Научная статья на тему 'Преподобный Амвросий Оптинский. Его духовное становление и почитание на родной Тамбовской земле'

Преподобный Амвросий Оптинский. Его духовное становление и почитание на родной Тамбовской земле Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
517
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ / ОПТИНА ПУСТЫНЬ / СЕМИНАРИЯ / ДУХОВНОСТЬ / AMVROSIY OPTINSKIY / OPTINA ASHRAM / SEMINARY / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васнев

Статья посвящена теме духовного возрастания преподобного Амвросия Оптинского и почитания святого старца на родной Тамбовской земле. Представлен анализ жизнеописания и писем преподобного Амвросия, архивных источников и публикаций журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» тамбовского периода старца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEREND AMVROSIY OPTINSKIY. HIS SPIRITUAL DEVELOPMENT AND WORSHIP ON NATIVE TAMBOV LAND

The article is devoted to the theme of spiritual growth of Reverend Amvrosiy Optinskiy and honor of saint starets on native Tambov land. The analysis of life description and letters of Reverend Amvrosiy, archive sources and publications of journal Tambov Eparchial News of starets's Tambov period is presented.

Текст научной работы на тему «Преподобный Амвросий Оптинский. Его духовное становление и почитание на родной Тамбовской земле»

К 200-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

УДК 281.9

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. ЕГО ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ НА РОДНОЙ ТАМБОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

© Епископ Тамбовский и Мичуринский ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ)

Тамбовская Духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, магистр богословия, ректор, управляющий Тамбовской епархии, e-mail: [email protected]

Статья посвящена теме духовного возрастания преподобного Амвросия Оптинского и почитания святого старца на родной Тамбовской земле. Представлен анализ жизнеописания и писем преподобного Амвросия, архивных источников и публикаций журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» тамбовского периода старца.

Ключевые слова: Амвросий Оптинский; Оптина пустынь; семинария; духовность.

Внутренняя жизнь святого человека -это всегда сокровенная тайна. Как возрастает слово Божие, как оно развивается можно определить по каким-то чертам биографии подвижника, которые как некие вехи стоят на его пути. Старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) не оставил подробных воспоминаний о своей жизни. Воспоминания современников, прежде всего друзей преподобного по Тамбовской духовной семинарии - В.Ф. Светозарова и П.С. Покровского, не позволяют в полной мере составить представление об особенностях его характера. Житие преподобного, как и подобает агиографическому жанру, передает достоверные факты жизни старца без необходимых подробностей.

Преподобный Амвросий родился 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в потомственной семье церковнослужителей села Большая Ли-повица Тамбовского уезда Тамбовской губернии. До настоящего времени сохранились уникальные документы архива Тамбовской духовной консистории, которые свидетельствуют, что «по клировым ведомостям села Большой Липовицы, Тамбовского уезда у пономаря Михаила Феодорова в 1812 году ноября 23-го дня под № 17 значится рожденным сын Александр. Восприемники: свя-

щенник Иоанн Семенов и солдатская жена Анна Матвеева» [1, с. 3]. Сына назвали Александром в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в этот день. Год рождения будущего старца в истории Тамбовской епархии совпал с дивным явлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, наименованной позднее Вышенской. Икона была привезена из Москвы в Вознесенский женский монастырь города Тамбова монахиней Миропией (Аденковой), которую Царица Небесная во время пути избавила от неминуемой смерти.

Несомненно, важными для духовного становления Александра и его последующей жизни стали детские годы, проведенные в семье благочестивых родителей: отца - диакона Михаила Гренкова, клирика храма в честь Живоначальной Троицы села Большая Липовица, и матери - Марии Николаевны. О родителях можно сказать словами святителя Григория Богослова: «Для них и в детях одно было утешение, чтобы прославлялись и именовались по Христе; под благочадием разумели они добродетель и приближение детей к совершенству. Они милосерды, сострадательны, многое спасают от тли, от разбойников и от миродержителя; сами из временного

