Л И Т Е Р А Т У Р О В Е Д Е Н И Е УДК 82.02(=511.132) т. л. кузнецова
традиции в. савина в коми ПРОЗЕ РУБЕЖА ХХ-ХХ1 ВВ.*
Рассматривается влияние творчества В. А. Савина (поэта, драматурга, писателя, создателя коми театра, композитора) на современную коми прозу. В ходе исследования выясняется воздействие его традиций на сферу мироотношения ряда писателей, что выражается в специфике лиризма и проявлении авторского начала.
Ключевые слова: традиции, мировоззрение, мироотношение, лиризм, образ автора.
В исполненный драматизма современный переходный период актуален вопрос о культурных и художественных традициях, питающих коми литературу кон. ХХ - нач. XXI вв. Между тем пока не предпринималось попыток исследовать новый художественный опыт в соотнесенности его с национальным классическим наследием. Этим обусловлена актуальность данной работы. Изучение наследия Виктора Савина (1888-1943) в свете поставленной задачи не только высвечивает характерные черты современной литературы, но и позволяет определить место, которое наследие В. Савина занимает в культуре коми.
Кардинальные изменения, происходившие в эстетике Савина в 1930-е гг., во многом близки сегодняшним художественным поискам коми прозы, отражающим кризисное состояние общества. Трагическое прозрение В. Савина (как и его современников - В. Чисталева, В. Лыткина и др.) созвучно стремлению современных писателей переосмыслить духовный опыт недавнего прошлого.
Поэт, драматург, прозаик, композитор, создатель коми театра Виктор Савин оказывал и сегодня оказывает ощутимое воздействие на культурное сознание общества. Он относится к тем художникам, чье творчество создает особую атмосферу, формирующую эстетический опыт народа. Вот почему так важно говорить о влиянии наследия Савина, что находит выражение не только в подобных формах.
* Публикация подготовлена в рамках проекта программ Президиума РАН № 12-П-6-1013 «Опыт развития коми литературы: творческая индивидуальность и художественный процесс».
Традиции В. Савина в коми прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв._
Скорее, имеет место воздействие традиций Виттора Нёбдшса, истоки которых скрыты в глубине художественного текста - в сфере сознания творца.
Поэтика Савина зиждется на мировоззренческих основах духовного опыта народа; именно этим определяются особенности художественного осмысления жизни. Так, художественная целостность его известной дилогии «Райын» (В раю, 1921) и «Инасътом лов» (Неприкаянная душа, 1926) обусловлена спецификой народного мировосприятия, принимающего красоту жизни в ее естественных связях и отношениях. Сила характера Сюзь Матвея, главного героя дилогии, - в органичной связи его с землей, с крестьянским трудом и нравственными началами жизни. А моменты, выражающие черты исторической эпохи (пафос революционного отрицания, неприятие религии), второстепенны. Именно поэтому его пьесы, как и другие произведения Савина, не утратили собственно художественного значения и пережили время. Благодаря органичной связи с народной культурой, они составляют единое духовное пространство с произведениями современных писателей.
Апокалиптические ощущения периода порубежья веков, когда здоровое отношение к миру обнаруживает связи с мировосприятием, характерны для творчества Савина. Безудержное желание жить, одухотворяющее его, выражают и современные писатели, несмотря на драматизм эпохи. Стремление увидеть движение жизни во всей ее полноте, ощущая земные радости, столь свойственное Савину, мы наблюдаем и в коми прозе рубежа веков, что открывает возможности разглядеть поступательное движение жизни в ее противоречивой сути. В частности, в жанре современной коми прозаической миниатюры: «сжатая в предельно малом объеме лирико-философская миниатюра среди жанровых форм лирической прозы наиболее близка к лирике в обычном смысле слова» [1. С. 7]. Открытость, ощущение гармоничной связи с миром, свойственные лирическому герою поэзии Савина, продолжаются в природоописательных миниатюрах современных прозаиков. Непосредственность восприятия мира, радостное удивление жизни, восхищение, характеризующие мировосприятие Савина (что выразилось в детальном описании и представлении предметного мира), продолжаются в произведениях современных миниатюристов: Л. Пал-кина, В. Лодыгина, Е. Козлова и др.
