УДК 635.9:582.931.4:371.31
Программа «Школьный Сиреневый сад» (2017-2021), или Как приобщить школьников к
миру сирени
Олексенко А.И.
Школа № 1811 «Восточное Измайлово», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация: Введение школьников в мир сирени позволяет открыть для них красоту цветов разных сортов, творчество селекционеров и создателей садов. Для этого важно решить две задачи: (1) помочь детям освоить эти образцы культуры и (2) создать условия, в которых школьники смогли бы осуществить свое собственное творческое действие для других (создать игру для младших товарищей, придумать Сиреневый сад будущего и поделиться своим замыслом, посадить при поддержке взрослых собственный сад). Такой опыт накоплен в рамках программы «Школьный Сиреневый сад» (2017-2021) Школы № 1811 «Восточное Измайлово» (Москва). Важнейший результат программы - проектирование и посадка детьми школьного Сиреневого сада из 20 сортов, созданных Леонидом Колесниковым.
Ключевые слова: сирень, Сиреневый сад, Л.А. Колесников, культурный образец, образование
The program "School Lilac Garden" (2017-2021). How to introduce schoolchildren to the world
of lilacs
Oleksenko A.I.
School No. 1811 Vostochnoye Izmailovo, Moscow, Russia, [email protected]
Summary: The introduction of schoolchildren into the world of lilacs allows them to discover the beauty of flowers of different varieties, the creativity of breeders and garden creators. To do this, it is important to solve two tasks: (1) help children master these cultural patterns and (2) create conditions in which students could carry out their own creative action for others (create a game for younger friends, come up with a Lilac Garden of the future and share their idea, plant their own garden). This experience has been accumulated within the framework of the Lilac School Garden program (2017-2021) at School No. 1811 Vostochnoye Izmailovo (Moscow). The most important result of the program is the design and planting by children of the school Lilac garden of 20 varieties created by Leonid Kolesnikov.
Keywords: lilac, lilac garden, Leonid Kolesnikov, cultural pattern, education
«Я первый раз пришла в этот сад. Мне он очень понравился. Здесь очень много разных видов сирени. И темные такие, и светлые. Мне все понравились. Запах у них такой вкусный, сладкий...
Если честно, я так бы здесь и жила!..
Я очень хочу, чтобы примерно такой же сад был в нашем школьном дворе. Чтобы было красиво, чтобы скамеечки были — посидеть можно было. Всё так же, чтоб было так же красиво!..»
Настя К., 5 класс. Парк «Сиреневый сад», Москва. Май 2019 года
В материалах крупнейших форумов наблюдается явный недостаток внимания к образовательным формам и проектам, помогающим приобщить детей к миру сирени [1, 2, 3]. Программа «Школьный Сиреневый сад» Школы № 1811 «Восточное Измайлово» для учащихся начальных и средних классов помогает в некоторой степени заполнить этот пробел.
Наша школа находится в одном из самых зеленых уголков столицы. Совсем рядом проходит Сиреневый бульвар, на котором вместе с детьми высаживал сирень Леонид Алексеевич Колесников, а чуть дальше был расположен его питомник в Калошино, превращенный в 1975 году в парк «Сиреневый сад», в котором сохранился маточный сад сиреней знаменитого селекционера.
Истоком программы стал небольшой проект пятиклассников. Они придумали игру для младших товарищей по сортам сирени и событиям жизни Л.А. Колесникова. В конце этого же учебного года (2017/2018) мы провели масштабную образовательную игру (интенсивную образовательную сессию) для учащихся 6-х и 7-х классов под названием «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее». Познакомившись с сортами сирени и Сиреневыми садами Л.А. Колесникова, образцами современных парков и традициями других стран на примере праздника сакуры в Японии, нужно было придумать парк сирени будущего, как он будет устроен, что включать, что и как в нем будет происходить. Игра длилась три дня, причем на второй день мы повели ребят в парк «Сиреневый сад», чтобы они вживую познакомились с наследием знаменитого селекционера. Удивительным образом это случилось 18 мая 2018 года в день 125-летия Леонида Алексеевича Колесникова. В результате игры у ребят появилось множество оригинальных замыслов (рис. 1), и на следующий учебный год некоторые из них продолжили их разрабатывать в рамках таких проектов как «Парк "Сиреневая долина"» (детальный проект большого городского парка), «Декоративный фонтан "Красавица Москвы"» (действующая модель), «Музей "Сирень Леонида Колесникова"» (первая версия виртуальной ЗД-экспозиции).