жилища переселяются в постоянное, и детям собирают драгоценнейшее наследие - будущую славу» [1, с. 7]. Пример добродетельной жизни отца и матери навсегда запечатлелся в душе Александра. Исполнение заповедей Божиих, послушание родителям, молитва и труд - вот главные составляющие воспитательного и образовательного процессов в семье Гренковых. С детства он возрастал духовно в храме Божием, где прислуживал отцу, пел и читал на клиросе. Естественно, что его образование началось с освоения церковнославянского букваря, часослова и псалтыри. Он помогал отцу обрабатывать землю и с юных лет ощутил тяжесть крестьянского труда. Видя, с каким смирением его родители и соседи-крестьяне переносят тяготы, он учился терпению и за все благодарил Бога. Известно, что в семье Александр не был любимым ребенком. Мальчишеская резвость часто становилась причиной недовольства родителей. Рано научившись ценить доброту, старец через всю жизнь пронес любовь к ближним. «От ласки у людей бывают совсем иные глазки», - говаривал он позднее, вспоминая детство.

В 1824 г. Александр Гренков был зачислен в Тамбовское духовное училище. Шесть лет учебы в училище стали хорошей школой для отрока. Александр проживал не в общежитии (бурсе), а на городской квартире. В то время при училище еще не было собственного храма, а поэтому воспитанники ходили на службу в ближайшие к месту проживания храмы. Александр Гренков посещал храм в честь великомученицы Варвары, где находилась старинная икона святой с частицей ее мощей. По окончании училища в 1830 г. Гренков поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Он с легкостью усваивал преподаваемый материал, живо интересовался новостями науки и искусства.

Ко второй четверти XIX в., на которую приходятся годы учебы Александра Гренко-ва в семинарии, система духовного образования в Тамбовской епархии была на достаточно высоком уровне. Глубокое влияние на духовное формирование юноши оказали педагоги и руководство семинарии. С неизменным почтением и благодарностью он вспоминал своих тамбовских учителей-наставни-ков и начальников. О ректоре архимандрите Иоанне (Чистякове, 1832-1833 гг.) препо-

добный Амвросий говорил: «Бывало спросит, зайдя в класс: «Где же наставник?» На ответ учеников: «Еще не приходил», скажет: «Послать!» А сам ходит по классу. Придет наставник, как водится, несколько смущенный. Ректор, как будто нисколько не замечая его смущения, встретит его очень вежливо, также и скажет ему что-либо очень вежливое и приветливое и тотчас удалится из класса, давая наставнику разуметь, что час занятия настал. С воспитанниками обращался он также тихо, не гневался. Вообще, от этого отца ректора трепетали все и наставники» [2, л. 121]. Уроки богословских наук Александр Михайлович слушал уже у другого ректора -архимандрита Адриана (Тяжелова, 18331841 гг.). На годы ученичества старца приходится архипастырская деятельность на Тамбовской кафедре епископа Арсения (Москвина), впоследствии митрополита Киевского, который относился к воспитанникам духовной семинарии очень строго. Архипастырь, как правило, сам приходил на экзамены и весьма внимательно испытывал учеников в знании изучаемых ими наук. Воспитанники, учившиеся вместе с преподобным в духовной школе, свидетельствовали, да и сам он позже вспоминал, что в юные семинарские годы, а потом и в период преподавательской деятельности любил музыку, храмовое пение, старался много читать, имел желание писать стихи. Александр, как показывает его выпускной формуляр, знал древние языки, имел стремление к изучению Священного Писания, владел обширными знаниями в области богословских, исторических, словесных наук. Он был талантливым носителем поэтики народной речи с ее музыкальностью, образной выразительностью и лаконичностью.

В 1836 г. Гренков окончил семинарию десятым в первом разряде, что не давало ему возможности поступить в духовную академию без экзаменов [3, с. 93]. Его назначили учителем второго класса первого отделения Липецкого духовного училища. Через два года, 8 июня 1838 г., Александр Михайлович стал учителем греческого языка в следующем отделении училища. Семинарские науки впоследствии пригодились ему в пастырской деятельности. Это хорошо видно по письмам, которые, будучи уже известным старцем Оптиной пустыни, он писал разным лицам, обращавшимся к нему за духовными

советами и наставлениями. В них содержится основательное знание догматов, экзегетики, литургики, истории Церкви, апологетики. В одном из писем, касающемся деятельности секты хлыстов, слышатся отголоски полученных преподобным в семинарии знаний по истории расколов и сект, действовавших в Тамбовской епархии [1, с. 11].

