Научная статья на тему 'Творчество в современной массовой культуре: постановка проблемы'

Творчество в современной массовой культуре: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
811
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество в современной массовой культуре: постановка проблемы»

могут быть и художественными произведениями - форма, орнамент, различного рода украшения придают им эти качества.

Крестьянское прикладное искусство XVIII в. широко применялось в разных сферах быта и домашнего производства: художественном оформлении построек (резьба, вытачивание, роспись), отделки интерьера избы, украшении мебели, светцов, резьбе и росписи сундуков и коробей, резных рисунках календарей, лепке и росписи игрушек и пр. Всем этим областям крестьянского творчества присуще было единство утилитарного (функционального) и декоративного начала, а также устойчивая преемственность образов, форм, композиции, сочетании цветов, приемов обработки1.

Красота, благообразие, стройность (чинность) в творении, человеке, культовом искусстве достаточно устойчиво понимались народными иконописцами как символы святости, благочестия, вообще духовно-эстетических ценностей. Способность создавать высокодуховное искусство на уровне эстетического сознания была присуща крестьянским художникам XVIII в., а базировалась эта способность на традиционной русской культуре, основным элементом которой было глубинное ощущение и осознание в качестве основы всякого творчества единства мудрости, красоты и мастерства.

С. А. Бобриков

Творчество в современной массовой культуре: постановка проблемы

Массовая культура в современном обществе все более явно приобретает статус особого феномена: это не только совокупность культурно-художественных явлений, но своего рода целостная форма общего самоощущения и самовыражения человека в мире. Условия существования современного постиндустриального и информационного общества ведут к образованию специфического способа бытия и функционирования массовой культуры, которая есть в той же мере социальное явление, в какой и художественное.

В современной исследовательской литературе массовая культура определяется как «новый в социокультурной практике, принципиально более высокий уровень стандартизации [курсив наш. -С.Б.] системы образов социальной адекватности и престижности, ... новая форма социализации и инкультурации современного челове-

1 Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970. С. 9-165; Жегало-ва С.К. Художественная культура русской деревни XVII-XVI11 вв. М., 1983.

166

ка, новая система управления манипулирования его сознанием, интересами и потребностями, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами»1. Массовая культура рождалась как культура досуга, как культура свободного времени от регламентированного труда на машинном производстве. Она была призвана отвлекать и развлекать массы, создавать у них чувство полноценной и разнообразной жизни. Порожденные досугом машинной цивилизации, основанной на товарно-денежных отношениях, все ценности массовой культуры, в том числе и духовные, обретают форму товара.

Современные средства массовой коммуникации (массмедиа) вносят существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром и формируют специфический способ мировосприятия и образ жизни. Информация как важнейший товар массовой культуры способствует выработке ее этических, эстетических и смысловых ценностей.

Многими исследователями (А. Швейцер, Х. Ортега-и-Гассет, И.А. Ильин, Г.С. Батищев и др.) отмечается, что массовая культура отражает несоразмерность духовного и технического прогрессов. Благодаря современным технологиям массовая культура превращена в коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации, стандартизированных и усредненных по художественному и эстетическому вкусу духовных благ. Относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс сочетаются с парадоксальным снижением духовных запросов.

Таким образом, массовая культура основана на потреблении и обесценивании традиционных «вечных» человеческих ценностей. Основные функции массовой культуры почти исключительно сводятся к различным формам развлечения, что объясняется специфической системой жизненных идеалов человека общества потребления. Почти полностью отсутствуют духовные формы досуга, которые были бы наполнены размышлениями, общением с самим собой, становлением собственной души, взращиванием своей личности.

Массовая культура не ориентирована метафизически: вне поля зрения человека массы остаются такие проблемы бытия, как сам феномен жизни, смысл жизни человека, его предназначение, смысл истории, существование зла в мире, долг и ответственность - чуждые его языку и сознанию. Смысл жизни таких людей - в удовлетворении постоянно растущих потребностей, преимущественно материального, чувственного плана, в достижении успеха любой

1 Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 389.

167

ценой. Массовая культура выступает за «интенсификацию жизни», а не за её осмысление. Данную ситуацию можно охарактеризовать словами французского философа П. Рикёра: это «гипертрофия средств и атрофия целей».

Получив доступ к сфере, удовлетворяющей материальные потребности через высокоразвитое производство услуг, люди не становятся удовлетвореннее, им постоянно чего-то не хватает. Причина, по всей вероятности, кроется в том, что люди прекращают быть творцами. Единственной «творческой» сферой проявления человека становится изощрение его потребностей и изобретательность в их удовлетворении. Но только реализующему себя в творческой деятельности человеку присущи ощущение полноты бытия, чувство единения с миром, тождество, гармония - то, что называется «трансцендентным удовольствием», или по-человечески просто - счастьем...