Рис. 1. Образовательная игра «Сиреневый сад Леонида Колесникова: прыжок в будущее», 2018 г. Идея и проектные замыслы учащихся: футуристический образ музея сирени будущего в виде дерева (слева вверху); беседка (слева внизу); схема городского парка «Сиреневая долина», в парке специально предусмотрены зоны с сортами сирени разных цветов - активная, энергичная и спокойная, умиротворяющая - в левой части схемы вверху и внизу, соответственно (справа).
Результаты игры вдохновили и администрацию школы, и появилась идея создать собственный школьный Сиреневый сад. Его проектированием занимались ученики 2-го и двух 5-х классов на образовательных играх 2019 года, причем важно было не только придумать план сада, размещение в нем кустов сирени, найти для него подходящее место на территории пришкольного участка, но и подобрать сорта Л.А. Колесникова по сочетанию окраски цветов, разработать декоративное оформление сада, продумать связанную с ним программу событий -праздников, занятий (рис. 2, 3). Позже участники этих двух игр, чтобы познакомить команды из
других классов со своим проектом, подготовили и провели квест «Сиреневый коктейль» с четырьмя станциями: викторина по жизни и творчеству Л.А. Колесникова; «Макет сада»; «Маски» (изготовить маску, посвященную одному из сортов сирени); «Цветы» (собрать из представленных элементов цветок нужного сорта).
Из-за пандемии сад удалось посадить только в сентябре 2020 года. В нем представлено 20 сортов Л.А. Колесникова, подобранных так, чтобы как можно полнее и разнообразнее представить его творчество.
О нашем проекте узнал руководитель центра «Школа Мира» (г. Крагуевац, Сербия) профессор Петар Стефанович, и возникла идея посадить Сиреневый сад в Сербии. Сейчас у нас появилась возможность передать накопленный опыт школам этой страны и узнать о традициях Сербии, связанных с сиренью. Первый сербско-русский мост дружбы, в котором ребята рассказали о школьном Сиреневом саде, прошел осенью 2020 года.
Важно подчеркнуть, что в нашу программу заложено такое представление о саде, которое позволяет реализовывать очень широкий круг разноплановых задач. Школьный Сиреневый сад связывает нас с культурой Отечества, творчеством известного на весь мир селекционера и дает импульс к собственным социокультурным проектам - это пространство истории, настоящего и будущего нашей культуры (1). Образовательное пространство (2) сада - возможность проведения уроков, мастер-классов, конкурсов, экскурсий; осуществления учащимися проектов и исследований. Это собственно Сиреневый сад на пришкольном участке, за которым нужен уход, забота, в котором можно вести наблюдения и т.п. - пространство естественнонаучное, агротехническое (3). Это пространство искусства (4) - художественного творчества, дизайна, поэзии и т.п. Событийное праздничное пространство (5) - возможность придумать и провести праздники сирени, которые еще никто никогда не проводил. Это дело, которое позволяет встретиться с «родней по вдохновенью» (6) из Москвы, России и всего мира. В каждой из наших образовательных игр, в отдельных проектах идет работа сразу в нескольких из указанных выше пространств, список которых легко продолжить.
Описанный выше опыт мы называем программой по следующим причинам.
Во-первых, в ходе ее планирования и реализации мы обращаемся к разным формам работы: образовательным играм, коллективным и индивидуальным проектам, событиям (праздники, квесты, экскурсии и т.п.). Это позволяет сделать программу гибкой, сочетать сильные стороны каждой из форм, охватить больше школьников. В настоящее время в программе приняло участие около 200 детей (их было бы гораздо больше, если бы не пандемия).
Во-вторых, программа позволяет привлечь детей с разными интересами и склонностями, подталкивает их к поиску необходимых знаний, осуществлению проектов, связанных с широким кругом дисциплин.
В-третьих, в программа ориентирована на разновозрастный состав ее участников, на участие в ней не только учителей, ведущих разные предметы, но и родителей, экспертов и консультантов из разных областей, прежде всего сиреневодов. Например, как уже было сказано, квест «Сиреневый коктейль» готовили и вместе проводили учащиеся 6-х и 3-го класса для 4-х классов. В посадке школьного Сиреневого сада большую помощь нам оказала Н.П. Балмышева - сиреневод, автор-составитель и издатель книг о сирени и Л.А. Колесникове [4, 5]. Все это позволяет в рамках программы последовательно ставить достаточно сложные цели и реализовывать связанные с ними задачи.