Пребывая в Липецке, Александр постигал волю Божию, созерцая уединенную природу, слыша в ее голосе зов Всемогущего Создателя. Вот как об этом повествуется в житии преподобного: «Вблизи города Липецка, по ту сторону реки Воронежа, виднеется и теперь огромный, на подобие Оптин-ского, казенный лес. Туда нередко, в свободное от занятия время, любил Александр Михайлович уходить для уединенной прогулки и, вероятно, для богомыслия. Раз в такую прогулку он случайно подошел к протекавшему ручейку и стал прислушиваться к его журчанию. «Хвалите Бога! Храните Бога!» -слышались ему слова как будто выговаривающего ручейка. «Долго стоял я и слушал этот таинственный голос природы и очень удивлялся сему», - вспоминал позднее преподобный о таких трогательных мгновениях своей жизни в пределах родной Тамбовской

земли [1, с. 16]. Известно, что старец Амвросий с особым усердием молился Тамбовской иконе Богородицы. Он рассказывал о том, что дал обет принять монашество, молясь об исцелении от тяжелой болезни, и как суетные искушения мешали ему исполнить его. Вот как описывал он свое тогдашнее положение: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года» [1, с. 14]. Находясь в кругу мелкопоместных дворян, разночинцев и даже имея мысль «поступить в военную службу», Александр, тем не менее, всегда видел тщетность и суетность мирского бытия. Его родители, почитавшие образ Тамбовской Божией Матери, благословили им вступающего в самостоятельную жизнь сына. Будучи преподавателем духовного училища, Александр Михайлович Гренков искал помощи Пречистой и молился перед Тамбовским образом о том, чтобы Богородица указала ему путь к молитвенному уединению, увела от мира.

Г ород Липецк, фото начала XX в.

Преподобный Иларион Троекуровский

Намерение коренным образом изменить жизнь и навсегда поселиться в монастыре созрело у Александра Михайловича в 1839 г. С целью удостовериться в том, что его желание верное и согласуется с волей Божией, он вместе со своим семинарским приятелем предпринял паломничество в Троице-Сергие-ву Лавру к святым мощам всероссийского аввы преподобного Сергия Радонежского. По пути к мощам преподобного они посетили Тамбовского подвижника - затворника Ила-риона, известного даром прозорливости и духовного рассуждения, подвизавшегося в Троекуровском монастыре Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Троекуровский старец, благословив Александра, без колебаний определил его судьбу, сказав: «Иди в Оптину. Ты там нужен» [4, л. 154].

Обращение за благословением и советом к почитаемому в Тамбовской губернии старцу Илариону свидетельствует о том, что Александр сохранял в своем сердце полученные в детские годы наставления следовать благочестивой православной традиции начинать всякое дело с благословения и совета опытного духовника. Несмотря на полученное благословение, Александр Гренков еще некоторое время проявлял нерешительность и откладывал уход в Оптину пустынь; ему препятствовали обязанности учителя в Липецком духовном училище. В октябре 1839 г. он отпросился у ректора училища священника Филиппа Кастальского на субботу и воскресенье навестить родных, но сам направился в Оптину пустынь и обратно в училище уже не вернулся. О случившемся ректор училища подал докладную в Правление Тамбовской духовной семинарии, где она была рассмотрена и приложена к делу. В ноябре 1839 г. из Оптиной пустыни Александр Гренков отправил прошение на имя Преосвященного епископа Тамбовского Арсения (Москвина), в котором, «прописав разные причины своей неспособности продолжить учительскую должность, просит уволить его от означенной должности и выдать ему на шесть месяцев билет, в коим бы он мог, при слабом своем здоровье испытать себя в образе монашеской жизни» [4, л. 145]. Ознакомившись с прошением, епископ Арсений передал его на рассмотрение Правления семинарии, которое решило «учителя Гренкова, как не имеющего расположения более продолжить училищную службу, от должности уволить». Данное решение было утверждено епископом Арсением, и с этого времени послушник Александр на законных основаниях остался жить в Оптиной пустыни.

