III. АРХИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Для цитирования: Матонин В.Н. К истории книжных хранилищ Свято-Андреевского скита на Афоне и Спасо-Преображенского монастыря на Соловках //
URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/s/articles/3_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.00.013
УДК 930.253
К ИСТОРИИ КНИЖНЫХ ХРАНИЛИЩ
Свято-Андреевского скита на Афоне и Спасо-Преображенского монастыря на Соловках
В.Н. Матонин1
1 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»,
г. Архангельск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь в России и Святую Гору Афон в Греции окружает водно-небесная стихия. Линия горизонта подчеркивает самое главное — напоминает о пути к спасению. На Соловках небо опускается на землю. На Афоне земля устремляется к небу. Соловки — архипелаг, Афон — полуостров, с севера прикрытый горами.
На Соловках до появления православного монастыря было древнее святилище, о котором свидетельствуют каменные лабиринты и курганы. На Афоне в дохристианские времена — капище Аполлона. Святая Гора Афон — географическая и духовная вертикаль полуострова. На Большом Соловецком острове есть гора Секирная с Секиро-Вознесенским храмом-маяком. На Анзере, одном из островов Соловецкого архипелага, — гора Голгофа с Голгофо-Распятским храмом на вершине, на острове Большая Муксалма — гора Фавор с Фаворской часовней. Велико значение Афона в истории Византии, а Соловков — в истории России. На Афоне и на Соловках сосуществовали различные формы монашеской жизни: пустыни, скиты, киновии. Изгнание карельской жены с Соловков и предназначение Бабьего острова (одного из островов архипелага) соотносится с запретом на посещение Афона женщинами. Соловецкое старообрядческое восстание («сидение») в 1668-1676 гг. сопоставимо с бунтом имяславцев в русском Свято-Андреевском скиту в 19121913 гг. Имея богатую историю, Соловецкий монастырь и Свято-Андреевский скит на Святой Горе Афон были хранителями древних манускриптов, рукописных и печатных книг, летописей и архивов.
Русские монахи на Святой Горе появились в начале XI в. 1016 год признан временем основания на Афоне русского монастыря Святого Пантелеимона. Опыт иноческой жизни здесь получили отцы русского монашества, святые: прп. Антоний Печерский (f1073), прп. Максим Грек (f 1556), митр. Киевский и
всея Руси Киприан (^1406), прп. Нил Сорский 1508), прп. Паисий Величковский (^1794). В начале ХХ в. на Афоне спасались более 4000 русских монахов. Они были насельниками одного монастыря, четырех скитов и более шестидесяти келий [1, с. 17].
Богатые славянскими рукописями святогорские монастыри привлекали исследователей церковных древностей. Невозможно переоценить вклад архим. Леонида (Кавелина) (^1891) в изучение рукописного собрания монастыря Святого Павла («Агиу Павлу») [2, с. 50-78].
Начиная с 1859 г., о. Леонид несколько раз посещал Святую Гору, изучая книги и древние манускрипты святогорских обителей. Он подготовил изданное в 1875 г. описание состава книгохранилища монастыря Святого Павла. Согласно имевшемуся к приезду архим. Леонида каталогу, в библиотеке насчитывалось 180 рукописных и 45 печатных книг, сгруппированных по разделам: Священное Писание; Книги богослужебные; Писания святых отцов; Печатные книги [3]. В 1902 г. в монастыре Святого Павла случился пожар, в котором библиотека сгорела.
Неоценимое значение для православных христиан из России имел русский святогорский Свято-Андреевский скит и его книжное собрание. История Свято-Андреевского скита началась с прибытия в Карею в середине XVII в. свт. Афанасия III Пателария, Патриарха Константинопольского (^1654), вынужденно оставившего Царьград. Он построил на Святой Горе келию с храмом в честь прп. Антония Великого (^356), где надеялся жить и молиться до конца дней своих. Однако жизнь его прервалась в 1654 г. на Руси, где он умер в Лубенском Преображенском монастыре. В 1768 г. другой бывший Вселенский Патриарх Серафим II (^1779) построил на месте келии свт. Афанасия III Пателария новую келию (названную Серай, по-турецки — «дворец»), посвятив ее двум святым — ап. Андрею Первозванному (^60) и прп. Антонию Великому. В 1841 г. у Ватопедского монастыря Серай приобрели двое русских монахов — старцы Виссарион (Толмачев) и Варсанофий (Вавилов). По их ходатайству в 1849 г., согласно грамоте Патриарха Константинопольского Анфима VI, келия была преобразована в общежительный скит. Первым его дикеем1 (настоятелем) стал иером. Виссарион. В центре новообразованного скита был воздвигнут величественный Андреевский собор с приделами в честь св. блгв. кн. Александра Невского (^1263) и св. Марии Магдалины (^ I в.). Собор заложен в 1867 г. Великим князем Алексеем Александровичем (18501908). Строительство собора стало выражением благодарности Господу за чудесное спасение русского императора Александра II (1818-1881) при покушении на него 25 мая 1867 г. польского националиста Антона Березовского. Уже через три года собор освятили. Величественный храм сооружен из местного гранита и мрамора по проекту петербургского архитектора М.А. Шурупова (1815-1901). Здесь хранится великая христианская
1 Дикей — выборный настоятель монашеской общины в афонских скитах. (прим.ред.)
святыня — глава св. ап. Андрея. Среди наиболее известных ктиторов скита следует отметить члена Российской Академии Наук П.И. Севастьянова (18111867) и золотопромышленника И.М. Сибирякова (1860-1901). Впоследствии Сибиряков принял на Афоне постриг с именем Иоанн, а потом схиму с именем Иннокентий. В нач. ХХ в. численность русских иноков в скиту превышала 500 человек. Здесь служили в четырнадцати церквях. Андреевский скит имел подворья в Константинополе, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону, издавал журнал «Наставления и утешения веры христианской» [1, с. 259-275].
