Научная статья на тему 'ТВОРЕНИЯ НИЛА СОРСКОГО В РУКОПИСНОМ СОБРАНИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ'

ТВОРЕНИЯ НИЛА СОРСКОГО В РУКОПИСНОМ СОБРАНИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИНА ПУСТЫНЬ / ПРЕДАНИЕ НИЛА СОРСКОГО / ЖИТИЕ / СЛУЖБА / ЧУДЕСА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романенко Е.В.

В статье проанализирован состав библиотеки Оптиной пустыни, содержащей списки сочинений Нила Сорского и тексты о самом преподобном. Многолетняя собирательская деятельность оптинских монахов позволила им осуществить в 1849 г. первое издание творений великого старца. Оптина находилась на перекрестке духовных связей с Ниловой Сорской пустынью и молдавскими обителями преподобного Паисия Величковского и старца Василия Поляномерульского, ставшими во второй половине XVIII в. крупными центрами переписывания и изучения творений Нила Сорского. В результате исследования были выявлены списки «Предания» и Устава преподобного Нила, восходящие к сорским протографам, списки, происходящие из Площанской пустыни, и списки, созданные на территории Молдавии. Кроме того, выявлены новые списки редких агиографических и гимнографических памятников, посвященных Нилу Сорскому: Жития, Чудес, Службы. В статье опубликовано историческое сочинение о преподобном и о его монастыре, составленное, скорее всего, в 1805-1806 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WRITINGS OF NIL SORSKY IN THE LIBRARY OF THE OPTINA PUSTYN MONASTERY

This study analyzes the writings of the elder Nil Sorsky and texts about Nil in the library of the Optina Pustyn Monastery. The Optina Pustyn Monastery maintained close ties with the Nil Sorsky Hermitage and the Moldavian monasteries of Saint Paisius Velichkovsky and Elder Vasily Polyanomerulsky. In the 18th century, these monasteries became major centers where Nil Sorsky's works were copied and studied. By 1849, the Optina monks had accumulated numerous copies of Nil's writings and works about him. In that year, they published the first edition of his works. The present study discusses copies of Nil's Predanie ( Tradition ) and of his monastic charter that date back to Sorsk protographers and others that came from the Ploshchanskaya Pustyn or from the Moldovian monasteries. The author of the article reveals new copies of rare hagiographic and hymnographic texts dedicated to Nil Sorsky: his Life, Miracles, and Services in his memory. The article is accompanied by the publication of a historical work about Nil and his monastery, which was most likely compiled in 1805 or 1806.

Текст научной работы на тему «ТВОРЕНИЯ НИЛА СОРСКОГО В РУКОПИСНОМ СОБРАНИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ»

Е. В. Романенко

ТВОРЕНИЯ НИЛА СОРСКОГО

В РУКОПИСНОМ СОБРАНИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ1 Резюме

В статье проанализирован состав библиотеки Оптиной пустыни, содержащей списки сочинений Нила Сорского и тексты о самом преподобном. Многолетняя собирательская деятельность оптинских монахов позволила им осуществить в 1849 г. первое издание творений великого старца. Оптина находилась на перекрестке духовных связей с Ниловой Сорской пустынью и молдавскими обителями преподобного Паисия Величковского и старца Василия Поляномерульского, ставшими во второй половине XVIII в. крупными центрами переписывания и изучения творений Нила Сорского. В результате исследования были выявлены списки «Предания» и Устава преподобного Нила, восходящие к сорским протографам, списки, происходящие из Площанской пустыни, и списки, созданные на территории Молдавии. Кроме того, выявлены новые списки редких агиографических и гимнографических памятников, посвященных Нилу Сорскому: Жития, Чудес, Службы. В статье опубликовано историческое сочинение о преподобном и о его монастыре, составленное, скорее всего, в 1805-1806 гг.

Ключевые слова: Оптина пустынь, Предание Нила Сорского, Житие, Служба, Чудеса

Elena V. Romanenko

THE WRITINGS OF NIL SORSKY

IN THE LIBRARY OF THE OPTINA PUSTYN MONASTERY Abstract

This study analyzes the writings of the elder Nil Sorsky and texts about Nil in the library of the Optina Pustyn Monastery. The Optina Pustyn Monastery maintained close ties with

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-012-00061) «Дисциплинарные монастырские уставы в средневековой русской книжности».

© Е. В. Романенко, 2023

the Nil Sorsky Hermitage and the Moldavian monasteries of Saint Paisius Velichkovsky and Elder Vasily Polyanomerulsky. In the 18th century, these monasteries became major centers where Nil Sorsky's works were copied and studied. By 1849, the Optina monks had accumulated numerous copies of Nil's writings and works about him. In that year, they published the first edition of his works. The present study discusses copies of Nil's Predanie (Tradition) and of his monastic charter that date back to Sorsk protographers and others that came from the Ploshchanskaya Pustyn or from the Moldovian monasteries. The author of the article reveals new copies of rare hagiographic and hymnographic texts dedicated to Nil Sorsky: his Life, Miracles, and Services in his memory. The article is accompanied by the publication of a historical work about Nil and his monastery, which was most likely compiled in 1805 or 1806.

Keywords: Optina Pustin Monastery, Predanie of Nil Sorsky, monastic rule of Nil Sorsky, Life of Nil Sorsky, Service of Nil Sorsky, Miracles of Nil Sorsky

DOI 10.31860/2712-7591-2023-1-61-80

В библиотеке Оптиной пустыни сосредоточено компактное собрание рукописей, посвященных преподобному Нилу Сорскому 2. Кроме творений самого старца среди рукописей находятся житийные заметки о Ниле Сорском, Житие и Служба святому, Чудеса преподобного, а также историческое описание Нилова скита. Все это говорит о большом интересе, который проявляли насельники Оптиной пустыни к личности Нила Сорского и его наследию. Оптинское книжное собрание формировалось на протяжении XVIII—XIX вв. После реформы о штатах 1764 г. Оптина, как и многие другие русские обители, переживала не лучшие времена. Постепенное возрождение монастыря начинается со второй половины 90-х гг. XVIII в. при игумене Авраамии (1796—1817). В 1821 г. по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), епископа Калужского, на удалении от монастыря, в глубине леса, был основан Иоанно-Предтеченский скит, который с 1829 г. стал местопребыванием оптинских старцев и духовным центром пустыни. В 1826—1862 гг., в период настоятельства преподобного Моисея (Путилова), Оптина развивает активную литературную деятельность, издавая переводы творений святых отцов [Запальский, с. 61—62], в числе которых

2 По описи 1876 г., в библиотеке насчитывались 8351 книга и 194 рукописи. Среди них были переводы святоотеческих трудов, выполненных схиархимандритом Паисием (Величковским) и другими монахами [Запальский, с. 65]. В 1928 г., после закрытия монастыря и организованного там музея, оптинская библиотека и архив попали в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина (ныне РГБ) и образовали два фонда: Ф. 213 (архив) и Ф. 214 (библиотека). В настоящей статье рассматриваются рукописи из ф. 214: № 118, 2-я пол. XVIII в.; № 117, кон. XVIII в.; № 121, 1796 г.; № 119, нач. XIX в.; № 120, сер. XIX в.; № 122, сер. XIX в.; № 123, 1807 г.; № 124, 1820 г.; № 194, 30-40-е гг. XIX в.; № 225, 2-я пол. XIX в.; № 568, 1757 г.; отдельные Слова и выписки из творений преподобного Нила Сорского находятся в рукописях № 408, 587, 590, 646, 654.

в 1849 г. впервые были опубликованы творения преподобного Нила Сорского [Предание]. Хотя издание Оптиной не являлось научной публикацией, однако оно было первым и имело огромное значение для русского монашества. Этому выдающемуся событию предшествовала длительная работа по собиранию и изучению творений Нила Сорского, причем изучение имело не только филологический характер: содержание сочинений преподобного Нила находило воплощение в духовной практике старцев и монахов Оптиной пустыни 3.