«Случай Гренкова» имел свои последствия и напрямую отразился на положении преподавателей духовных училищ губернии. 9 декабря 1839 г. епископ Арсений, уволив Александра Гренкова от должности преподавателя, направил в Липецкое духовное училище распоряжение: «Для предупреждения подобных непозволительных отлучек от должности на будущее время учинить следующее: 1) начальникам училищ подтвердить строжайше, чтобы они: а) господ учителей вверенных им училищ в учебное время без особого разрешения семинарского Прав-

ления никуда, даже на краткое время, не увольняли, а в вакационное время на отлучку их в города и села Тамбовской епархии выдавали им от себя билеты, в другие же епархии не выдавали вовсе; б) о самовольных отлучках учителей из города, в которых находятся училища, на какое не было расстояние и время, на другой день об отлучке доносить семинарскому Правлению; в) обратить ближайшее внимание на поведение господ учителей, как служащих образцом и примером для учеников». Кроме того епископ Тамбовский благословил «отобрать ныне же от всех учителей училищ их семинарские аттестаты, да и впредь отбирать оныя от студентов назначенных в училищные должности, при самом определении к сим должностям» [5, с. 49]. Поступок Александра Михайловича Гренкова дал повод епископу Арсению ввести строгий режим для преподавателей духовных училищ губернии, который сохранялся на протяжении всего периода управления им Тамбовской епархией.

Подвизаясь в Оптиной пустыни, преподобный Амвросий в письмах духовным чадам часто цитировал стихи псалмов, духовно-нравственное и воспитательное значение которых постиг еще в юные годы, исполняя послушание чтеца в храме села Большая Ли-повица. Приведем некоторые из этих цитат: «Аще не Господь созиждет дом, всуе труди-шася зиждущии» (Пс. 126, 1); «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165); «Сказано: многи скорби праведным» (Пс. 33, 20); «Закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет» (Пс. 24, 10).

Оптинский подвижник хорошо знал и любил народные пословицы и поговорки, которые слышал от родителей и от простых крестьян своего родного тамбовского села. Старец умело применял их в разговоре. Нередко свои наставления он излагал меткой рифмой: «Правда груба, да Богу люба»; «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение»; «Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение»; «Жить можно и в миру, только не на юру»; «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится

вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем»; «Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко»; «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я»; «Чтобы жить в монастыре, нужно терпения не воз, а целый обоз»; «На полгода ваша мода»; «Кто нас корит, тот нам дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет» [6].

Почитание преподобного на его родине, в Тамбове, началось не сразу, хотя при жизни старца к нему обращались за духовным руководством многие монашествующие Тамбовской епархии, а в особенности монахини Козловского Боголюбского монастыря. В советские годы в Козлове отбывали ссылку Оптинские постриженники: преподобный

Севастиан (Фомин), исповедник иеромонах Дионисий (Карпов). Весьма почитаемая в настоящее время в Тамбовской епархии схимонахиня Серафима (Белоусова) в свое время неоднократно посещала Оптину пустынь. Много в деле прославления преподобного Амвросия Оптинского на Тамбовской земле потрудился протоиерей Василий Тигров, служивший в храме села Сурава Тамбовского уезда и являвшийся благочинным 7-го Тамбовского округа. По его инициативе и по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) в Тамбове в 1912 г., к 100-летию со дня рождения преподобного Амвросия, было учреждено Амвро-сиевское братство, а открыто - в 1913 г. Оно имело своей целью открытие общежития для беднейших учеников Тамбовской духовной семинарии в доме по улице Приютской, 54 (ныне улица Энгельса), в котором в годы учебы в семинарии жил будущий старец Амвросий. Для открытия общежития братство организовало сбор средств на выкуп дома. К сожалению, этим планам не удалось осуществиться.

Другая не менее важная цель, стоявшая перед братством, заключалась в просветительской деятельности с целью популяризации духовного наследия старца. По приглашению братства город Тамбов посетил миссионер и писатель В. Д. Быков, автор книги «Тихие обители». Он с большим успехом выступил с несколькими лекциями о преподобном Амвросии и Оптиной пустыни.

