Научная статья на тему 'АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) О ПОЧИТАНИИ ПРЕПОДОБНОГО ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО В КОЗЕЛЬСКЕ'

АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) О ПОЧИТАНИИ ПРЕПОДОБНОГО ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО В КОЗЕЛЬСКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. ЕЛЕАЗАР АНЗЕРСКИЙ / АРХИМ. ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) / ХРАМ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ В Г. КОЗЕЛЬСКЕ / ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНЕ / ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕСКИЙ СКИТ / ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА / ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Севастьянова Светлана Климентьевна

Личность прп. Елеазара Анзерского, уроженца Козельска, привлекла внимание архим. Леонида (Кавелина) в связи с интересом ученого к истории Калужской епархии. Помимо изложения краткой биографии подвижника в одном из изданий книги об Оптиной пустыне, о. Леонид упомянул об иконных изображениях старца. Статья посвящена анализу фактов, позволивших связать почитание прп. Елеазара на родине с осмыслением его аскетического опыта, соединившего древнерусские традиции православной веры и мистическое восточное христианство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIMANDRITE LEONID (KAVELIN) ON THE VENERATION OF THE MONK ELEAZAR OF ANZERSK IN KOZELSK

The personality of St. Eleazar of Anzersky, a native of the city of Kozelsk, attracted the attention of Archimandrite Leonid (Kavelin) due to the scientist's interest in the history of the Kaluga diocese. In addition to a brief biography of Eleazar, set out in one of the editions of the book about Optina Hermitage, Father Leonid mentioned the icons of the elder. The article is devoted to the analysis of these facts, which made it possible to link the veneration of St. Eleazar in his homeland with an understanding of his monastic and ascetic experience, which combined the ancient Russian traditions of the Orthodox faith and mystical Eastern Christianity.

Текст научной работы на тему «АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) О ПОЧИТАНИИ ПРЕПОДОБНОГО ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО В КОЗЕЛЬСКЕ»

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ И КУЛЬТУРА

RAR

УДК 930.85

ББК 63.3

DOI 10.34685/HI.2022.36.1.003

АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН)

О ПОЧИТАНИИ ПРЕПОДОБНОГО ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО В КОЗЕЛЬСКЕ*

Севастьянова Светлана Климентьевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры социальной антропологии и межкультурной коммуникации Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, ул. Нижегородская, д. 6, г. Новосибирск, Российская Федерация, 630102 e-mail: sevask@mail.ru

Аннотация

Личность прп. Елеазара Анзерского, уроженца Козельска, привлекла внимание архим. Леонида (Кавелина) в связи с интересом ученого к истории Калужской епархии. Помимо изложения краткой биографии подвижника в одном из изданий книги об Оптиной пустыне, о. Леонид упомянул об иконных изображениях старца. Статья посвящена анализу фактов, позволивших связать почитание прп. Елеазара на родине с осмыслением его аскетического опыта, соединившего древнерусские традиции православной веры и мистическое восточное христианство.

Ключевые слова

Прп. Елеазар Анзерский, архим. Леонид (Кавелин), храм Богоявления Господня в г. Козельске, храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыне, Иоан-но-Предтеческий скит, церковь в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, духовная преемственность.

17

Сердечно благодарю наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископа Можайского Леонида (Толмачева), викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за консультацию, ценные советы и источники, которые помогли расставить в статье акценты и уточнить детали известных в литературе фактов.

В круг святых и подвижников благочестия на Руси архим. Леонид (Кавелин) включил прп. Елеазара Анзерского ^ 1656)1, который уже в начале XVIII в. имел общерусское почитание2 и св. изображения, созданные в традиции севернорусской иконографии3. (Илл. 1)

логии анзерского старца4. Актуальность и новизна данной темы обусловлены отсутствием в исследованиях о Елеазаре упоминаний о богослужебной практике и иконографической традиции на его родине. Надеемся, что наши скромные наблюдения станут стимулом для изучения служебных текстов и иконных сюжетов, созданных в честь прп. Елеазара Анзер-ского в Козельской земле.