Начало разорения Свято-Андреевского скита было вызвано движением имяславцев. Имяславие1 — восточно-христианская философско-богословская концепция, согласно которой Божье имя является не условным обозначением, а объективным выражением трансцендентальной действительности, т.е. «местом», где реально присутствует Бог [4]. Сторонники имяславия подчеркивали, что имя Иисус, неустанно произносимое в Иисусовой молитве, относится не только к человеческой природе второй Ипостаси Троицы, но и к природе Божией [5; 6]. Движение имяславцев в Свято-Андреевском скиту возглавил в 1912-1913 гг. иеросхим. Антоний (Булатович), бывший опальный гусар (1870-1919). После происшедших в скиту раскола и смуты более половины иноков были насильственно выселены с Афона.
В сентябре 1926 г. греческое правительство издало закон, в соответствии с которым все афонские монахи, независимо от их национальности, стали подданными Греции. Постепенно осложнялся въезд паломников из славянских стран. Первая Мировая война и революция в России привели к тому, что связь Свято-Андреевского скита с Россией окончательно прервалась. До революции в Пантелеимоновом монастыре насчитывалось 2000-3000 монахов, в 1926 г. их было 650, в 1938 г. — около 300, в 1955 г. — менее 100, в 1968 г. — 27 [7, с. 33]. В такой же пропорции уменьшалось количество братии Свято-Андреевского скита. В 1958 г. пожар разрушил западную часть зданий скита. В 1968 г. преставился настоятель скита — дикей Михаил. В 1971 г. умер последний русский монах о. Самсон. Он доживал свой век в качестве сторожа опустевшей обители. В 1992 г. в скиту поселилась грекоязычная братия. Ныне скит приписан к Ватопедскому монастырю, дикеем которого является проигум. Ефрем2.
Во время реставрационных работ на территории опустевшего Свято-Андреевского скита были обнаружены библиотека и архив, состоящие из книг и брошюр (около 5 000), периодики и документов XIX - начала XX вв. на русском и церковнославянском языках. Рукописей и писем, находящихся в папках, — около 184 000 единиц хранения. По распоряжению игумена
1 Или ономатоксия (с греч. «имя» — «название» — «хвала»)
2 Ефрем, проигум. Краткая история Свято-Андреевского скита. Ксерокопия рукописи.
кириархального1 монастыря Ефрема (Куцу) в 2007 г. книги и документы были перевезены в Ватопед.
В мае 2017 г. послушник брат Вячеслав и автор данной статьи получили благословение на работу по систематизации библиотеки и архива Свято-Андреевского скита. В результате была составлена Опись с рекомендациями священноначалию по хранению и возможному изданию уникальных для историков церкви материалов [8].
Меньшая часть архива распределена по папкам и хранится на стеллажах, большая часть осталась в фанерных ящиках и на момент подготовки Описи, представленной в Приложении 1 (с.153) к данной статье, не была разобрана.
Архив и библиотека русского Свято-Андреевского скита являются исторической и культурной ценностью для исследования истории духовной и хозяйственной жизни монашества на Святой Горе Афон в ХГХ-ХХ вв. Изучение документов из папки «Кириякон» (о строительстве собора) дает полную картину возведения храма, его архитектурных особенностях, благотворителях и строителях. Материалы о подворьях скита, его внешних связях с Иерусалимом, Константинополем, Одессой, Ростовом, обителями Святой Горы и Греции свидетельствуют о ремеслах и хозяйстве скита, о миссионерской деятельности, паломниках и жертвователях.
Особый интерес для исследователей внутренней жизни скита представляют монашеские правила и типиконы.
Библиотека хранит редкие книги: «Наставления о молитве и трезвении», «Описание чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Её жития», труды прпп. Нила Сорского и Максима Грека, монография А. Дмитриевского «Богослужения в Русской Церкви XVI века»2.
Кроме богослужебных книг, в библиотеке много русских журналов и газет начала и середины ХХ в., есть также светская литература, паспорта монахов, переписка на разных языках за 1870-1910 гг. и большое количество хозяйственных документов.
Непростую судьбу имеет и библиотека Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря — одного из крупнейших хранилищ книжных изданий и древних рукописей в России. В 1854 г. значительная часть библиотеки была вывезена в Антониево-Сийский монастырь в связи с опасностью нападения англичан, а позднее — передана в Казанскую духовную академию. Остальные книги вывезены на материк после закрытия монастыря или сгорели 1923 году при пожаре. В настоящее время самый большой фонд соловецких рукописных и печатных книг находится в Русской национальной библиотеке (Ф. 717).
1 В православии — поместная церковь или монастырь, получившие самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви (прим.ред.)
Восстановить выходные данные автору не представляется возможным. — В.М.
Описи соловецкого книгохранилища известны и большей частью изучены [9; 10; 11; 12].
В книге 1844 г. «Истина святой Соловецкой обители противъ неправды Челобитной, называемой Соловецкой, о вере» (без указания автора) опубликовано приложение под названием «Выписка изъ описи библиотеки соловецкой о старинных книгахъ, писанныхъ и печатанныхъ до книжнаго, при патриархе Никонъ исправления» [13]. Общее содержание книги представляет собой построчное цитирование Челобитной Соловецкой братии 1668 г. государю Алексею Михайловичу (1629-1676) с подробным обличением сторонников «старой веры» и апелляцией к текстам из Соловецкого книжного хранилища, написанным до реформы Патриарха Никона (1615-1681). Автором сочинения является уроженец Архангельска архиеп. Воронежский и Задонский Игнатий (^1850). Будучи ранее епископом Олонецким и Петрозаводским, преосв. Игнатий (в миру Матвей Афанасьевич Семенов) в 1829 г. основал Олонецкую духовную семинарию. Кроме того, он известен как автор трудов по истории русской Православной Церкви и литургике. Его труд «Истина святой Соловецкой обители...» был дополнен и переиздан в Санкт-Петербурге, в типографии департамента внешней торговли в 1847 г., но уже без приложения в виде «Выписки изъ описи библиотеки Соловецкой.»