Рукопись № 117 конца XVIII в. содержит два основных сочинения Нила Сорского: «Главы о мысленном делании» (Устав) и «Предание». Любопытно, что «Предание» включено в состав «Глав о мысленном делании» (у преподобного Нила их одиннадцать) под заголовком «Глава 12». Как можно судить из описания в «Каталоге славянских рукописей монастыря Нямец», в аскетическом сборнике последней четверти XVIII в. из библиотеки Ня-мецкого монастыря (Нямц. 45) «Глав о мысленном делании» также двенадцать — вероятно, в их состав включалось «Предание»4. В оптинской рукописи № 117 преподобный Нил именуется не Сорским, а Сороарским. Это

3 См. о подготовке издания: [Никодим, с. 68-74, 86-88]. Здесь опубликованы фрагменты из писем Н. П. Киреевской, работавшей над изданием книги. Н. П. Киреевская хотела напечатать послания преподобного Нила Сорского и вела переписку по этому поводу с известными археографами С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным. В одном из писем она писала: «Погодин имеет несколько посланий Нила Сорского, которые он хотел напечатать, но Шевырев уверял меня, что Погодин отдаст их мне для напечатания, как издания Оптиной пустыни, и я думала также, чтобы напечатать их особою брошюрою, как прибавление к книге Нила Сорского» [Никодим, с. 69]. Однако переговоры, видимо, не увенчались успехом, а собственные авторские тексты посланий, как можно заключить, анализируя состав Оптинского собрания, отсутствовали. В результате послания преподобного Нила Сорского так и не были напечатаны Оптиной.

4 Главы 1-12 «Книги блаженнаго Нила Сорскаго пустынника» (л. 8-58 об.): [Каталог, с. 173, № 150]. Возможно, другие списки «Глав о мысленном делании» из собрания Нямецкого монастыря тоже включают в свой состав «Предание» старца Нила, поскольку ни в одной рукописи этого собрания оно не фигурирует в отдельном виде. Это подтверждает и книга из собрания Свен-ского монастыря, принадлежавшая ранее ученику преподобного Паисия схимонаху Онуфрию («Сия книга о монашествЬ изъ книгъ схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лЬтъ въ пустыни надъ потокомъ Вороною въ Молдавии, идЬже и преставися и погребенъ бысть 1789 года марта 29 дня» [Евсеев 1906, с. 173]). «Предание» Нила Сорского в ней названо 12-й главой: «Тогожь святаго старца Нила пустынника предание ученикомъ своимъ и всЬмъ прикладно имЬти сие. Глава 12-я» (начало текста подтверждает, что речь идет действительно о «Предании»: «ВседЬйствием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пресвятыя и пречистыя Его Матери споспЬшениемъ ...» [Евсеев 1906, с. 176]). Надо заметить, что в собрании Нямецкого монастыря сочинения Нила Сорского занимали важное место, если судить по количеству списков. Главы о мысленном делании преподобного переписывались в качестве отдельных книг и в составе сборников смешанного содержания, см. [Каталог, с. 134-135, № 120; с. 135-136, № 121; с. 136-137, № 122; с. 137-138, № 123; с. 165, № 144; с. 172-173, № 150; с. 193, № 163; с. 199-200, № 167; с. 208, № 174; с. 216-217, № 179].

обстоятельство указывает на то, что в основе списков этой группы находится рукопись сорского происхождения, где преподобный именовался Сороар-ским в соответствии с более архаичным названием местности, в которой был основан скит5 .

В рукописи № 118 второй половины XVIII в. «Главы о мысленном делании» названы: «Вертоградъ душевный умнаго или мысленнаго дЬланиа, творение преподобнаго отца нашего Нила, началника Сорския пустыни, яже на Б'Ьл'Ь езер^» (л. 11). Происхождение этого названия интересно для понимания того, насколько актуальными были творения древнерусского писателя в Новое время. По наблюдениям Л. И. Сазоновой, во второй половине XVII в. «благодаря оживленным межнациональным контактам и литературному посредничеству в восточнославянских литературах распространяются переводные и создаются оригинальные „вертограды"» [Сазонова, с. 544]. Они представляли собой сборники-антологии, посвященные главным образом морально-философским темам. Причем книги-сады формировались как из творений святых отцов, так из сочинений западных философов и проповедников 6. В 1620 г. в Вильно был издан «Вертоград душевный» афонского инока Фикары 7. В 1685 г. архимандрит московского Симонова монастыря

См. об интересе преподобного Паисия Величковского и монахов его обители к творениям Нила Сорского: [Боровкова-Майкова].

5 «Въ ползу сие боголюбцем от писании святыхъ отецъ о мысленномъ дЪлании и о различии еже на насъ мысленныа борбы побЪды и побуждения и еже тщаливно противитися стра-стем блаженнымъ Ниломъ Сороарским въ свою ему книгу списанное предисловие» (Опт. 117. Л. 1). В частности, Сороарским Нил назван в монографическом сборнике первой трети XVIII в. (ГИМ. Собр. Вострякова. № 1207. Л. 107 об.) и в Молитве из рукописи конца XVIII в. (РНБ. Собр. Кирилловского музея. № 12. Л. 5 об.). О подобном именовании Нила Сорского см.: [Романенко 2022а, с. 312, 316-317].

6 В 1676-1680 гг. Симеон Полоцкий написал «Вертоград многоцветный», который, по мнению Л. И. Сазоновой, стал «ярчайшим проявлением европейской жанровой традиции поэтических книг-садов с характерным для них универсализмом и жанрово-тематическим разнообразием» [Сазонова, с. 546]. Последователи старой веры также активно использовали аллегорию Руси — райского сада (вертограда), что проявилось во многих памятниках книжности и иконографии. «В 1-й половине XVIII в. к аллегории Вертограда обращался Семен Денисов — выгов-ский настоятель, создавший старообрядческий мартиролог „Виноград Российский"» [Чубинская, с. 302].

7 Фикарий инок, святогорец. Вертоград душевный, сиречь Собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных блаженныя памяти иноком Фикарею Святогорцем. Вильно, 1620. 40. 142 л. «Вертоград» перевел с греческого языка на церковнославянский настоятель вилен-ского Свято-Духова монастыря архимандрит Леонтий (Карпович), см. о нем: [Левшун, Пидгайко, с. 505]. В 1661 г. книга была издана по благословению патриарха Никона под другим названием: Брашно духовное. М.: Иверский монастырь, 19 окт. 1661. 40. 672 л. Эти сочинения имели большое распространение. «В России XVII в. читали „Вертоград душевный" Фикары Святогорца и „Вертоград здравия" — травник, предназначенный для исцеления телесных недугов» [Чубинская, с. 302].

Гавриил Домецкий перевел с латинского языка «Сад, или Вертоград духовный, украшенный многоразличными нравоучения цветами». Главной задачей составителя книги было «врачество» «внутреннего» и «внешнего человека». «В заглавии сказано: „избранно от божественных писаний чрез некоторых учителей"» [Сазонова, с. 549]. Вплоть до конца XVIII в. морально-этические представления о добродетели и способах ее достижения связывались с образом сада. Скорее всего, образованный книжник-монах, испытавший влияние литературы барокко, усмотрел аналогию между «вертоградами» и сочинениями древнерусского духовного писателя Нила Сорского и дал последним тождественное название. Поиск истоков этой традиции ведет нас в Площан-скую Казанскую пустынь, которая в XVIII в. становится важным монашеским духовно-просветительским центром 8 . Из этого монастыря вырастает Оптина со своим знаменитым старчеством и богатой библиотекой. Постриженики Площанской пустыни возрождают Оптину, вливаются в состав ее братии. В 1830-х гг. оптинский старец преподобный Макарий (Иванов) перевез из Площанской обители часть ее библиотеки в Оптину [Диомид 2019, с. 736]. Рукопись № 118, скорее всего, попала в Оптину раньше: на внутренней стороне крышки поставлен номер монастырской библиотеки с датой: «№ 75253 1818-го марта 5-го дня». По л. 1—20 рукописи следует запись: «Сия книга отеченик (так!) полезная к чтению за любовь брату моему в дар искрен-няго моего сердца иеромонаху Савватию от иеромонаха Иеремиа»9. Упомянутого Савватия можно идентифицировать с иеромонахом Савватием, чье имя неоднократно встречается в записях на книгах Площанской библиотеки. Помимо рукописи, подаренной иеромонахом Иеремией, ему принадлежала книга, включавшая в свой состав переводное латинское сочинение «Часы предвЪчныя мудрости» и «Главы о мысленном делании» преп. Нила Сорского. Иеромонах Савватий принял постриг в обители в 1777 г.; впоследствии стал строителем Николаевской Теребенской пустыни, где скончался в 1824 г.10 Интересно, что в составе библиотеки Площанской пустыни было печатное виленское издание «Вертограда душевного» инока Фикары, а также список

8 По мнению И. Е. Евсеева, составившего описание монастырской библиотеки, оно «дает много интересных добавлений» к «литературной истории Паисиевской школы» [Евсеев 1909, с. 21].