Источник архим. Леонида о прп. Елеазаре Анзерском. (Илл. 2)

Илл. 1. Прп. Елеазар Анзерский. Икона. Первая половина XVIII в.

У архим. Леонида нет специальных работ о св. Елеазаре, основателе скита на одном из островов Соловецкого архипелага, молитвеннике о рождении царевича Алексея Михайловича и духовном учителе будущего Патриарха Никона. Обращение ученого архимандрита к личности Елеазара связано с его интересом к истории Оптиной пустыни, где о. Леонид принял постриг в монашество (1857) и начал свой аскетический путь. Его заметки о почитании святого на родине, в Козельске, открывают перспективы для осмысления духовной генеа-

Илл. 2. Свято-Троицкий Анзерский скит. Современный вид

В очерк о Введенской Оптиной пустыне архим. Леонид поместил биографическую справку о св. Елеазаре. В ее основе — издание архим. Досифея (Немчинова) о Соловецком монастыре5. Текст источника воспроизведен достаточно точно: мы отметили случаи нового порядка слов, уточнений и парафраза. Есть и издательские ошибки. Уточнение с противоречащей действительности датой: «При семъ случай пожалована ему (Елеазару. — С.С.) грамота съ прибавлешемъ ружнаго и денежнаго жалованья для Анзер-скихъ скитянъ (начально опредЪленнаго еще въ 1620 году, по благоволенш патр1арха Никона) и на получеше изъ казны всякихъ церков-

1 Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. СПб., 1891. С. 110-111 (№ 457). Служба прп. Елеазару составлена после 1838 г. /Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 159, 557.

2 Чумичева О. В., Севастьянова С. К., Кольцова Т. М. Елеазар // ПЭ. М., 2008. Т. 18. С. 262.

3 Кольцова Т. М. Иконография преподобного Елеазара

Анзерского // Наследие Соловецкого монастыря: Сб. до-

кладов всеросс. конфер. Архангельск, 2007. С. 168-179;

Белоброва О. А. Очерки русской художественной куль-

туры XVI-XX веков. Сб. ст. М., 2005. С. 97-102; и др.

4 Чрезвычайно интересной, но самостоятельной теме почитания прп. Елеазара Анзерского в старообрядческой среде в данной работе внимание не уделяется.

5 Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1-2. С. 317-326; [И. Л.]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е. СПб., 1862. С. 157, сн. 71. Ссылки на это изд. — в тексте статьи, в круглых скобках. Цитаты из дореволюционных изданий даны в орфографии оригинала.

ныхъ потребностей какъ-то: воска, ладана, меда и проч.» (с. 154). Опечатка в годе кончины прп. Елеазара — 1665 (с. 155).

Цитируя базирующийся на подлинных соловецких документах очерк о прп. Елеазаре, архим. Леонид сократил текст источника6. Это придало изложению биографии старца стройный вид и помогло четче выразить идею преемственности монашеского подвига опыту «древнихъ скитскихъ отцевъ».

Память прп. Елеазара в г. Козельске. Излагая историю Козельска, архим. Леонид дал краткую справку о церкви в честь Богоявления Господня. Выстроенная в камне после пожара 1777 г., уничтожившего деревянное строение XV в., она известна как первый в городе православный храм. Среди чтимых прихожанами икон архимандрит упомянул изображение прп. Елеазара Анзер-ского со сщмчч. Власием и Антипой7. Приведена и надпись на иконе: «преподобный Елеазаръ Анзерскш, уроженецъ города Козельска, сынъ купца Севрюкова, преставился 1656 году Генваря 13-го дня» (с. 151). Образ пожертвован козельским городским головой М. Д. Иноземцевым. Личность дарителя — особая тема. Остановимся лишь на иконографическом сюжете.

