УДК 73/76.01
ББК 85.100
Х 12
Хабаху А.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: samgur@mail. ru
Традиции и новаторство в искусстве начала XXвека
(Рец ензирована)
Аннотация:
Анализируются особенности изменения основных тенденций развития в изобразительном искусстве начала XX века. Отмечаются некоторые условия возникновения авангардных направлений, их отличительные признаки и отношение к традиционному академическому искусству. Рассмотрены причины, которые могут препятствовать восприятию непривычного и нового. Исследование реализовано на основе теоретических трудов ведущих художников-авангардистов начала XX века В.В. Кандинского, К.С. Малевича, Ф.Т. Маринетти, что позволило с новой точки зрения понять и оценить их творчество, и творчество других представителей авангарда. На основе анализа этих трудов представителей искусства и других учёных и исследователей рассмотрены исторические, социальные, психологические аспекты возникновения условий, способствовавших деградации классического наследия изобразительного искусства, а также причины антагонистических отношений между традиционным искусством и зарождавшимся авангардизмом. Практическая значимость исследования может заключаться в том, что оно нацелено на раскрытие внутренних мотивов и причин конфликта между традиционным и авангардным искусством, что даст понимание творчества художников-авангардистов, откроет возможности для понимания конкретного авангардного произведения. Исследование, основанное на данных из разнообразных источников, кроме прочего, включающих, в том числе, труды известных художников-авангардистов, даст повод для изучения проблемы творчества и восприятия нетрадиционного искусства с точки зрения учёного-творца, художника-исследователя, осознанным словом представляющего творческую концепцию. Важным практическим значением исследования является то, что оно может помочь направить изучение произведений, сложных по форме и содержанию, в область комплексного концептуального теоретического анализа, основанного на первоисточниках.
Ключевые слова:
Академический, традиционный, искусство, фовизм, импрессионизм, авангард, модернизм, футуризм, абстракционизм, реалистический.
Khabakhu A.G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Design of the Institute ofArts, Adyghe State University, e-mail: samgur@mail.ru
Traditions and innovation of the early 20th - century art
Abstract:
The paper analyzes how the main tendencies in development of the fine arts in the early 20th century changed. Some conditions of emergence of the vanguard directions, their distinctive features and the relation to traditional academic art are noted. The publication examines the reasons which can interfere with perception of unusual and new. The research is implemented on the basis of theoretical works of the leading avant-garde artists of the early 20th century V.V. Kandinsky, K.S. Malevich and F.T. Marinetti. This made it possible to understand and estimate their creativity and creativity of other representatives of vanguard from the new point of view. On the basis of the analysis of works of representatives of art and other scientists and researchers, we consider historical, social and psychological aspects of emergence of the conditions promoting degradation of classical heritage of the fine arts, as well as the reasons of the antagonistic relations between traditional art and the arising avant-gardism. The practical importance of research can be that it discloses internal motives and the causes of conflict between traditional and vanguard art that will give understanding of works of avant-garde artists and will open opportunities for understanding of the specific vanguard work. The research, basing on data from various sources and including works of the famous avant-garde artists, will give a reason to study creativity and perception of nonconventional art from the point of view of the scientist-creator, the artist-researcher, who by using the conscious word submits the creative concept. Important practical value of this research is that it can help direct study of the works complex in form and content to the area of the conceptual theoretical analysis basing on primary sources.
Keywords:
Academic, traditional, art, fauvism, impressionism, vanguard, modernism, futurism, abstractionism, realistic.
Искусство начала XX века и то, что было до этого периода, - это разные по форме и сути явления, часто кардинально противоположные. В переломный период первых десятилетий XX века способностью осознать новые явления в искусстве обладали немногие. Художники молодой советской страны, в большинстве своём относившиеся к тем или иным направлениям модернизма, - Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал и другие - с энтузиазмом создавали новое революционное искусство, которое затем уступило место социалистическому реализму, продолжавшему академические традиции на основе жёсткой советской идеологии. Спустя годы авангардное искусство стали воспринимать как закономерное явление. Среди деятелей искусства сформировалась точка зрения, что реалистическое
искусство в тех формах, в которых оно существовало до второй половины XX века, себя изжило. Борьба, начинавшаяся с натиска на импрессионистов, затем на фо-вистов, кубистов и других представителей новых течений, закончилась тем, что авангард занял свою нишу.
Основой изобразительного искусства до второй половины XX века являлось традиционное, академическое направление, которое имело продолжение или служило поводом для возникновения авангардных антиподов. Это лучшее из созданного европейской культурой, начиная от греков, продолжая римлянами, и далее. Академизм - «...неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессиональ-
ного образования» [1: 20]. Этот пласт изобразительного искусства доступно и логически выстроен, основан на явлениях окружающей действительности, узнаваем и поэтому комфортен для восприятия.
