ИСКУССТВОЗНАНИЕ
УДК 7.036+76.03 DOI: 10.36945/2658-3852-2021-1-33-46
С. С. Акимов
ТВОРЧЕСТВО С. В. РЯЗАНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НИЖЕГОРОДСКОГО ИСКУССТВА
Современное изобразительное искусство Нижегородской области представляет собой весьма пеструю картину. Нижегородское отделение Союза художников России, созданное в 1933 г., остается одним из наиболее многочисленных в стране. Его членами состоят живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного, народного и церковного искусства, искусствоведы. Весной 2018 г. при отделении была создана молодежная секция, членами которой на момент основания стали 13 человек. Подобное объединение существовало при региональной организации Союза в советское время, и его возрождение можно оценить как важное и прогрессивное начинание в культурной жизни города и области. Рядом с реалистическими традициями, пережившими расцвет в советское время и сохраняющими приоритет сейчас, развиваются различные нереалистические практики. Ежегодно проходят областные выставки «Осенний вернисаж», объединяющие художников разных поколений и творческих интересов из областного центра и городов региона и дающие показательный срез нижегородского искусства.
Вместе с тем в художественной жизни области можно отметить целый ряд негативных тенденций. Как показывают экспозиции «Осенних вернисажей» последних лет, все меньше авторов стремится к созданию глубоко содержательных тематических композиций, большинство художников останавливается на уровне этюдных работ. По сравнению с советским периодом можно говорить и об определенной утрате высокого профессионального мастерства. В городе действует одно из старейших в стране художественных училищ, но отсутствует высшее художественное образование с фундаментальной академической подготовкой, и предлагаемые вузами специальности по дизайну и декоративно-прикладному искусству не способны восполнить эту лакуну. Наиболее талантливые выпускники училища, продолжив образование в московских и петербургских вузах, не
© Акимов С. С., 2021.
возвращаются в регион, где нет условий для успешной профессиональной реализации. В городе и области давно не существует полноценной художественной критики: искусствоведы в большинстве пассивны или не имеют возможности действенно влиять на творческий процесс, а СМИ кратко освещают лишь немногие, наиболее громкие, мероприятия. Исключение составляет только деятельность супругов Натальи и Сергея Квач, которые за последние семь лет издали целый ряд книг, посвященных нижегородским художникам и мастерам народных промыслов, включая два справочника об областной организации Союза художников. Из газет лишь «Репортер и время» (главный редактор А. В. Былкин) в городе Дзержинске регулярно публикует подробные очерки о местных художниках.
Светлана Валерьевна Рязанова (род. в 1969 г.) - художник-график, искусствовед, член Союза художников с 2019 г., преподаватель Нижегородского художественного училища, где она ведет курсы по истории искусства и мировой культуры. Ее имя хорошо известно в профессиональных кругах, но пока еще сравнительно мало знакомо широкой аудитории любителей искусства. Светлана Валерьевна - человек насколько талантливый, настолько же и скромный, не стремящийся к коммерческому успеху. Долгое время ее графика демонстрировалась лишь на коллективных выставках, в том числе за пределами Нижнего Новгорода. Ее произведения были представлены на такой масштабной и престижной выставке, как всероссийская триеннале рисунка в Томском областном художественном музее. В 2019 и 2020 гг. в Нижнем Новгороде состоялись две персональные экспозиции Рязановой: сначала в Школе искусств и ремесел им. А. С. Пушкина «Изограф», затем в Государственном литературно-мемориальном музее Н. А. Добролюбова. Если первую из них увидели немногие: ученики и гости школы, коллеги-художники, краеведы, то вторая открыла имя художницы для зрителей. Наряду с завершенными произведениями в музее демонстрировались и подготовительные материалы к ним, позволившие приоткрыть процесс рождения замысла, превращения натурного материала в художественный образ.
Выставки Светланы Рязановой - не просто возможность познакомиться с талантливым и самобытным мастером. Для профессиональной аудитории это приглашение к важному разговору о художественном мастерстве, о природе графики как вида искусства, о том, как быть самим собой, невзирая на моду.
