Научная статья на тему 'Основные темы и направления в эпистолярном наследии преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского'

Основные темы и направления в эпистолярном наследии преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпистолярное наследие / преподобный Василий (Кишкин) / старец / святоотеческое наследие / патристика / письма / the epistolary heritage / the monk Basil (Kishkin) / the elder / the patristic heritage / Patristics / letters

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Редюк Глеб Борисович

Статья посвящена многогранной личности преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского. Представлены отрывки из писем старца Василия, проводится анализ основных тем и направлений эпистолярного наследия преподобного Василия (Кишкина), главных мыслей и идей, характеризующих главенствующие принципы православного исихазма и аскетизма, которые служили для преподобного основанием его мировоззрения, а также формулируется вывод о большой ценности святоотеческого наследия великого святого подвижника в патристике. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы в изучении русской патристики и христианской аскетики. Представленный материал может быть полезным для всех интересующихся историей и наследием святых отцов, ставших известными и канонизированными в наше время и обогащении существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEMES AND TRENDS IN THE EPISTOLARY HERITAGE OF ST. BASIL (KISHKIN) ELDER PLOSHCHANSKY

The article is devoted to the multifaceted personality of St. Basil (Kishkin) elder Ploshchansky. Excerpts from the letters of the elder Basil are presented, the analysis of the main themes and directions of the epistolary heritage of St. Basil (Kishkin), the main thoughts and ideas characterizing the dominant principles of Orthodox Hesychasm and asceticism, which served as the basis for the monk's worldview, and the conclusion about the great value of the patristic heritage of the great Holy ascetic in Patristics is made. The data presented in the article can be used in the study of Russian Patristics and Christian ascetics. The presented material can be useful for all those interested in the history and heritage of the Holy fathers, who became known and canonized in our time and enriching the existing scientific and methodological base on the studied problems.

Текст научной работы на тему «Основные темы и направления в эпистолярном наследии преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEOLOGICAL RESEARCH

***

УДК 242 ГРНТИ 21.41.63

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ (КИШКИНА) СТАРЦА

ПЛОЩАНСКОГО

Редюк Глеб Борисович

Иерей

Местная православная религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Белгородская Духовная семинария (с миссионерской направленностью) православной религиозной организации Белгородской и Старооскольской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата», г. Белгород,

магистрант Россия, г. Брянск znamenie2015@yandex.ru

THE MAIN THEMES AND TRENDS IN THE EPISTOLARY HERITAGE OF ST. BASIL (KISHKIN) ELDER PLOSHCHANSKY

Gleb B. Redyuk

Priest

Local Orthodox religious organization - spiritual educational organization higher education "Belgorod Theological Seminary

(missionary focus)

Orthodox religious organization Belgorod and Stary Oskol Eparchy Russian Orthodox church Moscow Patriarchate", Belgorod, undergraduate Russia, Bryansk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена многогранной личности преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского. Представлены отрывки из писем старца Василия, проводится анализ основных тем и направлений эпистолярного наследия преподобного Василия (Кишкина), главных мыслей и идей, характеризующих главенствующие принципы православного исихазма и аскетизма, которые служили для преподобного основанием его мировоззрения, а также формулируется вывод о большой ценности святоотеческого наследия великого святого подвижника в патристике. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы в изучении русской патристики и христианской аскетики. Представленный материал может быть полезным для всех интересующихся историей и наследием святых отцов, ставших известными и канонизированными в наше время и обогащении существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

ABSTRACT

The article is devoted to the multifaceted personality of St. Basil (Kishkin) elder Ploshchansky. Excerpts from the letters of the elder Basil are presented, the analysis of the main themes and directions of the epistolary heritage of St. Basil (Kishkin), the main thoughts and ideas characterizing the dominant principles of Orthodox Hesychasm and asceticism, which served as the basis for the monk's worldview, and the conclusion about the great value of the patristic heritage of the great Holy ascetic in Patristics is made. The data presented in the article can be used in the study of Russian Patristics and Christian ascetics. The presented material can be useful for all those interested in the history and heritage of the Holy fathers, who became known and canonized in our time and enriching the existing scientific and methodological base on the studied problems.