Сама программа - это по сути развивающая творческая среда для школьников начальной и средней школы, а также их педагогов и родителей, которым порой приходится реализовывать достаточно нетривиальные задачи, с которыми в своей жизни и практике они ранее не сталкивались. Взрослым не менее интересно, чем детям!
Главная движущая сила программы, обеспечивающая быстрое освоение большой группой школьников сложных тем, выполнение необычных задач, - образовательные игры (их мы называем также интенсивными образовательными сессиями, метапредметными погружениями). Эта форма работы занимает важное место в образовательном процессе в нашей школе и направлена прежде всего на развитие учащихся (см. подробнее в [6]). Как правило, игры посвящены моделированию, пониманию текстов, формированию коммуникативных и других способностей. Мы же решили применить их для вхождения в мир сирени, а более широко - для освоения и присвоения культуры школьниками.
Разработка и проведение игр в рамках программы осуществлялась совместно ее руководителем А.И. Олексенко и Т.М. Губановой, многие годы проводящей образовательные игры и ведущей в школе проект «Мыследеятельностная педагогика». Сессии длились от 1 до 3 дней (обычно 2-3 дня). В них принимали участие одновременно около 20-60 школьников. Ребята разбивались на три-пять групп, работающих над различными задачами в рамках единой темы игры. В игре по Сиреневому саду будущего было пять групп: две изучали сорта Л.А. Колесникова; две — Сиреневые сады на Соколе и в Измайлове (надо было нарисовать план сада); у пятой группы была особая задача — выявлять и анализировать актуальные для игры идеи и решения для парка будущего, изучая современные парки (например, парк «Зарядье» в Москве) и традиции других стран (на примере праздника сакуры в Японии). В игре по проектированию школьного сада были группа планирования сада; группа, отбиравшая необходимые сорта и искавшая оптимальные их сочетания; группа художников, оформлявших сад; группа режиссеров, разрабатывавших посвященные миру сирени праздники и другие событий. Каждая игра начиналась со вступления, в котором шла речь о теме, целях игры, задачах, стоящих перед каждой из групп. Затем происходило чередование работы в группах и общих обсуждений.
Рис. 2. Образовательная игра по проектированию школьного Сиреневого сада, 2 класс, 2019 г. Изучаем сорта сирени Л.А. Колесникова в парке «Сиреневый сад» (слева вверху). Знакомимся с ними по книге «Мастер сиреневой кисти» (справа вверху). Размечаем участок для будущего сада на пришкольном участке (слева внизу). План сада с указанием сортов по версии второклассников (справа внизу)
За два учебных года было проведено пять сессий для детей 8-12 лет, в них приняло участие около 150 детей. На март-май 2021 года запланировано проведение еще четырех таких игр для не менее чем 120 школьников.
Благодаря образовательным играм программа оказалась весьма эффективной, причем в разработанной нами версии это достигалось прежде всего за счет специального выстраивания пространства игры - организации для детей двойной развивающей ситуации. Для удобства такую двойную конструкцию лучше рассматривать как две сопряженные ситуации, замкнутые друг на друга.
Первая из них - это ситуация освоения/присвоения выдающегося культурного образца. Вторая - собственного творческого действия.
Под культурным образцом мы в данном случае понимаем тех деятелей, те традиции, явления в культуре, которые представляют для нас особую ценность, значимость как ориентир для получения новых знаний, формирования актуальных для нас способностей, личного отношения, для нашего самоопределения. Это прежде всего ориентиры, воплощающиеся в той или иной личности, ее деятельности, образе жизни, творчестве, достижениях. Даже если мы опираемся, например, на те или иные произведения искусства, традиции культуры, для нас важно, что в них скрыт, свернут опыт, ценности, дар тех или иных людей, чья жизнь была (есть) настоящим служением. В рамках программы «Школьный Сиреневый сад» такой личностью является, прежде всего Леонид Алексеевич Колесников, созданные им сорта сирени и Сиреневые сады.