То, с чего начиналось искусство Египта, Греции, продолжилось и окончательно сформировалось в европейском искусстве, можно считать явлением и способами выражения, присущими определённому времени и конкретной культуре. Однако жизнь и её проявления в искусстве не имеют постоянного характера, происходят естественные изменения в содержании и формах культуры: «Каждый культурный период создаёт.. .собственное своё искусство, которое и не может повториться. Стремление вновь вызвать к жизни принципы искусства прошлого может разрешиться в лучшем случае мёртворож-денными произведениями. Мы не можем жить внутренне как древние греки. И усилия применить греческие принципы только и могут создать формы, подобные греческим, а само произведение останется бездушным во все времена» [2: 7].
Авангардизм (фр. avantgard - передний край, передовой отряд) возник и сложился к началу XX века: «Идея живописи, ничем не связанной с реальностью, быстро берет верх над вошедшими в привычку принципами фигуративности» [3: 10]. Одна из отличительных черт авангардизма - постоянный протест и подчёркнутый, непрерывный бунт по отношению к обществу и его консервативной культуре: «Рождение авангарда отмечено сомнением в правомерности эстетики, критериями оценки для которой являются категории прекрасного и возвышенного» [3: 14].
Обвинение авангарда «старому» искусству: «Изображение, которое отвергает абстрактная живопись, есть изображение мира видимостей, убедительная имитация природы, тяготеющая к миметическому подобию» [3: 10]. Суть авангардной революции в искусстве можно свести к четырем позициям: «.абстракция
против фигуративности в живописи, поэзия против литературы в словесном творчестве, обращенность вовнутрь против внешнего стиля в архитектуре и метафизический театр против психологизма в области сценографии» [3: 34].
«Если революция первых лет авангарда — ее спровоцировал переворот в изобразительности, приведший к возникновению абстрактного искусства, — основывается, прежде всего, на освобождении живописи, то впоследствии она охватывает все виды искусства» [3: 10]. Тенденции, проявляющиеся в изобразительном искусстве, нашли место в литературе, музыке, театре и т.д. «Синтез искусств - основное устремление первоначального авангарда. Этот синтез пытается объединить различные способы выражения в некое органическое целое» [3: 12].
Знаменательное событие начала XX века - выход манифестов футуризма (лат. futurum - будущее), декларировавших ярко выраженную агрессию, милитаризм и нетерпение в отношении традиционной культуры: «Авангард в военном деле — передовая группа войск, подготавливающая наступление основных сил. Выполнив свою задачу, он сливается с этими силами. Авангард в искусстве, наоборот, отличает нетерпимость по отношению к «основным силам», нежелание сливаться с ними, растворяться в них, радикальное отмежевание от любой иной позиции, кроме собственной» [4: 4]. Представители футуризма «.. .с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни» [1: 652]. «Мы уже вызвали возрастающее отвращение к античному, червивому и заплесневелому. И это уже важный и решительный результат» - провозглашал идеолог футуризма, автор первых манифестов, поэт и художник Ф.Т. Маринетти [5: 93]. Тонус постоянных художественных открытий, само-
обновления являлся обязательным условием бытия авангардистов, что обусловливало программность творческих демаршей, обращённость в будущее, и, в конечном итоге, проектность их творчества, являвшую эксперимент и незаконченность не как недостаток, а естественное состояние движения вперёд: «Нет ничего прекраснее лесов строящегося дома. .. .Прочь реализованные и построенные вещи, бивуаки сна и трусости!» [5: 93].
Вера древних людей в то, что существует магическая способность образа действовать на реальность, в некоторой степени находит косвенное отражение на более поздних, относительно современных представлениях. Критики авангардизма, считавшие его дегенеративным, полагали, что это вырождение человечества, и искажённые образы произведений авангарда порождают чудовищ в жизни, а классические образцы искусства содействуют формированию гармоничного, эстетически приемлемого образа в искусстве и соответственно в жизни. Однако «образцы» определялись людьми субъективно, часто это государственный политический заказ, имеющий тоталитарный характер. Отношение власти к искусству, в частности пропагандируемое в предвоенные годы в Германии, выражалось апофеозом «Выставки дегенеративного искусства» (Entartete Kunst) в Германии 1937 года. Каталог выставки выдержан в духе призыва к «... сплоченности против сил вырождения, вызванных к жизни анархистом, большевиком и Евреем.. .Дегенеративным же это искусство является постольку, поскольку оно затрагивает исконные ценности племени: варварством изобразительных средств — извращением восприятия формы и цвета, сознательным искажением рисунка, бессмысленностью сюжетов... Больной мозг авангардиста позволяет себе оскорблять окружающих вызывающе дерзкими поделками, которых не потерпели бы в былые времена» [3: 25].
