Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО С. В. РЯЗАНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НИЖЕГОРОДСКОГО ИСКУССТВА'

ТВОРЧЕСТВО С. В. РЯЗАНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НИЖЕГОРОДСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
С. В. РЯЗАНОВА / ГРАФИКА / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / НИЖНИЙ НОВГОРОД / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акимов Сергей Сергеевич

В работе рассматривается творчество нижегородского художника-графика, искусствоведа и педагога Светланы Рязановой (род. в 1969 г.). Как искусствовед она занимается творчеством М. А. Врубеля и вопросами теории искусства, в частности категориями пространства и времени в изобразительном произведении. В графике главной сферой ее творчества является тональный рисунок, художница создает сюжетные композиции на исторические и литературные темы, что делает ее творчество уникальным в современном региональном контексте, а также пейзажи. Произведения Рязановой дают чрезвычайно интересный материал для осмысления места академической традиции в современном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC WORKS OF SVETLANA RYAZANOVA IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY ART IN NIZHNY NOVGOROD REGION

Svetlana Ryazanova (born in 1969) is an artisan, art historian and teacher in Nizhny Novgorod Art College. She is the author of drawings on historical and literature subjects and landscapes in techniques of sepia, graphite pencil, and watercolor. She published some articles about Michail Vrubel's drawings and scientific works about categories of time and space as fundamental components of visual images. It is a real contribution to the studies in art theory. In this essay, Ryazanova's graphic works are analyzed in the context of artistic life of Nizhny Novgorod region and in connection with academic traditions in modern art.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО С. В. РЯЗАНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НИЖЕГОРОДСКОГО ИСКУССТВА»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 7.036+76.03 DOI: 10.36945/2658-3852-2021-1-33-46

С. С. Акимов

ТВОРЧЕСТВО С. В. РЯЗАНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НИЖЕГОРОДСКОГО ИСКУССТВА

Современное изобразительное искусство Нижегородской области представляет собой весьма пеструю картину. Нижегородское отделение Союза художников России, созданное в 1933 г., остается одним из наиболее многочисленных в стране. Его членами состоят живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного, народного и церковного искусства, искусствоведы. Весной 2018 г. при отделении была создана молодежная секция, членами которой на момент основания стали 13 человек. Подобное объединение существовало при региональной организации Союза в советское время, и его возрождение можно оценить как важное и прогрессивное начинание в культурной жизни города и области. Рядом с реалистическими традициями, пережившими расцвет в советское время и сохраняющими приоритет сейчас, развиваются различные нереалистические практики. Ежегодно проходят областные выставки «Осенний вернисаж», объединяющие художников разных поколений и творческих интересов из областного центра и городов региона и дающие показательный срез нижегородского искусства.

Вместе с тем в художественной жизни области можно отметить целый ряд негативных тенденций. Как показывают экспозиции «Осенних вернисажей» последних лет, все меньше авторов стремится к созданию глубоко содержательных тематических композиций, большинство художников останавливается на уровне этюдных работ. По сравнению с советским периодом можно говорить и об определенной утрате высокого профессионального мастерства. В городе действует одно из старейших в стране художественных училищ, но отсутствует высшее художественное образование с фундаментальной академической подготовкой, и предлагаемые вузами специальности по дизайну и декоративно-прикладному искусству не способны восполнить эту лакуну. Наиболее талантливые выпускники училища, продолжив образование в московских и петербургских вузах, не

© Акимов С. С., 2021.

возвращаются в регион, где нет условий для успешной профессиональной реализации. В городе и области давно не существует полноценной художественной критики: искусствоведы в большинстве пассивны или не имеют возможности действенно влиять на творческий процесс, а СМИ кратко освещают лишь немногие, наиболее громкие, мероприятия. Исключение составляет только деятельность супругов Натальи и Сергея Квач, которые за последние семь лет издали целый ряд книг, посвященных нижегородским художникам и мастерам народных промыслов, включая два справочника об областной организации Союза художников. Из газет лишь «Репортер и время» (главный редактор А. В. Былкин) в городе Дзержинске регулярно публикует подробные очерки о местных художниках.