Свойственное В. Савину лирическое переживание жизни близко Н. Кура-товой. Лиризм ее прозы во многом слит с особым, стойким, жизнеутверждающим отношением к миру, что не исчезло даже в 1990-е гг. - период натиска эсхатологических предчувствий: рассказы «Висътасъом» (Исповедь, 1995), «Висътав, югыд шондЮй» (Скажи, светлое солнце, 1998), «Шондшс ломало на... » (Солнце еще горит, 1992), «Сгдзко, ловъя на... » (Значит, еще живой, 2001), «Важ печкан» (Старая прялка, 2002) и др. По-савински приподнято-радостно восклицает героиня одноименного рассказа: «Шондгыс ломало на» (Солнце еще горит), - и эти слова метафорически выражают концептуальную установку автора в охваченной апокалиптическими ощущениями прозе рубежа веков. Н. Куратовой создан жизнестойкий, обладающий верой в будущее, ощущающий органичные связи с жизнью женский характер. Имеет смысл вести речь о едином характере, сконструированном рассказами и повестями современного
_Т. Л. Кузнецова
коми прозаика и обнаруживающем родство как с лирическим героем Савина [ст. «Вен» (Спор, 1922), «Чолом» (Привет, 1918), «Веж видз вывтг муна» (Я иду зеленым лугом, 1919), «Кор долыд» (Когда радостно, 1920) и др.], так и с главным героем дилогии «Райын» и «Инасътом лов». Можно говорить о близости, по терминологии М. Бахтина, лирического героя - образа - личности и характера - «объектного» образа. Родство мироотношений во многом определяют специфику лиризма Савина и Куратовой: лирическое отношение к миру, органично связанное с жизнестойкостью. Такова природа лиризма
B. Савина и Н. Куратовой, составляющая «момент творческой субъективности» (выражение В. Д. Сквозникова), характеризующий поэзию В. Савина и Н. Ку-ратовой. Можно говорить о родственности «субъектной сферы» (определение
C. Н. Бройтмана) их поэзии. Это тот тип лирического переживания, при котором автор счастлив обнаружить свое отношение к миру, что придает особый свет его произведениям; автор испытывает абсолютную гармонию в единении с миром. Ощущение красоты и гармонии сущего, что определяет духовное состояние героя и обуславливает цельность мироотношения, в формировании которого особую роль играет отношение автора к самому себе. Он самодостаточен в гармоничной связи с окружением и ощущает свое право на высказывание. В данном случае самоощущение автора, его отношение к себе есть форма его самоидентификации. Сказанное характеризует особое качество лирического взгляда на мир и В. Савина, и Н. Куратовой: здесь не только специфика субъективного восприятия и переживания мира, но и утверждение вековечной, естественной связи народа с жизнью, ощущение целостности мира. Ощущение гармонии освещено особым, приподнятым настроением, что близко типу «веселости», определяемому исследователями как «онтологическая веселость»: «Веселость как свойство и состояние натуры, то есть жизнерадостность и природный оптимизм. Такого рода веселость мы бы назвали онтологической веселостью, поскольку она характеризует само бытие человека», - пишет Л. М. Шайхинурова [5. С. 36]. Пафос авторского отношения, определяя настроения всей художественной ткани, воплощается в характерообразовании, сюжете, композиции и стиле: «В пределах объективации эмоциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности - поэтическим языком» [4. С. 26] (отметим, что данные особенности мироотношения Савина получили органичное выражение и в комическом).
Мироотношение Куратовой, очень близкое творчеству Савина, органично связано с нравственными началами и неизменно питается глубинным стремлением каждого поделиться своим душевным теплом. Исследователи подчеркивают, что «в структуре художественного таланта энергетическая роль нравственных переживаний представляется более "фундаментальной", чем роль эстетических эмоций» [2. С. 126]. Светлая эмоциональная энергия восходит к авторскому началу в произведениях В. Савина и Н. Куратовой. Образ автора в текстах столь ярок, что выявляет личностные качества автора-художников. Природа данного явления близка к тому, что исследователи определяют как «идентичность поэтического "я" биографическому "я" автора» [6. С. 109]. Характерной чертой
Традиции В. Савина в коми прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв._
авторского отношения является созидательная направленность (вот почему столь резкие изменения претерпела эстетика Савина в период сталинского режима). В его творчестве заложен глубинный позитивный смысл, таится неистребимая сила добра. Вот почему в творчество Савина и Куратовой вселяется живое движение жизни, ее естественное дыхание. Ритм противоречий, составляющий глубинную энергию жизни, воссоздается в сфере авторского отношения, в чем ярко проявляется близость творчества Савина и Н. Куратовой. Напомним актуальные слова Л. Гинзбург о том, что «...сознательно, открыто утверждаемая традиция не только не противопоказана новизне, но, напротив того, делает новизну особенно ощутимой» [3. С. 366], - традиции В. Савина, определяющие главные особенности художественного мышления современных коми писателей, придают неповторимость художественным исканиям прозы стыка тысячелетий. Мышление современных художников слова несет на себе меты его влияния; связи, единящие творчество крупнейшего коми поэта, драматурга, писателя с произведениями современных коми прозаиков, - в глубинных, смыслообразующих основах художественного текста, определяющих особенности художественного мышления авторов, отношения к миру. Связь с народной культурой роднит творчество великого Савина и современную коми прозу. Поэтика традиции зиждется на близости к первоосновам жизни - особенностям национального характера и народного мироотношения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-ые гг.). Новосибирск, 1985.
2. Басин Е. Я. Художник и творчество. М., 2008.
3. Гинзбург Л. О лирике. М.-Л., 1964.
4. Карпов И. П. Авторология русской литературы. Йошкар-Ола, 2003.
5. Шайхинурова Л. М. Онтология и поэтика смеха в сказах П. П. Бажова (К постановке проблемы) // Изв. Уральск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. 2003. Вып. 6. № 28.
6. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
Поступила в редакцию 20.12.2011
T. L. Kuznetsova
V. Savin's traditions in Komi to prose of a boundary of the XX-XXI century
In article influence of creativity of V.A.Savin (the poet, the playwright, the writer, the founder of Komi of theater, the composer) to modern Komi prose is considered. During research impact of its traditions on the sphere of a mirootnosheniye of a number of writers that is expressed in specifics of lyricism and manifestation of the author's beginning comes to light.
Keywords: traditions, outlook, mirootnosheniye, lyricism, image of the author.
_Т. Л. Кузнецова
Кузнецова Татьяна Леонидовна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором литературоведения, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра
Уральского отделения РАН г. Сыктывкар E-mail: [email protected]
Kuznetsova Tatyana Leonidovna,
Candidate of Science (Philology), senior research associate, manager. sector of literary criticism, Institute of language, literature and history Komi NTs Ural branch of the Russian Academy of Sciences
Syktyvkar E-mail: [email protected]