Свв. Власия, еп. Севастийского ^ ок. 316) и Антипу, еп. Пергамского (I в.) почитают в православии как «действенных заступников и помощников в бедах»8. Посетивший опального Патриарха Никона в Воскресенском монастыре

осенью 1663 г. архимандрит афонского монастыря Костамонит Феофан поднес святителю частицу мощей сщмч. Власия9. Сщмчч. Власия и Антипу принято писать среди избранных святых, соименных членам семьи заказчика, что, по-видимости, реализовалось и на иконе, вложенной г-ном Иноземцевым в Богоявленскую церковь. В сюжете св. изображения, как и в каноне и молитве прп. Елеазару Анзерскому на Соловках10, доминировала тема «скорого заступления».

Чаяние козельчан молитвенной помощи святого выражено и в созданном в XX в. акафисте11, читаемом на всенощном бдении в день памяти прп. Елеазара 13/26 января. В воскресные дни служится общий молебен, где поминаются все святые храма, в том числе и прп. Елеазар.

Фреска в храме в честь Казанской иконы Бо-жией Матери в Оптиной пустыни. (Илл. 3)

6 Досифей, архим. Географическое... описание... С. 319— 321, 322-323, 324.

7 Возведенный в конце XVIII в. на месте сгоревшей Богоявленской церкви одноименный храм был уничтожен в начале Великой Отечественной войны. Икона прп. Елеазара современного письма с частицей мощей святого находится в козельском Благовещенском храме.

Мощи прп. Елеазара после их обретения летом 1757 г. покоились под спудом в Троицкой церкви на Анзере, а после закрытия Свято-Троицкого скита в 1925 г. были вскрыты и увезены с Анзерского острова в неизвестном направлении. Однако в 2003 г. в разоренном погребении обнаружены частицы мощей святого. Сегодня они хранятся в Соловецком монастыре, в Благовещенском храме г. Козельска и во Владимирской церкви в Твери. — [Б. а.]. Преподобные во святых мощах // URL: http://d177087.u24.alta-hosting.ru/cvyatye%20v%20mowax/ prepodobnii_3.html#prpEA (дата обращения: 01.12.2021).

8 Бугаевский В. А., Лосева О. В., Никифорова А. Ю., Герасименко Н. В. Антипа // ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 542-543; Бугаевская Л. А., Жаворонков П. И., Турилов А. А., Шевченко Э. В. Власий // ПЭ. М., 2005. Т. 9. С. 104-105.

Илл. 3. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни. Вид со стороны южных ворот. Современное фото

9 РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией). Оп. 1. Д. 8. 1663 г. Л. 2-7.

10 Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника. СПб., 2014. С. 607.

11 Рукописный экземпляр акафиста с благословением епископа Калужского и Боровского Онисифора 1966) к исполнению в Козельске в день памяти святого, заверенным епархиальной печатью 28 марта 1956 г., до своей кончины хранил благочинный Козельского округа прот. Валерий Даниличев 2008). До того, как иерод. Елеаза-ром (Карловым), насельником Оптиной пустыни, подлинник был увезен на Афон, он был издан. — Акафист и житие преподобного отца нашего Елеазара, Анзерско-го чудотворца и Козельского молитвенника. Козельск, 2008. По словам епископа Можайского Леонида, оригинал рукописного акафиста утерян.

Казанский храм, возводившийся в первое десятилетие XIX в. во Введенской Оптиной пустыни, отличался от других монастырских церквей богатством иконной и стенной живописи (с. 183, 184). Оригинальные св. изображения внутри собора не сохранились. Не описаны они и архим. Леонидом. Однако образ прп. Елеазара воспроизведен монастырскими иконописцами в 2000-х гг. на северной стене центральной арки на фреске, выполненной по древнему способу «влажной» росписи. (Илл. 4.).

общие для желавших уединения подвижников черты пустынножительства и следование византийским первообразам в организации монашеской жизни. Он основал несколько крупных монастырей, возобновил монашеское общежитие, укоренное в традицию Киево-Печерских основателей Феодосия и Антония, воспитал иноков, которые положили начало новым монастырям, обозначившим гетерогенные точки обширной сакральной территории, названной А. Н. Муравьевым Русской Фиваидой на Севере.