Светлана Валерьевна Рязанова (род. в 1969 г.) - художник-график, искусствовед, член Союза художников с 2019 г., преподаватель Нижегородского художественного училища, где она ведет курсы по истории искусства и мировой культуры. Ее имя хорошо известно в профессиональных кругах, но пока еще сравнительно мало знакомо широкой аудитории любителей искусства. Светлана Валерьевна - человек насколько талантливый, настолько же и скромный, не стремящийся к коммерческому успеху. Долгое время ее графика демонстрировалась лишь на коллективных выставках, в том числе за пределами Нижнего Новгорода. Ее произведения были представлены на такой масштабной и престижной выставке, как всероссийская триеннале рисунка в Томском областном художественном музее. В 2019 и 2020 гг. в Нижнем Новгороде состоялись две персональные экспозиции Рязановой: сначала в Школе искусств и ремесел им. А. С. Пушкина «Изограф», затем в Государственном литературно-мемориальном музее Н. А. Добролюбова. Если первую из них увидели немногие: ученики и гости школы, коллеги-художники, краеведы, то вторая открыла имя художницы для зрителей. Наряду с завершенными произведениями в музее демонстрировались и подготовительные материалы к ним, позволившие приоткрыть процесс рождения замысла, превращения натурного материала в художественный образ.

Выставки Светланы Рязановой - не просто возможность познакомиться с талантливым и самобытным мастером. Для профессиональной аудитории это приглашение к важному разговору о художественном мастерстве, о природе графики как вида искусства, о том, как быть самим собой, невзирая на моду.

По характеру творческого метода и эстетическим установкам С. В. Рязанову можно назвать ярким представителем академической традиции, которую она обогатила современной тематикой и новыми выразительными решениями. В этом смысле значение ее графики перерастает региональные рамки. Произведения художницы дают массу материала для размышлений о судьбе академической традиции в настоящее время. Вопросы о том, как трансформировался академизм в ХХ столетии и применимо ли это понятие к современному искусству,

время от времени актуализируются в искусствоведческой среде, привлекая внимание, прежде всего, тех специалистов, кто связан с академическим художественным образованием [Академии художеств..., 2007]. При этом границы и содержание понятия «современное академическое искусство» остаются, на наш взгляд, размытыми. Петербургский искусствовед Светлана Грачева, много пишущая о текущей художественной жизни своего города и недавно ставшая автором большой и не имеющей аналогов монографии о современных мастерах-академистах Санкт-Петербурга [Грачева, 2019], объединяет этим понятием очень разнородные явления. Нередко она относит к академистам художников, в чьем творчестве определяющую роль играют ретроспективно-стилизаторские тенденции, постмодернистское комбинирование цитат из наследия прошлого [Грачева, 2016]. Подчас складывается впечатление, что единственным объединяющим моментом для современных художников-академистов выступает образование, полученное ими в Институте им. И. Е. Репина - прямом наследнике Императорской Академии художеств. Думается, анализ творчества мастеров из разных регионов страны мог бы способствовать уточнению пределов и содержания понятия «современное академическое искусство».

С. В. Рязанова родилась и живет в поселке Большое Козино близ Нижнего Новгорода, в Балахнинском районе Нижегородской области. Эти места имеют давнее прошлое и живописно расположены в Волжской пойме. Достопримечательностью поселка является Михайло-Архангельская церковь, освященная в 1807 г., перестроенная в самом конце XIX в. и в настоящее время вновь ставшая действующей. Архитектура храма сочетает строгие формы классицизма с элементами древнерусского зодчества и барокко, что не редкость для провинциального церковного зодчества. Восстанавливаемая церковь стала «героем» одной из сравнительно ранних работ художницы - выполненного сепией листа «Возродим былое» (1999). Здесь уже вполне сложилась специфика индивидуальной манеры автора, отдающего предпочтение тональному рисунку и стремящегося при узнаваемости конкретного мотива сделать пейзажный образ более сложным, чем простое воспроизведение натуры.

