Научная статья на тему 'Выставки нижегородских художников. Нижний Новгород, апрель 2019 г'

Выставки нижегородских художников. Нижний Новгород, апрель 2019 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставки нижегородских художников. Нижний Новгород, апрель 2019 г»

С.С. Акимов

выставки нижегородских художников*

Нижний Новгород, апрель 2019 г.

83

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: ss.akimov@mail.ru

Нижегородское областное отделение Союза художников России, отметившее в прошлом году 85-летие со дня основания, является одним из крупнейших в составе этой всероссийской творческой организации. Наряду с живописцами, графиками и скульпторами оно объединяет многочисленных мастеров церковного, народного и декоративно-прикладного искусства, а также искусствоведов. Существуют все предпосылки для того, чтобы художественная жизнь региона была наполнена яркими и запоминающимися событиями, однако на практике дела обстоят не столь безоблачно. В городе и области давно уже отсутствует полноценная художественная критика: искусствоведы в большинстве пассивны или не имеют возможности действенно влиять на творческий процесс. СМИ кратко освещают лишь немногие, наиболее громкие, мероприятия (например, газета «Репортер и время», г. Дзержинск).

Можно также отметить деятельность Н.В. и С.И. Квачей, которые за последние пять лет издали целый ряд книг, посвященных нижегородским художникам и мастерам народных промыслов.

В данной заметке мы попытаемся восполнить пробел и расскажем о двух недавно состоявшихся в Нижнем Новгороде экспозициях, отметивших новые явления в искусстве региона.

Персональная выставка С.В. Рязановой

4 апреля в Школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» открылась выставка графических произведений Светланы Рязановой - преподавателя Нижегородского художественного училища. Небольшая по количеству представленных работ, экспозиция все же получилась насыщенной и разнообразной, тем более что зрители впервые смогли познакомиться с творчеством художницы в таком объеме.

Светлана Валерьевна - человек насколько талантливый, настолько же и скромный. Прежде ее графика демонстрировалась лишь на коллективных выставках, в том числе за пределами Нижнего Новгорода, при этом ее, внешне неброские, рисунки не терялись

* Иллюстрации к статье - см. 4-ю страницу обложки.

рядом с более эффектными и внушительными по размерам экспонатами. Выставка в «Изографе» для художницы стала первой персональной, и без преувеличения можно утверждать, что в культурной жизни города появилось еще одно яркое имя.

С.В. Рязанова соединила в своем лице дарование незаурядного рисовальщика, научные занятия профессионального искусствоведа и преподавательскую деятельность. В 1998 году она окончила Нижегородское художественное училище, где ее наставником был известный мастер и опытный педагог Ю.М. Буров. В качестве выпускной работы защитила серию иллюстраций к роману Валентина Костылева «Питирим»: интерес к истории и литературе характерен художнице с юности. Через шесть лет С.В. Рязанова окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Тогда же началось ее увлечение творчеством Михаила Врубеля, которому в дальнейшем исследовательница посвятила целый ряд научных публикаций. В последнее время она разрабатывает сложный круг теоретических проблем, связанных со спецификой видов искусства, категориями пространства и времени в художественном произведении.

Экспозиция в «Изографе» включила 24 листа, выполненных в различных техниках рисунка: сепия, акварель, пастель, графитный карандаш. Самая ранняя из представленных работ - «Возродим былое» - датируется 1999 г. Перед зрителем разворачивается творческая эволюция автора на протяжении без малого двадцати лет. Здесь и иллюстрации к пушкинскому «Дубровскому» (2000), и эскизы на тему Смутного времени и воззвания Минина к нижегородцам (2003), и образы Великой Отечественной войны («В блиндаже», 2008; «На переднем крае», 2010). Рязанова, пожалуй, единственная среди нижегородских графиков проявляет столь устойчивый интерес к тематической композиции. Привлекает ее и жанр пейзажа, где одним из главных «героев» является родной для художницы поселок Большое Козино Балахнинского района с его старинным храмом, прудом, волжской поймой.

