Научная статья на тему 'Творчество В. Савина и коми проза конца ХХ - начала ХХI В. : особенности мироотношения*'

Творчество В. Савина и коми проза конца ХХ - начала ХХI В. : особенности мироотношения* Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРООТНОШЕНИЕ / ЛИРИЗМ / ОБРАЗ АВТОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Леонидовна

В статье рассматривается влияние творчества В. А. Савина, поэта, драматурга, писателя, создателя коми театра, композитора, на коми прозу рубежа ХХ-ХХI вв. Автор, исследуя новейшую коми прозу в связях с творческим наследием В. Савина, выявляет, что воздействие традиций крупнейшего художника слова концентрируется в сфере мироотношения, находит художественное выражение в специфике лиризма, авторском начале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество В. Савина и коми проза конца ХХ - начала ХХI В. : особенности мироотношения*»

УДК 821.511.132-3«192/201»

ТВОРЧЕСТВО В. САВИНА И КОМИ ПРОЗА КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХ1 В.: ОСОБЕННОСТИ МИРООТНОШЕНИЯ*

V. SAVIN'S CREATIVE WORK AND KOMI PROSE OF THE END OF ХХШ - BEGINNING OF ХХЫ CENTURIES: PECULIARITIES OF WORLD-RELATION

Т. Л. Кузнецова T. L. Kuznetsova

Учреждение Российской академии наук «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН», г. Сыктывкар

Аннотация. В статье рассматривается влияние творчества В. А. Савина, поэта, драматурга, писателя, создателя коми театра, композитора, на коми прозу рубежа ХХ-ХХ1 вв. Автор, исследуя новейшую коми прозу в связях с творческим наследием В. Савина, выявляет, что воздействие традиций крупнейшего художника слова концентрируется в сфере мироотношения, находит художественное выражение в специфике лиризма, авторском начале.

Abstract. The influence of creative work of V. A. Savin, poet, playwright, writer, founder of Komi theatre, composer, on Komi prose on the boundary of XXth-XXIst centuries is considered in the article. Investigating the newest Komi prose in relation to V. Savin's creative heritage, the author reveals that the influence of traditions of the greatest literary artist concentrats in the sphere of world-relation, finds art expression in specificity of lyricism, the author's commencement.

Ключевые слова: традиции, мировоззрение, мироотношение, лиризм, образ автора.

Keywords: traditions, world outlook, world-relation, lyricism, an image of the author.

Актуальность исследуемой проблемы. В исполненный драматизма переходный период, когда общество решительно отказывается от советского прошлого, весьма актуальным становится вопрос о культурных и художественных традициях, питающих коми литературу конца ХХ - начала XXI в. Исследование литературных традиций, которые во многом определяют особенности художественного освоения действительности современной коми литературой, способствует более полному представлению о художественной природе современного искусства слова. Между тем не было попыток исследовать художественный опыт новейшей коми литературы, в частности, прозы конца ХХ -начала XXI в. в связях с классическим наследием. Данные обстоятельства обусловливают актуальность работы. Исследование творчества В. Савина в связях с художественным опытом современной коми прозы не только освещает характерные черты литературы рубежа XX-XXI вв., но и способствует тому, чтобы выявить, какое место занимает духовное наследие В. Савина в современной культуре коми.

* Публикация подготовлена в рамках интеграционного проекта фундаментальных исследований УрО РАН «Пути развития пермских литератур в общероссийском историко-культурном контексте (ХУШ - начало XX в.)».

Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили поэтические, драматические и прозаические произведения Виктора Алексеевича Савина (Виттор Нёбдинса), а также рассказы, миниатюры, повести, романы коми писателей, созданные в период рубежа ХХ-ХХ1 вв. Для решения поставленных задач использовались методы семантического, контекстуального и сравнительного анализа.

Результаты исследований и их обсуждение. Трагический отпечаток творческой судьбы В. Савина (1988-1943), драматизм которой обусловлен противоречиями социально-политического характера, лежит и на современной коми литературе. Кардинальные изменения в эстетике В. Савина, имевшие место в 30-е годы ХХ века, во многом близки художественным поискам коми прозы рубежа веков, что в полной степени выражают кризисное состояние современного общества. Трагическое прозрение В. Савина, а также В. Чисталева, В. Лыткина и других художников слова того времени близко духовному состоянию современных писателей, в полной мере испытывающих острую необходимость переосмыслить духовный опыт прошлого.

В. Савин, поэт, драматург, прозаик, композитор, оказывал и оказывает ощутимое воздействие на художественное сознание народа. Он относится к тем художникам слова, чье творчество создает особую атмосферу, формирующую эстетический опыт народа. Поэтому имеет смысл вести речь о влиянии его творчества и традиций, формы выражения которого скрыты в глуби художественного текста - сфере сознания авторов.