Массовый человек не только оказался наиболее приспособленным к укладу жизни современного общества, организованного принципиально плюралистично и ориентированного на бесценностность, но и стал как никогда востребован в силу своего удобства и управляемости. Впервые заурядному человеку не приходится стесняться своей заурядности. Об этом писал Х. Ортега-и-Гассет в «Восстании масс». О произошедшей «вселенской реабилитации посредственности» пишет и философ-постмодернист Ж.-Ф. Лиотар. Уникальность и неповторимость перестают быть ценностно окрашенными категориями культурного восприятия мира. Личность подвергается деградации в сторону унификации и виртуализации.

Симптоматично, что потребительство определяет организацию жизни не только в материальном, но и в духовном плане. Принцип получения удовольствия становится смыслообразующим мотивом поведения человека. Облегченное потребительское отношение к искусству, формируемое масскультурой, переходит в нежелание думать, а затем в неспособность ко всякому творческому и даже критическому усилию мысли, что формирует и отношение к самой жизни. Исчезает стимулируемая и подкрепляемая обычно настоящим искусством мотивация к внутреннему развитию. Экзистенциальная пустота оставляет место для вторжения чужих идей и вкусов, чужих мнений и чувств. Таким образом, это позволяет массовой культуре становиться идеальным средством управления недумающей массой, которой в развлекающую ее оболочку можно вложить практически любую нужную идею.

С помощью распространения масскультуры достигается манипулирование сознанием человека, мифологизация, мистифициро-

168

вание реальных процессов, происходящих в обществе и в мире в целом. Это искусство грёз, грамотное и хорошо организованное предприятие, грандиозный рынок по производству «прекрасного мира» виртуальной реальности. Особые трансформации человеческой личности происходят в самой молодой субкультуре массовой культуры - сети Интернет.

Духовная жизнь человека заключается в его способностях творчески мыслить. Массовая же культура «освобождает» человека от подвига мыслить. Человек перестает мыслить, потому что разрушается поле языка, исчезает диалог между людьми, люди перестают друг друга интересовать. Во-первых, из-за равнодушия, во-вторых, из-за научно-технического прогресса, именуемого компьютером и телевизором, которые не причиняют боли и не предполагают «проклятых вопросов» бытия. Человек перестает мыслить и говорить на родном «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке», а удовлетворяется языком жестов, цитат, рекламы, различных штампов. Легче общаться с машиной, чем с человеком.

Таким образом, массовая культура выступает манипулятором-регулятором психического и нравственного состояния общества

Хотелось бы отметить, что массовая культура не имеет ничего общего с культурой народной, так как принципиально безлика и безнациональна, представляет собой спекуляцию на давней мечте людей о едином человечестве, об общих ценностях, которые бы его соединили в мире без конфликтов и войн; она далека от народа и адресована определенному слою массовой публики. Народная же культура имеет определенный и неповторимый облик, окрашена в «цвета души» народа.

Массовая культура в существующем сегодня виде может представать лишь карикатурой на универсальную человеческую культуру и всегда будет только ее подменой. Она есть своего рода симулякр культуры, ложное подобие ее и возможна только на основе извращения понятия творчества. Потребительство как символ положения в обществе формирует и закрепляет в массовом сознании позицию, противоположную творческой. Массовая культура адаптирована к рыночной реальности, где синонимами стали понятия «продавать» и «творить». Креативность проецируется в горизонтальную плоскость приспособления, потребительства, присвоения. Творческий потенциал современного человека оказывается «заземлённым», т. е. не реализующимся в духовной преобразовательной или созидательной деятельности.

Современный массовый человек, переставший отличать действительный мир и действительную жизнь от их мифологизированных

169

муляжей, способный принять ложные идеалы и ложные религии -это человек как бы девальвированный, вполне готовый стать счастливым «биороботом». Его безответственная позиция в мире является препятствием к дальнейшему развитию. Нетворческое сознание, являющееся по сути сознанием неадекватным вследствие отсутствия стремления к совершенствованию - глубинной интенции духовной деятельности, - становится угрозой самому выживанию человека в постоянно и быстроменяющемся мире. Творчество же есть способ осуществления возможности «быть», оно является важнейшим культурообразующим фактором, актуализацией духовной состоятельности личности.

Если на Западе процесс оформления массовой культуры занял длительное время, и она не стала абсолютным отрицанием прежних ценностей, то в России утверждение массовой культуры произошло в короткий срок и носит несколько нигилистический, а временами даже хамский по отношению к прежней культуре характер, выражающийся в охаивании всего и вся, что привело общество к духовному вакууму. Но нельзя создавать культуру на пустом месте, ибо «культуры без преемственности нет» (Н. Бердяев).

Массовую культуру можно связать с растущим в современной культуре чувством неукорененности человека, с отказом его от содержательно насыщенной перспективы будущего. Результатом является замыкание человека в мире потребительских ценностей «краткой перспективы», либо вообще избавленных от какой бы то ни было перспективы. Выдвижение на первый план культуры игры-зрелища идет в паре с уменьшающимся значением труда. Великим ценностям «дан отпуск», из которого рождается ценность великого отпуска. Одна из проблем массовой культуры заключается в несовпадении двух начал в молодом человеке нашего времени: с одной стороны, в молодой формирующейся личности живет «информационный» человек, а с другой - агрессивный, изо всех сил защищающий образ жизни, основанный не на созидании, а на потреблении.