В 1998 г. С. В. Рязанова окончила Нижегородское художественное училище, где ее наставником был известный мастер и опытный педагог Ю. М. Буров. В качестве выпускной работы она защитила серию иллюстраций к роману Валентина Костылева «Питирим»: интерес к истории и литературе сопутствует художнице с юности. Обстоятельства помешали продолжить образование на факультете графики, но в 2004 г. Рязанова окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 2019 г. является членом Союза художников России. Собственное творчество, научные исследования и преподавание в художественном училище - таковы три стороны

профессиональной деятельности Светланы Валерьевны. В качестве приглашенного преподавателя она читала лекции по отечественному искусству студентам Нижегородского государственного лингвистического университета, обучавшимся по направлению «Теория и история искусств» (к сожалению, пять лет назад оно прекратило существование). Как педагог она накопила ценный методический арсенал и охотно делится своим опытом с коллегами на конференциях по методике преподавания истории искусств, регулярно проводимых в Нижнем Новгороде школой искусств и ремесел «Изограф».

Рязанова-искусствовед специализируется на истории отечественной художественной культуры и вопросам эстетики. Целый ряд ее научных публикаций посвящен творчеству Михаила Врубеля, которым она увлеклась, еще будучи студенткой. В последние годы С. Рязанова занимается сложной теоретической проблематикой, связанной с категориями пространства и времени в художественном творчестве. Тематика ее исследований не имеет аналогов в нижегородском искусствоведении. Нижний Новгород никогда не был крупным центром науки об искусстве, и труды местных авторов посвящены по преимуществу региональному художественному наследию: народным промыслам (они изучены наиболее полно), Арзамасской школе живописи А. В. Ступина, творчеству мастеров советского периода и современных художников, а также коллекциям Нижегородского художественного музея [Акимов, 2018, с. 97-114]. С. В. Рязанова выступает как продолжательница ленинградской-петербургской искусствоведческой традиции, сочетающей музейно-знаточеское внимание к каждому произведению с интересом к вопросам теории и эстетики.

Графика Светланы Рязановой - явление уникальное для современного нижегородского искусства. Пожалуй, это единственный в регионе художник, для кого рисунок является не вспомогательным средством, а главной сферой творчества. При этом она предпочитает именно тональный, лишенный цвета рисунок. Любимыми ее техниками являются сепия, дающая спокойный и насыщенный коричневый тон и позволяющая добиться тонких переходов от света к тени, и графитный карандаш, который в руках художницы приобретает, кажется, бесконечные выразительные возможности. Крупные пейзажные листы, сделанные карандашом, полны воздуха, простора, света. Пишет Светлана Валерьевна и акварелью, но это по преимуществу небольшие натурные этюды.

В интервью на вопрос, почему она отдает предпочтение тональному рисунку, а не каким-либо иным видам графики, художница ответила: «Тоже непростой вопрос. Так получилось еще в студенческие мои годы. Мне всегда хотелось не просто работать с натуры, а создавать композиции. <...> Графика, как мне кажется, лучше, нежели живопись, тренирует композиционное мышление, воображение. Здесь отсутствует цвет, и композиционным приемам волей-неволей необходимо уделять первостепенное внимание. Конечно, это мое субъективное мнение,

но подобные мысли мне приходилось слышать и от других художников. Живописью я тоже занимаюсь, но это в основном натурные этюды. У меня часто бывает так, что замысел идет от живописного этюда к графической композиции. Для большинства художников наоборот: рисунок - средство для подготовительной работы к живописному полотну. А у меня бывает именно так, что сначала живопись с натуры и затем трансформация натурного мотива в завершенный графический образ» [Акимов, 2020].

