Научная статья на тему 'Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология'

Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Г.В. Прохоров

Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 2. С. 252-261.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

улімг».--"«■■-■"ццуу..-..щрчцгчв^-'- -rjl'4tn"<!'—•~"'— чД(іиі -*4:451 >'^4|(l"Jt|i"jp|-' .і|л^ -.**itpf

Творенія св. Амвросія Медіоланскаго и нхъ хронологія *).

BJxpositio evangelii secundum Lucan. Указаніе въ данномъ сочиненіи (III, 38) на Апологію Давида позволяетъ установить въ качествѣ terminus’a, post quem, 384 годъ, а ссылка на Expos, evan. s. L. въ толкованіи на псаломъ 40 (п. 38), написанномъ едва ли ранѣе 394 г., въ De Institut- virginis 6, 42, относимомъ къ 391—392 г., въ De patriarchis 4, 21, появившемся послѣ 388 года и, наконецъ, въ Expositio in ps. CXYIII (14, 38), изданномъ въ 387—389 г., даетъ возможность указать 389 годъ, какъ terminus, ante quem. Это же подтверждается свидѣтельствомъ блаж. Іеронима, который упоминаетъ о данномъ произведеніи св. Амвросія въ своемъ переводѣ толкованія Оригена на ту же книгу. Переводъ же Іеронима, какъ это видно изъ его собственныхъ словъ, изданъ въ 389 или 390 г. ‘)

О времени написаніи Expositio evangelii secundum Lucan обстоятельно разсуждаетъ Scbenkl, *) по мнѣнію котораго настоящую книгу св. Амвросій началъ писать въ 385, а окончилъ въ 389 году. Что толкованіе начато въ 385 г., это Schenkl основываетъ, съ одной стороны, на VII, 52, гдѣ о еп. Меркуринѣ, принявшемъ имя аріанскаго епископа Авксентія, еще не говорится, какъ о гонителѣ православныхъ, чтб имѣетъ мѣсто въ Sermo de basil, tradend., а, съ другой,—на VII, 178, гдѣ Амвросій, прославляя мучениковъ Феликса, Набора и Виктора, не упоминаетъ о Гервасіи и Протасіи, откуда Schenkl заключаетъ, что мощи этихъ послѣднихъ святыхъ ко времени напи-

*) Окончаніе. См. январь.

Ч De viris illustr., 335; Cp. Schenkl, pars IV, praef., p. IX.

s) Schenk], IV, V—IX.

саиія данной книги открыты еще не были.—Приведенныя соображенія сообщаютъ, конечно, мнѣнію Schenkl’a нѣкоторую доказательность, однако, не безусловную. Дѣло въ томъ, что цитаты, на которыхъ оно основывается, взяты имъ изъ той же УІІ книги, въ которой (и при томъ всего черезъ нѣсколько страницъ) Амвросій упоминаетъ (п. 238) объ установившемся въ церкви обычаѣ всенароднаго пѣнія псалмовъ и гимновъ, каковому обычаю начало было положено на страстной недѣлѣ 386 г. ‘) Впрочемъ, не отрицая въ принципѣ того предположенія Schenkl ’a, что Амвросій началъ писать Epositio evang. s. Lucan еще въ 385 г. и даже поддерживая его, мы не находимъ, однако, возможнымъ согласиться съ другимъ его утвержденіемъ, именно, что данная книга окончена лишь въ 389 г. Если къ веснѣ 386 г. Амвросіемъ было написано уже, какъ утверждаетъ Schenkl, цѣлыхъ семь книгъ (изъ десяти), если, далѣе, IX глава этой книги не могла, по мнѣнію Schenkl’a, появиться раньше осени 388 г. (Амвросій восхваляетъ въ ней [п. 32] наступавшій миръ и успокоеніе, каковую похвалу онъ, по признанію самаго Schenkl’a 2), не могъ расточать раньше смерти Максима, убитаго въ 388 г.), то непонятно, почему УІІІ-ю книгу Амвросій писалъ почти три года, когда онъ свободно могъ написать ее въ благопріятную для его писательской дѣятельности вторую половину 386 г. Очевидно, въ данномъ пунктѣ Schenkl допустилъ какую-то ошибку. Говоря такъ, мы имѣемъ въ виду его ссылку на похвалы миру въ IX, 32, которыя де написаны св. Амвросіемъ не раньше смерти Максима, т. е., не раньше 388 г. Этотъ доводъ, заимствованный ®) Schenkl’емъ у Rauschen'a, есть плодъ недоразумѣнія. Во-первыхъ, Rauschen въ указываемомъ ЭсЬепкГемъ мѣстѣ ничего не говоритъ ни о похвалахъ миру, ни о томъ, что Амвросій не могъ расточать ихъ раньше смерти Максима; во-вторыхъ, упоминая о наступившемъ умиротвореніи послѣ гоненій Юстины и въ связи съ этимъ о Максимѣ, Rauschen имѣетъ въ виду Expositio in ps. CXYIII и, именно, 11, 22 (ошибочно напечатано 14, 22) * *), а не IX, 32 Expositio