9 На внутренней стороне крышки находятся записи: «1781 года августа 30 дня»; «№ 75253 1818-го марта 5-го дня».

10 Иеромонах Савватий был книголюбом. Вероятно, он же отвозил из Площанской пустыни в Угличский Алексеевский монастырь книгу творений преподобного Исаака Сирина и Лечебник, а обратно доставил «Житие и подвизи преподобнаго Паисисия Углицкаго» (1809 г., датировка И. Е. Евсеева). См. описания рукописей, принадлежавших иеромонаху Савватию: [Евсеев 1909, с. 25-26].

1804 г., сделанный с этого издания 11. Кроме того, здесь находились труды упоминавшегося выше архимандрита Гавриила Домецкого 12, книжника, связанного, по определению Л. И. Сазоновой, «с традициями киевской учености» [Сазонова, с. 548]. Все это говорит о том, что площанские иноки хорошо знали книжные новинки, много читали и переосмысляли прочитанное. Вполне возможно, что именно в этой обители творения старца Нила получили название «Вертограда». В дальнейшем эта традиция сохранилась в Оптиной: две оптинские рукописи XIX в. — № 119 и 120 — имеют подобное название.

Рукопись № 118 начинается «Преданием уставу иже на внЬшнЬй странЬ пребывающимъ иноком рекше скитскаго жития правило о келейном трезвЬнии и повседневном пЬнии, еже мы прияхом от отецъ наших», т. е. Скитским уставом. Его продолжает «Послание преподобнаго отца Нила къ брату, просившу от него написати ему еже на ползу души» (нач.: «Яже усты ко устом бесЬдоваше твоя святыня...» (л. 6—10)). Согласно общепринятой атрибуции, название относится к Посланию Герману Подольному 13, а начало — к Посланию Гурию Тушину 14. Однако содержание говорит о том. что перед нами Послание Герману Подольному. За ним подряд, без какого-либо названия, следует начало Послания Вассиану Патрикееву: «Ты же, господине и вселюбезный мой в ДусЬ СвятЬм брате, похвалное желание подвигнулъ еси, еже слышати...» (л. 10—10 об.)15. Неожиданным образом Послание прерывается и продолжается на л. 172 16. Текст, который находится на л. 172— 180, представляет собой компиляцию из Посланий Вассиану Патрикееву и Гурию Тушину. Книжник, переписавший их, пытался структурировать по разным темам мысли Нила Сорского из разных сочинений, что вполне отвечает принципам составления «Вертограда». Поскольку в Послании Гурию Тушину сам автор разделил свой текст на четыре «въпрошения» («о помыслЬх блудныхъ» (авторский вопрос под № 1, редакторский — № 3), «о хулном

11 «Фикарий инок, святогорецъ. Вертоградъ душевный, сиречь Собрание и сочинение мо-литвъ исповЪдательных и благодарственныхъ»; см. описание рукописи: [Евсеев 1909, с. 24].

12 «Киновионъ, или Изображение евангельскаго иноческаго общаго жития отъ святыхъ отецъ въ кратце собрано трудомъ Гавриила Домецкаго недостойнаго Архимандрита пречест-ныя святыя великия обители Пречистыя Богородицы общежительнаго Симонова монастыря. От сотворения мира 7191, от Рождества же по плоти Бога Слова 1683. Индикта 11»; см. описание рукописи: [Евсеев 1909, с. 27].

13 Опубл.: [Прохоров, с. 238-245].

14 Опубл.: [Прохоров, с. 230-238].

15 Ср. в тексте Нила Сорского: «Похвално желание воздвигнул еси, о возлюбленне, еже слышати слово Божие ищеши...» [Прохоров, с. 222].

16 На нижнем поле л. 171 об. находится указание: «Сие от Нилова послания яже писано напреди книги сея».

помысл^» (авторский — № 2, редакторский — № 4), «како отступити от мира» (авторский — № 3, редакторский — № 5), «како не заблудити отъ истиннаго пути» (авторский — № 4, редакторский — № 6)), то в Послании Вассиану Патрикееву за него это сделал редактор. Он выделил в последнем еще три «вопрошения»: «о находящих помыслах прежних мирскаго жития» (этому вопросу редактор присвоил № 1), «о помыслех нечистых» (№ 2), «о страховании» (№ 7). Кроме того, отдельные советы старца Нила, адресованные иноку Вассиану, редактор отметил особыми номерами, подчеркнув их важность. Таким образом он расставил 13 акцентов, на которые обратил внимание читателей. Изложению вопросов-ответов он предпослал собственное вступление: «Вопрошение же твое в писании своем явилъ ми еси седмочисленное...» (л. 172). Заканчивается компиляция словами Нила Сор-ского из Послания Вассиану Патрикееву о благодатном несении скорбей: «И сие есть знамение любве Божия, еже скорби принесутся кому о дЬлании правды, и сие глаголется даръ Божий» (л. 180)17. Книжник XVIII в. «поставил точку» в середине фразы старца Нила, обрезав завершающую часть его Послания. Свободно компилируя тексты, сокращая предложения и целые пассажи, он действовал по методике своего предшественника — преподобного Нила Сорского. На примере площанской рукописи можно видеть, как в позднее Новое время книжники работали со святоотеческим наследием.

Возвращаясь к последовательному изложению структуры книги, скажем, что за посланиями следует краткая заметка о преставлении Нила Сор-ского 18 и «Надсловие» старца Василия Поляномерульского 19. Далее переписаны «Главы о мысленном делании» (л. 22—94). Они, как и вся подборка сочинений Нила Сорского, имеют название «Вертоградъ душевный.»20.

17 Ср. текст Нила Сорского: «И се есть знамение любве Божиа, — еже скорби принесутся кому о дЬлании правды. И сие глаголется даръ Божий.» [Прохоров, с. 228].

18 «Преставите же ся преподобный старецъ Нилъ, началникъ скитский Сорския пустыни, иже есть во области БЬла езера, в лЬто 7016 году маиа в 7 день, в неделю святыхъ Женъ Миро-носицъ. Божиею же милостию и изволениемъ и молитвами и терпЬниемъ преподобнаго старца Нила от того времени строения его в пустыни оной по преданию древнихъ святых отецъ и до сего дне скитское жителство совершается» (Опт. 118. Л. 11 об.). На нижнем поле л. 22, где переписано начало «Глав о мысленном делании», находится еще одна краткая пояснительная заметка об авторе этого сочинения: «Сей преподобный Нилъ былъ въ лЬто от Сотворения мира 7016, а отъ Рождества Христова 1508 началникъ Сорские пустыни скитскаго жития на БЬлЬ озерЬ».

19 Здесь оно имеет название: «Предисловие старца Василия Поляны Мерулуй, еже въ Мул-тянии, на Вертоградъ блаженнаго Нила Сорскаго»; нач.: «Святии отцы иже едиными заповедми Христовыми учать охуждати страсти.».

20 Перед 1-й главой находится еще одно название этого сочинения (вероятно, соответствующее тому. что было в рукописи-протографе): «Сказание преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго Пустыннаго старца» (л. 27 об.).

Завершает подборку «Предание» (л. 94—100)21 и «Пристежение» Василия Поляномерульского (л. 100 об. — 107)22.

