Научная статья на тему 'Массовая культура и феномен «сжимающегося знания» в молодежной среде'

Массовая культура и феномен «сжимающегося знания» в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1408
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая культура и феномен «сжимающегося знания» в молодежной среде»

М. А. Арефьев

Массовая культура и феномен «сжимающегося знания»

в молодежной среде

В середине прошлого века английский историк и философ культуры Арнольд Тойнби полагал, что развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. «Препятствие, - писал А. Тойнби, - воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического сози-дания»1. Среди комплекса вызовов и проблем, сопровождающих развитие современного общества, важное место занимает стремительная экспансия массовой культуры. Проблема кризиса культуры, «заката» цивилизации и поиска новой культурной парадигмы не нова в истории человеческой мысли. Она много раз поднималась и обсуждалась западноевропейскими и отечественными мыслителями, каждый раз приобретая все новые оттенки и акценты. Относится это и к феномену массовой культуры, и его оценкам.

Попытки раскрыть сущность массовой культуры неизбежно ставили перед исследователями ряд вопросов: о времени появления массовой культуры, ее исторической неизбежности, о ее сущности, основных чертах и функциях, о возможности или невозможности ее преодоления или вытеснения более глубокими формами культуры, об особенностях эстетики массовой культуры, о мифологизации сознания в условиях торжества массовой культуры и т. п. Вопрос о «точке отсчета», т. е. о времени появления массовой культуры, а также об основных этапах ее развития и трансформации выявил большой разброс позиций.

По мнению одних исследователей, массовая культура является извечным продуктом культуры. Однако, по мнению большинства, появление массовой культуры связано с появлением средств массовой коммуникации, т. е. с рубежа XIX-ХХ вв. В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, независимо от пола, возраста, вероисповедания, не требующий для своего восприятия даже элементарной грамотности. К тому же времени относится и широкое распространение фотографии, занявшей важное место в массовых средствах информации. Изобретение и внедрение граммофонной записи породило ещё один раздел массовой культуры - лёгкую музыку, которая захватила радиовещание, а затем и все формы звукозаписи. Именно в этот

1 Toynbee A.J. A Stady of History. Abridgement of volumes I -VI. New York; London, 1947.

36

период всеобъемлющая «массовизация» стала характерной чертой жизни. Она затронула все сферы: экономику, политику, управление и общение людей. Стремительное развитие массовой культуры начинается с 30-х годов XX в. в США. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру, то США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». С середины ХХ в. массовая культура становится тотальной и экспансивной.

Исследование процесса развития массовой культуры в России позволило выделить ряд этапов, которые в основном отражают процессы общеевропейского становления масскультуры, но с учетом тех реалий, которые существовали в советском обществе. Согласно этой периодизации конец XIX в. рассматривается как этап, заложивший основы массовой культуры. 20-30-е годы связываются с появлением собственно массовой культуры советского периода. 70-годы ознаменовали поворот от идеологической советской массовой культуры к массовой культуре западного потребительского общества. И, наконец, с конца 80-х и особенно в 90-е годы начинается расцвет массовой культуры в пространстве постсоветской России.

В качестве теоретической основы современной массовой культуры можно назвать философию позитивизма, которая нашла отражение в эстетике и оказала влияние на становление натурализма. Натурализм как метод художественного творчества оформился в Европе во второй половине XIX в. Сведение социального к биологическому, откровенное изображение физиологической стороны человеческой жизни в ущерб глубине идейно-художественного содержания, утверждение всесилия грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека, столь характерное для натурализма, несомненно подготовило идеологию сексуальной вседозволенности, культа тела в массовой культуре современности.

Существует и тесная связь философии прагматизма с массовой культурой. Наиболее полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой культуры американский философ Д. Дьюи. Культурологическая теория, изложенная им в программном произведении «Искусство как опыт» (1932), во многом определила пути развития массовой культуры. Один из основополагающих принципов прагматизма - признание истинности того, что имеет практическую пользу. Любая идея - научная, религиозная, политическая - оправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Не случайно прагматизм называют «философским выражением бизнеса». Практическим и наиболее ярким выражением прагматизма в массовой культуре, по мнению отечественного социолога Б. Ерасова, является реклама.