Опись, из которой сделана «Выписка.», датирована 1676 г. — годом подавления Соловецкого восстания и разорения обители стрельцами воеводы Ивана Мещеринова. Опись монастырского имущества фиксирует в этот период значительное уменьшение фондов Соловецкой библиотеки. Это обстоятельство придает «Выписке.» особое значение как историческому источнику. В документе обозначены: порядковый номер книг и рукописей; номер в библиотеке; место издания или писания; время издания или письма, откуда книга поступила в библиотеку. «Выписка.» в книге представлена на 65 страницах и включает в себя 1378 наименований [13, с. 7].
В Приложении 2 (с.164) к данной статье указаны наименования книг из «Выписки.», в отдельных случаях — их количество, а также источник поступления. Имена жертвователей в каждом из разделов Приложения 2 названы нами один раз, хотя их пожертвования могли быть многократными. Полная публикация «Выписки.» в рамках научной статьи невозможна. Даже в сокращенном варианте «Выписка.» является историческим источником, позволяющим исследовать духовную жизнь знаменитого монастыря, проанализировать социальный состав его вкладчиков в XV-XVП вв., среди которых были — ученик прп. Зосимы старец Досифей (^ нач. XVI в.), свт. Филипп, митр. Московский (^1569), протопоп Сильвестр (^ ок. 1566), член Избранной Рады, редактор «Домостроя» и опальный духовник царя Ивана Васильевича Грозного, сам царь Иван Васильевич (^1584), Новгородский митр. Исидор (^1619), Авраамий Палицын (^1626), Патриарх Московский Иосиф (^1652), прп. Елеазар Анзерский (^1656), царевна Мария Алексеевна (^1723), игумены и старцы русских монастырей.
Соловецкая библиотека объединила пожертвования от гонимых и гонителей, иосифлян и нестяжателей, святых и тех, кто искал спасения. Расцвет монастырской книжности на Афоне и на Соловках соответствовал уровню духовности, культуры и экономики.
Соловецкий монастырь и Свято-Андреевский скит на Святой Горе Афон разделены географическими и государственными границами, но символом их духовного единства являются книжные собрания и архивы. Сегодня, как никогда, очевидно, что нежелание изучать и умножать наследие прошлого не освобождает современников от ответственности за будущее.
Список литературы
1. Присакару В. Святая Гора Афон — молитвенница вселенной: Путеводитель. Кишинев: Tipografía Céntrala, 2015. 347 с.
2. Леонид (Кавелин), архим. Славяно-сербские книгохранилища на Святой Афонской горе, в монастырях Хилендаре и Святом Павле, описанные архимандритом Леонидом. М.: Имп. Общ-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1875. [2], 80 с.
3. Кащеев А.А. Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря Святого Павла на Афоне // Библиосфера. 2017. №2, с. 53-58.
4. Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование. М.: Изд-во ББИ, 2014. 443 с.
5. Антоний (Булатович А.К.), иеросхим. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М.: Печатня А. Снегиревой, 1913. XIV, [2], 189 с.
6. Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова: С присоединением писем иеросхимонаха Германа Зосимовского, иеросхимонаха Антония (Булатовича), иеромонаха Пантелеимона (Успенского), В.М. Васнецова, Ф.Д. Самарина, Ф.К. Андреева, С.Н. Дурылина, И.П. Щербова. Кострома: Купина; Томск: Водолей, 1998. 286 с.
7. Любомудров А.М. Святая Гора Афон в судьбе и творческом наследии Бориса Зайцева // Зайцев Б.К. Афины и Афон. Очерки, письма, афонский дневник / Сост., вступ. ст., подготовка текста и комментарий А.М. Любомудрова. СПб.: Росток, 2011, с. 5-40.
8. Матонин В.Н. Библиотека и архив Свято-Андреевского скита на Святой Горе Афон // «Восстанет цесарь в опустевшей земле»: Сб. науч. ст. к 70-летию профессора Н С. Борисова. СПб.: Алетейя, 2020, с. 314-332.
9. Порфильев И.Я. О Соловецкой библиотеке, находящейся ныне в Казанской Духовной академии // Труды IV Археологического съезда в России. Т.2. Отд.4. Доп.1. Казань, 1811, с. 1-20.
10. Белокуров С.А. Материалы для прусской истории: библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады 1676 года по современным описям // Чтения в Общ-ве истории и древностей российских. Книга 1. М., 1887, с. 1-80.
11. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера : Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л.: Наука, 1977. 223 с.
12. Тутова Т.А. Из истории архива Соловецкого монастыря // Археографический ежегодник за 1983 г. М.: Наука, 1985, с. 58-67.
13. Истина Святой Соловецкой обители противъ неправды Челобитной, называемой Соловецкой, о вере. Святой Соловецкой обители приношение. СПб., 1844. 278 с.
Приложение 1 Опись библиотеки и архива Свято-Андреевского скита 2017 г.1
Журналы
1. Душеполезные размышления. Ежегодное издание Свято-Пантелеймонова
монастыря.
2. Журнал Московской патриархии. Подборка с 1952 г.
3. Православная жизнь. Ежемесячное издание монастыря Святой Троицы в
США. Приложение к журналу «Православная Русь». 1956-1961.
4. Наставления и утешения святой веры христианской. Издание Свято-
Андреевского скита. 1890, 1906 и т.д.
5. Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Свято-Троицкая
Лавра, 1900.
6. Известия Императорской академии Наук, 1901. Газеты
1. Русская речь, 1912 и др. годы. Подборка в первоначальной упаковке.
2. Новое время. Подборка за несколько лет (вт. половина XIX в.).
3. Свет (вт. пол. XIX - нач. XX вв.).
4. Знамя (вт. пол. XIX - нач. XX вв.).
5. Всероссийский Церковно-общественный вестник (вт. пол. XIX - нач. XX вв.).