По характеру творческого метода и эстетическим установкам С. В. Рязанову можно назвать ярким представителем академической традиции, которую она обогатила современной тематикой и новыми выразительными решениями. В этом смысле значение ее графики перерастает региональные рамки. Произведения художницы дают массу материала для размышлений о судьбе академической традиции в настоящее время. Вопросы о том, как трансформировался академизм в ХХ столетии и применимо ли это понятие к современному искусству,
время от времени актуализируются в искусствоведческой среде, привлекая внимание, прежде всего, тех специалистов, кто связан с академическим художественным образованием [Академии художеств..., 2007]. При этом границы и содержание понятия «современное академическое искусство» остаются, на наш взгляд, размытыми. Петербургский искусствовед Светлана Грачева, много пишущая о текущей художественной жизни своего города и недавно ставшая автором большой и не имеющей аналогов монографии о современных мастерах-академистах Санкт-Петербурга [Грачева, 2019], объединяет этим понятием очень разнородные явления. Нередко она относит к академистам художников, в чьем творчестве определяющую роль играют ретроспективно-стилизаторские тенденции, постмодернистское комбинирование цитат из наследия прошлого [Грачева, 2016]. Подчас складывается впечатление, что единственным объединяющим моментом для современных художников-академистов выступает образование, полученное ими в Институте им. И. Е. Репина - прямом наследнике Императорской Академии художеств. Думается, анализ творчества мастеров из разных регионов страны мог бы способствовать уточнению пределов и содержания понятия «современное академическое искусство».
С. В. Рязанова родилась и живет в поселке Большое Козино близ Нижнего Новгорода, в Балахнинском районе Нижегородской области. Эти места имеют давнее прошлое и живописно расположены в Волжской пойме. Достопримечательностью поселка является Михайло-Архангельская церковь, освященная в 1807 г., перестроенная в самом конце XIX в. и в настоящее время вновь ставшая действующей. Архитектура храма сочетает строгие формы классицизма с элементами древнерусского зодчества и барокко, что не редкость для провинциального церковного зодчества. Восстанавливаемая церковь стала «героем» одной из сравнительно ранних работ художницы - выполненного сепией листа «Возродим былое» (1999). Здесь уже вполне сложилась специфика индивидуальной манеры автора, отдающего предпочтение тональному рисунку и стремящегося при узнаваемости конкретного мотива сделать пейзажный образ более сложным, чем простое воспроизведение натуры.
В 1998 г. С. В. Рязанова окончила Нижегородское художественное училище, где ее наставником был известный мастер и опытный педагог Ю. М. Буров. В качестве выпускной работы она защитила серию иллюстраций к роману Валентина Костылева «Питирим»: интерес к истории и литературе сопутствует художнице с юности. Обстоятельства помешали продолжить образование на факультете графики, но в 2004 г. Рязанова окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 2019 г. является членом Союза художников России. Собственное творчество, научные исследования и преподавание в художественном училище - таковы три стороны
профессиональной деятельности Светланы Валерьевны. В качестве приглашенного преподавателя она читала лекции по отечественному искусству студентам Нижегородского государственного лингвистического университета, обучавшимся по направлению «Теория и история искусств» (к сожалению, пять лет назад оно прекратило существование). Как педагог она накопила ценный методический арсенал и охотно делится своим опытом с коллегами на конференциях по методике преподавания истории искусств, регулярно проводимых в Нижнем Новгороде школой искусств и ремесел «Изограф».
Рязанова-искусствовед специализируется на истории отечественной художественной культуры и вопросам эстетики. Целый ряд ее научных публикаций посвящен творчеству Михаила Врубеля, которым она увлеклась, еще будучи студенткой. В последние годы С. Рязанова занимается сложной теоретической проблематикой, связанной с категориями пространства и времени в художественном творчестве. Тематика ее исследований не имеет аналогов в нижегородском искусствоведении. Нижний Новгород никогда не был крупным центром науки об искусстве, и труды местных авторов посвящены по преимуществу региональному художественному наследию: народным промыслам (они изучены наиболее полно), Арзамасской школе живописи А. В. Ступина, творчеству мастеров советского периода и современных художников, а также коллекциям Нижегородского художественного музея [Акимов, 2018, с. 97-114]. С. В. Рязанова выступает как продолжательница ленинградской-петербургской искусствоведческой традиции, сочетающей музейно-знаточеское внимание к каждому произведению с интересом к вопросам теории и эстетики.