Рукопись № 121 представляет собой список «Предания», оформленный для богослужебного употребления (л. 31—38 об.): по правилу скита, накануне Великого поста, в Неделю сыропустную, вся братия собиралась в храме, чтобы совершить чин прощения, во время службы обязательно читалось «Предание» старца Нила. Чтение начиналось молитвой иерея и особой похвалой преподобному: «Опасно иночествующаго во времена сея и подражателя древнихъ святыхъ отецъ постника и ошелника Господня и нашего инока Нила.» [Шевченко 2004а, с. 97; Романенко 2022а, с. 306—307]. Продолжают «Предание» в рукописи № 121 «Главы о мысленном делании» (л. 38 об.—97 об.) с «Надсловием» (л. 97 об. —112) и «Пристежением» (л. 112—118 об.) схимонаха Василия Поляномерульского. Книга была написана в 1796 г.23 Списки «Предания», предваряемого молитвой иерея, изначально копировались с рукописей сорского происхождения.

Книги поступали в Оптину пустынь из разных мест и разными путями: по свидетельству иеромонаха Никодима (Кононова), их покупали на рынках, получали от частных дарителей, монахи жертвовали свои личные библиотеки. Сборник № 571, в котором переписаны «Надсловие» (л. 38—46) и «Пристежение» (л. 46 об.—51) старца Василия Поляномерульского, происходит из Саровского монастыря 24. Рукопись № 123 написана в 1807 г. в Анзерском скиту Соловецкого монастыря 25. Она содержит только одно сочинение преподобного Нила — «Главы о мысленном делании»26. Аске-

21 «Того же святаго старца Нила Пустынника предание ученикомъ своимъ и всЬмъ приклад-но имЬти сие»; нач.: «ВседЬйствиемъ Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и Пресвятыя Пречистыя Его Матере...» (л. 94).

22 О старце Василии Поляномерульском, а также о его сочинениях см.: [Пелин]. Тексты «Надсловия» и «Пристежения» опубл.: [Прохоров, с. 323-383]. По мнению Г. М. Прохорова, эти тексты могли быть написаны еще в XVI в. учеником Нила Сорского преп. Иннокентием (Охляби-ниным), см.: [Прохоров, с. 306-310]

23 На нижнем поле л. 129 находится помета: «списася 1796-го года»; по л. 2-5 следует владельческая запись: «Сия книга монаха Досифея».

24 Принадлежность устанавливается на основе записи, которая следует по л. 52-60: «Написана книжица сия в пустыни Саровской 1781 году, и прочитающих прошу любовию духа незабвенна мя учинити в своих молитвах. 40. С. 10».

25 На л. 117 об. находится запись: «Переписана иеродиаконом Иеронимомъ въ Анзерском СкитЬ 1807 въ февралЬ». Внизу по л. 1-8 следует запись: «Сия книга Козельской Введенской Опти-ной пустыни, из монастырской ризницы. Арх.». Книга описана в «Каталоге замечательных рукописей, старопечатных и других редких книг Оптиной пустыни» архимандрита Леонида (Кавелина), см.: [Леонид, с. 135].

26 Название: «Преподобнаго отца нашего Нила начальника Сорския пустыни своего ему скита прежде бывша Кириллова монастыря иже на БелЬ езерЬ».

тический сборник № 568, включающий творения преподобного Нила Сор-ского (л. 9—64 об.), происходит из Площанской Казанской пустыни 27. Судя по записи на л. 2, инок Ираклий переписал его в 1757 г. по благословению выдающегося подвижника иеромонаха Иоасафа (Медведева; | 1765), который в 1742—1746 гг. был строителем Площанской пустыни, а затем удалился ради пустынножительства в брянские леса. Известно, что старец иногда навещал своих учеников в Борщевской и Площанской обителях 28. Впоследствии сборник № 568 принадлежал иеромонаху Серапиону (Григорьеву), бывшему в 1777—1807 гг. настоятелем Площанского монастыря 29.

Рукопись № 194 представляет собой список Службы преподобному Нилу Сорскому. Ее автором является подвижник Нило-Сорского скита иеромонах Никон (Прихудайлов; в схиме Нил), канон Службы имеет акростих: «Грешный Никонъ Нилу богоносному пЪснь поетъ усердно» (л. 15)30. Е. Э. Шевченко, установившая авторство этого сочинения, опубликовала его текст по списку Кирилло-Белозерского музея (РНБ. Собр. Кирилловского музея. № 19). Исследовательница отметила, что эта рукопись является «единственной из сохранивших первоначальный вид Канона», поскольку при ее редактировании и публикации в XIX в. был разрушен акростих, сочиненный иеромонахом Никоном [Шевченко 2004а, с. 167]. Текст из Оптиной также сохранил свой изначальный авторский вид, поэтому находка второ-

27 На л. 2 находится запись писца: «Сия книга преподобныхъ отецъ. а) Нила Сорскаго. в) Преподобнаго Григория Синаита. г) Преподобнаго Исихия Иерусалимскаго. д) преподобного Феодора Едескаго. Написа же ю монахъ Ираклий ученик аввы Иоасафа в лЬто 1757 году». Книга пользовалась большим читательским спросом, о чем свидетельствуют сделанные в ней записи. Так, один из читателей засвидетельствовал: «1764 годъ ноемврия 25 дня прочтена книга сия, читалъ иеромонахъ Аркадии» (л. 1). В 1786 г. монах Ираклий, ставший архимандритом, подарил книгу игумену Площанской пустыни Серапиону, что следует из надписи на л. 2: «И даровася мною архимандритомъ Ираклием игумену Серапиону обители сея самъ былъ 1786 году декабря 8 дня». По л. 9-20 следует владельческая запись иеромонаха Серапиона: «Сия книга преподобнаго Нила Сорскаго Богородицкой Площанской пустыни строителя иеромонаха Серапиона его келейная». На форзаце наклейка: «Библиотека Скита Оптин. Пустын. ОтдЬление „1". № 116» (№ 20 зачеркнут). В рукописи находятся «Главы о мысленном делании» Нила Сорского («Книга преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго пустынника, в ней же составляется еже от иныхъ речеся о мысленномъ дЬлании и како хощемъ сему научитися» (л. 9-59 об.)) и «Предание» («Тогожде Нила Сорскаго Предание ко своимъ его ученикомъ дванадесятимъ и всЬмъ прикладно имЬти е» (л. 60-64 об.)). Помимо заявленных писцом сочинений Нила Сорского, Григория Синаита, Исихия Иерусалимского и Феодора Эдесского, в сборнике переписано краткое Житие святителя Димитрия Ростовского, его Завещание и Чудеса (л. 180-185 об.), а также «Преподобнаго отца нашего Нила Синай-скаго главизны о молитвЬ» (л. 218).

28 Подробнее об иеромонахе Иоасафе (Медведеве) см.: [Диомид 2011].

29 Об иеромонахе Серапионе (Григорьеве) и истории Площанской пустыни см.: [Диомид 2019, с. 733, 736]

30 Служба опубл.: [Шевченко 2004Ь, с. 169-174].

го списка имеет большое значение. Скорее всего, Служба была прислана в Оптину пустынь самим автором, так как известно о контактах сорского подвижника с насельниками пустыни. В частности, по просьбе преподобного Макария (Иванова) иеромонах Никон написал икону Нила Сорского. Впоследствии этот образ хранил преподобный Варсонофий (Плиханков), передавший его в конце жизни в оптинский храм во имя святителя Льва Катанского 31. При составлении канона иеромонах Никон сочинил новый тропарь («Желаниемъ духовнымъ и божественнымъ рачениемъ распаля-емъ...», л. 3 об.—4 об.), кондак («Похвалы яже от Единаго Бога взыскуя...», л. 24—24 об.) и икос («Душевною лЬностию воздремався...», л. 24 об.—25) преподобному Нилу Сорскому, хотя древний тропарь XVI в. «Удалився бЬгая Давидски ...» (л. 18) он также включил в текст Службы. Скорее всего, иеромонах Никон прислал в Оптину не только Службу, но и Житие преподобного Нила Сорского, ныне известное в списках XIX в. По мнению Е. Э. Шевченко, его автором был все тот же иеромонах Никон, написавший текст в 40-х гг. XIX в. [Шевченко2004Ь, с. 168].