Ключевые слова: эпистолярное наследие; преподобный Василий (Кишкин); старец; святоотеческое наследие; патристика; письма.

Key words: the epistolary heritage; the monk Basil (Kishkin); the elder; the patristic heritage; Patristics; letters.

Актуальность темы исследования

Святоотеческое эпистолярное наследие - это бесценный дар. Изучая послания святых отцов, мы как будто сами участвуем в беседе с угодником Божиим, слушаем его советы и наставления, которые нам так необходимы.

В наше время, время духовной неопытности, духовной лени, отсутствия желания прилагать какие-либо усилия к узнаванию греховных течений души, во множестве появившихся так называемых «младостарцев», у которых нет духовной зрелости, неопытный православный человек должен как можно больше обращаться к трудам святых отцов, нареченных «Старцами» с большой буквы.

Сегодня мы снова говорим о возрождения старчества, а также необходимости изучения

накопленного эпистолярного

наследия русских старцев, ставших известными и канонизированными в наше время и обогащении существующей научно-

методологической базы по исследуемой проблематике.

Характеризуя степень

разработанности проблемы, следует отметить, что имя преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского, пока еще

недостаточно знакомо за пределами Брянской земли. Возможно, это связано с тем, что прошло совсем мало времени со дня обретения мощей и канонизации преподобного в лике святых, которое совершилось только в 2018 году. Однако в конце XVIII - начале XIX века о деяниях преподобного Василия (Кишкина) было широко известно в православном мире Российской империи и за ее пределами. Поэтому настало время изучить его богатое наследие и оценить вклад в возрождение старчества и развитие Православия в России, т.к. благодаря этому святому, распространявшему на Руси афонские традиции, просияли многие известные российские старцы, бывшие его учениками. Одним из них был преподобный Лев (Наголкин),

который принял монашескии постриг у старца Василия. Впоследствии отец Лев стал первым Оптинским старцем, а после него в Оптиной пустыни просияла целая плеяда великих русских старцев [10].

Знаменитый исследователь старчества в России, историк-эмигрант И.М. Концевич определяет место святого Василия (Кишкина) старца Площанского как замечательного продолжателя дела преподобного Паисия

Величковского, направленного на соединение афонского наследия с Оптиной пустынью и Глинской линией старчества в южно-русских епархиях Российской империи.

И.М. Концевич пишет: «Широкое влияние на юге России имел известный иеросхимонах Василий (Кишкин). Он имел счастье слушать беседы Тихона Задонского и был другом Антония Воронежского. Его учеником был также Моисей Оптинский. Другим его учеником (...) был знаменитый подвижник Глинской пустыни Филарет. От него идет Глинская линия старчества» [8, 60].

Многие другие ученики старца Василия также впоследствии стали известными настоятелями

монастырей и духовниками, в том числе: преподобный Макарий Оптинский, игумен Филарет (Данилевский) - настоятель

Глинской пустыни, преподобный Макарий (Глухарев) - просветитель Алтая, иеромонах Серафим (Веденисов) - настоятель Площанской пустыни, архимандрит Мелхиседек (Сокольников) -настоятель Московского Симонова монастыря, схимонах Афанасий (Охлопов), принимавший участие в переводе Добротолюбия и др.

Именно сегодня необходимо уделить особое внимание жизни и подвижническим трудам

преподобного Василия (Кишкина), более полно и глубоко изучить его эпистолярное наследия и оценить вклад святого в развитие русской патристики.

Личность преподобного Василия (Кишкина) старца Площанского

«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через

добрые дела свои», - писал епископ Феофан Затворник [4].