Молебен перед поднятием купола

Поднятие купола

В 1915 г. братством была издана брошюра о прикованной к одру болезни и ослепшей тамбовской подвижнице Марии Черновой, находившей для себя большое утешение в наставлениях старца о том, что страдания смиряют человека и научают его спасительному терпению. Руководитель Амвросиев-ского братства протоиерей Василий Тигров в 1912 г. посетил Оптину пустынь и свои впечатления о поездке описал в очерке «Святой уголок», который был опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Братство предлагало одну из улиц города Тамбова назвать Амвросиевской, но начавшаяся в 1914 г. война не позволила осуществить эту инициативу.

Причисление Оптинского подвижника к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. стало ярким свидетельством и выражением глубокого почитания старца Амвросия в русском народе. Это почитание не померкло ни в годы гонений на Церковь, ни в годы т. н. «застоя». Как когда-то со всей России к нему спешили за благословением и назиданием его современники, так в настоящее время в Оптину пустынь устремляются миллионы почитателей, чтобы помолиться перед святыми мощами преподобного и получить духовное утешение. На Тамбовской земле в его память создаются духовно-просветительские центры, проводятся научно-богословские конференции. Надеюсь, что в 2012 г. удастся осуществить инициативу Амвросиевского братства 1912 года и присвоить одной из улиц города Тамбова название «Амвросиев-ская». В селе Большая Липовица, на родине преподобного Амвросия, близится к завершению строительство храма в его честь. Освящение храма запланировано на осень 2012 г., когда состоится празднование 200-летнего юбилея со времени рождения старца.

Мудрое, прозорливое слово подвижника возвращало страждущих с пути безудержного стяжания земных благ на путь терпеливого собирания сокровищ духовных, добродетелей христианских, главной из которых является любовь. Словами апостола Павла старец говорил, что «любовь все прощает, дол-готерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует. Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению

сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать и тем, и другим» [5, с. 63].

Духовное наследие преподобного Амвросия Оптинского давно стало неотъемлемой частью истории и культуры России. Сохранить это наследие - значит верно, глубоко и всесторонне его осмыслить, сделать органической частью мировоззренческого поведения человека, мерилом нравственности в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, духовной основой жизни для народонаселения России, отправной точкой в творчестве выдающихся представителей отечественной науки, литературы и искусства. Созидательная деятельность человека не может быть бездуховной. Жизнь, свободная от духа и от религии, приводит к внутреннему саморазрушению человека. Российское государство и общество стоят перед необходимостью восстановления преемства отечественной нравственной традиции.

Выражаю надежду, что празднование 200-летнего юбилея со дня рождения преподобного Амвросия положит начало активным трудам ученых богословов, историков, филологов, краеведов по всестороннему изучению эпистолярного наследия Оптинского старца, а также исследованию малоизвестного тамбовского периода его жизни, где родился, возрастал и где началось духовное становление личности этого святого подвижника и молитвенника о богохранимой Земле Русской и ее народе.

1. Жизнеописание Оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия. Ч. 1. М., 1900.

2. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 186. Оп. 37. Д. 1.

3. Собрание писем Оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия. М., 1995.

4. ГАТО. Ф. 186. Оп. 45. Д. 3.

5. Жизнеописание оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия. Ч. 2. М., 1900.

6. Тамбовские епархиальные ведомости. 1913. № 51. С. 1641-1642.

Поступила в редакцию 23.01.2012 г.

UDC 281.9

REVEREND AMVROSIY OPTINSKIY. HIS SPIRITUAL DEVELOPMENT AND WORSHIP ON NATIVE TAMBOV LAND

Archbishop of Tambov and Michurinsk FEODOSIY (VASNEV), Tambov Theological Seminary, Tambov, Russian Federation, Master of Divinity, Rector, Intendant of Tambov Diocese, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the theme of spiritual growth of Reverend Amvrosiy Optinskiy and honor of saint starets on native Tambov land. The analysis of life description and letters of Reverend Amvrosiy, archive sources and publications of journal “Tambov Eparchial News” of starets’s Tambov period is presented.

Key words: Amvrosiy Optinskiy; Optina ashram; seminary; spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.