‘) Ср. August., Confess. IX, 7, 15. ?) Pars IV, praef. IX.

s) Pars IV, praef., p. IX.

*) Ср. письмо Амвросія къ МарцеллинЪ (20, 12), въ которомъ онъ говоритъ, что послѣ событій 386 г. въ Миланѣ между гражданами не осталось яи одного аріанина.

evang. s. Lucan. Нельзя, наконецъ, не отмѣтить и того, что похвалы миру въ IX, 32 Exposit. еѵ. s. Lucan такого характера, что ихъ скорѣе можно отнести не къ политическому, а церковному миру, наступившему послѣ окончательнаго пораженія Юстины и открытія мощей Гервасія и ГГротасія, т. е., послѣ 386 г. ‘).

Какъ выводъ изъ всего сказаннаго, слѣдуетъ, что Expositio еѵ. s. Lucan написано въ 385—387 гг.

Expositio in psalmum СКѴІ1І. Въ самомъ Expositio указывается на пѣніе гимновъ (7, 25 sq.; 8, 48), на существованіе уже толкованія на Луку (14, 38), на установившееся празднованіе дня памяти Гервасія и Протасія (6, 16), мощи которыхъ были открыты св. Амвросіемъ 17 Іюня 386 г. 2), наконецъ, на наступившій послѣ гоненій полный миръ, который заставляетъ даже скорбѣть Амвросія о прошедшихъ дняхъ гоненій, столь благодѣтельныхъ для укрѣпленія вѣры (11, 22). Нужно полагать, что въ послѣднемъ случаѣ Амвросій имѣетъ въ .виду миръ не 386, а скорѣе 388 г., когда, со смертію Юстины и затѣмъ Максима, настало полное церковное и политическое успокоеніе 3). Съ другой стороны, книга De Isaac, составленіе которой слѣдуетъ относить ко времени послѣ 388 г., еще не была написана, такъ какъ въ ней (4, 17) онъ уже говоритъ о существованіи толкованія на CXYIII псаломъ.

Отсюда весьма вѣроятно, что Expositio in psalmum СХѴІІІ написано не раньше конца 388 года, скорѣе же всего, въ 388— 389 году 4 5 *).

Въ опредѣленіи года написанія De officiis ministrorum ученые расходятся: одни (Ihm s), Schanz e), Schmidt7) стоятъ за 386 годъ и вообще время послѣ этого года, другіе (Rauschen8) за время послѣ 387 года, третьи (Fessler 8), Förster l0), Reeb “) относятъ изданіе этого творенія къ 390—391 г. Послѣднее мнѣніе имѣетъ за собою больше основаній.

’) Cp. Rauschen, 494—495.

-) Cp. Him, 24; Labriolle, 93; Rauschen, 244.

3) Ihm, 24; Rauschen, 495.

4) Ihm (24) говоритъ о написаніи этого сочиненія послѣ 388 г., Kellner (153) стоитъ за 387 и отчасти 388 г., Rauschen (495,577)—за время послѣ 387 или 388 г., наконецъ, Schanz (310)—за 386 (самое позднее).