Вторая особенность творчества Рязановой - устойчивый интерес к историческим и литературным сюжетам. Ею созданы серия иллюстраций к «Дубровскому» Пушкина (2000), листы на тему Великой Отечественной войны («В блиндаже», 2008; «На переднем крае», 2010), композиции, посвященные Смутному времени и образу Козьмы Минина (2003). В них художница выступает как продолжатель лучших академических традиций, что выражается в ясном прочтении сюжета, четком построении пространства и взаимодействия между персонажами, во внешней сдержанности образа, за которой нередко чувствуется эмоциональная глубина и напряженность. Рязанова единственная среди нижегородских графиков проявляет столь устойчивый интерес к тематической композиции.

С. В. Рязанова принадлежит к тем мастерам, кто умеет видеть по-настоящему значительное в обыденном. Ее пейзажи, сохраняя свежесть этюда, зачастую перерастают задачу изображения конкретного ландшафта. В карандашном рисунке «Забытый погост» (2013) огромная масса деревьев, срезанная верхним краем листа, и старинная кладбищенская ограда воспринимаются как сопоставление вечной природы и уже тронутого разрушением создания человеческих рук, рождая невольные размышления о беге времени. Натурное впечатление превращается в изобразительную элегию с настроением созерцательности и покоя.

Глубоко драматичный образ создан в рисунке «Перед грозой. Село Ляхово близ Нижнего» (2015, карандаш), выделяющимся напряженным контрастом света и тени. Изображено находящееся недалеко от Большого Козина село, в центре которого сохранился уникальный инженерный объект - пожарная вышка, созданная по проекту знаменитого конструктора В. Шухова с применением изобретенных им металлических конструкций. Тяжелое темное небо низко нависло над землей, пробивающийся из-за туч яркий солнечный свет готов погаснуть в следующее мгновение, природа наполнена ожиданием бури, предчувствием чего-то трагического. В образном строе произведения отразилось настроение автора, пережившего тогда тяжелую болезнь. Вместе с тем здесь нет ничего произвольно-субъективного и нарочитого, экспрессия и реалистическая конкретность не мешают друг другу.

Самый простой мотив - ветхие деревянные здания, высокие травы, покосившийся забор - таит для художницы многообразные пластические решения. В серии 2010 г. из трех листов сепией изображен тот же центр села Ляхова с

заброшенным пожарным депо и шуховской каланчой. Автор по-разному обыгрывает пространство, то максимально приближая постройки к переднему плану и делая композицию фрагментарной («На главной улице села»), то помещая на первом плане густые травы, почти скрывающие строения («Травы»).

Искусство Светланы Рязановой сдержанное, чуждое бьющих в глаза эффектов и нарочитых формальных экспериментов. Ей присуще в лучшем смысле этого слова академическое мышление, проявляющееся в ясно прочитывающемся действии сюжетного произведения или четко разворачивающихся пространственных планах пейзажа. В ее рисунках нет повышенной композиционной динамики и бурной жестикуляции персонажей, однако за внешней строгостью нередко ощутим внутренний драматизм образа. Так, среди иллюстраций к «Дубровскому» особенно удачным представляется «Урок музыки»: две фигуры спокойны и выделяются четкими силуэтами на фоне залитого светом окна; действие здесь сведено к минимуму, зато эмоциональная атмосфера ощущается почти физически, становясь главным содержанием произведения. Также и в листе «На переднем крае» не показано само сражение, но фигуры и зимний пейзаж с низко надвинувшимся небом выражают ожидание приближающегося грозного и решительного момента. Это произведение посвящено уроженцу Большого Козина, полководцу-авиатору, дважды Герою Советского Союза В. Г. Рязанову, в годы войны и позже командовавшему различными соединениями военно-воздушных сил. Военачальник показан в момент управления воздушным боем по радиосвязи.