Анализируя соотношения материального и духовного в жизни общества определённой формации и конкретного периода, В. Кандинский обращал внимание на преобладание в обществе своего времени значения материальной стороны над духовной жизнью. Несущие в культуре духовность в новых формах практически всегда были в одиночестве. Их поиски находили соответствующую оценку много позже, а нередко и вовсе не находили. В обществе, делающем ставку на материальные ценности, более привычные и устоявшиеся формы (реалистическое искусство) оказываются приемлемее, чем сложные явления, требующие большой интеллектуальной подготовленности и духовной работы. По мнению В. Кандинского, для большей части художников «безопаснее» творить в устоявшихся рамках традиционного фигуративного искусства, привычного обществу материальной культуры: «Искусство употребляется исключительно для материальных целей. Оно ищет содержание в твёрдой материи, потому что оно не видит тонкой. Предметы, в воспроизведении которых оно видит свою единую цель, остаются неизменными. «Что» само собой отпадает. И единым остаётся вопрос: «как» передаётся этот телесный предмет художником. Этот вопрос становится символом веры. Искусство теряет душу» [2: 11].
К. Малевич полагал, что художник и обычный человек по-разному воспринимают окружающее в искусстве. Считая форму условностью, он (творец) считал, что внутреннее, выраженное в конкретной форме, тотчас теряет свою актуальность, так как мысль движется дальше и меняется, совершенствуясь. Этим объясняется недоступность авангардного искусства обывателю: «Общежитие видит в жизни предметные, практические, законные формообразования - следовательно, сущность возбуждения, как беспредметное в практическом [обывательском] сознании считается предметным [неизмен-
ным, постоянным, очевидным]» [6: 3].
Вопрос «как» для художников порождает ответ: «иначе», который становится основной заботой, отдаляя творца от зрителя в поисках особенной манеры, становящейся изощрённой внешне, но внутренне всё менее духовной. Возникают творческие группы, центры, в которых «.живут тысячи подобных художников, ищущих в большинстве только новой манеры, творящих без подъёма, без увлечения, с холодным сердцем, со спящей душой миллионы творений» [2: 12].
Существование государства есть стремление систематизировать жизнь, упорядочить и контролировать её посредством законов, правил, канонов. Общество требует подчинения этим установлениям от каждого своего члена, и первые, открывающие новые направления, неминуемо подвергаются нападкам и критике. Противоречие между индивидуальностью художника и восприятием человека системы приобретает особую остроту в искусстве. Академизм строил собственную систему воспроизведения и восприятия, обучая общество определённым канонам, и сила его в том, что он сумел внушить не одному поколению объективность отражения мира по своим правилам, придерживаясь которых можно избежать проблем и конфликтов.
Труды художников, учёных, просветителей создавали твёрдую, казавшуюся незыблемой, теоретическую и методическую основу существования реалистического искусства, и это укоренилось в сознании поколений, воспринимавших это наследие как свою культурную почву. Тем не менее, на одной и той же традиционной основе возникают общества, порождающие социалистический реализм и культуру фашистской Германии, а в сознании обывателя формируется образ искусства, в котором главным он видит только качество «похожести», соответствия знакомым объектам и ситуациям реальности. Искусству эпохи Возрождения предшествовало несколько сотен лет «приучивания» общества к определённым культурным ценностям, укоренившиеся отголоски которого в той или иной форме продолжают существовать и поныне. Но именно личность творца, его индивидуальность способна вдохнуть жизнь в произведение: «Изображение в искусстве служит средством выражения идей и переживаний человека, отношения самого художника к действительности» [7: 149].Творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микелланжело, Рубенса, Рембрандта Ван Гога, Эдуарда Мане, Поля Сезанна завораживают так же, как работы Казимира Малевича и Василия Кандинского, формально совершенно иные.
Примечания:
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: словарь терминов. М.: Эллис Лак, 1997. 736 с.
2. Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1989. 68 с.
3. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного / пер. с англ. С.Б. Дубинина. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 336 с.
4. Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты: монография. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 329 с.
5. Маринетти. Футуризмъ / пер. М. Энгельгардта. СПб.: Прометей, 1914. 130 с.
6. Малевич К.С. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика. Витебск: УНОВИС, 1922. 40 с.
7. Абакумова Е.В. Цвет как средство выражения в живописи и музыке // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2015. Вып. 4 (168). С. 148-154.
References:
1. Apollo. Fine and decorative arts. Architecture: a glossary of terms. M.: Ellis Luck, 1997. 736 pp.
2. Kandinsky V.V Concerning the Spiritual in Art (painting). L., 1989. 68 pp.
3. Sears F. Totalitarianism and avant-garde. In anticipation of the transcendent / transl. from English by S.B. Dubinin. M.: Progress-Tradition, 2004. 336 pp.
4. Sedelnik V.D. Dadaism and the Dadaists: a monograph. M.: IMLI RAS, 2010. 329 pp.
5. Marinetti. Futurizm / transl. by M. Engelhardt. SPb.: Prometheus, 1914. 130 pp.
6. Malevich K.S. God is not thrown off. Art, church, factory. Vitebsk: UNOVIS, 1922. 40 pp.
7. Abakumova E.V. Colour as a means of expression in painting and music // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2015. Iss. 4 (168). P. 148-154.