37

Как самостоятельное явление массовая культура оценивалась и оценивается противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Р. Барт, Д. Деррида, А. Адорно, М. Фуко, У. Эко и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности, под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что массовая культура по своей сути является псевдокультурой, так как в отличие от истинной (то есть «высокой» культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности. Между тем исследователи, придерживающиеся позиции «футурологического оптимизма» (Д. Белл, Ю. Хабермас, Э. Тоффлер), рассматривали массовую культуру как вполне удовлетворительную, исторически неизбежную форму культуры, характерную для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии и культурологии анализ понятия «массовая культура» всё более утрачивает свою сугубо критическую направленность. Подчёркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Довольно длительное время массовую культуру традиционно определяли и описывали через оппозицию культуре элитарной. Сейчас подобный подход представляется малоэффективным. Сейчас сама элитарная, или народная культура становится отдельным сектором массовой культуры. Исследователи на протяжении многих десятилетий пытаются по возможности емко и строго, сформулировать само понятие массовой культуры. Но универсального и общепринятого определения массовой культуры до сих пор

38

не существует. Одни рассматривают ее как «сложное, многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней, проявляющийся в условиях постиндустриального общества». Другие говорят о том, что «массовая культура - это вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; стандартизованных по форме и содержанию; предполагающих коммерческий успех; и распространяемых средствами массовой информации»1. Массовая культура, развиваясь и трансформируясь, приобретает новые черты и формы проявления. Среди новейших тенденций в развитии массовой культуры исследователи выделяют следующие. Во-первых, широкую экспансию визуальных форм и жанров, которые повсеместно теснят книжную культуру. Телевидение и компьютеры не только снижают интерес к книге, но и создают новый режим восприятия: визуальный образ «считывается» мгновенно и воздействует на уровень подсознания. Во-вторых, развитие массовой культуры ведет к кризису социально-культурной идентичности. Происходит нивелировка культурных различий (национальных, религиозных, социально-групповых, личностных). В-третьих, возрастает тенденция к мистицизму и мифотворчеству. Массовая культура мифологизирует сознание человека, причем все возрастающий мифологизм характеризуется зрелищностью и натуралистичностью. Современные мифы, в отличие от архаичных, сознательно конструируются и сознательно распространяются, тиражируются с помощью средств массовой коммуникации. Во многом с их помощью происходит трансформация реальности в сознании массового человека.

В условиях информационного общества и процесса модернизации высшей школы проблема «человека потребляющего», «массового человека» в студенческой среде приобретает особое значение. Практически все исследователи, обращавшиеся к анализу массовой культуры в XX в., подчеркивали деструктивный, отрицательный характер последствий ее влияния на институты и механизмы воспитания личности, в частности, на систему образования. Будущее страны зависит от ее интеллектуального потенциала, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов, «конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к посто-

1 См.: Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. URL:

http://www.roerich.com/aipe/russian/ims/welcome1 .html.

39

янному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности»1.

Между тем именно некритичность мышления, неразвитость самой культуры мышления, ориентация на облегченное знание, подверженность стереотипам, с одной стороны, и «неукорененность», потеря нравственных ориентиров и ценностей, «размытость» морали - вот черты, которые отличают «массового человека» и которые нередко встречаются и в студенческой среде. Социальнопсихологические особенности, которые свойственны современному поколению студентов - стремление к новизне, экстравагантности, подражание сверстникам, ориентация на модные идеалы и стандарты, явились благодатной почвой для некритического восприятия идеологии массового потребления, которая последовательно навязывается средствами массовой информации через приобщение к массовой культуре. Студенческой молодежи импонирует, что массовая культура несет в себе внешне привлекательные и легко усваиваемые идеи и символы, апеллирует к веяниям современной моды и эталонам престижного потребления, не требует напряженных размышлений, позволяет расслабиться, отвлечься от «прозы жизни», не поучает, а развлекает, проповедует гедонизм как основную духовную ценность. Это не может не отразиться и на отношении к учебному процессу. Социологи отмечают отсутствие глубокой личной потребности студентов в приобретении знаний и навыков, в систематической интеллектуальной работе, безответственность и достаточно циничное отношении к учебе.

В настоящее время массовая культура воздействует на все стороны студенческой жизни. Под воздействием потребительской идеологии происходит глубокая деформация общественной морали. Массовое искусство как часть массовой культуры, идя по пути отказа от нормативных ограничений, романтизирует девиантные нормы поведения (в качестве примера достаточно вспомнить невероятную популярность «героев» кинофильма «Бригада»).