Графика Светланы Рязановой - явление уникальное для современного нижегородского искусства. Пожалуй, это единственный в регионе художник, для кого рисунок является не вспомогательным средством, а главной сферой творчества. При этом она предпочитает именно тональный, лишенный цвета рисунок. Любимыми ее техниками являются сепия, дающая спокойный и насыщенный коричневый тон и позволяющая добиться тонких переходов от света к тени, и графитный карандаш, который в руках художницы приобретает, кажется, бесконечные выразительные возможности. Крупные пейзажные листы, сделанные карандашом, полны воздуха, простора, света. Пишет Светлана Валерьевна и акварелью, но это по преимуществу небольшие натурные этюды.
В интервью на вопрос, почему она отдает предпочтение тональному рисунку, а не каким-либо иным видам графики, художница ответила: «Тоже непростой вопрос. Так получилось еще в студенческие мои годы. Мне всегда хотелось не просто работать с натуры, а создавать композиции. <...> Графика, как мне кажется, лучше, нежели живопись, тренирует композиционное мышление, воображение. Здесь отсутствует цвет, и композиционным приемам волей-неволей необходимо уделять первостепенное внимание. Конечно, это мое субъективное мнение,
но подобные мысли мне приходилось слышать и от других художников. Живописью я тоже занимаюсь, но это в основном натурные этюды. У меня часто бывает так, что замысел идет от живописного этюда к графической композиции. Для большинства художников наоборот: рисунок - средство для подготовительной работы к живописному полотну. А у меня бывает именно так, что сначала живопись с натуры и затем трансформация натурного мотива в завершенный графический образ» [Акимов, 2020].
Вторая особенность творчества Рязановой - устойчивый интерес к историческим и литературным сюжетам. Ею созданы серия иллюстраций к «Дубровскому» Пушкина (2000), листы на тему Великой Отечественной войны («В блиндаже», 2008; «На переднем крае», 2010), композиции, посвященные Смутному времени и образу Козьмы Минина (2003). В них художница выступает как продолжатель лучших академических традиций, что выражается в ясном прочтении сюжета, четком построении пространства и взаимодействия между персонажами, во внешней сдержанности образа, за которой нередко чувствуется эмоциональная глубина и напряженность. Рязанова единственная среди нижегородских графиков проявляет столь устойчивый интерес к тематической композиции.
С. В. Рязанова принадлежит к тем мастерам, кто умеет видеть по-настоящему значительное в обыденном. Ее пейзажи, сохраняя свежесть этюда, зачастую перерастают задачу изображения конкретного ландшафта. В карандашном рисунке «Забытый погост» (2013) огромная масса деревьев, срезанная верхним краем листа, и старинная кладбищенская ограда воспринимаются как сопоставление вечной природы и уже тронутого разрушением создания человеческих рук, рождая невольные размышления о беге времени. Натурное впечатление превращается в изобразительную элегию с настроением созерцательности и покоя.
Глубоко драматичный образ создан в рисунке «Перед грозой. Село Ляхово близ Нижнего» (2015, карандаш), выделяющимся напряженным контрастом света и тени. Изображено находящееся недалеко от Большого Козина село, в центре которого сохранился уникальный инженерный объект - пожарная вышка, созданная по проекту знаменитого конструктора В. Шухова с применением изобретенных им металлических конструкций. Тяжелое темное небо низко нависло над землей, пробивающийся из-за туч яркий солнечный свет готов погаснуть в следующее мгновение, природа наполнена ожиданием бури, предчувствием чего-то трагического. В образном строе произведения отразилось настроение автора, пережившего тогда тяжелую болезнь. Вместе с тем здесь нет ничего произвольно-субъективного и нарочитого, экспрессия и реалистическая конкретность не мешают друг другу.
Самый простой мотив - ветхие деревянные здания, высокие травы, покосившийся забор - таит для художницы многообразные пластические решения. В серии 2010 г. из трех листов сепией изображен тот же центр села Ляхова с
заброшенным пожарным депо и шуховской каланчой. Автор по-разному обыгрывает пространство, то максимально приближая постройки к переднему плану и делая композицию фрагментарной («На главной улице села»), то помещая на первом плане густые травы, почти скрывающие строения («Травы»).