К числу самых интересных экспонатов «Осеннего вернисажа» 2020 г. принадлежала серия из трех карандашных рисунков Светланы Рязановой на тему проходившего несколько лет назад в окрестностях Нижнего Новгорода фестиваля электронной музыки. Два из них являются авторскими повторениями, оригиналы же находятся в собрании Томского художественного музея. Как и в прежние годы, на «Осеннем вернисаже» преобладали работы этюдного характера, а если художники и обращались к сюжетным композициям, то результаты у многих получались скорее ученическими, почти дилетантскими, чем по-настоящему творческими. Поэтому в таком контексте особенно ярко выделяются произведения тех авторов, кто ставит перед собой задачи более сложные, чем простое воспроизведение натуры или создание «рассказа в картинках». Светлана Валерьевна разбирается в музыке профессионально, получив соответствующее образование и уже затем поступив в художественное училище, что помогло ей найти оптимальные выразительные средства для создания образа. Серия имеет подзаголовок «Грезы о будущем», и действительно, изображения выглядят одновременно и вполне конкретно - поле, декорации, люди, и почти фантастически. Пространство фестиваля предстает как какой-то особый мир полуреальности-полувидения, а техника карандаша с его приглушенным серебристо-стальным отливом подчеркивает это ощущение.

Безусловно, хорошее знание и тонкое чувствование музыки обогатило дополнительными оттенками изобразительное творчество художницы. Из интервью Рязановой: «Законы творчества во всех видах искусства если не одинаковы, то очень схожи. Везде - композиционные закономерности, ритм, эмоции. <...> Правда, в музыке сильнее, чем в изобразительном творчестве, проявляется рациональное начало, там невозможно обойтись без строгого математического расчета. Это, я считаю, самое совершенное из искусств. Музыка часто служит для меня источником вдохновения» [Акимов, 2020].

Для того чтобы отчетливее обозначить место С. В. Рязановой в художественной жизни города и региона, обратимся к краткой характеристике современной нижегородской графики. Основная доля в ней принадлежит акварели; многие мастера сделали ее своей главной специализацией. Их творчество демонстрирует широкий диапазон образных решений и технических приемов, где акварель служит для решения как графических, так и живописных задач. Многие авторы относятся к акварели именно как к живописному материалу. Широкими текучими заливками пишет Н. В. Еряшкин, во многих произведениях которого разворачивается целая стихия цвета, подчиненная при этом строго продуманной логике. Внимание к подробностям, четкий детализированный рисунок свойственны акварелям В. Н. Величко, с 1997 г. по настоящее время возглавляющего Нижегородское отделение Союза художников. Его работы нередко словно соперничают с масляной живописью по размерам, степени завершенности, пониманию пространства и формы. Мастером лирического пейзажа является В. И. Хазов, чьей главной темой многие годы остается его малая родина - село Большое Болдино и окрестности.

Графический подход к акварели демонстрируют Е. М. Грачева и А. А. Те-рентьев. Е. М. Грачева часто прибегает к стилизации, создавая изысканные, отмеченные лирическим настроением образы, где условность сочетается с точностью деталей. В городских пейзажах А. А. Терентьева пространство словно окутано мягкой, полупрозрачной дымкой, а формы зданий намечены тонкими линиями. Своеобразное пограничное положение между живописью и графикой занимают пейзажи Ю. Н. Макаренкова, исполненные многослойно, мелкими, почти штриховыми мазочками, сохраняющие при этом целостность впечатления и отличающиеся едва ли не фотографической степенью иллюзорности.

Среди нижегородских художников есть несколько интересных мастеров печатной графики, предпочитающих различные способы гравирования на металле. В офортах П. К. Рыбакова «главными героями» являются уголки исторической части Нижнего Новгорода. Классическую технику офорта он часто комбинирует с другими способами травления, добиваясь своеобразных эффектов живописности тональных пятен при сохранении сугубо графической точности и изысканности линии, ясности силуэтов, лаконичности художественного языка. Тонкость

исполнения и лирическое настроение присущи эстампам К. П. Еськовой (мягкий лак, меццо-тинто, сухая игла), зачастую имеющим почти миниатюрные размеры. Ей также принадлежит ряд утонченных перовых рисунков. В редко встречающейся сейчас технике резцовой гравюры многие годы работал И. К. Логинов. Все трое мастеров принадлежат к старшему поколению, у молодых же нижегородских художников искусство гравюры не пользуется популярностью.