Житие находится в сборнике житий русских святых № 225 (вторая половина XIX в.)32: «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Сорскаго Чудотворца. Месяца Маия въ 7 й день» (л. 417—440). Здесь же помещены три наиболее известных Чуда преподобного Нила: «Чудо первое» (О написании образа) (л. 440—449), «Чудо второе» (О явлении царю Иоанну Васильевичу Грозному) (л. 450—452), «Чудо третие» (О избавлении отрока от нечистого духа) (л. 452—457), а также «ЗавЬщание инока Иннокентия» (л. 457—459) и «О самочинникахъ» (л. 459—460). Житие и чудеса довольно редко встречаются в рукописях, поэтому находка еще одного списка сама по себе замечательна. Следует отметить, что этот список демонстрирует более исправный текст, нежели рукопись РНБ. НСРК. Q 98, изданная Г. М. Прохоровым. Приведем несколько примеров:

[Прохоров] Опт. 225

.и по сих житие свое поправляше (с. 406) .и по сихъ житие свое исправляше бого-угодне (л. 419)

31 См. об этом: [Летопись, с. 440]; см. также о жизни и деятельности иеромонаха Никона: [Романенко 2018Ь].

32 В составе сборника находятся довольно редкие тексты: «Сказание о зачатии Высоцкаго монастыря, что в городе СерпуховЬ, и Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия, бывшего прежде игумена Высоцкаго» (л. 273-395); «О зачатии Владычня монастыря, что яже есть во градЬ СерпуховЬ вкратцЬ» (л. 395-405); «Месяца марта в 24-й день мучение святаго новаго мученика Петра страстотерпца, иже пострада за Христа в Казани от татар, сродник своих» (л. 409-412).

...инаго же терпеливому подражати тщаше-ся... (с. 407) .иного же терпению подражати тщашеся. (л. 422 об.)

Созда бо блаженный храмъ во имя преподобный (!) Ефрема Сирина (с. 408). Созда бо блаженный храмъ во имя препо-добнаго Ефрема Сирина (л. 425).

Аще же и раздЬлно живяху, кийждо бо еже творяше рукодЬлие... (с. 408) Аще же и раздЬлно живяху — кийждо бо во своей келлии, но вси обща имЬяху, кийждо бо еже творяше рукодЬлие. (л. 426)

О самого же преподобнаго отца Нила жития устроении что речем? (с. 409) О самомъ же преподобномъ отце нашемъ НилЬ, житии и устроении, что речемъ? (л. 428)

.на мЬстЬ, еже сам уготова, якоже прежде речеся, на погребение себЬ, идеже последи и церковь создана бысть. (с. 410) на месте, яже самъ уготова, якоже прежде речеся, на погребение себе и братии наносил своими руками земли, идеже последи и церковь создана бысть. (л. 434)

Во время молитвы восхищаеть умъ внЬ хотЬния въ мысли безплотныхъ в вре (!) превыше всего чувственнаго (с. 411). Во время молитвы восхищается умъ внЬ хотения въ мысли безплотныхъ, въ то что превыше чувственнаго (л. 436).

И егда наидетъ человеку оная пища, тогда мнить сицевый во онъ часъ... (с. 412) И егда наидетъ человЬку она пища, буяющи во всемъ телеси сего, тогда мнитъ сицевый. (л. 438-439)

Кроме Жития и чудес в сборнике переписаны тропарь (нач.: «Желанием духовнымъ и Божественнымъ рачениемъ распаляемъ...» (л. 414—415)) и кондак (нач.: «Похвалы яже от Единаго Бога взыскуя...» (л. 415—416)) преподобному Нилу Сорскому, составленные иеромонахом Никоном (При-худайловым), а также молитва святому (нач.: «О Преподобне и Богоносне Отче нашъ Нилъ! Приими нынЬ насъ тебЬ усердно молящихся и припадаю-щихъ ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идЬже святое твое и многотрудное покоится тЬло.» (л. 413—414)).

Наибольший интерес в собрании Оптиной пустыни представляет рукопись № 119, которую с небольшими допущениями можно назвать монографическим сборником, посвященным Нилу Сорскому 33. Если сравнить ее с такими же сборниками XVII—XVIII вв., то следует отметить ряд изменений, произошедших в их составе. Открывает рукопись «Историческое

33 На форзаце книги наклейка: «Библиотека Скита Оптиной Пустыни. Отд. 1. № 101». Последние листы рукописи (л. 109-122) занимают выписки из патериков, «Лавсаика», сочинений преподобного Кассиана Римлянина и преподобного Иоанна Лествичника, однако они подобраны по тематике, соответствующей основным идеям творений преподобного Нила Сорского («Истинное показание от Писания и ПовЬстеи Святыхъ Отець, что есть путь царский и кто бысть образъ и прописание сего»). Поэтому мы склонны считать рукопись монографическим сборником творений преподобного Нила Сорского.

ПовЬствование вкратцЬ о житии Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Нила Сорскаго Новогородскаго Чудотворца и о СкитЬ его» (л. 5—7 об.). Этот текст вполне справедливо назван историческим повествованием о жиз -ни святого, а не житием преподобного 34. Его составитель последовательно перечисляет все известные ему факты биографии Нила Сорского, отмечая попутно и пробелы. В качестве источников повествования составитель использовал заметку «О пришествии Нила Сорского», запись о преставлении святого, часто встречающуюся в различных рукописях, а также текст Завещания Нила Сорского и Чуда о явлении святого царю Иоанну Васильевичу Грозному. В изложении биографии преподобного отсутствуют какие-либо душеспасительные рассуждения и оценки, текст отличается предельной конкретностью. Во второй части, посвященной Нилову скиту, содержатся даты, отмечающие основные вехи истории скита: здесь говорится о том, что до реформы о штатах 1764 г. скит был приписан к Кириллову Белозерскому монастырю, с 18 января 1798 г. — к Кириллову Новоезерскому монастырю, «а нынЬ паки принадлежит къ БЬлоезерскому монастырю». Последнее указание имеет важное датирующее значение. 8 июня 1805 г. игумен Новоезер-ского монастыря Феофан (Соколов) и архимандрит Кириллова Белозерского монастыря Вениамин (Жуков) обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Амвросию (Подобедову) с рапортом, в котором просили вернуть Нилову пустынь под управление Кириллова Белозерского монастыря. В том же году прошение было подписано [Иоанн, с. 12]. Следовательно, датировать «Историческое повествование» можно временем не ранее 1805 г. Другим датирующим фактом является дата разборки ветхой церкви во имя преподобного Ефрема Сирина. В «Историческом повествовании» этот храм упомянут как существующий. Однако, по свидетельству пер-

34 В собрании архимандрита Леонида (Кавелина) находится монографический сборник, посвященный преподобному Нилу Сорскому (РГБ. Ф. 557. № 87, XIX в.; сердечно благодарю за указание шифра сборника С. А. Семячко). Сборник имеет, скорее всего, оптинское происхождение, поскольку архимандрит Леонид был пострижеником Оптиной, долго жил в пустыни, участвовал в подготовке ее издательских проектов, он же является автором исторического описания монастыря и его библиотеки; см.: [Смирнова, с. 467-468]. Сборник открывает текст, названный Житием: «Житие преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго. Память его совершается мая въ 7-й день». Однако он представляет собой историческую биографию преподобного Нила (нач.: «Преподобный Нилъ Сорский, процвЬтавший въ XV столЬтии, родился въ богоспасаемомъ градЬ МосквЬ отъ благочестивых родителей.» (л. 1)). Далее за Житием следует пересказ трех Чудес преподобного Нила (л. 6-13 об.), «Предание» (л. 13 об.-25 об.), «Главы о мысленном делании» (л. 25 об.-138), Завещание Нила Сорского (л. 138-138 об.) и три послания (л. 139-161 об.). Составление исторической биографии старца Нила и «Исторического повествования» о его обители говорит, в частности, о том, что в XIX в. среди русского монашества возникает потребность исторического знания о святых.