В процессе изучения жизненного пути старца Василия (Кишкина) (1745- 1831) нам открывается многогранность

личности этого святого. Наиболее полные сведения о его жизни и подвижнической деятельности мы можем почерпнуть из

агиографических источников,

включая два жизнеописания святого. Первое, более краткое житие, составлено выдающимся

священнослужитилем и богословом схиархимандритом Иоанном

(Масловым) и помещено в Глинском патерике [10].

Автором второго, наиболее полного жизнеописания святого, вышедшего в 2010 году, является благочинный Свенского мужского монастыря, иеромонах Диомид (Кузьмин), который на протяжении десяти лет работал над его составлением. Многолетние труды иеромонаха Диомида (Кузьмина) по изучению архивных материалов были отмечены медалью

благоверного князя Олега Брянского

первой степени на торжествах по случаю общецерковного

прославления преподобного Василия (Кишкина) в июне 2018 года [3].

Проведя анализ

агиографических источников,

необходимо отметить, что в основу двух, названных нами

жизнеописаний преподобного

Василия были положены более ранние жития конца Х1Х-начала XX вв. Первое - рукописное, хранится в отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки. Оно было составлено близкой ученицей старца Василия монахиней

Борисовской Тихвинской пустыни Ангелиной, в миру Анной Яковлевной Толбузиной, ставшей его первым биографом. Второе -печатное житие, было дополнено другим учеником преподобного Василия (Кишкина) - монахом Белобережской пустыни Арсением (Кирилловым) и опубликовано в 1897 и 1904 годах [5, 5].

Будучи глубоко духовным человеком, преподобный Василий (Кишкин) своими наставлениями и поучениями вразумлял

новоначальных иноков, не имеющих опыта в монастырском и духовном жительстве. Старец Василий на протяжении всей своей жизни следовал древней византийской традиции - исихазму, так называемому «умному деланию» -непрерывному повторению

Иисусовой молитвы. Его молитвенный образ жизни, духовные труды сделали его старцем, к которому за советом и утешением стекались паломники со всей России.

Изучая жизнеописание

преподобного мы видим, что в течение всей своей подвижнической жизни он не оставлял главного своего делания: устроения духовной жизни пасомых, включая и монахинь женских обителей, основывая для них монастыри. Духовными чадами старца Василия были многие насельницы женских монастырей России. Примечательно, что до наших дней сохранилось его эпистолярное наследие в виде писем благочестивым инокиням Севского Троицкого монастыря, ставшего уникальным памятником русской патристики первой трети XIX в. В

письмах представлены аскетические воззрения старца, указаны главные иноческие добродетели, к которым следует стремиться, и раскрыты основы устроения монастырской жизни [7].

Эпистолярное наследие старца Василия

Письма преподобного Василия (Кишкина) в виде рукописей сохранились в научно-

исследовательском отделе рукописей Российской государственной

библиотеки в фонде профессоров Московской духовной академии Голубинских.

Основное содержание

рукописных тетрадей составляют письменные советы старца, выделенные в отдельные

тематические главы, расположенные в порядке так называемой духовной лествицы.

Данные рукописи легли в основу сборника «Письма о подвижничестве инокинь», автором-составителем которого является доктор филологических наук В.В. Каширина, исследователь духовного

опыта Оптиной Пустыни. Сборник впервые был опубликован в 2015 г. Взяв в основу написания данной статьи сборник В.В. Кашириной, мы провели анализ письменного наследия старца Василия и выявили главные мысли и идеи, объединяющие эти послания.

Главной особенностью

посланий старца Василия является то, что в их основе прослеживается стиль послания-поучения. Этот тип письма был характерен для древнерусской письменности.

Ценность и актуальность

эпистолярного наследия

преподобного Василия (Кишкина) заключается, прежде всего, в востребованности и

своевременности. Все послания преподобного отражают важность таких монашеских добродетелей как молитва, послушание, смирение. Старец Василий через переписку осуществлял духовное руководство новоначальными монахинями,

помогая им приблизиться к главной цели их жизни - соединению с Богом. Эта мысль находит отражение в каждом послании преподобного.

Приведем лишь некоторые цитаты из его писем, сохраняя стилистику автора.