5) S. 27. «) S. 310. 7) S. 12. 8) S. 247. 274.

9) Institut, patrol. I, 704—705. l0) S. 93—94.

u) I. Reeb. Ueber die Grundlagen des Sittlichen nach Cicero und Ambro*

sius. Vergleichung ihrer Schriften de officiis. Zweibrücken, 1876, S. 15.

Въ самомъ сочиненіи мы находимъ указанія на слѣдующія событія: 1) на выкупъ церковію у варваровъ плѣнныхъ, когда Амвросію ради этой цѣли пришлось продать церковные сосуды и тѣмъ навлечь на себя нареканія со стороны аріанъ (II, 15, 70; II, 28, 136), каковыя событія слѣдуетъ относить къ 378—379 '); 2) на recens exemplum ecclesiae Ticinensis, которая подверглась опасности со стороны императорской власти потерять довѣренное ей вдовой (II, 29, 150 sq), а это было, какъ полагаютъ (нельзя сказать, чтобы съ полной достовѣрностію 2), въ началѣ 386 г., когда имп. Валентиніанъ былъ въ Тичинѣ; наконецъ, 3) на Arianae inl'estationis tempus, въ которое одинъ изъ клириковъ отпалъ отъ православія, а другой, дабы не подпасть суду за свое сребролюбіе, отрекся отъ церкви (1, 18, 72), что тоже, очевидно, указываетъ на 386 годъ. Такъ какъ прямыхъ указаній на послѣдующіе годы въ книгѣ не имѣется, то нѣкоторые ученые на основаніи вышесказаннаго и полагали, что De off. m. написано въ 386 г. Однако, помимо того, что выраженіе объ аріанскомъ гоненіи, какъ о tempus, врядъ ли могло быть употреблено въ 386 г. *),— такъ говорятъ только о болѣе или менѣе давнопрошедшемъ,— есть другія данныя, которыя свидѣтельствуютъ о болѣе позднемъ происхожденіи настоящаго сочиненія. Въ I, 41, 201—202 Амвросій говоритъ о Маккавеяхъ; о нихъ же онъ разсуждаетъ, поболѣе пространно, въ De Iacob II, 11, 45—53. Спрашивается, какая же изъ этихъ двухъ тирадъ о Маккавеямъ написана раньше? Нужно думать, что тирада въ De Iacob. Дѣло въ томъ, что разсужденіе о Маккавеяхъ и похвалы имъ Амвросіемъ заимствованы изъ (ложно приписываемой Іосифу Флавію) книги тсгрі XoY'.opoü аитохряторо" (иначе озаглавливаемой Махха-ßattov 3'); при чемъ, въ то время какъ въ De Iacob св. Амвросій дѣлаетъ изъ указанной книги довольно многочисленныя и почти буквальныя заимствованія 4), въ De off. m. онъ, какъ это легко замѣтить, только сокращаетъ сказанное о Маккавеяхъ въ De Iacob, подобно тому, какъ въ VI, 9, 72 Ехашегоп а онъ сократилъ сказанное въ 8,24 De Noe. Если приведенное нами соображеніе справедливо, то De off. m. появилось, очевидно, послѣ De Iacob. Но книга De Iacob написана послѣ De Isaac.

’) Ihm. 27. 2) Cp. Ihm, 26; Rauschen, 247, Anm. 1.

3) Cp. Rauschen, 247, Anm. 1. 4) Cp. Schenkl, pars II, p. XV.

а De Isaac послѣ Expos, in ps. CXYIII, откуда слѣдуетъ, что написаніе De off. m. нужно отодвинуть къ 390—391 гр.