Поэтика Савина зиждется на мировоззренческих основах духовного опыта народа. Именно данный фактор определяет особенности художественного осмысления жизни. Так, например, художественный облик известной дилогии В. Савина «Райын» («В раю», 1921) и «Инасьтом лов» («Неприкаянная душа», 1926) обусловлен особенностями народного мировосприятия, принимающего красоту жизни в ее естественных связях и отношениях. Сила характера Сюзь Матвея, главного героя дилогии, - в органичной связи с землей, крестьянским трудом, нравственными началами жизни. И моменты, выражающие своеобразие времени (пафос революционного отрицания, неприятие религии), в данных пьесах второстепенны. Именно поэтому пьесы В. Савина (как и другие его произведения) поднялись до уровня собственно художественных произведений, пережив определенное время. При этом связи с народной культурой, безусловно, сблизили творения В. Савина с произведениями современных писателей.

Так сложилось, что в очень непростой период порубежья, когда общество охватили апокалипсические ощущения, здоровое отношение к миру обнаруживают ассоциации с мировосприятием, весьма характерным для В. Савина. Ощущение полнокровно-сти жизни, воплощенное в произведениях первой половины его творческого пути, органично связано с традициями народной культуры и было характерно, видимо, для художественного сознания рубежа ХХ-ХХ1 вв. Несмотря на драматизм противоречивого времени, безудержное желание жить, одухотворяющее творчество В. Савина, ощущают и современные писатели. Стремление увидеть движение повседневности во всей ее полноте, в полной мере ощутить земные радости, что столь свойственно Савину, имеет место и в коми прозе в целом на рубеже веков. Данный фактор дает возможность разглядеть поступательное движение жизни, рассмотреть ее противоречивую суть.

Живой, неподдельный интерес к жизни, неисчерпаемости ее глубин, неуемное желание прикоснуться к их тайнам весьма ярко характеризуют мироотношение В. Савина, ощущаются и в жанре современной коми прозаической миниатюры: «сжатая в предельно малом объеме лирико-философская миниатюра среди жанровых форм лирической прозы наиболее близка к лирике в обычном смысле слова» [1, 7]. Открытость, ощущение гармоничной связи с миром, свойственные характеру лирического героя В. Савина, находят воплощение и в природоописательных миниатюрах современных прозаиков. Непосредственность, бесконечное радостное удивление, восхищение, характеризующие мировосприятие В. Савина, что выразилось в детальном описании, его представления о предметном мире, также находят свое продолжение в творчестве современных миниатюристов (произведения Л. Палкина, В. Лодыгина, Е. Козлова и др.).

Свойственное В. Савину лирическое переживание близко и Нине Куратовой, известной коми писательнице, лиризм прозы которой во многом связан с особым, стойким, жизнеутверждающим отношением к миру, не угасшим даже в период засилья эсхатологических предчувствий (рассказы «Висьтасьбм» («Исповедь», 1995), «Висьтав, югыд шондібй» («Скажи, светлое солнце», 1998), «Шондшс ломало на» («Солнце еще горит», 1992), «Сщзкб, ловъя на» («Значит, еще живой», 2001), «Важ печкан» («Старая прялка», 2002) и др.). По-савински, приподнято-радостно восклицает героиня ее рассказа «Шондшс ломало на» («Солнце еще пылает», 1992), и эти слова, наполняясь метафорическим значением и выражая концептуальные установки автора, имеют ключевое значение для охваченной апокалиптическими ощущениями прозы рубежа веков. Следует отметить жизнестойкий, обладающий несокрушимой верой в будущее, ощущающий неразрывные, органичные связи с жизнью женский характер, воссозданный Н. Куратовой (имеет смысл вести речь о едином характере, сконструированном рассказами и повестями современного коми прозаика, обнаруживающем родственные связи как с характером лирического героя Савина («Вен» («Спор», 1922), «Чолбм» («Привет», 1918), «Веж видз вывт муна» («Я иду зеленым лугом», 1919), «Кор долыд» («Когда радостно», 1920) и др.), так и с характером главного героя дилогии «Райын» и «Инасьтбм лов» Сюзь Матвея, главного героя его произведения «Луча» (1926). В данном случае мы можем вести речь о близости, по терминологии М. Бахтина, лирического героя -образа - личности и характера - «объектного» образа. Светлая, оптимистичная вера в будущее, освещающая взгляд Н. Куратовой на жизнь, ее отношение к миру близки са-винскому мироотношению. Данные свойства словно окрыляют концептуальные взгляды Н. Куратовой.

Особенности мироотношения авторов во многом определяют специфику лиризма произведений как В. Савина, так и Н. Куратовой. Лирическое отношение к миру, неизменно присутствующее в их произведениях, органично связано с утверждающей силой жизнестойкой энергии, что питает творчество этих авторов. Лирическое самовыражение авторов имеет некий возвышенно-утверждающий окрас; он, видимо, и составляет «момент творческой субъективности» (выражение В. Д. Сквозникова), характеризующий особенности лирического начала как творчества В. Савина, так и Н. Куратовой. О родственности «субъектной сферы» их произведений говорит и С. Н. Бройтман. Это тот тип лирического переживания, когда автор счастлив обнаружить свое отношение к миру, испытывает абсолютную гармонию в единении с миром, и это придает особый

свет его произведениям. Ощущение красоты и гармонии сущего, определяющее духовное состояние героя, обуславливает цельность мироотношения. В его формировании особую роль играет отношение автора к самому себе. Он самодостаточен в гармоничной связи с окружением, ощущая свое право на выражение отношения к миру. В данном случае самоощущение автора, его отношение к себе есть форма его самоидентификации. Данный фактор также придает особое качество лирическому взгляду на мир и В. Савина, и Н. Куратовой.

