Бердыева А.М. Тема сирени в русском художественном сознании XIX - первой четверти XX вв. // Syringa L.: коллекции, выращивание, использование. СПб, 2020. С. 19-23.
3. Аладина О.Н., Аладина А.С., Полякова Т.В. Сирень памяти. 100 сортов «Русской сирени». М.: Фитон XXI, 2020. 162 с.
4. Победная сирень / авт. текста: Т.В. Полякова, Н.М. Дворяк; фото: Татьяна Полякова [и др]; рук. проекта Анна Гамурак. - Белгород: Белгородская областная типография, 2020. 140 с.
5. Полякова Татьяна. Мастер сиреневой кисти. Памяти Леонида Колесникова. М.: Пента, 2018. 160 с.
6. Флоренский П.А. О поэзии / П. Флоренский. Оро. Лирическая поэма. 1934-1937 гг. Документы, отрывки из переписки с семьей. Рисунки. Составители П.В. Флоренский, А.И. Олексенко. М. Институт учебника «Пайдейя», 1998. C.171-172.
7. Материалы Международной научно-практической конференции «INTERNATIONAL SYRINGA 2018». Москва, Санкт-Петербург, 21-27 мая 2018 г. / Отв. ред. Чуб В В. М.: «КЛУБ ПЕЧАТИ», 2018. 248 с.
8. Syringa L.: коллекции, выращивание, использование (Сборник научных статей). Санкт-Петербург, Ботанический институт им. В.Л. Комарова, Ботанический сад Петра Великого, 2020. 198 с.
9. Филатова И.О. Интерактивное занятие по ботанике и садоводству для детей младшего школьного возраста на экспозиции коллекции рода Syringa L. (Oleaceae) // «INTERNATIONAL SYRINGA 2018». Москва, Санкт-Петербург, 2018. С. 245-247.
10. Олексенко А.И. Программа «Школьный Сиреневый сад» (2017-2021), или Как приобщить школьников к миру сирени. См. настоящий сборник.