Что касается тонального рисунка, у всех современных нижегородских художников он играет вспомогательную роль, завершенные станковые листы создаются ими редко. Очень показательно в этом отношении творчество И. И. Есь-кова, на протяжении полувека остающегося активным участником культурной жизни города и области. Ему свойственно графическое мышление, он работал и работает в самых разных видах и техниках рисунка - от беглого наброска тем, что было под рукой, до тщательно проработанных листов пером и тушью, но в выставках участвует, прежде всего, как живописец [Акимов, 2017]. Картинам И. И. Еськова присуще явно выраженное графическое начало, сдержанность цвета, внимание к контурам и конструкции формы. Однако рисунок как вид искусства для него все же оттеснен живописью на второй план. То же самое можно сказать и о других художниках, поэтому неизменная, начиная со студенческих лет, приверженность С. В. Рязановой тональному рисунку выглядит на этом фоне очень неординарно.

Лучшие рисунки Светланы Рязановой отмечены благородством образного строя и безупречным вкусом. Искусствоведческие изыскания дали ей возможность свободно ориентироваться в культурном пространстве прошлого и современности, но не привели к подражаниям и заимствованиям в собственных работах. Наоборот: знание мирового искусства помогло обрести творческую индивидуальность и оставаться на высоте профессиональной культуры, не следуя моде, не стремясь к показной новизне.

В чем же заключается специфика современного академического искусства и какие его черты находят проявление в творчестве нижегородской художницы? Для ответа на этот вопрос необходимо, как нам кажется, провести разграничение понятий «академизм» и «академическая традиция». Первый следует рассматривать как исторически конкретное и завершившее свой путь явление, вторая же сформировалась уже после того, как академизм закончил свое существование в качестве особого художественного направления, и продолжает развиваться сейчас, поддерживаемая отечественной системой художественного образования. Можно сказать, что академическая традиция - наследница академизма в новых социокультурных условиях, изменивших содержание и формы художественного выражения.

Академизм представляет собой творческую концепцию, сложившуюся на рубеже XVI-XVII вв. в деятельности болонской Academia degli Incamminati и

получившую в дальнейшем общеевропейское распространение и солидную теоретическую базу. В самом общем виде академизм можно определить как стремление утвердить и распространить высокий идеал красоты и гармонии, обретенный в античности и Высоком Возрождении, при этом изучение натуры выступает как обязательный, но все же предварительный шаг в создании образа. Можно согласиться с видным знатоком итальянского искусства М. И. Свидерской, говорящей о цивилизаторской роли академизма - в смысле закрепления и трансляции норм вкуса и метода творческой работы. Получив в практике европейских академий разнообразные модификации, потому что - еще раз присоединимся к М. И. Свидерской - он не является категорией стиля, академизм исчерпал свой потенциал в середине - второй половине XIX в. Не случайно наиболее яркие тенденции художественной жизни той эпохи, будь то реализм Курбе или передвижников, импрессионизм и последующие течения, носили выраженную с разной степенью, но все же отчетливую, антиакадемическую направленность. Сам же академизм срастается с салонным искусством и прочими явлениями художественной моды. Однако на смену ему в ХХ столетии пришла академическая традиция, закрепленная в системе художественного образования.