Особенно часто С.В. Рязанова обращается к технике сепии, позволяющей добиться богатых и тонких тональных переходов и густых теней, сочетать работу живописным пятном и линией, подчеркнуть, когда нужно, мелкие детали. Всем привычный графитный карандаш в руках художницы раскрывает свои широкие выразительные возможности в крупных по размеру и тщательно завершенных работах, среди которых напряженным контрастом света и тени выделяется лист «Перед грозой. Село Ляхово близ Нижнего» (2015).

Искусство Светланы Рязановой - сдержанное, чуждое бьющих в глаза эффектов и нарочитых формальных экспериментов. Ей присуще в лучшем смысле этого слова академическое мышление, проявляющееся в ясно прочитывающемся действии сюжетного произведения или четко разворачивающихся пространственных планах пейзажа. В ее рисунках нет повышенной композиционной динамики и бурной жестикуляции персонажей, однако за внешней строгостью нередко ощутим внутренний драматизм образа. Так, среди иллюстраций к «Дубровскому» особенно удачным представляется «Урок музыки»: две фигуры спокойны и выделяются четкими силуэтами на фоне залитого светом окна; действие здесь сведено к минимуму, зато эмоциональная атмосфера ощущается почти физически, становясь главным содержанием произведения. В листе «На переднем крае» не показано сражения, но фигуры и зимний пейзаж с низко надвинувшимся небом выражают ожидание приближающегося грозного и решительного момента. Здесь изображен известный военачальник-авиатор В.Г. Рязанов, руководящий с земли по радио воздушным боем; дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации является уроженцем Большого Козина.

С.В. Рязанова принадлежит к тем мастерам, кто умеет видеть по-настоящему значительное в обыденном. Ее пейзажи, сохраняя свежесть этюда, зачастую перерастают задачу изображения конкретного ландшафта. В карандашном рисунке «Забытый погост» (2013) огромная масса деревьев, срезанная верхним краем листа, и старинная кладбищенская ограда воспринимаются как сопоставление вечной природы и уже тронутого разрушением создания человеческих рук, рождая невольные размышления о беге времени. Натурное впечатление превращается в изобразительную элегию с настроением созерцательности и покоя.

Самый простой мотив - ветхие деревянные здания, высокие травы, покосившийся забор - таит многообразные пластические

решения. В серии 2010 года из трех листов сепией изображен центр села Ляхова с заброшенным пожарным депо и каланчой, сооруженной по проекту знаменитого инженера В. Шухова в форме рациональной и изящной металлической конструкции. Автор по-разному обыгрывает пространство, то делая композицию продуманно фрагментарной («На главной улице села»), то помещая на первом плане густые травы, почти скрывающие строения («Травы»).

Лучшие рисунки Светланы Рязановой отмечены удивительным благородством образного строя и безупречным вкусом. Искусствоведческие изыскания дали ей возможность свободно ориентироваться в культурном пространстве прошлого и современности, но не привели к подражаниям и заимствованиям в собственных работах. Думается, наоборот: знание мирового искусства помогло обрести творческую индивидуальность и оставаться на высоте профессиональной культуры, не следуя моде, не стремясь к показной новизне. И хочется от души пожелать, чтобы как можно скорее графика этого замечательного мастера обрела ценителей не только среди коллег-художников и немногих знатоков, но и всех интересующихся искусством.

Дебют молодых художников

Весной 2018 года при Нижегородском областном отделении Союза художников России была создана молодежная секция, членами которой на момент основания стали 13 человек. Подобное объединение существовало при региональной организации Союза в советское время и его возрождение можно оценить как важное и прогрессивное начинание в культурной жизни города и области. 10 апреля 2019 г. в Нижегородском художественном училище открылась вторая коллективная выставка секции.