Следует отметить, что данные черты выражают не только специфику субъективного восприятия и переживания мира; в них - утверждение вековечной, естественной связи народа с жизнью, ощущения целостности мира, которые и определяют его мировоззрение. Ощущение гармонии освещено особым, приподнятым настроением. Данные особенности мироотношения, думается, близки типу «веселости», описанному исследователями и определяемому как «онтологическая веселость». «Веселость как свойство и состояние натуры, то есть жизнерадостность и природный оптимизм. Такого рода веселость мы бы назвали онтологической веселостью, поскольку она характеризует само бытие человека», - пишет исследователь Шайхинурова Л. М. [5, 36]. Пафос авторского отношения, определяя особенности художественной ткани, находит воплощение в сфере характерообразования, сюжета, композиции и стиля: «В пределах объективации эмоциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности - поэтическим языком» [4, 26]. Следует отметить, что данные особенности мироотношения В. Савина нашли органичное выражение и в комическом жанре.

В произведениях Н. Куратовой живет вера в то, что вечная поступь жизни основывается на разумных началах. Вера в нерушимый нравственный потенциал человека, любовь к жизни, уверенность в разумном мироустройстве, что окрыляет творчество Н. Куратовой, очень близки чертам, характеризующим мироотношение В. Савина. Думается, подобное мироотношение органично связано с некими нравственными началами, что лежат в основе художественного творчества: отношение к миру данных художников неизменно питается глубинным стремлением поделиться душевным теплом. Неслучайно исследователями подчеркнуто, что «в структуре художественного таланта энергетическая роль нравственных переживаний представляется более ’’фундаментальной”, чем роль эстетических эмоций» [2, 126]. Тексты и В. Савина, и Н. Куратовой излучают светлую эмоциональную энергию особого качества. Данные факторы коррелируют и с авторским началом в их художественных произведениях. Образ автора столь ярок, что выявляет и личностные качества художника. Думается, природа данного явления близка к тому, что исследователи определяют как «идентичность поэтического «я» биографическому «я» автора» [6, 109]. Характерной чертой авторского отношения является созидательная направленность (именно поэтому столь резкие изменения претерпела эстетика В. Савина в период сталинского диктата). В нем заложен некий глубинный позитивный смысл, таится сила добра.

Особенности характеров данных авторов таковы, что в текст вселяется живое движение жизни, ее естественное дыхание; ритм противоречий, что составляет глубинную энергию жизни, воссоздается в сфере авторского отношения. В данных факторах -ярчайшее выражение близости творчества В. Савина и Н. Куратовой. На наш взгляд, слова Л. Гинзбург о том, что « ... сознательно, открыто утверждаемая традиция не

только не противопоказана новизне, но, напротив того, делает новизну особенно ощутимой» [3, 366], актуальны и сегодня. Традиции В. Савина, во многом определяющие особенности художественного мышления современных коми писателей, придают неповторимость художественным исканиям прозы стыка тысячелетий.

Резюме. Произведения В. Савина, неоспоримо, оказывают воздействие на сознание общества; мышление современных художников слова несет на себе меты его влияния; связи, единящие творчество крупнейшего коми поэта, драматурга, писателя с произведениями коми прозаиков конца ХХ - начала XXI в., - в глубинных, смыслообразующих основах художественного текста. В них находят выражение и особенности художественного мышления авторов, отношения к миру. Связь с народной культурой единит творчество великого В. Савина и современную коми прозу. Поэтика традиции зиждется на близости к народным основам жизни - особенностям народного характера, мироотношения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальбуров, Э. А. Поэтика лирической прозы (1960-1970 гг.) / Э. А. Бальбуров. - Новосибирск : Наука, 1985. - 132 с.

2. Басин, Е. Я. Художник и творчество / Е. Я. Басин. - М. : Гуманитарий, 2008. - 295 с.

3. Гинзбург, Л. О лирике / Л. Гинзбург. - М. ; Л. : Сов. писатель, 1964. - 408 с.

4. Карпов, И. П. Авторология русской литературы / И. П. Карпов. - Йошкар-Ола : Изд-во «Марево», 2003. - 448 с.

5. Шайхинурова, Л. М. Онтология и поэтика смеха в сказах П. П. Бажова (к постановке проблемы) / Л. М. Шайхинурова // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. Вып. 6. - 2003. - № 28. - С. 31-40.

6. Шевеленко, И. Д. Литературный путь Цветаевой: идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи / И. Д. Шевеленко. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.