Илл.5. Фреска с изображением русских святых в Казанской церкви. Ок. 2000 г. Современное фото

Илл. 4. Центральная арка Казанской церкви. 2012 г. Фото В. И. Печенева

Это единственное изображение прп. Еле-азара в храмах Оптиной пустыни. Анзерский старец изображен со свв. отцами Русской Православной Церкви. В центре композиции из семи фронтальных фигур в нижнем ряду — прпп. Сергий Радонежский ^ 1392) и Андрей Рублев ^ 1430). Справа от «игумена земли Русской» — прп. Елеазар, с левого края — прп. Александр Свирский ^ 1533); во верхнем ряду (слева направо) — прпп. Никон Радонежский ^ 1426), Антоний Сийский ^ 1556) и Макарий Желто-водский ^ 1444). (Илл. 5).

В иконографической программе этого собора угодников Божиих, написанных оптинским насельником иноком Алипием (Подковыриным; t 2014) под руководством насельника игумена Илариона (Ермолаева; t 2018), реализованы две темы. Одна — преемственность монашеской традиции. В монашеско-аскетическом опыте старцев соединись древнерусские традиции православной веры и мистического восточного христианства. Прп. Сергий, родоначальник деятельного исихазма и русского старчества, насаждал

Илл. 6. Прп. Елеазар Анзерский.

Фрагмент фрески

Вторая тема — Животворящей Троицы. Восприемники идущего от прп. Сергия понимания догмата и образа Св. Троицы как символа живого единства, свв. отцы удостоились обладания редким даром видения св. Триединства, в память о чем они строили Троицкие церкви, полагавшие начало будущим монастырям и скитам. На хартии прп. Сергия читаются слова о почитании и поклонении Отцу и Сыну и Св. Духу — редкое изречение, не зафиксированное в альбомах по русской иконографии12. Образ Св. Троицы как знак единства Русской Церкви через освоение

12

Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 2002. С. 25-26.

опыта Вселенского Православия и развития национальных начал воплотился в иконе «Святая Троица» прп. Андрея Рублева, которую на фреске держит подвижник. В руках прп. Елеазара — модель Троицкой церкви. (Илл. 6).

На Соловках сюжет «Св. Троица» приобрел особую значимость, как считает Т. М. Кольцова, в начале 1620-х гг. после строительства на Анзе-ре первой деревянной церкви во имя Св. Троицы. На период самостоятельности скита от Соловецкого монастыря образ Троицы стал его

символом13.

Изображение прп. Елеазара в алтаре Казанского храма в XIX в. В монастырской описи 1892 г. сохранилось упоминание об иконе прп. Елеазара в алтаре Казанской церкви. Приведем фрагмент из этого документа14, любезно предоставленный нам наместником Оптиной пустыни еп. Леонидом: «12. Преп. Димитр1я При-луцкаго иконописный на кипар[исной] дске вышины 11% верш[ков], ширин[ой] 9% верш-ковъ15 а, вверху написанъ Деисусъ, а на поляхъ предстоящ1е; справа: Св. Николай Чудотв[орец], Пафнутш Боровскш, Александръ Невскш; а слева: Святитель Митрофанъ Воронежск[ий], Преп. Елеазаръ Анзерскш, Св. Княгиня Ольга. Окладъ сребропозлащенный чеканный бсъ на-кладкамиб, венецъ на Преп. Димитрш. С1яше изъ стразовъ обделано въ серебре; вокругъ лика — мелкою бирюзой. Отделяющая Пре-подобнаго рама — изъ белыхъ стразъ; весу съ финифтью и стразами 3 фун[та] 15 золот[ых]. По умершемъ Козельск [ом] Купце Димитрш Александровиче] Брюзгине». На иконе прп. Еле-азар запечатлен среди предстательствующих Христу святых. Центральная фигура на иконе — прп. Димитрий Плуцкий ^ 1406), соименный Дмитрию Александровичу — потомственному почетному гражданину, представителю известной в России династии фабрикантов

13 Кольцова Т. М. Иконы Соловецкого монастыря // Галерея. 2006. № 3 (12). С. 34-41.