Рис. 3. Шестиклассник готовит ЗД-визуализацию школьного Сиреневого сада, апрель 2020 г. (слева вверху). Образовательная сессия по планированию сада, 2019 г. (слева внизу). Посадка школьного Сиреневого сада, 25 сентября 2020 г. (справа)
Вторая ситуация выстраивается таким образом, чтобы подтолкнуть детей на основе знакомства с культурным образцом к собственному творческому действию, это обычно сложные задания «на вырост». Такое действие может быть разным: осуществить личное открытие; сделать художественную поделку; придумать и провести мастер-класс, конкурс и т.п.; разработать замысел, идею проекта; сделать первые шаги в рамках игры в осуществлении исследования или проекта и продолжить работу над ним позже. Причем важно, чтобы открытым, сделанным, разработанным они могли бы поделиться с другими: представить на выставке, в выступлении с презентацией; поиграть в сделанную игру с младшими товарищами; посадить сад, который будет радовать многих и т.д.
Между освоением и присвоением культурного образца в первой из ситуаций есть важное различие. Освоить - значит узнать, понять, разобраться. Присвоить - прочувствовать, пронести
через себя, оценить, полюбить; другими словами, не просто узнать, но стать неравнодушным, выработать личное отношение. В идеале первое и второе должны дополнить друг друга.
Например, во время игры в парке «Сиреневый сад» второклассники учились выделять признаки и сравнивали по ним разные сорта сирени Л.А. Колесникова. Таким образом они осваивали произведения знаменитого селекционера. А потом некоторые из них (кстати, и взрослых тоже!) стали делиться тем, какие из сортов стали их любимыми, - дети присвоили эти образцы, у них появилось к ним личное отношение. Поэтому неслучайно полтора года спустя одна из учениц назвала свой проект «Как я полюбила сирень...». Может быть, не очень академично, но зато точно и от души.
Во время образовательной игры будучи в парке Сиреневый сад дети радостно сообщили, что сами обнаружили два сорта, известных им по фотографиям (табличек с названиями рядом не было). Один из них был «самолетный», с закрученными лепестками, другой - с окантовкой лепестков (школьники решили, что это «Джамбул» Л.А. Колесникова). Эти находки стали для детей настоящим событием, их собственным открытием. Они даже зарисовали цветки обнаруженных и заинтересовавших их сортов. В итоге выяснилось, что первым был сорт «Алексей Маресьев» Л.А. Колесникова, второй же оказался «Сенсацией» Э. Маарсе.
Еще пример. После игры по планировке сада некоторые из школьников посчитали, что этим все и ограничится, сад не будет посажен, и одна из пятиклассниц призналась, что это вызвало у нее злость, а второклассники не раз говорили: как будет здорово, если появится школьный Сиреневый сад! Почти полтора года спустя в день посадки теперь уже семиклассники вспоминали в интервью, как они спорили, выдвигая на игре разные версии планировки сада. Значит, это для них стало настоящим событием, запомнившимся надолго.
Образовательные игры позволили детям познакомиться с выдающимися образцами культурного наследия, с творчеством замечательного селекционера не отвлеченно, но включаясь в ту или иную деятельность, школьники выполняли предложенные нами, а затем и сформулированные ими самостоятельно в рамках общего замысла задачи. Кроме того, игры послужили запуском серии проектов по их тематике. Таким образом, такая форма как интенсивная образовательная сессия оказывается эффективным средством для освоения мира сирени. Она может включать задачи изучения уже существующих садов и проектирования на этой основе новых, как в нашем случае, либо ограничиваться одной из этих задач. Такая игра может быть посвящена крупным садам, которых еще никто никогда не создавал, либо небольшим садикам у школы.
Программа «Школьный Сиреневый сад» доказала свою эффективность. Она успешно развивается и расширяется, увлекла многих детей, педагогов, управленцев школы, родителей. И заинтересовала наших друзей из Сербии, мечтающих посадить свой Сиреневый сад! У нас появились коллеги-сиреневоды, консультации и прямая поддержка которых чрезвычайно важны. Особенно благодарны мы Наталье Петровне Балмышевой, помощь которой в реализации идеи школьного Сиреневого сада, его подсадке особенно для нас значима. Книги о сирени издательства «Пента», созданные Т.В. Поляковой и Н.П. Балмышевой, стали настольными в нашей работе с детьми, да и в работе самих детей, особенно «Мастер сиреневой кисти» [5].
Насколько этот опыт может быть применен другими?