Священное Писание
1. Библия — 29 кн.
2. Евангелие (на русском и церковнославянском языках) — 207 кн. Герменевтика
1. Толкование Священного Писания — 98 кн.
2. Феофан Затворник. Толкование Посланий апостола Павла — 66 кн.
Богослужебные книги (XIX - нач. XX в.)
1. Пролог — 27 кн.
2. Часослов, катехизис — 117 кн.
3. Последование ко причастию — 71 кн.
4. Типикон — 5 кн.
5. Апостол — 38 кн.
6. Месяцеслов — 28 кн.
7. Ирмологий — 28 кн.
1 Опись составлена послушником Ватопедского монастыря братом Вячеславом и автором статьи В.Н. Матониным. Книги и материалы архива произвольно разделены составителями Описи на группы в соответствии с их содержанием, традиционно выделяемыми жанрами и практическим назначением.
8. Требник — 50 кн.
9. Триодь (цветная, постная) — 30 кн.
10. Октоих — 40 кн.
11. Минеи — 80 кн.
12. Службы разным святым — около 150 кн.
13. Чин Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого,
Преждеосвященных Даров — 124 кн.
14. Молитвословы, каноники, правильники — 333 кн.
15. Акафисты и службы различным святым (мягкий и твердый переплет) —
1064 кн. Всего — около 2184 кн.
Патерики
1. Афонский патерик. Свято-Пантелеймонов монастырь, 1865. — 16 кн.
2. Древний патерик. Свято-Пантелеймонов монастырь, 1891. — 28 кн.
3. Игнатий Брянчанинов. Отечник. СПб., 1880. Переиздания 1891, 1903 и т.д. —
25 кн. Всего — 69 кн.
Жития святых
1. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв.,
1909. Подобраны по дням памяти святых на протяжении года. — 56 кн.
2. Собрания житий святых. Издание Киево-Печерской лавры, 12 томов, 1856.
3. Собрания житий святых на церковно-славянском языке, 1854. — 12 томов.
4. Жития святых Российской церкви: русских, иверских и славянских. СПб.,
1859.
5. Различные жития святых в твердом переплете. — 139 кн. Всего — 150 кн.
О Пресвятой Богородице
1. Слава Пресвятей Владычице нашей Богородице. Описание чудотворных икон
и Ее житие. М., 1853.
2. Вышний покров над Афоном. Издание Свято-Пантелеймонова монастыря,
М., 1902. В совокупности — 80 кн.
Творения святых отцов
1. Авва Дорофей — 45 кн.
2. Авва Исайя. Слова. М., 1883. Есть также издание 1885 г. — 24 кн.
3. Авва Исихий. 1883. — 6 кн. + 5 брошюр.
4. Амвросий Медиоланский — 5 кн.
5. Антоний Великий — 6 кн.
6. Варсонофий и Иоанн — 20 кн.
7. Василий Великий — 33 кн.
8. Дмитрий Ростовский - 86 кн. (из них 44 «Алфавит Духовный»)
9. Добротолюбие — 38 кн. + 4 брошюры
10. Ефрем Сирин. М.: Синодальная типография, 1856. В твердом переплете и в
виде брошюр — 22 книги. Содержание: Псалтирь, духовные суждения. 20 кн. + 19 книг с его Псалтырью + 29 брошюр.
11. Игнатий Брянчанинов — 39 кн.
12. Иоанн Дамаскин — 3 кн.
13. Иоанн Златоуст — 55 кн.
14. Иоанн Кронштадтский — 22 кн.
15. Иоанн Лествичник. Лествица. Различные издания: 1854, 1862, 1900. — 60
кн.
16. Иоанн Максимович. Илиотропион. Издание Киево-Печерской лавры, 1896.
Переиздания. — 7 кн.
17. Иоанн Максимович, архиепископ Черниговский. Царский путь Креста
Господнего. Троице-Сергиева лавра, 1904.
18. Иоанн Мосх. Луг духовный. Троице-Сергиева лавра, 1896. — 3 кн.
19. Исаак Сирин. Духовно-подвижнические слова. М., 1854. Переиздания. — 25
кн.
20. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. Киево-Печерская лавра,
1866. На церковнославянском языке. — 3 кн.
21. Кассиан Римлянин. Издание Свято-Пантелеймонова монастыря, 1892.
Переиздания. — 17 кн.
22. Кирилл Иерусалимский — 2 кн.
23. Макарий Египетский — 9 кн.
24. Макарий Оптинский — 3 кн.
25. Максим Грек — 4 кн.
26. Максим Исповедник — 9 кн.
27. Марк Подвижник — 3 кн.
28. Никодим Святогорец. «Невидимая брань» — 76 кн.
29. Нил Афонский — 4 кн.
30. Нил Синайский — 5 кн.
31. Нил Сорский — 22 кн.
32. Паисий Величковский — 33 кн.
33. Палладий Иеропольский — 1 кн.
34. Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопул — 8 кн.
35. Петр Дамаскин — 5 кн.
36. Симеон Новый Богослов. Собрание сочинений. — 38 кн.
37. Тихон Задонский — 4 кн.
38. Феодор Студит — 18 кн.
39. Феофан Затворник — 432 книги + брошюры.
40. Филарет Московский — 3 кн.
41. Фома Кемпийский — 1 кн. Всего книг — 1256 кн.
Аскетические сборники
1. Училище добродетельной жизни.
2. Цветник духовный.
3. Маргарит.
4. Митерикон (жития святых женщин).
5. Дух и заслуги монашества для Церкви и общества.
6. Наставления о молитве и трезвении.
7. В объятиях отчих. Дневник инока.
8. Письма Святогорца к друзьям о Святой горе Афонской. М., 1895.
9. Пролог в поучениях. Синаксарий. Благочестивые поучения и евангельское
чтение на каждый день года. Издания 1900, 1912 гг.
10. «Восстани спяй». Сборник поучений.
11. Камень веры.