14 НИОР РГБ. Ф. 213 (Оптина пустынь). К. 7. № 6. Л. 6. Текст воспроизводится в орфографии источника: сохранены буквы: 1 и е, регистр заглавных и строчных букв соответствует оригиналу; сокращения раскрываются в квадратных скобках.

15 На поле напротив основным почерком помета тутъ же

находится. б-б Слова над строкой.

Брюзгиных, держателей полотняного производства в Козельске и Козельском уезде.

Изображения прп. Елеазара в Иоанно-Пред-теченском ските в XIX в.16 Тема духовной преемственности доминировала в двух образах прп. Елеазара и в ските. Первый, как свидетельствовал иером. Леонид (Кавелин), находился в арке Св. врат. Анзерский подвижник был изображен среди 11 фронтальных фигур почитаемых отцов Российской Церкви. Это: прп. Савва Звенигородский ^ 1407); юрод. Лаврентий Калужский ^ 1515); прпп. Тихон Калужский (Медынский, t 1492); Никон Радонежский; Варлаам Хутынский ^ 1192); Елеазар Анзерский; Мака-рий Калязинский ^ 1483), у которого на хартии «епиграфъ: "отъ всякаго пути лукаваго возбра-нихъ ногамъ моимъ, яко да сохраню словеса Твоя"» (Пс. 118: 101); Пафнутий Боровский ^ 1477), «на хартш написана: "свттильникъ ногамъ моимъ законъ Твой и свттъ стезямъ моимъ"» (Пс. 118: 105); Сергий Радонежский, «на харт1и надпись: "не скорбите брат1е и не унывайте: азъ отхожду отъ васъ душею, но духомъ съ вами пребуду; Обитель моя во втки не оскудтетъ"»; Кирилл Белозерский ^ 1427), «на хартш написано: "во втки незабуду оправданш Твоихъ, яко въ нихъ оживилъ мя еси"» (Пс. 118: 93); Нил Сорский ^ 1508), «на хартш надпись: "и свою немощь подобаешь исповтдати; и слово Бож1е не скрывати отъ хо-тящихъ послушати е"».

Для трактовки иконографического сюжета важное значение имеют слова, начертанные на свитках святых. Это стихи 118 псалма, не зафиксированные в альбомах по русской иконографии как тексты на хартиях этих святых; они — о хранении слова Божьего как жизненного ориентира и исполнении его добродетельным делом, о жизни по Богу и закону благодати17. Изречение на свитке прп. Сергия напоминает прощальные назидания и утешения братии, традиционно сопровождающие иконографию преподобных отцов. Наказание о хранении монастырского порядка и уклада коррелирует

16 Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. С. 30-31, 38-42.

17 Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 2. Ветхий Завет. Псалтирь — Книга Пророка Малахии: Пер. с англ. СПб., 2000. С. 136-137.

с заветом прп. Нила Сорского на хартии, заимствованным из «Предания» старца ученикам18. Слова на свитках, традиционные для агиографии и иконографии русских святых, становятся выражением общности православной духовной традиции и символом преемственности аскетического опыта подвижников от мистико-созер-цательных практик восточного монашества.

Второй образ прп. Елеазара находился в церкви в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, на западной стене над входной дверью. В окружении свв. отцов православной Восточной Церкви и почитаемых во Вселенской Церкви египетских, синайских, сирийских и палестинских отцов-пустынников, раннехристианских отшельников и анахоретов были написаны образы: прпп. Сергия Радонежского, Елеазара Анзерского, Пафнутия Боровского и Нила Сор-ского. Этот собор православных святых обозначил границы духовного единения и типологического сходства святой генеалогии восточного монашества и русской православной святости.