Искусство Светланы Рязановой сдержанное, чуждое бьющих в глаза эффектов и нарочитых формальных экспериментов. Ей присуще в лучшем смысле этого слова академическое мышление, проявляющееся в ясно прочитывающемся действии сюжетного произведения или четко разворачивающихся пространственных планах пейзажа. В ее рисунках нет повышенной композиционной динамики и бурной жестикуляции персонажей, однако за внешней строгостью нередко ощутим внутренний драматизм образа. Так, среди иллюстраций к «Дубровскому» особенно удачным представляется «Урок музыки»: две фигуры спокойны и выделяются четкими силуэтами на фоне залитого светом окна; действие здесь сведено к минимуму, зато эмоциональная атмосфера ощущается почти физически, становясь главным содержанием произведения. Также и в листе «На переднем крае» не показано само сражение, но фигуры и зимний пейзаж с низко надвинувшимся небом выражают ожидание приближающегося грозного и решительного момента. Это произведение посвящено уроженцу Большого Козина, полководцу-авиатору, дважды Герою Советского Союза В. Г. Рязанову, в годы войны и позже командовавшему различными соединениями военно-воздушных сил. Военачальник показан в момент управления воздушным боем по радиосвязи.
К числу самых интересных экспонатов «Осеннего вернисажа» 2020 г. принадлежала серия из трех карандашных рисунков Светланы Рязановой на тему проходившего несколько лет назад в окрестностях Нижнего Новгорода фестиваля электронной музыки. Два из них являются авторскими повторениями, оригиналы же находятся в собрании Томского художественного музея. Как и в прежние годы, на «Осеннем вернисаже» преобладали работы этюдного характера, а если художники и обращались к сюжетным композициям, то результаты у многих получались скорее ученическими, почти дилетантскими, чем по-настоящему творческими. Поэтому в таком контексте особенно ярко выделяются произведения тех авторов, кто ставит перед собой задачи более сложные, чем простое воспроизведение натуры или создание «рассказа в картинках». Светлана Валерьевна разбирается в музыке профессионально, получив соответствующее образование и уже затем поступив в художественное училище, что помогло ей найти оптимальные выразительные средства для создания образа. Серия имеет подзаголовок «Грезы о будущем», и действительно, изображения выглядят одновременно и вполне конкретно - поле, декорации, люди, и почти фантастически. Пространство фестиваля предстает как какой-то особый мир полуреальности-полувидения, а техника карандаша с его приглушенным серебристо-стальным отливом подчеркивает это ощущение.
Безусловно, хорошее знание и тонкое чувствование музыки обогатило дополнительными оттенками изобразительное творчество художницы. Из интервью Рязановой: «Законы творчества во всех видах искусства если не одинаковы, то очень схожи. Везде - композиционные закономерности, ритм, эмоции. <...> Правда, в музыке сильнее, чем в изобразительном творчестве, проявляется рациональное начало, там невозможно обойтись без строгого математического расчета. Это, я считаю, самое совершенное из искусств. Музыка часто служит для меня источником вдохновения» [Акимов, 2020].
Для того чтобы отчетливее обозначить место С. В. Рязановой в художественной жизни города и региона, обратимся к краткой характеристике современной нижегородской графики. Основная доля в ней принадлежит акварели; многие мастера сделали ее своей главной специализацией. Их творчество демонстрирует широкий диапазон образных решений и технических приемов, где акварель служит для решения как графических, так и живописных задач. Многие авторы относятся к акварели именно как к живописному материалу. Широкими текучими заливками пишет Н. В. Еряшкин, во многих произведениях которого разворачивается целая стихия цвета, подчиненная при этом строго продуманной логике. Внимание к подробностям, четкий детализированный рисунок свойственны акварелям В. Н. Величко, с 1997 г. по настоящее время возглавляющего Нижегородское отделение Союза художников. Его работы нередко словно соперничают с масляной живописью по размерам, степени завершенности, пониманию пространства и формы. Мастером лирического пейзажа является В. И. Хазов, чьей главной темой многие годы остается его малая родина - село Большое Болдино и окрестности.
Графический подход к акварели демонстрируют Е. М. Грачева и А. А. Те-рентьев. Е. М. Грачева часто прибегает к стилизации, создавая изысканные, отмеченные лирическим настроением образы, где условность сочетается с точностью деталей. В городских пейзажах А. А. Терентьева пространство словно окутано мягкой, полупрозрачной дымкой, а формы зданий намечены тонкими линиями. Своеобразное пограничное положение между живописью и графикой занимают пейзажи Ю. Н. Макаренкова, исполненные многослойно, мелкими, почти штриховыми мазочками, сохраняющие при этом целостность впечатления и отличающиеся едва ли не фотографической степенью иллюзорности.