12. Черты деятельного благочестия.
13. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия
XVIII-XIX веков. Издание Свято-Пантелеймонова монастыря, 1913.
14. Училище благочестия. Примеры христианских добродетелей. СПб., 1853.
15. Петр, епископ. Путь ко спасению. Оптина пустынь, 1885.
16. Монашеская жизнь в поучениях святых отцов. Вильно, 1901. Всего — 283 книги + 51 брошюра.
Богословие
1. Православно-догматическое богословие. Беседы протоиерея Евгения Попова.
Пермь, 1880.
2. Краткие поучения. Киево-Печерская лавра, 1855.
3. Православие и не православие. Свято-Пантелеймонов монастырь, 1887.
4. Митрополит Макарий Московский. Православно-догматическое богословие.
В 2-х томах. СПб., 1895.
Литургика
1. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль.
СПб., 1870.
2. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви XVI века. Часть I. Казань,
1884.
3. Протопопов Д.И. Объяснение литургии. М., 1904.
4. Иеродиакон Евгений. Объяснение литургии преждеосвященных даров. СПб.,
1883.
5. Соколов М. Богослужение православной церкви. Руководство. СПб.
6. Булгаков С. Настольная книга священно-церковнослужителя. Киев, 1913. Всего книг по Богословию и Литургике — 43 книг и брошюр в большом
количестве.
История Священного Писания
1. Матвиевский П., протоиерей. Евангельская история. Издание Свято-
Пантелеймонова монастыря, 1912.
2. Соколов А. Священная история в простых рассказах. СПб., 1905.
3. Лебединский П.С. Иисус Христос Сын Божий Спаситель мира. М., 1896.
4. Попов Е., протоиерей. Земная жизнь Иисуса Христа. СПб., 1893.
5. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. СПб.
6. Тихвинский Николай, протоиерей. Земная жизнь Иисуса Христа. М., 1888.
7. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. Перевод. СПб., 1860.
8. Михайловский В. Библейский богословский словарь. СПб., 1899. — 5
изданий.
9. Зонтаг Анна, урожденная Юшкова. Священная история для детей Нового и
Ветхого Завета. Часть II. Издание шестое, тщательно исправленное. СПб., 1853.
10. Иисус Христос на Голгофе, или сем Слово Его на кресте. Изд. III. М.:
типография В. Готье, 1853.
11. Смолин Иоанн, диакон. Миссионерский щит веры от сектантских
лжеучений, СПб. Всего книг — 31 кн.
Имяславие
1. Троицкий С.В. О именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. — 2 кн.
2. Никон, архиепископ. Имябожники. Троице-Сергиева лавра, 1914.
3. Буланович Антоний. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913.
4. Чиннов Г., епархиальный миссионер. По поводу современных споров от
Имени Божием. Одесса, 1913.
5. Петровский С., протоиерей. Имя Божие есть Сам Бог? Беседа. Издание
Андреевского скита, 1913.
6. Пахомий, монах. История Афонской смуты, или имябожеской ереси. СПб.,
1914.
7. Божественно ли имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской обители. Всего — 2 кн. + брошюры.
Каноническое право
1. Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и
святых отец. М., 1874. — 2 кн.
2. Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве. М., 1897.
— 1 кн. Всего — 3 кн.
История
1. Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. М., 1960.
2. Чичагов Л.М., священник. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
Нижегородской губернии. М., 1896.
3. Филиппова М.А. Патриарх Никон. Исторический роман. В двух томах. СПб.,
1899.
4. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. В трех томах.
Белград, 1939.
5. Книги по истории Афона. — 22 кн. Всего — 66 кн.
Путеводители
1. Путеводитель в Палестину, по Иерусалиму, Святой земле и другим святыням
Востока. Издательство Андреевского скита. Одесса, 1890.
2. Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по
монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Нижний Новгород, 1907. Всего — 42 кн.
Языки, словари, грамматика
1. Кошанский Н. Латинская грамматика с примерами для чтения и словарем.
СПб., 1842.
2. П-ов Г., священник. Грамматика латинского языка. Учебник по греческому
языку. Новая полная практическая грамматика греческая, изданная Никитинским. Часть I. М., 1817.
3. Кесизоглу Н. Самоучитель русского и новогреческого языков. Одесса, 1899.
4. Черный Э. Греческая грамматика гимназического курса. Часть I. Этимология.
Издание девятое, исправленное. М., 1894.
5. Григорьевский М. Курс греческого языка по Курциусу и Коху. Часть I.
Этимология. СПб., 1892.
6. Греческо-русские и русско-французские словари. Всего книг — 40 кн. + брошюры.
Справочники
1. Вся Россия. — Сборники 1912, 1918 гг.
2. Весь Петербург. — Сборники 1897, 1908 гг.
3. Адресные книги различных губерний за 1869, 1886, 1887, 1887, 1891 гг.
4. Справочная книга о купцах. 1879.
5. Памятная книга Ломженской губернии, 1887.
6. Ежегодник Министерства иностранных дел за 1885, 1893, 1894, 1895, 1896,
1899, 1901, 1902 гг. — 10 кн. Всего — 71 кн.
Нотные партитуры
1. Церковно-певческий сборник. Литургия. 3 голос. Том II. СПб., 1901.
2. Бахметьева Н.Б. Обиход нотного церковного пения. Голос дискант. СПб.,
1869.
3. Обиход... Голос альт. СПб., 1869.
4. Обиход. Голос бас. СПб., 1869.
5. Всенощное бдение. В 2-х томах.
6. Рукописные церковные произведения. Херувимская Ростовская.
7. Поголосники. Бас. Рукопись (Милость мира Омская, Херувимская
Дивногорская, Херувимская Московская). Всего — 38 кн.
Календари
1. Русский календарь М. Суворина за 1880, 1883, 1884, 1887, 1902, 1903, 1905,
1906, 1907, 1915 гг.