Автором иконографческих программ Св. врат и Иоанно-Предтеченской церкви в ските был ие-росхим. Макарий (Иванов; 1788-1860). Как свидетельствовал архим. Леонид, в 1860 г. при старце и под его наблюдением обновлены и вновь написаны святые образы в иконостасе, а также украшающие плоский потолок и стены святые изо-бражения19. «План Святых скитских врат, — писал мон. Лазарь (Афанасьев), — был тщательно продуман старцем Макарием: они устроены и украшены были так, что как некая духовная книга заключали в себе весьма содержательное православное учение»20. В самом деле, судя по подбору святых персоналий в изображениях Иоанно-Предтечен-ского скита, прп. Елеазар и его духовный подвиг омыслялись в традиции многовекового опыта русского монашества, воспринявшего и по-своему реализовавшего первообразы разных типов восточно-христианского монашества и правила бого-

18 Нила Сорского Предание и Устав / Со вступ. ст. М. С. Бо-ровковой-Майковой. СПб., 1912. С. 4.

19 Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 2008. Т. 1. С. 458.

20 Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне исто-

рии обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев). М., 2016. С. 139, 140-142.

служебной жизни по Студийскому и Иерусалимскому уставам.

Следуя духовными путями прп. Сергия Радонежского и его учеников, старец Елеазар Анзер-ский стал преемником афонской монашеско-аске-тической школы, введя в Анзерском ските устав прп. Нила Сорского21. Козельск, где прп. Елеазар появился на свет, сделал его частью духовной семьи рожденных в Калужской земле старцев и духовно приобщил к тем из них, кто практиковал такие редкие и сложные формы подвижничества как столпничество (прп. Тихон Калужский) и юродство Христа ради (св. Лаврентий Калужский). Через личное почитание отцов-пустынников и древних аскетов, рассказы о подвигах которых Елеазар собственноручно переписывал в «Цветниках», патериках и сборнике под названием «Старчество», он стал восприемником их опыта управления желаниями через тяжелый физический труд, пост, молитву. Из жития святого известно, что он занимался рукоделием — делал деревянные чашки, овладел искусством резьбы по дереву и писал по откровению иконы, которые прославились чудотворениями. Подобно прп. Варлааму Хутын-скому, преодолевал искушения плоти, наблюдая за разложением рыбы, предназначенной в пищу. Подобно раннехристианским и первым русским монахам, молитвой побеждавших врагов, прп. Елеазар, поучал разбойников, наказывал грабителей «несмысленным» кружением около келии, обращал в бегство.

Несмотря на агиографические топосы, на которых строится жизнеописание прп. Елеазара, эти и другие примеры строгой подвижнической жизни ставят его в один рад со старцами, в аскетических подвигах которых ярко проявляется духовная преемственность Афона, восточного монашества в его разных формах и русский тип святости. Духовно-культурное взаимодействие монашеского подвижничества и монастырской традиции, христианского просвещения и пастырского служения, восточно-христианских ценностей и аскетических методик способствовали возникновению особой коммуникативной практики духовного наставничества. В персоне прп. Елеазара и его подвижнической жизни как в миниатюрной модели реализовался синтез восточного христианства

21 Севастьянова С. К. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 172-184.

с древнерусской православной традицией. Этот сложный духовный опыт старец Елеазар освоил сам, передал ученикам, из которых лишь Святейший Патриарх Никон в своих деяниях смог воплотить его в наиболее полном и органичном виде.

Монастырь Оптина пустынь и Иоанно-Предтеченский скит хранят и совершают молитвенную память о прп. Елеазаре. Как пояснил наместник Оптиной пустыни еп. Леонид, почитание старца Елеазара в Оптиной пустыни до революции было совершением полиелейной службы в день памяти святого, а с конца XX в. — совершением славословной службы. С лета 2018 г. имя прп. Елеазара включено в списки святых, поминаемых на литии всенощного бдения и в молитве «Спаси Боже» на полиелейной утрене. Знак службы прп. Елеазару в монастыре и в скиту остается славословным.

Наши предварительные и во многом поверхностные наблюдения открывают интересную и пока не привлекавшую исследователей тему почитания прп. Елеазара на его родине, выражавшуюся в XIX в. в особых иконографических программах Оптиной пустыни и Иоанно-Предте-ченского скита. Ее дальнейшее раскрытие требует не только свежего взгляда на уже известные в науке факты и их комплексное осмысление, но и работы с архивными материалами, современным иконографическим изображениям, для установления типологических связей и восстановления духовной генеалогии св. Елеазара. Междисциплинарная оценка личности и деяний анзерского старца существенно расширит наши представления о границах почитания подвижника не только как заступника Козельска и козельчан, но и как представителя огромной духовной православной монашеско-аскетической традиции.