Среди нижегородских художников есть несколько интересных мастеров печатной графики, предпочитающих различные способы гравирования на металле. В офортах П. К. Рыбакова «главными героями» являются уголки исторической части Нижнего Новгорода. Классическую технику офорта он часто комбинирует с другими способами травления, добиваясь своеобразных эффектов живописности тональных пятен при сохранении сугубо графической точности и изысканности линии, ясности силуэтов, лаконичности художественного языка. Тонкость
исполнения и лирическое настроение присущи эстампам К. П. Еськовой (мягкий лак, меццо-тинто, сухая игла), зачастую имеющим почти миниатюрные размеры. Ей также принадлежит ряд утонченных перовых рисунков. В редко встречающейся сейчас технике резцовой гравюры многие годы работал И. К. Логинов. Все трое мастеров принадлежат к старшему поколению, у молодых же нижегородских художников искусство гравюры не пользуется популярностью.
Что касается тонального рисунка, у всех современных нижегородских художников он играет вспомогательную роль, завершенные станковые листы создаются ими редко. Очень показательно в этом отношении творчество И. И. Есь-кова, на протяжении полувека остающегося активным участником культурной жизни города и области. Ему свойственно графическое мышление, он работал и работает в самых разных видах и техниках рисунка - от беглого наброска тем, что было под рукой, до тщательно проработанных листов пером и тушью, но в выставках участвует, прежде всего, как живописец [Акимов, 2017]. Картинам И. И. Еськова присуще явно выраженное графическое начало, сдержанность цвета, внимание к контурам и конструкции формы. Однако рисунок как вид искусства для него все же оттеснен живописью на второй план. То же самое можно сказать и о других художниках, поэтому неизменная, начиная со студенческих лет, приверженность С. В. Рязановой тональному рисунку выглядит на этом фоне очень неординарно.
Лучшие рисунки Светланы Рязановой отмечены благородством образного строя и безупречным вкусом. Искусствоведческие изыскания дали ей возможность свободно ориентироваться в культурном пространстве прошлого и современности, но не привели к подражаниям и заимствованиям в собственных работах. Наоборот: знание мирового искусства помогло обрести творческую индивидуальность и оставаться на высоте профессиональной культуры, не следуя моде, не стремясь к показной новизне.
В чем же заключается специфика современного академического искусства и какие его черты находят проявление в творчестве нижегородской художницы? Для ответа на этот вопрос необходимо, как нам кажется, провести разграничение понятий «академизм» и «академическая традиция». Первый следует рассматривать как исторически конкретное и завершившее свой путь явление, вторая же сформировалась уже после того, как академизм закончил свое существование в качестве особого художественного направления, и продолжает развиваться сейчас, поддерживаемая отечественной системой художественного образования. Можно сказать, что академическая традиция - наследница академизма в новых социокультурных условиях, изменивших содержание и формы художественного выражения.
Академизм представляет собой творческую концепцию, сложившуюся на рубеже XVI-XVII вв. в деятельности болонской Academia degli Incamminati и
получившую в дальнейшем общеевропейское распространение и солидную теоретическую базу. В самом общем виде академизм можно определить как стремление утвердить и распространить высокий идеал красоты и гармонии, обретенный в античности и Высоком Возрождении, при этом изучение натуры выступает как обязательный, но все же предварительный шаг в создании образа. Можно согласиться с видным знатоком итальянского искусства М. И. Свидерской, говорящей о цивилизаторской роли академизма - в смысле закрепления и трансляции норм вкуса и метода творческой работы. Получив в практике европейских академий разнообразные модификации, потому что - еще раз присоединимся к М. И. Свидерской - он не является категорией стиля, академизм исчерпал свой потенциал в середине - второй половине XIX в. Не случайно наиболее яркие тенденции художественной жизни той эпохи, будь то реализм Курбе или передвижников, импрессионизм и последующие течения, носили выраженную с разной степенью, но все же отчетливую, антиакадемическую направленность. Сам же академизм срастается с салонным искусством и прочими явлениями художественной моды. Однако на смену ему в ХХ столетии пришла академическая традиция, закрепленная в системе художественного образования.