2. Всеобщий календарь. Издание Германа Гоппе, СПб. За 1869 и последующие
годы, за 1899, 1900, 1907, 1908 гг.
3. Кавказский календарь под ред. Кондратенко. Тбилиси, 1897, 1898, 1900, 1901
и последующие годы. Всего — 50 кн.
Медицина
1. Лори И. Гомеопатическая домашняя медицина. Под ред. Б.Е. Брезоля. СПб.,
1892.
2. Вальдербург Л., доктор. Руководство к прописыванию лекарств. СПб., 1883.
3. Андриевский Д. Школа здоровья. Полный курс медицины. М., 1899.
4. Эвальд С.А., профессор Берлинского университета. Руководство по общей и
частной рецептуре. Харьков, 1903. Всего — 20 кн.
Итого книг и брошюр — около 5 000. Документы
Экономика, бухгалтерия
1. Счета монастыря и келий. 1886.
2. Келиотская денежная книга. 1872-1873.
3. Денежные суммы Андреевского скита. 1872-1873.
4. Личные счета монастырей, скитов и келиотов. 1875.
5. Одесса келиотская. 1874. — 2кн. Деньги, полученные Андреевским скитом
для различных келий. Счета монастырей и келиотов за 1873 г.
6. Книга приходов и расходов Андреевского общежительного скита за
различные годы. 1891.
7. Расходная книга 1874-1883; с 1886-1889; 1891, 1893. — 20 книг за различные
годы.
8. Дубликатная книга прихода по главной кассе. 1891-1896.
9. Приказания настоятеля Андреевского скита на покупки для обители в Одессе
и в Константинополе. 1888-1891.
10. Книжка на записку различных требований в Константинополь. 1884-1889.
11. Покупки в августе 1896-1897 гг.
12. Приходно-расходная книга 1875 г. Из содержания: Донская поездка.
13. Книги на различные покупки 1895-1896 гг.; 1893-1895 гг.
14. Приход-расход главной кассы. 1903.
15. Вторая книга главной кассы с 1882 г.
16. Третья книга кассы. 1876 г.
17. Счета Одессы. 1875-1876.
18. Долговая книга. 1909 г.
19. Добавочная книга на записку прихода-расхода за 1884-1885.
20. Приходно-расходная книга 1887 г.
21. Приход-расход за 1884 г. (при первом игумене), 1846, 1848, 1849, 1851-1857
гг.
22. Книга долговая иеромонаха о. Иезекииля с 1879-1882 гг. Из содержания:
имена, фамилии дарителей, где собирали милостыню (села Калиновка, Серные воды; ст. Кундравицкая Троицкого уезда; ст. Тымымово ближайшая к Самаре).
23. Синодико-долговая книга № 3. Из содержания: имена благодетелей,
неполные суммы за посылающих за имена на поминовение в 1880 г.; выписка из чиноположения о вечных поминовениях обители с прейскурантом.
24. Счета обители по заказам № 1. 1911-1914. Из содержания: суммы,
полученные и потраченные; на что потрачено и за что получено.
25. Опись при сдаче сохранной кассы Андреевского скита за 1914 г. по книгам
и на лицо.
Промыслы, ремесла, быт
1. Кузница в 1888 г. Покупки, расходы.
2. Дохиарня (продуктовый склад). 1900.
3. Живописцы. Покупки, расходы.
4. Рукоделье.
5. Сапожня.
6. Рухальня. 1887 и др. годы.
7. Аптека и больница. 1877.
8. Строительные материалы.
9. Милостыня.
10. Книжная лавка.
11. Книга для отправки посылок в Россию. Март 1880.
12. Канцелярская книга.
13. Книга прихода частного и строительных материалов. Счета за 1876 г.
14. Книга «Поездка иеромонаха Виталия». Сбор милостыни для скита. Расход с
05.02.1899 по 3.08.1899.
15. Счета на доставку в скит строительных материалов. 1875.
16. Оргаты (неправильно написанное греческое слово). Наемные рабочие. Их
списки в алфавитном порядке в 1901-1907 гг. — 9 книг.
17. Эргаты поденные. 1899.
18. Эргаты кутура. 1899. Содержание: имена рабочих и их зарплата. — 2 книги.
19. Эргаты кутура. 1898-1899.
20. Поденные книги: за 1897 — 2 кн.; 1895 — 1 книга.
21. Книга всех рабочих людей за 1902, 1903-1904, 1904-1905, 1905-1906, 1907,
1909-1910, 1911-1912, 1913-1914 гг.
22. Книга для записи рабочих дней мастеров по каменной части. Из содержания:
когда и сколько получили мастер Василий, мастер Георгий Антанас Косте.
23. Счета рабочих людей за 1872 г. Из содержания: суммы столярам,
фординарам, воловщикам, кузнецам, эргатам, литографу, столярам.
24. Счета сапожни (мастер Дмитрий Болгарин — 103 лева), дохиарни,
рухальной.
25. Документы о заказах в иконописную мастерскую за 1864, 1873, 1910 и др.
годы.
26. Экономическая книга по иконной лавке.
Счета и чеки
78 папок за 1903, 1923, 1936 и др. годы
1. Счета с иконной лавки.
2. Облигации.
3. Банковские счета — 1 папка. Содержание: французские облигации; бумаги
русско-английского банка «Экспресс», находящегося в Берлине, банковские билеты.
Корреспонденция, посылки
1. Исходящая 1865 г. (при игумене Феодорите) для записи исходящих бумаг. Из
содержания: памятная тетрадка с именами и адресами благодетелей.
2. Исходящая книга для записи официальных бумаг. 1868-1876.
Корреспонденция пронумерована. Содержание: исходящий реестр официальных документов, свидетельства, письма, копии деловых бумаг.
3. Алфавит, исходящий для книги за 1872-1873 гг. Из содержания: имена
адресатов, дата отправки корреспонденции.
4. Книга для записывания посылок. 1894. Содержание: от кого получена, кому
отправлена с датой прихода парохода.