Список источников и литературы

1. Акафист и житие преподобного отца нашего Елеазара, Анзерского чудотворца и Козельского молитвенника. Козельск, 2008.

2. [Б. а.]. Преподобные во святых мощах // URL: http://d177087.u24.alta-hosting. ru/cvyatye%20v%20mowax/prepodobnii_3. html#prpEA (дата обращения: 01.12.2021).

3. Белоброва О. А. Очерки русской художественной культуры XVI-XX веков. Сб. ст. М., 2005. С. 97-102.

4. Бугаевская Л. А., Жаворонков П. И., Тури-лов А. А., Шевченко Э. В. Власий // ПЭ. М., 2005. Т. 9. С. 104-105.

5. Бугаевский В. А., Лосева О. В., Никифорова А. Ю., Герасименко Н. В. Антипа // ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 542-543.

6. Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев). М., 2016. С. 139, 140-142.

7. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 159, 557.

8. Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропиги-ального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1-2. С. 317-326.

9. [И. Л.]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е. СПб., 1862. С. 157, сн. 71.

10. Кольцова Т. М. Иконография преподобного Елеазара Анзерского // Наследие Соловецкого монастыря: Сб. докладов всеросс. конфер. Архангельск, 2007. С. 168-179.

11. Кольцова Т. М. Иконы Соловецкого монастыря // Галерея. 2006. № 3 (12). С. 34-41.

12. Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. СПб., 1891. С. 110-111 (№ 457).

13. Леонид, архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. С. 30-31, 38-42.

14. Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 2008. Т. 1. С. 458.

15. Нила Сорского Предание и Устав / Со вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой. СПб., 1912. С. 4.

16. НИОР РГБ. Ф. 213 (Оптина пустынь). К. 7. № 6. Л. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 2. Ветхий Завет. Псалтирь — Книга Пророка Малахии: Пер. с англ. СПб., 2000. С. 136-137.

18. Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника. СПб., 2014. С. 607.

19. РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией). Оп. 1. Д. 8. 1663 г. Л. 2-7.

20. Севастьянова С. К. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 172-184.

21. Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 2002. С. 25-26.

22. Чумичева О.В., Севастьянова С.К., Кольцова Т. М. Елеазар // ПЭ. М., 2008. Т. 18. С. 262.

Список сокращений

МГОМЗ — Московский государственный объединенный музей-заповедник (г. Москва).

НИОР РГБ — Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (г. Москва).

ПЭ — «Православная энциклопедия».

РГАДА — Российский государственный архив древних актов (г. Москва).

ARCHIMANDRITE LEONID (KAVELIN) ON THE

VENERATION OF THE MONK ELEAZAR OF ANZERSK IN KOZELSK

Sevastyanova Svetlana Klimentievna,

DSc in Philology, Associate Professor, Professor at the Department of Social Anthropology and intercultural communication Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

Аbstract

The personality of St. Eleazar of Anzersky, a native of the city of Kozelsk, attracted the attention of Archimandrite Leonid (Kavelin) due to the scientist's interest in the history of the Kaluga diocese. In addition to a brief biography of Eleazar, set out in one of the editions of the book about Optina Hermitage, Father Leonid mentioned the icons of the elder. The article is devoted to the analysis of these facts, which made it possible to link the veneration of St. Eleazar in his homeland with an understanding of his monastic and ascetic experience, which combined the ancient Russian traditions of the Orthodox faith and mystical Eastern Christianity.

Keywords

Venerable Eleazar of Anzersky, Archimandrite Leonid (Kavelin), the Epiphany Church in Kozelsk, the temple in honor of the Kazan Icon of the Mother of God in Optina Hermitage, the John the Baptist skete, the arch of the holy gates, the church in honor of the Cathedral of the Forerunner and Baptist of the Lord John, spiritual continuity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.