Одна из наиболее сложных проблем современного вуза - специфика современной студенческой аудитории, связанная с постоянно «сжимающимся» фоновым общегуманитарным знанием и общим уровнем культуры. Современные культурологи утверждают, что преподаватели и студенты все чаще апеллируют к различному фоновому знанию - это связано и с определенным возрастным составом вузовских преподавателей, и с тем фактором, что сознание современных студентов сформировано в условиях значительного снижения ценности гуманитарного знания. «Визуализация» культурных форм и вытеснение книжной культуры, о которых шла речь вы-

1 Стратегия государственной молодежной политики в Российской федерации. URL: http: www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760/htm.

40

ше, проявляются в первую очередь в студенческой среде. Книги играют все менее заметную роль, чем телевидение и Интернет. С точки зрения Умберто Эко, писателя с мировым именем и профессора нескольких университетов, человек, сформированный массовой культурой, утрачивает способность критически мыслить. В будущем это может привести, по мнению У. Эко, к появлению новых классов, разделенных собственностью на интеллект - читающего меньшинства и «смотрящей массы».

Поскольку вопрос о самореализации молодого человека в современном обществе все чаще привлекает внимание социологов и психологов, а гносеологически-образовательный фактор по-прежнему играет доминирующую роль в самореализации личности, то закономерно встает вопрос о роли высшей школы в формировании установок на самореализацию даже в условиях экспансии массовой культуры.

Престиж высшего образования сегодня огромен. Не случайно эксперты говорят о «ренессансе» образования, отмечая, что особую популярность в последние годы приобретает получение второго образования. Данные опроса Фонда «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что большинство граждан (80 %) считают, что сегодня важно иметь высшее образование. При этом 52 % выпускников петербургских вузов до 35 лет работают не по специальности, а зарубежные и отечественные исследования последних лет отмечают снижение качества реального (а не декларируемого) образования1. И одной из причин этого является «массовизация» высшего образования, характерная не только для России, но и для ряда европейских стран.

Вовлечение высшей школы в орбиту потребительской практики и потребительской идеологии не может не влиять на качество образования. Само образование стало товаром, а лучшие вузы - брендом. Из системы воспитания и развития личности вузы превращаются в транслятора профессиональных знаний на ярко выраженной коммерческой основе. Учитывая расширение коммерческой основы образования, они начинают функционировать «в парадигме потребительского маркетинга, строя "клиентские" отношения со студентами», зачастую снижая требования к уровню профессиональных знаний, к дисциплине студентов, проводя линию на либерализацию нравов и поведенческих установок в студенческой среде. В силу ограниченного количества часов, отводимых, в частности, на гуманитарные дисциплины, и снижения общего культурного уровня студентов невольно происходит упрощение вузовского курса. Существующие программы курса и широкий спектр

1 См.: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества //СОЦИС. - 2005. - № 7. - С. 107-114.

41

учебной и хрестоматийной литературы последнего десятилетия по-прежнему ориентирует студента на получение знаний обо всем понемногу. Сложившаяся форма контроля («реферат», пересказ лекций, чрезмерное увлечение тестированием) свидетельствует об опасной тенденции, которая ведет к постепенному отказу от дискуссий, самостоятельного изложения мыслей, серьезного изучения культурного достояния и в конечном счете порождает феномен «сжимающегося знания» в молодежной среде.

В традициях российской высшей школы университеты всегда выполняли высокую миссию важного субъекта общественной жизни и подлинного культурного и воспитательного центра. Речь идет именно о миссии, о высоком и нравственно ориентированном предназначении университета. Миссия университета, миссия педагога в меняющемся мире всегда находила свое выражение в творческих усилиях по гуманизации общества, повышению его интеллектуального, образовательного уровня, воспитания у подрастающих поколений чувства гражданственности, позитивных жизненных установок, толерантности, уважении к иным народам, культурам, религиям. Сегодня речь идет о миссии по преодолению в себе синдрома массового человека. Но для этого необходимо, чтобы оба субъекта образования - и преподаватель, и студент - приложили внутреннее усилие для саморазвития, преодолели «одномерность», приобрели мотивацию к внутреннему развитию, самосовершенствованию и самовоспитанию.

В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. Она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период не приходится. Массовая культура - объективный факт, феномен, состояние общества, содержащее в себе позитивные и негативные тенденции. Противостоять негативным тенденциям возможно при условии структурированности социальной жизни, наличия традиций, которые создают систему социальных ориентиров. В обществе должны существовать фильтры и механизмы противодействия, сдерживания этих негативных тенденций. И одним из таких фильтров призвана стать система университетского образования.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.