5. Отправка писем и получение о них. 1850. Новорусский Ватопедский скит.
Содержание: корреспонденция в Москву, в СПб., в Лавру — кому и что оправлено. Пример: князю Волконскому в СПб. В благодарение за сбор.
6. Посылочные книги.
7. Письма благодарностей и расписки жертвователям. Содержание: печатные
бланки со словами благодарности. «Приняли сумму.», «благодарим.».
Канцелярия
1. Алфавиты исходящих книг и ответов.
Поминальные записки и синодики 10 папок, разные годы.
1. Печатные бланки с прейскурантом записок «за упокой».
2. Кончина и погребение игумена Иосифа. Печатные информационные листы.
— 1 папка.
3. Рекламные листы с предложениями о поминовении и прейскурантом. - 4
папки.
4. Рукописные синодики в твердой обложке — 235 кн.
Документы на греческом языке 13 папок.
1. Переписка с греческими монастырями.
2. Письмо в министерство сельского хозяйства Греции.
3. Письма официальным лицам.
Братия
1. Картотека всех русских монахов на Святой Горе Афон. — 4 папки.
Содержание: ФИО, монашеское имя, откуда родом, где выдан паспорт и его номер, место проживания (келия, обитель, квартира), монашеский сан, образование, национальность (сербы, молдаване, русские).
2. Заграничные и русские паспорта русских монахов. Указаны ФИО, рост, цвет
волос, особые приметы, образование. — 3 папки.
3. Братские списки в разные годы. Содержание: монашеское имя, время
преставления; списки пустынников, получающих хлебный пай; некрологи; списки соборных старцев; епитропы — руководящие должности.
4. Монашеские правила и типиконы (уставы) — 1 папка.
Подворья Андреевского скита
Документы на русском, турецком, французском языках.
1. Подворье в Одессе — 4 папки.
2. Подворье в СПб. — 3 папки.
3. Метох Нузла (Греция) — 3 папки.
4. Ростов — 1 папка.
Внешние отношения Скита
1. Хилендар. Переписка с сербским монастырем. — 1 папка.
2. Иерусалим. Письма, документы. — 1 папка.
3. Сербская церковь. — 1 папка.
4. Ватопед. Документы. Перевод с греческого на русский язык. — 1 папка.
Разное
Документы без точной хронологии — 5 папок.
1. Письма за 1921 г., записная книжка, просьбы к игумену, благодарности
игумена.
2. Кириякон — 1 папка. Документы о строительстве собора Андрея
Первозванного, акт освящения собора; свидетельство о посещении скита Великим Князем Алексеем Александровичем в 1867 г.
3. Святыни — 1 папка. Свидетельства о святынях, хранящихся в обителях и
отправляемых кому-либо. Заказы на копирование чудотворных икон. Подарки икон благодетелям. Благодарности за пожертвование.
4. Документы на турецком языке — 2 папки.
Рукописи и письма за 1870-1910 гг. В каждой папке, примерно, 700 писем. Всего единиц хранения рукописей и писем — около 184 000.
Приложение 2 Из Описи архива и библиотеки Соловецкого монастыря 1767 Г.
Апостол — 48 книг от 1485 до 1648 гг., в том числе вклады инока Кирияка, старца Феодосия Кожеозерского, старца Леонида Балакшина, боярина Феодора Толочанова, игумена Соловецкого Феодосия, Филиппа Митрополита Московского и его ученика Иакова.
Библия и Евангелие — 56 книг, датируемые от 1292 г. до XVII в. Среди них — вклады Маркелла, архиепископа Вологодского и бывшего игумена Соловецкого, Митрополита Московского Филиппа, царя Иоанна Васильевича Грозного, Митрополита Новгородского Исидора.
Псалтирь — 82 книги XV-XVII вв. Среди них — вклады ученика преподобного Зосимы игумена Досифея, Митрополита Московского Филиппа, старца Аврамия Палицына, старца Сильвестра.
Богослужебные книги XV-XVII вв.: акафисты, канонники, минеи, молитвословы, прологи, святцы, триоди, требники, октаи (или осьмогласники), уставы церковные, уставы о Панагии, часословы, месяцесловы, трефолой (службы избранным святым), часы в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в Великий Пяток, паремии, обиходы нотные, обиходники, правильники, праздники нотного демественного пения, последования Елеосвящения; Службы Тихвинской Богородице, Грузинской Богородице, Служба Зосимы и Савватия, Служба на обретение мощей Германа Соловецкого, Иоанна и Логина Яренгских, Службы святым Филиппу Митрополиту Московскому, Герману Соловецкому, Иоанну и Логину Яренгским; Службы Святителю Николаю и Филиппу, Сергию и Никону Радонежским, святым Димитрию и Феодору Стратилату, Епископу Новгородскому Никите, Князю Всеволоду Псковскому, преподобным Сергию и Вакху, всем святым, преподобному Михаилу Малеину;
Чин ставления на Княжение Великих Князей Русских, Чин Царскому величанию Царя Бориса Годунова, Чин на освящение Церкви.
Среди них вклады Пана Андрея Голубовского, Царя Иоанна Васильевича, князя Дмитрия Пожарского, игумена Гурия, Архиепископа Суздальского Иосифа, старца Захария Оничкова, старца Фирса, старца Никиты Котельникова, священноинока Фирса, священноинока Старичанина, старца Алексея Булатникова, старца Иоанникия Буйнова, Саввы Стороржевского Монастыря Архимандрита Никанора, Ариепископа Вологодского Маркелла (бывшего Игумена Соловецкого), иеродиакона Арсения, старца Головщика Ионы, Игумена Антония, игумена Феодосия, игумена Алексея Юренева, священноинока Досифея, Митрополита Московского Макария 1-го,
Митрополита Московского Исидора, Арсения Боброва, Архиепископа Рязанского Филофея, преподобного Елеазара Анзерского Чудотворца.