Куратором выставки в НХУ выступила известная художница Наталья Панкова. Название экспозиции - «Мы» - настраивает на знакомство с группой единомышленников, обладающих общими творческими целями, но перед посетителем развернется весьма пестрое зрелище. Отчасти это хорошо, потому что каждый из молодых художников старается идти в искусстве своим путем. Однако у некоторых из них желание быть ни на кого не похожим выливается пока не в обретение индивидуальности, а в нарочитое ори-гинальничание, пренебрежение законами мастерства. Чтобы правильно оценить экспозицию, нужно учесть два обстоятельства. Во-первых, свои произведения представили не все члены секции. Во-вторых, просмотра экспонатов каким-либо жюри, как это обыч-

но происходит на выставках Союза художников, не было, и авторы отбирали работы самостоятельно. Во всяком случае, выставка дает повод задуматься о том, каким будет завтрашний день нижегородского изобразительного искусства.

Самыми незаурядными экспонатами по праву следует назвать пастели Анны Лаге-ды. Свобода и экспрессия манеры, насыщенность цвета, умело использованная недосказанность сочетаются в ее произведениях с прочной опорой на реалистические традиции. Пастель - материал, который можно применять для решения и графических, и живописных задач. В серии портретных зарисовок линии, штрихи и пятна обобщенно моделируют лицо и фигуру; иногда художнице достаточно буквально одного движения руки, чтобы наметить форму. При этом все образы получились живыми, естественными, динамичными. Большие листы из цикла «В парке» выполнены пастелью поверх предварительной акварельной подготовки и тонко передают сложные эффекты освещения и состояния воздушной среды.

Натурные пейзажи в технике масляной живописи представила Елена Кропотова. Они просты по мотивам - заснеженный деревенский двор, яркое зимнее солнце, цветущий луг - и обладают непосредственной свежестью этюда. Художница регулярно пишет на пленэре, добиваясь в своих работах в первую очередь колористической гармонии. Часто обращается она и к жанру натюрморта. Представленный на выставке совсем недавно написанный «Фиолетовый натюрморт» (гуашь) привлекает внимание звучным аккордом контрастно сопоставленных цветов. Постоянная работа с натуры, ясное осознание стоящих перед ней творческих задач, умение решить композицию на современную тему (ее дипломная картина по окончанию училища была посвящена строительству нового моста через Волгу) позволяют предполагать за Е. Кропотовой достойное профессиональное будущее.

Юлия Ерофеева показала ряд эскизов костюмов по мотивам классической европейской литературы и два изящно сделанных пейзажных этюда; Юлия Набойкина - серию иллюстраций к «Черной курице» А. Погорельского. В центре зала на столах

(к сожалению, для экспонирования декоративно-прикладного искусства помещение не оборудовано) заняла свое место керамика Анастасии Герасиной и Елены Захаровой.

Пожалуй, взгляд зрителя, только что вошедшего на выставку, первыми выделит броские работы Ильи Спиченкова. Количеством, размерами и кричаще резкими красками они цепляют глаз. Однако броскость еще не означает художественного качества. Илья выработал манеру, претендующую на остро современный, актуальный характер, в действительности же маскирующую отсутствие у автора профессиональной культуры: художник пытается перенести в станковое искусство приемы стрит-арта, и результат такого «эксперимента» весьма сомнителен. Например, в серии зарисовок «Прогулка по городу» и в крупных живописных видах Нижнего Новгорода пространство скомкано, здания и природные мотивы словно кривляются и гримасничают.

На злободневность тематики и ее визуального воплощения претендуют также работы Никиты Арта. В целой серии он изображает суетящихся возле всяческого мусора воробьев, что, по мнению автора, должно олицетворять современное общество с его потребительским отношением к жизни и бестолковой суетой. Правда, без соответствующего комментария трудно догадаться об этом смысле. Что же касается манеры исполнения, то для живописного произведения она слишком плакатна, а для плаката, наоборот, недостаточно лаконична и выразительна.

Разумеется, по одной выставке невозможно судить о творчестве молодых нижегородских живописцев и графиков в целом. Секция делает лишь свои первые шаги. Вряд ли кто станет спорить с тем, насколько важны для начинающего художника интерес зрителей, поддержка со стороны старших коллег, компетентный совет опытного мастера и искусствоведа. Будем надеяться, что деятельность секции не ограничится только разовыми мероприятиями; самому же коллективу пожелаем как можно скорее стать подлинным содружеством, среди которого царят уважение к творческой индивидуальности каждого члена, состязательный дух и взаимовыручка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.