УДК 18:7.01
Малинина Нина Львовна
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Дальневосточного федерального университета
ТВОРЧЕСТВО В. КАНДИНСКОГО -РАЗРЫВ МЕЖДУ СВОБОДОЙ И АФФИРМАТИВНОСТЬЮ
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.4
Malinina Nina Lvovna
PhD, Associate Professor, Cultural Studies and Art History Department, Far Eastern Federal University
CREATIVITY OF V. KANDINSKY -THE GAP BETWEEN FREEDOM AND AFFIRMATIVE ART
Аннотация:
Категория «художественный образ» является категориальной рамкой, которая дает возможность анализировать художественное творчество, художественную культуру, а также процессы, происходящие в креативной культуре. Существует теоретическая проблема связи результатов творчества с общественным значением этих результатов. Отношения объективации творчества и общественной реальности обладают внутренним противоречивым единством. Художник транслирует ценности своего исторического времени, прежде всего гуманистические, моральные. Противоречие заключается в том, что искусство, объективируя ценности в произведениях, раскрывая их через художественную эмоцию, непосредственно не решает проблем в реальности. Авангард вырос, реагируя на меняющиеся социальные процессы. Авангардное движение разрушило отношение к традиции - к выработке стиля и следованию ему как догме и непоколебимому правилу. Авангардисты начали свободно использовать художественные средства, нарушая правила. В. Кандинский - яркий представитель не только русского, но и мирового авангарда, который через невидимое в художественном образе показывал увиденные социальные проблемы. Произведения искусства стали создавать как протест против несправедливой социальной реальности, но на самом деле это позволяло выразить негативные эмоции в художественном исполнении и купировать протест реальный. Это свойство искусства получило название аффирмативность. Поиск авангардом новых художественных средств выражения привел к созданию художественного образа, рассчитанного на активность восприятия зрителя. Реципиенту отводилась небывалая свобода интерпретации. Произведение искусства, не решая социальных проблем непосредственно, предоставляло свободу восприятия художественного образа, сотворчества.
Ключевые слова:
художественный образ, авангард, ценности, социальная справедливость, аффирмативность, выразительные средства, видимое, невидимое, свобода восприятия произведения, В. Кандинский.
Summary:
The artistic image is a categorial framework that allows one to analyze artistic creativity, artistic culture as well as the processes of creative culture. There is a theoretical problem of correlation between a creative product and its social significance. The relationships between the objectification of creativity and social reality have internal controversial unity. The artist expresses the values of his historical period, primarily humanistic and moral ones. The contradiction lies in the fact that art reflects values objectively and reveals them through artistic emotion but does not solve real problems. The avant-garde has evolved as a reaction to the changing social processes. The avant-garde movement destroyed the attitude to tradition, style as a dogma and an unbreakable rule. Avant-gardists were free to use the artistic means violating the rules of art. V. Kandin-sky is a striking representative of both Russian and world avant-garde. He was able to demonstrate the visible social problems through something invisible in the artistic image. Artworks were created as a protest against unjust social reality, but in fact, it expressed negative emotions in an artistic manner and stopped the real protest. This was called an affirmative art. The avant-garde search for new artistic means led to the creation of an artistic image based on the activity of the viewer's perception. The recipient was given the unprecedented freedom of interpretation. A work of art did not address social problems directly but gave a person the freedom to perceive the artistic image and co-create.
Keywords:
artistic image, avant-garde, values, social justice, affirmative art, expressive means, visible, invisible, freedom of perception of the work, V. Kandinsky.
Теория призвана выразить квинтэссенцию предмета в историческом времени. Каждая категория претерпевает изменения с течением исторического времени, меняются ее содержание, применимость при описании процесса, степень использования исследователями. «Художественный образ» как категория остается некой константой, категориальной рамкой, дающей возможность анализировать художественное творчество, художественную культуру и процессы, происходящие в креативной культуре. И неслучайно художественный образ является базовой категорией эстетики и теории искусства. Данный концепт позволяет теоретикам выявить особенности видения искусства, сравнить творчество деятелей искусства, глубже представляя теоретическую позицию каждого из них.
Существует теоретическая проблема связи результатов творчества с их общественным значением: насколько соответствуют намерения автора произведения актуальности, востребо-
ванности, тенденциям развития общества, социальной практики. Отношения объективации творчества и общественной реальности обладают внутренним противоречивым единством. Художник транслирует ценности своего исторического времени, прежде всего гуманистические, моральные. Противоречие заключается в том, что искусство, объективируя ценности в произведениях, раскрывая их через художественную эмоцию, непосредственно не решает проблем в реальности. В художественном произведении присутствует как момент истины, который выражается художественными средствами, так и элемент лжи, порожденный фантазией автора, художественный вымысел, представляющий собой авторскую трактовку реальных событий.