Не надо упускать изъ виду и того, что эта книга составилась изъ цѣлаго ряда отрывочныхъ бесѣдъ ‘),—но не церковныхъ поученій, какъ думаютъ Fessler 2) и Schanz 3),—каковыя бесѣды Амвросій велъ со своими клириками въ пресвитеріумѣ. Позже онъ собралъ эти бесѣды или отрывки 4) въ одно 5), издавши ихъ въ видѣ трактата “), что имѣло мѣсто уже въ позднѣйшіе годы епископства св. Амвросія т), такъ какъ настоящее произведеніе есть плодъ зрѣлой мысли опытнаго богослова, чуждаго уже увлеченія аллегоріей и, въ частности, филоииз-момъ 8).—На основаніи всего сказаннаго, изданіе Do off. m. правильнѣе относить къ 390—391 гг. °)

Указаніе на время написанія De vuginibus даетъ самъ Амвросіи въ II, 6, 39: Наес ego vobis, sanctac virgiiics, nondum triennalis sacerdos munuscula paravi. Такъ какъ Амвросій былъ посвященъ во епископа 7 декабря 374 года, то появленіе даннаго сочиненія нужно относить къ 377 году.

Можно съ увѣренностію полагать, что De virginibus было первымъ (если не считать рѣчи De excessu frat-ris sui Satyri) произведеніемъ св. отца 10). Это видно изъ первыхъ главъ первой и второй книгъ, въ которыхъ такъ замѣтны боязнь и величайшее смиреніе начинающаго учить (устно и письменно) епископа. «Итакъ, — пишетъ онъ въ I, 1, 1, — не полагаясь на свои природные таланты, но по-

') Cp. I. 3, 13; 4, 15: 8, 25 и др. Inst, patrol. I. 704—705.

з) s. 309—310. 4) Reeb, 16. *) Cp. Ihm, 27.

e) Cp. De off. m. II, 6, 25; I, 7, 24.

7) Baunard, 383; Touvenot, Ed. Ambroise de Milan. Son temps et sa vie. Toulouse, 1896, p. 113.

9) Амвросій подробно трактуетъ здѣсь, между прочимъ, о четырехъ кардинальныхъ добродѣтеляхъ, причемъ ни разу не прибѣгаетъ къ аллегоріи, тогда какъ въ De paradiso при трактованіи о четырехъ рѣкахъ= четырехъ главныхъ добродѣтеляхъ аллегоріи удѣлено весьма почтенное мѣсто.

*) За ату дату стоятъ: Baunard (383), Tamiu (St. Ambroise et la morale cliretienne au IV-e siede, etude comparee des traites „des devoirs“ de Сісё-ron et de St. Ambroise. Paris, 1895, p. 216) и Förster (93—94). Свящ. Артин-скій („Св. Амвросій Медіоланскій“! видитъ въ немъ даже предсмертное завѣщаніе миланскаго епископа („Христіанинъ“, 1909, Іюнь, 68), каковое соображеніе имѣетъ свое значеніе.

<0) Ср. Ebert, 148—149; Rauschen, 565; Ihm, 27—28.

ощряемый примѣрами божественнаго милосердія, я осмѣливаюсь начать (свою) рѣчь, ибо, по волѣ Божіей, заговорила даже ослица (Числ. XXII, 28). И вотъ, если предо мной, подверженнымъ бремени вѣка сего, предстанетъ ангелъ, то и я также открою свои давно безмолвныя уста: тотъ, кто въ этой ослицѣ разрушилъ преграды природы, можетъ, конечно, уничтожить преграды и моей неопытности». I, 1, 4: «Можетъ быть, кто-нибудь недоумѣваетъ, какъ это я, не умѣя говорить, осмѣливаюсь, однако, писать». II, 1, 2: «Мы слабы для убѣжденія и несильны въ наученіи (вѣдь, кто научаетъ, долженъ превосходить того, кто научается). И вотъ, дабы все же не показалось, что мы не исполнили принятой (на себя) обязанности или что слишкомъ много мы взяли на себя, намъ и разсудилось лучше поучать дѣву примѣрами, чѣмъ заповѣдями: можетъ быть, отъ примѣра будетъ даже больше успѣха».

Какъ видно изъ 1, 1, De viduis написано непосредственно послѣ De virginibus, откуда годомъ написанія этого сочиненія можно считать тотъ же 377-й ').