вого историка Ниловой пустыни инока Иоанна (Калинина), он был разобран при строителе Серапионе в 1804 г., затем вместо церкви во имя Ефрема Сирина к Предтеченской церкви был пристроен одноименный придел, который 23 сентября 1806 г. переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы [Иоанн, с. 14]. Скорее всего, инок Иоанн допустил в своем описании неточность: 1804 г. датируется запрос на разборку церкви, отправленный в епархиальное управление, а разобран храм был, вероятно, несколько позднее — в 1805-м или в первой половине 1806 г. Эти исторические факты позволяют довольно точно датировать время написания «Исторического повествования»: после июня 1805-го до сентября 1806 г. В 1836 г. новым строителем Ниловой пустыни становится иеромонах Никон (Прихудайлов), он последовательно перестраивает монастырь: возводит каменную ограду, вместо древних церквей Сретения и Третьего Обретения святой главы Иоанна Предтечи — каменный Тихвинский собор (строительство началось в 1841 г.), добивается самостоятельности пустыни. 31 декабря 1850 г. по указу Синода Нилова Сорская пустынь была преобразована в самостоятельный общежительный заштатный монастырь 35. В «Историческом повествовании» описывается еще деревянный монастырь со своими древними храмами. Местом создания «Исторического повествования», возможно, был Кирилло-Бело-зерский монастырь, к которому пустынь относилась после 1805 г., либо Ни-ло-Сорский скит. Это предположение подтверждается тем, что при создании текста использовались документы из архивов этих монастырей.

За «Историческим повествованием» в рукописи следует «Надсловие» старца Василия Поляномерульского (л. 8-20)36 и «Предание» Нила Сор-ского в варианте для богослужебного применения (л. 21 —29)37. Далее переписаны «Главы о мысленном делании» Нила Сорского, которые, помимо своего обычного названия «От писании Святыхъ Отець о мысленномъ дЬла-нии сердечном и умномъ хранении, чесо ради нуждно сие и како подобаетъ тщатися о семъ», имеют название: «Вертоградъ душевный умнаго или мыс-леннаго дЬлания преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Сорскаго» (л. 29—99). За «Главами о мысленном делании» следует Завещание Нила

35 См. об этом: [Романенко 2018с, с. 196].

36 «Надсловие Достоино поминаемаго Старца, Отца Василиа Поляны Мерулуй, яже в Мул-тянии на Вертоградъ Душевный Блаженнаго Нила Сорскаго»; нач.: «Святи отцы иже едиными заповЬдми Христовыми учатъ охуждати страсти.».

37 «Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Аввы Нила Сорскаго Начальника Скитскаго Предание ученикомъ своимъ хотящымъ жити с нимъ о жительствЬ Скитскомъ. По благословению от Иереа чтецъ начинаетъ чести сице: Опасно иночествующаго во времена сия и подражателя древнихъ Святыхъ отецъ...»; нач. «Предания»: «(оставлено место для заглавной буквы «В») седЬиствиемъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.» (№ 119, л. 22).

Сорского (л. 99 об.) и Похвала святому, которая встречается в монографических сборниках XVIII в. из Нилова скита: «Въ изящных иночествующаго во времена сия явльшася и ревнителя (бывша) дрЬвнихъ святыхъ отець, Пре-подобнаго Отца нашего Старца Нила, иже на БЬлЬ езерЬ въ Сорской пустынЬ...» (л. 100—100 об.). Завершает подборку текстов преподобного Нила Сорского «Пристежение» старца Василия Поляномерульского (л. 101 — 108 об.)38. В рукописи № 119 находятся все тексты, включенные в состав публикации 1849 г.: «Надсловие» и «Пристежение» Василия Поляномерульского, «Предание» Нила Сорского в богослужебном варианте с Похвалой, «Главы о мысленном делании», Завещание Нила Сорского и текст «Въ изящных иночествующаго во времена сия.», который изначально появился как предисловие-похвала к «Главам о мысленном делании»39. Особенностью Завещания в списке № 119 является указание имени Нила в начале текста: «Къ сему и еще азъ, недостойный Нилъ, моих присныхъ господий и братий, иже суть моего нрава, молю.» (л. 99 об.). В большинстве списков Завещание анонимно: в настоящее время известны только две рукописи, в которых говорится, что оно написано от лица инока Нила 40. Такое же начало, как и в Опт. 119, мы находим в Оптинском издании 1849 г.: «Къ сему и еще азъ, недостойный Нил, моихъ присныхъ господий и братий, иже суть моего нрава, молю.» [Предание, с. 154]. Сравнение издания 1849 г. с этим списком позволяет утверждать, что издатели пользовались именно этой рукописью: тексты практически идентичны, за исключением нескольких мелких разночтений: «на мЬстЬ, идЬже живу» (Опт. 119. Л. 99 об.) — «на мЬстЬ, идЬже живемъ» [Предание, с. 154]; «и от мене прощение» (Опт. 119. Л. 99 об.) — «и от мене прощение да будетъ» [Предание, с. 155]; «Богъ да проститъ всЬхъ» (Опт. 119. Л. 99 об.) — «Богъ да проститъ всЬхъ насъ»41 (Опт. 119. Л. 99 об.). Кроме того, другие оптинские рукописи не содержат текста Завещания Нила Сорского. В середине XIX в. с рукописи № 119 был изготовлен список Опт. 120, однако книгу скопировали не полностью: в нее вошли

38 «Пристежение Достоино поминаемаго Старца, Отца Василиа Поляны Мерулуй, яже въ Мултянии на Вертоградъ Душевный Блаженнаго Нила Сорскаго»; нач.: «Еще же сей блаженный Старецъ нашъ Нилъ, объявляючи среднюю мЬру пищи и пития.».

39 Впервые встречается в рукописи 2-й половины XVI в.: РГБ. Ф. 304.! (Главное собр. Троице-Сергиевой лавры). № 188. Л. 19; см.: [Романенко 2022а, с. 303-304].

40 ГИМ. Собр. Вострякова. № 1207. Л. 120 об., первая треть XVIII в.; НБ СаратовГУ Кол. Мальцева. № 1252. Л. 148 об., 2-я пол. 60-х гг. XVIII в.; см. об этом: [Романенко 2022а, с. 313, 315].

41 Добавление «нас» в издании указывает на то, что текст сличали еще с Завещанием, инкорпорированным в «Историческое повествование»; на л. 6 об. находится именно такое чтение: «Богъ да проститъ всЬхъ насъ».

только «Историческое повествование», «Надсловие» Василия Поляноме-рульского, «Предание» и начало «Глав о мысленном делании» (два Слова)42.

Наличие «Надсловия» и «Пристежения», а также «Исторического повествования», заменившего Житие святого, является особенностью монографического сборника № 119.

Впоследствии «Историческое повествование» о Ниле Сорском и о его ските было использовано при написании в 40-х гг. XIX в. упоминавшегося выше Жития святого. Общность памятников прослеживается в их композиции. В текст Жития, как и в «Историческое повествование», инкорпорировано Завещание преподобного Нила Сорского, а также заметка о преставлении святого без каких-либо изменений. Очевидно, что фактическую часть биографии преподобного Нила автор Жития дополнил сведениями из «Повести о Нило-Сорском ските» 1674 г., где сказано, что Нил родился в Москве и был до пострижения скорописцем 43. Составитель «Исторического повествования» этих сведений не имел. Однако его текст содержит ряд интересных фактов об истории, устройстве, планировке и уставе самой Ниловой пустыни, поэтому ниже предлагается публикация этого памятника.

Приложение

Историческое ПовЬствование вкратцЬ о житии Преподобнаго и Богонос-наго Отца нашего Нила Сорскаго Новогородскаго Чудотворца и о СкитЬ его.

Сего преподобнаго отца нашего Нила обитель, такъ имянуемая: Ниловъ Скитъ или Пустынь Нилосорская, находящаяся въ Новгородской губернии и епархии въ БЬлоезерскомъ уЬздЬ, от города БЬлоезерска въ 25, а от Кириллова въ 15 верстахъ, при рЬчкЬ СорЬ или СоркЬ. Обитель сия основана была около половины пятагонадесять столЬтия преподобнымъ Ниломъ, по-стриженникомъ Кириллова БЬлоезерскаго монастыря; но кто, котораго града и откуду родомъ онъ былъ, никаких извЬстий не осталось, кромЬ того, что // онъ по пострижении своемъ чрез нЬсколько времяни пошелъ съ спостни- л. 5 об. комъ и ученикомъ своимъ Иннокентиемъ странствовать к Святымъ Восточ-нымъ мЬстамъ и, тамъ проведши нЬсколько лЬтъ въ Афонскихъ и Констан-тинопольскихъ монастыряхъ, возвратился паки в монастырь БЬлоезерский,

42 В качестве доказательства того, что основой копирования послужила рукописись № 119, служит ошибка в начале Предания Нила Сорского: первая буква в слове «Вседействием», которым начинается Предание, была пропущена, вероятно чтобы потом изобразить красивую начальную букву. Писец рукописи № 120 не понял замысла и написал: «СодЬйствием» (Опт. 120. Л. 23).