Она унаследовала от академизма не расхожие клише и сюжетный репертуар, непригодные для XIX-XX вв., но стремление к созданию «серьезного», этически значимого образа на основе развитого композиционного мышления, а не прямого отображения натуры. В упомянутой выше монографии С. М. Грачева предлагает своего рода формулу: «Современный академизм представляет собой уникальный сплав классицистического понимания задач искусства, реалистических традиций и влияния постмодернистской эстетики» [Грачева, 2019, с. 8]. К числу сущностных особенностей современного академизма исследовательница относит развитое композиционное мышление и стремление к созданию завершенных картинных образов, традиционно высокое мастерство рисунка, опору на гуманистические ценности, «реалистически правдивое, но несколько идеализированное и возвышенное отражение действительности» [Грачева, 2019, с. 96]. Она пользуется термином «академизм», на наш взгляд, во избежание путаницы предпочтительнее говорить об академической традиции. Эта традиция пережила эксперименты в области художественного образования первого советского десятилетия, обогатилась новациями ХХ в. в области формы и сохранила свое «ядро», ориентированное на содержательную глубину образа, повышенное внимание к вопросам композиции, поддержание высокой культуры технического мастерства. Все эти качества присущи графике Светланы Рязановой.

Следует также провести границу между академической традицией и постмодернистской эстетикой. Последняя активно вторгается в творчество художников-академистов, порождая подчас произведения ретроспективно-стилизаторского характера, с прямым заимствованием мотивов и живописных приемов прошлого.

(Таковы, например, работы некоторых петербургских художников [Грачева, 2016]). Эта тенденция заслуживает отдельного осмысления. Здесь же подчеркнем, что С. В. Рязанова счастливо избежала подобных моментов. В ее произведениях пространство и время, преломляясь сквозь мировоззрение мастера, наполняются энергией глубоко личного переживания и осмысления, становятся сгустками смыслов, выраженных в концентрированном визуальном высказывании.

Библиография

Академии художеств: вчера, сегодня, завтра : материалы международной конференции-коллоквиума, 24-25 апреля 2006 г. - Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2007. - 162 с.

Акимов, С. С. Выставки нижегородских художников. Нижний Новгород, апрель 2019 г. // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - № 2. - С. 83-85.

Акимов, С. Знакомьтесь: художник Рязанова // Репортер и время. - 2020. -№ 10 (1043), 12 марта. - С. 15.

Акимов, С. С. Из истории отечественного искусствоведения. Очерки и рецензии. - Москва, 2018. - 192 с.

Акимов, С. Рисунок, офорт, акварель. О графике Ивана Еськова // Репортер и время. - 2017. - № 8 (888), 2 марта. - С. 14.

Вехи творческой жизни. Нижегородские художники. 1933-2018 : К 85-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»: информационно-справочное иллюстрированное издание / авт. вст. ст. Н. В. Квач.; сост. Н. В. Квач, С. И. Квач. -Нижний Новгород : ИП Квач С.И., 2018. - 459 с., ил.

Грачева, С. М. Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - Санкт-Петербург, 2016. - Вып. 6. - С. 706-714.

Грачева, С. М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. - Москва : БуксМАрт, 2019. -368 с., ил.

Свидерская, М. И. Цивилизаторская природа академизма // Свидер-ская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII -XIX веков. - Москва : ГАЛАРТ, 2010. - С. 317-334.

Творчество нижегородских художников во времени и пространстве : К 80-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»: альбом-справочник / авт. статей Н. В. Квач.; сост. Н. В. Квач, С. И. Квач, В. В. Петрухин. - Нижний Новгород : Литера, 2013. - 244 с., ил.

Рязанова С.В. На переднем крае. 2010 г. Бумага, сепия

Рязанова С.В. Урок музыки. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 2000 г. Бумага, сепия

Рязанова С.В. Серия «Лето фестивальное. Грезы о будущем». 2020 г.

Лист № 3. Бумага, графитный карандаш

Рязанова С.В. Старое Ляхово близ Нижнего. Задворки. 2010 г.

Бумага, сепия

Рязанова С.В. Большекозинский пруд. 2012 г.

Бумага, акварель

ч"»

V

Рязанова С.В. Петропавловская крепость. 2011 г.

Бумага, пастель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.