Книги Отеческие XV-XVII вв.: Поучения Аввы Дорофея, Беседы на деяния апостольские, Лествица, Ефрема Сирина поучительные слова, Лимонарь, Маргарит Иоанна Златоустого, Архиепископа Кирилла Иерусалимского поучительные слова;
Книга о постничестве Василия Великого, История святого Иоанна Дамаскина, Номоканон, О вере единой Православной, прологи, Андриатис, Беседы на евангелистов, Поучительные слова, Главник (собрание аскетических поучений), Григорий Солунский о Флорентийском соборе, Дионисий Ареопагит о небесном Священноначалии, Диалектика преподобного Иоанна Дамаскина;
Евангелие воскресное и толкование апостольских посланий, Евангелие толковое повседневное, Житие преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких, Житие Святого Филиппа Митрополита Московского, Жития Святого Папы Римского Климента и других святых, Повесть о перенесении мощей Преподобных Сергия и Германа Валаамских, собрание поучений, Измарагд, Небеса Иоанна Дамскина;
Похвальные слова Соловецким чудотворцам, Обличительные слова Иосифа Волоколамского на Новгородских еретиков, Кормчая книга, Лапсаик (патерические повести), минеи, Слова Максима Грека, Тактикон (Никона Черныя Горы книга), Поучения Нила Сорского, Патерик скитский, прологи, патерики, послания, поучения, толкования, Титель (правила апостолов), Цветник, Шестоднев Василия Великого.
Среди этих книг — вклады инока Феодосия Хрущова, Иринарха Соловецкого, казначея Симона, старца Ефрема Квашнина, старца Моисея Амирева, иноземца Петра Лукиянова, Ивана Харламова да казанца Шубина, старца соборного Ефрема старца Никиты Котельникова, старца Мафея Чекуева, Патриарха Московского Иосифа, архимандрита Хутынского Дионисия, царевны Марии Алексеевны, старца Иллариона Суздальца, дьяка Максима Матюшкина, уставщика Максима Семенова, старца Иосифа Сороцкого, Архиепископа суздальского Иосифа, соборного старца Иллариона, старца Александра Булатникова, старца Арсения Тверитина, старца Савватия, старца Сергия Москвитина, Патриарха Московского Иосафа, Архимандрита Дионисия, старца Иосафа Сороцкого, Архимандрита Ипатского Сергия, Архиепископа Рязанского Филофея, священника Сильвестра, старца Александра Булатникова, Архиепископа Вологодского Маркелла, боярина Димитрия Львова, ученика преподобного Зосимы игумена Досифея, Авраамия Палицына, преподобного Елеазария Анзерского, старца Савватия Обрютина, царя Иоанна Васильевича Грозного, Юрия Ищина, Саввы Сторожевского, старца Васьяна Напольского, старца Боголепа, старца Венидикта Литовского, бывшего Ипатского Архимандрита старца Сергия, старца Савватия Обрютина, священноинока Досифея, Соловецкого игумена Иакова, Преподобного
Чудотворца Соловецкого Зосимы, Князя Димитория Михайловича Пожарского, дьяка Богдана Дементьева, дьяка Якова Шошина, Новгородского Митрополита Макария 1-го, инока Павла, Архиепископа Псковского и Изборского Иосафа, старца Илии, Архимандрита Хутынского Дионисия, старца Моисея Амирева, Дружины Стряпчего, Иллариона Суздальского, старца Евтихия, священника Елевферия, старца Созонта, старца Геласия Уставщика.
Соборники и Сборники XV-XVII вв.: поучения, повести, хронографы, рассказы о странствованиях, жития, буквари, выписки из книг, летопись (до 7200 г.), творения, изъяснения, статьи, жития, писания Святых Отцов, службы.
Среди этих книг — вклады Ипатского Архимандрита Сергия, старца Моисея Амирева, Дружины Стряпчего, Архимандрита Варфоломея, Иллариона суздальца, старца Евтихия, священника Елевферия, старца Созонта, старца Геласия Уставщика, священноинока Досифея, Митрополита Новгородского Исидора, Преподобного Елеазара.
Книги гражданские XVI-XVII вв.: Славянская грамматика, Уложение царя Алексея Михайловича, Диоптра (зерцало жития человеческого), Лексикон Словено-Росский, Статут Княжества Литовского, Травник на Богемском языке, Лексикон речений иностранных в Святых книгах, Алфавит, Зерцало великое, Десидерий (стезя к любви Божией), Зерцало Богословия, Зерцало зрительное, Златая цепь (собрание назидательных поучений), Беседование души с потью, Катехизис, Космография (всемирное описание земель и наименовании степеней в округах небесных), Кормовая книга Соловцкого монастыря, Летописец (выписка из Статейной книги), Летописец краткий, Лечебник, Обличение на Латин, Обличение на ересь Феодосия Чернца Косого, Обличение на Люторы, Об осаде Троицко-Сергиева монастыря, Описание Псково-Печерского монастыря, Описание большого чертежа Московского государства, Повесть о великих и преславных чудесах, Риторика на славянском языке, Стоглав (соборные вопросы и ответы), Степенная книга, Сказание о Царьграде и о взятии оного от Турецкого Махмета, Уложение царя Алексея Михайловича, Хронограф, Хождение в Иерусалим Трифона Коробейникова и Арсения Суханова, нотные книги IV века старинного демественного пения под названием Трезвонов, Триодей и проч.; Слова похвальные на перенесение мощей Св. Филиппа Митрополита Московского в Соборную Соловецкого Монастыря Церковь из Отроча монастыря в Соловецкий, Послания Игнатия Митрополита Тобольского по своей епархии противу раскольников, Синаксарь, Поучение к новоначальному монаху, правила, воспоминания, послания, поучения, Шестоднев, толкования.
Среди этих книг — вклады дьяков Шолкаловых, преподобного Иринарха Игумена Соловецкого, Ипатского Архимандрита Сергия, Митрополита Тобольского Игнатия.