43 Повесть опубл.: [Прохоров, с. 393-398].

а оттуду удалился на рЬку Сору, гдЬ, водрузивши Кресть, поставил сперва Часовню и Келлию уединенную и при ней ископалъ кладязь. А когда сошлось к нему для сожития нЬсколько братии, то онъ построилъ церковь на насып-номъ возвышении; потому что мЬсто там было низменно и болотисто; а для пропитания братии устроилъ на рЬкЬ СорЬ водяную мельницу. Обитель свою учредилъ онъ не на общежительныхъ, но на строгихъ отшелнических л. 6 правилахъ, а потому она называлась Скитомъ (а)1, // чего дотолЬ въ Рос-сийскихъ монастыряхъ еще не бывало; и для того Преподобный Нилъ почитается Начальникомъ въ России Скитскаго Монашескаго жития, котораго написалъ онъ и особенныя правила по образцамъ Восточныхъ Скитскихъ уставовъ. Въ семъ СкитЬ нЬсколько лЬтъ подвизавшись со своею братиею, Преподобный Нилъ преставился въ лЬто от сотворения мира 7016, от Рождества же Бога Слова 1508 мЬсяца Маия въ 7 день за полтора часа нощи въ третию недЬлю по ПасцЬ Святыхъ Женъ Мироносицъ, будучи от рождения седмидесяти пяти лЬтъ. При кончинЬ своей оставилъ онъ слЬдующее о себЬ завЬщание:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа 2. ЗавЬщаваю, яже о себЬ мо-имъ приснымъ Господиямъ и Братиямъ, яже суть моего нрава: молю васъ, повергните тЬло мое въ пустынЬ, да изъядятъ его звЬрие и птицы; понеже л. 6 об. согрЬшило есть и погребения к Богу много // недостойно есть 3. Аще ли сице не сотворите, и вы, ископавше ровъ на мЬстЬ, идже живетъ, со всякимъ безчестиемъ погребите мя. Бойтеся же слова, иже великий Арсений завЬща своимъ ученикомъ, глаголя: «На судЬ стану съ вами, аще кому дадите тЬло мое»; зане потщаниемъ моимъ, елико по силЬ моей, что быхъ не сподобленъ чести и славы вЬка сего никоторыя, яко въ житии семъ, тако и по смерти моей. Молю же всЬхъ, да помолятся о душЬ моей грЬшнЬй, и прощения прошу о всЬхъ, и от мене прощениемъ Богъ да проститтъ всЬхъ насъ».

Во время посЬщения БЬлоезерскихъ монастырей Царь Иоаннъ Василь-евичь (Грозный) въ 1569 году былъ и въ Нилосорскомъ СкитЬ. Он повелЬлъ было построить тамъ каменную церковь на мЬсто древяной, Преподобнымъ л. 7 Ниломъ устроенной; но въ сонномъ видЬнии // преподобный Нилъ, явясь ему, то воспретилъ. Посему Государь пожаловалъ только за собственноруч-

1 На нижнем поле листа находится сноска: (а) Имя Скитъ, происходящее от греческаго аокптп^ (аскитисъ) — Труженикъ, Подвижникъ, Воздержникъ, значитъ Подвижническое безмолвное жилище.

2 Начало выделено киноварью.

3 Здесь неверное чтение текста, которое, видимо, возникло из-за переноса на другую строку. Выше, в отдельном тексте Завещания, находится правильное чтение: «.понеже согрЬшило есть Богу много, и недостойно есть погрЬбения» (Опт. 119. Л. 99 об.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нымъ подписаниемъ Граммату монашествующимъ Скита сего объ отпускЬ имъ денежнаго и хлЬбнаго оклада на пропитание. Но граммата сия потерялась; а Скитъ время от времяни пришелъ въ упадокъ и еще до духовныхъ штатовъ 1764 года приписанъ былъ уже къ Кириллову БЬлоезерскому монастырю. Потомъ съ 1798 года генваря 18 дня отписанъ былъ къ Кириллову же Новоезерскому, а нынЬ паки принадлежитъ къ БЬлоезерскому монастырю.

Въ настоящее время здание в СкитЬ все деревянное слЬдующее: а) церковь во имя СрЬтения Господня, построена въ 1666 году 4; в) церковь во имя Иоанна Предтечи, построена въ 1659 году 5, въ ней почиваютъ Мощи // Преподобного Нила подъ спудомъ у сЬверной стЬны подлЬ церковной две- л. 7об. ри; г) церковь ветхая во имя Преподобнаго Ефема Сирина, когда построена, не извЬстно 6; д) колокольня; е) кельи Настоятельския и Братския; э) скот-ний дворъ и з) вмЬсто водяной устроенной Преподобнымъ Ниломъ мелницы, нынЬ построена уже вЬтряная. Настоятелями теперь строители. Божиею же милостию и изволениемъ и молитвами и терпЬниемъ Преподобнаго Отца нашего Нила, от того времяни строения его, въ Пустыни оной, по преданию древнихъ Святыхъ отецъ, даже и до сего дне, Скитское жительство совершается.

4 Первая церковь в честь Сретения Господня в Ниловой Сорской пустыни была построена, вероятнее всего, при жизни преподобного Нила (+ 7 мая 1508), храм неоднократно горел и перестраивался. Указанная в «Историческом повествовании» дата относится к последнему зданию, просуществовавшему до 1841 г., см. подробнее: [Романенко 2018с, с. 190, 196].

5 Согласно приходно-расходным книгам Нилова скита, возведение церкви в честь Третьего Обретения главы св. Иоанна Предтечи было завершено в 1658 г. при строителе Христофоре, см.: [Романенко 2018с, с. 193].

6 Немецкая исследовательница Ф. фон Лилиенфельд, основываясь на выходной записи сорского монаха Герасима по прозвищу Скудной или Глупой в рукописи середины XVI в. (РНБ. Собр. Погодина. № 1563. Л. 16), высказала интересное соображение, что Сретенская церковь имела придел или престол во имя преподобного Ефрема Сирина [Лилиенфельд, с. 80]. Нельзя сказать точно, существовал ли этот придел или престол при преподобном Ниле Сорском. Но в Ниловой пустыни в XIX в. сохранялось предание о том, что старец Нил очень любил творения св. Ефрема и освятил во имя преподобного церковь. В начале XVII в. была построена отдельная церковь во имя св. Ефрема Сирина, приходно-расходная книга строителя Нилова скита за 1611-1612 гг. сообщает, что в «новую церковь» куплена слюда для окна. Храм неоднократно перестраивался. В 1675 г. при строителе Мардарии теплую церковь во имя Ефрема Сирина построили заново. 16 февраля 1717 г. была подписана благословенная грамота епископа Вологодского и Белозерского Павла на строительство теплой церкви во имя св. Ефрема Сирина в Ниловом скиту Сорской пустыни вместо сгоревшего храма (Архив СПбИИ РАН. Кол. 260. Оп. 1. Ед. хр. 827; [Романенко 2003, с. 230]), об истории строительства храма см. подробнее: [Романенко 2022Ь, с. 79-80, № 152].

Литература

Боровкова-Майкова — Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величков-ский. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1911. 8 с.

Диомид 2011 — Диомид (Кузьмин), иером. Иоасаф (Медведев) // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2011. Т. 25. С. 197-198.

Диомид 2019 — Диомид (Кузьмин), иером. Площанский в честь Казанской иконы Бо-жией Матери монастырь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. Т. 56. С. 730-739.

Евсеев 1906 — Описания рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах / Сост. И. Е. Евсеев. Орел: Тип. Хализева, 1906. Вып. 2. 138 с. (125-262).

Евсеев 1909 — Описания рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах / Сост. И. Е. Евсеев. Орел: Типолитогр. Е. А. Турчаниновой, 1909. Вып. 3. 27 с.

Запальский — Запальский Г. М. Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. Т. 53. С. 61-69.

Иоанн — Иоанн (Калинин), инок. Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Нижегородской епархии. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. 54 с.

