Научная статья на тему 'Творчество педагога как основной способ осуществления инновационных процессов в школе'

Творчество педагога как основной способ осуществления инновационных процессов в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ / ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕНИК / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ / PEDAGOGICAL CREATIVITY / CREATIVE TEACHER / CREATIVE STUDENT / DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давудов А. Д.

Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности учителя высокая общая культура. Это понятие многогранно: оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY OF THE TEACHER AS THE BASIC METHOD OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN SCHOOL

A necessary condition for pedagogical creativity is competence. An obligatory condition for the successful activity of the teacher is a high general culture. This concept is multifaceted: it includes developed intellect, versatility of interests, erudition, social activity, modesty and tact, sense of proportion, ability to communicate, work in a team, goodwill, optimism, sense of humor and much more.

Текст научной работы на тему «Творчество педагога как основной способ осуществления инновационных процессов в школе»

ПРОБЛЕМЫ. СУЖДЕНИЯ. АРГУМЕНТЫ.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ

Давудов А. Д.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности учителя - высокая общая культура. Это понятие многогранно: оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творческий учитель, творческий ученик, развитие творческого потенциала школьников.

THE CREATIVITY OF THE TEACHER AS THE BASIC METHOD OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN SCHOOL

Davudov A. D.

PEI HE «Socio-pedagogical institute»

Abstract. A necessary condition for pedagogical creativity is competence. An obligatory condition for the successful activity of the teacher is a high general culture. This concept is multifaceted: it includes developed intellect, versatility of interests, erudition, social activity, modesty and tact, sense of proportion, ability to communicate, work in a team, goodwill, optimism, sense of humor and much more.

Keywords: pedagogical creativity, creative teacher, creative student, development of creative potential of schoolchildren.

Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение (формирование и воспитание) человека, который всегда неповторим, уникален.

В педагогике следует различать практическую деятельность и научное творчество, которое предполагает прежде всего открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высоко эффективных теорий и методик, позволяющих решать задачи современной школы, прогнозирование тенденций ее развития. Творчество в практической деятельности учителя-воспитателя настолько разнообразно, что необходимо говорить о возможных аспектах его проявления, об уровнях творчества. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться: -в нестандартных подходах к решению проблем;

-в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний;

-в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; -в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами;

-в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы;

-в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия и т.д.

Разумеется, все это не рядоположенные, а взаимосвязанные, пересекающиеся проявления творчества.

Творчество учителя может проявляться в самых различных сторонах учебного процесса. Но есть одна черта, которая присуща всем творчески работающим учителям - стремление сделать свой предмет интересным для школьников. Учитель, столкнувшийся с нежеланием детей учиться, нередко, в первую очередь, думает о том, как заставить, а не о том, как заинтересовать, любить этот предмет.

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1.Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2.Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

3.Для проявления интереса к изучаемому предмету, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интересен для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5.Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проявляется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7.Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношения к предмету.

В наше время известна мысль, что ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо «зажечь», завоевала широкое признание. И если на практике мы нередко сталкиваемся с тем, что факелы еле-еле тлеют, а сосуды упорно наполняются, то это происходит совсем не из-за несогласия с этой замечательной идеей.

Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики -выучить и ответить. Богатого опыта активного обучения у нас пока не очень много. Ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, открывать и изобретать сам.

Творчество - это как раз способ осуществления инновационных процессов, его сердцевина, хотя само понятие инновационного подхода, инновационного потока шире. Но оно как раз охватывает категории: новое, новаторство, традиции, преемственность, условия и способы внедрения, жизненный цикл нововведения и другие, связанные с диалектическим пониманием творчества. У творческого учителя - творческие ученики.

Общеизвестно, что нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями.

Важное условие и средство их выявления и развития - творческий учитель. Очень точно это подметил В.А. Сухомлинский: «Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики -нет и талантливых учеников: в этом случае, тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель - это первый светоч интеллектуальной жизни...».

Подтверждением этой мысли является и такой феномен: победителями международных, республиканских, городских олимпиад по математике, физике, химии и другим предметам в течение многих лет являются учащиеся одних и тех же учителей. Какие же конкретно качества творческого учителя позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? Прежде всего, это нацеленность на формирование творческой личности школьника, педагогический такт, способность сочувствия, сопереживания, поощрение учителем детского воображения, артистизм, развитое чувство юмора, умение ставить интересные, неожиданные, парадоксальные, занимательные вопросы, создавать проблемные ситуации, умение возбуждать вопросы детей.

Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Наши наблюдения показывают, что более 80 процентов вопросов, с которыми учителя обращаются к ученикам, требуют только механического воспроизведения выученного. Активную поисковую деятельность стимулируют вопросы, требующие выбрать из необъятного багажа самых разнообразных знаний те единственные, которые необходимы в данной ситуации.

Такие вопросы, в которых предлагается подтвердить собственными примерами физические, биологические, химические, грамматические закономерности.

Высокую умственную активность, связанную как с поисковой, так и с конструктивной деятельностью, вызывают такие задания, которые требуют от школьника исправления чьих-либо логических, фактических, стилистических и прочих ошибок.

В общем, таких вопросов много. При работе с новым материалом и при закреплении и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих поисковое мышление школьников. Необходимо отметить,

что проблемные, поисковые вопросы и задания оживут и «заиграют» на уроках только тогда, когда учитель сам пройдет этот путь.

Многолетний опыт работы позволяет выделить три группы учителей: те, кто хотят и могут работать творчески; те, кто трудятся добросовестно, хотят работать творчески; те, кто не стремятся к творчеству, работают формально.

Наблюдения также позволяют прийти и к другому выводу: плохие знания учащихся являются следствием рыхлости, нецелеустремленности уроков, что является следствием неумения учителем выделить главное или формального отношения к делу.

Важное значение для возбуждения творчества школьников имеет и знание учениками творческих способностей и склонностей своего учителя, многие из которых проявляются вне урока: учитель математики пишет стихи, учитель трудового обучения играет волейбол, учитель физического воспитания играет на гитаре, учитель физики интересуется фантастикой и т.д. Именно творческие учителя постоянно организуют конкурсы творческих работ учащихся (конкурсы рисунков, стихов и др.).

Современной школе нужен широко образованный гуманист -интеллигент, убежденный друг молодежи, настоящий профессионал. Школа, дети ждут педагога внутренне свободного, с новым мышлением, ориентированного, прежде всего, на ребенка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность. Творческий труд, творческий подход к своему делу должен стать отличительной чертой каждого интеллигента -ученого или инженера, учителя или врача.

Педагогическая практика знает сегодня, что творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных чувств - радостью познания.

1987.

Литература:

1. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: 1975.

2. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. М.

3. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: 1990.

References:

1. Suhomlinsky V. A. About education. M.: 1975.

2. Potashnik M. M. How to develop pedagogical creativity. M.: 1987.

3. Levin V. A Education of creativity. M.: 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.