Большая часть современной молодежи «запрограммирована» на насилие и агрессию, так как не приобретя ещё никакого жизненного опыта, она имеет определенный виртуальный опыт, насаждаемый СМИ и основанный на многократном повторении сюжетов, в основе которых присутствует насилие. Если мы всерьез решили покончить или проститься с идеологией и психологией терроризма, то с какой целью, ради чего с таким сладострастием и систематичностью подвергаем читателя, зрителя, слушателя массированной «вторичной агрессии» - каждодневной демонстрации ужасов, киллеров и антикиллеров, всех «мертвых остатков» жизни?!..

170

Изменение языка современного телевидения - это, бесспорно, самый яркий показатель превращения информационного процесса в явление массовой культуры, со всеми вытекающими отсюда последствиями и теоретического, и практического плана.

Стереотипность массового сознания «освобождает» мир от творцов. Человек становится рабом осколков бытия и уже не только не способен к творчеству, чтобы запечатлеть себя как личность, но и не ставит вопроса о своих познавательных возможностях, которые помогли бы ему осмыслить свое существование в мире. Скепсис, тоска, цинизм, отчаяние - вот нынешний эмоционально-волевой и духовный строй личности. Уныние, которое еще Н.В. Гоголь называл страшным грехом и болезнью, увы, стало нормой. В таком состоянии наши современники женятся, воспитывают детей, пишут книги, защищают диссертации. Самое главное - не поставить себя под вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» Человек делает всё, только чтобы этот вопрос не прозвучал. Смысл потонул в бессмыслице, Бог растворился в безбожии.

Однако культура не может оставаться равнодушной к «выветриванию» трансцендентного. Духовное знание осуществляется через творчество, через творение самого себя, познание себя в творении жизни и искусстве. По мысли К.Д. Ушинского, если человеку дать все жизненные блага, но лишить его понимания смысла жизни, то он будет самым несчастным. Необходимо понять, что для своего спасения нужно переступить через сложившиеся стереотипы, поступиться принципами, «наступить на горло собственной песне» и избрать вертикаль духовного развития.

Только доминанта креативного мироощущения и мировоззрения гарантирует человеку сохранение онтологического статуса, обеспечивает защиту от синдрома «неукорененности в бытии», позволяет «идти в ногу со временем» и не просто адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, но реализовать себя в полном объеме и многомерности. Этим раскрывается суть творчества -«заветного слова эпохи» (Х. Плеснер).

Творчество как «оправдание» человеческого существования и смысловая константа его бытия раскрывается духовной состоятельностью человека. Именно творчество определяет специфику места человека в Бытии, и в этом заключается неповторимость его пребывания в мире. Без творчества мир закоснеет во зле, и процесс его разрушения - дело времени.

Наиболее верным путем исправления катастрофической ситуации должен стать поиск путей предоставления каждому современному человеку возможностей для творчески-созидательной

171

деятельности, удовольствие от которой покрывает все возможные земные блага, превратив культуру потребления в культуру творения.

Несмотря на существующие негативные тенденции, массовая культура представляет собой уникальную социокультурную среду, аккумулирующую необходимые условия, способные гармонизировать скорость современного информационного общества и способности человека к самоактуализации, сохраняя при этом свою духовную целостность. У человека имеется возможность противостоять любой информационной агрессии, самореализуя себя в творчестве, путей к которому в настоящее время огромное множество. Внутри массовой культуры существуют не просто возможности, но и механизмы развития творческих способностей, творческого отношения к жизни людей и прежде всего молодежи. Среди них заслуживает внимания медиавоспитание российской молодежи, так как основная возможность раскрытия и реализации творческих способностей молодых людей расположена именно здесь.

В. П. Горюнов

Историческая перспектива России в человеческом измерении

В ходе цивилизационного развития подготовительный предпроизводственный и завершающий послепроизводственный периоды человеческой жизни необходимо увеличиваются. Но хорошее образование и достаточное пенсионное обеспечение - привилегия богатых стран. Уравнительская система, обеспечившая советские достижения в этих областях, исторически быстро исчерпала свой ресурс. Пропасть между передовыми и отсталыми странами углубляется в том числе и за счет разницы поколенческой структуры населения. С одной стороны, в богатых странах увеличивается продолжительность проживаемой человеческой жизни, увеличивается масса социально зрелого населения, вырабатывающего и накапливающего основной объем всех видов необходимой информации. С другой стороны, в бедных странах основная масса населения не может дожить до зрелого возраста, поколения быстро сменяются без необходимой преемственности социального опыта, а неизбежное старение населения богатых стран при увеличении продолжительности жизни компенсируется иммиграцией наиболее способной и образованной молодежи из бедных стран. В итоге единый, как и природа, интеллектуальный ресурс распределяется неравномерно и все более концентрируется в отдельных общностях.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.