Конечно, реализация целой программы предполагает сочетание целого ряда обстоятельств и интересов. Проведение образовательных сессий, которые дали мощный толчок складыванию и развитию нашей программы, требует определенной квалификации и опыта педагогов. Но главное, как и всегда, — настоящее желание и интерес. Во втором классе с этим справлялись и родители учеников, ведя группы.
Мы думаем, что ряд наших находок и решений может быть в той или иной мере применен и в других условиях, и готовы к сотрудничеству. Вот краткий перечень форм и средств из нашего опыта, которые могут быть применены для введения детей в мир сирени.
1. Настольная или в виде презентации игра для детей по сортам сирени и событиям из жизни и творчества селекционеров и садоводов. В нашем случае она была посвящена жизни и творчеству Л.А. Колесникова, подготовлена пятиклассниками и проведена для учеников второго класса.
2. Игра в виде соревнования команд в «расшифровке» сортов сирени, выведенных с помощью гибридизации, и создание своего собственного воображаемого сорта с описанием его
признаков. В нашем случае была проведена на примере ряда сортов, выведенных Л.А. Колесниковым.
3. Соревнование команд в классе по созданию масок, посвященных разным сортам сирени, созданию макетов Сиреневого сада, мастер-классы на те же темы. В нашем случае были разработаны и проведены в классе с третьеклассниками, а затем включены в программу квеста.
4. Квест по сортам сирени, жизни и творчеству Л.А. Колесникова с несколькими станциями (викторина и мастер-классы). Квест «Сиреневый коктейль» в нашей школе был подготовлен и проведен учащимися 3-го и 6-х классов для команд трех 4-х классов.
5. Образовательные сессии длительностью в 1-3 дня, позволяющие работать параллельно нескольким командам над масштабной темой. Примеры сессий по Сиреневому саду будущего и проектированию школьного Сиреневого сада приведены выше.
6. Проект по проектированию и посадке школьного Сиреневого сада школьниками. В школе № 1811 «Восточное Измайлово» спроектирован и посажен у одного из корпусов сад сиреней Л.А. Колесникова. Разработана и осуществлена модель школьного Сиреневого сада как развивающей среды, событийного многоаспектного пространства, которая может быть реализована в самых разных школах и регионах России и других стран.
Этот перечень легко продолжить, включив в него индивидуальные и коллективные проекты детей, экскурсии в сады и парки, праздники и другие события. В текущем году мы планируем проведение новых образовательных игр и праздников, реализацию ряда детских проектов, посвященных миру сирени, и с удовольствием поделимся в будущем тем, что удастся сделать.
Благодарности. Мы благодарим ключевых организаторов и участников программы «Школьный сиреневый сад»: учащихся начальных и средних классов; И.Г. Полякову, заместителя директора школы по контролю за качеством образования; Т.М. Губанову, разработчика образовательных игр, руководителя проекта «Мыследеятельностная педагогика»; Н.Г. Ефремову, педагога-организатора; классных руководителей О.Н. Афанасьеву, И.В. Кузнецову и Е.Н. Полунину; родителей учащихся; Н.П. Балмышеву, сиреневода, автора-составителя и издателя книг о сирени и Л.А. Колесникове, консультанта нашей программы и куратора посадки сада.
Список литературы:
1. Олексенко А.И. Карта мира сирени. См. настоящий сборник.
2. Материалы Международной научно-практической конференции «INTERNATIONAL SYRINGA 2018». Москва, Санкт-Петербург, 21-27 мая 2018 г. / Отв. ред. Чуб В.В. М.: «КЛУБ ПЕЧАТИ», 2018. 248 с.
3. Syringa L.: коллекции, выращивание, использование (Сборник научных статей). Санкт-Петербург, Ботанический институт им. В.Л. Комарова, Ботанический сад Петра Великого, 2020. 198 с.
4. Время сирени. М.: Пента, 2007. 232 с.
5. Полякова Татьяна. Мастер сиреневой кисти. Памяти Леонида Колесникова. М.: Пента, 2018. 160 с.
6. Рывкин А.А., Губанов А.Ю. Игровые метапредметные погружения как технология деятельностной игровой педагогики [] // Университетский округ НИУ ВШЭ: сайт. - Режим доступа: URL: https://perm.hse .ru/okrug/materailPl (дата обращения 22.03.2021).