««Где ныне сыщешь общее житие - ни в Саровской, ни в Белых берегах, ни в Софрониевой, ни в Глинской, когда же в мужеских монастырях нигде нету, кольми паче в немощных сосудах - в девичьих монастырях» [7, 259].

По своему духовному устроению преподобный Василий уподобляется древним святым подвижникам, поскольку сам был укоренен в святоотеческой традиции.

Главное внимание в своих письмах преподобный уделяет молитве.

«А особливо прибегай ко источнику всех благ излиянием молитвы, ибо молитва именуется с Богом беседа; чрез нее мы освящаемся, получаем во уме нашем во всех видимых и мыслимых встречах правое разсуждение и не погрешаем, ибо разсуждение выше всех добродетелей.

И Иисусова молитва да прилепится к дыханию твоему, ибо умственная молитва - свет Божий,

который просвещает душу нашу и возжигает ее пламенем

Божественныя любви. Она есть цепь, которая связует Бога с человеком. О, великая благодать умственная молитва, ею человек всегда собеседует с Богом» [7, 8182].

Как опытный духовный наставник старец учил молитве каждого по силам и духовному возрасту. Монахиням он советовал при каждом случае искушений, скорбей или помыслов прибегать к Иисусовой молитве и поклонам.

«Советую вам, когда случается с вами дурнота, чтоб с молитвою Иисусовою и поясным поклоном по моему часто тесно на лбе делайте ударение: «Господи Иисусе». Ежели слаба ногами, на стуле сидючи, точно отыдет, сердечно взойдет, молитвою Иисусовою освятится и пройдет» [7, 92].

Преподобный не заставлял делать неисчислимое количество поклонов, а советовал в уме говорить себе: «Я много не буду молиться, а только поклонца три положу

поясных с Иисусовой молитвою. (...) От трех поклонов возвеселишься, а ежели десять поклонов, там другая награда» [7, 92;106].

Старец учил понуждать себя к молитве, несмотря на немощность, усталость или леность. Как великий исихаст старец Василий прежде всех деланий наставлял учиться постоянной молитве: «Чтобы память смертная и Иисусова молитва спала с вами и возставала» [7, 119].

«Но молитва Иисусова никогдаже оставляется - и по четкам, и без четков непрестанно в оной должно поучаться - никтоже бо на позорище выступаяй братися со зверми и сходитъ без меча, тако и монах без молитвы Иисусовой, яко воин без оружия на брань не исходит» [7, 276].

Преподобный давал советы, как научиться умной молитве, с чего начинать, как продолжить и сохранить на протяжении всей жизни: «Но и то должно замечать новоначальному, чтобы прежде обучаться тихо, не борзо, кротко наговаривать шепотом, чуть лишь

самому слышно... ибо замечай, ежели навык несколько взяла в молитве, то сами себя узнаете от упражнения. Сего разсудка держаться новоначальным справедливо, ибо замечай, ежели тихо и внимаешь, помыслы не могут верха брать, чтоб прилог принять...» [7, 208-209].

«Богом тебя прошу -непрестанно твори молитовку, старайся, чтобы дыхание не проходило без нее, так блюди свое сердце, как приставники царских вещей караулят» [7, 254].

Являясь последователем

Паисия Величковского, старец Василий продолжал возрождение старчества и открывал для монахов значение добродетели послушания. «Послушание - это самая короткая лестница к Небу, имеющая только одну ступень - отсечение своей воли. А кто отпадает от послушания, отпадает от Бога и от небес»- писал молдавский старец Паисий Величковский [9].

Благодаря преподобному Василию послушание, как аскетический подвиг стало основополагающим звеном в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизнеустроении монашества.

«Плоды непослушания есть причинная часть и жертва бесовская», - говорил старец Василий [6, 49].

«Богом вас прошу, терпите великодушно. Потому оно, послушанние, увеличено паче поста и молитвы; ибо против воли нашей делается. И кто без роптания с благодарностию делает, тому исповеднической венец плетется, потому что он нудится, против своей воли перелом делат во уме своем и делается самовольный мученик» [7, 147].

«Научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» [Мф. 11, 29].

Личным примером старец Василий на протяжении всей своей жизни показывал великое смирение. По смирению уходил в лес, в одинокую келью, по смирению, будучи настоятелем, исполнял работы, от которых простые монахи отказывались. По смирению называл

себя грубым и злым. По смирению запрещал писать свои портреты.

Также со смирением он обращался в своих письмах к новоначальным инокиням: «Держи обеими руками сердечное смирение; аще стяжешь сия, богата будешь, и больше ничего не востребуешь. (...) И сделайте милость, обрадуйте меня сим, терпите, чтобы ни встретилось вам.» [7, 145, 149].

«Простите, что просто писал, начернил. Помните: «Хотящии благочестно жити, гонимы будут» [Тим. 3, 12]. « А мы худо живем, нам треба всячески терпеть и благодарить Бога, что он нас сим смиряет, а другия страсти сильныя от нас бегут» [7, 207].

Эпистолярное наследие старца Василия так велико, глубоко духовно и многогранно, что его невозможно вместить в какие-либо конкретные рамки понятий и направлений.

Письма преподобного глубоко и всесторонне показывают особенности аскетических воззрений святых отцов, которым сам старец следовал в своей подвижнической жизни. В своих письменных ответах

к монахиням старец Василий отвечал многочисленными цитатами из святых отцов: Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Варсонофия Великого, Григория Синаита [7, 273-275].

Выводы

Подводя итоги, можно вполне определенно отметить, что без освоения духовного наследия великого святого наши

представления о старчестве будут далеко неполными.

Письма преподобного

определяют полный смысл духовного роста православного человека, обозначают главную цель его исканий и стремлений -соединение с Богом, пути, ведущие к этой цели. Как уже говорилось выше, в основе всех посланий старца Василия (Кишкина) лежит святоотеческое учение.

Мы нисколько не претендуем на окончательный вариант определенных нами важных направлений, обозначенных в письмах старца. Несомненно, еще предстоит проделать большую исследовательскую работу по

изучению духовного наследия старца Василия (Кишкина) и определению его места в русской патристике. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы в изучении русской патристики и христианской аскетики. Представленный материал может быть полезным для всех

интересующихся историей и наследием святых отцов, ставших известными и канонизированными в наше время и обогащении существующей научно-

методологической базы по исследуемой проблематике.

Список литературы

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010 - 1376 с.

2. Книга Деяний, Посланий святых апостолов и Апокалипсис. М.: Спасское братство, 2017. - 784 с.

3. В Брянской епархии состоялось общецерковное прославление преподобного Василия Площанского // Русская Православная Церковь. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5223425.html (дата обращения: 20.01.2019).

4. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры. URL:https://azbyka.ru/otechnik/books/original/9970-Мысли-на-каждый-день-1887-года.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

5. Иеромонах Диомид (Кузьмин). Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского /Сост. Диомид (Кузьмин) иеромонах, Каширина В.В., лит. ред. Власюк А.П. - Серпухов: Наследие Православного Востока, 2018. - 384 с.

6. Иеромонах Диомид (Кузьмин). Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского /. М.: Наследие Православного Востока, 2010. - 192 с.

7. Каширина В.В. Препеподобный Василий (Кишкин). Письма о подвижничестве инокинь / Серпухов, 2015. - 280 с.

8. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. / Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. - 688 с.

9. Преподобный Василий Поляномерульский. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. - 2-е изд.//Оптина пустынь, 1847. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры. URL: https://azbyka.ra/otechmk/books/origmalШ854-Житие-и-писания-молдавского-старца-Паисия-Величковского.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

10. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Иеромонах Василий (Кишкин) // Глинский Патерик. Том 1. - М. - Самшит, 1997 [Электронный ресурс] // Портал Библиотека Золотой корабль. URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/21/2140_1774.htm#_toc_IDAZWQCF(дата обращения: 20.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.