Связь между смыслом произведения, которое содержит художественный образ, и социальными процессами настоящего и будущего, безусловно, существует. Однако объективация духовного содержания произведения может не совпадать с социальной действительностью по многим параметрам. Интерпретации произведений являются производством знаний, в том числе осмыслением проблемы о совпадении или непреодолимом разрыве художественного образа и действительности. Произведение и социальная действительность существуют в диалектической взаимосвязи как единство несовпадения. Социальные отношения своего времени породили произведение, эти отношения остаются в прошлом, появляются новые социальные отношения, и произведение воспринимается как портрет прошлой эпохи. Новая социальная реальность или находит в произведении прошлого свой портрет, или только воспринимает его как портрет прошлой эпохи.
Художественное произведение является продуктом исторического уровня развития креативной культуры. Художественный образ как целостная модель жизни порождается социальной реальностью, при этом социальная реальность воспринимается критически, как не соответствующая идеальным представлениям. Такое противоречивое переживание художнику трудно выразить вербально, поэтому используются художественные средства. Художник сознательно и бессознательно обращается к своим реципиентам - читателям, зрителям, слушателям. В произведении искусства концентрируются средства для такого обращения. Потенциально произведение заключает в себе множество средств для связи с воспринимающими.
Авангард вырастал из интереса к новым социальным процессам. Авангардное движение разрушило отношение к традиции, стилю как догме, непоколебимому правилу. Авангардисты стали свободно использовать художественные средства, нарушая правила существования искусства. В. Кандинский является важнейшим представителем не только русского, но и мирового авангарда [1]. Интерес представляют как его художественные полотна, так и теоретические работы, посвященные искусству [2].
В начале ХХ в. в искусстве не просто произошло изменение изобразительно-выразительного языка, но совершился существенный сдвиг смыслов, который заставил по-новому увидеть и понять человека. Этические искания, моральные переживания становятся неотъемлемой темой творчества российских художников и теоретиков искусства, на эту особенность еще раз обратил внимание А. Кенни, когда попытался сконцентрированно представить своеобразие российской художественной культуры [3, р. 263-265]. Моральные искания являются направляющими в деятельности любого человека, но их сложно сформулировать. При решении противоречивых жизненных проблем у человека есть направляющие его этические ценности. Этические ценности отдельного человека меняются на протяжении его жизни. Утилитарные ценности, ценности повседневности, внешний статус со временем, возрастом, внешними вызовами заменяются осознанием этических дилемм. Общезначимые этические дилеммы может почувствовать и попытаться выразить художник. Интерес художников-авангардистов сосредоточился не на социальном статусе человека, не на внешних событийных реалиях его жизни, но на внутренней его сути.
Художник остро осознал проблему, что в любом явлении присутствует видимое, внешнее, ощущаемое, умопостигаемое, но есть и невидимое, внутреннее, скрытый смысл, который недоступен разуму. Невидимое в визуальном искусстве приводит к осознанию скрытого смысла. Первоосновой как бытия, так и искусства является скрытый, потаенный смысл. Необходим творческий метод, который с помощью невидимого подтолкнет к размышлению и откроет этот скрытый смысл.
Кандинский как теоретик предложил комплекс новых идей о видимом и невидимом, о духовном начале, воплощенном в художественном образе. Живопись была продумана вплоть до своих метафизических основ. Кандинский написал три основные теоретические работы и множество статей: «О духовном в искусстве» (1911), «Текст художника. Ступени» (1918), «Точка и линия на плоскости» (1926).
Художник использовал диалектическую пару понятий «чистая реалистика» и «чистая абстракция» для описания двух тенденций развития современного искусства. Кандинского интересовало в процессе создания произведения искусства созидание не внешнего, а внутреннего образа, внутреннее содержание предмета. Каждый культурный период создает свое искусство, которое дает «духовную пищу» людям и направляет душу в духовном развитии. Искусство развивается в культуре, движущей силой искусства является духовное начало.
Содержание искусства, по Кандинскому, - это духовность, которая требует поиска новых средств. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства - слово, звук, объем. Для
живописи Кандинский выделил главный первоэлемент в виде краски. Именно краски, цвет создают язык живописи. Цвет воспринимается человеком с помощью зрения. Но за цветом, который воспринимает глаз, кроется духовная сущность, внутренний звук. Цвет для художника имел множество смыслов, даже звуковую окраску.