Въ свою очередь, къ De viduis примыкаетъ De virginitaie. Это видно отчасти изъ 8, 46, гдѣ говорится о вдовицѣ, «о которой мы упомянули въ другой книгѣ», т. е., въ De viduis (cap. 9), а отчасти изъ 5, 24—26, гдѣ Амвросій защищается отъ нападокъ за свои рѣчи о дѣвствѣ, т. е., за De virginibus и De viduis, каковая самозащита, очевидно, должна была послѣдовать вскорѣ послѣ произнесенія самыхъ инкриминируемыхъ святителю рѣчей. Отсюда, написаніе De virginitate правильнѣе относить вмѣстѣ съ мауриновцами къ 378, а не къ болѣе позднему времени, какъ то дѣлаетъ Ihm * 2).

De institutione virginis написано къ Евсевію, вѣроятно, епископу Бононскомѵ и родственнику Амвросія. Племянница Евсевія—Амвросія приняла монашеское покрывало изъ рукъ самого миланскаго первосвятителя. Послѣдній послѣ ея постриженія и написалъ къ Евсевію книгу о воспитаніи дѣвы. Указаніе на время появленія этой книги мы находимъ въ 2, 15, гдѣ Амвросій упоминаетъ о написанныхъ уже имъ книгахъ, касающихся обязанностей дѣвства,—въ 6, 42, гдѣ онъ отсылаетъ читателей, какъ замѣчено было еще мауриновцами, ко II, 1—7 толкова-

9 Cp. Him, 28, Rauschen, 565, Schanz, 312, Aizog, Grundriss der Patro-logie, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 377.

2) 8. 29; Cp. Rauschen, 565, Anm. 2, Schanz, 313, Aizog, 377.

ній на евангеліе Луки, и, наконецъ, въ 5, 35, гдѣ Амвросій говоритъ о еретикахъ, отрицавшихъ приснодѣвство Маріи. Послѣднее мѣсто имѣетъ въ виду, вѣроятно, Боноза, епископа сардикскаго (во Ѳракіи), который не признавалъ ирискодѣв-ства Маріи и по поводу ученія котораго шли разсужденія на капуанскомъ соборѣ 391 г. ‘). Отсюда De inst. virg. появилось, вѣроятно, вскорѣ послѣ этого собора, приблизительно, въ 391-392 г. *).

Exhortatio viryinitatis. Когда въ мѣсяцѣ маѣ 392 г. Вален-тиніаігь II былъ убитъ и узурпаторъ Евгеній двинулся изъ Галліи въ Италію, Амвросій, дабы уклониться отъ встрѣчи съ нимъ, отправился изъ Медіолана въ Болонью, а оттуда—во Фавенцію. Приглашенный затѣмъ флорентійцами онъ прибываетъ во Флоренцію и тамъ, между прочимъ, освящаетъ церковь въ честь свв. мучениковъ Виталія и Агриколы, построенную благочестивой вдовой Юліаной. При освященіи церкви Амвросій держитъ рѣчь, въ которой убѣждаетъ сына и трехъ дочерей Юліаны сохранить дѣвство. Рѣчь была произнесена въ 393 г. 8).

Трудно сказать что-либо опредѣленное о времени написанія De mysteriia. Впрочемъ, если фраза въ 1, 1: De moralibu.s quotidianum sermonem habuimus, cum vel Patriarcharum gesta, vel Proverbiorum legerentur praecepta имѣетъ въ виду сочиненіе «о патріархахъ», то появленіе De mysteriis падаетъ на время послѣ 388 года (такъ какъ этотъ годъ является для книги De patriarchis terminus’oM'b, post quem), быть можетъ, къ 390 г. 4)

Очень трудно также точно опредѣлить время появленія книгъ De poenitentia. Въ Enar. in ps. 37, n. 1 Амвросій пишетъ: De poenitentia duos jam dudum scripsi libellos, откуда слѣдуетъ, что De poenitentia написано прежде ennar. in ps. 37, появившагося не раньше 394 года. Съ другой стороны, если слова II, 8, 73 этой книги: et ego laborem aliquem pro sancta ecclesia tua suscepi имѣютъ въ виду борьбу Амвросія съ Юсти- * 9

’) Ihm, 29; Häuschen, 340 ff.