Она унаследовала от академизма не расхожие клише и сюжетный репертуар, непригодные для XIX-XX вв., но стремление к созданию «серьезного», этически значимого образа на основе развитого композиционного мышления, а не прямого отображения натуры. В упомянутой выше монографии С. М. Грачева предлагает своего рода формулу: «Современный академизм представляет собой уникальный сплав классицистического понимания задач искусства, реалистических традиций и влияния постмодернистской эстетики» [Грачева, 2019, с. 8]. К числу сущностных особенностей современного академизма исследовательница относит развитое композиционное мышление и стремление к созданию завершенных картинных образов, традиционно высокое мастерство рисунка, опору на гуманистические ценности, «реалистически правдивое, но несколько идеализированное и возвышенное отражение действительности» [Грачева, 2019, с. 96]. Она пользуется термином «академизм», на наш взгляд, во избежание путаницы предпочтительнее говорить об академической традиции. Эта традиция пережила эксперименты в области художественного образования первого советского десятилетия, обогатилась новациями ХХ в. в области формы и сохранила свое «ядро», ориентированное на содержательную глубину образа, повышенное внимание к вопросам композиции, поддержание высокой культуры технического мастерства. Все эти качества присущи графике Светланы Рязановой.
Следует также провести границу между академической традицией и постмодернистской эстетикой. Последняя активно вторгается в творчество художников-академистов, порождая подчас произведения ретроспективно-стилизаторского характера, с прямым заимствованием мотивов и живописных приемов прошлого.
(Таковы, например, работы некоторых петербургских художников [Грачева, 2016]). Эта тенденция заслуживает отдельного осмысления. Здесь же подчеркнем, что С. В. Рязанова счастливо избежала подобных моментов. В ее произведениях пространство и время, преломляясь сквозь мировоззрение мастера, наполняются энергией глубоко личного переживания и осмысления, становятся сгустками смыслов, выраженных в концентрированном визуальном высказывании.
Библиография
Академии художеств: вчера, сегодня, завтра : материалы международной конференции-коллоквиума, 24-25 апреля 2006 г. - Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2007. - 162 с.
Акимов, С. С. Выставки нижегородских художников. Нижний Новгород, апрель 2019 г. // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - № 2. - С. 83-85.
Акимов, С. Знакомьтесь: художник Рязанова // Репортер и время. - 2020. -№ 10 (1043), 12 марта. - С. 15.
Акимов, С. С. Из истории отечественного искусствоведения. Очерки и рецензии. - Москва, 2018. - 192 с.
Акимов, С. Рисунок, офорт, акварель. О графике Ивана Еськова // Репортер и время. - 2017. - № 8 (888), 2 марта. - С. 14.
Вехи творческой жизни. Нижегородские художники. 1933-2018 : К 85-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»: информационно-справочное иллюстрированное издание / авт. вст. ст. Н. В. Квач.; сост. Н. В. Квач, С. И. Квач. -Нижний Новгород : ИП Квач С.И., 2018. - 459 с., ил.
Грачева, С. М. Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - Санкт-Петербург, 2016. - Вып. 6. - С. 706-714.
Грачева, С. М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. - Москва : БуксМАрт, 2019. -368 с., ил.
Свидерская, М. И. Цивилизаторская природа академизма // Свидер-ская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII -XIX веков. - Москва : ГАЛАРТ, 2010. - С. 317-334.
Творчество нижегородских художников во времени и пространстве : К 80-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»: альбом-справочник / авт. статей Н. В. Квач.; сост. Н. В. Квач, С. И. Квач, В. В. Петрухин. - Нижний Новгород : Литера, 2013. - 244 с., ил.
Рязанова С.В. На переднем крае. 2010 г. Бумага, сепия
Рязанова С.В. Урок музыки. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 2000 г. Бумага, сепия
Рязанова С.В. Серия «Лето фестивальное. Грезы о будущем». 2020 г.
Лист № 3. Бумага, графитный карандаш
Рязанова С.В. Старое Ляхово близ Нижнего. Задворки. 2010 г.
Бумага, сепия
Рязанова С.В. Большекозинский пруд. 2012 г.
Бумага, акварель
ч"»
V
Рязанова С.В. Петропавловская крепость. 2011 г.
Бумага, пастель