Если живопись использует растворенный предмет, то это позволяет предмету саморастворяться. Такое самодвижение предмета заставляет зрителя входить в картину так, чтобы он растворился в ней. Предметность картины мешает восприятию зрителя, поэтому художник должен уйти от предметности.
Художник постепенно уходит от воспроизведения реальности в цвете, от памяти зрения. Появилась необходимость в новой способности - углубления во внутреннюю жизнь искусства и познания собственной души. Внешние явления становятся не такими важными [4]. В абстрактных полотнах художник пытался провести фактурную оценку композиционного значения цвета для выражения сильных эмоциональных переживаний.
Художник преступил границу видимой реальности, симпатии его находятся на стороне абстракции, потому что абстракция дает большую свободу художнику и тем самым делает слышимым дух. Реальная форма была объявлена излишней. Произведение существует абстрактно еще до своего воплощения. Абстракция дает множество выразительных средств пластическим искусствам. Кандинский стремился показать форму в своем первозданном виде, освободив ее от всех навязанных ей значений. Предметное начало, сведенное к минимуму, в абстракции позволяет раскрыться реальному. Абстракция предоставляет невиданную свободу художнику. Используя первичные геометрические фигуры, средства чистой живописи - линию, точку, квадрат, треугольник, а также различные цветовые решения в своих абстрактных построениях - композициях, художник стремился показать столкновение материального и духовного и дать простор для разворачивания духовного. Теоретик подчеркивал значение в творчестве спонтанности, нелогичности.
Произведение искусства не прямо связано со своим зрителем, а существует внутри художественной и креативной культуры. В художественной культуре выработаны определенные институты для восприятия художественного произведения. Художник пытается выразить ценности своего исторического времени, прежде всего гуманистические, моральные. Противоречие заключается в том, что искусство может показать, эмоционально пережить эти ценности, но не воплощает их непосредственно в реальности. Произведение искусства создается как протест против несправедливой социальной реальности, но искусство не решает реальные проблемы, они остаются или решаются другими средствами. Искусство эмоционально переживает ситуацию и, в определенной степени сглаживая несправедливость, сохраняет ее. Это ситуативное положение искусства П. Бюргер раскрывает как аффирмативность, опираясь на идеи предшественников [5, с. 17-18].
Связь искусства с социальной реальностью существует в диапазоне от попытки уйти от социальных проблем до уверенности, что искусство может переделать социальную реальность. Внутри этих крайних границ существуют различные нюансы взаимоотношений искусства и социальной реальности. Один из аспектов таких взаимоотношений раскрывается указанным выше термином «аффирмативность», к которому обращался Г. Маркузе, когда показывал, что в буржуазной культуре гуманистические ценности являются чем-то внешним, неглубинным и не предназначены для реального воплощения.
Содержание произведения во многом зависит от формы, которая играет активную роль. Художественный образ - внутренняя форма произведения искусства, которая является сжатым смыслом произведения. Сконцентрированный смысл проявляется при восприятии произведения. В художественном образе заключено единство историчности и вневременности. Поиск новых художественных средств в авангарде привел к созданию художественного образа, рассчитанного на активность восприятия зрителя. Реципиенту предоставлена небывалая свобода интерпретации. Произведение искусства не решало социальных проблем, но свобода творчества художника и восприятия художественного образа была завоевана. Свобода творчества и восприятия артефакта не может совпадать со свободой в социальной жизни, существует непреодолимый разрыв художественного творчества и действительности. Художник искушал свободой зрителя, но искушение редко ведет к добродетели. Протест против несправедливой социальной действительности в форме абсолютной свободы творчества и восприятия является мощным импульсом художественного творчества. Художественное выражение протестных настроений привлекало эстетической глубиной и является одним из достижений русского авангарда.
Ссылки:
1. Оганов А.А. Василий Кандинский: опыт размышления об искусстве абстракционизма // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 54-60. http://dx.doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-54-60.
2. Соколов Б.М. Кандинский - теоретик искусства, мифотворец и моралист. Стихотворения и статьи 1910-1920-х гг. // Библиотечное дело. 2016. № 21 (279). С. 17-22.
3. Kenny A. A New History of Western Philosophy. Vol. 4. Philosophy in the Modern World. N. Y., 2007.
4. Кандинский В. Текст художника. Ступени // Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2003. С. 17-64.
5. Бюргер П. Теория авангарда. М., 2014. 200 с.