Каталог — Каталог славянских рукописей монастыря Нямец / Сост. П. Б. Жгун. Серпухов: Наследие Православного Востока, 2017. 344 с.

Левшун, Пидгайко — Левшун Л. В., Пидгайко В. Г. Леонтий (Карпович), архимандрит // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2015. Т. 40. С. 505-508.

Леонид — Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 3-е изд., доп. М.: Тип. В. Готье, 1876. [2], 246, 167 с.

Летопись — Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: В 2 т. / Сост. монах Марк (А. Г. Хомич). М.: [б. и.], 2008. Т. 2. 671, 1 с.

Лилиенфельд — Лилиенфельд Ф., фон. Преподобный Нил Сорский и его творения: Кризис традиции на Руси при Иване III / Пер. с нем. священников Н. В. Со-лодова и М. В. Сорокина. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2022. 336 с.

Никодим — Никодим (Кононов), иером. Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М.: [б. и.], 1909. 172 с.

Пелин — Пелин В. С. Василий Поляномерульский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 214-216.

Предание — Преподобного отца нашего Нила Сорскаго Предание учеником своим о жительстве скитском. М.: Университетская тип., 1849. XLVIII, 156, II с.

Прохоров — Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подгот. Г. М. Прохоров. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. 424 с.

Романенко 2003 — Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 253 с.

Романенко 2018a — Романенко Е. В. Нил, прп. Сорский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. С. 80-101.

Романенко 2018b — Романенко Е. В. Нил (Прихудайлов), иеросхимонах // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. Т. 51. С. 128-133, 135-136.

Романенко 2018c — Романенко Е. В. Нилова Сорская в честь Сретения Господня пустынь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. Т. 51. С. 188-203.

Романенко 2022a — Романенко Е. В. Монографические сборники XVI—XVIII вв., посвященные Нилу Сорскому // Книжные центры Древней Руси: Ростово-Яро-славская земля. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2022. С. 292—323.

Романенко 2022b — Романенко Е. В. Примечания // Лилиенфельд Ф., фон. Преподобный Нил Сорский и его творения: Кризис традиции на Руси при Иване III. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2022.

Сазонова — Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 894 с.

Смирнова — Смирнова И. Ю. Леонид (Кавелин), архим. // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2015. Т. 40. С. 467—473.

Шевченко 2004a — Шевченко Е. Э. К истории канонизации преподобного Нила Сорского // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2004. № 1 (15). С. 95—101.

Шевченко 2004b — Шевченко Е. Э. Служба и Житие преп. Нила Сорского, составленные в середине XIX в. иеросхимонахом Нилом (Прихудайловым) // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 166—186.

Чубинская — Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской»: Опыт историко-культурной интерпретации // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1985. Т. 38. С. 290—308.

References

Borovkova-Maikova, M. S. (1911). NilSorskiiiPaisii Veiichkovskii. Saint Petersburg: Tipografiya M. A. Aleksandrova, 8 p.

Chubinskaya, V G. (1985). 'Ikona Simona Ushakova "Bogomater' Vladimirskaya", "Drevo Moskovskogo gosudarstva", "Pokhvala Bogomateri Vladimirskoi": Opyt istoriko-kul'turnoi interpretatsii', in: Trudy Otéela drevnerusskoi literatury. Leningrad: Nauka. Vol. 38, 290—308.

Diomid (Kuz'min), ieromonakh (2011). 'Ioasaf (Medvedev)', in: Pravoslavnaya entsiklopediya.

Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 25, 197—198.

Diomid (Kuz'min), ieromonakh (2019). 'Ploshchanskii v chest' Kazanskoi ikony Bozhiei Materi monastyr'', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 56, 730—739.

Evseev, I. E., ed. (1906). Opisaniya rukopisei, khranyashchikhsya v Orlovskikh drevlekhranilishchakh. Orel: Tipografiya Khalizeva. Vol. 2, 138 p. (125—262).

Evseev, I. E., ed. (1909). Opisaniya rukopisei, khranyashchikhsya v Orlovskikh drevlekhranilishchakh. Orel: Tipolitografiya E. A. Turchaninovoi. Vol. 3, 27 p.

Ioann (Kalinin), inok (1913). Opisanie Nilo-Sorskoi muzhskoi obshchezhite'noi pustyni Nizhegorodskoi eparkhii. Moscow: Pechatnya A. I. Snegirevoi, 54 p.

Leonid (Kavelin), arkhimandrit (1876). Istoricheskoe opisanie Kozel'skoi Vvedenskoi Optinoi pustyni. Moscow: Tipografiya V Got'e, [2], 246, 167 p.

Levshun, L. V, Pidgaiko, V G. (2015). 'Leontii (Karpovich). arkhimandrit', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 40, 505—508.

Lilienfel'd, F. fon (2022). Prepodobnyi Nil Sorskii i ego tvoreniya: Krizis traditsii na Rusi pri Ivane III. Sergiev Posad: Izdatel'stvo Moskovskoi dukhovnoi akademii, 336 p.

Mark (Khomich A. G.), monakh, ed. (2008). Letopis' skita vo imya svyatogo Ioanna Predtechi i Krestitelya Gospodnya, nakhodyashchegosya pri Kozel'skoi Vvedenskoi Optinoi pustyni. Moscow: [s. n.]. Vol. 2, 671, 1 p.

Nikodim (Kononov), ieromonakh (1909). Startsy: otets Paisii Velichkovskii i otets Makarii Optinskii i ikh literaturno-asketicheskaya deyatel'nost'. Moscow: [s. n.], 172 p.

Pelin, V S. (2004). 'Vasilii Polyanomerul'skii', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 7, 214-216.

Prepodobnogo ottsa nashego Nila Sorskago Predanie uchenikom svoim o zhitel'stve skitskom (1849). Moscow: Universitetskaya tipografiya, XLVIII, 156, II p.

Prokhorov, G. M., ed. (2005). Prepodobnye Nil Sorskii i Innokentii Komel'skii. Sochineniya. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 424 p.

Romanenko, E. V (2003). Nil Sorskii i traditsii russkogo monashestva. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 253 p.

Romanenko, E. V (2018). 'Nil, prepodobnyi Sorskii', in: Pravoslavnaya entsiklopediya.

Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 51, 80-101.

Romanenko, E. V (2018). 'Nil (Prikhudailov), ieroskhimonakh', in: Pravoslavnaya entsiklopediya.

Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 51, 128-133, 135-136.

Romanenko, E. V (2018). 'Nilova Sorskaya v chest' Sreteniya Gospodnya pustyn'', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 51, 188-203.

Romanenko, E. V (2022). 'Monograficheskie sborniki 16-18 vekov, posvyashchennye Nilu Sorskomu', in: Knizhnye tsentry Drevnei Rusi: Rostovo-Yaroslavskaya zemlya. Saint Petersburg: Izdatel'stvo "Pushkinskii Dom", 292-323.

Romanenko, E. V (2022). 'Primechaniya', in: Lilienfel'd, F. fon. Prepodobnyi Nil Sorskii i ego tvoreniya: Krizis traditsii na Rusi pri Ivane III. Sergiev Posad: Izdatel'stvo Moskovskoi dukhovnoi akademii.

Sazonova, L. I. (2006). Literaturnaya kul'tura Rossii. Rannee Novoe vremya. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 894 p.

Shevchenko, E. E. (2004). 'K istorii kanonizatsii prepodobnogo Nila Sorskogo', Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki, 1 (15), 95-101.

Shevchenko, E. E. (2004). 'Sluzhba i Zhitie prepodobnogo Nila Sorskogo, sostavlennye v seredine 19 veka ieroskhimonakhom Nilom (Prikhudailovym)', in: Rukopisnaya kniga Drevnei Rusi i slavyanskikh stran: Ot kodikologii k tekstologii. Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin, 166-186.

Smirnova, I. Yu. (2015). 'Leonid (Kavelin), arkhimandrit', in: Pravoslavnaya entsiklopediya.

Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 40, 467-473.

Zapal'skii, G. M. (2019). 'Optina v chest' Vvedeniya vo khram Presvyatoi Bogoroditsy pustyn'', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 53, 61-69.

Zhgun, P B., ed. (2017). Katalog slavyanskikh rukopisei monastyrya Nyamets. Serpukhov: Nasledie Pravoslavnogo Vostoka, 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.