2) Ihm, 29—30; Cp. Kauschen 344, Anm. 4 и 378, Anm. 6, Schanz, 314.

a) Cp. Rauschen, 401, Schanz, 314. Ihm (30) отодвигаетъ написаніе этого сочиненія къ половинѣ 394 года, но, какъ доказываетъ Rauschen (491, Anm. 4), безъ достаточныхъ основаній.

9 Cp. Ihm (30), Kihn (II, 125), которые вслѣдъ за мауриновдами годомъ написанія считаютъ 387, такъ какъ они къ этому времени пріурочиваютъ появленіе книгъ „о патріархахъ“.

ной, то torminus’oM'b, post quem, будетъ 386—387 гг. Отсюда написаніе De poenitentia можно относить къ періоду 386— 390 гг. *).

Di fide, De spiritu sancto и De incar nationis dominicae sacramento написаны въ періодъ 378—381 гг. Имп. Граціанъ, отправляясь на Востокъ съ цѣлію помочь Валепту въ его войнѣ съ готами, устно и письменно просилъ Амвросія написать ему трактатъ о вѣрѣ. Амвросій исполнилъ его просьбу, написавъ и отославъ ему двѣ книги о вѣрѣ, которыя Граціанъ получилъ, во всякомъ случаѣ, до адріанопольской битвы (II, 16; 136 sqq.). Въ 379 г. Граціанъ снова обращается къ Амвросію съ просьбой; Rogo te ut mihi des ipsum tractatura, quem dederas. augendo illic de spiritu sancto fidelem disputationem 2). На это Амвросій отвѣчалъ, что онъ исполнитъ желаніе Гра-ціана, но проситъ отсрочки *), а пока посылаетъ остальныя 3 книги Do fide, въ которыхъ подробно развиваетъ то, что онъ сказалъ въ первыхъ двухъ книгахъ. Отсюда, написаніе послѣднихъ трехъ книгъ De fide падаетъ на время между 379 г. и появленіемъ книги о св. Духѣ (въ которой находится указаніе на De fide 4), т. е., 381 г., значитъ, на 379—380 гг. 5).

Въ книгѣ De spiritu sancto мы находимъ упоминаніе (1, ргоі. 17) о смерти готскаго короля Атанарика, послѣдовавшей, какъ извѣстно, въ январѣ 381 г. Съ другой стороны, изъ n. 18 того же prolog. видно, что александрійскій епископъ Петръ, умершій въ первой половинѣ этого же 381 года, былъ еще живъ. Такимъ образомъ, написаніе книги De spir. s. падаетъ на первую половину 381 г. “).

Книга De incarn. d. s. является продолженіемъ книгъ . De fide, на которыя въ ней имѣется нѣсколько ссылокъ (de incarn. 7, 62; 8, 79, 81; 9, 100); наоборотъ, въ ней пѣтъ ни одного упоминанія о книгѣ De spir. s. Отсюда, какъ основательно доказываетъ Schermann п), появленіе ея правильнѣе относить

*) Маѵриновцы написаніе De poenitentia относятъ къ 384 г., тоже -J. Tixeront (Histoirc des Dogmes. 11. De Saint Athanase ä Saint Augustin (318 -430). Paris, 1909, p. 320). Rauschen же (331)—къ 380.390 гг.

2) Gratiani ad Ambr. ep„ 3-MPL, XVI, 876; De fide Ш, 1,1. 3) Ep. 1,7.

4) I, 3. 63; 11, 121; De fide V, prolog. 7.

5) Cp. Ihm. 31—32; Rauschen, 33,34, Anm. 2; 73, 74, Anm. 1; Schanz. 316.

6) Cp. 11 jin, 32—33; Schanz, 316; Rauschen, 110, Anm. 6; Th. Schermann, ^ie griechischen Quellen des. hl. Ambrosius in 11. Ш de Spir. s. München, 1902, S. 6.

7) Ibidem, S. 5, Anm. 3.

fco времени между написаніемъ книгъ De fide—380 г. и De spir. s.—381 г. *), а не къ болѣе позднему времени, какъ то дѣлаютъ другіе ученые 2).

Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis сказана Амвросіемъ во время великаго сидѣнія въ церкви, окруженной вооруженнымъ отрядомъ императорскихъ войскъ. Такъ какъ въ рѣчи (16, 22. 24) упоминается кровавый эдиктъ 23 января 386 г., то, очевидно, эта рѣчь была произнесена не въ 385, а въ 386 г. s).

Рѣчь Be excessu fratris ниі Satyri, какъ теперь можно считать доказаннымъ, появилась въ 375 г. Основаніемъ для такого заключенія служатъ слова 1, 32, изъ которыхъ видно, что Сатиръ, желавшій возвратиться изъ Африки въ Италію, былъ удерживаемъ своимъ начальникомъ или, вообще, покровителемъ, знаменитымъ Симмахомъ. Послѣдній же, какъ извѣстно, былъ проконсуломъ Африки въ 373 — 374 г.; во всякомъ случаѣ, онъ покинулъ Африку не позже 7 сентября 375 г. 4). Если же возвращеніе Сатира въ Италію, какъ то видно изъ рѣчи (I, 50), имѣло мѣсто зимою, то, очевидно, здѣсь нужно разумѣть зиму 374—375 г. По возвращеніи въ Италію Сатиръ заболѣлъ еще прежде, чѣмъ достигъ Милана (п. 16), гдѣ вскорѣ послѣ того и умеръ (п. 17) 17 Сентября. Если въ п. 30—32 Амвросій говоритъ объ опасности, которая ко времени путешествія Сатира угрожала Италіи со стороны варваровъ, то подъ послѣдними можно разумѣть сарматовъ и квадовъ, въ 375 г. готовившихся вторгнуться въ Италію 5).

Be obitu V alentiniani consolatio была произнесена въ Миланѣ при похоронахъ Валентиніана, убитаго 15 мая 392 г. Такъ какъ тѣло Валентиніана цѣлыхъ два мѣсяца оставалось въ Миланѣ не похороненнымъ 6), то, очевидно, погребеніе состоялось въ м. августѣ 392 г.; отсюда и произнесеніе надгробной рѣчи Амвросія нужно относить къ августу 392 г.

Be obitu Theodom oratio была сказана въ 40 день (п. 3) по кончинѣ имп. Ѳеодосія, умершаго 17 января 395 г. ,).

9 Gp. Rauschen 111, Anm. 1.

9 Ihm появленіе De incarn. d. s. относитъ (33) къ 380—383 гг., Förster (89) и Schanz (317) къ 382 г.

3) Cp. Ihm, 34—36; Schanz. 322; Rauschen, 246. 4) Cp. Rauschen, 475.

s) Rauschen, 475—476. *) De obit. Valent., n. 49.

9 Въ настоящей статьѣ хронологіи писемъ св. Амвросія мы не касаемся.

На основаніи вышеизложеннаго хронологія сочиненій св. Амвросія можетъ быть представлена приблизительно въ такомъ видѣ:

De excessu fratris sui Satyri—въ 375 г.

De virginibus—въ 377 г.

De viduis—въ 377 г.

De virginitato—въ 378 г.

De Paradiso—376—378.

De Cain et Abel—376—378.

De Noe et area—378.

De fide —378—380.

De incarnationis dominicae sacramento—380.

De spiritu sancto—381.

De Abraham—381—384.

Apologia profetae David—384—385.

Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis—386. Expositio evangelii secundum Lucan. 385—387.

De poenitentia—386—390.

Enar. in. ps. 1—послѣ 387 г.

Expositio in ps. CXVIII—388—389.

De interpellatione lob et David—послѣ 388.

Enarr. in pss. 45—61—послѣ 388.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Exameron—около 389 г.

De Isaac. De bono mortis, De Jacob, De Joseph, De pa-triarchis—389 —390.

De mysteriis—около 390.

De officiis ministrorum 390—391.

De Helia, De Tobia, De Nabuthae—послѣ 390.

De fuga saeculi—391.

De institutione virginis—391—392.

De obitu Valentiniani—392.

Exhortatio virginitatis—393.

Enar. in pss. 35—40—послѣ 394.

De obitu Theodosii—395.

Enar. in pS. 43—397.

Григорій Прохоровъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.